Психологическая оценка по рисунку. Расшифровка рисунков в психологии
You are here
Главная » Статьи
27.04.2020 в 16:36
Статьи
Содержание
- Психологическая оценка по рисунку. Расшифровка рисунков в психологии
- Психология рисунка глаза. Рисую глаза, губы, нос — что означают рисунки.
- Психология рисунка человека. Общая модель анализа рисунка
Психологическая оценка по рисунку. Расшифровка рисунков в психологии
Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.
- Цвет рисунков
Цвет объектов может сказать о многом:
- красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
- желтый — отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
- синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
- преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
- много зеленого — особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
- розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
- преобладание серого, черного — признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.
Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.
- Расположение
Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.
Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.
Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.
Изображение справа означает, что личность верит: дальше все наладится. О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.
Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.
- Размер
Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.
Огромное изображение — признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое — признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.
Психология рисунка глаза. Рисую глаза, губы, нос — что означают рисунки.
При свободной минутке мне все время хочется рисовать. Рисую чаще глаза, губы, цветок (один), нос.
Ответ психолога.
Здравствуйте, Кристина!
Если вы часто рисуете глаза, губы, нос, а другими словами лицо человека — это может говорить о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку. Т.е присутствует сильная озабоченность отношениями с другими, возможно с лицами противоположного пола, а также обеспокоенность своим внешним видом. Т.е. вам не все равно как вы выглядите в глазах других людей, что о вас подумают, как вас воспринимают.
Части тела, находящиеся на лице обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.
Красивые хорошо прорисованные глаза говорят о желании быть привлекательным симпатичным другим людям.
Уделение губам большого значения может быть признаком зависимости, несамостоятельности. Красиво прорисованные губы — это самолюбование.
Хорошо прорисованный нос говорит о высоком уровне вашего либидо.
Цветы на рисунках (или один цветок) рисуют те, у кого на душе не так весело, как может показаться на первый взгляд. Такие люди мечтают о нежности, им не хватает любви и внимания.
Психология рисунка человека. Общая модель анализа рисунка
Особенности рисунка | Особенности личности |
-Общий вид-пропорции-цвет-размеры -Расположение на странице -Состав линий -Построение композиции -Способ прорисовки -Наличие штриховки -Сила нажима -Степень его осмысленности | -Самооценка и общая направленность личности -Степень интеллектуального развития -Особенности темперамента -Эмоциональное состояние -Развитие воображения и фантазии -Особенности мотивации -Особенности межличностных |
Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.
Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или, которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.
О чем же конкретно говорят рисунки человека?
Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».
Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?
Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.
Категории: Психологическая оценка, Оценка по рисунку, Рисунки в психологии, Общая модель
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
⇦ Страх перед ответственностью. Качества – антиподы
⇨ Ребенок 2 года психология. Психология малыша
Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
1 Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
2 Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
3 Обработка и интерпретация результата теста
3.1 Возрастные особенности
3.2 Размер и положение
3.3 Общий анализ композиции
3.3.1 Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
3. 4 Части тела
3.5 Одежда и дополнительные элементы
3.6 Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Карин Маховер — автор диагностического метода «Рисунок человека», созданного на основе тестирования Флоренс ГудинафПорядок проведения диагностики «Рисунок человека»
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.
Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».
Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.
После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:
- Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
- Что любит/не любит изображённый персонаж?
- Чем занимается и о чём мечтает?
- Какая профессия у человека?
Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):
- место проживания;
- наличие друзей;
- характер;
- возраст;
- здоровье.
Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестированияПолезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.
Обработка и интерпретация результата теста
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
- Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
- В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
- В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
- Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.
Размер и положение
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты.
- для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
- 6-ти — 14;
- 7-ми — 18;
- школьника 8 лет — 22;
- 9-ти — 26;
- десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
- руки изображены с отсутствующими пальцами;
- кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
- не прорисованы глаза;
- в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
- нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
- персонаж изображён без одежды;
- есть явные нарушения пропорций тела.
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
Список характеристик нарисованного человека для оценки
Части тела
Голова практически заменила туловище — это может быть свидетельством ослабленного интеллекта- Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.
О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.
- Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
- Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак — рисование морды животного, застывшей маски робота.
- Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
- Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные — грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные — символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые — высокомерие и надменность.
- Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
- Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие — ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой — открытость и общительность; скошенный взгляд — подозрительность, мнительность; пристальный — отражение агрессии.
- Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
- Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
- Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности — показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста — чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
- Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник — можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов — символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур — показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, — рисование внутренностей.
- Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
- Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы — агрессией, фобиями.
О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.
Одежда и дополнительные элементы
Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.
Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.
Галстук — характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.
Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возрастаАнализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
- Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
- Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
- О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
- Уши изображены, но скрыты за волосами — это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
- О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
- Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
- Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
- Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог — маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
- Мальчик очень энергичный — это видно по телосложению в виде треугольника.
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Фотографическая психология: образ и психика
Люди любят фотографировать людей. Людям нравится смотреть на фотографии людей. Без сомнения, фотографии людей — самая популярная форма фотографии. В наш современный технологический век каждый может сделать столько снимков людей, сколько захочет, а также просмотреть миллионы из них в Интернете и в средствах массовой информации. Нас буквально весь день бомбардируют фотографии людей.
Мы немного оцепенели ко всему этому. Сегодня вы, наверное, едва заметили несколько десятков интересных изображений людей, прошедших перед вашими глазами. Эта анестезия мешает нам осознать нечто важное: почти любая фотография человека содержит множество увлекательных смысловых и эмоциональных уровней, если только мы найдем время, чтобы посмотреть.
Цель этой статьи — исследовать удивительно плодотворные измерения изображений людей, чтобы напомнить себе, что существуют особые способы смотреть и интерпретировать то, что мы видим на этих изображениях наших собратьев. Мы исследуем очевидные аспекты того, как читать такие фотографии, а также более тонкие методы интерпретации.
Помимо помощи всем, кто хочет более глубоко изучить фотографии людей, эти стратегии также будут полезны фотографам, которые их снимают. В конце концов, чтобы делать более осмысленные снимки людей, требуется способность распознавать смысл в таких сценах.
Первое простое правило: не торопитесь
Поскольку фотография запечатлевает момент, застывший во времени, она дает нам возможность внимательно изучить изображение. Эта возможность противоречит нашему современному быстрому, многозадачному, короткому образу жизни, когда образы людей в рекламных роликах, фильмах и онлайн-социальных сетях, таких как Facebook и Flickr, проносятся мимо наших глаз, как гоночные автомобили. Чтобы воспользоваться этим захваченным моментом, нам нужно изменить представление о том, что «чем быстрее и больше, тем лучше», нажать кнопку паузы… сделать глубокий вдох… и погрузиться в замедленное движение.
Все идеи, которые я буду обсуждать о понимании изображений людей, основаны на этой базовой стратегии: не торопитесь! С любопытством, сочувствием и даже чувством авантюрного открытия задержитесь на фото. Посмотрите на все. Начните с того, что первым бросается в глаза, с очевидных вещей, затем расширяйте свое внимание на остальную часть изображения. Обведите всю фотографию. Читайте слева направо, справа налево, вверх и вниз, вперед и назад. Прищурьтесь так, чтобы выделялись только самые очевидные формы и цвета. Поднесите фотографию близко к глазам, чтобы обнаружить крошечные и незаметные детали. Найдите и изучите все детали. Переверните фотографию боком и вверх ногами, чтобы увидеть, как эта необычная точка зрения меняет то, что вы замечаете.
Чтобы по-настоящему оценить и понять любую фотографию, в том числе и особенно фотографии людей, требуется медитативное состояние сознания. Позвольте своим глазам блуждать по нему, останавливаясь здесь, затем перемещаясь туда. Потратьте время, чтобы погрузить свой разум, свои эмоции, все свое существо — если это не звучит слишком банально — в сцену. Попробуйте использовать то, что психологи называют «равномерно парящим вниманием» или «голым осознанием», когда вы исследуете фотографию и ее объекты без каких-либо предвзятых ожиданий, желаний или суждений о том, что вы можете или должны заметить. Эти вещи будут только мешать вам. Просто посмотрите на людей и сцену, чтобы узнать, что они могут предложить.
