Психология научения и обучения: Научение и обучение — Психологос

Сущность научения, обучения, учения.

Все основные изменения поведения человека связаны с научением. Научение предполагает такие изменения внешней предметной и внутренней психической деятельности, которые позволяют достичь определенной цели. Но не всякое изменение деятельности является научением. К научению не относятся те изменения, которые называются врожденными свойствами организма (адаптация), механическими воздействиями из вне (тренажеры), действием химических препаратов. Нет научения тогда, когда изменение деятельности носит мимолетный характер.

Научение – это устойчивое, целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности. Изменение должно быть устойчивым, направляться целью и должны быть упражнения (предшествующая деятельность). Научение может быть стихийным, без плана, программы, системы. Научение может осуществляться и в специально организованных условиях с наличием плана, программы, систематически. Это и есть обучение. Обучение обычно определяют так: целенаправленная передача определенных знаний, умений, навыков. Но знания, умения, навыки – это не физические объекты, а результаты качественных изменений в психике. Значит, они могут возникнуть у человека как только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто получить от кого то, они должны получиться в результате собственной активности ученика. Если этой активности нет – нет знаний, умений, навыков. Следовательно, отношения «учитель – ученик» не сводятся к отношению «передатчик – приемник». Необходима активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения.

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Как же создавать активность обучаемого, что бы формировать у него знания, умения навыки? Отвечая на этот вопрос педагогика разработала два вида обучения:

    • Попутное обучение – это обучение в ходе деятельности, имеющей другую, не учебную, цель. Такое обучение естественно. Мотивы к нему идут от ученика, а не навязываются учителем. Высока активность ученика. Знания, умения, навыки прочные. Поэтому многие педагоги считают, что попутное обучение – это лучший вид обучения. Главными недостатками попутного обучения являются:

    1. Человек усваивает то, что непосредственно связано с его интересами, текущими задачами, а закономерности, связи между явлениями не усваиваются. Поэтому результаты попутного обучения бессистемны. Они представляют собой разрозненные знания, умения, навыки.

  1. Организация особой деятельности, целью которой является само научение. Такую специфическую деятельность человека, имеющую своей прямой целью научение, называют учением.

    Учебная деятельность предполагает достижение ряда целей. Выделяют общие и частные цели учения.

      • Общие – всегда на всех этапах обучения задаются из вне. Их задает учитель, выступающий от лица общества.

      • Частные цели вытекают из общих и обучение строить так, что бы в их постановке принимал участие сам ученик, исходя из общих целей. При этом частные цели бывают близкие и далекие.

      Структура учебной деятельности по В.В. Давыдову:

      1. Учебная задача. Направлена на усвоение определенный знаний, умений, навыков и осознание этого усвоения. Учебная задача не совпадает с практической.

      2. Учебные действия. Бывают внешними (предметными) и внутренними (психическими). К внутренним действиям относятся:

        1. Мнемические

        2. Перцептивные

      В учебной деятельности внешние и внутренние действия тесно переплетаются. Работы известных психологов показали, что внутренние действия возникают из внешних в процессе интериоризации. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Слово позволяет как бы оторвать действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятиями о предмете. Внешняя деятельность обязательна для учения, пока у человека еще не сформированы образы. Понятия и действия с ними. Если же образы, понятия и действия с ними уже сформированы, то для учения, видимо достаточно внутренней деятельности. Поэтому организуя учебную деятельность нужно проанализировать: каких знаний, умений, навыков требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет еще определенными образами и понятиями и действиями с ними, то учение начинается с внешней предметной деятельности. Если же ученик уже имеет образы, понятия и действия, но учение начинается с внутренней деятельности.

      1. Действия по контролю за ходом усвоения. Контроль – это соотнесение выполненных действий с образцом, который задается из вне.

        1. Контроль по конечному результату.

        2. Контроль за способом усвоения. Включает контроль качества.

      2. Действия оценки в степени усвоений знания, умений, навыков. Позволяет ученику определить меру своего продвижения в освоении знаний, умений, навыков. Выделяют два вида оценки:

        1. Ретроспективное. Оценка результатов (правильно ли сделал).

        2. Прогностическое. Оценка собственных возможностей (могу ли я с этим справиться, что мне для этого нужно).

      Термины «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка выражает качество усвоения. Отметка – строго формализованный уровень усвоения знаний, умений навыков. Система отметок баллами возникла в ХVI-XVII веках в иезуитских школах. Все ученики распределялись по пяти разрядам: 1 – высший, 5 – низший. В России первые отметки возникли в Киевской духовной академии в 1737 году. По сути это были не столько отметки, как оценки. Постепенно оценка становится короче и заменяется баллами. Пятибалльная система была официально установленная в 1837 году. На протяжении всего ХIX шли острые дискуссии вокруг бальной системы отметок. В ХХ веке в 1916 году было решено заменить отметку о неуспеваемости детей. В 1918 году было принято постановление об отмене отметок (Луначарский). В 1935 году была восстановлена 5-ти бальная система отметок, сначала словесная, а с 1944 года – цифрами. С середины прошлого века усилилась критика бальной системы отметок.

      Во второй половине ХХ века сложились три подхода к изменению бальной системы отметок.

        • Сформулировали липецкие педагоги в 60е ХХ века и оформили в понятие «поурочный балл».

        • С 90х годов ХХ века делается попытка перейти от пятибалльной на многобальную систему от 100 до 1000 (модульно-рейтинговая).

        • Разработка различных методик оценивания учебной деятельности по конечным результатам.

        В начале XXI века возник вопрос о необходимости модификации существующей четырех бальной шкалы отметок. Направления модификации:

        • Расширить существующую 4-х балльную шкалу до 10ти балльной.

        • Отказаться вообще от понятий отметка и оценка и ввести понятие «кредит» или «зачетные единицы».

        • Надо вообще отказаться от отметок в начальной школе и при текущем контроле. Давать только оценку. Отметка только дважды – по окончании 9 и 11 классов.

      1. ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

        ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

         

        Тема 1. Предмет, задачи психологии обучения.

         

        1. Соотношение понятий: «научение», «учение», «обучение»
        2. Процесс обучения как целостная система
        3. Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)
        4. Междисциплинарный подход к обучению
        5. Проблемы обучения и психического развития
        6. Движущие силы процесса обучения
        7. Основные линии психического развития в учебном процессе
        8. Движущие силы, факторы и условия психического развития
        9. Показатели уровня актуального развития
        10. Показатели зоны ближайшего развития
        11. Обучаемость. Факторы обучаемости.

         

        Соотношение понятий:

        «научение», «учение», «обучение»

        а) А. К. Макарова 1

         

         

        б) Н. Ф. Талызина 2

         

         

        Процесс обучения как целостная система 

         

         

         

        Так схематически можно представить процесс обучения как целостную систему.Системообразующимипонятиями процесса обучения как системы выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства обучения. Они включают: содержание учебного материала, метода обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.

        ), организационные формы обучения. Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменным компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависят от цели обучения и его конечного результата. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является преподавание и учение 3.

         

         

         Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)

         

         

         

         

        Междисциплинарный подход к обучению

         

         

         

        Проблемы обучения и психического развития

         

         

         

         

        Движущие силы процесса обучения

         

         

         

        Основные линии психического развития в учебном процессе

         

         

         

         

        Движущие силы, факторы и условия психического развития 

         

         

         

        Показатели уровня актуального развития

         

         

         

        Показатели зоны ближайшего развития

         

         

         

        Обучаемость. Факторы обучаемости

         

        Факторы обучаемости



        1 См.: Макарова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

        2 См.: Талызина Н. Ф.Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998. 

        3 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 123.

         

        Роль педагогической психологии в обучении

        Педагогическая психология — новая отрасль психологии, которая стала довольно популярной в последние несколько лет. Он применяет психологические принципы, чтобы понять, как люди учатся. Мозг каждого человека воспринимает информацию по-своему. Знание того, как работает разум человека, чтобы помочь ему лучше понять концепции, приближает нас к достижению наилучшего результата. Здесь на помощь приходит педагогическая психология, которая улучшает результаты обучения и процессы обучения.

        Эта отрасль психологии стала еще более важной в настоящее время. Каждый ученик старается преуспеть в обучении. Кроме того, обучение не ограничивается только образованием, но и на рабочем месте. В повседневной жизни всегда есть что-то новое, чему можно научиться, будь то обучение вождению, приготовление пищи или программирование. В этом жестко конкурентном пространстве образования педагогическая психология становится все более актуальной в нашей жизни.

        Сфера педагогической психологии в обучении

        Педагогическая психология полезен во многих областях. Тем не менее, давайте подробно изучим его масштабы, когда речь идет конкретно об обучении:

        Развитие учащегося: Педагог-психолог пытается понять внутренние черты учащегося, жизненный опыт с детства до настоящего времени и их поведение в различных ситуациях. ситуации. Эти идеи помогают им адаптировать учебные программы, подходящие для учащегося, поддерживая его общее развитие.

        Эффективный опыт обучения: Педагогическая психология находит способы сделать процесс обучения эффективным и приятным. Это помогает решить, какой опыт требуется на каком этапе развития учащегося, чтобы он усвоил соответствующие концепции в подходящем возрасте.

        Развитие процессов обучения: Педагоги-психологи играют важную роль в разработке новых процессов обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и навыков. Это может включать поиск новых способов запоминания, рассуждения, мышления, восприятия или решения проблем.

        Внешняя среда: На результаты обучения также влияет внешняя среда, а не только индивидуальные характеристики. Классная среда, динамика команды, коммуникативные навыки и способ обмена знаниями — все это факторы, влияющие на их способность к обучению. При наличии подходящей среды человек может учиться и работать в меру своих способностей. Педагогическая психология помогает создать полезную среду для обучения.

        ● Развитие личности: Педагогическая психология может формировать развитие личности ребенка с самого раннего возраста. Правильные методы и среда в классе, основанная на психологических принципах, способствуют общему развитию ребенка.

        Психическое благополучие: Мир стал местом конкуренции и стресса. Чтобы не отставать, мы забываем о своем психическом здоровье и в конечном итоге чувствуем себя подавленными или выгоревшими. Это стало печальной реальностью и для сегодняшних школьников. Педагог-психологи могут прийти на помощь, предоставив надлежащее руководство и простые способы обучения. Это распространяется и на рабочее место, где людям может понадобиться консультация для решения проблем.

        Адаптация к меняющейся образовательной среде: Способы преподавания в школах также меняются. Умные классы и онлайн-обучение быстро заменяют традиционные классные комнаты. Чтобы адаптироваться к этим изменениям, необходимы исследования новых методов преподавания и обучения. Педагогическая психология также исследует, как технологии могут способствовать образованию.

        Разработка изменяющейся учебной программы: Педагогическая психология также помогает переосмыслить школьную программу и решить, как можно давать учащимся инструкции с максимальной пользой. В наши дни существует множество вариантов подготовки учебного материала в виде аудио, видео, викторин, презентаций, тематических исследований и т. д. Педагогическая психология ищет наиболее эффективную комбинацию этих вариантов, чтобы сделать обучение продуктивным.

        Редизайн обучения для людей с особыми потребностями: Педагогическая психология также помогает в разработке новых методов обучения для людей с особыми потребностями.

        Чем занимаются педагоги-психологи?

        Педагоги-психологи пытаются понять методы обучения людей в различных условиях — школах, офисах или мастерских — и затем разрабатывают более эффективные методы обмена знаниями или инструкциями. Они помогают людям изучать концепции в упрощенной форме.

        Педагоги-психологи также пытаются найти ответы на такие вопросы, как «Как культура влияет на процесс обучения?» «Влияет ли возраст на нашу способность осваивать новые навыки?» «Чем онлайн-обучение отличается от обучения в классе?»

        Они могут работать с учителями и родителями над улучшением обучения ребенка, а также в качестве исследователей или консультантов в университетах, государственных и корпоративных организациях. Сфера педагогической психологии обширна. По мере того, как все больше людей и организаций осознают его преимущества, это обязательно возрастет.

        Педагоги-психологи внесли известный вклад в различные области, такие как образование, исследования, политика и общество. Давайте рассмотрим трех человек, которые добились значительных успехов в области педагогической психологии:

        ● Говард Гарднер, профессор Гарвардской высшей школы, хорошо известен своей теорией множественного интеллекта. Он заявил, что существует множество форм интеллекта, таких как эмоциональный интеллект, спортивный интеллект, художественный интеллект и многие другие, о которых мы, возможно, даже не знаем.

        ● Мейми Фиппс Кларк, выпускница Колумбийского университета, известна своим «кукольным исследованием», в ходе которого она изучала влияние разделения школ на афроамериканских детей. Она обнаружила, что дети ассоциировали положительные черты со светлыми куклами, а не с куклами темного цвета, которые были похожи на них. Ее работа привела к тому, что Верховный суд США принял прогрессивное решение о прекращении разделения школ по расовому признаку.

        ● Ирене Монтеро Хиль, студентка педагогического факультета психологии из Испании, впоследствии стала министром по вопросам равноправия в Испании. Она работает над достижением равных возможностей для людей независимо от пола, расы, возраста или инвалидности.

        Подводя итог, можно сказать, что сфера педагогической психологии в значительной степени связана с пониманием поведения при обучении. Это внесло значительный вклад в улучшение системы образования. Он также рассматривает каждого человека, участвующего в процессе обучения. Таким образом, педагогическая психология способствует развитию детей в ответственных и хорошо образованных взрослых, что, в свою очередь, ведет к благополучному обществу.


        5 теорий обучения в сфере образования и способы их применения

        Краткий обзор

        • Существует пять основных теорий обучения: бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, гуманизм и коннективизм.
        • Дополнительные теории обучения включают трансформационную, социальную и экспериментальную.
        • Понимание теорий обучения может привести к разным результатам: от улучшения общения между учениками и учителями до определения того, что изучают ученики.

        Как образовательные теории обучения могут повлиять на ваше образование

        Преподавание и обучение могут показаться универсальным опытом. В конце концов, все ходят в школу и учат примерно одно и то же, верно? Ну, не совсем.

        Как показывает большое количество теоретиков образования в области обучения, на самом деле существует впечатляющее разнообразие образовательных подходов к искусству и науке преподавания. Многие из них были разработаны педагогами-теоретиками, которые изучали науку об обучении, чтобы определить, что работает лучше всего и для кого.

        «Обучение определяется как процесс, который объединяет личный и окружающий опыт и влияние для приобретения, обогащения или изменения своих знаний, навыков, ценностей, отношений, поведения и мировоззрения», — отмечает Международное бюро образования. «Теории обучения разрабатывают гипотезы, описывающие, как происходит этот процесс».

        Обычно существует пять общепринятых теорий обучения, на которые опираются учителя:

        • Бихевиоризм теория обучения
        • Когнитивные теория обучения
        • Конструктивизм Теория обучения
        • Гуманизм теория обучения
        • Коннективизм Теория обучения

        Педагогические теоретики, учителя и эксперты считают, что эти теории могут стать основой для успешных подходов к обучению и служить основой для разработки планов уроков и учебных программ.

        Что такое теории обучения?

        Теории образования всерьез появились только в начале 20 века, но интерес к тому, как люди учатся, восходит к древнегреческим философам Сократу, Платону и Аристотелю. Они исследовали, можно ли найти знание и истину внутри себя (рационализм) или посредством внешнего наблюдения (эмпиризм).

        К 19 веку психологи начали отвечать на этот вопрос с помощью научных исследований. Цель состояла в том, чтобы объективно понять, как люди учатся, а затем соответствующим образом разработать подходы к обучению.

        В 20-м веке споры среди теоретиков образования сосредоточились на бихевиористской теории и когнитивной психологии. Или, другими словами, учатся ли люди, реагируя на внешние стимулы или используя свой мозг для создания знаний из внешних данных?

        Пять образовательных теорий обучения

        Сегодня многочисленные исследования, исследования и дебаты привели к появлению следующих пяти теорий обучения:

        ТЕОРИЯ ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
        Бихевиоризм Как сказано в журнале «Просто психология»: «Бихевиоризм занимается только наблюдаемым поведением типа «стимул-реакция», поскольку его можно изучать систематически и поддающимся наблюдению образом». Обучение основано на системе рутин, которые «врезают» информацию в банк памяти ученика, а также на положительных отзывах учителей и самого учебного заведения. Если учащиеся отлично справляются со своей задачей, они получают положительное подкрепление и сигнализируются о признании.
        Когнитивизм Обучение зависит как от внешних факторов (таких как информация или данные), так и от внутреннего мыслительного процесса. Эта теория, разработанная в 1950-х годах, отходит от бихевиоризма и фокусируется на роли разума в обучении. По данным Международного бюро образования: «В когнитивной психологии обучение понимается как приобретение знаний: учащийся — это обработчик информации, который поглощает информацию, выполняет с ней когнитивные операции и сохраняет ее в памяти».
        Конструктивизм Учащийся опирается на свой предыдущий опыт и понимание, чтобы «построить» новое понимание. «Пассивный взгляд на обучение рассматривает учащегося как «пустой сосуд», который нужно наполнить знаниями, — объясняет Simply Psychology, — в то время как конструктивизм утверждает, что учащиеся создают смысл только посредством активного взаимодействия с миром (например, экспериментов или реального мира). решение проблем).»
        Гуманизм «Подход, ориентированный на учащегося», при котором в центре внимания находится потенциал, а не метод или материалы. Понимая, что люди по своей природе хороши, гуманизм фокусируется на создании среды, способствующей самореализации. При этом потребности учащихся удовлетворяются, и они могут свободно определять свои собственные цели, в то время как учитель помогает в достижении этих целей обучения.
        Коннективизм Под влиянием эпохи цифровых технологий коннективизм отходит от конструктивизма, выявляя и устраняя пробелы в знаниях. Коннективизм, находящийся под сильным влиянием технологий, фокусируется на способности учащегося часто получать и обновлять точную информацию. Знать, как и где найти лучшую информацию, так же важно, как и сама информация.

        Почему важны теории обучения?

        Стремление к знаниям является частью человеческой природы. Следовательно, многие ученые, психологи и лидеры общественного мнения посвятили свою карьеру изучению теорий обучения. Понимание то, как учатся человека, является важным шагом в оптимизации процесса обучения.

        Именно по этой причине педагогические колледжи или программы подготовки преподавателей тратят так много времени на то, чтобы кандидаты в учителя изучали развитие человека и различные теории обучения. Фундаментальные знания о том, как люди учатся, и, в частности, о том, как ребенок учится и когнитивно развивается, необходимы всем педагогам, чтобы быть наиболее эффективными инструкторами в классе.

        Памела Роггеман, доктор педагогических наук, декан педагогического колледжа Университета Феникса, объясняет свое мнение о роли теории обучения в подготовке учителей:

        «Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух учеников, которые учатся одинаково или с одинаковой скоростью. Эффективные педагоги должны уметь менять направление и составлять инструкции, отвечающие потребностям каждого ученика, чтобы удовлетворять потребности «всего ребенка». Надежное знание нескольких теорий обучения является первым шагом к этому и еще одной причиной, по которой великие учителя работают на протяжении всей своей карьеры, чтобы овладеть как искусством, так и наукой преподавания».

        Хотя поддержка конкретной теории обучения не обязательно требуется для большинства преподавательских ролей, автор и консультант по онлайн-обучению Тони Бейтс отмечает, что большинство учителей склонны следовать той или иной теории, даже если это делается бессознательно.

        Итак, независимо от того, являетесь ли вы начинающим или опытным учителем, учеником или родителем ученика (или и тем, и другим), знание каждой теории может сделать вас более эффективными в погоне за знаниями.

         

        Существуют ли другие теории образования?

        Как и сами студенты, теории обучения в образовании разнообразны и разнообразны. В дополнение к пяти теориям, изложенным выше, есть еще варианты, в том числе:

        • Преобразующая теория обучения: эта теория особенно актуальна для взрослых учащихся. Он утверждает, что новая информация может существенно изменить наше мировоззрение, если наш жизненный опыт и знания сочетаются с критическим осмыслением.
        • Социальная  теория обучения: эта теория включает в себя некоторые негласные принципы давления со стороны сверстников. В частности, учащиеся наблюдают за другими учащимися и соответствующим образом моделируют собственное поведение. Иногда это подражание сверстникам; в других случаях — чтобы выделиться среди сверстников. Использование силы этой теории включает в себя привлечение внимания учащихся, сосредоточение внимания на том, как учащиеся могут запоминать информацию, определение того, когда уместно воспроизвести предыдущее поведение, и определение мотивации учащихся.
        • Экспериментальная  теория обучения. Существует множество клише и притч о том, как научить кого-то чему-то, хотя только в начале 1980-х годов это стало официальной теорией обучения. Этот подход делает упор как на изучение чего-либо, так и на его опыт, чтобы учащиеся могли применять знания в реальных ситуациях.

        Как образовательные теории влияют на обучение

        Образовательные теории влияют на обучение различными способами. Для учителей примеры теории обучения могут повлиять на их подход к обучению и управлению классом. Поиск правильного подхода (даже если он объединяет две или более теорий обучения) может сделать разницу между эффективным и вдохновляющим опытом в классе и неэффективным.

        Теории прикладного обучения напрямую влияют на занятия в классе различными способами, например:

        • Предоставление учащимся структуры  и удобной, стабильной среды.
        • Помощь педагогам, администраторам, учащимся и родителям в согласовании целей и результатов .
        • Расширение прав и возможностей   учителей  , чтобы, как говорит Бейтс, «быть в лучшем положении, чтобы делать выбор в отношении того, как подходить к их обучению таким образом, который наилучшим образом соответствует предполагаемым потребностям их учеников».
        • Влияние  на то, как   и чему учится человек.
        • Помощь посторонним (колледжи, испытательные фирмы и т. д.)  определить, какое образование вы получили или получаете.
        • Предоставление учащимся права голоса при определении способа управления классом .
        • Решение о том, будет ли обучение в основном проводиться учителем или учеником .
        • Определение объема совместной работы  в классе.

        Как применять теории обучения

        Итак, как теории обучения применяются в реальном мире? Образование — это развивающаяся область со сложным будущим. И, по словам Роггемана, эффекты прикладной теории образования могут быть долгосрочными.

        Она объясняет:

        «Теории обучения, с которыми мы столкнулись в студенческие годы, влияют на тип рабочей среды, которую мы предпочитаем, будучи взрослыми. человек может чувствовать себя очень комфортно в рабочей среде с высокой степенью сотрудничества.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts