Психология ответственности: Ответственность

Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя

поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие самооценки таких действий.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты.

Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность

Поэтому в случае аварии человек он обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват?

Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать. Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, «размывает» индивидуальную ответственность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности /5/

Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852

251

В. А. Розанова

1. 2. Социальная ответственность руководителей

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и др. задачи.

Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственности

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать а) организация; б) группа как отдельный элемент организации; в) отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. В качестве примера социально ответственного поведения можно привести пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным.

Другой пример проявления социально ответственного поведения — донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному Это — пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Формированию социальной ответственности предшествует явление «социализации». Социали-

Социализация

зация — это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности Индивид никогда не смог бы стать личностью, если бы не был необходимым образом социализирован Поэтому сказка о Маугли остается только сказкой.

252

Библиотека журнала «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Простая психология: об ответственности

Елизавета Вайман, психиатр с более, чем 40-летним стажем, заслуженный врач РБ, в течение последних десяти живёт в Германии, но остаётся большим другом и внештатником «Молодежки».

С нашим земляком из Канады Тимуром Гагиным, доктором психологических наук, одним из самых известных в России тренеров НЛП, автором восьми книг по практической психологии её связывает многолетняя житейская и творческая дружба. В настоящее время они работают над совместной книгой, где она выступает не как профессионал — психиатр и психолог, а как мудрая женщина, ищущая, несмотря на свой жизненный опыт, ответы на извечные вопросы, которые задаёт нам жизнь. Мы продолжаем публиковать некоторые главы из будущей книги.

Вспомнила, как когда-то невольно стала свидетелем разговора двух мальчуганов лет семи. Первоклассники, наверное. Знаете, такая классическая пара пацанов из  «Еролаша». Один худенький и черноглазый. Ему бы очёчки- типичный ботан. Второй-плотненький  вихрастый крепыш. Ему только веснушек не хватало для классики жанра.  «Не опоздай завтра на праздник, — говорил предполагаемый ботан,- Зоя Николаевна сказала, что на нас ответственность».  
                                                                                                                                             «Плевать, чего я там не видел»-вихрастый мальчишка поддел ногой ледышку                                                                                                                                «Как плевать?!-прямо-таки оторопел   черноглазый, — на нас же ответственность!» Он  произнёс это слово «от-вет-ствен-ность», основательно, со значением и будто по складам.

Я даже на мгновение представила себе  Атлантов Эрмитажа (вспомним Городницкого), которые «держат небо на каменных  руках». Чувствовалось, что на плечи мальчика давит ничуть не меньший груз ответственности.  

Интересно, какие они сейчас, эти ребята? Ведь уже достаточно много лет прошло. По-прежнему ли актуальна для них (хотя бы одного из них) тема ответственности? И, наконец, поняли ли они, что это такое – ответственность?  Не знаю, профессиональная деформация ли тому виной или возраст уже такой, , но  за воспоминанием об этом эпизоде пошли — поехали ассоциации и всяческие  «размышлизмы» на  затронутую тему.  

Вот, смотрите. Есть у меня хороший знакомый.  Умница, хороший специалист, имеет учёную степень. Весь из себя такой вальяжный, с нотками лирического баритона в голосе. На его лекциях всегда полно студентов. Я подозреваю, что  студентки меньше вникают  в суть  лекций, кстати, очень интересных, а больше слушают  его  бархатный баритон.  Да и характер у него, надо сказать,тоже почти бархатный.

Я не помню ни одного эпизода, чтобы он сорвался, накричал на кого-то, вступил с кем-нибудь в конфликт. В семье у Евгения ( так его зовут) тоже всё было, кажется, нормально. Он очень мало рассказывал о своих домашних делах, но, во всяком случае, никогда не жаловался. В общем, идеальный мужчина. Правда, в коллективе, где он  работал до защиты диссертации, его почему-то называли «осторожный Жека», но это никак не вредило его безукоризненной  репутации.  Однажды мне пришлось вместе с Евгением  отправиться в командировку для участия  в комиссии по рассмотрению конфликта в районной больнице. Почему включили в состав комиссии работников кафедры, не помню. Как уже толком не помню и суть выяснения отношений в небольшом и, по рассказам, ранее дружном женском коллективе. 

Перед поездкой нам ненавязчиво так намекнули, что  при оценке ситуации, возникшей в результате раздора в коллективе, хотелось, чтобы не пострадало реноме руководителя.  Почему бы и нет. Мы, конечно, согласились. Однако, уже на месте стало понятно, что именно главный врач этой небольшой больнички и есть причина раздрая среди врачей и персонала. И единственным вариантом разруливания конфликта и улучшения психологического климата, на мой взгляд, была кадровая перестановка, что я и предложила указать в нашем заключении.  Вот тут и стало понятно, почему моего коллегу за глаза звали                           « осторожный Жека».  Он стал  говорить о возможных нежелательных последствиях наших рекомендаций, о том, что всё равно здесь уже ничего не изменится и нам не стоит обострять ситуацию и, тем паче, самим нарываться на неприятности.  Тогда, помню, мы с ним по обоюдному согласию написали каждый    своё мнение. Вот, что это было? Нежелание  брать на себя ответственность? Или же наоборот, он, проявляя ответственность, старался правильно оценить  возможные последствия наших действий и избежать  нежелательного для всех результата. Осторожность- это ведь тоже в какой-то степени ответственность. Ответственность за своё благополучие или здоровье, например. 

Когда термин «ответственность» пишется в производственных характеристиках и рекомендательных письмах или звучит с трибуны, это одно. Когда в резюме кто-то охарактеризует себя как человека ответственного, это требует уточнения. А в жизни ответственность – вообще, дама многоликая.  Недавно у меня зашёл разговор на эту тему с Варей, моей старой знакомой, женщиной  уже весьма немолодой, но очень активной  и в работе, и в проведении досуга.  И в том, и в другом ей очень помогают  дети. Особенно сын, Руслан, успешный  учёный и предприниматель. Нет, скорее так- успешный предприниматель и учёный.  Он сам уже давно отец семейства, но  все проблемы матери и незамужней сестры, а также многочисленных кузенов и кузин лежат на нём.  И помогает он всей своей родне не формально – материально, а  ответственно и, я бы даже сказала, со вкусом. «В кого он у тебя такой,- спросила я Варю во время нашей последней встречи,-в тебя, наверное». «Ну, что ты,- отмахнулась она,- это уж точно в Виктора, в отца». 

Вот удивила, так удивила!    Мы, конечно, не были очень близкими  подругами, но я была немного в курсе основных событий её личной жизни.  Знала её мужа.  Вроде, неглупый человек с успешно защищённой кандидатской диссертацией по какой-то из исторических наук. В начале  восьмидесятых он  уволился из техникума, где  преподавал марксизм-ленинизм и начал поиски новой работы. Период безуспешных поисков затянулся на долгие годы.  Варя трудилась на двух работах, прилично зарабатывала. но материальные проблемы накапливались: двое детей да ещё нигде не работающий муж, который  начал довольно интенсивно выпивать. Всё это длилось  более десяти лет  и, наконец, они развелись. Варя одна поднимала детей. Многие даже завидовали сплоченности этой троицы.  Они и до сих пор многие вопросы решают вместе. В общем, и дети, и сама Варя, что называется, состоялись. А Виктор пробовал  завести новую семью, устроиться на работу, но как-то всё неудачно. В конце концов , он уехал на Север. Ходили неясные слухи, что был судим, что  ушёл из жизни. Больше ничего я о нём не слышала. Но даже  то, о чём я знала, вполне позволяло мне усомниться в Вариной правоте.