Ваши субъективные реакции
Что поражает вас в фотографии, когда вы впервые видите ее? Какие эмоции, ощущения и мысли сразу приходят на ум? Если бы вам нужно было выбрать одно описательное слово или короткую фразу в качестве заголовка, чтобы запечатлеть эту спонтанную реакцию, что бы это было? Радость, гнев, гордость, печаль, облегчение, замешательство, сила, тревога, решимость, головокружение, ограничение свободы, ускорение, тщетность, истощение, плавность, возбуждение? Конечно, список можно продолжить.
Ваша мгновенная реакция на внутреннем уровне подскажет вам опыт людей на фотографиях, особенно когда фотография обладает тем, что Ролан Барт, французский теоретик литературы и философ, который был заинтригован фотографией, назвал «пунктумом» — силой пробуждения. сильное, личное чувство. Фотографии с пунктумом, скорее всего, вызовут убедительную реакцию у многих людей, что отражает эмоциональную глубину объектов на фотографии. Вызванная у вас эмоция может быть эмпатической настройкой на субъектов: вы чувствуете то же, что и они. Это также может быть сочувственной реакцией на их ситуацию, поскольку вы чувствуете себя защищенными по отношению к кому-то, кто кажется обиженным, боящимся угрожающей фигуры или утешаемым сочувствующим лицом. Обычная фотография может и не содержать точечности, как ее определял Барт, но каждая фотография человека содержит смысл и эмоции. Даже кажущееся отсутствие эмоций у субъекта может наводить на мысль о таких идеях, как онемение, защитная реакция, решимость, депрессия или стоицизм.
Ваша немедленная реакция, если она у вас есть, важна. Но для понимания фотографии людей нужно нечто большее, чем первое впечатление. Глядя на фотографию и людей на ней, позвольте себе свободно ассоциироваться. Свободно ассоциируя с тем, что волнует вас на фотографии или с тем, что кажется вам неприятным, включая пунктум и менее интенсивные реакции, вы обнаружите, что события вашей собственной жизни формируют основу этих реакций. Подумайте над этими вопросами:
— Что вам напоминает фотография в целом или ее части?
— Какие собственные воспоминания или переживания приходят вам на ум?
— Как вы могли бы идентифицировать себя с любым из субъектов?
— Что бы вы сказали или сделали, если бы были одним из них?
— Приходит ли на ум знакомая история, основанная на том, что вы видите, происходит с людьми на фотографии?
— После рассмотрения этих вопросов, как бы вы изменили заголовок, который вы бы выбрали, чтобы передать ощущение или смысл фотографии?
Вы можете использовать свои личные ассоциации, чтобы попытаться глубже понять опыт испытуемых. Однако имейте в виду, что вы можете быть тем, что психологи называют «проецированием». Часто это бессознательный процесс. Ваши собственные чувства и воспоминания искажают ваше восприятие людей на фото. Возможно, вы проецируете на них свои эмоции и переживания, а не действительно понимаете их ситуацию. Чем неоднозначнее изображение, тем больше вероятность, что вы это сделаете. Непросто понять, используете ли вы свои субъективные реакции, чтобы точно сопереживать субъектам, или вы просто проецируете на них свою собственную жизнь, неправильно истолковывая их опыт. Но решение этой задачи улучшит ваши знания о фотографиях людей, а также о вас самих.
Если вы знаете людей на фотографии, это знакомство поможет предотвратить и исправить ваши прогнозы. Это также облегчит понимание их душевного состояния, когда был сделан снимок. Конечно, возможность поговорить с людьми на фотографии значительно улучшит вашу оценку того, что они на ней пережили. Тем не менее, используя стратегии, которые я буду обсуждать в этой статье, вы будете поражены тем, что вы можете узнать о фотографии людей, даже если они незнакомы вам.
Психологи, обладающие навыками фотоанализа, могут прийти к удивительно точным выводам о людях на фотографиях, даже если на фотографиях не только отсутствует какая-либо точка зрения, но и они кажутся совершенно обыденными. В своей книге «Фотоанализ » Роберт Акерет, один из пионеров этого типа психологии, раскрывает мельчайшие и самые тонкие детали фотографии, чтобы прийти к удивительно точному пониманию людей, которых он не знал. В некоторых случаях после анализа фотографии у него была возможность взять интервью у испытуемых, чтобы подтвердить свои выводы. Его восприятие часто оказывалось на удивление точным, хотя, должен признаться, я задавался вопросом, не повлияло ли какое-то «Понедельничное защитники» на его описание этих случаев, когда он позже писал о них в своей книге.
Выражение лица
Мы, люди, обладаем исключительно выразительными выражениями лица и настроены на них. Когда вы впервые смотрите на фотографию, ваш взгляд, скорее всего, будет прикован к лицу объекта, особенно к глазам. В моей статье о языке тела в этой книге по психологии фотографии я описываю, как психологи определили семь основных выражений лица, которые передают семь основных эмоций (печаль, удивление, гнев, презрение, отвращение, страх, счастье). Хотя полезно помнить об этих семи эмоциях при изучении фотографии людей, я думаю, мы все согласимся с тем, что существует бесчисленное множество оттенков эмоций, выраженных человеческим лицом. Выражения могут быть настолько тонкими, что вам может быть трудно точно определить лежащее в основе чувство, найти слова, которые сформулировали бы, что это такое. Некоторые люди справляются с этим лучше, чем другие, но это навык, который можно развивать. Один простой метод включает в себя имитацию выражения лица объекта на фотографии, чтобы увидеть, как он себя чувствует. Это звучит глупо, и вы можете не захотеть делать это, если рядом есть другие люди, чтобы они не начали интересоваться вами, но это хорошо работает как способ отождествить себя с предметом и лучше понять его.
Язык тела
В моей статье о языке тела описывается множество других вещей, которые нужно искать в изображении человека. Не торопитесь, исследуя различные части тела испытуемого — положение головы, рук, ног, ступней, туловища и особенно кистей. Как именно человек сидит, идет или стоит? Даже малейший наклон подбородка или наклон тела могут иметь значение. Накройте голову рукой и просто смотрите на тело. Накройте тело и просто посмотрите на голову человека. Прикройте одну сторону тела, чтобы сфокусироваться на другой, прикройте верхнюю часть тела, чтобы смотреть на нижнюю, и наоборот. Даже сравните две стороны лица человека. Гармонично ли сочетаются друг с другом эти разные части личности, выражая сходное душевное состояние, или же они как бы передают разные эмоции и отношения, возможно, даже противоречащие друг другу? Язык тела отражает тот факт, что мы, люди, можем чувствовать и думать о многих вещах одновременно.
Как и в случае с выражением лица, попробуйте имитировать положение тела субъекта, чтобы вы могли настроиться на его переживания. Некоторые психологи говорят, что тело не лжет, поэтому они считают, что изучение языка тела лежит в основе фотоанализа.
В кадре, где люди ведут себя естественно, возможно, не подозревая, что делается фотография, их язык тела будет более точным отражением их душевного состояния, чем на постановочном снимке. Однако люди не роботы. Даже если фотограф дает им конкретные инструкции о том, как позировать, люди реагируют на эти инструкции по-своему, в соответствии со своим характером и состоянием души в данный момент. Когда вас просят улыбнуться, некоторые люди делают это вполне естественно, в то время как другие выдавливают натянутую ухмылку. Уже одно это говорит о них кое-что. Классический семейный портрет, на котором фотограф четко указывает людям занять определенные позы, на первый взгляд может показаться довольно постановочным и степенным. Но тщательное изучение языка тела выявит индивидуальность каждого.
Отношения
Когда на фотографии два или более человека, наш разум предполагает, иногда бессознательно, что между ними должны быть какие-то отношения или взаимодействие, даже если их нет, как в уличной сцене. Какими могут быть эти отношения: друзьями, членами семьи, случайными знакомыми, коллегами по работе, деловыми партнерами, любовниками? Каковы их чувства и отношения друг к другу? Можете ли вы обнаружить близость, напряжение, гармонию или конфликт? Каково общее настроение диады или группы? Моя статья о языке тела в фотографии предлагает советы, как ответить на эти вопросы. То, как люди наклоняются, касаются друг друга и смотрят друг на друга, а также отсутствие этой связи, может многое рассказать о тонкой и сложной природе их отношений. Некоторые психологи, такие как Акерет, даже считают, что фотография может предсказать будущее отношений.
Активность
На фотографии людей всегда что-то происходит. Что это такое? Можете ли вы определить происходящее действие? Что, кажется, делают люди? Есть ли ощущение движения и энергии, или есть более статичное, расслабленное ощущение? Мы — это то, что мы делаем, поэтому идентификация действий людей на фотографии, даже едва заметных движений, даст подсказки о поведении, личностях и отношениях объектов друг с другом. Это может помочь представить, что произойдет, если фотография оживет. Как люди будут двигаться? Они выглядят так, будто собираются что-то сделать? Что они могут сказать?
Платье
Как мы все знаем, то, что мы носим и как мы это носим, многое говорит о нашем происхождении и личности. Изучите одежду людей на фотографии, а также их прически, украшения и внешний вид. Выглядят ли они опрятно, небрежно, растрепанно, эксцентрично или требуют особого ухода? Если на фотографии несколько человек, определите, как различия в их внешности могут отражать различия в их характере и образе жизни. Что различия и сходства могут сказать об их отношении друг к другу? Например, это ситуация «одного поля», «противоположности притягиваются» или столкновение личностей? Представьте, как изменился бы смысл фотографии, если бы они были одеты по-другому или если бы испытуемые поменялись одеждой.
Предметы
Мы иногда не замечаем объекты на фотографии, особенно если они маленькие, находятся на заднем плане или плохо видны. Вещи, которые люди держат в руках, которые они могли только что положить рядом или которые собираются поднять, могут указывать на что-то важное в их поведении в этой ситуации, их образе жизни и их личности. Молоток, книга, кукла, фотоаппарат, гитара, телефон, портфель и футбольный мяч — все они выражают совершенно разные идеи.
Психоаналитическая теория говорит о «я-объектах» — вещах, включая домашних животных, которые являются продолжением нашей психики, придают нашей жизни смысл и поддерживают наше чувство идентичности. В пейзажных портретах, когда фотограф идет к кому-то домой или на работу, сцена может быть заполнена селф-объектами. Во время студийных портретов некоторые фотографы просят субъектов принести что-нибудь с собой, чтобы подержать или иным образом включить в фотографию. Скорее всего, это селф-объекты.
В местах, отличных от дома или работы, например, в отпуске, люди часто предпочитают стоять рядом с чем-то, позируя для снимка, например, со статуей, плакатом, автомобилем, растением, вывеской или витриной магазина. Они могут сознательно знать, почему выбрали именно эту вещь для включения в кадр, или выбор может быть неосознанным. В любом случае этот объект, скорее всего, символизирует что-то о человеке.
Сцена и контекст
Все, что я до сих пор упоминал о фотографии — выражение лица, язык тела, отношения, одежда, действия и объекты — имеет место в сцене и контексте, которые формируют то, как мы воспринимаем эти вещи. Сцена — это окружение, будь то крупный план человека, стоящего у стены, или широкоугольная фотография людей на фоне пейзажа или городской улицы. Мы можем думать о контексте как о несколько более абстрактной идее, такой как страна, культура и период времени, в котором был сделан снимок. Сцена, предметы и одежда героев дадут подсказки о месте и историческом периоде. Пытаясь интерпретировать возможные значения изображения людей, мы можем рассмотреть следующие виды вопросов:
— Где был сделан снимок? Что это говорит о людях в нем и их отношениях?
— Какой была культура в то время и в этом месте? Что это может сказать о людях?
— Если я могу определить социальное, экономическое и культурное происхождение субъектов, поможет ли это объяснить то, что я заметил в них? Соответствуют ли эти вещи тому, что я замечаю, или противоречат им?
— Может ли сцена или контекст символически представлять что-то о людях и их отношениях?
Фотограф
Мы иногда скатываемся к восприятию того, что фотография — это объективное изображение человека, которое каким-то образом получилось само собой. Очевидно, это не так. Кто-то его снял, даже если это автопортрет. В другой статье из раздела «Фотографическая психология» я обсуждаю различные способы интерпретации автопортрета, поэтому давайте вместо этого на мгновение сосредоточимся на том, как фотограф, снимающий других, влияет на нашу интерпретацию изображения.
Прежде всего, подумайте, как фотограф может быть связан с объектами. Является ли он или она другом, членом семьи, любовником, случайным знакомым или незнакомцем? Это профессиональные или личные отношения, или, может быть, и то, и другое? Каковы были мотивы и намерения фотографа при съемке? Было ли это сделано для того, чтобы доставить удовольствие одному из субъектов, но не обязательно другим? Было ли это сделано для того, чтобы произвести впечатление на коллег-фотографов? Была ли это попытка опробовать новую технику съемки или постобработки? Ответы на подобные вопросы формируют внешний вид фотографии и, следовательно, то, что мы на ней видим.
Вполне возможно, что фотографы делают тот или иной снимок, чтобы выразить то, что они чувствуют и думают о предметах. Фотография может сказать столько же или даже больше о фотографах и их отношении к людям на фотографии, чем о самих людях. Фотограф — это «невидимый» субъект на снимке. Фотографии отражают отношение фотографов к предметам, их душевное состояние в конкретный момент, их чувства по поводу этой конкретной съемки и их представления о фотографии в целом. Иногда они даже не осознают, что это происходит. Это бессознательный процесс.
Когда фотограф старается быть ненавязчивым или побуждает объекты вести себя спонтанно, мы, скорее всего, видим их такими, какие они есть, независимо от их отношений с фотографом. Фотографы могут дождаться этого момента, чтобы запечатлеть конкретное выражение лица, которое раскрывает что-то существенное в личности объекта. Также возможно, что они ждут момента, чтобы запечатлеть момент, отражающий то, каким ОНИ хотят, чтобы объект выглядел, независимо от того, насколько этот момент соответствует реальной личности субъекта. Например, они крепко держатся до того короткого момента, когда очень тщеславный человек выглядит глупо, чтобы снизить имидж этого нарцисса на несколько ступеней. Или ждут, пока гиперактивный ребенок секунду посидит спокойно, чтобы на дне рождения он не выглядел слишком неистовым.
Когда фотографы дают субъектам очень конкретные указания о том, как позировать, они, скорее всего, действуют в соответствии со своими собственными ожиданиями относительно представления объектов. Возможно, они в основном озабочены созданием стандартной, приемлемой композиции, например, просят группу встать ближе друг к другу, чтобы люди на концах не порубились.
Но иногда они могут проецировать свою личность, образ жизни, желания и страхи на позу субъекта. Фотограф, который настаивает на том, чтобы мужчины стояли позади сидящих женщин для семейного портрета, или чтобы жена держала мужа за руку и смотрела ему в лицо, пока он смотрел вдаль, мог бы сказать в кадре больше о своей собственной жизни, чем о супружеской паре на портрете. Когда мы изучаем такие фотографии, мы всегда должны спрашивать себя, насколько позы объектов отражают их естественные личности и отношения друг к другу, насколько они отражают то, как фотограф хочет, чтобы они выглядели, и насколько фотограф проецирует свою собственную жизнь на них. выстрел. Это довольно сложный вопрос, но ведь мы, люди, сложные существа.
Как я упоминал ранее, даже во время строго контролируемых съемок субъекты будут реагировать на инструкции в соответствии со своим характером. Жена, которая держится за мужа и смотрит на него снизу вверх, может показаться не покорной и обожающей, как хотел фотограф, а скорее сильной, уверенной и поддерживающей. Каким-то образом, пусть даже небольшими и тонкими способами, истинное «я» может просвечивать через очень постановочную фотографию.
При интерпретации изображения людей учитывайте реакцию субъекта на то, что его фотографирует этот конкретный человек, и на то, что его фотографируют в целом. Является ли психологический облик субъекта реакцией на сложившуюся ситуацию, на то, что делается снимок, или на то и другое? Была ли фотография навязчивой, неожиданной, сделанной с разрешения или поощряемой? Некоторые люди испытывают сильные чувства по поводу конкретного человека, фотографирующего их, по поводу того, кто может увидеть снимок, или по поводу любой фотографии, сделанной с ними. Это кое-что говорит о том, какие они люди, и вы можете увидеть это на картинке.
Интерпретация фотографий с объектами
Если вы хотите как можно точнее интерпретировать изображение людей, поговорите с объектами на нем или с людьми, которые хорошо их знают. На самом деле, поговорите с ними о фотографии, когда вы вместе смотрите на нее. Это поможет проверить ваше восприятие и покажет вам, где вы сбились с пути, даже если вы проецировали на фотографию свои собственные проблемы. Субъекты дадут вам понимание, которое в противном случае вы могли бы упустить из виду, но вы также можете помочь им прийти к некоторым выводам.
Форма психотерапии, известная как «фототерапия», основана именно на этом предположении: если вы помогаете людям рассматривать и обсуждать свою фотографию, вы можете помочь им сформулировать, кто они, а также открыть для себя новые идеи о себе. Все стратегии, описанные ранее в этой статье, пригодятся при обсуждении картинки с человеком. Вот некоторые из вопросов, которые Джуди Вайзер упоминает в своей книге Методы фототерапии :
— Что стоит за этой фотографией?
— Какие эмоции вы здесь выражаете?
— Что фотография говорит о вас? Это «настоящий» ты?
— О чем вам говорят мимика и язык тела других людей?
— Что это фото говорит о ваших отношениях с ними?
— Отражает ли фотография типичные черты вашей личности или вашего отношения к этим людям?
— Есть ли что-нибудь значимое в месте, где был сделан этот кадр, или в предметах на нем, чего не понял бы посторонний человек?
— Каким был этот период вашей жизни?
— Кому показать это фото? Есть ли кто-нибудь, кого бы вы не хотели видеть на этой фотографии?
— Как бы вы описали свои отношения с человеком, который сделал снимок? Как вы думаете, почему они сфотографировали вас?
Ограничения
Существуют ограничения на то, что одно изображение может рассказать о своих объектах. Никогда не делайте поспешных выводов, особенно на основании одного факта на фото. Внимательно рассмотрите сложное взаимодействие людей, обстановки, культуры и фотографа, которые внесли свой вклад в изображение.
Помните также, что это всего лишь снимок во времени, который может произвести очень неправильное впечатление. Все виды случайных, непреднамеренных и вводящих в заблуждение вещей могут быть запечатлены на фотографии. Этот отец не спал во время фортепианного концерта своего сына. Он моргал, когда был сделан снимок. Она не пьет пиво. Кто-то случайно поставил эту бутылку на стол рядом с ней.
Самое главное, мы, люди, слишком сложны, чтобы быть полностью захваченными какой-то одной картинкой. Вот почему серия фотографий даст более надежные выводы, больше информации и более полное понимание, чем любая одна фотография. Даже в наш медиа-богатый век, когда могут быть тысячи фотографий человека на протяжении всей его или ее жизни, мы не хотим сводить себя к изображениям самих себя.
Популярная викторина
Вы, наверное, заметили, что в этой статье я не упоминал фотографию, которая появляется в начале. Я хотел оставить это напоследок. Вместо того чтобы анализировать фотографию самостоятельно, что я мог бы сделать с достаточной точностью, особенно потому, что я знаю этих людей, я задам несколько вопросов, чтобы помочь вам интерпретировать фотографию. Это будет своего рода обзор всего того, что я обсуждал в этой статье. Эта серия вопросов даст вам представление о потоке, который происходит во время интерпретации изображения людей. Я не буду охватывать все вопросы, которые вы могли бы рассмотреть, лишь несколько важных моментов.
— Каково общее впечатление от фотографии?
— Какое название для фото или истории сразу приходит на ум?
— Как эти люди связаны друг с другом? Как вы можете сказать?
— Где, вероятно, был сделан снимок и по какому поводу?
— Как они физически соединяются друг с другом? Может ли это что-то сказать об их отношениях?
— Видите ли вы какие-либо подгруппы? Что это может сказать об этих людях?
— Как сравнить их выражения лиц? Куда они смотрят? Почему?
— Что они делают руками? Может ли это что-то сказать о них?
— Где вы чувствуете движение, напряжение, гармонию и неподвижность? Может это что-нибудь значит?
— Их одежда что-то говорит об их происхождении, случае или периоде времени, когда был сделан снимок?
— Что происходило прямо перед выстрелом? Как вы думаете, что произошло потом?
— Как фотограф может быть связан с этими людьми? Каковы могли быть намерения фотографа при создании этого снимка?
— Это фото вам ничего из жизни не напоминает?
— Если бы вы были одним из героев этой фотографии, кто бы это был? Что бы вы сделали или сказали в этой сцене?
Хотите прочитать или принять участие в обсуждении этой статьи на flickr?
Если вам понравилась эта статья в Photographic Psychology, вам также могут понравиться следующие:
Язык тела в фотографии
Разновидности автопортрета
Микровыражения
Фотографическая психология: образ и психика
Психология описывает язык и визуализацию как два основных способа, с помощью которых наш разум управляет воспоминаниями и обрабатывает информацию. Некоторые исследователи называют их «вербальной» и «ментальной образной» системами. В голове мы часто думаем словами и ведем разного рода разговоры. Мысленным взором мы также видим картины в нашем воображении, как при воспоминании о детстве. В то время как речь находится в левом полушарии мозга, сложное визуальное воображение происходит в правом. Эти две когнитивные системы также указывают на два основных способа, которыми люди выражают себя другим: создавая слова и визуальные образы.
Вербальная система имеет тенденцию включать мышление, которое является более концептуальным, линейным, сознательным и основанным на фактах. Слова — это абстракции, которые относятся к вещам, мало похожим на слова: Слово «дерево» не похоже на дерево. Мы упорядочиваем слова в предложения, чтобы общаться с другими людьми. Это усилие вербальной системы требует значительного сознательного контроля. Поскольку мы развиваем язык, чтобы общаться с другими, вербальная система, как правило, больше связана с фактическими требованиями реальности, которые мы и другие должны решать.
Система ментальных образов имеет тенденцию быть более сенсорной, целостной, основанной на фантазиях, эмоциональной и личной. Образы легче пробуждают чувства — очевидно, не только зрение, но и ощущения звука и осязания. Они содержат отдельные элементы, которые может воспринимать глаз, но прежде всего разум реагирует на впечатление от образа в целом. В большей степени, чем слова, образы — это материал воображения, фантазии и символизма. Они быстрее пробуждают наши эмоции и личные воспоминания. Как показывают сны, бессознательное легче поддается влиянию на них. Поскольку младенцы обрабатывают свой опыт мира с помощью образов задолго до того, как они изучают язык, мы могли бы даже рассматривать систему образов как более фундаментальный метод, с помощью которого работает человеческий разум.
Большинство людей полагаются как на образную, так и на вербальную системы для когнитивного функционирования, но исследователи предположили, что некоторые люди могут лучше визуализировать, а другие лучше вербализировать. Это полезное различие, о котором фотографу следует помнить.
Некоторые люди увлекаются фотографией и визуальным дизайном, потому что они сильные визуализаторы. Они склонны мыслить визуально и предпочитают выражать себя таким образом. Однако их вербальная система может быть не полностью развита. Им может быть трудно говорить об изображениях, в том числе о своих собственных. Они могут делать замечательные снимки, не будучи в состоянии объяснить, как они это делают или почему эти фотографии так хороши. Они просто интуитивно чувствуют свое визуальное окружение и то, как эффективно его запечатлеть.
Другие люди могут быть сильными вербализаторами, которые любят разговаривать и думать словами, но они могут не понимать визуальный язык фотографии. Им может быть трудно составить хороший кадр или оценить тот, который им показывают.
Исследования показывают, что сочетание визуальной и вербальной систем является эффективным способом обучения. Для нас, фотографов, это означает улучшение наших навыков в понимании визуального дизайна, а также улучшение нашей способности говорить об изображениях. Умение вербализовать то, что работает, а что нет на фотографии, укрепляет наше понимание создания изображений и приводит к новым идеям. В свою очередь, изображение обеспечивает осязаемое сенсорное средство для обоснования, расширения и обогащения наших разговоров о фотографии. Визуализация и вербализация синергетически усиливают друг друга. Суть в следующем: если вы научитесь говорить с людьми о своих фотографиях, вы, скорее всего, улучшите свои фотографии.
Конечно, изображение не обязательно подвергать словесному анализу, чтобы его можно было оценить. Мощное психологическое воздействие некоторых изображений не всегда легко выразить словами. Ведь, как говорится, одна картинка стоит тысячи слов. Некоторые люди, особенно приверженцы дзэн, заходят так далеко, что говорят, что попытка описать воздействие изображения на самом деле разрушает его, потому что это приводит к тому, что мы упускаем из виду фундаментальный, иммерсивный, целостный и эмоциональный эффект изображения. визуальный опыт.