виды, формы, описание и развитие Мышление его виды и свойства
Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление — понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач
по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное
по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.
Взгляды на проблему. Определение понятия мышления
С точки зрения психологии
В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении — наглядно-образное и наглядно-действенное (1).
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. При этом они только наблюдают за предметами своей деятельности, непосредственно их не касаясь.
Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» (2).
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 275.
2. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Издательство МГУ, 1981. С. 147.
Важно понимать, что мышление — качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т. д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое;
абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное;
интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
критическое;
творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Типологические классификации мышления
наглядное вербальное
(по степени соответствия реальности)
реалистическое аутистическое
(также “эмоциональное”, по Майеру)
(по характеру протекания)
интуитивное аналитическое
(по характеру задач)
практическое теоретическое
(по степени новизны продукта мышления)
продуктивное репродуктивное
(по степени сознательного контроля и управления )
произвольное непроизвольное
Функциональные классификации мышления.
а) творческое — критическое
б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)
Генетические классификации мышления.
Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:
1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)
2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)
3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)
В психологии принято выделять три вида мышления :
Практическое,
Конкретно-образное (художественное)
Абстрактное (словесно-логическое)
1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные опреации очень разнообразны:
сравнение,
абстрагирование,
конкретизация,
обобщение,
классификация.
Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекаетв форме суждений и умозаключений:
1. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
2. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность.
3. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.
Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.
Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.
В психологии установились такие центральные виды мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.
Критериями каждого вида являются особые формы познания объекта через обстоятельства, а также конкретные способы восприятия и установления отношения ситуации к действительности.
Главные виды мышления в психологии, основные различия:
- наглядно-действенный – для конкретного мыслительного процесса характерно восприятие видимого, ощущаемого объекта. Начинает формироваться в соответствии с развитием практической деятельности человека, при непосредственном контакте с предметом.
- наглядно-образный – опирается на существующие представления и мысли. Развивается в дошкольном возрасте. В этот период снижается необходимость тактильного контакта с объектом. Однако в силу вступает потребность четкой оценки и иллюстративного осязания предмета. Так, этот тип мышления определяется наглядными образами, однако понятия о них еще не доступны.
- словесно-логический – выполняется в соотношении качества логических структур и их взаимодействия с понятиями. Оно предполагает поиск обоснованности ситуаций и явлений, их закономерных связей. Этот вид мышления является поздней фазой человеческого развития и формируется уже в школьном возрасте. Базируется на основе чувственного и практического опыта. Конкретный процесс дополняет другие виды мышления, оперирует чистыми понятиями лишая их образности.
Однако, все типы тождественны в одном – они охватывают процесс, исключительно необходимый при разрешении существующих задач.
Дополнительными типами мышления служат также:
- теоретический – разрабатывает концепции, отвечает за установление основных законов познания;
- практический – занимается выработкой плана действий, проверяет теоретическую базу;
- реалистический – нацеленность на внешний мир.
В психологии эти типы используются для разрешения задач, ориентируясь на характер самой проблемы.
Доказано. Материалами экспериментальных исследований в психологии установлено, что три типа вышеописанных видов мышления существуют у зрелого человека неотделимо друг от друга и действуют совместно при решении задач различного рода.
Индивидуальное сознание: характер личности
Интересно, что люди делятся на типы по характеру их мыслительных процессов. Так, существует интуитивный тип, в основе которого выражено господство эмоций над логическим сознанием. Здесь, правое полушарие мозга превалирует над левым. Рационализм же свойственен людям мыслительного типа. Тут условием оценки становится логичность выводов. Эти два типа не поддаются изменениям на протяжении жизни, иными словами – интуит не сможет стать логиком в полной мере, даже при развитии необходимых навыков.
В психологии отличия между интуитивным и аналитическим процессом мышления выделяют по трем признакам: временному, структурному и уровневому.
Аналитический тип:
Интуитивный тип:
- характерна скорость действия;
- наблюдается минимальная осознанность его участия.
В целом, нельзя найти более личностной вещи, чем мышление. Хотя в психологии принято выделять лишь основные виды, легко предположить, что их количество распространяется на каждый индивидуальный тип характера. Потому, например, путем новых исследований выдвигаются теории о личностных подтипах.
Вот примеры некоторых подтипов мышления:
- женский и мужской типы. Чаще всего для описания мышления в целом в психологии используется понятие именно мужского вида. Так происходит благодаря тому, что мужской разум имеет большую склонность к объективной оценке происходящего. В этом контексте, мужчин можно назвать логиками, в то время как женщинам отводится статус интуитивных личностей;
- негативизм и позитивизм. Негативная мыслительная деятельность насыщена отрицаниями и оперирует ими при любом удобном случае. Позитивизм же мало склонен к возражениям и критике;
- нестандартное мышление. Постоянный поиск. Ввиду чего, личность подверженная такому типу может казаться не определившейся по жизни. Однако подобному образу понимания действительности можно научиться методом решения специальных задач-загадок.
Виды мышления действуют сообща. Стоит отметить, что само мышление, как таковое, независимо от его типа имеет общие причины. Для того чтобы запустить мыслительный процесс важны мотивы и потребности личности. Также виды мышления могут определяться ее целями и интересами. То есть человеческое стремление к постоянному развитию интеллекта основным образом активизирует любые виды мышления, в большей или меньшей степени. Этим можно заключить, что прибегнув к определенным моделям развивающих техник личность способна заполнить пробелы в проблемных зонах, направлено регулируя и совершенствуя мышление нужного типа.
Виды мышления | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
в раздел Оглавление
§ 2.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯПсихологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.
На рис.1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать. Положение игрушки на столе исклю-чает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь — воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением. Это наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов [125], В. Кёлер [76], Н.Н. Ладыгина-Коте [92] и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.
В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся (рис.2). Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голова и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [134, с.170]. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.
Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б. М. Тепловым [173]. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества [143; 212]. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др. [138; 51].
В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [75, с. 13].
Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [75, с.21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Виды мышления
Тест на типы мышления: Конкретное, Аналитическое, Абстрактное, Логическое, Образное, Креативное
Этот тест анализирует способ вашего мышления.
Существует пять типов мышления: конкретное (Деятель), аналитическое или абстрактное мышление (Аналитик), логическое мышление (Оратор), образное (Изобретатель) и творческое (Оригинальный Мыслитель).
В большинстве случаев у людей есть один преобладающий или предпочтительный тип мышления, и они в той или иной степени используют другие типы.
Наличие нескольких хорошо развитых стилей мышления поможет вам выполнять более широкий спектр задач и даст вам больше возможностей для выбора карьеры.
С другой стороны, если вы похожи на большинство людей и предпочитаете только один стиль мышления, знание этого поможет вам выбрать карьеру, соответствующую вашим природным способностям.
Я не люблю делегировать свою работу кому-то другому.
Верно
Ложно
Я хочу научиться программировать.
Верно
Ложно
Я люблю читать книги.
Верно
Ложно
Я интересуюсь искусством.
Правда
False
Я всегда ищу новые способы улучшить ситуацию.
Верно
Ложно
Я визуал.
Верно
Ложно
Мне нравится играть в шахматы.
Верно
Ложно
Мне легко выражаться; слова даются мне легко.
Верно
Ложно
У меня очень богатое воображение.
Верно
Ложно
Я люблю планировать.
Правда
Неверно
Я люблю заниматься рукоделием.
Правда
Ложь
В детстве я придумывал новые языки и секретные коды.
Верно
Ложно
Если кто-то что-то обещает мне, я полностью ожидаю, что это произойдет.
Правда
Ложь
Знакомые песни пробуждают старые воспоминания.
Правда
Ложь
Хобби и интересы создают богатый жизненный опыт.
Верно
Ложно
Мне нравится во всем разбираться самостоятельно, ни с кем не советуясь.
Верно
Ложно
Мне нравится изучать природу.
Верно
Ложно
Я хочу быть журналистом или ведущим новостей.
Верно
Ложно
Мне легко представить продукты или вещи, которых еще не существует.
Верно
Ложно
Мне больше нравится процесс, чем результат.
Верно
Ложно
В детстве я любил конструкторы.
Верно
Ложно
Я увлекаюсь математикой и естественными науками.
Верно
Ложно
Я очарован поэзией.
Правда
Ложь
Знакомый запах может вызвать во мне старые воспоминания.
Верно
Ложно
Мне трудно придерживаться расписания.
Верно
Ложно
Что делает вас таким, какой вы есть? Пройди ЭТОТ ТЕСТ, чтобы определить свой тип личности.
Я чувствую искушение танцевать всякий раз, когда слышу музыку.
Верно
Ложно
Я очарован красотой математики.
Верно
Ложно
У меня нет проблем с публичными выступлениями.
Верно
Ложно
Я люблю ходить на выставки.
Верно
Ложно
Я часто сомневаюсь.
Верно
Ложно
Мне нравится работать руками.
Верно
Ложно
Я люблю головоломки.
Верно
Ложно
Я хорош в грамматике.
Верно
Ложно
Я очарован красотой природы.
Верно
Ложно
Я избегаю рутины и всегда стараюсь разнообразить свои действия.
Верно
Неверно
Мне нравится физический труд.
Верно
Ложно
Я легко запоминаю символы и формулы.
Верно
Ложно
Я хороший рассказчик.
Верно
Ложно
У меня богатое воображение.
Верно
Ложно
Я перфекционист.
Верно
Ложно
Ваши результаты будут показаны ниже.
Деятель: Конкретное мышление
Вы склонны мыслить практическими и действенными терминами.
Ремесленники, спортсмены и все, кто производит что-либо осязаемое, нуждаются в таком мышлении.
Деятели вносят свой вклад в мир, объединяя мысли и идеи и претворяя их в жизнь.
Аналитик: Аналитическое и абстрактное мышление
Вы склонны мыслить абстрактно.
Этот тип мышления необходим математикам, экономистам, программистам, ученым и, разумеется, аналитикам.
Эти люди могут обрабатывать информацию в виде кодов и сложных символов — то, что вы не можете увидеть или потрогать.
Многие научные открытия стали возможны благодаря этой способности.
Оратор: логическое мышление
Вы склонны мыслить словами и логикой.
К этому типу обычно относятся хорошие писатели, журналисты, переводчики и учителя.
Ораторы могут формировать идеи, а затем доносить их до других в ясной и логичной форме.
Эта способность особенно важна для лидеров, политиков и активистов. (Вы также можете пройти этот тест на лидерство.)
Изобретатель: образное мышление
Вы склонны мыслить образами.
Люди, принадлежащие к этому типу, обладают богатым воображением, которое позволяет им воображать то, чего они не видели — либо потому, что это что-то из прошлого, либо потому, что этого никогда не было, — и выражать это в своих работах.
К этому типу обычно относятся успешные архитекторы, дизайнеры, художники и сценаристы.
Оригинальный мыслитель: креативное мышление
У вас есть редкая и ценная способность мыслить творчески.
Креативное мышление — это способность смотреть на проблемы и ситуации с другой точки зрения и находить необычные и часто неожиданные решения.
Креативное мышление — редкий навык, необходимый во всех видах работы.
Самогипноз загрузок:
Развитие навыков мышления »
Улучшение критического мышления »
Вам также может понравиться The Ultimate INTJ Портрет личности (включает 135 вариантов карьеры).
15 лучших типов мышления
Типы мыслей Человеческое существо является общим для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных когнитивных способностей. Иными словами, каждый человек может принять и развить различные процессы рассуждения. Например; Хотя они и не развили ее, все люди могли научиться вопросительной мысли.
Образ мышления не является врожденным, он развивается. Хотя личностные и когнитивные особенности индивидов мотивируют предпочтение одного или нескольких определенных типов мышления, люди могут развивать и практиковать любой тип рассуждений.
Хотя традиционно мышление трактуется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть не существует единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.
На самом деле было выявлено много конкретных способов управления мышлением. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представлять различные способы мышления.
С другой стороны, следует отметить, что каждый тип мышления более эффективен при выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.
Таким образом, важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет использовать когнитивные способности человека и развивать различные навыки для решения различных задач.
1- Дедуктивное мышлениеДедуктивное рассуждение — это такой тип мышления, который позволяет сделать вывод из набора предпосылок. То есть это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «частного».
Этот тип мышления сосредоточен на разуме и происхождении вещей. Требуется детальный анализ аспектов проблемы, чтобы можно было сделать выводы и возможные решения.
Это процесс рассуждения, широко используемый в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы сделать выводы.
Например, если кто-то приходит домой и видит, что его партнера нет, они могут сделать вывод, что он куда-то ушел.
В этот момент человек может пойти посмотреть, есть ли ключи или убежище его партнера в местах, где он обычно хранится. Если он коннотирует, что этих элементов нет, у него будет больше оснований думать, что его больше нет, и он сделает этот вывод с помощью дедуктивного мышления.
Помимо повседневных функций, дедуктивное мышление необходимо для разработки научных процессов. Это основано в основном на дедуктивных рассуждениях: оно анализирует связанные факторы, чтобы сделать гипотезы для контраста.
Критическое мышлениеКритическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организованы знания, претендующие на представление вещей.
Занесен в каталог как очень практическая мысль, с помощью которой знания используются для эффективного достижения наиболее разумного и обоснованного вывода.
Таким образом, критическое мышление оценивает идеи аналитически, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на моральных, ценностных и личных принципах личности.
Таким образом, посредством этого типа мышления когнитивные способности сочетаются с личностными чертами личности. Таким образом, она определяет не только образ мышления, но и способ бытия.
Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональные возможности человека, так как делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать правильные и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.
3- Индуктивное мышлениеИндуктивное мышление определяет способ мышления, противоположный индуктивному мышлению. Таким образом, для этой формы рассуждения характерен поиск объяснений общего.
Часть специфическая для получения выводов в больших масштабах. Он ищет далекие ситуации, чтобы превратить их в похожие, и таким образом обобщает ситуации, но не приходит к проверке.
Таким образом, цель индуктивного рассуждения состоит в изучении тестов, позволяющих измерить вероятность аргументов, а также правил построения сильных индуктивных аргументов.
4- Аналитическое мышлениеАналитическое мышление состоит из анализа, дезагрегирования, разделения и анализа информации. Он характеризуется упорядоченностью, то есть представляет собой рациональную последовательность: он идет от общего к частному.
Таким образом, решение проблем, основанное на аналитическом мышлении, начинается с общей точки зрения и разбивает особенности проблемы, чтобы понять ее всесторонне.
Он всегда сосредоточен на поиске ответа, поэтому он состоит из очень решительных рассуждений.
5 — Исследовательское мышлениеИсследовательское мышление сосредоточено на исследовании вещей. Он делает это тщательно, заинтересованно и настойчиво.
В этом смысле этот тип рассуждений включает в себя как установки, так и когнитивные процессы. Исследовательское мышление требует такого мышления, при котором проблемы и вопросы постоянно прорабатываются.
Он состоит из смеси творчества и анализа. То есть часть оценки и исследования элементов. Но цель его не сводится к самому исследованию, а требует постановки новых вопросов и гипотез вслед за исследуемыми сторонами.
Как следует из названия, этот тип мышления является основой для исследований, развития и эволюции вида.
6- Системное мышлениеСистемное или системное мышление — это такой тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.
Он состоит из высоко структурированного типа мышления, направленного на понимание более полного и менее простого взгляда на вещи.
Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложной мысли, которая до сих пор применялась к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.
7- Креативное мышлениеКреативное мышление Подразумевает когнитивные процессы, способные творить. Этот факт мотивирует разработку элементов, новых или отличных от остальных, посредством мысли.
Таким образом, творческое мышление можно определить как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.
Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет по-новому формулировать, конструировать и решать проблемы.
Развить этот тип мышления непросто, поэтому существуют определенные приемы, позволяющие их достичь. Наиболее важными являются морфологический анализ, аналогии, анимированные идеи, цветовое вдохновение, эмпатия, Метод 635 и техника Скампера.
8- Думая о синтезеМысль о синтезе характеризуется анализом различных элементов, составляющих вещи. Его основная цель — сокращение идей по определенной теме.
Он состоит из рассуждений, необходимых для обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет лучше запоминать элементы, поскольку они подвергаются суммирующему процессу.
Он состоит из личного процесса, в котором каждый человек формирует значимое целое из частей, представляющих тему. Таким образом, человек может запомнить несколько особенностей понятия, включив их в более общий и репрезентативный термин.
9- Вопросительное мышлениеВопросительное мышление основано на вопросах и вопрошании важных аспектов. Используйте опрос, чтобы постепенно разбить конкретные характеристики темы, которую нужно рассмотреть.
Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, возникающий в результате использования вопросов. В этом рассуждении никогда нет причины почему, так как именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.
С помощью поднятых вопросов получают данные, которые направлены на выработку окончательного вывода. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация, которую можно получить через третьи стороны.
10- Дивергентное мышлениеДивергентное мышление, также известное как латеральное мышление. Это тип рассуждения, который последовательно обсуждает, сомневается и ищет альтернативы.
Это мыслительный процесс, который позволяет генерировать творческие идеи путем исследования множества решений. Оно представляет собой антитезу логическому мышлению и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.
Как следует из названия, его основная цель основана на отклонении от ранее установленных решений или элементов. Таким образом, он настраивает тип мышления, тесно связанный с творческим.
Он состоит из типа мышления, которое не проявляется у людей естественным образом. Люди склонны связывать и соотносить подобные элементы друг с другом. Вместо этого дивергентное мышление пытается найти решения, отличные от тех, которые выполняются обычно.
11- Конвергентное мышлениеСо своей стороны, конвергентное мышление представляет собой тип рассуждения, противоположный дивергентному мышлению.
На самом деле, хотя постулируется, что дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление управляется процессами левого полушария.
Характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. Он не обладает способностью воображать, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к установлению единственной идеи.
12- Синвергентное мышлениеЭтот тип рассуждений, недавно появившийся и придуманный Майклом Гелбом, ссылается на комбинацию между дивергентным и конвергентным мышлением.
Таким образом, это способ мышления, который включает детализацию и оценку аспектов конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, касающимися дивергентного мышления.
Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений во многих областях.
13- Концептуальное мышлениеКонцептуальное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценки проблем. Он тесно связан с творческим мышлением, и его основная цель состоит в поиске конкретных решений.
Однако, в отличие от дивергентного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на пересмотре ранее существовавших ассоциаций.
Концептуальное мышление предполагает абстрагирование и размышление и очень важно в различных научных, академических, бытовых и профессиональных сферах.
Аналогичным образом, он характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:
- Супраординация: состоит в связывании конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.
- Инфраординация: состоит в соотнесении конкретных понятий, включенных в более широкие и более общие понятия.
- Изоординация: имеет дело с конкретными отношениями двух понятий и направлена на определение особых характеристик понятий через отношения с другими.
- Исключение: для обнаружения элементов, отличающихся или не равных другим элементам.
Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это тип очень творческого мышления, но он фокусируется не на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.
С помощью этого типа мышления вы можете создавать истории, развивать воображение и генерировать с помощью этих элементов новые связи между хорошо дифференцированными, но общими аспектами.
15- Традиционное мышлениеТрадиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Он фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций, чтобы найти элементы, которые могут быть полезны для решения.
Обычно разрабатывается по жестким и заранее разработанным схемам. Он составляет одну из основ вертикального мышления, в котором логика приобретает однонаправленную роль и развивается линейным и последовательным путем.
Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Он непригоден для творческих или оригинальных элементов, но очень полезен для решения бытовых ситуаций и относительно прост.
Ссылки- Брюнинг Р.Х., Шроу Г.Дж., Норби М.Н. И Роннинг, Р. Р. (2005). Когнитивная и педагогическая психология. Мадрид: Прентис Холл.
- Картеро М. и Асенсио М. (координаты) (2004 г.). Психология мысли. Мадрид: Редакция Alianza.
- ДеБоно, Э. (1997). Научитесь думать самостоятельно. Барселона: Пайдос.
- Фернандес, Дж., Пинтанель, М., Чамарро, А. (2005) Руководство по психологии мысли. Беллатерра, Барселона: обслуживается Publicacions, Автономный университет Барселоны.
- Манктелов, К.