 

«Ты это серьёзно,- переспросила я,- ты считаешь ответственным человека, которого ты содержала  столько лет и который  оставил тебя с двумя детьми без копейки ?». « Ты же не знаешь, как всё было,- почти обиделась Варя,- он реально искал и не находил работу, от этого и стал выпивать. Но он же старался. Он любил детей, любил меня. А потом узнал, что у него гепатит и, вообще, проблемы со здоровьем серьёзные.  Вот пришёл и сказал, я не могу  больше, не имею права усложнять жизнь тебе и детям. Вам без меня будет лучше. И почти исчез из нашей жизни. Иногда  писал. Иногда присылал деньги для детей, пару раз даже  довольно приличные суммы, но никогда не просил о встрече. А мы его звали.   Нет у меня  на него зла. И никогда не было. Он поступил ответственно, я так и детям говорю».  

Я была, признаюсь, озадачена таким нестандартным подходом к довольно стандартной теме. А потом подумала, почему бы и нет? В ситуации «Боливар не выдержит двоих»  он соскочил с коня, поняв, что тянет семью в никуда,  что  не может нести ответственность за близких, что без него всем будет легче.  То есть, получается, он проявил ответственность за свою безответственность?  Ничего себе. Как вам такой вариант? Если позволить себе заняться этимологией на дилетантском уровне, то ответственность – это готовность отвечать за свои действия или «недействия».  Виктор переживал из-за того, что не выполнил  обязательства перед семьёй, возложенные на него статусом мужа и отца, поэтому ушёл из семьи, где стал балластом, не видя другого выхода.  И, как считает любящая, не смотря ни на что, женщина, этим и проявил свою ответственность. А то, что он переложил ответственность за семью на её плечи, это как называется? Ой, что-то я немного запуталась, хотя, начиная писать, думала, что вот именно сейчас я разложу всё по полочкам.  А оно такое  разное, это чувство ответственности. И такое ответственное.  Может поэтому, в последнее время  на постсоветском пространстве появилась масса  людей, явно тоскующих по тем временам, когда не было ни свободы слова, ни свободы предпочтений любого характера, ни свободы  действий.      

 «Не надо думать- с нами тот, кто всё за нас решит» — пел Высоцкий.  И, несмотря на жёсткий сарказм этих строчек, многие воспринимали их  буквально, потому что такое положение вещей их вполне устраивало. А потом появилась свобода выбора, с которой до сих пор не все понимают, что делать.  «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее»,-это уже Бернард Шоу, высказавший своё понимание ответственности на восемь десятков лет раньше Высоцкого, но, в принципе, оба говорили об одном и том же.  В последнее время стало модно говорить и писать об ответственности. Но как часто бывает, что мы , зная как это важно- быть ответственным, всё же говорим  в споре своему упрямому (так и хочется сказать-упёртому, вспомнила одного такого) оппоненту: «Я снимаю с себя всякую ответственность, решай всё сам». И успокаиваемся на этом. Успокаиваемся, потому что легко и заманчиво отдать свою судьбу или судьбу близких в чужие руки, чтобы, если получится что-либо не так, не испытывать чувство вины и предстать перед окружающими жертвой обстоятельств или  чужой безответственности.  

Не буду прятаться за теоретические выкладки, были и в моей жизни случаи, когда я намеренно не предпринимала какие-то действия, поскольку опасалась за последствия, за которые не хотела бы отвечать. Не то, чтобы очень стыжусь этого, но вот именно сейчас испытываю некий моральный дискомфорт из-за своей тогдашней нерешительности. Поскольку бездействие  в некоторых случаях по сути своей безответственно. И не так уж важно, в каком   ты возрасте. Я думаю, что чувство ответственности — оно родом из детства.  У меня есть подруга, у которой в возрасте 40 лет ушёл из жизни от онкологического заболевания муж. А ровно  через  год  погиб в автокатастрофе единственный 17-летний сын, Денис, только поступивший в университет. На похоронах к почерневшей от горя  Кате (моей подруге) подошёл худенький незнакомый паренёк. Почти мальчик. Он назвался Сашей и сказал, что вместе с Денисом сдавал  вступительные экзамены и они  подружились за этот довольно короткий срок. Он оставил Кате номер своего телефона и спросил, чем может помочь. Чем мог помочь этот мальчуган, когда всё рухнуло, жизнь потеряла для Кати всякий смысл? Не могу спокойно вспоминать этот период. Скажу только, что  мы, друзья, как могли, пытались вернуть Катю к жизни.  Но кроме нас к ней периодически заглядывал Саша стараясь хоть чем-то помочь, утешить. Мы удивлялись его отзывчивости, ведь мальчики были знакомы всего месяц. 

Саша закончил университет, обзавелся женой и тремя детьми, сделал потрясающую карьеру. Он сейчас генеральный директор крупного  машиностроительного предприятия. Человек статусный, обеспеченный и крайне занятой. Но, вы не поверите, все эти годы он  опекает мою подругу. Формы его помощи менялись в зависимости от того, как менялся его статус и возможности. Но неизменной остаётся его трогательная забота о Кате и о памяти Дениса . Когда он  по собственной инициативе (но с согласия Кати) заменил несколько лет назад  скромный памятник на его могиле, неожиданно давший трещину,  на красивый обелиск черного гранита. Катя, ещё не переставшая комплексовать по поводу большого ремонта, который он ей сделал, даже  расплакалась: «Саша, ведь ты едва знал Дениса, а относишься ко мне лучше, чем многие  к своим родственникам; у тебя и без меня забот хватает». «Екатерина Борисовна, — ответил ей Саша, вернее, уже взрослый  солидный Александр Васильевич,- когда хоронили Дениса, я посмотрел на вас и решил, что  буду помогать вам так же, как и своей маме, ведь вы остались совсем одна. Не лишайте меня этой возможности, пожалуйста». Катя передала мне этот разговор дословно. А  я вдруг вспомнила про мальчугана- «ботана», почтительно говорящего об ответственности в старом дворе много лет назад.Вот ведь из таких пацанов вырастают  ответственные за тех «кого приручили»  замечательные  Саши. А может, это он и был?      

 

Принятие ответственности | Psychology Today

Этим утром мы с моим трехмесячным Лукасом отправились на ежедневную прогулку в Риверсайд-парк и остановились, чтобы посмотреть футбольный матч. (Я полагаю, никогда не рано начать культивировать одержимость…)

Рядом с нами стояла семья из четырех человек со своей собакой, натягивающей поводок. До 9 утра собакам разрешается свободно бегать по парку, поэтому я предположил — и оказалось, что это правильно, — что, возможно, у них проблемы с агрессией.

Действительно, несколько мгновений спустя он напал на другую собаку, которая случайно пробежала мимо. В этот момент жена с явным отвращением сказала мужу: «Это, должно быть, ты… он никогда так со мной не поступает…»

Меня всегда интриговало слово «ответственность» и то, как часто его путают с обвинением, что, конечно, подразумевает, что кто-то или что-то виновато в данной ситуации. И это всегда имеет уничижительный оттенок; никто не раскрывает объятий и не говорит: «Навлекайте на себя вину!» Наоборот… хотя многие любят ее давать, мы ненавидим ее получать и сделаем почти все, чтобы держать горячую картофелину вины как можно дальше от себя, насколько это возможно.

Ответственность, с другой стороны, для меня нечто гораздо более мощное, а также расширяющее возможности. Как следует из языка, это «способность реагировать»: способность выбирать нашу реакцию в каждый момент на все, что происходит вокруг нас. Выбор, который позволяет нам претендовать на ответственность за обстоятельства нашей жизни и тем самым способствовать их улучшению.

У меня немного упало сердце, когда я услышал, как жена обвиняет мужа в поведении их собаки. Не то чтобы я не понимал, откуда она; мы все знаем, как легко и даже заманчиво пойти по этому пути… сказать: «это твой беспорядок… ты его убери».

Беда в том, что беспорядок редко создается одним человеком.

В мире обвинений мы упускаем этот момент. Намного проще подсчитать наше восприятие поведения других людей по столбцам правильного, неправильного, хорошего и плохого, осуждая и критикуя их на всем пути до банка.

Тем не менее, дистанцируясь от нашей собственной потенциальной роли в проблемах, мы также игнорируем возможность нашего места в решениях, а также радость и близость, которые приходят от эффективного совместного решения проблем.

То, что вы, возможно, приложили руку к созданию того, что происходит в мире вокруг вас, не делает вас лохом. И это не значит, что вы виноваты во всем, что происходит.

Скорее, это означает, что вы достаточно зрелы, чтобы осознать, что, только взяв на себя ответственность за свою жизнь, вы сможете прожить ее так, чтобы она придавала вам силы и сближала вас с другими. Жизнь, которая, на мой взгляд, единственная достойная жизни.

Дженнифер Хамади — голосовой тренер и психотерапевт, специализирующаяся на технических и эмоциональных проблемах, которые мешают самовыражению, а также автор книги « Искусство пения: открытие и развитие вашего истинного голоса », провозгласили прорывом в психологии музыкального и личного исполнения. Вы можете найти ее здесь на Facebook.

Эмоциональная компетентность — Ответственность


Ответственность
Моя роль

Наличие ответственности является долгом или обязанностью действовать. Взять на себя ответственность означает признать и принять выбор, который вы сделали, действия, которые вы предприняли, и результаты, к которым они привели. Истинная автономия приводит к тому, что несет ответственность , а берет на себя ответственность . Ответственное отношение — это выполнение своей роли в жизни. Ответственность является важным элементом честности; это соответствие того, что вы думаете, что вы говорите и что вы делаете. Ответственность необходима для взаимности, доверия и поддержания симметричных отношений.

Определения

  1. Наличие обязанности или обязательства действовать
  2. Признание и принятие выбора, который вы сделали, действий, которые вы предприняли, и результатов, к которым они привели.
  3. Способность выполнять обязательства перед собой и другими
  4. Выполнение данных вами обещаний.
  5. Делать все, что вы обещали сделать, или то, чего от вас ожидают другие. Делай, что говоришь!

Ответственность — это выбор

Ответственность без выбора мука . Это трагическое проклятие, от которого страдают козлы отпущения и другие невинные люди, ложно обвиненные и ошибочно обвиненные. Выбор без ответственности жадность . Это эгоистичная попытка получить что-то даром, что является расточительным и вредным излишеством мошенников, плейбоев, эгоистов и тиранов. Бегство от ответственности лежит в основе трагедии общин. Принятие на себя ответственности за свой выбор обеспечивает симметрию взаимного обмена и основу для доверия. Ответственность — это соответствие между действиями, которые мы выбираем, и нашими ценностями.

Ответственность дает свободу выбора. Всякий раз, когда мы думаем, решаем, выбираем и действуем, мы берем на себя личную ответственность. Решение взять на себя ответственность за свой выбор увеличивает диапазон выбора, который другие считают приемлемым. Это позволяет увеличить автономию, не уменьшая связанность. У нас всегда есть более ответственные и менее ответственные варианты на выбор. Вот примеры вариантов, которые у нас есть:

Более ответственный Менее ответственный
Факты, реализм, реальность и обучение что такое . Расспрашивать, исследовать, искать и принимать факты и истину. Разум и здравомыслие. Фэнтези. Избегание реальности; охватывая фантазию или магическое мышление. Отрицание или бегство от реальности. Слухи. Отрицание фактов. Безумие.
Честность. Нечестность.
Концентрация мыслей и внимания. Упорядоченный. Дрейфующий, бессвязный, несфокусированный, взбалмошный, хаотичный.
Продумывание альтернатив и последствий. Полагаться на привычку или идти по легкому пути.
Ясное и последовательное мышление и выражение. Неясность, неясность, уклончивость, непоследовательность, болтовня.
Учитесь у истории. Пересмотреть, игнорировать или оспорить историю.
Поиск специалистов. Отказ от экспертизы.
Работаем, чтобы понять. Как угодно.
Самодисциплина. Импульсное управление. Вести себя верно в соответствии со своими ценностями. Говорите «да» своим ценностям и «нет» остальным. Действует по импульсу. Идти вместе с чем угодно. Ситуационная этика.
Делай, что говоришь. Делай что хочешь.
Выполнять взаимные обязательства. Уклонение от взаимных обязательств. Изменять.
Открыты для новых идей и информации. Любопытный. Мудрый. Закрыт для новых идей. Упрямый и замкнутый. Невежественный.
Готов взять на себя вину за ошибки. Безошибочный, высокомерный, пренебрежительный, упрямый.
Непротиворечивый, конгруэнтный и надежный. Непоследовательный, хаотичный, ненадежный.
Рациональность, оценка разума, уважение к фактам и обоснованная логика. Сбор, проверка и изучение доказательств. Разработка и применение последовательной теории познания. Заблуждения, искажения, предположения, дезинформация и нерепрезентативные данные.
Рассмотрение различных точек зрения. Принятие одностороннего обзора.
Строгий, аккуратный, внимательный. Неряшливый, небрежный, рассеянный.
Адаптация и гибкость. Корректировка убеждений и действий, чтобы приспособиться к новым осознанным фактам. Жесткий и неподходящий.
Компетентность. Манипуляции.
Автономия. Зависимость.
Мужество. Трусость.
Поиск решений. Возложение вины.
Целостность. Предательство.
Осознание и мудрость. Неосознанность и невежество.
Приверженность доказательствам, ценностям и выбору. Слепое повиновение.
Предпринимательство. Бюрократия
Участник. Прохожий.
Имею право на собственное мнение. Имею право на свои собственные факты.
Разговор с по человек. Говоря о человек.
Построение прочных отношений на основе того, кто мы есть. Поиск инструментальных отношений, основанных на том, что мы делаем.
Я выбираю . . .
Я решил . . .
Я должен был . . .
У меня не было выбора. . .
Идеи, выбор и действия имеют значение и имеют последствия. Вера в то, что эффекты и результаты имеют причины. Все зависит от судьбы, судьбы и случая. Приписывание результатов случаю или судьбе. Есть записи, которые я могу сделать; Я беспомощен.
Внутренний локус контроля Внешний локус контроля.

Ответственность требует автономии

Ответственность требует автономии. Мы можем только чувствовать себя ответственными и нести ответственность за выбор, который мы делаем для себя. Свободный выбор возможен только тогда, когда мы автономны. По мере роста автономии возрастает и ответственность. Однако, когда автономия снижается, вместе с ней снижается и ответственность. Это приводит к неудачной и слишком распространенной деструктивной спирали, когда один человек или агентство навязывает произвольные правила в попытке контролировать другое. Но произвольно навязанные правила уменьшают автономию и, следовательно, уменьшают ответственность. Руководство, родители, учителя, агентства, партнеры, правительства, организации и другие часто пытаются усилить контроль, увеличивая количество правил. Но это увеличение правил снижает автономию, что снижает ответственность. Произвольные правила снимают ответственность. Это провал «микроменеджмента»; цель расстроена всеми глупыми правилами, а менеджер расстроен негативным ответом, отстранением и общими плохими результатами. Отношение к взрослым как к детям путем введения произвольных правил, разрушающих автономию, часто побуждает их вести себя как безответственные дети. Эта дегенеративная спираль проиллюстрирована здесь. Это показывает, как подчинение власти снижает чувство ответственности. Чтобы обратить эту спираль вспять, увеличьте ответственность за счет увеличения автономии.

Различные призывы, такие как клятвы верности или призывы к вере, часто используются в попытке сохранить личную ответственность, поскольку людей просят терпеть, принимать и подчиняться произвольным правилам. Будьте внимательны к ним, судите сами, являются ли они манипулятивными, и тщательно оценивайте то, что вам говорят и просят сделать. Решите для себя, во что вы верите, что вы принимаете, что вы цените и что вы готовы сделать.

Когда правила понимаются как разумное средство достижения цели, они могут помочь увеличивает автономность, а не уменьшает ее. Мы понимаем важность движения справа (или слева, в зависимости от страны) и остановки на красный свет, потому что эти простые правила способствуют порядку и помогают нам оставаться в безопасности. Мы понимаем, что ожидание своей очереди обеспечивает честный и упорядоченный доступ. Мы выбираем следовать этим полезным правилам. Комитеты и хорошо управляемые организации предпочитают принимать правила, которые помогают каждому человеку лучше способствовать достижению общих целей, оправдывать разумные ожидания других и лучше работать в группе. Если цель правила понята и оценена как разумная и ценная, то правило принимается добровольно. Правило становится интегрированным. В этом случае правило повышает порядок и улучшает результаты, не снижая самостоятельности или ответственности.

Дисперсия и Фокус

Существует неблагоприятная тенденция для отдельных лиц стремиться к увеличению власти и сосредоточивать ее на себе, распределяя ответственность по всей организации и избегая ее самостоятельно. Особенно это касается типичной бюрократии. Разочаровывающее заявление: «Я отвечаю за это, но я не могу помочь вам с этим» слишком типично для бюрократии. Это позволяет человеку увеличить свою власть, ограничивая действия других, предоставляя себе возможность избежать принятия трудных решений, распределить вину и избежать ответственности. В качестве защиты, чтобы повысить подотчетность, те, кто должен полагаться на работу бюрократии, стремятся сосредоточить ответственность и рассредоточить полномочия.

Оптимизм и ответственность

Оптимисты склонны брать на себя ответственность за хорошие результаты и обвинять другие причины в плохих результатах. Пессимисты винят себя, когда что-то идет не так. Истина часто находится где-то между этими двумя крайностями. Будьте гибкими и выбирайте точные объяснения, которые соответствуют доказательствам.

Безответственные гамбиты

Многие люди очень искусны в сокрытии или сокрытии ответственности, которую они несут за выбор, который они делают, и действия, которые они предпринимают. Вот некоторые из самых распространенных трюков:

Игра в жертву

Вы играете роль жертвы и уклоняетесь от ответственности, когда ведете себя так, как будто у вас нет выбора, предпочитаете оставаться бессильным, отказываетесь действовать, обвиняете других или не видите конструктивных альтернатив. Все это способы «играть в жертву» и отрицать ответственность, которую вы можете взять на себя. «Но что я могу сделать?» типичный лицемерный протест жертвы, которая ведет себя беспомощно и решает ничего не делать.

Обвинение жертвы

Часто бедняков обвиняют в их бедности, избитых супругов и детей обвиняют в том, что они сами причиняют насилие, а жертв изнасилования обвиняют в том, что они «напрашиваются на это». Вместо того, чтобы обвинять жертву, ищите глубже и шире истинные причины проблем. Обвинение жертвы отвлекает внимание от истинной причины и пытается переложить ответственность. Это форма поиска козла отпущения.

Взрослые действуют ответственно

Взрослые ведут себя ответственно, дети — нет, независимо от того, как долго они прожили.

Взрослые:

  • Контролируйте импульсы и действуйте преднамеренно в соответствии с их ценностями, правильно выбранными убеждениями и долгосрочными целями,
  • Учитывать потребности других и сообщества, а не только себя,
  • Скорее щедры, чем эгоистичны, добры, а не жестоки, удовлетворены, а не жадны,
  • Устраивают сложности, сомнения и двусмысленность, они не спешат судить,
  • Контролируйте свои эмоции и не терпите истерик, проявлений гнева, баловства и насилия,
  • Эмоционально компетентны и применяют надежную теорию познания,
  • Объединить опыт и информацию, чтобы действовать рационально, последовательно и надежно, а не непредсказуемо, непоследовательно, иррационально и хаотично. Взрослые стабильны, уравновешенны и не изменчивы.
  • Будьте терпеливы и думайте о долгосрочной перспективе, а не только об этом мимолетном моменте,
  • Говорите откровенно и не лгите, не говорите неискренне и не вводите в заблуждение,
  • Заслуживают доверия, не манипулируют; уважать других и играть по честным правилам. Дети часто обманывают и рассчитывают выиграть любой ценой.
  • Выберите мудрость вместо невежества,
  • Ценить разум выше власти, перо выше меча,
  • Противостоять проблемам и преодолевать конфликты, а не отрицать и избегать проблем, спровоцировать ссоры, стать мстительными или мстить,
  • Принимать на себя ответственность за свои действия, признавать ошибки, принимать свою долю вины и извиняться перед другими,
  • Принимать и усваивать факты, а не отвергать, искажать, игнорировать, перекручивать, оправдывать себя или фантазировать,
  • Сохраняйте сбалансированную перспективу; взрослые терпят тривиальные проступки, мужественно отстаивая самые важные принципы,
  • Достигните подлинного смирения и держите свое эго под контролем.
  • Подлинные, а не фальшивые,
  • Самостоятельны, компетентны и ценят свою взаимозависимость с другими,
  • Помогают, а не беспомощны.
  • Трезвый, не нервный,
  • Получайте удовольствие, но не за счет других.

Наш мир требует присмотра взрослых; возьмите на себя ответственность действовать в соответствии с вашим возрастом. Дети выбирают легкое сложному, упрощенное сложному и быстрое медленному. Но значительный вклад часто бывает трудным, сложным и медленным. Откажитесь от дешевых острых ощущений, чтобы достичь удовлетворения и значимости. Вы компетентный, автономный взрослый. Вы несете полную ответственность за все свои слова и действия, как и другие дееспособные взрослые; пора отложить детские вещи.

Центральная роль

Многие эмоции отражают то, как мы приписываем ответственность. Мы особенно быстро возлагаем вину, часто пытаясь избавиться от нашей потери. Вот примеры эмоций, связанных с возложением ответственности:

  • Возложение ответственности за потерю является определением вины.
    • Пессимисты винят себя за плохие результаты.
    • Пессимизм способствует депрессии.
    • Оптимисты обвиняют других в плохих результатах, но берут на себя ответственность за хорошие результаты.
    • Оптимизм — основа надежды.
  • Стыд возникает из-за того, что вы берете на себя личную ответственность за несоответствие собственным ожиданиям.
  • Вина возникает из-за того, что человек берет на себя личную ответственность за то, что не оправдывает чужих ожиданий.
  • Месть и негодование стремятся возложить на других ответственность за вашу потерю.
  • Вы берете на себя ответственность за причинение ущерба другим, когда извиняетесь перед ними.
  • Прощение освобождает других от ответственности за ваше будущее благополучие.
  • Ненависть обвиняет врага и возлагает на него ответственность за ваши беды.
  • Грусть превращается в гнев, если вы вините кого-то в своей утрате.
  • Вы чувствуете себя преданным, если кто-то не выполняет обязанности, которые вы от него ожидаете.
  • Сострадание превращается в презрение, если вы обвиняете человека и возлагаете на него ответственность за его трудности.
  • Reciprocity признает нашу ответственность за поддержание симметрии в отношениях.
  • Автономия берет на себя полную ответственность за свои собственные решения.

Но поскольку чужое намерение никогда нельзя точно определить, ответственность часто остается двусмысленной, а возникающие в результате эмоции могут не передавать достоверную информацию.

Цитаты: