Психология месть: Месть – что за ней скрывается

Содержание

Почему люди мстят и так ли это улучшает жизнь, как принято считать

Отношения 15 января

Не стоит романтизировать это явление.

В кино часто встречается сюжет, где кто‑то обидел главного героя и тот непременно должен отомстить. Когда ему это удаётся, зрители восхищённо выдыхают: справедливость восторжествовала. А герой наконец может отправиться в счастливую жизнь. Или в загробную, если речь идёт о фильме «Привидение».

Месть подаётся как нечто правильное и благородное, хотя от неё и страдают люди — иногда даже излишне, как, например, в «Графе Монте‑Кристо». Поэтому важно разобраться, что же это такое и стоит ли делать её частью своей жизни.

Что такое месть и почему мы её жаждем

Согласно словарям, месть — это намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания; возмездие за что‑нибудь.

По словам психолога Вероники Зимоненко, месть — это действие, рождаемое из обиды, боли, унижения, оскорбления, которое эго человека не в силах перенести.

Вероника Зимоненко

Психолог.

Этому обычно учат в детстве родители, которые говорят: тебя ударили, толкнули, обидели — ударь, толкни, обидь в ответ. Таким образом дети не пытаются рассматривать ситуацию, обсуждать проблему, чтобы решить её, но научаются мстить. И по этой же причине ребёнок привыкает запоминать обиду. Потому что он пришёл домой, рассказал взрослым, ему предложили решение — месть. Он должен его воспроизвести в следующий раз перед обидчиком, то есть запомнить.

Как считает психолог Ольга Куликова, для желающего отомстить это становится орудием восстановления справедливости. И каждый понимает этот процесс по‑своему: кто‑то сразу отвечает обидчику и на этом успокаивается, а кто‑то долго придумывает изощрённую расправу. На деле же эта справедливость лишь одно из когнитивных искажений.

Что происходит с организмом, когда человек мстит

Психологиня Яна Семёнова отмечает: в краткосрочной перспективе гнев усиливает удовольствие от мести. Она затрагивает участки мозга, связанные с вознаграждением, — те же зоны активизируются при употреблении наркотиков. А гормоны, отвечающие за это ощущение, вызывают радость не только после совершения какого‑то действия, но и в процессе ожидания, в предвкушении. Так что человек может чувствовать себя лучше, когда просто планирует наказать обидчика.

Однако по итогам многие отмечают смешанные эмоции. И на поверку месть оказывается не сладкой, а скорее сладко‑горькой. Со временем чаша весов может склоняться в сторону горечи, потому что человек остывает и смотрит на ситуацию более рационально.

Кроме того, в процессе мстительного поведения в организме вырабатывается много кортизола. И в долгосрочной перспективе это может привести, например, к депрессии.

Может ли месть помочь справиться с проблемой

Помимо уже упомянутого риска депрессии, у стремления к возмездию существуют и другие минусы.

Месть не помогает разрешить конфликт

У неё и нет такой цели, она призвана восстановить справедливость. Но такие действия явно не смогут устранить причины и последствия конфликта. Например, в детском саду, когда один ребёнок нечаянно наступил другому на ногу, то второй отвечает тем же — вроде как всё честно. Но на деле мы имеем двух детей с отдавленными пальцами.

Кроме того, мститель вершит справедливость в соответствии со своими понятиями о добре и зле. Но они не такие уж универсальные, как принято считать.

Ольга Куликова

Психолог.

Месть даёт только иллюзию справедливого мира. Человек поспешно делает нерациональные выводы, исходя из неверных или пристрастных установок в голове. Он уверен, что, совершив акт мести, почувствует облегчение и правосудие восстановится. Но это не совсем так. Первое желание — компенсировать свои страдания и снять эмоциональный заряд, но эффект от этого сильно преувеличен.

Она продлевает травмирующий опыт

Яна Семёнова отмечает, что месть может продлить страдания, вместо того чтобы разрешить ситуацию и помочь восстановить равновесие. Ведь насилие порождает насилие, и другой человек также может начать мстить в ответ.

Яна Семёнова

Психологиня, схема-терапевтка, экспертка и карьерная консультантка «Психодемии».

А ещё, если к мести нас побуждают сильный гнев или другие чересчур интенсивные эмоции, это может значить, что ситуация отсылает нас к неблагоприятному опыту в прошлом, прожить который не поможет никакое действие по отношению к обидчикам в настоящем.

Месть разрушает

Она вредит не только тем, кто её вершит, но и окружающим — считает Семёнова. Чаще всего к мести, а не к прощению прибегают люди, склонные к более импульсивному и агрессивному поведению. Самые же жестокие акты насилия совершаются теми, кто способен даже в гневе спланировать расправу и испытывает удовольствие от причинения боли другим.

Как ещё можно разрешить ситуацию

Взять паузу, чтобы успокоиться

По словам Семёновой, важно дать себе время остыть. Потому что, когда чувства схлынут, может выясниться, что ситуация обстоит немного не так, как казалось на первый взгляд. Особенно в части восстановления справедливости, ведь она базируется на наших внутренних убеждениях, а не на абсолютной истине. Бывает, что поспешная реакция оказывается чрезмерной, а человек не заслуживает всех тех кар, что придумал для него мститель.

Решить ситуацию экологично

Допустим, с вами действительно поступили нехорошо. Но важно понимать, что отказаться от мести не значит проглотить обиду и ничего не делать.

Яна Семёнова

Не любой ответ на агрессию и несправедливость в наш адрес будет местью. Её важно отличать от обдуманной реакции на нарушение наших границ или защиты себя от насилия. Месть — это про желание причинить другим боль, руководствуясь обидой и гневом. Защита себя — это разумный выбор, попытка удовлетворить потребность в безопасности и остановить насилие, в том числе не совершая его по отношению к другим.

Например, один партнёр нарушил важные договорённости и сделал больно другому. А потом пришёл мириться. Если пострадавшая сторона понимает, что доверие уже не восстановить, прекращение общения — это не месть, не попытка наказать. Это та самая защита границ: «со мной так нельзя». Так человек создаёт себе безопасное пространство.

В то же время первый может выслушать второго и выяснить подробные обстоятельства случившегося, поделиться своими чувствами. Возможно, участники конфликта всё обсудят и выйдут из него. Такой вариант, в отличие от мести, может иметь долгосрочные положительные последствия.

Простить

Кажется, что это невозможно, но прощать — эффективный способ выйти из ситуации, когда хочется отомстить. По данным исследований, именно такой подход чаще демонстрирует улучшение психического здоровья в перспективе.

А как вы считаете, стоит ли мстить? Делитесь своими мыслями и историями в комментариях.

Читайте также 🧐

  • 11 фильмов про месть, которые оставят неизгладимое впечатление
  • Как выплеснуть накопившиеся злость и раздражение
  • «В каждом из нас сидит свой нацист»: как превратить злость и ненависть в сочувствие

Отомстить: хорошая идея или плохая?

26 154

Человек среди людейПознать себя

Узнав, что партнер изменяет ей с дочерью их друга, Надежда не раздумывала долго: «Я схватила кухонные ножницы и изрезала все, что могла: шторы, его галстуки, рубашки и костюмы». После этого она сложила чемодан и уехала: «Больше я никогда его не видела. Наверное, я хотела порвать его жизнь в клочки. Мне сразу стало легче. Но потом… Его предательство причинило мне сильную боль. Ведь я любила его».

Герои-мстители знакомы нам с детства: несправедливо осужденный Эдмон Дантес превращается в графа Монте-Кристо и карает обидчиков, Медея вымещает ярость, вызванную изменой Ясона, на их детях. Принц Гамлет хочет воздать дяде за убийство своего отца… Литература полна персонажей, которые примеряют на себя обе роли: то жертвы, то палача.

«Мести всегда предшествует боль, — объясняет системный семейный терапевт Инна Хамитова. — Мы пытаемся взять реванш за страдание, которое испытали по вине значимого человека: чаще всего это партнер, близкий друг, член семьи. При этом мы склонны приписывать злонамеренность тем, из-за кого страдаем, как если бы они сознательно нас мучили».

Инстинктивный механизм

Месть накрывает с головой тех, кто ныряет в ее волны. «В нашем бессознательном есть принцип взаимности: нужно, чтобы другой почувствовал то, что чувствую я, — объясняет психоаналитик Жерар Бонне. — В детстве чувства, которые мы испытываем, вызывают желание отплатить другому за его поступки по отношению к нам: и за хорошие, и за плохие. Дальнейшая жизнь строится как реакция на стимулы, которые мы получали, будучи младенцами. Это движущая сила психической жизни. Но нужно отличать малую месть, импульсивную реакцию на неприятности, от Мести с большой буквы».

Последняя возникает из невыносимой боли, из самых глубоких ран.

«Я любила Марка больше жизни, но поняла, что он мне изменяет, — рассказывает 27-летняя Тамара. — У меня в компании как раз освободилась должность, и я предложила ему перейти, а когда Марк уволился с предыдущего места работы, отговорила начальство его брать. После этого я написала про него письмо его новой девушке, и она его бросила. А сейчас я подаю в суд, потому что он задолжал мне много денег. Я считаю, что это справедливое наказание за ложь и предательство».

Инна Хамитова видит в стремлении мстить застревание в агрессии, одной из стадий посттравматического стрессового расстройства: «Я найду и накажу виновного!». «Жажду мести можно считать закономерной, — говорит Инна Хамитова, — но если она воплощается в действие, тем более в серию действий, это опасный симптом: значит, естественный психический процесс приостановлен и психика забуксовала».

Трудности перехода

Почему же мы застреваем на этом этапе? Этому способствуют усвоенные убеждения: обиду нельзя прощать, нужно уметь постоять за себя, предательство должно быть наказано. Соединяясь с эмоциями, такие убеждения стимулируют переход к мести, которую в этом случае мы видим как неизбежное и справедливое действие.

«Месть — реакция на предательство», — соглашается юнгианский аналитик Татьяна Ребеко, но предлагает уточнить, в каких случаях мы расцениваем поведение другого как предательство. «Иногда мы бессознательно кого-то или что-то ощущаем как часть себя. Например, воспринимаем мужа как свое продолжение: он моя третья рука, вторая голова, кошелек. Когда часть отделяется от нас или ведет себя не так, как должна, мы хотим ее разрушить».

Такое поведение мы воспринимаем как угрозу жизни и целостности, и в душе поднимается ярость. «Свадьба сестры вывела меня из равновесия, — вспоминает 30-летняя Вероника. — У нас год разницы, мы всегда были неразлучны, и увлечения этому не мешали. Но когда они расписывались, я поняла, что все всерьез, она больше не моя, а его. Меня словно резали пополам, мне стало дурно, пришлось уехать. Когда она позвонила спросить, в порядке ли я, я мстительно пожелала ей быстрей развестись! Это было дико и глупо, но в тот момент я искренне этого хотела».

В поисках справедливости

Иногда месть действительно может восстановить самооценку того, кто чувствовал себя морально уничтоженным. Целых четыре года Мария позволяла унижать себя мужчине, в которого была влюблена: «Отношения были неровными, он то отдалялся, то возвращался. В один прекрасный день он сообщил, что возвращается на родину, чтобы там жениться. Я забралась в его квартиру через балконную дверь, он оставил ее незапертой. Крушила все подряд, разбила телевизор, сломала игровую приставку. И ушла. У меня словно гора с плеч свалилась. Я отомстила, сама поставила точку».

Но во многих случаях месть оставляет чувство неудовлетворенности, печали, сожаления.

«Я отомстил подруге, которая меня бросила, унизив ее. Мы встретились на одной вечеринке, и я пересказал присутствующим все сплетни, которые она распускала о них. Всегда буду помнить ее искаженное лицо. Я с торжеством ушел, однако ее образ долго меня преследовал, и боль от разрыва так и не исчезла», — признается 49-летний Олег.

Желание отплатить за свои беды не заканчивается даже со смертью того, кто причинил нам боль: ведь наши чувства остаются с нами

Мстящий чувствует себя поборником справедливости. Некоторые даже объясняют свои действия заботой о других: «Я опубликовала его письма, чтобы он больше никого не обманывал», «Я отомстила за унижение, рассказав его семье всю правду. Пусть знают, с кем живут». Но если разобраться, то зачем было терпеть унижение? Почему было не пресечь эти попытки сразу? Возможно, для этого не хватало ресурсов… Но тогда получается, что мститель отчасти мстит самому себе — за слабость, страх, неготовность к разрыву. ..

Желание отплатить за свои беды не заканчивается даже со смертью того, кто причинил нам боль: ведь наши чувства остаются с нами. «Отчим издевался надо мной, — рассказывает 42-летняя Екатерина. — Когда я выросла и рассказала об этом, родные мне не поверили. Долгие годы я пыталась разобраться со своей яростью, в том числе с помощью психотерапии. Когда он умер, я пришла на кладбище и выцарапала ему глаза на фаянсовой фотографии. Мать и сестра были в ужасе, когда увидели это. А я все еще зла».

Яд без границ

Месть может расползаться, подобно нефтяному пятну. «Мститель действует среди зыбких границ, — замечает Татьяна Ребеко. — Он не знает точно, где заканчивается он сам и начинается другой, где заканчивается обидчик и начинаются другие люди, например его родные, наконец, где заканчивается прошлое и наступает настоящее».

Американские психологи Кевин Карлсмит, Тимоти Уилсон и Дэниэл Гилберт изучали эмоциональные последствия мести для тех, кто ее осуществлял или осуществляет. Их заключение: есть риск, что месть удержит мстящего в воспоминаниях о его страдании, сделает его пленником прошлого.

Наказание, наложенное на мучителя, подпитывает в жертве потребность прокручивать в голове свои переживания. Идея, что мы утешимся благодаря мести, оказывается «поразительно наивной.

По сути, месть — это раздражение своего «Я». Мы бесконечно расцарапываем свою рану, получая удовольствие от возбуждения, вызываемого зудом, и питаем свое унижение».

Кого мы больше раним?

У мстительных мыслей есть способность заполнять весь наш внутренний мир, превращаться в смысл жизни. Если же отношения с обидчиком не закончены, месть может превратиться в порочный круг взаимного причинения боли.

Если «я хочу, чтобы ты чувствовал то, что чувствую я», а мне при этом плохо, то месть никогда не принесет желанного покоя. «Я строил планы ночи напролет, не мог спать», «Меня рвало, я уже ничего не ел», «Ком в животе рос с каждым днем», — рассказывают те, кем владела жажда мести. Самообман заключается в том, что, какие бы раны мы ни наносили обидчику, наши собственные раны от этого не затянутся. По существу, отдаваясь мести, мы отказываемся от себя.

Ни одна история мщения не заканчивается «хорошо»: Гамлет погибает вместе со всей семьей, Медея рыдает над мертвыми детьми, а граф Монте-Кристо… Интересно было бы узнать, какова была его дальнейшая судьба! Правда, Александр Дюма дает нам надежду, указывая, что его герой научился прощать и надеется в будущем научиться любить.

«С точки зрения психологии прощение — это сепарация, проведение границ, узнавание того, где заканчиваюсь я и где начинается другой, — подчеркивает Татьяна Ребеко. — Поэтому именно прощение — противоядие к мести».

Путь к самоисцелению

Чтобы рана быстрее зажила, психологи рекомендуют лечить себя, работать над пережитым страданием, не стремясь покарать другого. Жерар Бонне говорит о «позитивной мести»: «При такой мести аффект становится силой, направленной на созидание; мы переходим от чувства вины к самоутверждению, от стыда к гордости, от печали к радости». Но чтобы добиться этого, нам нужно обозначить словами ущерб, который мы понесли, чтобы он не властвовал над нами.

«Трудность в том, чтобы преобразовать энергию страдания в личный интерес, который позволит постоять за себя перед другими, исходя из того, что в нас есть лучшего». Жерар Бонне приводит случай Пьера, которого он консультировал в течение многих лет.

В детстве Пьер серьезно болел. Он считает, что выздоровел благодаря тому, что родители все ему объясняли про его болезнь и лечение. Годы спустя он захотел стать преподавателем, ведь его самого в детстве утешали знания. Но когда он был близок к исполнению мечты, недоброжелательные коллеги лишили его возможности получить место в высшей школе.

Его руководитель советовал ему отомстить. Но Пьер, поразмыслив, предпочел отступить и создать собственный институт, в котором сейчас преподает. Этот выбор психоаналитик называет «удавшейся местью».

Так же можно было бы назвать историю 33-летней Анны: «Мужчина, которого я любила, не просто покинул меня, а растоптал. Долгие месяцы я его ненавидела. Я обдумывала все способы отомстить: финансовые разоблачения, ложные слухи… В конце концов я поняла: единственное, что меня по-настоящему утешит, — это вцепиться ему в горло, уничтожить его физически, как он уничтожил меня морально. Но этого я не могла сделать!

Я не перестала его ненавидеть, но осознала, что зло, которое он мне причинил, нельзя загладить. Я уверена, что судьба на нем отыграется. И надеюсь, что увижу это. А пока я решила наладить свою жизнь. Поработала над телом, преобразила себя. Он меня не разрушил, а лишь сбил с ног. Я вернула себя к жизни, и он не может этого не заметить: три раза в неделю мы встречаемся в спортклубе. Вот это самая сладкая месть — я в прекрасной форме. И я улыбаюсь!»

Нанести рану другому или залечить свою — мы можем выбрать, на что потратить время и силы. «Отправная точка мести — пламя ярости, ощущение обиды, которую нельзя стерпеть. Месть рождается из желания срочно реагировать, не дав несправедливости потонуть в компромиссе, трусости, повседневности», — разъясняет философ Жан-Франсуа Босси. Тем не менее он предлагает идти путем покрытия собственных убытков и достижения собственных целей, путем, который превратит возмездие в возмещение. Сенека в таких случаях считал правильным действовать постепенно.

Первый шаг — дать себе время: «Не нужно реагировать сразу. Одно из средств против жажды мести — время. Нужно перестать раздражаться: на следующий день после нанесения обиды мы уже меньше раздражены».

Второй — обратиться к исцеляющей мудрости: «Философия учит нас объективно рассматривать факты и пытаться понять причины поступков других. Почему меня обидели? Нужно выйти за пределы себя, чтобы оздоровить обстановку, избавиться от зашоренности».

Третий шаг — перейти к восстановлению: «Вместо мести, которая разрушает свою цель, наше «Я» и весь мир, мы стремимся к мирному исполнению желаний. Мы действуем в логике созидания: стремимся достичь своих целей и уже не думаем о неприятностях и о тех, кто нам их причинил».

Текст:Эльза ЛествицкаяИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Партнер — патологический лжец. Есть ли у наших отношений будущее?»

«Знакомый взял большую сумму в долг и не отдает. Как скорее вернуть свои деньги?»

Возвращаться ли к бывшему: ответьте на эти 5 вопросов

Если вы пострадали от домашнего насилия: что нужно знать — 9 полезных выводов

Жена зарабатывает больше: как обойти стереотипы и сохранить гармонию в отношениях

Люди какого типа становятся должниками: проверьте свое окружение

Как мемы с Пригожиным помогают нам «вывозить» реальность

«Родители без разрешения трогают мои вещи и вызывают чувство вины. Как защититься?»

Месть и люди, которые ее ищут

Исторически сложилось так, что существуют две точки зрения на месть. Библия в Исходе 21:23 учит нас «отдавать жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу», чтобы наказать обидчика. Но более 2000 лет спустя Мартин Лютер Кинг-младший ответил: «Старый закон «око за око» делает всех слепыми».

Кто прав? По мере того, как психологи исследуют психический механизм, стоящий за местью, оказывается, что и то, и другое может быть в зависимости от того, кто и где вы находитесь. Если вы стремитесь к власти, месть может служить напоминанием другим, что с вами нельзя шутить. Если вы живете в обществе, где верховенство закона слабо, месть дает возможность поддерживать порядок.

Но за месть приходится платить. Исследования психологов показывают, что вместо того, чтобы помочь вам двигаться дальше по жизни, это может заставить вас зацикливаться на ситуации и оставаться несчастным.

Учитывая, что месть — это очень человеческая реакция на чувство обиженного, люди жестоко предсказывают ее последствия.

Мстители

Социальный психолог Ян Макки, доктор философии, из Университета Аделаиды в Австралии, изучает, что заставляет человека искать мести, а не просто отпустить проблему. В мае 2008 года он опубликовал статью в Исследование социальной справедливости (том 138, № 2), связывающее мстительные тенденции в первую очередь с двумя социальными установками: правым авторитаризмом и социальным доминированием, а также с мотивационными ценностями, лежащими в основе этих установок.

«Люди, которые более мстительны, как правило, те, кто руководствуется властью, авторитетом и стремлением к статусу», — говорит он. «Они не хотят потерять лицо».

В своем исследовании Макки опросил 150 студентов университетов, которые ответили на вопросы об их отношении к мести, авторитету и традициям, а также групповому неравенству. Он обнаружил, что студенты, ответы которых демонстрировали почтение к авторитету и уважение к традициям и социальному господству, имели самые благоприятные мнения о мести и возмездии.

Эти личности, по словам Макки, «как правило, менее снисходительны, менее доброжелательны и менее сосредоточены на ценностях типа универсальной связи».

Существует также культурное измерение склонности людей к мести, говорит исследователь мести Мишель Гельфанд, доктор философии, профессор психологии в Университете Мэриленда, Колледж-Парк. Она и ее сотрудники Гарри Штейнберг и Кибум Ким обнаружили, что разные события запускают процесс мести в разных культурах; Американские студенты больше обижаются, когда их права нарушаются, тогда как корейские студенты больше обижаются, когда их чувство долга и обязательства находится под угрозой, говорится в статье от 9 января. 0015 Журнал межкультурной психологии . Это различие может подпитывать межкультурные конфликты, когда одна сторона стремится отомстить за обиду, о которой другая даже не подозревала. Например, американец может с большей вероятностью отомстить тому, кто ущемляет его или ее право на выражение мнения, тогда как публичная критика, которая ставит корейца в неловкое положение перед его или ее друзьями, может с большей вероятностью вызвать чувство мести.

Гельфанд также обнаружил, что коллективисты чаще, чем индивидуалисты, мстят за чужой позор. Она объясняет, что для коллективистов стыд за кого-то с общей идентичностью считается травмой для самого себя. В результате, по ее словам, «месть более заразительна в коллективистских культурах».

«Вы просто не понимаете, что эти ситуации истолковываются [другой культурой] как очень важные и самоопределяющие», — говорит Гельфанд.

Эмоции, подпитывающие месть, также могут различаться в разных культурах, говорит Гельфанд. В своих исследованиях она обнаружила, что гнев часто движет мстительными чувствами людей в индивидуалистических культурах, в то время как стыд приводит к мести в коллективистских.

Парадокс мести

Спросите кого-нибудь, почему они жаждут мести, и они, скорее всего, скажут вам, что их цель — катарсис, говорит Кевин Карлсмит, доктор философии, социальный психолог из Университета Колгейт в Гамильтоне, штат Нью-Йорк. происходит обратное, согласно исследованию, опубликованному им в мае 2008 г. Журнал личности и социальной психологии (Том 95, № 6).

В ходе серии экспериментов он и его коллеги Дэниел Гилберт, доктор философии из Гарварда, и Тимоти Уилсон, доктор философии из Университета Вирджинии, организовали групповую инвестиционную игру со студентами, в которой, если бы все сотрудничали, все выиграли бы в равной степени. Однако, если кто-то откажется инвестировать свои деньги, это лицо получит непропорционально большую выгоду за счет группы.

Компания Carlsmith внедрила секретного экспериментатора в каждую группу и заставила их убедить всех вкладывать средства поровну. Но когда пришло время вкладывать деньги, заводы дезертировали. Безбилетники, как их называет Карлсмит, зарабатывали в среднем 5,59 доллара., в то время как другие игроки заработали около $2,51.

Затем Карлсмит предложил некоторым группам способ отомстить безбилетнику: они могли потратить часть своего заработка, чтобы финансово наказать перебежчика группы.

«Практически все были возмущены тем, что с ними случилось, — говорит Карлсмит, — и все, кому представилась возможность [отомстить], воспользовались ею».

Затем он дал студентам опрос, чтобы измерить их чувства после эксперимента. Он также попросил группы, которым было позволено наказать безбилетника, спрогнозировать, как бы они себя чувствовали, если бы им этого не позволили, и он спросил группы, не наказывающие, как, по их мнению, они бы себя чувствовали, если бы им это сделали. В опросе о чувствах наказывающие сообщили, что чувствуют себя хуже, чем те, кто не наказывает, но предположили, что они чувствовали бы себя еще хуже, если бы им не дали возможности наказать. Ненаказатели сказали, что они думали, что чувствовали бы себя лучше, если бы у них была такая возможность отомстить, даже несмотря на то, что опрос определил их как более счастливую группу. Другими словами, обе группы думали, что месть будет сладкой, но их собственные чувства больше совпадали с MLK Jr, чем с Exodus.

Результаты показывают, что, вопреки общепринятому мнению, люди — по крайней мере те, у кого западное представление о мести — плохо предсказывают свое эмоциональное состояние после мести, говорит Карлсмит. Причина, по которой месть может разжечь пламя гнева, может заключаться в наших размышлениях, говорит он. Когда мы не мстим, мы можем опошлить событие, говорит он. Мы говорим себе, что, поскольку мы не действовали в соответствии со своими мстительными чувствами, это не имело большого значения, поэтому легче забыть об этом и двигаться дальше. Но когда мы мстим, мы больше не можем упрощать ситуацию. Вместо этого мы думаем об этом. Много.

«Вместо того, чтобы закрыть рану, она делает обратное: сохраняет рану открытой и свежей», — говорит он.

Месть или справедливость?

Если месть не приносит нам облегчения, зачем нам ее искать? Карлсмит описывает одну эволюционную гипотезу, предложенную немецкими психологами Эрнстом Фером, доктором философии, и Саймоном Гехтером, доктором философии.

«Наказание других в этом контексте — то, что они называют «альтруистическим наказанием» — это способ поддерживать бесперебойную работу общества», — говорит Карлсмит. «Вы готовы пожертвовать своим благополучием, чтобы наказать того, кто плохо себя вел».

И чтобы заставить людей наказывать альтруистично, их нужно обмануть. Следовательно, эволюция могла заставить наш разум думать, что месть доставляет нам удовольствие.

Другая возможность может заключаться в том, что определенные группы и общества — например, в Сомали, где царит беззаконие, или в районах Ближнего Востока, где правление племени имеет большее влияние, чем национальное правительство, — более склонны к мести, потому что другого способа отомстить просто нет. добиться справедливости, говорит Макки.

«По большому счету, эти виды побуждений возникли и существуют до сих пор там, где нет возможности обратиться к закону», — говорит он.

Это может относиться к культурам без функционирующей правовой системы, говорит он, или к группам, действующим вне закона, таким как банды и мафия. «Им приходится полагаться на собственные методы возмездия, — говорит он.

Некоторые из этих культур могут даже не испытать отрицательной эмоциональной реакции, обнаруженной Карлсмитом в его исследовании. По ее опыту, говорит Гельфанд, культуры, которые придают большое значение мести, предлагают больше социальной поддержки мстителям.

Но, изучив, что движет местью, и увеличив наши знания о том, что месть заставляет нас чувствовать, возможно, удастся объединить лучшие аспекты справедливости и мести. Например, Макки изучает способы слияния институционального наказания с желанием жертвы участвовать в этом наказании. Заявления о воздействии на жертву, в которых жертвам разрешается описывать свои испытания и вносить свой вклад в вынесение приговора преступнику, стали обычным явлением в судах США, Австралии и Финляндии. Это может частично удовлетворить мстительные чувства жертвы, а также возложить ответственность за наказание на государство, защищая жертву от ловушки размышлений, которую описывает Карлсмит.

«Тогда жертвы как бы получают лучшее из обоих миров», — говорит Макки.

Краткая психология мести | Синтия Старк | Озабоченность негативными мыслями

Краткая психология мести | Синтия Старк | Займитесь негативными мыслями | Medium

Месть имеет долгосрочные издержки

Опубликовано в

·

Чтение: 4 мин.

·

5 мая 2021 г. теплая чашка.

Я не мстительный человек, хотя меня окружают люди, которые находят странным, что я не смотрю на тех, кто якобы причинил мне вред. Честно говоря, у меня нет ни времени, ни места, чтобы окунаться в грязь с кем-то, кто сделал что-то настолько ужасное.

Написано Синтией Старк

5,6 тыс. подписчиков

·Редактор

Канадский терапевт и бывший исследователь | 5-кратный лучший писатель | Пишу о психическом здоровье, психологии, науке и т. д. https://linktr.ee/SynthiaS

Еще от Синтии Старк и книги «Озабоченность негативными мыслями»

Синтия Старк

в

Психология детского разговора

9011 7 Изучение того, почему взрослые это делают

·5 мин чтения·13 января 2021 г.

Carlyn Beccia

в

Почему «слияние на молнии» никогда не сработает

….и приводит к опасной дорожной ярости.

·3 минуты чтения·26 июля 2021 г.

Синтия Старк

в

Как переплетаются ревность, целеустремленность и неуверенность

Терапевт описывает способы перенаправления ревности.

·Чтение через 6 мин·15 мая

Синтия Старк

в

Имея дело с нарциссами-призраками и их попытками вернуть вас

Дон Не дайте себя одурачить их методами «пылесоса».

·8 мин чтения·8 окт. 2021 г.

Просмотреть все от Синтии Старк

Рекомендуется из Medium

E.B. Джонсон

в

Самые важные предупреждающие знаки, которые могут (фактически) быть созависимым человеком

Обращайте внимание на эти модели поведения, чтобы защитить себя от потенциально опасных отношений.

·9 мин чтения·16 июня

Сом Датт

в

Открывающие глаза ужасы эмоционального насилия

Бесшумный убийца: разрушительный Воздействие эмоционального насилия

·19 минут чтения·26 января

Списки

6 научно обоснованных историй о здоровье о Covid, сне и многом другом

6 историй·18 сохранений

Хорошо жить как нейродивергентный человек

90 002 10 историй · 19 сохранений

Как дать сложную обратную связь

7 историй · 85 сохранений

Самосовершенствование 101

20 историй · 203 сохранения

нарциссическое злоупотребление рассказчиком

9 0080 Почему иногда вас слишком много (а не недостаточно) для вашего нарцисса

Профессионалы обычно говорят о том, как жертвы нарциссического насилия чувствуют, что их нарцисс считает их недостаточными.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts