Психология развитие потенциала личности: Потенциал личности — Психологос

Содержание

Личностный потенциал — что это такое, структура, развитие

Личностный потенциал – это комплекс врожденных и приобретенных особенностей и возможностей человека, помогающий ему добиться успеха в жизни. В психологии выделяют разные виды потенциалов. Например, познавательный, ценностный, созидательный, эстетический и потенциал межличностного общения. Разберем подробнее, что такое личностный потенциал и его понятие. Определим, какова структура психологического потенциала личности, как его развить.

Содержание

  • Что такое личностный потенциал
  • Типы потенциала личности
  • Три вектора развития ЛП
  • Структура личностного потенциала
  • Как реализовать свой потенциал
  • Рекомендации
  • Мой опыт
  • Заключение

Что такое личностный потенциал

Название образовано от латинского слова potentia, что переводится как «сила», «возможность». Потенциал личности в психологии – это комплекс еще не раскрытых или не используемых задатков, способностей, умений, знаний, навыков, склонностей, особенностей характера и темперамента, личных качеств. Личностный потенциал можно определить как способность управлять психологическими ресурсами в собственных интересах.

В. Н. Марков и Ю. В. Мирянин определяют личностный потенциал как сумму личностных ресурсов в разных областях: здоровье, учеба, работа, семья, общение и другие. Г. М. Зараковский рассматривает это как самоэффективность человека. Исследователь считает, что от потенциала напрямую зависит качество жизни индивида. Кроме этого, многие авторы связывают личностный потенциал с адаптивными способностями человека и необходимостью подстраиваться под требования общества.

Интересно! Раскрытие потенциала личности – это процесс самоактуализации и самореализации.

Типы потенциала личности

Потенциалы личности и их характеристика в типологии М. С. Кагана (основа классификации – социальная деятельность личности):

  1. Познавательный (гносеологический). Это объем и качество информации, которой обладает человек. Причем речь идет обо всех знаниях: о мире, обществе, самом себе и т.д. Качество и объем зависят от жизненного опыта, образованности и природного склада ума индивида.
  2. Ценностный (аксиологический). Это идеалы, цели, убеждения, стремления, которыми человек обзавелся в процессе жизнедеятельности. Все это входит в структуру сознания и самосознания личности.
  3. Созидательный (творческий). Это знания, умения и навыки человека, помогающие ему создавать, творить, выполнять какую-то деятельность. Речь идет как о воспроизведении по образцу (репродуктивный труд), так и о создании чего-то уникального (продуктивный труд).
  4. Потенциал межличностного общения (коммуникативный). Это формы, средства и объем коммуникаций, которые имеются у человека. А также это содержание общения человека в каждой из социальных ролей.
  5. Эстетический (художественный). Это сила и содержание художественных потребностей человека, а также средства и особенности их удовлетворения. Говоря простыми словами, это потребность в творческом самовыражении, демонстрации своей уникальности.

Каждый из названных типов потенциала развивается только в процессе активной деятельности. Однако одного желания и стремления мало, должны еще быть природные задатки и соответствующие внешние условия (психолого-педагогическая среда развития индивида).

Важно! Проблема определения личностного потенциала человека в психологии в том, что не выделено единого определения и структуры для него.

Три вектора развития ЛП

Из-за отсутствия единого определения понятия возникают трудности с обозначением плана по развитию потенциала. Однако психологи сходятся во мнении, что существует три вектора развития потенциала личности:

  1. Развитие человека как биологического существа. Речь идет о физическом, психологическом здоровье и развитии в соответствии со всеми возрастными нормами. Итог такого развития – здоровый, зрелый и исправно работающий организм.
  2. Развитие человека как социальной единицы. Под этим подразумевается процесс социализации – вхождения в общество. Итог такого развития – социальный индивид, то есть человек, который смог приспособиться к жизни в обществе, подстроиться под его требования и принять на себя выдвигаемые социальные роли.
  3. Развитие человека как личности. Под этим подразумевается отстаивание личностью своей уникальности без отказа от принятых норм общества и социальных ролей. Это борьба за автономию с сохранением сопричастности. Итог – независимая личность, успешно взаимодействующая с другими людьми.

Последнее направление развития подразделяется еще на два элемента:

  1. Развитие до совершеннолетия. Это период работы над саморегуляцией – способностью управлять своим поведением. Человек учится контролировать себя, жить согласно законам (прописным и негласным) его общества. Он становится активным субъектом общества.
  2. Развитие после совершеннолетия. Человек становится активным субъектом своей жизни. Теперь он регулирует собственное поведение не только в рамках требований общества, но и в рамках тех требований, которые он сам к себе выдвигает.

Полноценное раскрытие потенциала личности возможно только при движении по всем трем векторам.

Структура личностного потенциала

Личностный потенциал включает в себя две главные подструктуры и вспомогательные качества, на которых он базируется и которые помогают в его раскрытии. Представим это в виде таблицы:

Главные подструктурыБазовые качества
Реализованные способности, то есть то, что человек уже знает, умеет, использует, делает.Системное мышление
Организационные навыки
Коммуникативные компетенции
Умение работать в команде и в условиях стресса, неопределенности
Потребность в самообразовании, саморазвитии и умение самообучаться, саморазвиваться
Нереализованные способности, то есть то, чего человек еще сам о себе не знает, потому что пока не было нужды в этом, скрытые способности не были востребованы.Навыки рефлексии
Лидерские способности
Высокие адаптивные способности
Умение жить, работать, творить в психологически, экономически и социально нестабильных условиях
Способность противостоять неблагоприятным психологическим, социальным и экономическим факторам
Креативность
Психологическая гибкость и подвижность мышления
Навыки оптимизации собственного поведения
Стремление к ЗОЖ

Качества нужны как для тех способностей, что уже раскрыты, так и для тех, которые предстоит раскрыть.

Как реализовать свой потенциал

Процесс по созданию условий для раскрытия потенциала и называют развитием последнего. Цель работы – преобразовать потенциальное в актуальное. Второе – то, что вы уже используете, знаете о себе. Первое – то, что чуть сложнее второго, то есть ближайшая зона вашего развития.

Итак, как сформировать и развить личностный потенциал:

  1. Определитесь с ключевой целью в жизни. Только так вы сможете понять, какие способности вам нужно развивать, какими знаниями, умениями и навыками обзаводиться.
  2. Обозначьте промежуточные цели и задачи. Подумайте, что нужно для каждой из них. Составьте пошаговые планы для достижения каждой. Выберите первую, самую ближайшую цель.
  3. Определитесь с главным видом деятельности и сферой, в которых вы можете раскрыть свой потенциал. Подумайте, насколько этому соответствует то, чем вы занимаетесь сейчас. Возможно, пришло время сменить профессию, выбрать новое хобби и т.д.
  4. Прямо сейчас сделайте первый шаг. Например, если вы решили освоить одну из интернет-профессий, то найдите курсы и запишитесь. Начните с бесплатных вебинаров, вводных занятий или видео-лекций.
  5. Ведите личный дневник. Это может быть дневник эмоций, достижений, неудач – что угодно.
  6. Освойте техники тайм-менеджмента и организуйте свое время. Многие люди даже не замечают, сколько часов у них отнимают пожиратели времени. А ведь все эти минуты можно потратить на развитие личностного потенциала.
  7. Разрешите себе ошибаться. Учитесь признавать ошибки и извлекать из них уроки. Воспринимайте трудности как возможности для роста. Ищите другие пути решения проблемных ситуаций.
  8. Избавляйтесь от комплексов и других проблем. Работайте над повышением самооценки, развитием оптимизма, уверенности в себе и других качеств, которые важные для самореализации (смотрите таблицу со структурой потенциала).

Обратите внимание! Реализация потенциала личности – это беспрерывный и бесконечный процесс. Зона ближайшего развития есть всегда. В психологии вообще существует мнение, что человеческий потенциал безграничен, его нельзя полностью раскрыть даже за всю жизнь.

Рекомендации

Г.М. Зараковский полагает, что развить и раскрыть потенциал можно при помощи порядочности, справедливости, доброты, верности, оптимизма, дружелюбия, искренности, продуктивности, результативности, естественности, саморазвития и рефлексии. На основе этого мы подготовили еще несколько практических рекомендаций.

Чтобы выпустить свой потенциал, сконцентрируйтесь на трех составляющих:

  1. Постановка целей. Подумайте, какие инструменты помогут вам стать самими собой, пройти свой путь по жизни, добиться успеха и стать счастливыми.
  2. Достижение целей и общая продуктивность. Подумайте, как вы будете себя мотивировать.
  3. Стрессоустойчивость или жизнестойкость. Учитесь сохранять продуктивность вне зависимости от внешних обстоятельств.

Будьте организатором, исполнителем, мотиватором и контролером в своей жизни. Учитесь у тех, у кого получается воплощать свои идеи в жизнь, но не подражайте им и не подчиняйтесь другим людям.

Мой опыт

Обо всем рассказывать долго. Расскажу кратко о раскрытии потенциала в работе копирайтером (как вы понимаете, путь еще не завершен – он бесконечен).

Когда-то я не знала, что такое ключи, тошнотность, читабельность и т.д. – страшные слова из мира копирайтинга. К первым текстам требования были минимальные – уникальность. Но для роста в профессии этого было недостаточно – нужно осваивать другие технические характеристики, сервисы проверки. Не один раз я оказывалась в ситуации «Я с этим не справлюсь. Я даже слов таких не знаю и вообще не понимаю, что здесь требуют от исполнителя». Но я понимала, что могу и должна в этом разобраться.

Так и было, изучив нужную литературу и поборов страх, я подавала заявку на более сложный заказ. Правда, война «я не справлюсь – справишься» продолжалась и в процессе выполнения. Но все получалось. И с каждым новым таким заказом требования становились все более понятными и простыми. Потом, конечно, появлялось что-то новое и сложное, но и это скоро становилось чем-то обыденным.

И так во всем: если у человека есть к чему-то способности — это не означает, что ему все дается легко. Да, возможно, легче, чем тем, у кого нет ярко выраженных способностей к конкретному виду деятельности, но нелегко. Развитие личностного потенциала – это беспрерывная работа над собой, самообразование, преодоление трудностей и страхов и много-много практики.

Заключение

Говоря коротко и просто, личностный потенциал – это способность использовать свои способности. Чем больше человек раскрывает свой потенциал, тем выше его уверенность в собственных силах.

В каждом человеке изначально заложен мощный природный потенциал личности, нужно только раскрыть и понять его. Однако не всегда условия развития ребенка складываются таким образом, что он вырастает с четким понимаем того, какой он и на что способен. Поэтому первое, с чего следует начать работу над развитием потенциала, – самопознание, самоанализ, самодиагностика. А уже потом можно переходить к самореализации и самоактуализации.

личностный потенциал — зачем, что и как?

ПОЛЕ СМЫСЛОВ

Три мишени:
личностный потенциал — зачем, что и как?*

* Работа выполнена при поддержке
Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439
«Системно-динамический анализ регуляции
деятельности».

Дмитрий Леонтьев

д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова

Зачем нужно понятие ЛП?

Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.

Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).

Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.

Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.

Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.

Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке

Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).

Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.

Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.

Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).

И это третье измерение делится на два этапа.

РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.

Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.

Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.

Чем ЛП не является?

ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.

Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.

Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.

Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).

ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности

То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.

Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.

ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.

И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.

Что же такое личностный потенциал?

Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.

Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).

Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.

ЛП в образовательной практике

В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.

Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:

Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.

Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.

Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:

Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.

Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.

Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.

Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»

Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.

Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.

Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.

Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.

Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).

Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.

Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.

Заключение

Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
  2. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
  3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002а. С. 56−65.
  7. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им.  М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  8. Леонтьев Д.А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011б. С. 669−675.
  9. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 В. С. 74−89.
  10. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67−80.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
  12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011а.
  13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и её диагностика. М.: Смысл, 2016.
  14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн Иванов Фербер, 2013.
  15. Amabile T.M. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 4, p. 333−336.
  16. Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D. M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(5), 1252−1265.
  17. Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. — N.Y.: Penguin, 2003.
  18. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ predicting academic performance in adolescents. // Psychological Science, 2005, 16(12), 939−944.

Комментировать

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Психология личностного роста и развития: чему нас научили исследования.

Психология развития личности — это изучение и практика человеческого роста. Он охватывает любой психологический процесс, который помогает людям стать более разносторонними во всех аспектах жизни. В контексте этой статьи это конкретно относится к системе или методу саморазвития, который включает в себя самоанализ и применение психологических знаний и техник. Этот процесс часто называют личностным развитием.

По сути, вы тот, кем вы себя создали, и все, что происходит в вашей жизни, является результатом вашего собственного творения.

Стивен Ричардс

Пройдут ли ваши навыки тест? Читай дальше что бы узнать.

Личное развитие имеет так много аспектов, что часто может показаться ошеломляющим. Но, в конце концов, одно остается верным; нет ничего более ценного, чем работа, которую мы вкладываем в себя. Психология личностного развития — обширная и постоянно растущая тема, наполненная захватывающими взглядами на человеческое поведение. Личное развитие является критически важным компонентом успеха в жизни и ценным инструментом для всех, кто хочет добиться положительных изменений. Это включает в себя работу над собой, чтобы улучшить навыки, характер и знания. Это процесс изменений, в ходе которого человек становится более способным справляться с жизненными трудностями. Это включает в себя творчество, постановку целей, изучение новых навыков, поиск знаний в самых разных областях, понимание поведения и развитие позитивного мышления. Люди часто стремятся изменить свою жизнь различными способами, но что их к этому побуждает? Какие препятствия встречаются на их пути? Как они могут поддерживать свой прогресс? В этой статье будут рассмотрены некоторые важные вопросы, связанные с личностным развитием, с акцентом на психологические факторы, влияющие на него.

Краткая история того, как личностное развитие стало таким, какое оно есть сегодня.

Термин «личностное развитие» был введен Уильямом Джеймсом в 1907 году, который определил его как совокупность изменений, контролируемых в уме посредством применения разума и воли. Теория Джеймса была основана на представлении о том, что в человеческом развитии есть три важных фактора; человек, окружающая среда и разум. Он считал, что у всех людей есть врожденный потенциал для саморазвития за счет внутренней силы, позволяющей создавать собственный опыт. По его мнению, люди могут полностью реализовать свой потенциал только в том случае, если они развили хорошие умственные привычки и способны эффективно использовать свой разум.

Что стоит за пятью основными психологическими теориями, объясняющими, почему мы ведем себя так, а не иначе.

Гуманистический подход:

Гуманистическая теория — это психологическая точка зрения, которая подчеркивает уникальные качества человека. Он считает людей творческими, способными к самоуправлению и достойными уважения. Эта теория фокусируется на положительных аспектах человеческой природы и верит в присущую людям доброту. Он подчеркивает личностный рост и побуждает людей становиться лучше.

Когнитивно-поведенческий подход:

Эта теория фокусируется на том, как наши мысли и убеждения влияют на наше поведение, и помогает людям изменить свои негативные мысли и поведение на позитивные. Центральный принцип когнитивной психологии заключается в том, что человеческий разум представляет собой систему обработки информации. Это означает, что человеческий мозг получает информацию из окружающей среды, обрабатывает ее и затем реагирует соответствующим образом.

Психодинамический подход: 

Эта теория исследует подсознание и считает, что подсознание — это место, где скрыты наши мотивы и желания. Он также считает, что бессознательное отвечает за наше поведение.

Подход позитивной психологии:

Доказано, что позитивная психология улучшает психическое здоровье и ведет к большей удовлетворенности жизнью. Он включает в себя выявление и сосредоточение внимания на сильных сторонах и положительных качествах, а также принятие мер для повышения благосостояния. Некоторые из самых популярных техник включают ведение дневника благодарности, медитацию осознанности и позитивный разговор с самим собой.

Подход теории бихевиоризма:

Эта теория предполагает, что любому поведению можно научиться. Концепция основана на принципе оперантного обусловливания, который гласит, что любому поведению можно научиться в процессе подкрепления или наказания.


Как объяснить личное развитие почти любому.

Люди стремятся к личному развитию по многим причинам, в том числе улучшая свои отношения, добиваясь большего в своей карьере, становясь здоровее и счастливее и получая больше удовольствия от жизни. Личное развитие не всегда легко, но оно того стоит. Влияние с психологической точки зрения проистекает из моделей мышления, которые человек имеет в отношении способности контролировать ситуацию и воспринимаемого воздействия своих действий. Эта психологическая динамика может также усиливать связи между биологическими и социальными влияниями. Психическое здоровье играет важную роль в физическом и социальном благополучии. Психологическое благополучие — это состояние души, при котором человек испытывает положительные эмоции, чувствует себя хорошо и может соответствовать требованиям жизни. Оно отличается от счастья, которое является мимолетной эмоцией.

Психологическое благополучие — это более длительное состояние, которое можно поддерживать с помощью правильных привычек. Многие вещи способствуют психологическому благополучию. Некоторые примеры наиболее важных из них: чувство связи с другими, наличие чувства цели в жизни и хорошее отношение к себе. Человек с высоким психологическим благополучием более вынослив и способен справляться с жизненными трудностями. Личностный рост — это бесконечный путь. Это постоянное стремление к росту, которое ведет к лучшему пониманию того, кто мы есть, и наших возможностей. Однако многим из нас может быть трудно начать этот путь. Мы знаем, что хотим измениться, но не знаем, с чего начать. Первый шаг – это понимание психологии личностного развития. Что нас мотивирует? Что мешает нам достичь наших целей? И как мы можем преодолеть эти препятствия? Когда у человека есть адекватное понимание общей концепции, он может начать применять принципы.

Причины, по которым вам следует уделять больше времени размышлениям о личном развитии.

Одним из основных элементов саморазвития является уверенность в себе для достижения своих целей. Без достаточной уверенности легко стать ошеломленным и не почувствовать, что вы можете достичь своих целей. Чтобы повысить уровень уверенности в себе, вам нужно сначала поработать над собой. Каждый день выделяйте время, чтобы напоминать себе, какой вы замечательный и что делает вас таким особенным. Это поможет вам развить позитивный настрой, который облегчит достижение чего-либо. Исследования показывают, что психическое и физическое здоровье улучшается, когда люди занимаются саморазвитием. Исследования показали, что люди, которые тратят время на личное развитие, с большей вероятностью имеют лучшее психическое здоровье, которое включает в себя более низкий уровень стресса и более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Физическое здоровье также имеет тенденцию улучшаться, когда люди сосредотачиваются на саморазвитии, поскольку они с большей вероятностью делают выбор в пользу здорового образа жизни.

Определите свои сильные стороны и области для улучшения, а также то, чего вы хотели бы достичь. Учитывайте увлечения при оценке сильных сторон и применяйте их. Важно быть искренним и принимать себя таким, какой вы есть. Проведите инвентаризацию всех областей, в которых вы преуспеваете, и отметьте все те вещи, которые делают вас счастливыми.

Мощные выводы для понимания ключевых концепций черт личности, которые вредят или помогают.

Самоэффективность:

Самоэффективность — это вера человека в свою способность достичь цели. Это критически значимая психологическая конструкция, поскольку она влияет на мысли, чувства и поведение человека. Самоэффективность развивается благодаря опыту и наблюдению, и люди узнают, что они способны достигать определенных результатов, успешно выполняя задачи.

Самоанализ:

Самоанализ, иногда называемый самоанализом, представляет собой процесс оценки своего поведения и мыслей для внесения изменений. Это необходимая часть процесса психологического роста, особенно в отношении саморазвития.

Самопознание:

Самопознание помогает нам понять, кто мы, наши сильные и слабые стороны и над чем нам нужно работать, чтобы стать лучше. Люди разные и узнают о себе определенные вещи с помощью разных подходов.

Личные убеждения:

Вера человека в себя лежит в основе личного роста. Существенной характеристикой в ​​этом аспекте является восприятие, которое приводит к убеждениям. Поведение часто является результатом намерения, которое исходит из личных убеждений.

Поведение:

Люди — существа привычки, и наш мозг устроен так, чтобы сопротивляться изменениям. К лучшему или к худшему, наши привычки определяют нашу жизнь. И хотя часто бывает трудно избавиться от плохих привычек, так же трудно сформировать хорошие. Конечно, это сопротивление переменам может превратить личное развитие в тяжелую битву. Но просто поняв, что это всего лишь естественная реакция мозга на незнакомую территорию, мы можем начать работать с ней, а не против нее.

Вы есть сумма ваших привычек:

Привычки определяются как поведение, которое совершается автоматически, без преднамеренного обдумывания. Чтобы сформировалась привычка, мы должны повторять действие до тех пор, пока оно не станет автоматическим. Теория запланированного поведения утверждает, что намерения приводят к поведению. На намерения человека влияют три фактора; отношение к выполнению поведения, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль. Отношение к выполнению поведения относится к нашим чувствам по поводу выполнения действия, например, доставляет ли оно удовольствие или будет ли оно иметь положительные или отрицательные последствия. Субъективные нормы относятся к социальным нормам поведения. Другими словами, что люди вокруг нас думают, что мы должны или не должны делать, и их ожидания. Воспринимаемый поведенческий контроль относится к тому, насколько легко, по нашему мнению, будет выполнять действие.

Проблемы с личностным развитием:

К сожалению, у многих людей проблемы с личностным развитием. В конце концов, изменить себя непросто, а преодолеть негативные мысли и поведение может быть еще сложнее. К счастью, растущий объем исследований начинает проливать свет на то, почему личностное развитие может быть таким трудным и что мы можем сделать, чтобы облегчить его.

Затем вам нужно будет провести самооценку своих сильных сторон, чтобы вы могли начать развиваться и определять новые области, в которых вы хотите преуспеть в личной жизни, а также в работе. Ключевым моментом здесь является самосознание. Знание того, в чем вы хороши и в чем вы хотите стать лучше, является важным шагом на пути к совершенствованию. Определите любые чувства или убеждения, которые могут оказать влияние. Будьте открыты для новых идей и новых способов ведения дел. Осознавайте, что происходит внутри вас как физически, так и ментально.


Надоело делать все по-старому? Быть умным!

Стремясь к переменам, нужно быть решительным и уверенным. В противном случае достижение целей может оказаться очень трудным. Нам нужно ставить SMART-цели, которые фокусируются на том, что действительно важно. А затем посвятите себя достижению этих целей, чтобы продолжать двигаться вперед в правильном направлении.

Цели SMART являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и своевременными.

Наиболее подходящий способ внести большие изменения — это внести множество мелких изменений. Когда большинство людей думают о том, чтобы что-то изменить в себе, они представляют себе эту великую метаморфозу, происходящую из одного момента самораскрытия. Однако реальность такова, что устойчивые изменения требуют времени, и это больше похоже на процесс постепенного прогресса с течением времени, а не на быстрые и кардинальные изменения. Развивайте понимание того, что даже если вы еще не совсем там, где хотите быть, это не значит, что ничего не изменилось.

Овладение оптимальным мышлением не случайно. Это Навык.

Саморазвитие и личностное развитие часто воспринимаются как одно и то же. И хотя они похожи, они не совсем одинаковы. Личное развитие больше связано с тем, чтобы осознать, кто вы есть, и работать над собой, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. С другой стороны, саморазвитие больше связано с постоянным обучением и расширением кругозора, чтобы продолжать расти как личность. Не существует единственно правильного образа мышления для оптимального саморазвития и личного развития. Тем не менее, определенные установки могут помочь вам создать более позитивный и продуктивный настрой для роста. Мышление роста — это убеждение, что способности можно приобрести с помощью усилий, хорошего обучения и практики. Люди с установкой на рост смотрят на неудачи как на возможность учиться и развиваться, а трудности рассматривают как нечто, что нужно преодолевать, а не избегать.

Создайте план личного развития.

Научитесь задавать правильные вопросы.

Откуда ты знаешь, чего хочешь?

Откуда вы знаете, что для вас важно?

Из чего вы состоите, как личность?

Откуда вы знаете, над чем работать в первую очередь и сколько времени потребуется?

Какие вещи помогут вам увидеть свои цели?

Что я могу сделать сейчас?

Как использовать психологию для развития личности.

Положительный прогноз. Оптимизм — еще один жизненно важный компонент продуктивного мышления для саморазвития. Люди с позитивным мировоззрением склонны видеть лучшее в ситуациях и верят, что в конце концов все получится, даже если будут некоторые неудачи. Понимание ваших потребностей и приоритетов. Важно понимать, каковы ваши потребности и приоритеты. Если вы знаете, что это такое, вы сможете более эффективно управлять своим временем и успевать больше за день.


Терпение и настойчивость: путь к успеху.

Самосознание — ключ к личному росту. Как только вы поймете себя, свои мысли, чувства и мотивы, вы сможете начать вносить изменения в свою жизнь, чтобы привести их в соответствие со своими целями и ценностями. Развитие личности – это процесс, который требует усилий и времени. Поэтому будьте терпеливы и настойчивы. Что оправдывает вложения? Ответ прост; личностный рост ведет к лучшей жизни. Жизнь, в которой вы чувствуете себя более наполненным, расслабленным и удовлетворенным. Когда вы упорно трудитесь, чтобы расти как личность, вы открываете новые возможности, опыт и отношения. Вы также вносите позитивные изменения, которые влияют на все сферы вашей жизни. В этой статье рассматривается психология личностного развития, исследуются различные подходы людей к личностному росту и мотивы, стоящие за ними. Если вас интересует наука о здоровье, ознакомьтесь с другими нашими статьями, подпишитесь на нашу вдохновляющую рассылку новостей и следите за нами в социальных сетях.

Примите меры

Рассмотрите следующие области:

Уверенность: знание того, что вы можете сделать, и способность сделать это эффективно.

Адаптивность: возможность изменить курс, когда это необходимо, и двигаться вперед.

Оценка: идентификация и анализ.

Настойчивость: придерживаться плана.

Наконец, самое главное — быть довольным тем, кто ты есть.

Знаете ли вы? Случайные забавные факты.
  • В мозгу более 100 миллиардов нейронов и в 10 раз больше глиальных клеток, которые поддерживают и защищают нейроны.
  • Сахарная вата была изобретена дантистом.
  • Первое текстовое сообщение отправлено 3 декабря rd , 1992
  • Лимоны плавают, а лаймы тонут.

Как личностное развитие связано с психологией? — 4 Great Explanations

Развитие личности — это практика, которая существует уже несколько десятилетий, но как развитие личности связано с психологией?

Содержание

Как личностное развитие связано с психологией?

  • Теории самоэффективности
  • Личное развитие в психологии
  • Интроверт
  • Extrovert
  • . помогать людям развиваться. Имея больше информации, доступной нам, чем когда-либо прежде, некоторые задаются вопросом, действительно ли личностное развитие работает или это просто еще один способ для некоторых людей зарабатывать деньги на неуверенности других.

    Хотя определенно есть люди, которые попытаются воспользоваться вами, это не означает, что все методы личного развития следует списывать со счетов как неэффективные. Есть много способов, с помощью которых вы можете вырасти лично, не получая при этом никаких преимуществ.

    Одним из примеров является использование принципов психологии, которые изучались учеными в течение многих лет и снова и снова показывали результаты.

    Личное развитие важно, потому что оно помогает нам выйти за пределы зоны комфорта и расти как личность, что иногда может означать риск или действия, которые нам неудобны. Развивая себя таким образом, вы обнаружите, что становитесь более уверенными в своих силах и счастливее, чем когда-либо прежде.

    В этой статье подчеркивается важность личного развития, исследуя, как психология связана с ним.

    Взаимосвязь между личностным развитием и психологией

    Взаимосвязь между личностным развитием и психологией заключается в том, что личное развитие является стремлением к оптимальному психологическому здоровью. Вмешательства в личностное развитие направлены на повышение психического благополучия, положительного влияния, надежды, самоэффективности, устойчивости и удовлетворенности жизнью.

    Психологические исследования показали, что эти результаты связаны с различными показателями психологического благополучия, такими как симптоматика психического здоровья, качество жизни и счастье.

    Существует тесная связь между личностным развитием и психологией. Личностное развитие — это процесс роста и развития личности, а психология — это изучение разума и поведения.

    Оба поля могут помочь нам лучше понять себя и могут быть использованы для улучшения нашей жизни. Здесь мы рассмотрим некоторые способы пересечения личного развития и психологии и то, как каждый из них может принести нам пользу.

    Теории саморазвития

    Психология изучает человеческое поведение, но ее также можно использовать для понимания развития личности. У каждого человека есть своя уникальная личность, и существует несколько теорий, объясняющих, почему люди ведут себя так, а не иначе.

    Одна теория, в частности, утверждает, что наше поведение контролируется тем, как мы себя воспринимаем. Эта теория помогает нам лучше понять, почему одни люди действуют против общества, а другие подчиняются социальным нормам или добиваются успеха, следуя им.

    Теории саморазвития утверждают, что люди будут развиваться в то, что они думают о себе, посредством процесса, называемого «самосбывающимся пророчеством». Чтобы это произошло, человек должен иметь сильную систему убеждений и вести себя в соответствии с этими убеждениями, которые затем вызывают новые мысли о себе, которые становятся нашим образом жизни.

    Личностное развитие в психологии

    Личностное развитие — очень важный аспект психологии, поскольку оно помогает людям стать лучшей версией самих себя. Это может помочь людям в их личной и профессиональной жизни, а также в их общем благополучии. Личностное развитие существует уже много столетий, но лишь недавно психологи начали столь пристально изучать его влияние на людей.

    Какое отношение развитие личности имеет к психологии?

    Развитие личности — сложная тема, во многом связанная с психологией. Взаимосвязь между личностным развитием и психологией можно объяснить тем фактом, что у них обоих разные взгляды на людей, их поведение и то, что ими движет.

    Личное развитие больше фокусируется на индивидуальном росте, в то время как психология рассматривает проблемы психического здоровья посредством наблюдения. Оба имеют решающее значение для понимания человеческого поведения, но необходимо знать, какой из них вы ищете, когда исследуете интересующие вас темы.

    Как возраст и стадия развития человека влияют на его личностное развитие?

    Согласно исследованиям, возраст и стадия развития человека являются основными факторами, определяющими его личность. Человек в возрасте от шести до двенадцати лет будет иметь менталитет подростка. Точно так же человек в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет также будет иметь подростковое мышление.

    С другой стороны, если вам от двадцати одного до тридцати девяти лет, вы будете считаться зрелым, тогда как человек в возрасте от сорока до пятидесяти девяти лет будет считаться человеком среднего возраста. Наконец, шестидесятилетние люди классифицируются как пожилые люди, в то время как люди в возрасте от шестидесяти одного до восьмидесяти четырех лет подпадают под категорию «пожилого возраста», хотя определение пожилых людей начинает быстро меняться из-за улучшения питания и психические раздражители.

    Является ли психология основой развития личности?

    Область психологии всегда была на переднем крае, когда дело касалось изучения человеческого поведения. Неудивительно, что специалисты по личностному развитию взяли пример из этой дисциплины для своих собственных учений. Между этими двумя областями есть много совпадений, потому что они изучают одно и то же — людей.

    Психология больше фокусируется на том, почему люди думают и действуют определенным образом, в то время как личное развитие больше фокусируется на том, как использовать эти знания для улучшения своей жизни. Эти две области работают рука об руку вместе с психологией, обеспечивая основу для того, что могут сделать специалисты по личностному развитию.

    Психологические факторы, влияющие на развитие личности

    Личность — это то, как мы реагируем на окружающую среду и взаимодействуем с ней. Он часто состоит из множества различных черт, таких как интроверсия, экстраверсия, открытость к новому опыту, невротизм, покладистость и добросовестность.

    На развитие личности может влиять психология; существует множество психологических факторов, влияющих на развитие личности, таких как стили привязанности и когнитивные предубеждения.

    В чем разница между интроверсией и экстраверсией, когда речь идет о чертах характера?

    Интроверсия и экстраверсия — два разных типа личности. У них обоих есть свои сильные и слабые стороны, но ключевое отличие заключается в том, что интроверты заряжаются энергией, проводя время в одиночестве, в то время как экстравертам необходимо быть среди людей, чтобы чувствовать себя энергичными. Важно знать, к какому типу личности вы относитесь, чтобы использовать свой тип личности в своих интересах.

    Отождествляете ли вы себя с одним из следующих типов личности?

    Интроверт

    «Интровертов обычно считают застенчивыми, антиобщественными людьми, которым не нравится быть рядом с другими. Хотя это не всегда так, интроверты склонны чувствовать себя более истощенными в социальных ситуациях, чем экстраверты. Из-за этого истощения интроверты могут чувствовать себя изолированными и одинокими».

    Интроверты могут чувствовать себя лучше в социальных ситуациях, признавая свои сильные стороны. У интровертов есть врожденная способность хорошо слушать и глубоко думать о том, что они слышат, прежде чем ответить, что способствует хорошим навыкам слушания».

    Еще один способ, с помощью которого интроверты могут чувствовать себя лучше в социальных ситуациях, — это позволить себе присутствовать и время от времени отстраняться от разговора.

    Экстраверт

    Экстраверты — душа компании. Они всегда в пути, заводят друзей, общаются со знакомыми или знакомятся с новыми. Но экстраверту не нужно много времени, чтобы почувствовать себя подавленным. Будь то плохой день на работе или просто чувство усталости после беготни в течение всего дня, есть способы, которыми экстраверты могут заставить себя чувствовать себя лучше в трудные моменты.

    Не секрет, что экстраверты более энергичны, им нравится быть в центре внимания, и их часто считают лидерами. Но что происходит, когда экстраверты чувствуют себя подавленными? Экстраверты могут чувствовать себя подавленными из-за своей социальной природы — они могут жаждать внимания или нуждаться в перезарядке своих батарей.

    Есть много способов, которыми экстраверт может поднять себе настроение в трудные минуты, но вот несколько общих советов:

    • Выйдите на улицу
    • Поговорите с друзьями
    • Go on adventures
    • Read
    • Exercise
    • Meditate
    • Journal
    • Take care of yourself
    • Give back

    Extroverts should remember that it’s okay иногда тормозить!

    Часто задаваемые вопросы

    Как связаны личное развитие и психическое здоровье?

    Развитие личности и психическое здоровье взаимосвязаны; хорошее психическое здоровье необходимо для личного развития.

    4 способа использования психологии для улучшения вашей профессиональной жизни

    1. Социальное доказательство. Социальное доказательство — это психологический феномен, когда люди ведут себя на основе того, как ведут себя другие.
    2. Консистенция. Это научный факт, что люди любят целеустремленность и последовательность.
    3. Возвратно-поступательное движение.
    4. Построение отношений.

    Как изучение психологии может помочь вам стать развитой личностью?

    Изучение психологии дает учащимся навыки, которые они могут использовать в повседневной жизни.

    Final Words

    Какое отношение развитие личности имеет к психологии? Психология — очень сложный предмет. Он касается каждого аспекта человеческого поведения и личного развития, что может затруднить понимание того, с чего начать, если вы ищете информацию о себе или людях в своей жизни.

    К счастью, существует несколько теорий, объясняющих, почему мы действуем так, а не иначе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts