Психология мышление и речь: Мышление и речь с точки зрения психологии

Мышление и речь с точки зрения психологии

Взаимосвязь мышления и речи

Мыслительная деятельность человека характеризуется ее взаимосвязью не только с чувственным познанием, наблюдается также связь между мышлением и речью. Именно эта связь обусловила принципиальное различие между психическим развитием человека и животных. Так, мышление животных всегда элементарное, простейшее, остается наглядно-действенным и не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое мышление имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемым предметом, который в определенной ситуации находится перед глазами. Подобное мышление взаимодействует с предметами в наглядно-действенном плане, не выходя за его пределы. И только с появлением речи возможно отвлечь от познаваемого объекта определенное свойство с закреплением, фиксацией представления или понятия о нем в специальном слове. Мысль, облекшись в слово, приобретает необходимую материальную оболочку, становясь непосредственной действительностью как для самого человека, так и для других людей.

Замечание 1

Мышление в любой форме невозможно без языка, ведь возникновение и развитие всякой мысли происходит в неразрывной связи с речью. Чем основательнее и глубже продумана определенная мысль, тем более ясно и точно она находит выражение в словах, в устной и письменной речи. Напротив, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка определенных мыслей, тем отчетливее и понятнее становятся они сами.

Особенности мыслей и слов

Может создаться впечатление, что существование мысли не обусловлено словесной оболочкой, поскольку некоторые мысли трудно выражаются словами. На самом деле последнее означает, что еще не произошло формирование мысли, то есть она представляет собой смутное представление. Ясная мысль всегда выражается посредством четкой словесной формулировки. Нельзя считать правильным и положение о том, что мысль и речь, по существу, одно и то же. Как и то, что мышление представляет собой речь, лишенную звучания, а речь является «озвученным мышлением». Ошибочность этих положений заключается в том, что одна и та же мысль выражается разными способами и даже на разных языках. Наряду с этим есть слова-омонимы. Они разные, но одинаково звучат и пишутся (например «корень», «коса», «ключ»). Можно сказать, что одно и то же слово способно выражать различные мысли или понятия.

Многочисленные психологические эксперименты показали, что сложности в решении задач исчезают после формулирования испытуемыми своих рассуждений вслух. После воспроизведения своих рассуждений для других, индивид формулирует их и для самого себя. Имея закрепление в слове, мысль не может исчезнуть или угаснуть, она прочно фиксируется в устных или письменных формулировках речи.

Мышление нормальных взрослых людей неразрывно связано с речью. Мысль не способна ни возникать, ни протекать, ни существовать вне вербальных единиц, вне речи. Человек мыслит в речевой форме, что обуславливает речевое мышление. Так, происходит не только формулирование мысли в речи, но и ее формирование и развитие.

Исследования мышления и речи

Психологи не оспаривают связь мышления и речи, но имеют разные мнения об их генетических корнях, а также о вопросах степени взаимосвязи и взаимовлияния. Так, первоначальные исследования мышления и речи показали, что они происходят от практической деятельности. Впоследствии Л. С. Выготский доказал, что мышление и речь психология должна рассматривать с позиции разных корней.

Лингвисты отрицали отождествление языка с поведением, выдвигая теорию, где ключевое понятие состояло в представлении о порождающей грамматике. Изучая, каким образом индивиды способны производить и понимать уникальные грамматические конструкции, ученые приходят к выводу, что для человека характерен некий доопытный механизм усвоения языка, языковые универсалии, детерминирующие процесс формирования речи. Подобные универсалии помогают овладеть естественным языком и сходными языками.

Замечание 2

Именно это объясняет тот факт, что дети во всем мире осваивают языки с равной скоростью и демонстрируют при этом сходную последовательность этапов.

Анализ учеными взаимосвязи мышления и речи рассматривался и в соответствии с ведущим параметром. Можно выделить теорию лингвистической относительности Сепира – Уорфа, которая основана на позиции лингвистического детерминизма. Концепция доказывала, что структура языка формирует мышление и способ познания реальности. Последователи теории предположили, что люди, которые говорят на разных языках, по-разному мыслят и, соответственно, воспринимают мир. Язык организует индивидуальный и коллективный опыт, поэтому он может являться медиатором индивида и социума и задавать не только способы мышления, но и нормативную структуру поведения. Одновременно с этим, психология имеет доказательства того, что способность мыслить появляется раньше, чем способность реализовать мысль в языке. Доказательством этому являются эксперименты, демонстрирующие высокую степень интеллекта у животных и у детей, которые еще не владеют речью.

Главный вопрос, обсуждаемый учеными, заключается в характере реальной связи мышления и речи, их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в ходе своего развития. Существенный вклад в решение этой проблемы был внесен Л. С. Выготским, который полагал, что слово имеет такое же отношение к речи, как и к мышлению. Слово ученый представлял в виде живой клетки, содержащей в самом простом виде основные свойства, которые характерны для речевого мышления в целом. Слово нельзя считать ярлыком, наклеенным в качестве индивидуального названия на определенную вещь. Оно всегда обобщенно описывает вещь, явление или предмет, выступая как акт мышления. Но слово также представляет собой и средство общения, именно поэтому оно включено в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже нельзя отнести ни к речи, ни к мысли. Оно обретает свое значение и становится органичной частью того и другого. Выготский писал: «Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

Речь и мышление обладают разными генетическими корнями, первоначально выполняя различные функции и развиваясь отдельно друг от друга. Исходная функция речи — коммуникативная функция, а сама речь в качестве средства общения возникает по причине необходимости разделения и координации действий в осуществлении совместного труда людей.

Наряду с этим при словесном общении содержание, которое передает речь, можно отнести к определенному классу явлений, что предполагает их обобщенное отражение, представленное фактом мышления. Например, указательный жест в качестве приема общения не несет в себе никакого обобщения, поэтому его нельзя отнести к мысли. В свою очередь, существуют виды мышления, не связанные с речью, например наглядно-действенное мышление, которое присутствует и у животных.

Замечание 3

У ребенка и у высших животных ученые обнаружили своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (мимика, жесты, выразительные движения). Они выражают состояние, но не являются знаками или обобщениями.

Мышление и речь .

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Однако не все виды мышления обязательно осуществляются на речевой основе.

Существуют такие виды мышления ,которые напрямую с речью не связаны.Это –наглядно-действенное и наглядно-образное мышление .Имеются также разновидности речи, кот.человеком исключительно в коммуникативной функции(язык телодвижений- мимика,жесты, пантомимика).Из сказанного следует, что речь и мышление в психике человека могут существовать как вместе, так и отдельно др.от др.

Вопрос о проявлении органического соединения речи и мышления в словесно-логическом мышлении в отечественной психологии впервые поставил и детально обсудил Л.С. Выготский,его идеи оказались признанными мировой психологической наукой.

Мысль и слово в словесно-логическом мышлении, по Вы готскому, настолько тесно связаны друг с другом, что paзделить их практически невозможно. Следуя сложившейся в многих развитых науках традиции разделять сложные явления не на элементы, а на единицы, Выготский выделил единицу, характеризующую словесно-логическое мышление, и обозначил ее как значение слова.

В своей известной книге «[Мышление и речь» Выготский писал о том, что значение слона принадлежит как царству мышления, так и царству

речи. Это надо понимать следующим образом.

Значение слова включает в себя содержание, которое в слово как понятие вкладывается людьми, говорящими на |зыке, к которому относится это слово. Значения слов обыч¬но отражены в толковых словарях соответствующего языка. Когда люди общаются друг с другом на соответствующем |зыке, они в первую очередь обмениваются друг с другом значениями слов и добиваются взаимопонимания по той причине, что одинаково понимают значения соответствую¬щих слов. Следовательно, значение слова — это то, что не¬разрывно связано с речью, то есть «принадлежит царству ре¬чи», по выражению Выготского.

Однако значение слова — это также понятие, а понятие относится к мышлению. Поэтому значение слова, является единицей и мышления, и вследствие этого — единицей того единства, которое представляет словесно-логическое мышле¬ние. Правда, как справедливо признает Выготский, слово не сразу и не полностью обретает значение, которое характери¬зует речь и мышление взрослых людей. Процесс достаточно длительный, он занимает в онтогенезе человека не менее десятка лет, и, прослеживая его, мы можем установить законы, по которым идет в онтогенезе соединение мышления и речи.

Этапы соединения мышления и речи.

1)Первый этап- Этот процесс начинается, когда взрослые люди, обща¬лись с ребенком, сами начинают использовать речь как сред¬ство обмена с ребенком информацией, необходимой для совместного решения задач. Ребенок, который начинает овладевать речью к 2 — 3 годам, подражая взрослым людям, уже использует собственную речь при совместном решении задач. Таким представляется первый, начальный этап соединения мышления и речи.

2)Второй этап- соединения мышления и речи проявляется в следующем. Наблюдая, как взрослые решают свои задачи, замечая, что иногда они в процессе решения задач как бы разговаривают сами с собой, ребенок, подражая, начинает действовать таким же образом. Этот этап примечателен тем что у детей в данном возрасте (примерно от 3 до 4 лет) появляется так называемая эгоцентрическая речь. Впервые на нее обратил внимание и дал ей развернутую характеристику Ж. Пиаже. Он определил эгоцентрическую речь как речь, которая сопровождает процесс мышления ребенка, возникая, когда ребенок, играя, сталкивается с какими-либо затруднениями. Пытаясь их преодолеть, ребенок помогает себе с помощью эгоцентрической речи.

Эгоцентрическая речь во многом напоминает внутреннюю речь. Она, так же как и внутренняя речь, обслуживает процесс мышления и не применяется для общения с окружающими людьми. Эта речь обладает такими качествами, как предикативность(в речи имеются только и выражения ,относящиеся к предикату высказываний ,и практически нет слов и выражений ,относящихся к субъекту высказываний ) и агглютинированность (сокращение слова с сохранением его смысла. Способом агглютинации образуются сложносокращенные слова в языке. При этом происходит сокращение буквенного (звукового) состава и сохранение, слияние во вновь образуемом слове значений прежних слов. Пример-«электростанция») Она насыщена смыслом, понятным для ребенка и связанным с решаемой им задачей.

Эти мысли по поводу природы эгоцентрической речи сформулировал Л.С.Выготский в заочном споре с Ж.Пиаже, который считал эгоцентрическую речь преходящей, отмирающей формой речи, выражающей собой недостатки так называемого дологического мышления ребенка. Сокращение эгоцентрической речи к б-летнему возрасту Пиаже рассматривал как признак освоения детьми логики мышления.

Л.С.Выготский возражал Пиаже, справедливо полагая, что эгоцентрическая речь не сокращается, а переходит внутреннюю речь и поэтому перестает активно проявляться вовне. Эгоцентрическая речь, по мысли Выготского, выступает как промежуточная форма речи между внешней, диалогической речью, обслуживающей процесс общения и соместного с взрослым человеком решения задач, и внутренней речью, обслуживающей процесс собственного, словесно-логического мышления ребенка. В этом, то есть в постепен¬ном переходе от внешней речи к внутренней через эгоцент¬рическую речь, и заключается суть второго этапа процесса соединения мышления и речи.

3) Третий этап -соединения мышления и речи приходится |уже на возраст, когда ребенок готовится к поступлению в школу и приступает к систематическому, целенаправленному учению. Наибольшая нагрузка в это время в интеллекту-альной деятельности детей приходится уже на словесно-ло¬гическое мышление, и поэтому оно начинает развиваться быстрее, чем другие виды мышления. Та связь, которая ранее образовалась между мышлением и речью, в начальный и последующий периоды обучения получает дальнейшее раз¬витие и закрепляется.

В подростковом возрасте в основном завершается процесс развития понятий, формируется внутренний план умственных действий, и это способствует окончательному укреплению связи между мышлением и речью.

Следует, однако, отметить, что мышление, независимое от речи, и речь, не связанная с мышлением, продолжают развиваться и тогда, когда произошло соединение мышления и речи, когда главным направлением развития мышления стало совершенствование словесно-логического мыш¬ления, а в своей речи человек стал широко использовать понятия.

Соединение мышления и речи в психологическом развитии человека. Благодаря соединению речи мышления в психологическом развитии человека происходят важные прогрессивные изменения. Они сводятся к следующему.

Во-первых, перестраиваются и приобретают произвольность все психические процессы. С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным управление восприятием, вниманием, памятью, воображением и мышлением.

Во -вторых, человек приобретает возможность в гораздо больших объемах и в течение гораздо большего времени хранить запоминаемую информацию. Это делается с помощью речевого, смыслового обобщения, то есть компактного сокращения этой информации, а также при помощи записи идей, к которым впоследствии, по соответствующим записям, можно будет в любой момент вернуться. Например, чтобы запомнить длинный письменный текст, вовсе не обязательно запоминать его буквально. Достаточно понять, о чем идет речь в данном тексте, и его смысл надолго останется в памяти. Затем, чтобы припомнить этот текст, достаточно вспомнить его смысл и правильно передать своими словами. Чтобы надолго сохранить информацию, сделав ее доступной в любой момент времени, достаточно кратко записать ее, представить в виде некоторого плана, схемы.

В-третьих, соединение мышления и речи дает возможность людям обмениваться мыслями друг с другом. Любую идею, родившуюся в голове, человек с помощью слов может предать другим людям. От этого выигрывают все: и те, кто делится своими мыслями с людьми, и те, кто их получает. Первые, благодаря общению, получают возможность проверять свои мысли, уточнять их, соотнося с мнениями других людей. Вторые — получатели — обогащаются в информационном и интеллектуальном планах. Они, в свою очередь, получают возможность владеть информацией, которой обладают другие люди, и научиться мыслить так, как мыслят другие люди.

В-четвертых, благодаря интеллектуализации речи и со¬чинению мышления с речью происходит включение в мыш¬ление познавательных процессов, в которых используется речь. Например, восприятие превращается в интеллектуаль¬ный процесс решения перцептивных задач построения об¬раза, и в результате этого образ начинает строиться быстрее, нести в себе более глубокую информацию об отображаемом в нем предмете. Интеллектуализация мнемических процессов и их соединение с осмысленной речью существенно улучшают память человека. Вследствие этого память становится бо¬лее быстрой и более емкой по содержанию запоминаемой информации. Легче запомнить и припомнить слово и его смысл, выражающие содержание некоторой объемной информации, чем запоминать всю эту информацию механиче¬ски и буквально.

Наконец, в-пятых, соединение речи и мышления ускоряет общее интеллектуальное и культурное развитие человека. Словесно-логическое или речевое мышление представляет собой его высшую форму, и по данному виду мышления оце¬нивается уровень общего интеллектуального развития человека. Почти вся информация, составляющая культуру лю¬дей, представлена в интеллектуальной или речевой форме, и чем выше уровень развития у человека мышления и речи, тем выше уровень его культуры.

Мышление и язык: взаимосвязь и факторы

Определяет ли язык то, как мы думаем? Или мышление определяет наш язык? Наши идеи возникают сначала, а потом мы думаем, как их назвать? Есть ли у нас мысли из-за слов, которые мы знаем? Могли бы мы думать без языка?

Выучи новый язык и получи новую душу. -Чешская пословица

  • Что такое мышление и язык в психологии?
  • Какая связь между мышлением и языком?
  • Насколько важны мышление и язык?
  • Приведите несколько примеров того, как язык влияет на мышление?

Мышление и язык в психологии

Лингвист Бенджамин Ли Уорф задал вопросы, подобные приведенным выше, и выдвинул гипотезу о них. Уорф считал, что язык влияет на то, как мы думаем. Он сказал, что без глаголов мы не сможем думать о прошлом. Уорф назвал это понятие лингвистическим детерминизмом 9.0020 . Подумайте об этом на мгновение. Можете ли вы сказать мне, что вы сделали вчера без с помощью глагола?

Лингвистический детерминизм означает, что язык или слова (лингвистика) определяют то, как мы думаем.

Язык — это инструмент, который мы используем для преобразования мыслей, идей и когнитивных процессов в слова и передачи их другим. Уорф указал в своей теории, что мышление и язык имеют естественную логику. Он сказал, что разговор — следствие желания общаться, но разговор — не естественное следствие мышления. Это верно? Возможно ли мышление без языка, или мы можем верить, даже если не можем передавать свои мысли? Давайте углубимся в отношения между мышлением и языком.

Фг. 1 Язык — это инструмент, который мы используем для преобразования наших мыслей, pixabay.com

Связь между языком и мышлением

Согласно современному психологическому пониманию, гипотеза Уорфа считается крайней и несколько неверной. Можно что-то придумать, не зная, как это назвать (язык). Подумайте о цветах. Вы можете думать о них без слов для конкретных цветов.

Вопрос об отношениях между мышлением и языком становится немного сложнее, если принять во внимание тех, кто говорит на двух языках. Что делать, если вы знаете более одного слова для красного цвета? Какой из них вы выбираете? Разные языки воплощают разные способы мышления.

Двуязычный относится к человеку, свободно владеющему двумя языками. «Би» означает два, а «лингвальный» относится к словам или языку.

В одном исследовании участников, которые были китайскими двуязычными студентами Университета Ватерлоо в Онтарио, попросили описать себя на английском и китайском языках. Результаты показали, что описания на английском языке были положительными изображениями, в то время как описания на китайском языке содержали как положительные, так и отрицательные изображения. Как мы описываем себя и мир меняется в зависимости от нашего языка!

Английский язык и японский язык по своей сути отражают разные способы мышления. Словарный запас английского языка в значительной степени сосредоточен на личных эмоциях . Японская лексика в значительной степени сосредоточена на эмоциях в отношениях .

Существует также корреляция между знанием языка (большим словарным запасом) и интеллектом. Чем больше мы изучаем язык, тем больше влияет на скорость, с которой может работать наш ум. Чем больше языка, тем быстрее мозг! Улучшение изучения языка позволяет разуму быстрее реагировать на множество ситуаций.

Это та же логика, которая объясняет нам, почему детям, воспитанным на двух языках, часто легче усваивать другие виды информации.

Важность языка и мышления

Язык не является единственным определяющим фактором нашего мышления, но он, несомненно, влияет на наши мысли. Язык отлично подходит для создания категорий, помогающих нам понимать такие вещи, как числа и цвета. Изучение других культур и их языков может помочь вам лучше понять влияние языка на наши мысли.

В японском языке есть общее слово для обозначения синего и зеленого. Конечно, носители японского языка могут определить, какой цвет упоминается, исходя из контекстных факторов, но термин для описания обоих цветов один и тот же. Контрастным примером является русский язык, где одно слово обозначает несколько оттенков синего. То, как язык передает цвета, влияет на то, как мы думаем о цветах!

Фг. 2 Какие цвета, по вашему мнению, изображены на фотографии?, pixabay.com

Язык и мышление подобны информационному шоссе с двусторонним движением. Чем больше мы развиваем и расширяем наши языковые способности, тем больше мы также расширяем наши когнитивные способности. Это одна из причин, по которой рекомендуется широкое чтение! Умные люди часто бывают начитанными. Язык помогает нам общаться, концептуализировать и понимать абстрактные идеи, такие как счастье, правда, независимость и честь.

Те, кто говорит на двух языках, имеют преимущество в более широком словарном запасе, что означает больше знаний. Те, кто знает более одного языка, могут подавлять один язык, используя другой. Это демонстрирует исполнительный контроль над языком, а также демонстрирует способности к когнитивному вниманию и концентрации.

Примеры влияния языка на мышление

Хотя цвета и описательная лексика являются отличными примерами воздействия языка на мышление, есть еще один интересный пример для рассмотрения. Поверите ли вы, что описание времени также может различаться в зависимости от вашего языка? Англоговорящие обычно называют события продолжительностью или продолжительностью («Это был длинный фильм»). Говорящие на испанском языке обычно ссылаются на количество времени, используя в описании такие слова, как «маленький» или «большой» («Это был большой фильм»). То, как язык описывает время, отражает то, как люди в этой культуре думают о времени.

Грамматический род — это классификация существительных с использованием особой формы системы классов существительных.

Меня, говорящего по-английски, это может сбить с толку. Понятие, называемое грамматическим родом, является еще одним удивительным примером того, как язык влияет на мышление. В испанском языке слово «стол » указывает на пол ( la mesa — женский род ) . В японском языке используется другая грамматическая структура, потому что в этом языке нет гендера, связанного с объектами.

Фг. 3 Есть ли в этой таблице род в вашем языке?, pixabay.com

В другом исследовании исследователи попросили носителей испанского и немецкого языков описать конкретный объект. Исследователи хотели увидеть, будет ли способ, которым говорящие описывают объект, значительно отличаться в зависимости от гендерных аспектов языка. Объектом был ключ, считающийся мужским в немецком языке и женским в испанском.

Когда его попросили описать объект на немецком языке, использованные слова считались дескрипторами мужского рода («тяжелый», «жесткий» и «зазубренный»). Противоположное было верно в испанском языке, где такие слова, как «сложный» и «маленький», использовались для описания одного и того же объекта. Это пример того, как язык меняет и влияет на то, как мы думаем и описываем объекты!

Мышление и язык. Ключевые выводы

  • Лингвистический детерминизм означает, что язык определяет то, как мы думаем.
  • Язык — это инструмент, который мы используем для преобразования мыслей, идей и когнитивных процессов в слова и передачи их другим.
    • Разные языки воплощают разные способы мышления.
    • Язык — не единственный определяющий фактор нашего мышления, но он, безусловно, влияет на наши мысли.
  • Язык и мышление подобны информационному шоссе с двусторонним движением . Чем больше мы развиваем и расширяем наши языковых способностей , тем больше мы также расширяем наши когнитивные способности .
  • Преимущество тех, кто двуязычен , состоит в более широком словарном запасе, что означает больше знаний.
  • грамматический род слова изменяет то, как говорящий думает об объекте и описывает его.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Катализируемое родием [2π + 2π + 2π]-циклоприсоединение алкиниламидов и сероуглерода к индолотиопиранов тионам ()

    Бенджамин Дассонневиль, Феликс Хинкель, Хайнер Детерт

    Международный журнал органической химии Том 13 № 1, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ijoc.2023.131003 15 загрузок  74 просмотров

  • Синхронная папиллярная карцинома щитовидной железы и почечная эпителиоидная ангиомиолипома с метастазами в печень или сочетанием: клинико-патологические характеристики и исход ()

    Дук Тхань Ле, Тхи Ван Нгуен, Туан Ань До, Чин Трунг Ву, Кхоа Хонг Фам, Ту Ван Дао, Чу Ван Нгуен

    Журнал библиотеки открытого доступа Том 10 №3, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/oalib.1109736 4 загрузки  26 просмотров

  • Гангрена Фурнье у ребенка, госпитализированного в педиатрическое отделение неотложной помощи клинической больницы имени Габриэля Туре ()

    Дембеле Адама, Сиссе Мохамед Эльмулуд, Того Пьер, Таль Курейсси, Майга Белко, Кейта Дженеба, Думбия Абдул Карим, Кулибали Умар, Исса Амаду, Амаду Ибрагим, Кулибали Бакари, Траоре Калиру, Того Бубакар

    Открытый журнал педиатрии Том 13 № 2, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojped.2023.132027 6 загрузок  33 просмотров

  • Систематический обзор и метаанализ рандомизированных контрольных испытаний для проверки роли нестероидных противовоспалительных препаратов в качестве защитного фактора у субъектов с болезнью Альцгеймера ()

    Акаш Астана, Шашанк Трипати, Рахна Агарвал

    Успехи в лечении болезни Альцгеймера Том 12 № 1, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/aad.2023.121001 9 загрузок  58 просмотров

  • Влияние хитина, биоугля и навоза на урожай и качество баклажанов и зеленого перца ()

    Джордж Ф. Антониус, Анудж Чилувал, Анджан Непал

    Сельскохозяйственные науки Том 14 №3, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/as.2023.143024 8 загрузок  40 просмотров

  • Исследование генетической структуры и разнообразия маниоки ( Manihot esculenta ) Зародышевая плазма африканской мозаики маниоки и выход корней при хранении в свежем виде()

    Джанату Вероника Сесай, Айя Лебби, Ричард Уодсворт, Эфраим Нуваманья, Сулейман Бадо, принц Эммануэль Норман

    Открытый журнал генетики Том 13 № 1, 14 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojgen.2023.131002 8 загрузок  30 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts