Психология младшего школьника для учителей и родителей: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Система работы по осуществлению взаимодействия семьи и школы в процессе формирования младшего школьника

Два направления воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности и уходят своими корнями в историю человечества. В каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А. В. Петровский, складывается своя индивидуальная воспитательная система [1].

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук (философии, истории, психологии, этики и т. д.), изучающих те или иные стороны ее функционирования. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

В настоящее время семейная педагогика – интенсивно развивающаяся отрасль научного знания.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

Проблема взаимодействия школы и семьи затрагивается в той или иной степени в большинстве исследований, посвященных развитию личности ребенка младшего школьного возраста. Известно, что для младшего школьника родители и первый учитель являются наиболее значимыми представителями того ближайшего окружения, которое играет существенную роль в освоении ребенком нравственных норм и правил общества, в формировании его жизненных ориентиров и ценностей.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы в избранной нами области, реальная педагогическая практика характеризуется: неготовностью учителей к работе в условиях смены нравственных ценностей в обществе, принятию и последовательной реализации гуманистической парадигмы образования; отсутствием у родителей готовности к взаимодействию с ребенком на принципах гуманизма и сотрудничества; отсутствием конструктивного, скоординированного взаимодействия семьи и школы на принципах партнерства в сфере воспитания школьников.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

Школа – важнейший социальный институт, прямо и непосредственно осуществляющий воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей [2].

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущую роль в этом единстве играет именно школа. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия [3].

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие правила:

—          в основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;

—          доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

—                    педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

—          жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся – первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителями, но необходимо остановиться на двух моментах посещения. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90% детей воспитываются сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила: посещение по приглашению – меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем – от негативного до активного, положительного.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимно доверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей [4].

Любовь и уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Родительская любовь, по словам А. С. Макаренко, – это «самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности» [5]. Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъяв­ляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют слепой, она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

Высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним.

Вот почему содержание подготовки родителей к воспитанию детей нельзя сводить только к системе знаний, как это до сих пор принято. Вот почему эта подготовка должна заключаться прежде всего в повышении уровня их педагогической культуры.

Постижение педагогики родителями происходит дома, на работе, на отдыхе, во время праздников, игр, соблюдения обрядов, повседневного общения ровесников, младших со старшими и т. п. Здесь основную роль еще играет народная педагогика [6].

Повышение педагогической культуры происходит и в процессе воспитания детей. Воспитывая детей в семье, а, также выполняя те или иные общественные поручения по работе с детьми, родители расширяют свой педагогический кругозор. В это время у них на основе полученных знаний (педагогических, психологических, физиологических) активно вырабатываются воспитательные умения и навыки, развиваются педагогические способности и мастерство.

Важный пункт повышения педагогической культуры – самообразование, которое включает в себя регулярное чтение соответствующей литературы, журнала «Семья и школа», другой периодики. Немало элементов педагогики содержат также произведения художественной литературы.

Однако основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению.Это утверждение основывается прежде всего на том, что уже в настоящее время такое просвещение дает родителям не меньшее по объему количество знаний, чем они получают из арсенала народной педагогики. Крайне важно и качественное отличие: путем педагогического просвещения родители вооружаются научными знаниями [7].

Это не значит, что таким образом естественный процесс преемственности опыта по воспитанию детей от старших поколений прекратится. Народная педагогика и в дальнейшем будет играть определенную роль в семейном воспитании. Но целенаправленное научно-педагогическое просвещение родителей должно стать ведущим по отношению к влиянию народной педагогики, в частности к процессу заимствования педагогического опыта у старших поколений.

Но родителю, если он даже накопит много эмпирических фактов, этого совершенно недостаточно для правильного понимания процесса семейного воспитания детей. Понять общие закономерности этого воспитания, осмыслить множество педагогических фактов, встречающихся в жизни, помогут научные знания, полученные родителями в системе педагогического просвещения [8].

Вот почему просвещению принадлежит очень важное место в подготовке родителей к воспитанию детей. Оно наиболее тесно связано со всеми другими направлениями, по которым осуществляется формирование педагогической культуры человека. Действительно, в школах, где систематическое педагогическое просвещение сочетается с руководством педагогическим самообразованием, у отцов и матерей учащихся возрастает интерес и к тому и к другому.

Помощь в воспитаниипроводится педагогами в первую очередь с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала [9].

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

Остановимся на конкретных методах и формах работы с родителями, определяемых следующими факторами: уровнем педагогической культуры родителей, типами семейных отношений, спецификой работы школы, возрастными особенностями детей и др. Как правило, выделяют массовые (педагогические лекции; научно-педа­гогические конференции для родителей; беседы за «круглым столом»; вечера вопросов и ответов; родительские собрания и конференции), групповые (работа с родительским комитетом класса, школы; консультации для родителей мальчиков или девочек; психолого-педагогические семинары для родителей; групповые беседы; практикумы для родителей) и индивидуальные (педагогические консультации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания) формы работы.

Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания [10].

Но даже при заранее объявленном времени тематических собраний-лекций кто-то из родителей не сможет прийти по причине болезни или неожиданных служебных обстоятельств. И тогда очень желательно для этих родителей продублировать лекцию, хотя бы в тезисном изложении. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания [11].

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию получает только один из родителей, присутствующий на лекции, второй не сможет проникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затем пе­рескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказ в семье не состоится из-за отсутствия времени или интереса к такому пересказу [12].

Если у родителей есть хотя бы небольшая возможность выйти из дома с ребенком и дойти до школы вместе с ним, такую возможность упускать нельзя ни в коем случае. Совместная дорога – это общение, разговор по душам, ненавязчивые советы, родительские оценки поведения собственного ребенка и его друзей. Например, почему к сыну обращаются не по имени «Сережа», а по кличке «Серый»?

Родителям нужно научиться встречать детей после уроков или после своей работы. Не стоит сначала задавать вопрос: «Какие оценки получил?» Ученые отмечают, что в значительной степени детская ложь возникает из страха наказания или нежелания огорчать родителей не теми оценками, которые они ожидают. Это не только «двойки», но и «четверки» вместо ожидаемых «пятерок». Лучше задать более нейтральные вопросы, на которые ребенок может ответить избирательно, вариативно: «Как дела в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Что было интересного в школе? » Очень емкий вопрос: «Довольны ли тобой учителя?» Он включает все: как ты себя вел, как отвечал на уроке, прилежно ли учился. Данный вопрос предполагает умение ребенка общаться со взрослыми, быть к ним и почтительным и уважительным, т.  е. быть воспитанным и интеллигентным, снисходительным и великодушным, если даже учитель не сумел по заслугам оценить знания или был недостаточно справедлив, так как у него не хватило времени вникнуть в детали.

В вечерние часы полезно приобщить детей к домашнему труду. Но самое главное – уложить ребенка вовремя спать, чтобы утром он проснулся сам выспавшимся и бодрым. Сейчас нет строгих установок, во сколько и в каком возрасте нужно детей укладывать спать. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально [13].

Вариантов разнообразных форм и методов работы школы с родителями достаточно много. Главное – показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Профилактика тревожности у младших школьников

Причины повышенной тревожности в процессе обучения могут быть разными, но все они требуют внимания и чуткости в оказании поддержки сыну или дочери. Найти ответы на вопросы «Как понять, что учеба вызывает у ребенка повышенную тревожность?» и «Что делать в подобной ситуации?» помогает родителям психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.

Новый этап

Поступление в школу означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная.

Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная.

В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными.

Больше всего беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни.

При поступлении в школу у младшего школьника происходит противоречие двух мотивов: «хочу», который исходит от самого ребенка, и «надо», который инициируется взрослыми. Ребенок становится подверженным мнению и оценкам окружающих, а осознание негативных замечаний влияет на его самочувствие и самооценку.

Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх, что его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. Все это может быть источником появления тревожности.

Неопознанный страх

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Волнение, повышенное беспокойство, отрицательная оценка со стороны педагога или сверстников, вызывающая чувство собственной неполноценности, трудно переносятся школьником, и он начинает испытывать боязнь, ранимость, мнительность и другие симптомы.

Причем, согласно исследованиям, тревожность испытывают дети разной успеваемости и разных возрастных групп, и, по оценкам психиатров, таких детей в младшей школе от 4 до 15%.

Состояние тревожности — это генерализованное ощущение неопределенной угрозы. Ожидание опасности сочетается с чувством неизвестности, в связи с чем ребенок не в состоянии объяснить, чего именно он опасается.

Как проявляется тревожность

Различают две формы тревожности: личностная — персональная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие и отвечает на них определенной реакцией, и ситуативная — состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.

Такие соматические признаки, как учащенное дыхание и сердцебиение, снижение порогов чувствительности, возрастание общей возбужденности, объясняют, почему ученик, которого, например, вызвали к доске, начинает одергивать костюм, почему у него начинают дрожать руки и мел падает на пол.

Дети в недостаточной степени подготовлены к преодолению тревожных ситуаций, в связи с чем часто становятся застенчивыми, невнимательными, рассеянными, прибегают к фантазиям и лжи.

Отличие тревожных детей состоит в том, что они проявляют беспокойство и тревогу в ситуациях, которые не несут угрозу. Также их отличает особая чувствительность. Довольно часто у таких детей занижена самооценка, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия от окружающих. Чаще всего это проявляется у детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи.

Тревожные дети склонны отказываться от деятельности, которая приносит им определенные трудности, так как они чувствительны к своим неудачам. Они могут вести себя на занятиях и вне занятий по-разному. Если на уроке ребенок напряжен и зажат, при ответе на вопрос учителя голос становится тихим, при этом речь его может быть как замедленной, так и наоборот — быстрой, торопливой, возникает двигательное возбуждение (ученик начинает теребить одежду руками, манипулировать чем-нибудь), то вне урока он ведет себя непосредственно.

У тревожных детей есть склонность к вредным привычкам невротического характера: они сосут пальцы, грызут ногти, выдергивают волосы, так как за счет манипуляций с собственным телом происходит снижение эмоционального напряжения.

Причины возникновения

По мнению профессора Анны Прихожан, причинами тревожности могут являться как внешние, так и внутриличностные источники: семейное воспитание, школьная неуспешность, взаимоотношения с учителем — и внутренний конфликт, определенный эмоциональный опыт.

Факторы семейного воспитания — центральная причина тревожности. В первую очередь это взаимоотношения между матерью и ребенком. При отвержении, непринятии матерью ребенка, в связи с отсутствием возможности удовлетворить потребности в любви, ласке и защите, у него возникает тревога.

В обратной ситуации — при симбиотических отношениях ребенка с матерью, гиперопеке — также может возникнуть детская тревожность. В данном случае мать ограждает ребенка от несуществующих, воображаемых опасностей, таким образом «привязывая» ребенка к себе. Это приводит к тому, что он начинает испытывать беспокойство, волнуется, боится, легко теряется, когда остается без матери. Развиваются пассивность и зависимость взамен активности и самостоятельности.

Помимо гиперопеки и гипоопеки, завышенных ожиданий и требований, которым ребенок соответствовать не может, либо полного попустительства, причинами тревожности могут стать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и взрослых со старшими детьми.

Переживание, которое вызвано разговором ребенка с раздраженным взрослым, ведет к глубинной, «безобъективной» тревожности. Во время такого разговора ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины, причину которой ребенок понять не может.

Внутренний конфликт всегда является причиной возникновения тревожности, когда стремления и желания ребенка противоречат друг другу.

Меры предосторожности

Важно помнить, что ситуативная тревога неустранима. Более того, она является непременным атрибутом ситуации обучения, поэтому и речи не может быть о том, чтобы избавиться от тревожности. Не превышая некоторого оптимального уровня, такое чувство беспокойства способствует мобилизации ресурсов организма для достижения какой-то цели, для решения задачи, то есть имеет приспособительный характер и выступает стимулом к действию.

В то же время если ситуативная тревожность повышена, то результативность деятельности снижается. Значит, задача заключается в том, чтобы не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Как этого добиться?

Прежде всего, надо понимать, что задача, которую ставят перед ребенком, не должна быть ни слишком простой, ни слишком сложной. Чересчур легкая задача не вызывает рабочего энтузиазма. Трудность — непременный атрибут школьного обучения и фактор, способствующий развитию и движению вперед.

Для профилактики тревожности детей младшего школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки. Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.

Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.

Второй вид направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.

Правила оценочной безопасности

Ребенок находится в зависимости от мнения значимых взрослых о нем и ждет их оценки своим действиям и поступкам. Как правильно давать эту оценку?

1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головы и т. п.).

2. Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «У тебя пять ошибок в этом диктанте» лучше сказать: «Давай с тобой найдем пять ошибок в этом диктанте».

3. На ложку дегтя — бочка меда. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «заклинания» «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» использовать эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил шесть букв, сегодня — не больше пяти».

5. Разрешать сомневаться и чего-то не знать.

6. Позволять делать выбор. Чувство, что от тебя что-то зависит, позволяет по-другому относиться к происходящему.

7. Формула «Опять ты не…» — верный способ выращивания неудачника.

8. Никогда не следует:

– прибегать к сарказму как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;

– заставлять ребенка отвечать, давить на него;

– сравнивать с другими;

– напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание на них;

– внушать ребенку, что он обречен на провал в последующем обучении, что он никогда не сумеет ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас;

– ставить ребенка в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым свое преимущество и его никчемность как ученика и как личности.

Важные принципы

Существует несколько установок, которые могут благотворно повлиять на развитие личности ребенка. Их стоит усвоить взрослому и передать ребенку.

  • Проблемная ситуация — это не неприятность, а ресурс.
  • Ошибки помогают научиться понимать их причины и устранять, относиться к ним оптимистически, переосмыслять и переконструировать средства и способы своей деятельности, преодолевать трудности.
  • Ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый — помощник и сотрудник. Он не указывает на ошибку, а помогает осмыслить то, что в способе действия «не работает».
  • Ребенок развивается тогда, когда делает то, что ему трудно, но при этом получает помощь и поддержку взрослого.
  • Рефлексия — способность осознавать и перестраивать свои действия, способы своего мышления, свои отношения с миром — ключевой процесс развития.

Школьные психологи: преодоление барьеров на пути к обучению

Школьные психологи — это профессионалы, к которым учителя, родители и сами ученики обращаются, когда ученик испытывает затруднения. Они исследуют, обсуждают и предлагают решения. Чтобы понять, как они работают, мы поговорили с тремя школьными психологами, являющимися членами Национальной ассоциации школьных психологов: доктором Питером Фаустино, доктором Джоном Келли и Келли Качи. Вот что они сказали:

Чем занимаются школьные психологи?

Келли Качи: Вот как я объясняю детям свою работу: я человек, который помогает детям и учителям решать проблемы. Мы делаем множество разных вещей для детей, родителей и учителей в наших зданиях: консультации, оценка, кризисное реагирование и вмешательство, реализация профилактических программ.

Джон Келли: На самом деле это помощь детям в преодолении барьеров на пути к обучению. И поэтому это может быть работа с классным руководителем, может быть, помощь этому учителю понять, как конкретный ученик обрабатывает информацию немного иначе, чем другие, чтобы учитель мог сформулировать методы, которые помогут этому ученику. Мы называем это «дифференцирующим обучением», признавая, что один размер не подходит всем.

Питер Фаустино: И бывают случаи, когда проблемы в школе или плохие оценки являются симптомом чего-то еще в жизни ребенка, и поэтому наша роль почти как у детектива: Что еще происходит, что может сыграть роль? фактором в этом?»

Келли: Не все барьеры академические. Это могут быть социальные проблемы. Эмоциональные проблемы. Это могут быть семейные проблемы. Таким образом, школьный психолог действительно может работать со студентами, чтобы помочь им преодолеть некоторые из этих барьеров, чтобы они могли извлечь пользу из предлагаемого им образования.

Не могли бы вы привести пример?

Келли: Буквально на этой неделе я встретила девятиклассницу, у которой тревожное расстройство. Она новенькая в школе и хотела прийти до начала занятий, чтобы познакомиться со мной. Но что еще более важно, она не хотела, чтобы учителя неверно истолковывали ее поведение в классе. Она входила, чтобы сказать: «Как вы можете помочь мне помочь учителям понять, что я нервничаю в классе, и если я встаю и ухожу, я не проявляю неуважения?»

Фаустино: У нас была очаровательная шестиклассница, у которой, как мы знали, был диагностирован СДВГ, но в начале школы у нее были ужасные проблемы. И учителя спрашивали: «Почему она борется? В чем дело? Она не принимает лекарства? А с выездом на родину мы поняли, что родители развелись еще летом. Мамы уже не было в штате. Ее отец изо всех сил пытался понять, как помочь с домашним заданием и как удовлетворить потребности девочки. Как школьный психолог, я смог поговорить с ним о том, как помочь ей организоваться и сориентироваться в школе. Проблема была не столько в ее СДВГ, сколько в поддержке, в которой она нуждалась дома.

Caci: Я работал с учеником, начиная с детского сада, который продемонстрировал ряд проблем в обучении и поведении. Со временем стало ясно, что он находится в спектре аутизма, и я несколько лет консультировал его, помогая понять его диагноз. Когда он стал более социально осведомленным, он начал понимать, что другие считают его другим и даже странным. Мы с ним поговорили об этом вместе с его мамой и учителем, и он решил, что хочет поделиться своим диагнозом со сверстниками, чтобы они могли лучше понять его и его поведение. Мы с ним разговаривали с классом, объясняя синдром Аспергера и почему он вел себя так, а не иначе. В результате его одноклассники были гораздо более склонны помогать и поддерживать его.

Как вы связываетесь с конкретным учеником или ситуацией?

Caci: Я работаю с К-5, и в этой возрастной группе больше всего рекомендаций от учителей, а на втором месте — родители. Но к нам приходят и дети.

Faustino: Я работаю в средней школе, и я бы сказал, что количество саморекомендаций начинает расти в этот момент, и я получаю гораздо больше рекомендаций от родителей. Я думаю, что это просто природа подросткового возраста; многие родители думают: «Помогите мне! Что я делаю? О, я свяжусь со школьным психологом». И дело не только в клинических проблемах. Это может быть: «Мой подросток сводит меня с ума», или бессонница, или проблемы с домашним заданием, или что угодно. И тогда моя роль состоит в том, чтобы направить их в лучшее место, где можно получить помощь.

Какое образование имеют школьные психологи?

Келли: Школьные психологи имеют два уровня сертификации. Один из них находится на уровне специалиста, который представляет собой магистерскую программу с 60 кредитами, с добавлением годичной стажировки, которая включает специализированное обучение в школе. А еще у вас есть школьный психолог с докторской степенью, у которого есть либо докторская, либо докторская степень по школьной психологии. Сюда же входит год стажировки.

Я люблю объяснять это так: школьные психологи — это те психологи, которые больше всех разбираются в образовании, и педагоги, которые больше всего разбираются в психологии.

Много ли вы тестируете?

Caci: Я делю свою работу примерно на 30 процентов на оценку, 30 процентов на консультирование и социальную/эмоциональную поддержку и, возможно, на 30 процентов на консультации, будь то учащиеся, родители или учителя. Большая часть моей оценки сосредоточена на стилях и способностях детей к обучению, а также на выявлении таких проблем, как СДВГ и тревога, по просьбе родителей и учителей. Я пишу отчет и отправляю его домой родителям, а затем встречаюсь с ними, чтобы объяснить, что означают результаты.

Келли: Подавляющее большинство оценок, которые мы проводим в школе, являются частью процесса специального обучения; так что там целая процедура, основанная на законе. Если кто-то беспокоится о ребенке, ребенка направляют к нам для оценки. Родители уведомляются и запрашивают одобрение. А затем проводится собрание, CSE или Комитет по специальному образованию, собрание, на котором обсуждаются все результаты и даются некоторые рекомендации родителям, как помочь ребенку. Процедура изложена в Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями, или IDEA.

Но иногда вы пытаетесь оценить и решить проблемы до того, как они достигнут этой точки?

Faustino: Существует большое движение под названием «Ответ на вмешательство» или RTI, основанное на представлении о том, что вам не нужно ждать, пока ребенок потерпит неудачу, прежде чем проводить оценку, и только потом вмешиваться. Поэтому, если есть проблема, отмеченная родителем или учителем, вы проводите наблюдение в классе и используете эту информацию для разработки вмешательства с родителями и учителем. Вы пробуете вмешательство в течение 6–8 недель — если оно работает, отлично, и вы знаете, что решили часть проблемы или всю ее. А если не получится, то вы пойдете на более высокий уровень, соберете больше информации и оценок и рассмотрите другие возможности. И тогда, и затем, в какой-то момент, если вы исчерпали все эти вещи, вы начинаете формальный процесс IDEA9.0005

Келли: Важным компонентом процесса RTI является то, что мы называем «мониторинг прогресса». Это означает, что мы используем вмешательства, которые были исследованы и показали результаты. Будь то проблемы с обучением, эмоциональные проблемы или поведенческие проблемы, есть несколько хороших вмешательств, основанных на исследованиях. И мы следим за тем, как ученик на них реагирует. Если мы видим, что учащийся не реагирует на вмешательство, это позволяет нам как бы увеличить его интенсивность, не прибегая к специальному обучению. И это цель RTI — вмешаться на ранней стадии и по-настоящему работать со студентами, и, надеюсь, им никогда не придется переходить на такой интенсивный уровень.

Caci: В рамках нашего обучения школьных психологов учат понимать статистику, и мы часто являемся людьми в здании, которые помогают учителям понимать данные и разрабатывать оценки в классе для сбора данных, которые нам нужны по конкретному предмету. зона слабости у ребенка.

Если мы на собрании RTI и учитель говорит, что у ребенка проблемы с чтением, мы знаем, что в овладение чтением вовлечено много разных процессов. Итак, нам нужно разбить его на части: знает ли ребенок, в первую очередь, буквы? Навыки декодирования? Как у него со словарным запасом? И поэтому мы помогаем учителям понять, где они должны вмешиваться и оценивать.

Келли: У нас есть роль в том, что мы называем принятием решений на основе данных, чтобы убедиться, что мы все понимаем и используем данные эффективно.

Caci: Это что-то относительно новое, что не было частью подготовки учителей, и в этом есть определенная степень открытости.

Келли: Это действительно веселая работа. Мы это любим.

Доктор Джон Келли последние 27 лет работает школьным психологом. Он специализируется на защите психического здоровья детей и молодежи, чтобы устранить барьеры на пути к обучению.

Келли Качи — сертифицированный школьный психолог, практикующий на начальном уровне в течение 15 лет, а также тренер и тренер Olweus по предотвращению издевательств.

Доктор Питер Фаустино работает школьным психологом более 15 лет и ведет частную практику в Центре оценки развития и вмешательства (DAIC) в Бедфорд-Хиллз, Нью-Йорк.

Психическое здоровье в школах: дети не в порядке

Автор: Мэри Эллен Флэннери, старший писатель специалист по вмешательству в Сент-Пол, штат Миннесота,

Майерс работает в сфере государственного образования более 33 лет. По ее словам, на протяжении десятилетий потребности ее учеников в психическом здоровье росли, росли и росли. Пандемия в сочетании с десятилетиями бездействия школьных советов и законодателей штатов только ухудшила ситуацию.

Около 214 000 детей в США потеряли родителей из-за COVID-19. Они дрейфуют, скорбят. Многие другие родители и опекуны потеряли работу. Сегодня 17 миллионов детей в США борются с голодом — примерно на 6 миллионов больше, чем до пандемии. Вдобавок ко всему, последние годы подтвердили, насколько сильно эта нация все еще борется с расизмом и ненавистью к ЛГБТК+.

Итак, когда в этом году Майерс села за стол переговоров, стремясь заключить новый контракт между Федерацией педагогов Сент-Пола (SPFE) и ее школьным округом, ее приоритетом номер один было психическое здоровье учеников.

«Знать, через что прошли наши студенты и сотрудники за последние два года… чтобы сказать, что нам не нужна поддержка психического здоровья? Это как сказать, что тебе не нужен воздух. Это невообразимо!» — сказала она. 

В феврале педагоги Сент-Пола проголосовали за забастовку. Затем, в начале марта, всего за несколько часов до того, как выйти на улицы, профсоюзные переговорщики достигли соглашения о сохранении групп психического здоровья, которое SPFE выиграла в ходе переговоров 2020 года. В эти команды входят консультанты, медсестры, социальные работники и школьные психологи в каждой школе Сент-Пола9.0005

Эти профессионалы необходимы для обеспечения студентов тем, что им нужно, говорит Майерс.

От плохого к худшему

В прошлом году, несмотря на то, что нация вернулась к «нормальной» жизни, последние исследования показывают, что многие студенты все еще живут в состоянии кризиса психического здоровья. Эти данные совсем не удивляют педагогов и родителей.

«Конечно, мы видим продвинутую потребность! Помимо пандемии, все, что происходит с экономикой, также влияет на наши семьи», — говорит Тесанн Пиретт, учитель средней школы из Мичигана и президент Образовательной ассоциации Западной Оттавы (WOEA). «Это похоже на идеальную питательную среду для развития проблем с психическим здоровьем».

В ходе апрельского опроса почти три четверти родителей в США заявили, что их ребенку будет полезна консультация по вопросам психического здоровья — по сравнению с 68 процентами в 2021 году. Кроме того, около трети заявили, что у их ребенка в последнее время проявляются симптомы проблем с психическим здоровьем, включая тревогу. (19 процентов) и депрессии (13 процентов).

Среди родителей учащихся с ограниченными возможностями, включая трудности в обучении, развитии и физическом развитии, почти треть заявила, что их ребенок испытывает тревогу, а уровень депрессии также выше.

«Самое большое заблуждение заключается в том, что COVID делает людей психически больными. С моей точки зрения, COVID разоблачил людей, у которых есть скрытая уязвимость», — сказал Джон Уолкуп, заведующий отделением поведенческого здоровья в детской больнице Лурье в Чикаго, в интервью New York Times.

До пандемии, в период с 2016 по 2019 год, число детей с диагнозом «тревожность» выросло на 27%, а диагноз «депрессия» — на 24%. Но в последнее время хуже некуда.

Согласно данным Mental Health America за 2022 год, в прошлом году 15 процентов подростков перенесли по крайней мере один серьезный депрессивный эпизод — это еще 306 000 подростков за предыдущие 12 месяцев. Кроме того, почти две трети подростков с тяжелой депрессией говорят, что не получали никакой помощи.

Требование помощи для студентов

В Западной Оттаве местный профсоюз следит за тем, чтобы студенты получали то, что им нужно. Это включает в себя использование доходов от местного налога на имущество для найма 10 дополнительных тренеров по психическому здоровью по всему округу и использование федеральных фондов помощи при пандемии для найма 16 дополнительных интервентов.

Руководители WOEA тесно сотрудничают с районными администраторами, задавая один и тот же вопрос: что лучше для учащихся?

«Одну вещь, которую я продолжаю повторять снова и снова, это то, что чем больше рук на палубе, тем легче груз», — говорит Пиретт. «Мы сосредоточены на том, чтобы подбирать детей, и если у вас есть больше рук, чтобы поднять этих детей, это очень полезно для этих детей».

В рамках планов администрации Байдена по оказанию помощи при пандемии были сделаны самые крупные разовые инвестиции в государственные школы. Теперь преподаватели следят за тем, чтобы деньги использовались для консультантов, социальных работников, школьных психологов, тренеров по поведению и т. д., которые необходимы учащимся для достижения успеха.

Союзы также заключают контракты, включающие эту поддержку. В Миннеаполисе этой весной педагоги бастовали более двух недель, наконец заключив сделку, которая удвоит количество медсестер и консультантов в начальных школах и предоставит социального работника в каждой школе.

«Не говори «гей» — или трансгендер, или трансгендер

Возможно, самая тревожная цифра в последних данных о психическом здоровье такова: согласно опросу, почти половина молодых ЛГБТК+ людей думали о том, чтобы покончить с собой за последние 12 месяцев. из 34 000 молодых людей проектом Тревор.

Среди молодых людей с суицидальными идеями более половины составляют трансгендеры и небинарные молодые люди, и почти половина — чернокожие. (Небинарный термин — это термин для людей, которые не идентифицируют себя как мужчину или женщину.)

Цифры тревожат, но не удивляют учителя средней школы округа Палм-Бич, Флорида, Майкла Вудса. «Особенно здесь, во Флориде, с законом «Не говори «гей», который также должен называться «Не говори о трансгендерах», у нас много детей в стрессе», — говорит Вудс. «Они просто возвращаются к суровой школе [после пандемии] — и теперь это!»

Закон штата Флорида позволяет родителям подавать в суд на школьные округа, если они считают, что их ребенок получил ненадлежащее обучение по вопросам пола и сексуальности. Расходы на судебные разбирательства будут нести округа, которые уже начинают удалять учебные программы по этим темам.

Законы против геев также распространяются далеко за пределы Флориды. В Техасе губернатор Грег Эбботт приказал учителям сообщать родителям трансгендерной молодежи о жестоком обращении с детьми, если родители обращаются за уходом, подтверждающим гендерную принадлежность их ребенка. NEA и профсоюзы работников образования штатов выступили против этих законов.

Со своей стороны, Вудс — педагог с 29-летним стажем — не боится. Он носит свою футболку «Мы все люди» и отвечает на вопросы своих учеников. Но он беспокоится о более молодых учителях с меньшей гарантией занятости, живущих в более консервативных районах.

«Говорю детям, я всегда рядом с вами. Я всегда безопасное место для тебя. Я не отказываюсь от тебя, и ты не должен отказываться от себя», — говорит он. «Когда молодые люди чувствуют, что им некуда обратиться или с кем поговорить… ну, я знаю, почему статистика такая, какая она есть».

Чем вы можете помочь?

У NEA есть ресурсы для вас!

Перейдите на сайт nea.org/mentalhealth, чтобы выполнить следующие действия и узнать больше:

Шаг 1: Электронное письмо Конгрессу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts