Индивидуальные особенности мышления
16.12.2011
Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.
Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.
Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.
Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.
Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.
Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.
Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.
В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.
Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.
Ключевые слова: Индивидуальность, Мышление
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Два метода исследования детского мышления Обухова Л. Ф., Этапы развития детского мышления |
Законы мышления в логике Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод |
Мыслительные свойства … |
Расстройства мышления и интеллекта. Кратко Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :… |
Активизация и нарушения процессов мышления Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Рефлексия как качество мышления Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Понятие о мышлении Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Индивидуальный стиль деятельности Кондрашихина О. А., Дифференциальная психология |
6. Мышление. Психология: конспект лекций
6. Мышление
1. Понятие о мышлении.
2. Виды мышления, формы мышления.
3. Операции мышления.
4. Индивидуальные особенности мышления.
5. Особенности творческого мышления.
6. Развитие мышления.
1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Отметим отличительные черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.
3) опосредованно отражает окружающий мир.
Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела.
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи;
б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки;
в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды;
4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации;
5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.;
6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения.
Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.
2. Мышление классифицируется по различным основаниям.
Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.
По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).
В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).
По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.
Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.
Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.
Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.
Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.
Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.
Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.
Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.
В процессе мышления человек рассуждает.
Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.
Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание.
Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.
Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).
Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»).
Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).
Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.
Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.
Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.
Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.
Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.
Лиса – животное.
Животное можно убить ядом кураре.
Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.
Заяц – животное.
Зайца можно убить ядом кураре.
Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.
3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Назовем наиболее значимые из них.
Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.
Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.
Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.
Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.
Обобщение
Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.
Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.
4. Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.
Подробнее остановимся на их рассмотрении.
Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.
Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.
Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.
Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.
Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.
Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.
Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.
Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.
Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.
Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.
Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.
Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.
5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.
В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.
Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:
1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;
2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Условия, влияющие на творческий процесс:
1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;
2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен;
3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;
4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;
5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.
Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.
Качества, препятствующие развитию творческого мышления:
1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;
2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;
3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;
4) завышенная оценка собственных достижений, идей;
5) высокая личностная тревожность;
6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.
Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.
Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.
6. Существуют следующие пути развития мышления:
1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;
2) мышление развивается в процессе овладения знаниями.
В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;
3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;
4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;
5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;
6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;
7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;
8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;
9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.
Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое мышление в психологии? 7 Различных типов мышления
Психологический словарь APA определяет мышление как «когнитивное поведение, при котором идеи, образы, мысленные представления и другие подобные гипотетические элементы мысли переживаются или манипулируются». Мышление — это одновременно скрытый и символический процесс, который позволяет нам формировать психологические ассоциации и создавать модели для понимания мира. Это считается скрытым процессом, рассматривая наши мысли, и процессы, лежащие в основе их формирования, не поддаются непосредственному наблюдению. Это понимается как символическое, потому что мышление оперирует с использованием ментальных символов и представлений («Психологический словарь АПА», nd).
Что такое когнитивная психология, наука…
Пожалуйста, включите JavaScript
Что такое когнитивная психология, наука о наших психических процессах
Три первичных элемента мышления: понятия, знаки/символы и мозг функции. Понятия — это идеи и понятия, возникающие в уме, когда нам представляют объекты или информацию. Например, если бы мы услышали слово «собака», мы подумали бы не только о животном, но и о понятиях, которые оно представляет (верность, защита и т. д.). Знаки и символы также представляют и часто заменяют реальные объекты или идеи. Красный сигнал светофора, знак опасности, песни, флаги и т. д. действуют как знаки/символы, передающие информацию в наш мозг. Наконец, и самое главное, мозг — это орган, осуществляющий акт мышления. Объекты, язык, знаки и символы в нашем окружении, однажды зарегистрированные нашими органами чувств, интерпретируются в мозгу для создания мыслей.
Способность мыслить и разум – это то, что отличает человеческий род от других видов, в том числе от высших животных. Как вид у людей есть врожденная потребность использовать информацию в окружающей их среде, чтобы бороться со сложными проблемами, с которыми мы сталкиваемся. То, как человек подходит к этим проблемам и ищет решения, во многом зависит от того, как его мозг обрабатывает полученную информацию. Различные способы, которыми наш мозг преобразует эту информацию в мысли, можно понять как Типы мышления .
Перцептивное или конкретное мышлениеПерцептивное мышление — это простейшая форма мышления, которая в первую очередь использует наше восприятие — интерпретацию информации, поглощаемой нашими органами чувств — для создания мыслей. Он также известен как конкретное мышление , потому что наши мысли отражают наше восприятие конкретных объектов, точные интерпретации или буквальное значение языка, а не применение других концепций или идей для расшифровки той же информации.
Маленькие дети сначала начинают смотреть на мир как конкретные мыслители. Они формируют мысли об объектах только тогда, когда объекты присутствуют, а не после того, как они были удалены из окружения малыша. Например, если ребенок играл с игрушкой, у него формируются мысли о размере игрушки, возможно, даже о звуке, который она издает. Когда у ребенка отнимают игрушку, он может сначала заплакать, но сразу же перестает думать об игрушке, как только находит другой объект, привлекающий его внимание.
Концептуальное или абстрактное мышлениеКонцептуальное или абстрактное мышление относится к способности человека формировать мысли об представленной ему информации, используя сложные концепции и идеи. Абстрактное мышление является важным аспектом социальных взаимодействий и общения, поскольку оно позволяет людям изучать невербальные сигналы, понимать юмор, аналогии и другие символические представления. Способность мыслить таким образом обычно развивается в позднем детстве и подростковом возрасте. Абстрактные мыслители также хорошо справляются со стандартными тестами интеллекта.
Абстрактные мыслители способны формировать сложные мысли о теориях, эмоциях и языке. Рассказывание историй — это всеобъемлющий пример абстрактного мышления . Он использует эмоции, риторику, напряженность и юмор для передачи информации.
Мышление не существует в бинарном виде, т. е. конкретное и абстрактное мышление — не единственные способы обработки информации нашим мозгом. Есть несколько других способов декодирования входных данных из нашей среды, некоторые из которых обсуждаются ниже.
Рефлексивное мышлениеРефлексивное мышление используется, когда мы пытаемся решить сложные проблемы. Для этого наш мозг реорганизует весь наш опыт, относящийся к конкретной ситуации, в попытке связать опыт и идеи, чтобы найти жизнеспособные решения проблем, с которыми мы сталкиваемся. Таким образом, Рефлексивное мышление можно понимать как интроспективный когнитивный процесс.
В рефлексивное мышление, мы размышляем о прошлом опыте и учимся на нем. Например, если человек вышел из дома в 9 утра, чтобы сесть на автобус, но пропустил свой автобус, он, возможно, рассмотрит возможность в следующий раз выйти из дома на пять или десять минут раньше.
Критическое мышлениеКритическое мышление — один из самых сложных мыслительных процессов, который требует более высоких когнитивных навыков и способностей, таких как отражение и реконструкция мыслей и переживаний, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать, оценивать и делать выводы в целенаправленной саморегулируемой манере, которая является беспристрастной. Критически мыслящие люди должны отделить себя от присущих им предубеждений и систем убеждений, чтобы прийти к истине проблемы.
В эпоху социальных сетей при потреблении онлайн-информации крайне важно мыслить критически. Когда нам предоставляется информация, мы должны с осторожностью относиться к источнику информации, ее объективности и ее потенциальному влиянию на читателей/зрителей, прежде чем мы сформируем мнение по этому вопросу. Если бы мы слепо верили всей поступающей к нам информации, не подвергая сомнению ее подлинность и намерение, мы бы не смогли стать критическими мыслителями и вместо этого стали бы жертвами предвзятости подтверждения.
Читайте также: Как мыслить критически
Креативное мышлениеАмериканский психолог Б. Ф. Скиннер определил творческое мышление как способность человека делать новые, оригинальные, оригинальные и необычные выводы и прогнозы об окружающей среде. . Это позволяет людям по-новому интерпретировать свое окружение и находить инновационные решения проблем, связанных с окружающей средой. Это считается одним из наиболее важных компонентов когнитивного поведения, поскольку это полностью внутренний психический процесс. Креативное мышление является неотъемлемым элементом профессионального мира, особенно в области искусства и науки. Способность к творческому мышлению проявляется во всех аспектах жизни, особенно в ситуациях, когда нужно мыслить нестандартно, чтобы решить проблему. Изобретатели, например, являются идеальным представителем творческих мыслителей. Изобретение чего-то нового требует воображения и оригинальности. Идея стиральной машины, которая позволила бы людям сократить трудозатраты и время, затрачиваемое на стирку одежды вручную, является примером творческого мышления.
Дивергентное и конвергентное мышлениеДивергентное и конвергентное мышление считаются типами творческого мышления, которые включают поиск решений проблем путем изучения огромного количества идей и возможностей.
Дивергентное мышление — это процесс, в ходе которого мыслитель изучает бесконечные решения проблемы, чтобы разработать новаторский ответ, являющийся продуктом свободно протекающего, гибкого когнитивного процесса, который создает связи между этими бесконечными решениями. Например, при разработке моделей вмешательства для решения социальных/политических/психологических проблем мы изучаем различные уже существующие модели, достоинства и ограничения таких моделей и их осуществимость, а затем придумываем модель вмешательства, которая заимствует из этих существующих элементов в чтобы создать что-то применимое к нашей среде.
И наоборот, конвергентное мышление представляет собой более целенаправленный процесс, который анализирует множество решений и выбирает из них решение предложенной проблемы. Например, при решении вопросника с несколькими вариантами ответов мы изучаем доступные нам варианты и выбираем тот, который, по нашему мнению, лучше всего отвечает на поставленный вопрос. Конвергентное мышление — это более аналитический процесс, который концентрируется на поиске лучшего ответа, в отличие от дивергентного мышления, которое побуждает людей идти на творческий риск, который может привести или не привести к желаемому результату.
Линейное и нелинейное мышлениеЛинейное мышление — тип мышления, при котором информация обрабатывается последовательно; чтобы. Это необходимо при решении задач, требующих пошагового подхода, когда есть четкая начальная и конечная точка. Такой тип мышления наиболее часто используется в аналитических профессиях. Математики и физики используют линейное мышление при выводе или разработке новых теорий или уравнений о Вселенной.
С другой стороны, нелинейное мышление — это тип абстрактного мышления, которое не следует однолинейной последовательности, а вместо этого объединяет идеи и концепции из нескольких источников для решения проблемы.
Мышление имеет основополагающее значение для процессов решения проблем и обучения. Люди должны приобретать соответствующие знания и опыт, чтобы развивать различные типы мышления, упомянутые в этой статье.
Развитие мышления требует, чтобы людям были предоставлены адекватные возможности для участия в здоровой и стимулирующей среде, которая способствует творческому, аналитическому и критическому мышлению. Свобода мысли необходима для развития абстрактного и творческого мышления. В противном случае такое мышление чахнет при наличии узких и ненужных ограничений. Кроме того, понимание языка и понятий, которые он представляет, имеет центральное значение для развития мыслительных процессов. Язык в высшей степени символичен, как и само мышление. Поэтому мы не можем развивать сложные мысли, если не способны расшифровывать символы и образы. Крайне важно, чтобы мы обеспечивали развитие языка с раннего возраста, потому что при отсутствии понимания языка мы рискуем развить дефектные модели мышления, которые могут оказаться вредными.
Способность мыслить конструктивно и творчески ценится в любой профессии. Именно в свете этих знаний мы должны работать над тем, чтобы стать лучшими мыслителями и оттачивать свои навыки с помощью практики и поиска возможностей, которые побуждают нас быть более инновационными, критическими и рефлексивными в своих мыслях.
Ссылки
Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Психологический словарь АПА . Американская психологическая ассоциация. https://dictionary.apa.org
Томас, Дж. (2018, 18 февраля). Разница между бетоном и бетоном. Абстрактное мышление . ЛучшеПомощь. https://www. betterhelp.com/advice/self-value
S, R. (2016, 17 августа). Типы, развитие и инструменты: психология . Обсуждение психологии — обсуждайте все, что связано с психологией. https://www.psychologydiscussion/types-development-and-tools-psychology/2058.
Митрович С. (2021, 4 мая). 7 наиболее распространенных типов и как определить свой . Блог Mindvalley. https://blog.mindvalley.com/types#headline6.
Введение в мышление | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Олицетворение мысли (греч. Εννοια ) в библиотеке Цельса в Эфесе, Турция
Мысль или мышление — это ментальный процесс, который позволяет существам моделировать мир и, таким образом, эффективно обращаться с ним в соответствии со своими целями, планами, целями и желаниями. Слова, относящиеся к сходным понятиям и процессам, включают познание, чувство, сознание, идею и воображение.
Мышление предполагает глубокое мозговое манипулирование информацией, например, когда мы формируем концепции, участвуем в решении проблем, рассуждаем и принимаем решения. Мышление является высшей познавательной функцией, и анализ мыслительных процессов составляет часть когнитивной психологии.
Содержание
- 1 Этимология и употребление
- 2 Основной процесс
- 3 Философия
- 3. 1 Проблема разума и тела
- 3.2 Функциональность по сравнению с воплощением
- 4 Биология
- 5 Психология
- 6 Психоанализ
- 7 Социология
- 8 Концептуализация
- 9 Вспомогательные средства для размышлений
- 9.1 Подводные камни
- 10 См. также
- 11 Ссылки
- 12 Каталожные номера
- 13 Дополнительная литература
Этимология и употребление
Слово происходит от староанглийского þoht или geþoht , от корня þencan «постичь в уме, рассмотреть». [1]
В просторечии слово думать охватывает многочисленные и разнообразные психологические действия. Это часто относится просто к акту осознания чего-либо, особенно если эта вещь находится за пределами непосредственного окружения («Это заставило меня подумать о моей бабушке»). Иногда это синоним «склонности верить», особенно при менее чем полной уверенности («Я думаю, что пойдет дождь, но я не уверен»). В других случаях это обозначает степень внимательности («Я сделал это, не подумав»). Многие другие умственные действия — многие из которых могут переходить друг в друга — могут быть охвачены этим словом, например интерпретация, оценка, воображение, планирование и запоминание.
В обычном употреблении «мысль» часто приписывается животным, машинам, другим нечеловеческим объектам и явлениям. Точное значение такого использования также различается. Приписывание мысли или мыслительных процессов нечеловеческим объектам и явлениям (особенно компьютерам) можно считать антропоморфизмом, хотя такие категоризации оспаривались такими учеными-компьютерщиками, как Алан Тьюринг (см. Вычислительные машины и интеллект). Что же касается животных, то насколько разные животные мыслят, зависит от точного определения данного слова, поэтому его можно понимать буквально или рассматривать как антропоморфное.
О самом содержании мыслей написано немного. Казалось бы, мы не думаем полными предложениями. Мы мыслим фрагментами, идеями, воплощенными в словах. Мы не думаем «Я отправил посылку сестре сегодня утром», мы думаем «отправил посылку сестре утром». Если мы читаем книгу, наши мысли включают сюжетную линию и наши размышления над сюжетной линией. Но наши мысли могут содержать только одну идею за раз, поэтому, если сюжет «герой бежит за убийцей», а наше отражение «он был глуп, поверив злодею», наша мысль была бы что-то вроде «Герой глупо доверял бегущему за убийцей злодею». «. [ необходима ссылка ]
Наши мысли могут включать образы.
Основной процесс
Основная механика человеческого разума — процесс сопоставления образов или, скорее, распознавания. В «момент размышления» новые ситуации и новый опыт оцениваются по сравнению с вспоминаемыми и выносятся суждения. Чтобы сделать эти суждения, интеллект поддерживает текущий опыт и сортирует соответствующий прошлый опыт. Он делает это, сохраняя настоящий и прошлый опыт отчетливыми и отдельными. Интеллект может смешивать, сопоставлять, сливать, просеивать и сортировать концепции, восприятия и опыт. Этот процесс называется рассуждением. Логика – это наука о рассуждениях. Осознание этого процесса рассуждения — это доступное сознание (см. философа Неда Блока).
Философия
- Основная статья: Феноменология_(философия)
- Основная статья: Философия разума
Что больше всего наводит на размышления в эти наводящие на размышления времена, так это то, что мы все еще не думаем. [2] – Мартин Хайдеггер | ” |
Мыслитель, скульптура в Музее Родена в Париже
Движение феноменологии в философии привело к радикальным изменениям в том, как мы понимаем мысль. Феноменологический анализ экзистенциальной структуры человека, проведенный Мартином Хайдеггером в книге «Бытие и время», проливает новый свет на проблему мышления, разрушая традиционные когнитивные или рациональные интерпретации человека, влияющие на то, как мы понимаем мысль. Представление о фундаментальной роли некогнитивного понимания в обеспечении возможности тематического сознания повлияло на дискуссию вокруг искусственного интеллекта в XIX веке.70-х и 1980-х годов. [3]
Однако феноменология — не единственный подход к мышлению в современной западной философии. Философия разума — это раздел современной аналитической философии, изучающий природу разума, психические события, психические функции, психические свойства, сознание и их связь с физическим телом, в частности с мозгом. Проблема разума и тела, то есть отношения разума к телу, обычно рассматривается как центральный вопрос философии разума, хотя существуют и другие вопросы, касающиеся природы разума, не связанные с его отношением к физическому телу. [4]
Проблема разума и тела
- Основная статья: Дихотомия разума и тела
Проблема разума и тела касается объяснения отношений, существующих между разумом или психическими процессами и телесными состояниями. или процессов. [4] Основная цель философов, работающих в этой области, состоит в том, чтобы определить природу разума и ментальных состояний/процессов, а также то, как — или даже если — разум воздействует и может воздействовать на тело.
Человеческий перцептивный опыт зависит от раздражителей, которые поступают к различным органам чувств из внешнего мира, и эти раздражители вызывают изменения в психическом состоянии, в конечном итоге вызывая ощущение, которое может быть приятным или неприятным. Например, чье-то желание съесть кусок пиццы будет склонно заставлять этого человека двигаться своим телом определенным образом и в определенном направлении, чтобы получить то, что он или она хочет. Тогда возникает вопрос, как сознательные переживания могут возникать из комка серого вещества, не наделенного ничем, кроме электрохимических свойств. Связанная с этим проблема состоит в том, чтобы объяснить, как чьи-то пропозициональные установки (например, убеждения и желания) могут вызвать срабатывание нейронов этого человека и сокращение его мышц совершенно правильным образом. Они включают в себя некоторые из загадок, с которыми сталкивались эпистемологи и философы сознания, по крайней мере, со времен Рене Декарта. [5]
Функционализм против воплощения
Вышеизложенное отражает классическое функциональное описание того, как мы работаем как когнитивные, мыслящие системы. Однако считается, что явно неразрешимая проблема разума и тела преодолевается и обходится с помощью подхода воплощенного познания, корни которого уходят в работы Хайдеггера, Пиаже, Выготского, Мерло-Понти и прагматика Джона Дьюи. [6] [7]
Этот подход утверждает, что классический подход разделения разума и анализа его процессов ошибочен: вместо этого мы должны видеть, что разум, действия воплощенного агента и окружающая его среда и предвидения, все части целого, которые определяют друг друга. Следовательно, только функциональный анализ ума всегда оставит нас с неразрешимой проблемой ума и тела. [8]
Биология
- Основная статья: Нейроны
Нейрон (также известный как нейрон или нервная клетка) представляет собой возбудимую клетку в нервной системе, которая обрабатывает и передает информацию с помощью электрохимических сигналов. Нейроны являются основными компонентами головного мозга, спинного мозга позвоночных, вентрального нервного ствола беспозвоночных и периферических нервов. Существует ряд специализированных типов нейронов: сенсорные нейроны реагируют на прикосновение, звук, свет и многие другие раздражители, воздействующие на клетки органов чувств, которые затем посылают сигналы в спинной и головной мозг. Моторные нейроны получают сигналы от головного и спинного мозга и вызывают сокращения мышц и воздействуют на железы. Интернейроны соединяют нейроны с другими нейронами в головном и спинном мозге. Нейроны реагируют на раздражители и сообщают о наличии раздражителей в центральную нервную систему, которая обрабатывает эту информацию и посылает ответы другим частям тела для действия. Нейроны не проходят через митоз и обычно не могут быть заменены после разрушения, [ сомнительно — см. страницу обсуждения ] , хотя было замечено, что астроциты превращаются в нейроны, поскольку они иногда являются плюрипотентными.
Психология
- Основная статья: Когнитивная психология
Психологи сосредоточились на мышлении как на интеллектуальном усилии, направленном на поиск ответа на вопрос или решение практической проблемы. Когнитивная психология — это раздел психологии, который исследует внутренние психические процессы, такие как решение проблем, память и язык. Школа мысли, возникающая из этого подхода, известна как когнитивизм, который интересуется тем, как люди мысленно представляют обработку информации. Она основывалась на гештальт-психологии Макса Вертхаймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки.0254 [9] и в работе Жана Пиаже, который представил теорию стадий/фаз, описывающих когнитивное развитие детей.
Когнитивные психологи используют психофизические и экспериментальные подходы для понимания, диагностики и решения проблем, занимаясь психическими процессами, которые являются посредниками между стимулом и реакцией. Они изучают различные аспекты мышления, в том числе психологию рассуждений, то, как люди принимают решения и делают выбор, решают проблемы, а также участвуют в творческих открытиях и творческом мышлении. Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов — правил, которые не обязательно понятны, но обещают решение, или эвристики — правил, которые понятны, но не всегда гарантируют решения. Когнитивная наука отличается от когнитивной психологии тем, что алгоритмы, предназначенные для имитации человеческого поведения, реализуются или реализуются на компьютере. В других случаях решения могут быть найдены через озарение, внезапное осознание отношений.
В психологии развития Жан Пиаже был пионером в изучении развития мышления от рождения до зрелости. В его теории когнитивного развития мышление основано на воздействии на окружающую среду. То есть Пиаже предполагает, что окружающая среда понимается через ассимиляцию объектов в доступных схемах действия, и они приспосабливаются к объектам в той мере, в какой доступные схемы не соответствуют требованиям. В результате этой игры между ассимиляцией и аккомодацией мышление проходит через ряд стадий, качественно отличающихся друг от друга способом представления и сложностью вывода и понимания. То есть мышление развивается от основанного на восприятиях и действиях на сенсомоторной стадии в первые два года жизни к внутренним представлениям в раннем детстве. В дальнейшем представления постепенно организуются в логические структуры, оперирующие вначале на конкретных свойствах действительности, на стадии конкретных операций, а затем на абстрактных принципах, организующих конкретные свойства, на стадии формальных операций. [10] В последние годы концепция мышления Пиаже была интегрирована с концепциями обработки информации. Таким образом, мышление рассматривается как результат работы механизмов, отвечающих за представление и обработку информации. В этой концепции скорость обработки, когнитивный контроль и рабочая память являются основными функциями, лежащими в основе мышления. В неопиажеских теориях когнитивного развития считается, что развитие мышления происходит за счет увеличения скорости обработки информации, усиления когнитивного контроля и увеличения рабочей памяти. [11]
Психоанализ
«Ид», «эго» и «сверх-эго» — это три части «психического аппарата», определенного в структурной модели психики Зигмунда Фрейда; это три теоретических построения, в терминах деятельности и взаимодействия которых описывается ментальная жизнь. Согласно этой модели, нескоординированные инстинктивные тенденции — это «Ид»; организованная реалистическая часть психики — это «эго», а критическая и морализирующая функция — «сверх-эго». [12]
Бессознательное рассматривалось Фрейдом на протяжении всей эволюции его психоаналитической теории как разумная сила воли, находящаяся под влиянием человеческого желания и тем не менее действующая значительно ниже воспринимающего сознательного разума. Для Фрейда бессознательное — это хранилище инстинктивных желаний, потребностей и психических побуждений. Хотя прошлые мысли и воспоминания могут быть скрыты от непосредственного сознания, они направляют мысли и чувства человека из области бессознательного. [13]
Для психоанализа бессознательное включает не все, что не осознается, а только то, что активно вытесняется сознательным мышлением или то, что человек не хочет знать сознательно. В некотором смысле этот взгляд ставит самость в отношения с их бессознательным как противника, воюющего с собой, чтобы скрыть то, что бессознательно. Если человек чувствует боль, все, о чем он может думать, это облегчить боль. Любое его желание, избавиться от боли или чем-то насладиться, приказывает уму что делать. Для Фрейда бессознательное было хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний, травмирующих воспоминаний и болезненных эмоций, выбрасываемых из памяти механизмом психологического подавления. Однако содержание не обязательно должно быть исключительно негативным. С психоаналитической точки зрения бессознательное — это сила, которую можно распознать только по ее следствиям — оно выражается в симптоме. [14]
Социология
Файл:мысленный пузырь. svgЭто «пузырь мыслей». Это иллюстрация, изображающая мысль.
File:Nothing got in the way.jpgГраффити на стене: «самому думать» стало менее выгодно».
- Основная статья: Социальная психология
Социальная психология изучает взаимодействие людей и групп. Ученые в этой междисциплинарной области обычно либо психологи, либо социологи, хотя все социальные психологи используют как индивида, так и группу в качестве единиц анализа. [15]
Несмотря на схожесть, исследователи-психологи и социологи имеют тенденцию различаться в своих целях, подходах, методах и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и профессиональным обществам. Наибольший период сотрудничества между социологами и психологами пришелся на годы сразу после Второй мировой войны. [16] Несмотря на усиление изоляции и специализации в последние годы, между двумя дисциплинами сохраняется некоторая степень совпадения и влияния. [17]
Коллективное бессознательное, иногда называемое коллективным подсознанием, — это термин аналитической психологии, придуманный Карлом Юнгом. Это часть бессознательного, разделяемая обществом, народом или всем человечеством во взаимосвязанной системе, которая является продуктом всего общего опыта и содержит такие понятия, как наука, религия и мораль. В то время как Фрейд не проводил различия между «индивидуальной психологией» и «коллективной психологией», Юнг отличал коллективное бессознательное от личного подсознания, присущего каждому человеку. Коллективное бессознательное также известно как «хранилище переживаний нашего вида». [18]
В главе «Определения» фундаментальной работы Юнга Психологические типы под определением «коллективных» Юнг ссылается на репрезентаций коллективов , термин, введенный Люсьеном Леви-Брюлем в его книге 1910 года Как Туземцы думают . Юнг говорит, что это то, что он описывает как коллективное бессознательное. Фрейд, с другой стороны, не принимал идею коллективного бессознательного.
Концептуализация
Мышление может быть смоделировано полем (подобно математическому представлению электромагнитного поля, но каждая точка поля является точкой сознания). Образцы формируются, и суждения выносятся в поле. Некоторые философы (панпсихисты/панэксперименталисты — см. викикнигу о сознании) считают, что все поле является сознательным само по себе, полем сознания. Они говорят, что сознание создает мышление, мышление и другие мозговые процессы не создают сознание. Другие ученые (например, Бернард Баарс) думают об этом как о рабочем пространстве. Некоторые философы (например, Томас Нагель) заявляли, что понятия не имеют о том, как мы осознаем свое мышление.
Можно сказать, что мысль — это все, что возникает в дуалистическом уме. Дуалистический ум — это тот, в котором тот, из которого возникает мысль, считает себя отделенным от других форм. Мысль может быть идеей, изображением, звуком, запахом, прикосновением или даже эмоциональным чувством, возникающим в мозгу.
Мыслитель Родена, Музей Сакипа Сабанджи, Стамбул.
Вспомогательные средства для размышлений
- Использование моделей, символов, диаграмм и рисунков.
- Использование абстракции для упрощения мышления.
- Использование метасинтаксических переменных для упрощения именования.
- Использование итерации и рекурсии для сходимости концепции.
- Ограничение внимания для помощи концентрации и концентрации на понятии. Использование тишины и покоя для помощи концентрации.
- Целеполагание и пересмотр целей. Просто позвольте концепции просочиться в подсознание и ждите, пока она снова всплывет на поверхность.
- Общение с единомышленниками. Прибегать к общению с другими, если это разрешено.
- Работа в обратном направлении от цели.
- Желание учиться.
Подводные камни
- Причуды.
- Самообман: неспособность противостоять актуальным проблемам (блокпосты).
См. также
- Абсолютное мышление
- Абстракция
- Аутистическое мышление
- Брадифрения
- Критическое мышление
- Дивергентное мышление
- Указатель статей о мышлении
- Список тем, связанных с мышлением
- Логическое мышление
- Магическое мышление
- Язык мысли
- Язык и мышление
- Внутриличностное общение
- Si , китайское понятие внимательного, иррационального мышления или размышления
- Поток сознания (психология)
- Мысленный эксперимент
- Ход мыслей
Ссылки
- ↑ Харпер, Дуглас Этимология мысли. Онлайн-словарь этимологии . URL-адрес получен 22 мая 2009 г.
- ↑ Мартин Хайдеггер, Что называется мышлением?
- ↑ Дрейфус, Хьюберт. Дрейфус, Стюарт. Разум над машиной . Макмиллан, 1987 год.
- ↑ 4,0 4,1 Ким, Дж. (1995). Хондерих, Тед Проблемы философии разума. Oxford Companion to Philosophy , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Companion to Metaphysics, Джэгвон Ким, Гэри С. Розенкранц, Эрнест Соса, соавтор Джэгвон Ким, издание: 2, опубликовано Wiley-Blackwell, 2009 г., ISBN 1-4051-5298-2, ISBN 978-1-4051- 5298-3
- ↑ Варела, Франциско Дж., Томпсон, Эван Т., и Рош, Элеонора. (1992). Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-72021-3
- ↑ Коварт, Моника 2004 Embodied Cognition Интернет-энциклопедия философии, ISSN 2161-0002, [1], получено 27 февраля 2012 г.
- ↑ Ди Паоло, Эсекьель Поверхностное и глубокое воплощение Университет Сассекса, 29.10.2009 12:43 Продолжительность: 1:11:38 https://cast.switch.ch/vod/clips/74nrkbwys (Видео, получено 27 февраля 2012 г. [2]
- ↑ Гештальт-теория, Макс Вертхаймер, опубликовано Hayes Barton Press, 1944, ISBN 1-59377-695-0, ISBN 978-1-59377-695-4
- ↑ Пиаже, Дж. (1951). Психология интеллекта . Лондон: Рутледж и Кеган Пол
- ↑ Деметриу, А. (1998). Познавательное развитие. В A. Demetriou, W. Doise, KFM van Lieshout (Eds.), Психология развития продолжительности жизни (стр. 179-269). Лондон: Wiley .
- ↑ Сноуден, Рут (2006). Научите себя Фрейду , иллюстрированный, McGraw-Hill.
- ↑ Герасков, Эмиль Асенов Внутреннее противоречие и бессознательные источники активности. Журнал психологии, 1 ноября 1994 г. Получено из [3] 17 апреля 2007 г.
- ↑ Кембриджский компаньон Фрейда, Джером Ной, опубликовано Cambridge University Press, 1991, стр. 29., ISBN 0-521-37779-X, 9780521377799
- ↑ Социальная психология , Дэвид Г. Майерс, McGraw Hill, 1993. ISBN 0-07-044292-4.
- ↑ Сьюэлл, У.Х. (1989). Некоторые размышления о золотом веке междисциплинарной социальной психологии. Ежегодный обзор социологии , Vol. 15.
- ↑ Социальная психология , Уве Флик, Cambridge University Press, 1998.