Психология манипулятивного взаимодействия: Манипуляции и способы защиты от них

Содержание

Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита

155

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, 1997. — 344 с. ISBN5-88711-038-4

Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности.

Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми.

© Е. Л. Доценко, 1996

© ЧеРо, 1996

Оглавление

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН …7

Глава 1 методологическая ориентация…15

1.1. Выбор парадигмы …16

1.1.1. Парадигмальные координаты… 17

1.1.2. Соотношение парадигм… 22

1.1.3. Почему герменевтика?… 24

1.2. Герменевтика действия… 29

1.2.1. Действие как текст… 30

1. 2.2. Доступность контекстов… 32

1.2.3. Квалификация толкователя… 35

1.2.4. Проблема языка описания… 37

Глава 2. Что такое манипуляция…42

2.1. Феноменологическое описание …42

2.1.1. Феноменологическая представленность или усмотрение?…43

2.1.2. Происхождение термина «манипуляция» … 44

2.1.3. Метафора манипуляции…47

2.2. Психологическое определение манипуляции … 48

2.2.1. Исходные рубежи… 49

2.2.2. Выделение признаков… 50

2.2.3. Формирование критериев … 52

2.2.4. Определение манипуляции… 58

2.3. Психологическое воздействие… 60

Глава 3. Предпосылки манипуляции… 63

3.1. Культурные предпосылки манипуляции… 65

3.2. Манипулятивная природа социума… 68

3.3. Межличностные основания… 73

3.3.1. Межличностная общность… 74

3.3.2. Деформации общения… 77

3.3.3. Манипулятивные уклонения… 79

3.4. Имя ему — легион (Манипулятор в каждом из нас).

.. 84

3.4.1. Множественная природа личности… 86

3.4.2. Внутриличностное взаимодействие… 88

3.4.3. Внутренний мир манипулятора и его жертвы…92

3.5. Технологические требования…97

3.6. Место манипуляции в системе человеческих отношений… 100

Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника тайной стражи… 105

3

Глава 4. Манипулятивные технологии… 108

4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия… 109

4.1.1. Целенаправленное преобразование информации… 109

4.1.2. Сокрытие воздействия… 113

4.1.3. Средства принуждения… 114

4.1.4. Мишени воздействия… 114

4.1.5. Роботизация… 116

4.2. Подготовительные старания манипулятора . . 117

4.2.1. Контекстуальное оформление… 117

4.2.2. Выбор мишеней воздействия… 122

4.2.3. Установление контакта … 125

4.3. Управление переменными взаимодействия … 128

4.3.1. Межличностное пространство .

.. 129

4.3.2. Инициатива… 131

4.3.3. Направленность воздействия… 132

4.3.4. Динамика… 135

4.4. Информационно-силовое обеспечение… 137

4.4.1. Психологическое давление… 137

4.4.2. Информационное оформление… 140

Глава 5. Механизмы манипулятивного воздействия … 146

5.1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры… 146

5.2. Механизмы психологического воздействия . . . 148

5.2.1. Удержание контакта… 148

5.2.2. Психические автоматизмы… 150

5.2.3. Мотивационное обеспечение… 153

5.3. Виды и процессы манипулятивного воздействия… 156

5.3.1. Перцептивные марионетки… 157

5.3.2. Конвенциональные роботы… 160

5.3.3. Живые орудия … 162

5.3.4. Управляемое умозаключение… 163

5.3.5. Эксплуатация личности адресата… 165

5.3.6. Духовное помыкание … 168

5.3.7. Приведение в состояние повышенной покорности. .. 169

5.3.8. Комбинирование… 170

5.4. Обобщение модели психологической манипуляции… 172

5.5. Деструктивность манипулятивного воздействия… 175

Опыт «изготовления» трагического Моцарта… 178

4

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации


www.koob.ru


Доценко Е. Л.

Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. ISBN 5-88711-038-4

Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии как психология общения и психология личности.

Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми.

ISBN 5-88711-088-4

© Е. Л. Доценко, 1997 © ЧеРо, 1997

Оглавление

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН . ………7

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ….. 15

1.1. Выбор парадигмы …………… 16

1.1.1. Парадигмальные координаты……… 17

1.1.2. Соотношение парадигм………… 22

1.1.3. Почему герменевтика? ………… 24

1.2. Герменевтика действия…………. 29

1.2.1. Действие как текст…………. 30

1.2.2. Доступность контекстов……….. 32

1.2.3. Квалификация толкователя……… 35

1.2.4. Проблема языка описания………. 37

Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ……… 42

2.1. Феноменологическое описание ……… 42

2.1.1. Феноменологическая представленность

или усмотрение?…………… 43

2.1.2. Происхождение термина «манипуляция» … 44

2.1.3. Метафора манипуляции……….. 47

2.2. Психологическое определение манипуляции … 48

2.2.1. Исходные рубежи………….. 49

2.2.2. Выделение признаков………… 60

2.2.3. Формирование критериев . ……… 62

2.2.4. Определение манипуляции………. 68

2.3. Психологическое воздействие………. 60

Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ……. 63

3.1. Культурные предпосылки манипуляции….. 65

3.2. Манипулятивная природа социума……. 68

3.3. Межличностные основания……….. 73

3.3.1. Межличностная общность………. 74

3.3.2. Деформации общения………… 77

3.3.3. Манипулятивные уклонения……… 79

3.4. Имя ему — легион (Манипулятор

в каждом из нас)……………. 84

3.4.1. Множественная природа личности…… 86

3.4.2. Внутриличностное взаимодействие…… 88

3.4.3. Внутренний мир манипулятора

и его жертвы……………. 92

3.5. Технологические требования………. 97

3.6. Место манипуляции в системе человеческих

отношений……………… 100

Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника

тайной стражи…………. … 105

3

Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ….. 108

4.1. Основные составляющие манипулятивного воздействия …………….. 109

4.1.1. Целенаправленное преобразование информации……………. 109

4.1.2. Сокрытие воздействия……….. 113

4.1.3. Средства принуждения……….. 114

4.1.4. Мишени воздействия……….. 114

4.1.6. Роботизация…………… 116

4.2. Подготовительные старания манипулятора 117

4.2.1. Контекстуальное оформление…….. 117

4.2.2. Выбор мишеней воздействия…….. 122

4.2.3. Установление контакта ………. 126

4.3. Управление переменными взаимодействия … 128

4.3.1. Межличностное пространство ……. 129

4.3.2. Инициатива……………. 131

4.3.3. Направленность воздействия…….. 132

4.3.4. Динамика…………….. 136

4.4. Информационно-силовое обеспечение….. 137

4.4.1. Психологическое давление……. .. 137

4.4.2. Информационное оформление……. 140

Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………… 146

5.1. «Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры…… 146

5.2. Механизмы психологического воздействия . . . 148

6.2.1. Удержание контакта………… 148

5.2.2. Психические автоматизмы……… 150

5.2.3. Мотивационное обеспечение…….. 163

5.3. Виды и процессы манипулятивного

воздействия…………….. 156

5.3.1. Перцептивные марионетки……… 157

5.3.2. Конвенциональные роботы……… 160

5.3.3. Живые орудия………….. 162

5.3.4. Управляемое умозаключение…….. 163

5.3.5. Эксплуатация личности адресата…… 165

5.3.6. Духовное помыкание ……….. 168

5.3.7. Приведение в состояние повышенной покорности……………. 169

5.3.8. Комбинирование………….. 170

5.4. Обобщение модели

психологической манипуляции. ……. 172

5.5. Деструктивность манипулятивного

воздействия…………….. 175

Опыт «изготовления»

трагического Моцарта ………… 178

4

Глава 6. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ ……. 185

6.1. Понятие психологических защит……. 186

6.1.1. Психологическая защита

в разных теоретических контекстах …. 187

6.1.2. Семантическое поле и определение

понятия «психологическая защита» …. 191

6.2. Виды психологических защит……… 194

6.2.1. Межличностные защиты и

защиты внутриличностные……… 195

6.2.2. Базовые защитные установки……. 199

6.2.3. Специфические и неспецифические

защиты……………… 204

6.3. Механизмы психологических защит…… 208

6.3.1. Неспецифические защитные действия . . . 209

6.3.2- Протекция личностных структур…… 210

6.3.3. Защита психических процессов …… 213

6.3.4. Навстречу манипулятивной технологии . . . 215

6.4. Проблема распознавания угрозы

манипулятивного вторжения……… 217

6.4.1. Возможные индикаторы………. 219

6.4.2. Распознавание манипуляции

в живом общении…………. 223

6.5. Надо ли защищаться от манипуляции? …. 227

Начальник тайной стражи

при Понтии Пилате защищается…….. 228

Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………. 231

7.1. Защитные действия

в условиях манипулятивного воздействия . . . 232

7.1.1. Планирование…………… 232

7.1.2. Процедура…………….. 238

7.1.3. Результаты……………. 240

7.1.4. Обсуждение……………. 242

7.1.5. Свободное истолкование

видеофрагмента………….. 244

7.2. Мошенник и жертва:

кому больше досталось? ……….. 252

7.2.1. История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства ……………. 252

7. 2.2. Был ли великий комбинатор

великим манипулятором?……… 260

7.3. Диалог как метод исследования…….. 262

Глава 8. ОБУЧЕНИЕ ЗАЩИТЕ

ОТ МАНИПУЛЯЦИИ…………. 265

8.1. Нужна ли защита?………….. 266

5

8.2. Создание «радара»………….. 270

8.2.1. Чувственный уровень……….. 271

8.2.2. Рациональный уровень……….. 272

8.3. Расширение мирного арсенала…….. 275

8.4. Психотехники совладания ………. 278

8.5. Личностный потенциал………… 281

Глава 9. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ

НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ?………. 286

9.1. Управление или помыкание?……… 288

9.2. Образование или развитие?………. 295

9.3. Коррекция или нормирование?…….. 303

Заключение…………………. 315

Приложения…………………. 318

Литература…………………. 328

Предметный указатель…………….. 335

Summary………… ……….. 342

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН

(вместо введения)

«Я работаю главным редактором регионального телевидения. Недавно мне срочно понадобилась одна из уже прошедших в эфире передач: хотелось освежить в памяти некоторые детали, чтобы не получилось разночтений… Захожу в студию и объясняю, что мне требуется, режиссеру, которая в это время занималась личными делами. Понятно, что ей не хотелось разыскивать нужную мне пленку, поэтому она сделала вид, что ничего подобного не помнит. Я пробую объяснить, о чем была та передача. Режиссер все так же продолжает «не понимать». Не сдержался — что-то грубое сказал ей и вышел.

В коридоре злость отхлынула и мне в голову пришла великолепная идея. Захожу в отдел редакторов и как бы ни к кому не обращаясь, говорю, что недавно у нас в эфире прошла неплохая передача о… Надо посмотреть, можно ли ее на конкурс представить. Автор этой передачи чуть не срывается с места: «Это моя передача. Сейчас принесу.» Не успел кофе себе приготовить — пленка уже была у меня на столе. »

История, описанная работником телевидения, примечательна тем, что в ней один и тот же человек в течение короткого времени побывал в двух ситуациях, содержащих успешную манипуляцию. Разница лишь в том, что в первой он оказался потерпевшей стороной, а во второй сам превратился в манипулятора.

Манипулятор и его жертва — основные роли, без которых манипуляция не состоится. Соответственно, и подходы к манипуляции у этих двоих будут различны… Однако, если для реализации манипулятивного воздействия достаточно указанных двух позиций, то при рассмотрении манипуляции количество точек зрения увеличивается. К позициям манипулятора и жертвы, включенных в процесс взаимодействия, добавляется множество внешних. В рассматриваемом контексте выделим позицию психолога-исследователя, психотехника и философа-моралиста.

Предоставляю слово всем, чьи позиции только что были упомянуты. Каждый из них по-своему сможет объяснить, зачем написана данная книга.

7

Итак, психолог-исследователь.

Начиная с В. Вундта, разрабатывавшего раздельно физиологическую психологию и психологию народов, психологическая наука развивалась с двух платформ: со стороны отдельной человеческой психики — в индивидуальном аспекте, и со стороны культуры — в социальном аспекте. Одновременно происходило их постепенное сближение, а стык между ними нередко оказывался одной из точек роста психологии. Современное состояние интересующей нас области подтверждает эту мысль: в последние годы интенсивно разрабатывались как психология общения, так и психология личности, а на их стыке обнажилась малоисследованная зона, содержащая тайну психологического взаимодействия. Соответственно, можно выделить три возможных точки рассмотрения.

Во-первых, манипуляция может быть рассмотрена как социально-психологический феномен. Основные проблемы проистекают из вопросов: что такое манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется, при каких условиях наиболее действенна, каковы производимые ею эффекты, возможна ли защита от манипуляции, как последняя может быть организована?

Во-вторых, манипуляция представляет собой узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и другие. Литература по психологическому воздействию содержит множество интересных эмпирических исследований и наблюдений, еще ждущих своего теоретического осмысления, вскрытия закономерностей, стоящих за этим многообразием. Есть надежда, что решение пакета проблем применительно к ма-нипулятивному воздействию даст средства решения подобных задач и для всего круга проблем психологии воздействия.

И в-третьих, интерес к механизмам защиты от манипуляции перемещает нас в область психологии личности, поскольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихи-ческой динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интеграцией и диссоциацией. Изучение манипуляции в данном аспекте высвечивает новые грани проблемы взаимопереходов между внешней и

8

внутренней активностью, смещая предмет исследования в плоскость общей психологии.

Таким образом, изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными.

Практический психолог (часто как психотехник).

Уже более десяти лет мы являемся свидетелями ранее невиданного для отечественной психологии процесса активного участия психологов в выполнении прямых заказов «со стороны». В дополнение к трудноуловимому социальному заказу психологи стали получать вполне конкретные финансово подкрепленные заявки на выполнение работ, отличительная черта которых — организованное воздействие на людей: групповые тренинги, групповая психотерапия, деловые игры, обучение методам управления, делового общения и т. п. Наличие готовых технологий такого воздействия создает возможность использования их и неспециалистами. Производимый этими технологиями психотехнический эффект создает у заказчика впечатление высокой профессиональной подготовки исполнителя-технолога. В результате технология, начав самостоятельную жизнь по законам рынка, допускает возможность своего употребления как средства достижения и негуманных целей. При каких условиях технология психологического воздействия становится манипулятивной — вопрос, поиск ответа на который составляет одну из задач настоящей работы.

Нередко и сам психолог — хочет он того или нет — становится наемным манипулятором. Это случается, например, когда ему заказывают психодиагностическое обследование с тем, чтобы уже принятому администрацией решению придать вид научно (или психологически) обоснованного. Подобное порой наблюдается и при аттестации кадров или формировании резерва на руководящие должности — обследование становится средством оказания давления на подчиненных или даже сведения счетов с неугодными. Манипулятивные нотки довольно часто слышатся уже в самом запросе заказчиков: научи управлять, скажи как воздействовать, посоветуй, что мне/нам с ним/ней/ними сделать и т. п. В большинстве случаев психолог находится в сложной ситуации выбора: с одной стороны, нельзя становиться инструментом в чужой игре, а

9

с другой, отказать — значит самоустраниться, уступив место непрофессионалу, потерять возможность изменить представления заказчика на более конструктивные и гуманные. Знание закономерностей манипулирования позволяет специалисту более грамотно выстраивать свою линию поведения в подобных условиях.

Немало случаев, когда сами клиенты ожидают от психолога манипулирования ими, а иногда и прямо ставят его в позицию манипулятора по отношению к себе. Несколько образцов типичных манипуляций по отношению к психологу-консультанту описаны у Э. Берна. Иногда психолога просят научить или помочь защититься от чьих-либо манипуляций. Примером может послужить жалоба клиентки на то, что муж запугивает ее, делает жизнь несносной. Находясь в формальном разводе, не уходит, более того — намерен переселиться к ней в получаемую ею квартиру. Выяснилось, что все сцены начинаются с его «особого взгляда», приводящего эту женщину в состояние страха и готовности снести все издевательства. Довольно часто проблема защиты от манипуляции является составной частью других, комплексных проблем. Поэтому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм.

Философ-моралист.

Волшебная сила слов проявляется в их «живучести» и « напористости ».

Первое означает, что раз появившееся понятие нельзя уничтожить — можно лишь видоизменить. С одной стороны, понятие задает бытие обозначаемого явления — порождает его «жизнь» в представлениях людей. Как только широкой публике становится известно, что в мире существует, скажем, манипуляция, то эту манипуляцию начинают замечать везде. И тогда возникает соблазн — особенно у заинтересованных исследователей или политиков от науки — растянуть это понятие на возможно больший класс явлений. При желании манипуляцию — или по меньшей мере ее элементы — можно обнаружить практически в любом фрагменте взаимодействия. Но так ли это на самом деле — вопрос, требующий ответа.

С другой стороны, содержание понятия гибко подстраивается под запросы новых поколений и задачи нового времени. С манипуляцией, первоначально обозначавшей лишь ловкость

10

и квалифицированные действия, случилось то же самое — сейчас этот термин употребляется по отношению к взаимодействию людей. Смена поразительна тем, что в первом значении к манипуляциям (например, медицинским или инженерным) относились с почтением к мастерству выполнявших их людей. Во втором же значении манипуляция обозначает нечто предосудительное.

Это относительно «живучести». «Напористость» слов отражает их поразительную активность и действенность. Практика использования какого-либо термина со временем ведет к видоизменению других понятий, особенно смежных. Как только одно и то же явление из «макиавеллианизма» перекрасилось в «манипуляцию», оно начало придавать новые оттенки таким понятиям как «управление», «контроль», «программирование» и т. п.

Кроме того, понятие, обозначившее какое-нибудь явление, требует, чтобы с этим явлением что-то делали. В случае с манипуляцией нередко возникает желание испытать ее силу в чистом виде — и это не может не настораживать. Вместе с тем параллельно разговорам о манипуляции возникает и проблема того, как от нее можно защититься — а это уже следует признать позитивным результатом появления термина «манипуляция» в данном значении. Исследовать отмеченные моменты — также в ряду задач настоящей монографии.

Манипулятор.

Почему-то принято считать, что манипуляция — это плохо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны. Таких примеров только в фольклоре можно найти десятки. Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль средства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно Довелось общаться.

В значительной степени поэтому манипуляция вызывает интерес не только исследователей, но и широкой публики. Еще одна причина такого интереса заключается в том, что

11

многим людям, управленцам в частности, пока еще трудно представить себе эффективное управление без использования манипуляции. Взгляды как идейных так и стихийных манипуляторов устремляются за помощью к психологии в надежде найти подсказки. Армия заинтересованных читателей перерывает массу литературы в поисках сведений о том, как влиять на людей. Неудивительно, что появление книг, специально посвященных данному вопросу, неизменно встречает и внимание, и поддержку.

Психологические знания действительно помогают эффективней управлять людьми. Например, если известно, что толстяки как правило добродушны и любят поесть, то имеет смысл учесть это, чтобы в случае необходимости суметь настроить такого человека на благосклонное отношение к себе. Или наоборот — привести его в дурное расположение духа, если то необходимо. Другой пример. Если, скажем, принять положение К. Юнга о том, что род души человека и его биологический пол не совпадают, то становится понятно, как можно помыкать мужчиной, мужественность которого вне всяких сомнений. Достаточно в нужный момент ставить эту мужественность под сомнение — и мужчина снова и снова будет бросаться доказывать свою мужественность.

Короче, почти любая книга по психологии — пока последняя находится в нынешнем своем состоянии — помогает эффективней манипулировать людьми. Тем более это справедливо по отношению к данной книге о манипуляции. Поскольку многие манипуляторы — всего лишь самоучки, то несомненна польза в книгах, которые помогли бы манипуляторам повысить свое мастерство. Вопрос ведь не в том манипулировать или нет — все люди регулярно делают это. Важно научиться манипулировать аккуратно, не вызывая подозрений со стороны своих жертв — зачем рубить сук, на котором сидишь…

Жертва манипуляции.

Почти вся академическая психология строится на мани-пулятивных основаниях. Человек в ней мыслится как испытуемый, нередко вообще как объект — восприятия, получения информации, воздействия, образования, воспитания и т. п. Примеров много: стремление разделить людей на типы, выявить корреляционные связи, позволяющие прогнозиро-

12

вать поведение человека в зависимости от тех или иных условий, стремление установить всеобщие (верные для всех людей) закономерности и т. п. Все это ведет к стереотипному подходу, к унификации знаний о человеке. Психология индивидуальных различий в таком контексте выглядит как слабое исключение, подтверждающее Большое Правило.

Спору нет — получаемые академической наукой сведения полезны и нужны. Сейчас же речь о том, что эти знания и подходы — великолепный подарок манипуляторам. А раз уж так получилось, то, возможно, психологии пора заняться еще и тем, как от обученных ею манипуляторов защищаться.

С одной стороны, важно выяснить, что происходит в душе человека, на которого оказывается манипулятивное давление. Бывает ни сейчас, ни потом, когда тебя уже одурачат, не удается понять, откуда появляется та или иная эмоциональная реакция, почему возникает желание взорваться и наговорить глупостей, хотя внешне все выглядит так мирно… Детальный анализ внутренних процессов, как известно, способствует овладению ими.

С другой стороны, не менее важно также изучить опыт успешной защиты: как происходит совладание с внешним давлением, откуда черпается сила для отпора, какими средствами и приемами люди при этом пользуются и т. д. Все это поможет нам научиться решать задачу защиты от манипуляции практически: в чем можно найти опору для организации отпора агрессору, какие для этого средства могут быть использованы, каким образом такие средства могут быть созданы, какие тактики могут быть употреблены и т. п.?

Не менее важна также проблема создания условий, в которых необходимость защиты от манипуляции была бы снижена. Такая проблема возникает там, где создаются психологические службы. Известно, что всякая психологическая служба, если она стремится стать полноценной, развивается в сторону тотального охвата людей, для воздействия на которых она создается. Как сделать, чтобы служба обслуживала, а не подавляла — пусть и несколько утопический, но не лишенный смысла (особенно здравого) вопрос.

* См., например, [Ковалев 1987, 1989; Гроф С. 1993].

13

* * *

Итак, уважаемые читатели, теперь вам известен круг проблем, относящихся к теме межличностной манипуляции. Решающим соображением, которое подтолкнуло меня к работе над данной темой, было то, что хорошая манипуляция, имеющая точно намечавшийся и достаточное время сохраняющийся эффект, является произведением искусства — искусства влиять на людей. В манипулятивном спектакле восхитительным образом сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Разрушить столь искусственную (сколь и искусную) конструкцию в большинстве случаев несложно, тогда как придумать и успешно воплотить хорошую манипуляцию труднее, чем от нее защититься. Поэтому защита от манипуляции — это в значительной степени технология. А как известно, технологией (или ремеслом) овладевать легче, чем искусством. Поэтому пристальное рассмотрение проблемы манипуляции, как мне представляется, дает больше преимуществ жертвам манипулятив-ного вторжения, а не манипуляторам.
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Рефлексия способов порождения знаний, средств их преобразования и путей использования составляет предмет методологической заботы исследователя в любой отрасли знания. Психология особенно чувствительна к методологическим проблемам. Объяснить эту особенность можно ее двойственным положением в статусе то ли естественной, то ли гуманитарной. Спор о том, относить психологию к гуманитарным или естественным наукам, похоже, все еще не завершен. Оснований для вынесения как одного решения, так и другого можно, как и во всяком длительном споре, привести множество. По-видимому, как это часто бывает, спор ведется исходя из разных, до сих пор не отрефлексированных, оснований. Психологам в силу такого положения нашей науки достается немало хлопот в том, чтобы определиться в собственной логике работы. Проблема встает с особенной остротой, когда предметом психологических исследований становится общение людей, глубинные или вершинные внутриличностные процессы. «В результате приходится констатировать, что живая реальность человеческих отношений либо недоступна научно-психологическому анализу вообще, либо требует другой методологии» [Смирнова 1994, с. 8].

Стремление определиться в собственной логике исследования и вызвало к жизни эту главу. Сфера действия заявленных положений и сделанных выводов при этом ограничена только настоящим исследованием. Речь идет не о предложении новой методологии и не о призыве к коллегам изменить логику психологических исследований, а лишь о прояснении — удобства в работе ради — собственной позиции. Начало настоящей главы посвящено поиску оснований, позволяющих объяснить выбор методологической платформы, в рамках которой выполнена данная работа. Затем внимание читателей будет при-

15

влечено к обоснованию адекватности избранной методологической парадигмы применительно к поставленным исследовательским задачам.

1.1. Выбор парадигмы

Трудность, с которой сталкивается психолог-исследователь, заключается в том, что ему приходится лавировать между общенаучными нормами и внутренней сущностью изучаемой реальности.

С одной стороны стоят традиции университетского психологического образования, которые (в части программ) отражают ценности и требования экспериментальной науки, явно ориентирующие на физику как «образцовую» науку. Примеры постулатов естественнонаучного способа мышления:

• факты — превыше всего,

• законы природы — это обнаруживаемые исследователями устойчивые тенденции или факторы, действительно существующие там, где мы их обнаруживаем — в природе,

• истина — одна для всех,

• любое суждение является или истинным, или ложным — третьего не дано и т. п.

С другой стороны психолог соприкасается с несколькими классами психических феноменов, которые упрямо отказываются подчиняться естественнонаучной логике: факты возникают в результате желания их иметь; почти каждое утверждение оказывается относительным и допускает множественность истолкований; как факты, так и суждения видоизменяются при смене контекста; взаимосвязанность всего со всем столь велика, что «установить наличие зависимости» можно между всем, что угодно…

Научные нормы предписывают проводить подробный анализ, который, препарируя и умерщвляя живую ткань жизни, ведет к более детальному описанию — ив этом смысле пониманию — изучаемой реальности. Но платить за это приходится потерей целостности понимания [Гадамер 1988; Хёйзинга 1992; Гроф 1993; Крипнер и де Карвало 1993; Бейтсон и Бейтсон 1994; Федоров 1992, 1995]. Прогрессирующее дробление предмета исследования ведет к узкой спе-

16

циализации, в результате — к утрате контекста. Сущность психологической феноменологии, наоборот, требует умения восстанавливать этот контекст, более того, включать его в работу, буквально «держать под рукой». В противном случае от нас ускользает само качество психического.

В естественнонаучной логике идеалом является умение предсказать некое явление, основываясь на законе, которому это явление подчиняется. Психическая же реальность такова, что основную свою сущность выражает в непредсказуемости [Налимов 1990]. Стремление предсказывать неизбежно сдвигает исследователя на изучение следствий из этой сущности, более поверхностных ее проявлений.

Психологам приходится отказываться также и от привычки мыслить в рамках дихотомии «или верно, или неверно». Взамен приходит суждение «все верно и все неверно одновременно», которое предполагает проводить тщательную рефлексию исходных оснований при вынесении оценочных суждений.

Каталог: media -> uploads
uploads -> Шифр специальности: 19. 00. 13 Психология развития, акмеология Формула специальности: Содержанием специальности 19. 00. 13 – «Психология развития, акмеология»
uploads -> Цели освоения дисциплины
uploads -> Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы
uploads -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
uploads -> Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению 38. 04. 03 Управление персоналом
uploads -> Рабочая программа дисциплины 081100. 62 Государственное и муниципальное управление Очная и заочная форма обучения
uploads -> Рабочая программа курса Для студентов 4-х годичного заочного отделения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
uploads -> Похититель рассудка
uploads -> Рабочая программа учебной дисциплины «Основы конфликтологии в РиСО»
uploads -> Методические рекомендации для подготовки к экзамену. Программа вступительного экзамена адресована абитуриентам, поступающим на обучение по образовательным программам магистратуры направления подготовки 44


Скачать 4.24 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

14 Признаки психологического и эмоционального манипулирования

Источник: Shutterstock

Психологическое манипулирование можно определить как оказание неправомерного влияния посредством психического искажения и эмоциональной эксплуатации с намерением захватить власть, контроль, выгоды и/или привилегии в руках жертвы. расход.

Важно отличать здоровое социальное влияние от психологического манипулирования. Здоровое социальное влияние происходит между большинством людей и является частью конструктивных отношений. В психологической манипуляции один человек используется в интересах другого. Манипулятор намеренно создает дисбаланс власти и использует жертву для достижения своих целей.

Ниже приведен список из 14 «уловок», которые манипуляторы часто используют, чтобы поставить других в невыгодное положение, со ссылками на мои книги «Как успешно справляться с манипулятивными людьми» и «Практическое руководство для манипуляторов по изменению к Высшему Я». . Это не исчерпывающий список, а скорее подборка как тонких, так и резких примеров принуждения. Не каждый, кто действует следующим образом, возможно, намеренно пытается вами манипулировать. У некоторых людей просто очень плохие привычки. Тем не менее, важно распознавать такое поведение в ситуациях, когда на карту поставлены ваши права, интересы и безопасность.

1. Home Court Advantage

Человек-манипулятор может настоять на том, чтобы вы встретились и взаимодействовали в физическом пространстве, где он или она может проявлять больше доминирования и контроля. Это может быть офис манипулятора, его дом, машина или другие места, где он чувствует причастность и знакомство (и где вам их не хватает).

2. Позвольте вам говорить первым, чтобы установить базовый уровень и выявить слабые стороны

Многие продавцы делают это, когда ищут вас. Задавая вам общие и уточняющие вопросы, они устанавливают базовые данные о вашем мышлении и поведении, исходя из которых затем могут оценить ваши сильные и слабые стороны. Этот тип допроса со скрытой повесткой дня может также возникать на рабочем месте или в личных отношениях.

3. Манипулирование фактами

Примеры: Ложь. Оправдание. Быть двуличным. Обвинение жертвы в том, что она стала причиной собственной виктимизации. Деформация истины. Стратегическое раскрытие или сокрытие ключевой информации. Преувеличение. Преуменьшение. Односторонний уклон вопроса.

4. Завалите вас фактами и статистикой

Некоторым людям нравится «интеллектуальное запугивание», когда они считают себя экспертами и наиболее осведомленными в определенных областях. Они пользуются вами, навязывая предполагаемые факты, статистику и другие данные, о которых вы, возможно, мало знаете. Это может произойти в продажах и финансовых ситуациях, в профессиональных дискуссиях и переговорах, а также в социальных и личных спорах. Предполагая экспертную власть над вами, манипулятор надеется более убедительно протолкнуть свои планы. Некоторые люди используют эту технику только для того, чтобы почувствовать чувство интеллектуального превосходства.

Это, конечно, не означает, что факты и доказательства не важны (наоборот). Дело в том, что существует существенная разница между представлением объективных фактов с целью решения проблемы и использованием предвзятой и/или скрытой информации с целью манипулирования.

5. Задавить вас процедурами и бюрократией

Некоторые люди используют бюрократию – документы, процедуры, законы и подзаконные акты, комитеты и другие препятствия, чтобы сохранить свое положение и власть, усложняя вашу жизнь. Этот метод также можно использовать для того, чтобы отсрочить установление фактов и поиск истины, скрыть недостатки и слабости и избежать проверки.

6. Повышение голоса и проявление негативных эмоций

Некоторые люди повышают голос во время обсуждения, что является формой агрессивного манипулирования. Можно предположить, что если они проецируют свой голос достаточно громко или проявляют негативные эмоции, вы подчинитесь их принуждению и дадите им то, что они хотят. Агрессивный голос часто сочетается с сильным языком тела, таким как стояние или возбужденные жесты, чтобы усилить воздействие.

7. Негативные сюрпризы

Некоторые люди используют негативные сюрпризы, чтобы вывести вас из равновесия и получить психологическое преимущество. Это может варьироваться от низкого балла в переговорной ситуации до внезапного заявления, что она или он не сможет пройти и каким-то образом реализовать. Как правило, неожиданная негативная информация приходит без предупреждения, поэтому у вас мало времени, чтобы подготовиться и противостоять их ходу. Манипулятор может потребовать от вас дополнительных уступок, чтобы продолжить работу с вами.

8. У вас мало или совсем нет времени на принятие решения

Это обычная тактика продаж и переговоров, когда манипулятор оказывает давление на вас, чтобы вы приняли решение, прежде чем вы будете готовы. Применяя к вам напряжение и контроль, есть надежда, что вы «трещите» и уступаете требованиям агрессора.

9. Негативный юмор, направленный на то, чтобы указать на ваши слабости и лишить вас силы

Некоторые манипуляторы любят делать критические замечания, часто замаскированные под юмор или сарказм, чтобы вы выглядели неполноценными и менее защищенными. Примеры могут включать в себя любые комментарии, начиная от вашего внешнего вида и смартфона старой модели, до вашего прошлого и учетных данных, до того факта, что вы опоздали на две минуты и запыхались. Выставляя вас в дурном свете и заставляя вас чувствовать себя плохо, агрессор надеется установить над вами психологическое превосходство.

10. Постоянно осуждайте и критикуйте вас, чтобы заставить вас чувствовать себя неадекватным

В отличие от предыдущего поведения, когда негативный юмор используется в качестве прикрытия, здесь манипулятор напрямую выбирает вас. Постоянно маргинализируя, высмеивая и отвергая вас, она или он выводит вас из равновесия и поддерживает свое превосходство. Агрессор намеренно создает впечатление, что с вами всегда что-то не так, и что, как бы вы ни старались, вы неадекватны и никогда не будете достаточно хороши. Примечательно, что манипулятор сосредотачивается на негативе, не предлагая искренних и конструктивных решений и не предлагая осмысленных способов помощи.

11. Молчаливое обращение

Намеренно не отвечая на ваши разумные звонки, текстовые сообщения, электронные письма или другие вопросы, манипулятор берет на себя власть, заставляя вас ждать, и намеревается вселить в ваш разум сомнения и неуверенность. Молчаливое обращение — это игра в голову, где молчание используется как форма рычага.

12. Притвориться невежественным

Это классическая тактика «притвориться дураком». Притворяясь, что она или он не понимает, чего вы хотите или что вы хотите, чтобы она сделала, манипулятор/пассивно-агрессивный человек заставляет вас взять на себя его ответственность и заставляет вас вспотеть. Некоторые дети используют эту тактику, чтобы задерживать, тормозить и манипулировать взрослыми, заставляя их делать за них то, чего они делать не хотят. Некоторые взрослые также используют эту тактику, когда им есть что скрывать или выполнять обязательства, которых они хотят избежать.

13. Преследование вины

Примеры: необоснованное обвинение. Ориентация на слабое место получателя. Перекладывание ответственности за счастье и успех манипулятора или за несчастья и неудачи на другого.

Ориентируясь на эмоциональные слабости и уязвимость получателя, манипулятор принуждает получателя уступать необоснованным просьбам и требованиям.

14. Жертва

Примеры: преувеличенные или воображаемые личные проблемы. Преувеличенные или воображаемые проблемы со здоровьем. Зависимость. Созависимость. Преднамеренная слабость, чтобы вызвать сочувствие и благосклонность. Играя в слабого, бессильного или мученика.

Цель манипулятивной жертвы часто состоит в том, чтобы эксплуатировать добрую волю, угрызения совести, чувство долга и обязательства получателя или инстинкт защиты и воспитания, чтобы извлечь необоснованные выгоды и уступки.

Советы о том, как справляться с манипулятивными людьми и как манипулятивные люди могут измениться к лучшему, см. в ссылках ниже.

© 2015, Престон С. Ни. Все права защищены по всему миру. Нарушение авторских прав может привести к судебному преследованию нарушителя.

ГудТерапи | Манипуляция

Манипуляция — это практика использования косвенных тактик для управления поведением, эмоциями и отношениями.

Что такое манипуляция?

Большинство людей занимаются периодическими манипуляциями. Например, говоря знакомому, что вы чувствуете себя «хорошо», когда вы на самом деле в депрессии, технически это форма манипуляции, потому что это контролирует восприятие вашего знакомого и реакцию на вас.

Однако манипулирование может иметь и более коварные последствия и часто связано с эмоциональным насилием, особенно в интимных отношениях. Большинство людей негативно относятся к манипулированию, особенно когда оно наносит вред физическому, эмоциональному или психическому здоровью человека, которым манипулируют.

В то время как люди, которые манипулируют другими, часто делают это, потому что чувствуют потребность контролировать свое окружение и окружение, побуждение, которое часто проистекает из глубоко укоренившегося страха или беспокойства, это нездоровое поведение. Участие в манипулировании может помешать манипулятору соединиться со своим подлинным «я», а манипулирование может привести к тому, что человек испытает широкий спектр вредных последствий.

Последствия манипулирования для психического здоровья

Если не принять меры, манипулирование может привести к ухудшению психического здоровья тех, кто подвергается манипулированию. Хронические манипуляции в близких отношениях также могут быть признаком эмоционального насилия, которое в некоторых случаях может иметь эффект, аналогичный травме, особенно когда жертву манипуляции заставляют чувствовать вину или стыд.

Жертвы хронических манипуляций могут:

  • Чувствовать себя подавленным
  • Развитие беспокойства
  • Развитие нездоровых моделей преодоления трудностей
  • Постоянно старайтесь угодить манипулятору
  • Ложь о своих чувствах
  • Ставить потребности другого человека выше своих собственных
  • Трудно доверять другим

В некоторых случаях манипуляция может быть настолько распространенной, что заставляет жертву сомневаться в своем восприятии реальности. Классический фильм « Газовый свет » проиллюстрировал одну из таких историй, в которой муж женщины тонко манипулировал ею до тех пор, пока она не перестала доверять собственному восприятию. Например, муж тайком выключил газовые фонари и убедил жену, что тусклый свет был только у нее в голове.

Манипуляции и психическое здоровье

Хотя большинство людей время от времени прибегают к манипуляциям, хроническая картина манипулирования может указывать на лежащие в их основе проблемы с психическим здоровьем.

Манипуляции особенно распространены при диагнозах расстройств личности, таких как пограничная личность (ПРЛ) и нарциссическая личность (НПЛ). Для многих с ПРЛ манипулирование может быть средством удовлетворения их эмоциональных потребностей или получения признания, и это часто происходит, когда человек с ПРЛ чувствует себя неуверенно или покинутым. Поскольку многие люди с ПРЛ были свидетелями или испытали на себе жестокое обращение, манипулирование могло развиться как механизм выживания для косвенного удовлетворения потребностей.

У людей с нарциссической личностью (НПЛ) могут быть разные причины для манипулятивного поведения. Поскольку людям с НРЛ может быть трудно установить близкие отношения, они могут прибегать к манипуляциям, чтобы «удержать» своего партнера в отношениях. Характеристики нарциссической манипуляции могут включать стыд, обвинение, игру в «жертву», проблемы с контролем и газлайтинг.

Синдром Мюнхгаузена по доверенности, во время которого лицо, осуществляющее уход, причиняет боль другому человеку, чтобы привлечь внимание или привязанность, является еще одним состоянием, которое характеризуется манипулятивным поведением.

Манипуляция в отношениях

Длительное манипулирование может иметь серьезные последствия в близких отношениях, в том числе между друзьями, членами семьи и романтическими партнерами. Манипуляции могут ухудшить здоровье отношений и привести к ухудшению психического здоровья тех, кто находится в отношениях, или даже к разрыву отношений.

В браке или партнерстве манипулирование может заставить одного из партнеров чувствовать себя запуганным, изолированным или бесполезным. Даже в здоровых отношениях один партнер может непреднамеренно манипулировать другим, чтобы избежать конфронтации или даже в попытке удержать своего партнера от чувства бремени. Многие люди могут даже знать, что ими манипулируют в отношениях, и предпочитают игнорировать или преуменьшать это. Манипуляции в интимных отношениях могут принимать разные формы, включая преувеличение, чувство вины, дарение подарков или выборочное проявление привязанности, сохранение секретов и пассивную агрессию.

Родители, которые манипулируют своими детьми, могут вызвать у них чувство вины, депрессию, тревогу, проблемы с питанием и другие психические расстройства. Одно исследование также показало, что родители, которые регулярно используют тактику манипуляции со своими детьми, могут увеличить вероятность того, что их дети также будут использовать манипулятивное поведение. Признаки манипуляции в отношениях между родителями и детьми могут включать в себя чувство вины у ребенка, отсутствие ответственности со стороны родителя, преуменьшение достижений ребенка и потребность участвовать во многих аспектах жизни ребенка.

Люди также могут чувствовать, что ими манипулируют, если их дружба стала токсичной. В манипулятивной дружбе один человек может использовать другого для удовлетворения своих собственных потребностей за счет друга. Друг-манипулятор может использовать вину или принуждение, чтобы добиться одолжения, например, одолжить деньги, или он может обратиться к этому другу только тогда, когда ему нужно удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности, и может найти оправдания, когда у его друга есть потребности в отношениях.

Примеры манипулятивного поведения

Иногда люди могут неосознанно манипулировать другими, не осознавая до конца, что они делают, в то время как другие могут активно работать над укреплением своей тактики манипулирования. Некоторые признаки манипуляции включают:

  • Пассивно-агрессивное поведение
  • Скрытые угрозы
  • Нечестность
  • Сокрытие информации
  • Изоляция человека от близких
  • Газлайтинг
  • Словесные оскорбления
  • Использование секса для достижения целей

Поскольку мотивы манипулирования могут варьироваться от бессознательных до злонамеренных, важно определить обстоятельства происходящего манипулирования. Хотя разрыв отношений может иметь решающее значение в ситуациях жестокого обращения, терапевт может помочь другим научиться справляться с манипулятивным поведением со стороны других или противостоять ему.

Как вести себя с манипулятивными людьми

Когда манипулирование становится токсичным, справиться с поведением других может быть утомительно. Было показано, что манипулирование на рабочем месте снижает производительность, а манипулятивное поведение близких может сделать реальность сомнительной. Если вы чувствуете, что вами манипулируют в любых отношениях, может быть полезно:

  • Отключить. Если кто-то пытается получить от вас определенный эмоциональный отклик, решите не давать ему этого. Например, если известно, что друг-манипулятор льстит вам, прежде чем попросить о чрезмерной услуге, не подыгрывайте ему, а отвечайте вежливо и продолжайте разговор.
  • Будьте уверены. Иногда манипулирование может включать в себя попытки одного человека заставить другого человека усомниться в своих способностях, интуиции или даже реальности. Если это произойдет, вам может помочь придерживаться вашей истории; однако, если это часто происходит в близких отношениях, возможно, пришло время расстаться.
  • Разберитесь с ситуацией. Вызовите манипулятивное поведение, когда оно происходит. Сосредоточение внимания на том, как действия другого человека влияют на вас, а не начинайте с обвинительного заявления, также может помочь вам прийти к решению, подчеркнув при этом, что его манипулятивная тактика на вас не подействует.
  • Будьте в теме. Когда вы указываете на поведение, которое заставляет вас чувствовать, что вами манипулируют, другой человек может попытаться преуменьшить ситуацию или запутать ситуацию, поднимая другие вопросы в качестве отвлечения внимания. Помните свою главную мысль и придерживайтесь ее.

Борьба с манипулированием в терапии

Лечение и терапия манипулятивного поведения могут во многом зависеть от того, какие основные проблемы вызывают такое поведение. Если, например, манипуляция вызвана основной проблемой психического здоровья, индивидуальная терапия может помочь этому человеку понять, почему его поведение вредно для него самого и окружающих. Консультант также может помочь манипулирующему человеку освоить навыки взаимодействия с другими, уважая их границы и устраняя скрытую неуверенность, которая может способствовать такому поведению.

Некоторые проблемы с психическим здоровьем, такие как пограничная личность, могут вызывать у людей чувство беспокойства в отношениях, заставляя их действовать манипулятивно, чтобы чувствовать себя в безопасности. В этих случаях терапевт может помочь человеку решить проблему его психического здоровья, что, в свою очередь, может уменьшить его беспокойство и помочь ему чувствовать себя в безопасности в своих отношениях.

Ссылки:

  1. Буб, К., и Ломмен, М.Дж.Дж. (2017). Роль вины в посттравматическом стрессовом расстройстве. Европейский журнал психотравматологии, 8 (1). дои: 10.1080/20008198.2017.1407202
  2. Буткович, А., и Братко, Д. (2007). Семейное изучение тактики манипулирования. Личность и индивидуальные различия, 43 (4), 791-801. Получено с https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191886907000499
  3. .
  4. Восемь способов распознать эмоциональную манипуляцию. (н.д.). Кассиопея.com. Получено с http://www.cassiopaea.com/cassiopaea/emotional_manipulation.htm
  5. .
  6. Гасс, Г.З., и Николс, В.К. (1988). Газлайтинг: семейный синдром. Современная семейная терапия, 10 (1), 3-16. дои: 10.1007/BF00922429
  7. Касель, Э. Л., Эннис, Н., и Перейра, Д. (2017). Нарциссическое расстройство личности в клинической практике психологии здоровья: тематические исследования сопутствующих психологических расстройств и заболеваний, ограничивающих жизнь. Journal of Behavioral Medicine, 43 (3), 156-164. дои: 10.1080/08964289.2017.1301875
  8. Швантес, М. (2018, 16 мая). 5 гениальных способов справиться с токсичными людьми на работе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts