Психология речь: 7. Речь. Психология: конспект лекций

7. Речь. Психология: конспект лекций

7. Речь

1. Речь и ее функции.

2. Виды речи.

1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.

Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

Может проявляться в трех видах:

а) информационная – передача знаний;

б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;

в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.

Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной?

Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.

Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.

Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.

К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.

Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.

2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.

Рассмотрим эти виды.

Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и

эгоцентрическую.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.

Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.

У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.

Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.

Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь – речь одного человека.

Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.

Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.

Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.

Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.

Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.

У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.

Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека.

Внутренняя речь – речь про себя.

Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.

Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.

В опытах А. Н. Соколова взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).

Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.

Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.

Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.

Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

52. Речь и язык

52. Речь и язык Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики.

Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура

4.7. Речь

4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

Бессвязная речь

Бессвязная речь Создайте пару с человеком, с которым у вас есть некоторые проблемы. Молча сядьте рядом и посмотрите друг на друга. (…) Я хочу, чтобы через минуту вы стали высказы-210ваться с помощью бессвязной речи, то есть издавая любые звуки, не имеющие отношения ни к

7. Речь

7.  Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

«Речь — это поэзия»

«Речь — это поэзия» Черчилль как-то сказал: «Речь — это стихотворение без рифмы и размера».И, читая речь с листа, Черчилль хотел, чтобы читать можно было так, словно она написана в форме стихотворения.4 июня 1940 года Черчилль читал свою речь «Падение Франции» в палате общин.

Речь

Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять — по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:— фонетический;— семантический;— стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в

Речь

Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш

Речь

Речь Постарайтесь отслеживать в течение дня свою речь. Для начала удалите из своей речи все слова-паразиты, имеющие очень низкие вибрации: прикольно, как бы, нормальненько, все фигня, зажигать и, извините, блин. Вы увидите, что употребление этих слов происходит чаще, чем

Речь

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

Речь

Речь Многих собак обучают издавать звуки, напоминающие слова, которыми пользуется человек. Но это не речь. Одна весьма выдающаяся собака действительно подражала звукам, которые произносил ее тренер. Это называется «акустической имитацией» — феномен, часто

Речь-призыв, или Побудительная речь

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Речь

Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это

Психология речи

Общие понятия

Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями. Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем. Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности. Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.

Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.

Пример 1

У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».

Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира. Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.

Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях. Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью. Мысль и слово не являются тождественными понятиями.

Замечание 1

Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.

Особенности языка и речи

Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.

Определение 1

Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.

Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.

Замечание 2

Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.

 

Определение 2

Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.

Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.

Функции речи

Глобальные функции речи определяют ее значение в человеческой психике. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Номинативная функция, основная суть которой состоит в том, что все слова в человеческом языке предметно соотносятся, иными словами служат обозначением предметов. В качестве предмета может выступать и конкретная вещь, и обобщенное свойство, а также абстрактное явление. Для человека свойственно переводить в объективно знаковое существование все, что ему известно и знакомо. Языковые заменители есть во всем отображаемом материальном, объективном мире. Это приводит к психологическому удвоению мира. Что в свою очередь способствует взаимодействию человеческой психики и с одним и с другим миром. Так, происходит удваивание познавательных, регулятивных и всех остальных возможностей психики. Наблюдается расширение сферы человеческой деятельности, поведения, сознания, самосознания. Происходит расширение пространства самого существования и бытия. Для личности открывается еще одна сторона свободы к реальному миру, так как появляется возможность ухода от него в условный мир слов.

  2. Функция фиксации и передачи опыта является в определенной мере производной от первой функции. Важно отметить, что если препятствовать человеческому индивиду усваивать предшествующий людской опыт, то он не сможет стать человеком, не получит видовые особенности Homo Sapiens. При помощи же речи, разум поколений, который зафиксирован в речи, интериоризируется (начинает быть внутренним, психическим аспектом личности). Это является единственным путем создания, существования и развития человека.

  3. Функция реализации общения. Значению общения в жизни человека отводится особое место. Под общением понимается не просто обмен информацией, но и условия взаимодействия между людьми. Без них человеческая жизнь в принципе невозможна. Именно по этой причине эта функция речи имеет более широкое распространение, чем обеспечение процессов общения. Речь приобретает статус мощного средства воздействия на других людей, средства координации, побуждения, управления, предстает в качестве универсального регулятора межчеловеческого взаимодействия. Под диалогом понимается речевое взаимодействие, посредством которого происходит реализация межличностного восприятия, взаимопонимания, взаимодействия, эмоционального принятия (или неприятия) другого человека.

  4. Внутреннее вооружение, опосредованное всей человеческой психике. В онтогенезе человеческой психики есть определенный момент, когда происходит перекрещивание речи, которая формируется, со всеми другими (в том числе и теми, что только развиваются) психическими функциями и образованиями. В итоге происходит «оречивание», иными словами, вооружение речевыми знаками и приемами. При помощи данной добавки речи происходит преобразование всей психики. Речь предстает в качестве внутреннего орудия, а также особого средства формирования познаний, интеллекта, общения, а также всей психики и человека в целом.

Данная ситуация представляется неоправданной как частое расхожее понятие человеческой речи, как сигнала сигналов, «вторая сигнальная система», просто добавленная к первой сигнальной системе. Данный подход имеет упрощенный, традиционно редукционистский, а также неприменимый для психологии речи характер.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

20 Речевые темы по психологии • Мой речевой класс

Речевые темы по психологии о нашем психическом повседневном состоянии, подумайте о тестировании эмоционального интеллекта или даже о гипнозе и катарсисе, собранные вместе в информативных утверждениях для написания настроя на мышление.

  1. Иерархия потребностей человека теория Абрахама Маслоу. Серии уровней в этом процессе являются хорошими основными моментами: физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации.
  2. Почему так много людей считают подростковый возраст таким трудным? Жизненные обстоятельства, возможно, заставляют вас чувствовать, что вы едете на американских горках из-за быстрых физических и эмоциональных изменений. Назовите причины и способы лечения. Темы речи психологии, чтобы помочь и советом другим людям.
  3. Как ты запоминаешь то, что знаешь? Другими словами, опишите, как ваш мозг работает с краткосрочными и долгосрочными воспоминаниями. Молекулярные и химические действия и реакции могут быть частью вашей информативной беседы.
  4. Технологии искусственного интеллекта. Например. компьютерные системы, работающие как люди (робототехника), решение проблем и управление знаниями с рассуждениями, основанными на прошлых случаях и данных.
  5. Сильные раздражители, вызывающие временные изменения поведения. Например. Таблетки, деньги, еда, сахар. В таком случае стоит поговорить об энергетических напитках и их краткосрочной эффективности — не забудьте упомянуть об опасностях…
  6. Теория Юнга о нашем эго, личном бессознательном и коллективном бессознательном. Психоаналитик Карл Юнг обнаружил, что невроз основан на напряженности между нашей психикой и установками.
  7. Что такое эмоциональный интеллект? И почему в наше время это важнее, чем IQ-рейтинги. Как измерить EI с помощью каких личностных тестов?
  8. Это подводит меня к следующей теме речи по психологии: опасности личностных тестов.
  9. Психологические приемы убеждения в выступлениях. Например. язык тела, понимание мотивов аудитории, транс и гипноз.
  10. Методы маркетинга и продаж, основанные на психологических эффектах. Например. привлекательная, стимулирующая красочная упаковка или влияющая на поведение потребителей при совершении покупок в торговых центрах.
  11. Медитация помогает сосредоточиться и успокоить ум. Например. Научите свою публику сосредотачиваться на дыхании, оживляйте каждое движение в замедленном темпе или медитацию при ходьбе.
  12. Причины против и за то, чтобы стать бихевиористом. Бихевиоризм — это методологическое исследование того, как научно метод психологии.
  13. Зигмунд Фрейд и его идеи. Приложив немного фантазии, вы можете изменить и превратить эти темы-примеры в привлекательные психологические речевые темы: наши защитные механизмы, гипноз и катарсис, психосексуальные стадии развития.
  14. Биологические причины депрессии. Например. биологические и генетические, экологические и эмоциональные факторы.
  15. Когда твой босс женщина. Что происходит с мужчинами? А женщинам?
  16. Первые признаки тревожных расстройств. Например. проблемы со сном и концентрацией внимания, нервозность и раздражительность.
  17. Как психотерапия, проводимая обученными специалистами, помогает людям выздороветь.
  18. Как улучшить свои навыки невербального общения и эффективно общаться. Изучайте чьи-то неконгруэнтные жесты тела, меняйте тон голоса, поддерживайте зрительный контакт во время неофициального или формального разговора с человеком.
  19. Всегда говорите после травмирующих событий. Дети, пожарный, полицейские, медики в зонах конфликта.
  20. Фобия номер один на земле — боязнь публичных выступлений, а не боязнь смерти. Мне кажется, это очень цепляющая психологическая тема…

И еще несколько тем, которые вы можете разработать самостоятельно:

  1. Опасности личностных тестов.
  2. Как ставить и достигать нереалистичных целей.
  3. Теория Зигмунда Фрейда.
  4. Теория иерархии потребностей Маслоу.
  5. Три способа измерения эмоционального интеллекта.
  6. Почему публичные выступления — фобия номер один на планете.
  7. Анимация насилия действительно влияет на отношение молодых людей.
  8. Становление миллионером не сделает вас счастливым.
  9. Быть пацифистом равносильно наивности.
  10. Изменение не равно прогрессу.
  11. Все боятся выступать публично.
  12. Идеи имеют влияние и последствия для жизни.
  13. Ментальный настрой влияет на процесс выздоровления.
  14. Филантропия — основа любопытства.
  15. Хвалите публично и критикуйте или наказывайте наедине.
  16. Иногда солгать можно.
  17. Важно спрашивать себя, почему вы что-то отстаиваете.
  18. Единственный ответ на жестокость — доброта.
  19. Травма от инцидентов со стрельбой остается на всю жизнь.
  20. Чтобы привлечь внимание людей на сцене, внимательно следите за их отношением и социальным положением.
  21. Пытки как метод допроса неприемлемы.
Рубрики другие темы

Речь и язык – Психология

Глава 6. Косвенное обучение и человеческий потенциал

Речь и язык

 

Цивилизация началась, когда злой человек впервые бросил слово вместо камня .

Зигмунд Фрейд

 

Обучаемость через наблюдение была обнаружена у многих видов животных, включая птиц (Zentall, 2004), но сходство с речью практически уникально для человека. Пол Ревир, как известно, заказал сигнал фонаря «один, если по суше, и два, если по морю» во время своей полуночной поездки по улицам Массачусетса во время Войны за независимость. Функционально это не отличается от отчетливых сигналов тревоги, издаваемых верветками в присутствии орлов, змей и леопардов (Strushaker, 19).67; Сейфарт и Чейни, 1980). Через наблюдение молодые верветки учатся реагировать на различные визги: «голова вверх», «голова вниз» и «оглянись!» Верветки прячутся под деревьями, чтобы предупредить орла, встают на задние лапы, чтобы предупредить змею, и взбираются на ближайшее дерево, чтобы предупредить леопарда. Недавно у луговых собачек была продемонстрирована еще более описательная «речь» (Slobodchikoff, Perla, & Verdolin, 2009). Эти примеры наиболее близки к социальному обучению речи у других животных. Слободчиков (2012) написал забавный и информативный обзор общения животных под названием 9.0105 В погоне за доктором Дулиттлом: Изучение языка животных .

Meltzoff и Moore (1977, 1983) продемонстрировали недвусмысленные примеры подражания у младенцев в возрасте от 12 до 21 дня, что привело к выводу, что людей обычно не нужно обучать этому способу обучения.

Видео

Посмотрите следующее видео, в котором доктор Метцлофф описывает свое исследование, демонстрирующее подражание у младенцев:

Скиннер (1986) опубликовал интересную, но, по общему признанию, апостериорную спекулятивную теоретическую статью, описывающую возможные эволюционные сценарии адаптивного обучения имитации и речи. Подражательная подсказка более информативна, чем обычная жестовая подсказка, поскольку она определяет конкретные характеристики желаемого ответа. Речь предпочтительнее жестов как средства общения, поскольку она возможна на больших расстояниях и в других обстоятельствах, когда люди не могут видеть друг друга.

Особенности языка Хоккета

Если мы хотим понять человеческое поведение, мы должны понять, как усваивается язык и его влияние на последующее адаптивное обучение. Прежде чем мы продолжим, мы должны рассмотреть, что мы подразумеваем под языком. Чарльз Хокетт (1960) перечислил 13 признаков, которые он считал важными для языка:

  1. Вокально-слуховой канал. В главе 1 мы видели, что человеческий мозг с его непропорционально большим пространством, отведенным для языка, гортани и голосовых связок, облегчает овладение речью. Язык жестов, включающий мануально-визуальный канал, в основном ограничен глухими людьми и теми, кто хочет с ними общаться.
  2. Широковещательная передача и направленный прием — Звук рассылается во всех направлениях, а принимается в одном месте. Это обеспечивает адаптивное преимущество, заключающееся в том, что люди могут общаться с другими людьми вне поля их зрения.
  3. Быстрое затухание (преходящесть) – Звуки временны. Письмо и аудиозаписи — это методы, используемые для устранения этого ограничения речи (и, увы, лекций).
  4. Взаимозаменяемость. Необходимо иметь возможность передавать и получать сообщения.
  5. Полная обратная связь — Человек должен иметь возможность контролировать собственное использование языка.
  6. Специализация — органы, используемые для речи, должны быть специально адаптированы для этой задачи. Губы, языки и горло человека соответствуют этому критерию.
  7. Semanticity – конкретные сигналы могут быть сопоставлены с определенными значениями. Для разных слов существуют разные звуки.
  8. Произвольность. Нет необходимой связи между значимой единицей (например, словом) и ее ссылкой.
  9. Дискретность. Существуют различные основные единицы звука (фонемы) и значения (морфемы).
  10. Смещение — нужно уметь общаться о вещах, которых нет. Нужно уметь символически представлять прошлое и будущее.
  11. Продуктивность. Звуковые и смысловые единицы должны быть в состоянии комбинироваться для создания новых звуков и осмысленных единиц (предложений).
  12. Двойственность паттернов. Должна иметь значение последовательность значимых единиц (т. е. должен быть синтаксис).
  13. Традиционная передача — определенные звуки и слова должны быть изучены от пользователей других языков.

Хотя все функции Hockett часто упоминаются как  , первые три элемента ограничены речью. Эти функции не относятся к языку жестов, написанию писем, чтению и другим примерам неречевых/слуховых способов символической коммуникации. Существенными характеристиками являются взаимозаменяемость, семантика, произвольность, дискретность, продуктивность, синтаксис и смещение.

Опишите основные характеристики языка по Хокетту.

Изучение языка

Принципы прогнозирующего и контролируемого обучения помогают нам понять процесс овладения языком и роль, которую он играет в последующей адаптации человека. В возрасте нескольких месяцев младенцы начинают лепетать и способны издавать все возможные человеческие звуки. В конце концов, по мере того как ребенок все больше подвергается воздействию звуков своей социальной единицы, некоторые звуки «выбираются», а другие удаляются из репертуара. Раус (1969) продемонстрировал, что младенцы способны тонко различать звуки. Частоту произношения гласных или согласных можно было бы увеличить, если бы их выборочно подкрепляли щекотками и «воркованием». Было продемонстрировано, что звуковая имитация матерью вербализации ребенка также является эффективным подкреплением (Pelaez, Virues-Ortega, and Gewirtz, 2011).

Дети могут выучить свое первое слово уже в 9 месяцев. Обычно первыми словами являются имена важных людей («мама», «папа»), за которыми часто следуют приветствия («привет», «пока») и любимые блюда. Как описано в главе 5, для установления значения слова можно использовать классические процедуры формирования. Например, звук «папа» устойчиво сочетается с конкретным человеком. Детям предлагается имитировать звук в присутствии отца. Это может быть источником юмора (или смущения), когда ребенок чрезмерно обобщает и использует это слово для другого взрослого мужчины. С опытом дети учатся обращать внимание на соответствующие измерения и применять слова последовательно и исключительно к соответствующим стимулам или действиям (например, «ходить», «бегать», «есть» и т. д.). Точно так же слова сочетаются с качествами объектов (например, «красный», «круг» и т. д.) и действиями (например, «быстро», «громко» и т. д.). Дети учатся абстрагироваться от общих свойств в процессе формирования понятий. Слова также связаны с количеством предметов. Точно так же, как «краснота» может быть качеством различных стимулов, имеющих мало общего, «тройственность» применима к определенному числу различных стимулов.

Большая часть нашего словаря относится к ненаблюдаемым объектам или событиям. Важно научить ребенка указывать, когда «больно» или «больно», «счастливо» или «грустно». В этих случаях взрослый должен сделать вывод о чувствах ребенка на основании его поведения и окружающих обстоятельств. Например, если вы видите, как ребенок плачет после того, как ударился головой, вы можете спросить, не болит ли это. По мере увеличения словарного запаса значение может быть установлено с помощью условного рефлекса более высокого порядка с использованием только слов. Например, если ребенка учат, что медуза — это «отвратительное существо, которое живет в море и жалит», он/она, вероятно, станет бояться плавать в океане.

Поскольку в разных языках порядок слов для частей речи разный, синтаксис (то есть грамматический порядок) необходимо выучить. Примерно в возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети обычно начинают комбинировать слова и к 2-1/2 годам формируют короткие (не всегда грамматически правильные) предложения. Повторяя примеры родного языка, дети могут абстрагироваться от схем (т. е. организованного набора правил) для формирования грамматических предложений (например, «машина синяя», «квадрат большой» и т. д.). Гораздо легче выучить грамматические последовательности бессмысленных слов (например, The maff vlems oothly um the glox nerfs), чем неграмматические последовательности (например, maff vlem ooth um glox nerf). Это указывает на роль изучения схемы в овладении синтаксисом (Осгуд, 19).57, с.88). Дети обычно усваивают тонкости грамматики примерно к 6 годам. В следующей главе мы опишем процесс абстрагирования применительно к изучению понятий, разработке схем и решению проблем.

Обнаружено, что объем словарного запаса является важным предиктором успеха в школе (Anderson & Freebody, 1981). Основные факторы, влияющие на размер словарного запаса, включают социально-экономический статус (СЭС) и владение языком значимых других людей, особенно матери. В монументальном проекте Харт и Рисли (1995) зафиксировали количество слов, произнесенных дома родителями и детьми в возрасте от 7 до 36 месяцев в 42 семьях за 3-летний период. Они обнаружили, что различия в показателях IQ детей, языковых способностях и успеваемости в школе были связаны с тем, как много их родители разговаривали с ними. Они также обнаружили существенные различия в том, как родители с низким и высоким СЭС разговаривали со своими детьми. Родители с низким СЭС с большей вероятностью предъявляли требования и делали выговоры, в то время как родители с высоким СЭС с большей вероятностью участвовали в длительных беседах, дискуссиях и решении проблем. В то время как количество выговоров за неподобающее поведение было примерно одинаковым для родителей с низким и высоким СЭС, родители с высоким СЭС хвалили гораздо больше.

Речь становится важным и эффективным способом передачи мыслей, желаний и чувств. Это верно как для Нукак, так и для нас. Учитывая суровость их условий жизни и ограниченность их опыта, Нукак имеют много общего с детьми с низким СЭС в нашем обществе. Декларативные высказывания (например, «палка острая», «печка горячая», «собери листья», «не ссорься с сестрой», «я счастлив», «ты устала») становятся первичная основа для выполнения большинства повседневных дел и взаимодействий.

Опишите, как принципы контролируемого обучения применяются к овладению языком.

Разговорный язык наблюдается у охотников/собирателей каменного века и у технологически развитых культур. Были разногласия по поводу роли природы и воспитания в развитии человеческого языка (Chomsky, 1959; Skinner, 1957). Скиннер, пишущий с точки зрения функционализма/бихевиоризма, красноречиво назвал свою книгу « Вербальное поведение », а не «Использование языка». Уотсон (1930) описал мышление как «скрытую речь», в то время как Скиннер (1953) относится к «частному поведению». Согласно Выготскому (первоначально опубликовано в 1934 г.), дети сначала «думают вслух» и со временем учатся «думать про себя». Скиннер предположил, что говорение и мышление не отличаются по своему характеру от других форм поведения и что обусловливание респондентов (прогнозирующее обучение) и оперантное обусловливание (контролируемое обучение) могут обеспечить необходимые эмпирические объяснительные принципы. Не было необходимости предлагать отдельное «устройство для овладения языком» для учета человеческой речи.

В главе 5 мы видели, как принципы предиктивного обучения могут быть применены к усвоению значения слова. По сути, Скиннер утверждал, что слова могут служить явными и скрытыми заменителями контрольных обучающих азбук. Как предшественники, слова могли функционировать как различительные и предупреждающие стимулы. Например, «Поцелуй маму» или «Осторожно!» Как следствие, слова могут заменить поощрения и наказания (например, «Спасибо», «Прекрати!»). Правило — это распространенный, полезный и важный тип вербального утверждения, включающий каждую из контрольных обучающих азбук (Hayes, 19).89). То есть a определяет обстоятельства (антецеденты), при которых конкретное действие (поведение) вознаграждается или наказывается (последствие). Например, родитель может инструктировать ребенка: «За ужином, если ты ешь овощи, ты можешь съесть свой десерт» или «Когда ты дойдешь до тротуара, прежде чем переходить улицу, посмотри в обе стороны, иначе тебя может сбить машина.

Хомский, психолингвист, выступил с резкой критикой книги Скиннера, подчеркнув, что генетика человека включает в себя «устройство овладения языком». Представленное в главе 1 изображение человеческого гомункула с непропорциональным мозговым пространством, отведенным частям тела, участвующим в речи, безусловно, предполагает, что структура человеческого существа облегчает овладение языком. Гомункул также подразумевает адаптивную ценность разговорного языка; иначе эти структуры не развились бы. Предложение «устройства овладения языком», аналогичное предложению инстинкта, объясняющего речь, является круговым псевдообъяснением. Устройство овладения языком выводится из наблюдения за речью, оно не объясняет речь. Помните, психологическое объяснение должно указывать конкретные наследственные и/или экологические причины. Хомский не делает ни того, ни другого, в то время как Скиннер весьма специфичен в отношении типов опыта, которые будут способствовать различным типам вербального поведения. Нельзя сказать, что Скиннер отрицает роль человеческого строения в овладении речью или ее важность, как указано в следующей цитате. «Человеческий вид сделал решающий шаг вперед, когда его голосовая мускулатура попала под оперативный контроль при воспроизведении звуков речи. В самом деле, вполне возможно, что все отличительные достижения вида можно проследить до одного этого генетического изменения» (Скиннер, 1986). Нейробиологи и поведенческие нейробиологи активно участвуют в исследованиях, изучающих, как наше «универсальное устройство сбора данных» (то есть мозг) участвует в обучении речи, чтении, количественных навыках, решении задач и т. д.

Люди, возможно, зародились в ограниченных географических и климатических условиях в Африке, но мы распространились по всему земному шару (Diamond, 2005). Мы разработали различные слова и языки, адаптированные к нашим экологическим и социальным условиям. В школе сильных ударов можно многому научиться, но она ограничена нашим непосредственным опытом и может быть трудной или опасной. Наша вербальная жизнь чрезвычайно расширяет возможности обучения за пределы нашего непосредственного окружения до всего, что можно себе представить. Косвенное обучение (например, наблюдение или язык) часто ускоряет адаптивное обучение и устраняет опасность. Неудивительно, что человеческие родители повсеместно прилагают огромные усилия, чтобы научить своих детей говорить. Это делает жизнь проще, безопаснее и лучше как для них, так и для их детей.

MacCorquodale (1969) написал ретроспективную оценку книги Скиннера, а также всесторонний и аргументированный ответ (1970) на критику Хомского. По сути, МакКоркодейл описывал Хомского как структуралиста, а Скиннера — как функционалиста. То есть Хомский попытался описать, как структура разума делает возможным язык. Скиннера интересовало, как язык позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей среды. Перефразируя Марка Твена, статья, приуроченная к 50-летию ее публикации, заключалась в том, что «Сообщения о смерти Verbal Behavior и бихевиоризм были сильно преувеличены» (Schlinger, 2008).

Опишите, как принципы контролируемого обучения помогают нам понять вербальное поведение.

Чтение и письмо

Именно язык в письменной форме сделал возможным быстрое и широкое распространение знаний внутри культур и между ними. Это также средство для регистрации наших развивающихся достижений в области знаний и технологий. Ранние формы письма бронзового века были основаны на символах или изображениях, выгравированных на глине. Позднее письменность бронзового века начала включать фонематические символы, которые были предшественниками финикийского алфавита железного века, состоящего из 22 символов, представляющих согласные (но не гласные). Финикийский алфавит был принят греками и превратился в современный латинский алфавит. Разрешенное письменное представление любого произносимого слова в языке.

Изначально он был изобретен в Индии, а в Средние века попал в Европу. Он допускает письменное представление любой величины, реальной или воображаемой, и является фундаментальным для математики и научных методов, основанных на количественных оценках и измерениях. Алфавит и арабские цифры позволяют словам стать «постоянными» по сравнению с их преходящей слуховой формой. Это письменное постоянство позволило общаться с большим количеством людей на больших расстояниях и, в конечном итоге, создавать библиотеки. Первая крупная библиотека была создана в Александрии, Египет, примерно за 300 лет до н.э. Свитки пергамента и папируса хранились на стенных полках огромного бетонного здания (рис. 6.5). Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1439 г.позволили массово публиковать письменные материалы по всей Западной Европе (рис. 6.6). Сегодня электронные книги доступны на электронных ридерах, которые можно держать на ладони (рис. 6.7)! Неудивительно, что различия в знаниях студентов колледжей коррелируют с количеством их знакомства с печатными изданиями (Stanovich and Cunningham, 1993).

 

Рис. 6.5 Александрийская библиотека.

 

 

Рисунок 6.6. Печатный станок Гутенберга.

 

 

Рисунок 6.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts