Психология равнодушие: 2.6. Равнодушие. Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия]

Содержание

2.6. Равнодушие. Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия]

2.6. Равнодушие

Чужая боль — дворняга грязная,

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу,

Делить беду? Придумал тоже!

Сам разбирай, не мне же больно,

С меня своих проблем довольно!

И так и дальше, жить в покое.

Делить все на свое и на чужое.

Чужую боль в упор не замечают,

Забыв одно…

Бездушье не прощают!

Илья Черт

Равнодушие — это состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях. Равнодушный — безразличный, безучастный (С. И. Ожегов)[16], лишенный чувства сострадания, отзывчивости. В противоположность эмпатии равнодушие как свойство личности блокирует помогающее поведение человека.

Равнодушие

Безразличное отношение к проблемам, неприятностям и горестям другого человека. Сначала равнодушие возникает по отношению к совершенно посторонним людям. Потом переходит на круг поверхностных знакомств, далее захватывает приятелей человека, в итоге незаметно подминает под себя и отношения с друзьями и родными. Нередко равнодушие изначально возникает как безразличие к страданиям животного, постепенно переходя на людей.

Это как нравственно-психологическая ржавчина, которая сама по себе, без целенаправленных усилий со стороны человека, все больше и больше захватывает и разрушает его. Равнодушие идет рядом с эгоизмом и рационализмом, самоуверенностью и самовлюбленностью. Оно — первый шаг к жестокости и агрессивности. Равнодушие способно покрыть все душевное «поле» человека толстым ковром «сорняков», уничтожающим любое положительное чувство или мысль, что может привести к полнейшей нравственной и психологической деградации личности.

Алтунин А.

В равнодушии человеку становится все равно, что происходит вокруг, его ничто эмоционально не трогает, не заботит и не интересует, ничто не переживается им как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого. Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни. Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.

Еще один путь, ведущий к равнодушию, — это чрезмерная сытость, пресыщенность благами.

Тот, кто не имеет сострадания, жесток[17].

Б. Мандевиль

Равнодушие — самая страшная болезнь души.

А. Токвиль

Равнодушие — это особый механизм психологической защиты. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать таких негативных эмоций. Желая защититься, он неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем это может превратиться в устойчивое отношение к внешнему миру. Реальность сужается, главной задачей человека является забота о собственном благополучии. Это талантливо показано А. П. Чеховым в рассказе «Ионыч»: в погоне за деньгами гуманный врач превратился в бездушного дельца, сострадание к больным сменилось у него раздражением и грубостью. Порой эта позиция равнодушия маскируется благородными идеями: «Нужно думать о себе, если каждый будет думать о благополучии собственной семьи, то мир станет лучше и прекраснее», но, как показывает жизнь, это не так.

В последнее время «равнодушие» — привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Потому что равнодушие — это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал. такого. Но так ли это на самом деле? <…> Некоторые оптимисты советуют применять сочувствие. И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они неспособны переживать и неспособны радоваться. Они неспособны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев… А им это, впрочем, все равно…

По материалам Интернета (М. Мухина. shkolazhizni.ru)

Равнодушие, маскируясь под всевозможные человеческие чувства, обманывает и само верит в свой обман. Поэтому его не сразу можно распознать. И в этом его опасность, ведь обман и разочарование причиняют людям боль, убивают веру в людей.

Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства.

Бруно Ясенский

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

А. П. Чехов

Равнодушие может быть проявлением алекситимии. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чужды сострадание, сопереживание, жалость.

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер, как устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира. Большинство равнодушных — это люди, которые в детстве были обделены родительским теплом, лаской, вниманием, любовью. Ведь зачастую родители не только не обращают внимания на переживания ребенка, но и учат его скрывать свои чувства. Как следствие — у ребенка может развиться алекситимия.

Конечно, не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми; это могут быть ленивые, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но не хотят расходовать силы на другого, даже близкого человека.

Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим, причинами которого могут быть умственная отсталость, длительное болезненное влечение к лекарственным препаратам, наркомания, алкоголизм, а также психические заболевания (например, некоторые формы психопатии). Кратковременные и излечимые формы равнодушия и апатии часто возникают после стресса (например, смерть близкого человека), у детей при насилии со стороны родителей.

Помочь избавиться от равнодушия могут психотерапевты и специальные службы психологической помощи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Равнодушие… Это диагноз? | Психология

Равнодушное отношение… Равнодушие… Что это такое? Откуда оно берется в людях? И если равнодушие — это диагноз, то чем его лечить?

В последнее время равнодушие — привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие — это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

‘ + ‘ ‘ + ‘ ‘ + ‘

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно…, как мелко…

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие — это безразличие, черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно… По определению, романтика — это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика — это истинная любовь, преданная дружба… Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они — никакие, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди — полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Бруно Ясенский (1901−1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:

«Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А. П. Чехов:

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Однако все вышесказанное — лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии — состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия — это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется:

«Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях».

Вам это ничего не напоминает?

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то — определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи — не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) — специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

А им это, впрочем, все равно…

Равнодушие — Психологос

Равнодушие — состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

Мир глазами равнодушного:

— Моя хата с краю, ничего не знаю.

— Своя рубашка ближе к телу.

— После нас – хоть потоп.

— Наше дело – сторона.

— Хоть трава не расти.

— Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!

— Я вполуха слушаю.

Афоризмы о равнодушии

Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К.Л. Берне).

Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть (А.П. Чехов).

Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (Мать Тереза).

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека (М. Саади).

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия (Хелен Келлер).

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Эберхард).

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М. Горький).

Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам (Феофраст).

Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (Альберт Швейцер).

Терпимость имеет тонкую грань, за которой царит равнодушие. (Георгий Александров)

Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности (Бернард Шоу).

Немецкие врачи: Феномен безразличия опасен для здоровья равнодушных | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Радость и печаль, восторг и ненависть — все люди так или иначе привыкли выражать свои эмоции. Ну, или почти все. Есть люди, которые бедны на эмоциональные реакции, сфокусированы на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. И, оказывается, неумение чувствовать, безразличие могут оказаться симптомом серьезного заболевания. Ученые приводят здесь разные числа: во всем мире доля страдающих алекситимией, составляет, по разным оценкам, от 5 до 19 процентов.

Без слов для чувств

«Алекситимия» в переводе с греческого означает «без слов для чувств». Эта особая психологическая характеристика личности означает неспособность распознавания и описания как собственных, так и чужих эмоций. В Германии, по результатам недавних исследований, проведенных Институтом психосоматики и психотерапии в Дюссельдорфе (Klinisches Institut für Psychosomatische Medizin und Psychotherapie), алекситимия наблюдается почти у 10 процентов населения. Причем, как уточняет научный сотрудник института Матиас Франц (Mattias Franz), «синдромом равнодушия» страдают в основном мужчины.

Своеобразный эмоциональный паралич лишает людей возможности реагировать на происходящее, серьезно затрудняя их контакт с окружающими. 25-летней Сабине, например, пришлось учиться имитировать радость: «Однажды на семинаре в университете преподаватель похвалил меня при всех, а я… не знала, как ответить. Я никаких чувств не испытывала». Сабина видела, что от нее ждут какой-то реакции, проявления эмоций. Чтобы в дальнейшем не казаться странной, она, потренировавшись перед зеркалом, выбрала «подходящую» улыбку, которой теперь успешно пользуется.

Нередко неумение чувствовать и выражать свои эмоции приводит к серьезным последствиям, мешает карьере, делает человека одиноким. Врач Ангелика фон Ризенталь (Angelika von Riesental) из Ратингена приводит пример из своей практики: мужчина средних лет, конторский служащий, превратился со временем в настоящего робота, лишенного всяческих эмоций. Он потерял всякую способность нормально общаться с коллегами. В конце концов его уволили по сокращению кадров.

Равнодушные преступники

Но что же такое все-таки алекситимия: психологическая характеристика, черта характера или болезнь? Мнения ученых здесь расходятся, потому что «феномен безразличия» еще недостаточно изучен. Равнодушным людям чужды рефлексия, то есть обращение к собственному внутреннему миру, способность видеть окружающую действительность сквозь призму собственного мироощущения. «Алекситимией можно назвать блокаду или полное отсутствие эмоционального уровня восприятия», — так формулирует это Ангелика фон Ризенталь.

Опасным проявлением такого вида равнодушия нередко является жестокость: ведь человеку без эмоций неведомы сочувствие и сострадание. «Подобное поведение объясняется нарушением биохимических процессов в работе тех отделов головного мозга, которые отвечают за «переработку» эмоциональной информации», — поясняет врач. Такие нарушения, например, были выявлены при исследовании работы головного мозга людей, осужденных за особо тяжкие преступления.

Известно, однако, что алекситимия — вовсе не обязательно врожденное качество. Частично в возникновении «синдрома равнодушия» виновны общественные нормы и стереотипы. Этим, кстати, можно объяснить то, почему именно мужчины чаще страдают эмоциональной глухотой. С ранних лет многие родители внушают детям: мужчины не плачут, они не имеют права на проявление «слабости». Телегерои и литературные кумиры часто носят маску неприступности, исключающую проявление всяческих эмоций. Но, по мнению Ангелики фон Ризенталь, слабостью как раз является отказ от собственных ощущений и связанный с этим эмоциональный самообман.

Учиться чувствовать

Но можно ли «научиться» эмоциям, «разбередить» собственную душу, открыть ее для чувств? Будет успех или нет, но подобные вещи лечить нужно, в один голос заявляют и врачи, и психологи. Индивидуально или в специальных группах, но лечение это, как правило, требует времени.

Групповая терапия: почувствовать других

Матиас Франц, автор серьезного труда по алекситимии, приводит примеры программ успешного «обучения распознаванию эмоций» в Германии. Это, в частности, программа PALME (Prävеntives Elterntraining), разработанная для такой группы риска, как неполные семьи. Врачи, психологи, педагоги помогают родителям-одиночкам в маленьких группах понимать собственных детей, адекватно реагировать на проблемы, трудности, стрессовые ситуации, восстанавливать социальные контакты. Учат чувствовать.

Автор: Инга Ваннер
Редактор: Ефим
Шуман

Душевное безразличие — Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Психиатрические явления алекситимии и ангедонии имеют отношение к нашему рассказу. Первый термин, имеющий греческие корни, создан психиатром Питером Сифнеомосом в 1970-х гг., буквально переводит­ся как «нет слова для эмоций»; второй, тоже греческого происхождения, означает неспособность получить удовольствие от обычно приятных вещей. Два французских психиатра заложили основу для дискуссии, выс­казав идею о «penseeoperatoire» («оперативная мысль») — практичес­ком способе мышления и взаимодействия.

 

Алекситимия

В психиатрии термин «алекситимия» используется для описания лю­дей, похожих на дохлую рыбу; от былого огня в них остались только тлеющие угли. Подобные люди с переменным успехом стараются понять свои эмоции и настроения, но они не могут понять их тонкости. Так как они не уверены, что именно чувствуют, то с трудом выражают эмоции. Вместо того чтобы проявить чувства, они сосредотачиваются на физических проблемах. (Помните, что язвы вызваны не тем, что вы едите, а тем, что ест вас.)
Несмотря на странное название, определить алекситимию не сложно. Ее симптомы: бедное воображение, недостаток внутреннего эмоционального опыта, неспособность выразить веселье, склонность говорить безжизненно и слишком де­тально. Более того, от людей с подобным расстрой­ством психики исходит некое ощущение механич­ности, которое мешает всякой спонтанности. (Уинстон Черчилль, описывая русского политика Вячес­лава Молотова, ухватил эту особенность: «Я никог­да не видел человека, который бы лучшим образом воплощал современ­ное представление о роботе».) Алекситимики остаются спокойными в тех условиях, которые бы потрясли обычных людей. Смерть близкого, невер­ность партнера, потеря возможности продвинуться по службе — ничто не трогает их. Все события проваливаются в черную дыру невыразитель­ности и пустоты.
Алекситимики не способны ни к сочувствию, ни к самоанализу. Это, в сочетании с их механическими реакциями на конфликт, приводит к психологической безграмотности. Они думают о конкретном и объек­тивном; метафоры, аллюзии и скрытые смыслы для них — иностран­ный язык.
Рабочая атмосфера, в которой вращается большинство руководите­лей, способствует развитию алекситимии. Так, в рутинной жизни неко­торых страховых компаний и банков просто нечему удивляться или ра­доваться, нечем интересоваться. Безжизненность умирающей компании заставляет руководителей подавлять свои эмоции — процесс, отнима­ющий много энергии. Подобно тяжелоатлету, старающемуся поднять большой вес, руководители, подавляющие свои эмоции, в конце концов приходят к изнеможению.
В наши дни в компаниях существует эмоциональное разделение тру­да: чем выше пост, который человек занимает, тем больше ему придется сдерживать себя. Среди членов руководства — от менеджеров до стар­ших рабочих — практикуются более строгие правила управления свои­ми эмоциями, возможно, из-за экспансии «белых воротничков» и сек­тора услуг. Многие компании уделяют внимание выражению определенных эмоций. Например, компания «Диснейленд», которую иногда назы­вают «фабрикой улыбок», требует от своих сотрудников, чтобы они «иг­рали» счастье. В других компаниях дают понять, что выражение глубо­ких и сильных чувств неуместно. Немногие поняли, что подавление эмо­ций (или слишком строгое управление чувствами) приводит к регрес­сивному поведению и инфантилизации и вызывает симптомы стресса

 

Ангедония (эмоциональная анестезия)

Доктрина гедонизма, открытая древними греками, гласит, что удоволь­ствие, т. е. удовлетворение чувственных желаний, есть наивысшее бла­го. Хотя большинство людей до сих пор придерживаются этой теории, слишком многие страдают от ангедонии — неспособности испытывать удовольствие. Ангедоники испытывают чувство полной апатии, потери интереса и неприятия к обычно приятным занятиям; они мертвы внутри. Им не хочется искать новых ощущений, у них ос­лаблено внимание, им не хватает жажды жизни. Настоящая ангедония является серьезным пси­хиатрическим синдромом. Здесь же нас интересу­ет квазиангедония, т. е. легкая форма, которая раз­вивается в людях, способных испытывать удовольствие (и раньше они испытывали его). Однако даже квазиангедония высшего руководства мо­жет оказать разрушительное воздействие на компанию, так как лидер­ство отнимает много энергии. А дохлой рыбе не хватит энергии, чтобы вести людей к успеху.
 

Воскрешение «мертвых» лидеров

Что можно сделать, чтобы восстановить чувство воодушевления? Что можно сделать, чтобы заново открыть или придумать себя? Учитывая тот факт, что люди — главное богатство компании, как мы можем обна­ружить творческие способности у себя, своих коллег и подчиненных? 

 

Ощущение потока

Мы должны открыть в себе то, что психолог Михаль Чикжентмихалый называет ощущением «потока» — ощущение, складывающееся из ожив­ления, концентрации и такой увлеченности, что мы теряем чувство вре­мени. Как это сделать?
Во-первых, нам нужен вызов. Если мы работаем над трудными зада­чами, которые можно выполнить, мы достигаем ощущения покоре­ния Эвереста, которое сопровождает чувство потока. Слишком труд­ные или слишком простые задачи вызовут сложности. Рабочие цели должны быть достижимы: если они слишком сложные, тревога вы­нудит вас сдаться или работать до изнеможения; если они будут слишком простыми, вам станет скучно, и вы «заржавеете». Вызов очень важен, потому что он заставляет вас учиться. Человеку свойственен исследовательский голод, который может утолить только учеба (как мы увидим в главе 13). Компании, поощряющие обучение и тем са­мым создающие возможности для творчества и инноваций, помо­гают своим сотрудникам чувствовать себя в тонусе.
Во-вторых, нужны промежуточные результаты. Маленькие «побе­ды» очень важны. Если вы установите и достигнете определенного этапа на пути к каждой большой цели, вы будете получать посто­янную обратную связь, чувство контроля над тем, что вы делаете, и сможете «праздновать» продвижение на протяжении всего пути.
В стрессовых условиях сложнее поддерживать воодушевление и энергию, так необходимые для чувства потока. Слишком много энергии у них уходит на решение личных проблем. Тем не менее, учитывая важность управления эмоциями и той степени, в которой ру­ководители служат живым символом для своих людей, эмоциональная выразительность необходи­ма. Симптомы алекситимии, ангедонии или диссо­циации мешают руководителю находиться в кон­такте со своими сотрудниками. Это можно сыграть, но со временем руководители и подчиненные по­чувствуют, что их лидер морально и эмоционально не с ними, что он не может сохранить движущую силу. Таким образом, лидер должен либо предупреждать появление подобных симптомов, либо обращаться за внешней помощью (коллег или специалистов), чтобы от них избавить­ся. Лидеры будут в состоянии помочь своим людям оставаться энергич­ными, только если разумно посмотрят на эти проблемы.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»

Равнодушие: что это такое

Равнодушие — это состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях. Равнодушный — безразличный, безучастный (С. И. Ожегов), [16 -Имеется много синонимов слова «равнодушный»: «безжалостный», «жестокосердный», «загрубелый», «сухарь», «немилосердный», «бесчувственный», «чуждый сострадания», «бездушный», «холодный», «каменный», «негуманный», «бесчеловечный», «черствый», «сердце мохом обросло», «гранитный камушек в груди», «каменное сердце».] лишенный чувства сострадания, отзывчивости. В противоположность эмпатии равнодушие как свойство личности блокирует помогающее поведение человека.

Безразличное отношение к проблемам, неприятностям и горестям другого человека. Сначала равнодушие возникает по отношению к совершенно посторонним людям. Потом переходит на круг поверхностных знакомств, далее захватывает приятелей человека, в итоге незаметно подминает под себя и отношения с друзьями и родными. Нередко равнодушие изначально возникает как безразличие к страданиям животного, постепенно переходя на людей.

Это как нравственно-психологическая ржавчина, которая сама по себе, без целенаправленных усилий со стороны человека, все больше и больше захватывает и разрушает его. Равнодушие идет рядом с эгоизмом и рационализмом, самоуверенностью и самовлюбленностью. Оно — первый шаг к жестокости и агрессивности. Равнодушие способно покрыть все душевное «поле» человека толстым ковром «сорняков», уничтожающим любое положительное чувство или мысль, что может привести к полнейшей нравственной и психологической деградации личности.

Алтунин А.

В равнодушии человеку становится все равно, что происходит вокруг, его ничто эмоционально не трогает, не заботит и не интересует, ничто не переживается им как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого. Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни. Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.

Еще один путь, ведущий к равнодушию, — это чрезмерная сытость, пресыщенность благами.

Тот, кто не имеет сострадания, жесток. [17 — Равнодушие и эгоизм действительно могут приводить кжестокости. Так, французы во время войны 1812 г., отступая из Можайска и спасая только собственную жизнь, сбрасывали с перегруженных подвод раненых в дорожную грязь и затаптывали их.]

Б. Мандевиль

Равнодушие — самая страшная болезнь души.

А.    Токвиль

Равнодушие — это особый механизм психологической защиты. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать таких негативных эмоций. Желая защититься, он неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем это может превратиться в устойчивое отношение к внешнему миру. Реальность сужается, главной задачей человека является забота о собственном благополучии. Это талантливо показано А. П. Чеховым в рассказе «Ионыч»: в погоне за деньгами гуманный врач превратился в бездушного дельца, сострадание к больным сменилось у него раздражением и грубостью. Порой эта позиция равнодушия маскируется благородными идеями: «Нужно думать о себе, если каждый будет думать о благополучии собственной семьи, то мир станет лучше и прекраснее», но, как показывает жизнь, это не так.

В последнее время «равнодушие» — привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Потому что равнодушие — это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал. такого. Но так ли это на самом деле? <.> Некоторые оптимисты советуют применять сочувствие. И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они неспособны переживать и неспособны радоваться. Они неспособны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев. А им это, впрочем, все равно.

По материалам Интернета  

Равнодушие, маскируясь под всевозможные человеческие чувства, обманывает и само верит в свой обман. Поэтому его не сразу можно распознать. И в этом его опасность, ведь обман и разочарование причиняют людям боль, убивают веру в людей.

Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства.

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

А. П. Чехов

Равнодушие может быть проявлением алекситимии. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чужды сострадание, сопереживание, жалость.

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер, как устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира. Большинство равнодушных — это люди, которые в детстве были обделены родительским теплом, лаской, вниманием, любовью. Ведь зачастую родители не только не обращают внимания на переживания ребенка, но и учат его скрывать свои чувства. Как следствие — у ребенка может развиться алекситимия.

Конечно, не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми; это могут быть ленивые, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но не хотят расходовать силы на другого, даже близкого человека.

Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим, причинами которого могут быть умственная отсталость, длительное болезненное влечение к лекарственным препаратам, наркомания, алкоголизм, а также психические заболевания (например, некоторые формы психопатии). Кратковременные и излечимые формы равнодушия и апатии часто возникают после стресса (например, смерть близкого человека), у детей при насилии со стороны родителей.

Помочь избавиться от равнодушия могут психотерапевты и специальные службы психологической помощи.

Равнодушие – путь в никуда – Курская правда

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего», – почти полтора века назад сказал русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин.Сегодня его слова не только не потеряли актуальности, но и, наоборот, зазвучат острее и злободневнее. Все чаще мы слышим о том, что люди стали более агрессивными, черствыми, эгоистичными и пассивными. Донести старушке тяжелую сумку до дома или помочь подняться упавшему на тротуаре человеку, позаботиться о бездомных животных теперь стремится далеко не каждый. Большинство предпочитают пройти мимо, делая вид, что ничего не происходит.

[IMAGE=1]Наглядно несколько лет назад эту черту современного общества продемонстрировали журналисты одной из местных газет в ходе небольшого эксперимента. Суть его была проста: мужчине средних лет предстояло разыграть резкое ухудшение здоровья и проверить, как на него отреагируют окружающие. Для прогулки «испытуемому» предложили традиционно оживленную улицу Ленина. Результаты теста, к сожалению, оказались неутешительными: мало кто стремился прийти на помощь попавшему в беду человеку. Видя внезапно оседающего на землю мужчину, куряне в лучшем случае ускоряли шаг. Иные не стеснялись в выражениях, экспрессивно транслируя реплики о том, что «напиваться среди бела дня – это полное свинство», а порой и обзывали человека, не утруждая себя попытками узнать, пьян он или нездоров. Считанные люди проявили сочувствие и предложили незнакомцу вызвать «скорую помощь», сходить в аптеку за лекарством или проводить до дома…Откуда же взялась в современном обществе такая концентрация безразличия к окружающим людям и событиям, и можно ли справиться с распространением человеческого равнодушия, мы узнали у доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии КГУ, лауреата общественной премии имени Петра Великого за подготовку лидеров Алексея ЧЕРНЫШЕВА.[B]– Алексей Сергеевич, что такое равнодушие, с точки зрения психологии? Почему оно появляется в людях?[/B]– Людское равнодушие – это действительно серьезная проблема. Она возникла тысячелетия назад, а в наше время обострилась до уровня кризиса. Сегодня в мире льется кровь, погибают дети. Половина жителей просвещенной Западной Европы боятся собственных подростков, а мировое сообщество не может (скорое – не хочет!) сообща предотвратить беду. Сейчас крайне остро встал вопрос о том, как людям овладеть искусством жизни. Причем имеется в виду не столько материальное благополучие, сколько контакт с другими людьми. Живя среди людей, человек не может быть свободен от них. Люди все взаимосвязаны, но то, каков характер этой взаимосвязи, ее содержание и последствия, и определяет счастье человека и общества в целом. Для того чтобы понять причины появления равнодушия или даже агрессии у человека, наделенного разумом, способного выстроить свою собственную судьбу и взаимодействующего с окружающими, нужно сначала разобраться, каков сам человек.[B]– То есть истоки безразличия нам следует искать в нас самих?[/B]– Отчасти. Точнее, от нашего духовно-нравственного потенциала, морально-психологического климата коллектива, в котором находится человек, стратегии государства по отношению к человеку как ценности, которые транслируются через СМИ или адекватно, или искаженно.Психологическая наука долгое время шла к пониманию человека, хотя и на сегодняшний день нет единого подхода. Выявлены разные грани и разные сущностные стороны человека, которые качественно резко отличаются друг от друга. Вопрос состоит в том, как сами люди каждую из этих граней используют. Начнем с «черных», негативных моделей человека. По Фрейду человек живет ради удовольствия, напрягаться не может, им могут управлять только кнут и пряник. Но самое главное, фрейдовский человек предельно сексуален, агрессивен и неразумен. Эти три качества являются самыми эмоционально насыщенными, они человека радуют больше всего. И самое удивительное, что человек способен реализовать все эти качества в широком масштабе, и всю свою жизнь он посвящает тому, чтобы жить этими наслаждениями, а не заниматься духовно-нравственным самосовершенствованием. Такой человек очень выгоден для определенных политических и социальных сил, стремящихся манипулировать «неразумным человеком» в собственных интересах, например, для наживы, рекламы, потому что эти низкие грани легко привлекают людей. Полураздетые женщины, агрессия, бессмысленное поведение – это стало содержанием нашего кинематографа, развлекательных передач по телевидению. Это то, что наносит нравственному здоровью нации огромный ущерб. И те, кто активно и умело использует такую модель человека, поневоле внедряют ее в сознание (и особенно – в подсознание) общества.Но к счастью, это не единственное проявление человека, а только, скажем, «первый этаж». Есть в человеке высоконравственные качества! Так, австрийский психолог Виктор Франкл считает, что человек – это тот, кто ищет смысл жизни. Мыслителей всего мира интересовал вопрос: «Зачем ребенок в этот мир пришел?». И ответ один: для того, чтобы иметь большую цель собственного роста, благополучия семьи, страны. Причем цель у человека созидательная, личностно-ценная, сознательная. Это уже порождает надежду на то, что такими людьми можно обеспечить богатую социальную среду с милосердием, состраданием, добродетелью.Американский мыслитель Гордон Олпорт считал, что «сущность человека – забыть себя в любимом деле, нужном твоему народу, твоей стране». Смысл жизни человека – стремиться к другим людям, чтобы оказать им помощь и поддержку. Эта грань в отличие от фрейдовской сама не работает, она требует актуализации и прицельной работы.Великий отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн понимает человека как субъекта, то есть распорядителя своих духовных сил, а любой субъект – это субъект деятельности. То есть человек – это тот, кто осваивает игровую, учебную, трудовую и, как правило, совместную деятельность. Она проявляет все лучшее в человеке, его мотивы, цели, способности, а самое главное, дар изменять предмет активности. Например, пришел больной к врачу, а выходит здоровым; в школу отправился несмышленый, а выходит мыслящим, образованным, воспитанным и так далее. Человек, по Рубинштейну, наделен любовью, способностью любить свою семью, работу, природу, саму жизнь. Это светлое чувство делает человека счастливым. Тут не может быть ни суицида, ни наркомании, человек любит все потому, что многое делает, и этим он связан с обществом. Рубинштейн пишет: «Человек – это тот, кто стал источником света и тепла для других». И эту грань тоже нужно воспитывать, это потенциал! Ориентация же только на себя, собственное благополучие является тупиком.Советский педагог Антон Семенович Макаренко, единственный в мире человек, создавший глубокую теорию о человеке и реализовавший ее на практике, писал, что человек предприимчив, наделен высокой мотивацией. Но мало быть активным и предприимчивым, нужно быть еще и способным. В человеке главное – способности, поэтому фонд способных людей определяет экономические, политические, научные и другие успехи любой нации. Макаренко видел в человеке еще одно важное качество – способность приносить пользу. Родитель, учитель, чиновник, политик должен видеть разные грани человека. Фрейдовское надо блокировать, франкловское, олпортовское, рубинштейновское и макаренковское – развивать.[B]– Получается, что главный ресурс современного общества – это не полезные ископаемые, экономика или наука, а сам человек?[/B]– Так и есть! Все ресурсы современного мира оказались ограниченными для сохранения нации, кроме одного – социального, или человеческого. Никогда в истории человечества человек не играл столь важную роль, потому что при современном развитии техники и электроники он может очень многое сделать.[B]– Так почему же многие люди стали жить по принципу моя хата с краю, а призывы о помощи зачастую не находят отклика у наших современников?[/B]– Человек – это основной ресурс для политиков. Фрейдовский этаж человека очень доступен, и много заинтересованных властителей мира используют человека именно в этих его проявлениях. В 1943 году Ален Даллес разработал доктрину уничтожения СССР изнутри, весь мир об этом знает. Десятилетия велась прицельная война против нашей страны по подмене истинных ценностей ложными и ослаблению государства, и, к сожалению, «нашим партнерам» многое удалось сделать.Но есть еще ряд причин изменения жизни и человека, и общества. Среди них – высокие стандарты жизни. Телевидение во всех станах мира внушает молодежи прекрасные условия жизни: коттеджи, иномарки, дорогие вещи. Но самое главное, не раскрывается, каким путем всего этого можно достичь. Американцы пишут, что у них тоже появилась массовая подавленность настроения среди молодежи, распространяются депрессии и суициды. Кроме того, возникает так называемая фрустрированная агрессия подростков. Фрустрация – это ощущение озлобленности, безысходности, и она начинает проявляться в агрессивном поведении, наносящем ущерб окружающим.Итак, современный российский подросток, насмотревшись по телевидению, как нужно жить человеку, сделав первый шаг в жизни, понимает, что не только на коттедж, но и на штаны заработать непросто. И он удивлен и обижен: обещали красивую жизнь, а подарили трудную, тяжелую, где просто так ничего в руки не плывет. Естественной реакцией становится агрессия.Еще одной стала проблема «человек – вещь». Сколько классиков взволнованно писали о том, как мы можем погубить человека, сравняв его с вещью! Сначала вещь – раба человека, но потом, наоборот, вещи стали управлять людьми. К примеру, поцарапаете нечаянно чужую иномарку, и вы сразу же увидите бурную реакцию ее хозяина. В обществе появляется иная нравственность. Людей, имеющих много вещей, боготворят, их прославляют, им поклоняются. А тех, у кого мало вещей, презирают, относятся к ним скептически, снисходительно.Работает еще непростой выбор: многим быть или многое иметь. Чтобы многим быть, необходимо много работать, напрягаться, выдерживать колоссальные перегрузки, быть человеком по Макаренко. Но тогда много иметь не будешь. Ты будешь сильным, успешным, авторитетным, но пожертвуешь изобилием, дорогими курортами, личным самолетом. Или многое иметь, но малым быть. Это опасно! В руках таких людей огромные рычаги, и мы напрасно надеемся на их щедрость и великодушие. Обычно они, наоборот, бывают желчными, жадными и космополитичными. И сейчас установка, которая внушает, что бедный человек – это уже не человек, культивируется.[B]– А равнение на Запад, начатое в 90-е годы прошлого века, как-то повлияло на распространение равнодушия в обществе?[/B]– Да, и очень сильно! Игнорирование национального менталитета и национальных ценностей породило огромную проблему. К сожалению, в конце 90-х годов в нашей стране появилась целая группа людей, которые откровенно превысили роль «общечеловеческих» ценностей по сравнению с национальными, считая, что нужнее общечеловеческие, а национальные – это недостаток. Но ведь мы с вами не раз видели, как проявляют себя двойные стандарты Запада. В каждой стране есть три кита: национальный дух, национальный характер и национальное самосознание. У всех они свои, и нельзя говорить, что чьи-то хорошие, а другие – плохие. Надо опираться на свой (!) менталитет![B]– Как это?[/B]– Давайте обратимся к ее величеству российской душе. Мыслители Бердяев, Лосский, Ушинский утверждали, что как только мы берем копию заграничной организации, мы отстаем в развитии на 50 лет. Они нашли уникальные качества русской души. Это прежде всего сострадательность. Русские люди сострадательны к своим, а к чужим еще больше. Вот вам ряд примеров. Александр Невский разбивает врагов на Чудском озере и отпускает их. Петр I, разбивая шведов, пригласил за стол побежденных генералов и вручил им шпаги, обнял их. Третий приведу пример: Берлин, 1945 год. На улицах Берлина стоят советские полевые кухни, где немцев кормят солдатским супом. И вот другая сторона. Я жил в оккупации: денег нет, спичек, соли, дров нет, ничего нет, и отобрали немцы последнее – пасеку разрушили, кур перестреляли. Если бы кто сказал, что немцы, придя на оккупированную территорию, будут нас кормить супом, лечить, беречь, этого человека назвали бы сумасшедшим. Широта и сострадательность лежат в основе русского характера. И подмена нашего национального менталитета «общечеловеческими» ценностями – откровенное предательство своего народа. И еще один важный момент. Только изнурительный, но радостный труд сохраняет цивилизацию, это уже доказано. Стремление облегчить жизнь, избавиться от труда убьет людей.[B]– А что следует делать родителям, чтобы воспитать ребенка неравнодушным? Какие практические советы им можно дать?[/B]– Прежде всего в семье должен быть совместный труд. В совместном труде обязательно требуется поддержка друг друга. Не важно: родители с детьми убирают дома или вскапывают огород, главное, что они это делают вместе.Вторая важная составляющая формирования человека по Макаренко – это дисциплина. Здесь, я думаю, понятно, о чем идет речь.Третье – это эстетическая выразительность жизни. Красота должна быть во всем: в окружающей обстановке, внешнем облике, духовном содержании жизни.Еще одна важная составляющая – это коллектив. Если действовать на ребенка напрямую, его психика не выдерживает, он становится озлобленным. В хорошем коллективе ребенок чувствует защищенность, поддержку, формируется взаимоподдержка, чувство локтя.И, конечно, в жизни необходим веер деятельности. Ребенок должен заниматься трудовой деятельностью, игровой, умственной, эстетической, художественной и так далее. К счастью, в отечественной психологии накоплен богатейший материал о том, как сделать человека человеком. В формировании личности семья может быть своего рода закалкой, но, конечно, для того, чтобы достичь цели, обществу необходимо сложить усилия воедино. Хочется пожелать читателям использовать материал статьи как ориентир в решении сложных жизненных задач.

Сочувствие — противоядие от апатии и безразличия

Будь то друг, супруга или сослуживец, незнание чужих эмоций может доставить нам большое беспокойство, даже если мы хотим поддержать этого человека. Иногда проще остаться на собственном острове и обеспечить безопасность и предсказуемость. Сочувствие ликвидирует этот разрыв.

Вы избегаете этих «мягких» чувств, потому что они могут увести вас туда, куда вы не готовы? Доставляют ли вам дискомфорт из-за реакции и эмоций других людей? Вы обеспокоены тем, что вас затянет в пучину чужой боли? В конце концов, в некоторые дни вы можете едва справляться с жизненными проблемами.

Во времена большой неопределенности и реактивности вполне понятно искать безопасность и твердую почву. Но где?

Щелкните здесь, чтобы получить ресурсы по развитию повышенного эмоционального интеллекта.

Примите любую катастрофу, будь то ураган Ирма или жестокие лесные пожары в Калифорнии, и вы не найдете недостатка в сострадании. Кризис мотивирует и связывает нас вместе.

Тем не менее, мы ежедневно наводнены трагическими новостями по всему миру, включая стрельбу в California и Florida .Эти события могут оставить нас в замешательстве или бояться непредсказуемости иррациональных людей и высвобождения сил природы. А из-за постоянных новостных лент на телевидении и в социальных сетях наши личные проблемы могут казаться несущественными. Может быть, в некоторые дни даже слезы наших детей могут показаться банальными среди стольких бедствий и кризисов?

Призываем ли мы себя к своим эмоциям и эмоциям других людей?

Наблюдаемая мною растущая тенденция сводится к уменьшению собственной боли и боли других людей.Люди говорят что-то вроде: «Ну, это ничто по сравнению с людьми, которые только что потеряли свои дома! Я, , должен, , почувствовать себя счастливым со всеми благословениями в моей жизни ». Или «Мне смешно выражать свое разочарование по поводу обледенелых дорог; в конце концов, кто-то только что потерял любимого человека ». Или «Это эгоистично — чувствовать себя подавленным сегодня, когда мне есть за что быть благодарным!» Эти комментарии, кажется, говорят о том, что наш опыт, каким бы неприятным или обременительным он ни был, недостаточно велик, чтобы его признать, не говоря уже о проявлении сострадания или сочувствия.Мы легко можем обесценить наш опыт из-за большего страдания в другом месте.

Когда кому-то больно, будь то ребенок родителей, болеет ли ребенок, он работает сверхурочно и находится в стрессе, или друг недоволен своим браком, мы можем быть слишком небрежными — почти пренебрежительными, потому что эти переживания кажутся такими незначительными по сравнению с глобальными событиями. Или мы просто не хотим заниматься еще одним делом.

Мы можем пытаться примерить чужое бремя, но наше внимание разделено. Обычная реакция на чужую боль или негативные эмоции — предложить решения, чтобы решить проблему человека, или посочувствовать.Или мы быстро меняем тему, чтобы как можно быстрее избавиться от неприятных ощущений. Но это обесценивание опыта друг друга ведет к разъединению. Масштабы трагедии в мире могут начать притуплять и уменьшать нашу чувствительность к более мелким болям и ранениям, что может привести к апатии. Или даже катастрофы могут начать больше походить на фильм, поэтому мы начинаем полностью фильтровать мир вокруг нас.

Что такое апатия?

Апатия — это онемение чувств, своего рода отключение.Апатия может быть психологической защитой от боли. Апатия — это гигантское темное облако, закрывающее солнце наших сердец; это стена, которая блокирует страдания, перестает чувствовать, когда жизнь становится слишком тяжелой, слишком утомительной. Может показаться, что в нашу тьму нет окна.

Psychology Today в статье «Проклятие апатии: источники и решения» описывает эту «на удивление« бесчувственную »эмоцию»:

«… теперь наука признана, что вы должны испытывать чувства по поводу чего-либо, если вы хотите предпринять в отношении этого лично значимые действия.И без каких-либо непреодолимых эмоций, которые бы направляли ваше поведение — а апатия буквально означает «без чувств», вы просто недостаточно стимулированы, чтобы что-либо делать ».

Ключевые слова выше — «предпринять лично значимые действия».

Мы не можем действовать, отстаивать то, что правильно, или проявлять сочувствие без первого чувства.

Когда мы отстраняемся от своих чувств, невозможно сочувствовать или понимать других.А сегодня столько агрессии, хаоса и неуверенности, что апатия может показаться приемлемым или даже желательным побегом. По крайней мере, временное отступление от всепоглощающей трагедии.

Сочувствие: умение бороться с безразличием

Сочувствие лечит. Если есть волшебное зелье, лечебный бальзам, это сочувствие друг другу. Почему? Потому что понятые чувства — это не только основная потребность человека, но и то, как мы соединяемся и поддерживаем друг друга. Сочувствие имеет решающее значение для нашей взаимосвязанности.Если мы поделимся своим сердцем с другим, это обновит наш дух — как дающего, так и принимающего.

Если мы неспособны принимать, обрабатывать и сопереживать нашим собственным эмоциям, нам трудно присутствовать перед людьми вокруг нас.

Не ожесточайте сердце — почувствуйте!

Не становитесь более занятыми и отметьте еще одну вещь из своего списка — почувствуйте!

Не судите и не критикуйте себя — почувствуйте!

Не вздрагивай — чувствуй!

В противном случае непроявленные эмоции будут блокировать поток энергии и жизни через нас, так же как забитый слив не позволяет воде стекать в раковину.Что произойдет, если мы не позаботимся о засорении канализации? В конце концов, у нас возникла гораздо более серьезная проблема, и нам нужно вызвать сантехника.

Превратите безразличие в вдохновенное действие

Через чувства эмоции проходят через нас и побуждают к действию. Когда у нас есть время, чтобы почувствовать различные эмоции, наш опыт объединяется, и мы чувствуем себя легче. Сочувствие не может исправить ущерб, нанесенный ураганом, или восстановить дом, потерянный из-за хищных пожаров, но сочувствие может восстановить наши внутренние ресурсы.Сочувствие объединяет наш опыт, чтобы восстанавливать силы и помогать другим усваивать свои эмоции, чтобы они, в свою очередь, могли эффективно действовать в своей жизни.

Иногда одна из причин, по которой мы чувствуем себя обремененными, заключается в том, что мы чувствуем себя маленькими среди столь многого в мире, что это может расстраивать. Когда мы чувствуем себя подавленными или беспомощными, у нас может появиться тенденция бродить по Интернету, прочесывать Facebook или включать драму Netflix и входить в другую реальность. Растительность может быть временным прекращением, но если ее использовать слишком часто, она еще больше отдаляет нас от вдохновенного действия.

Одним из возможных противников апатии и безразличия является одно маленькое и значимое действие. Когда действие имеет для нас значение, оно вдохновляет нас и побуждает совершить другое. И довольно скоро нам становится легче, легче.

Связанное чтение: «Что такое сочувствие и почему оно важно?»

Измените нашу культуру, овладев эмпатией в повседневной жизни. Получите нашу новую рабочую тетрадь Real Empathy, Real Solutions сегодня же.

Спросите себя: «Что я МОГУ сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя немного лучше?»

Может быть, вы звоните другу, с которым давно не разговаривали.Возможно, вы сделаете пожертвование Красному Кресту в связи с недавней трагедией или станете волонтером Habitat for Humanity. Или, может быть, вы пишете редакционную статью в свою газету или онлайн-блог, чтобы выразить свое мнение о ситуации, которая вас беспокоит.

Я хочу сказать, что если почувствовать , а действовать , вы не только почувствуете себя лучше, но и измените мир к лучшему. Когда мы делаем сознательный выбор изменить свои мысли, стать более позитивными или выражать чувства, и предпринимаем действия, поддерживающие наши ценности, мы переходим от разрыва отношений к общению, от апатии к сочувствию.

Если бы каждый предпринимал хотя бы несколько небольших действий каждый день, чтобы изменить ситуацию — даже в своем микромире, — наши сердца, наши семьи, сообщества, нация и мир начали бы сиять ярче сквозь обломки и невзгоды.

Все изменения происходят через эмоции (энергия в движении): страсть, праведное негодование, любовь, радость, возбуждение и т. Д. Чувства — двигатель жизни. Чувства подталкивают нас вперед, если мы не закрываем их!

Выберите действие, даже если это действие состоит в том, чтобы чувствовать, слушать свое сердце.Как только мы действуем, начинается движение любви. Тогда апатия — враг сочувствия и любви — не может нас парализовать! Окна открываются и пропускают свет! Тучи рассеиваются, и мы создали новый день!

Чтобы глубже погрузиться в тему сочувствия и отработать этот ценный навык, мы создали практическое пособие, потому что мы очень увлечены этой темой. Получите свой сегодня!

Чтобы получить персонализированные навыки эмоционального интеллекта или научиться самому быть личным тренером, свяжитесь с нами в Heartmanity.

Понимание и разрешение чувств апатии

Все сводится к апатии… Печально известная строчка в первом куплете хита The Fray «Over My Head (Cable Car)». Когда вышла эта песня, мне было всего 10 лет — но все же я был загипнотизирован душераздирающей борьбой песни … даже если я еще не мог ее понять. На самом деле, я отчетливо помню, как меня ловило слово «апатия» каждый раз, когда я слушал эту песню.«Что, черт возьми, такое апатия?» — подумал я. Думаю, я еще не был достаточно умен, чтобы вытащить словарь или выполнить быстрый поиск слова в Google. Но утешительно знать, что сегодня людям все еще трудно понять это слово. И теперь, спустя 12 лет после стресса по поводу того, что в этом мире означает «апатия», я могу это объяснить!

Проще говоря, апатия — это отсутствие чувства — отсутствие страсти, эмоций, возбуждения, беспокойства. В лирике «Над моей головой (канатная дорога)» рассказчик объясняет свой разрыв отсутствием любви и заботы; эти двое не чувствуют стремления спасать свои отношения.Вместо этого они отстранены и безразличны: характеристика бесчувственной эмоции, как иногда называют апатию. Здесь апатия может звучать как простая небрежность в несчастливых отношениях. И хотя это может быть безвредным и нормальным для восприятия, оно также может быть вредным. Безразличие, безразличие, отстраненность и пассивность могут привести к тому, что апатичные люди будут чувствовать себя истощенными, а также приведут к принятию ими плохих решений, потому что им все равно.

Что именно вызывает апатию?

Можно с уверенностью сказать, что вы испытываете или испытаете апатию в какой-то момент своей жизни.Будь то во время одного из этих холодных разрывов, когда вы теряете работу, на которой бросили, или это то, что вы испытываете, совершая в остальном незначительный или важный жизненный переход. Но что конкретно может привести к апатии?

  • Отрицательные мысли и чувства о себе. Если вы чувствовали себя некомпетентным, бесполезным, бесполезным или иным образом пессимистично оценивая свои способности, вы можете вскоре перейти к чувству апатии. Вы можете перестать жалеть себя и вместо этого отстранитесь.
  • Важное жизненное событие, которое сильно повлияет на вас. Иногда такие важные события, как увольнение с работы, могут настолько расстроить вас, что этот стресс проявляется в виде апатии. Например, представьте, что вы работаете на своего работодателя 5 лет — вы чувствуете себя комфортно, ожидаете повышения по службе, а вместо этого вас увольняют. Через несколько дней вы больше не злитесь и не расстраиваетесь; вместо этого вы безразличны.
  • Вы застоялись — ваша жизнь скучна. Часто мы настолько поглощены работой, которую мы выполняем с 9 до 5, накрываем стол на ужин и следим за тем, чтобы день прошел гладко, что мы забываем о наших радостях и наших целях.И прежде чем мы это узнаем, мы договорились — мы приняли меньшие версии нашей жизни.
  • Вы подавлены или измотаны. Вышеупомянутый распорядок также может вызвать у вас чувство подавленности или усталости, а не скуки. В любом случае, вы останетесь с безразличием, отстраненностью и недостатком энергии, чтобы что-то с этим поделать.
  • У вас гораздо более серьезная проблема, в частности, психическое расстройство. Апатия может быть симптомом ряда психических и неврологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера, шизофрения, инсульт и хроническая депрессия легкой степени.

Но как я могу быть уверен в том, что я испытываю апатию?

Это правда: мы можем многократно испытывать безразличие, истощение, отстраненность и пассивность, но не всегда виной всему апатия. Итак, как вы можете быть уверены? Следующие рассказы помогут вам лучше понять и определить апатию:

  1. Джейк всегда любил играть и смотреть футбол; он был квотербеком в школьной команде и по воскресеньям всегда проводил футбольные матчи у себя дома.Однако этой осенью ему просто не было интересно играть или смотреть свой любимый вид спорта. Он отклоняет приглашения на игры-пикапы и больше не приглашает своих друзей посмотреть игры. Апатия Джейка характеризуется резким изменением его интересов; его больше не интересует то, что когда-то делало его таким возбужденным и счастливым.
  2. С тех пор, как Грейс прошлой осенью окончила колледж, она не работает. Она думала о том, чтобы устроиться на другую работу или даже провести год в путешествиях, но просто не чувствовала себя побужденной к чему-либо.Ей нравится пока сидеть дома на диване. Это безразличие характерно для апатии Грейс.
  3. Когда Эмма только начала свою работу, ей это нравилось. Она всегда приходила рано, с энтузиазмом выполняла свою работу, и ее начальник быстро это заметил. Но в последнее время ее сердце просто не было в этом. Ей внезапно наскучила работа, и она не решается даже появиться в некоторые дни. Апатия Эммы характеризуется внезапным отсутствием мотивации.

И как мне избавиться от чувства апатии?

Во-первых, — это нормально и нормально время от времени чувствовать апатию.Но если вы решили, что пора избавиться от этого фанка, вам сначала нужно выяснить, откуда исходит ваша апатия. Вы недовольны своей работой? Вы чувствуете себя застрявшим в неудовлетворительных отношениях? Вы просто безразличны к жизни? Определите основную проблему, а затем подойдите к ней с чем угодно, кроме апатии. Например, возможно, вам следует изучить другие возможности работы; возможно, пора снова зажечь огонь в ваших отношениях; или, может быть, пора просто встать с дивана и погнаться за своей мечтой.Вы должны бросить вызов своему чувству безразличия и пассивности действием. Так что привнесите в свою жизнь новые захватывающие элементы, наслаждайтесь мелочами, пробуждайтесь! Это обязательно вернет вас на правильный путь. С другой стороны, если вы обнаружите, что ваша апатия является признаком основного заболевания, можно использовать лекарства для лечения психического заболевания и этого неблагоприятного эффекта.

Будем на связи! Подпишитесь на нашу рассылку:

Тейлор Беннет

Тейлор Беннетт — менеджер по развитию контента в Thriveworks.Она посвящает себя распространению важной информации о психическом здоровье и благополучии, ежедневному написанию новостей о психическом здоровье и советам по самосовершенствованию. Тейлор получила степень бакалавра мультимедийной журналистики с несовершеннолетними в области профессионального письма и лидерства в Технологическом университете Вирджинии. Она является соавтором книги «Оставив депрессию позади: интерактив, выберите свой путь» и опубликовала материалы в «Каталоге мыслей», «Одиссее» и «Путешествующий родитель».

Посмотрите «Оставив депрессию позади: интерактивная книга« Выбери свой путь »», написанную Эй Джей Сентором и Тейлором Беннеттом.»

Начать отношения с исключительным консультантом

  • Квалифицированные и заботливые профессиональные консультанты
  • Принимаем все основные и большинство видов страхования
  • Высококачественное обслуживание клиентов и преимущества премиум-класса
  • Запись на прием в тот же или следующий день
  • Сверхгибкий режим отмены за 23,5 часа

Другое качество смысла жизни

370 Journal of Humanistic Psychology 50 (3)

в интервенции по раскрытию информации, связанной с тяжелой утратой.Анналы поведенческой медицины,

25, 146-155.

Бубер М. (1981). Der Weg des Menschen nach der chassidischen Lehre [Путь

человека: Согласно учению хасидизма]. Гейдельберг: Ламберт Шнайдер.

Камю А. (1946). Незнакомец. Нью-Йорк: Винтажные книги.

Коэн Дж. (1988). Статистический анализ мощности для поведенческих наук (2-е изд.).

Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Крамбо, Дж. К. и Махолик, Л.Т. (1964). Экспериментальное исследование экзистенциализма:

Психометрический подход к концепции ноогенного невроза Франкла. Журнал

Клиническая психология, 20, 200-207.

Далберт К. (1992). Subjektives Wohlbefinden junger Erwachsener: Theoretische und

empirische Analysen der Struktur und Stabilität [Субъективное благополучие молодых

взрослых: теоретический и эмпирический анализ структуры и стабильности]. Zeitschrift

für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 13, 207-220.

Дебэтс, Д. Л. (1998). Измерение личного смысла: Психометрические свойства —

связи индекса жизненного взгляда. В книге П. Т. П. Вонга и П. С. Фрая (ред.), The Human quest

для смысла (стр. 237-260). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Деци, Э. Л., и Райан, Р. М. (2008). Гедония, эвдемония и благополучие: введение. Журнал исследований счастья, 9, 1-11.

Эберсол, П. (1998). Типы и глубина письменного смысла жизни.В П. Т. П. Вонг

и П. С. Фрай (ред.), Человеческий поиск смысла (стр. 179–192). Махва, Нью-Джерси:

Лоуренс Эрлбаум.

Франкл В. Э. (1955). Pathologie des Zeitgeistes [Патология духа времени]. Вена: Deuticke.

Франкл В. Э. (1984). В поисках смысла человека: введение в логотерапию.

Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Франкл В. Э. (1996). Der Wille zum Sinn [Воля к смыслу]. Берн, Швейцария:

Хубер.

Гэпп, С., & Шнелл, Т. (2008). Межкультурное сравнение смысла жизни. Международный журнал психологии

, 43, 630.

Хайдеггер, М. (1979). Sein und Zeit [Бытие и время]. Тюбинген, Германия: Нимейер.

Копыто, М., & Шнелл, Т. (2009). Sinn-volles Engagement. Zur Sinnfindung im Kon-

text der Freiwilligenarbeit [Значимое обязательство. О поиске смысла через

волонтерство]. Wege zum Menschen, 61, 405-422.

Имрук Б. (2009). Lebenssinn bei Strafgefangenen [Смысл жизни среди заключенных —

ers]. Саарбрюккен, Германия: VDM.

Jacobi, F., Wittchen, H.-U., Hölting, C., Höfler, M., Pfister, H., Müller, N., et al.

(2004). Распространенность, сопутствующие заболевания и корреляты психических расстройств среди населения

: результаты опроса и обследования здоровья в Германии

(GHS). Психологическая медицина, 34, 597-611.

Психологическая основа безразличия к боли: психосоматическая медицина

Были проанализированы неврологические, психиатрические и психологические заключения в отношении 3 пациентов, проявивших безразличие к боли.Было высказано предположение, что причиной этого симптома могло быть раннее изменение в развитии эго. Были предложены три альтернативные гипотетические реконструкции, основанные на теоретически тесной взаимосвязи между защитным механизмом отрицания и аффектом боли. Первая из этих реконструкций, согласно которой безразличие к боли возникло в результате массового отрицания в очень раннем детстве, была сочтена несостоятельной, потому что ни у одного из пациентов не было психопатологических изменений, достаточно обширных или серьезных, чтобы соответствовать столь грубому раннему нарушению эго.Основные черты характера, присущие этим пациентам, — их отрицание слабости, беспомощности и пассивности, а также их настойчивое стремление к личной непобедимости — предполагали возможность изменения эго во время несколько более поздней (т. Е. Фаллической или эдипальной) фазы развития. , подобное тому, что встречается у контрфобных личностей. Вторая реконструкция, согласно которой безразличие к боли представляло собой конечный продукт процесса конверсии, была отвергнута, поскольку симптом не соответствовал одному из основных критериев истинных симптомов конверсии и не казался символическим представлением подавленных инстинктивных импульсов.

Третья гипотеза о том, что симптом возник в результате регрессивной реактивации отрицания эго под влиянием фаллических или эдипальных конфликтов, казалась наиболее убедительной. Такая реконструкция, если она вообще точна, делает использование термина «врожденное» безразличие к боли некорректным, так как это будет означать, что эти пациенты однажды чувствовали боль, но не могли вспомнить этот опыт. Последующие реакционные формирования эго, несомненно, помогли укрепить структуру характера, которая была так очевидна в этих случаях.

Конечно, у нас нет окончательного ответа на вопрос о генезисе безразличия к боли. Более подходящие психологические и / или органические объяснения этого явления могут появиться только в результате продолжающегося расследования таких случаев. В дополнение к проводимой в настоящее время неврологической и нейроанатомической работе, перспективными являются несколько направлений психологического исследования. Наиболее плодотворным может быть интенсивное изучение детей с этой аномалией. К сожалению, с испытуемыми не проводились гипнотические процедуры, чтобы увидеть, испытывали ли они боль под воздействием гипнотического внушения (пациент, о котором сообщил Cohen et al. 4 не реагировали на вредные раздражители в этих условиях). Пациент 2, который сообщил, что 5 из его 6 мальчиков проявили безразличие к боли, не позволил обследовать своих детей, но некоторые аспекты очевидного семейного безразличия остаются интригующими. Наконец, психотерапия или психоанализ с такими пациентами могут в конечном итоге дать нам лучшие выводы, хотя эти случаи не только редки, но и, если они похожи на пациентов, изучаемых здесь, вряд ли подходят для лечения.Однако, если ощущение боли или раннее воспоминание о боли снова появятся во время курса лечения, это окажет значительную поддержку идее о том, что может быть психологическая основа для состояния, и внесет неоценимый вклад в наши знания о его генезис , структура, динамика и экономика.

Смирение и безразличие — Азия имеет значение Психология

В жизни случаются несчастья, которые заставляют нас вздыхать и подчиняться «судьбе», принимая плохую ситуацию за то, что должно было произойти.Иногда мы сразу решаем, что мы или кто-либо еще ничего не могли с этим поделать. Людей, у которых часто возникают мысли как таковые, называют «фаталистами».

Люди часто путают Принятие с Отставкой. Принятие — это когда человек с чем-то активно соглашается. Это ответ на изменения в жизни, сделанный с признанием того, что их действия не гарантируют никаких результатов. Это признание того, что мы не контролируем определенные внешние ситуационные факторы, но мы можем контролировать свое поведение и реагировать на них.Однако отставка означает отсутствие заботы или беспокойства по поводу какого-либо вопроса. Это изменение менталитета и отношения к чему-либо без каких-либо потерь, а вместо этого сдаться событию, которое произошло или должно произойти. Смирение хорошо только тогда, когда человек осознает, что он может и что не может контролировать; за что они несут ответственность, а за что не отвечают.

Мы могли бы контролировать определенные ситуации и жизненные переживания, но мы также должны понимать, что есть внешние факторы, которые также находятся вне нашего контроля.Несмотря на то, что мы смирились с судьбой в определенных сценариях, в конечном итоге мы все же должны видеть себя обладающими свободой и автономией, чтобы принимать решения и соответствующим образом изменять свою жизнь. Мы по-прежнему контролируем свои действия и эмоции.

Отставка вызывает беспокойство, когда она вызвана неуверенностью в том, что мы можем и не можем контролировать. Когда люди не уверены в том, что мы можем или не можем контролировать, они склонны думать, что у них нет полной автономии в отношении того, что происходит в жизни, что приводит к пассивности. Люди склонны больше заботиться о вещах, которые они ценят и дорожат, а также о ситуации, когда их действия имеют значение.Здесь может проявиться безразличие, когда человек чувствует, что нет необходимости заботиться о ситуации, на которую он не повлияет.

Человек безразличен к себе, когда у него нет интереса и заботы о себе, это также негативное влияние смирения. Безразличие к себе — это процесс, который сначала происходит медленно, но постепенно ускоряется. Чтобы предотвратить такое, окружающие могут помочь, заставив их почувствовать, что есть люди, которые беспокоятся об их благополучии и заботятся о них.Тот, кто чувствует себя безразличным к себе, не заботится о собственном благополучии и вместо этого получает энергию и заботу от других людей.

Достижение уровня Безразличия к себе — это процесс, но также и достижение царства счастья и спокойствия. Если вы начнете проявлять заботу и заботу о себе, даже если это означает получение этой заботы от других, это станет важным началом для восстановления собственного достоинства. Изменение отношения — это позитивный шаг и достижение, направленное на устранение безразличия.


Категория (ы): Приспособление к изменениям / изменениям в жизни, психологическое развитие взрослых, психология здоровья, жизненная цель / значение / внутреннее руководство, самопомощь / самосострадание

Исходный материал журнала «Психология сегодня»


Психология климата: безразличие к бедствиям

Нажмите, чтобы познакомиться поближе

Об этой книге СОДЕРЖАНИЕ Отзывы клиентов биография Связанные заголовки

Об этой книге

Психология климата исследует психосоциальный феномен, а именно неспособность общества реагировать на изменение климата.В нем анализируются иррациональные аспекты нашего коллективного паралича перед лицом ухудшающегося изменения климата и разрушения окружающей среды, исследуются эмоциональная, этическая, социальная, организационная и культурная динамика, виноватая в этом глобальном бездействии.

Психология климата включает одиннадцать исследовательских проектов из четырех разных стран и разделен на две части: первая посвящена новым методологиям, а вторая представляет новые результаты. Авторы первой части показывают, как подход к исследованиям, основанный на «глубоком слушании», может выявить беспокойство, напряженность, противоречия, рамки и рассказы, которые влияют на жизненный опыт людей, а также различные способы представления изменения климата и других экологических рисков с помощью метафор, образов и мечты.

Используя подробные выдержки из интервью, взятых у политиков, ученых и активистов, а также у простых людей, вторая часть Психология климата исследует множество различных способов, с помощью которых мы как избегаем этого надвигающегося бедствия, так и справляемся с ним, а также множество лиц тревога, возмущение, отрицание и безразличие.

Содержание

Глава 1: Введение; Пол Хоггетт

Часть I: В основном методы
Глава 2: Новые методы исследования новых опасностей; Рене Лерцман
Глава 3: Дети и изменение климата: Изучение чувств детей к изменению климата с использованием методологии повествовательных интервью свободных ассоциаций; Кэролайн Хикман
Глава 4: Интегративная методология исследования жизненного опыта и психосоциальных факторов, влияющих на познание и поведение окружающей среды; Надин Эндрюс
Глава 5: Эмоциональная работа как необходимость: Психосоциальный анализ историй сотрудничества в области низкоуглеродной энергетики; Рози Робисон
Глава 6: Изменение климата, социальные мечты и искусство: мысли о немыслимом; Джулиан Мэнли и Венди Холлуэй
Глава 7: Исследование взаимодействия с климатом: совместные разговоры и изменение сознания; Салли Гиллеспи

Часть II: В основном открытия
Глава 8: Эмоции, рефлексивность и долгий путь: что мы делаем О том, как мы относимся к изменению климата; Джо Гамильтон
Глава 9: Лидерство с природой в уме; Рембрандт Зегерс
Глава 10: Отношение к изменению климата у некоторых английских местных властей: разное чувство свободы воли в отрицании и надежде; Гилл Уэсткотт
Глава 11: Нам нужно поговорить….Изменение климата; Роберт Толлемак
Глава 12: Работа с изменением климата: сравнение культур науки и активизма; Ро Рэндалл и Пол Хоггетт
Глава 13: Заключение; Пол Хоггетт

Отзывы клиентов

Биография

Пол Хоггетт — заслуженный профессор социальной политики Университета Западной Англии, Великобритания.Пол — соучредитель Climate Psychology Alliance, психоаналитический психотерапевт и много лет работал консультантом по групповым отношениям.

Что заставляет людей перестать заботиться?

«Также важно использовать как положительные, так и отрицательные сообщения, в том числе отдавать должное людям, когда они прилагают усилия в течение длительного периода времени, и рассказывать им, что у них хорошо получается», — говорит она. И время важно.«Когда что-то меняется, что вызывает тревогу, убедитесь, что у вас есть что-то важное, чтобы сказать об этом, и сочетайте это с конкретным поведенческим действием, которое вы хотите, чтобы люди предприняли для реагирования на риск, чтобы они обратили внимание»

Слович говорит, что для отдельного гражданина это означает изменение нашего мышления и принятие более медленного, осознанного мышления. Он указывает на знаменитую цитату пережившего Холокост Абеля Герцберга: «Не было убито шесть миллионов евреев; было одно убийство, шесть миллионов раз.”

Slovic советует думать о жизни и историях отдельных людей. «Вы должны использовать медленное мышление, чтобы ценить людей, скрывающихся за цифрами», — говорит он.

И даже если это неприятно, нельзя просто закрывать глаза. «Если вам кажется, что что-то не имеет отношения к вам или вы ничего не можете с этим поделать, возможно, вы не захотите обращать на это внимание и расстраивать себя», — предупреждает он. Но он добавляет: «Вы кладете голову в песок на свой страх и риск».

Эмоциональные крайности

У многих из нас кризис из-за коронавируса вызвал некоторые незнакомые эмоции и заставил других чувствовать себя более острыми.В этой серии статей мы исследуем корень этих реакций, есть ли у них скрытые преимущества и как мы можем научиться лучше ориентироваться в них.

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook , или подписывайтесь на нас в Twitter или Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com , которая называется «Основной список».Отобранная подборка историй из BBC Future , Культура , Worklife и Travel , доставка на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts