«Речь как средство общения» — «Дошколёнок.ру»
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.
Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.
3. Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:
— Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;
— Активное использование речи.
4. Формы речевой деятельности:
— ситуативная речь;
— контекстная, связная;
— объяснительная.
По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.
При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер.
Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.
В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.
Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.
Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.
Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.
Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.
Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.
Краткая характеристика видов речи
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.
Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.
Внутренняя речь
Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог – это процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.
Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.
Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией. Человек выражает в монологе экспрессию, использует мимические и жестовые средства, которые подчеркивают выразительность речевой информации.
Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений.
Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву.
Эгоцентрическая речь – это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросное – ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок разговаривает с партнером.
В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, так как является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления.
Несмотря на свое раннее появление, в возрасте 2 – 3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией.
Письменная речь – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего текст, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
1-й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченной (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.
2-й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.
Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма. Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребенка.
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.
Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритм и мелодика речи, фонемное образование) необходима полноценная деятельность слухового и речевого анализаторов.
Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения; анализа и синтеза.
Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.
При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.
Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.
При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, которые близки по звучанию, но разные по смыслу. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.
Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринужденную беседу, во время которой активизируется лексика.
Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.
Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.
Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им — овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.
Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.
Использованная литература:
- Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010.
- Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.
- Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.
Речь как средство общения
В любом общении, где используется речь, функционируют три основных элемента: субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения. В связи с этим успех здесь связан с особенностями коммуникатора, качеством его речевой «продукции» и психическим состоянием того, кто эту «продукцию» получает и усваивает.
Как видно, необходимо качественное и надежное функционирование речи в трех аспектах:
- в порождении речевых элементов;
- в структуре и содержании сообщения;
- в готовности объекта воспринять и переработать это сообщение.
Порождение речи — это процесс перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Он связан не только с чисто мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также личностные и межличностные факторы. Порождение речи — это всегда какое-то отношение к ситуации, эмоциональная окраска речевых единиц коммуникации. Отсюда специфическое выражение речи в соответствующем тоне и громкости голоса, при определенных телодвижениях, а также нацеленности взгляда.
Тон речи служит индикатором психического состояния говорящего. По тону можно легко догадаться о том, верит ли сам говорящий в то, что он излагает слушателям, придает ли вообще а своему сообщению какое-либо значение. Тон может возбудить у слушателя сознание того, что говорящий высказывает свое неудовольствие или укоряет его в чем-то. По тону собеседник может легко сообразить, что его в чем-то поучают, и от этого он по-своему воспримет поведение говорящего. Но ведь бывает и так, что тон и содержание сообщения не совпадают: например, тон — мягкий, а содержание речи жесткое (говорят — «мягко стелет»).
Громкость голоса тоже имеет связь с намерениями говорящего, отношением его к слушающим. Когда хотят оказать влияние, громкость голоса увеличивается. То же самое происходит, когда возмущаются. Однако в странах Востока при возмущении переходят на шепот. От этого представителям западных регионов бывает не по себе. Мы привыкли громкость отождествлять с эмоциями, а тишину с расслаблением. Поэтому в своей культуре мы находим оптимальный уровень громкости и тем самым, когда говорим, сигнализируем другим о своем предрасположении.
Телодвижения говорящего как бы усиливают его самовыражение. Так, если при каком-то сообщении говорящий слегка поднимается и наклоняется к слушающему, то каждому становится ясно, что рассказчик придает своему сообщению известную значимость. Когда же говорящий после сообщения откидывается, например, на спинку сиденья, многие чувствуют, что он ждет одобрения. Если, скажем, при сообщении говорящий трогает слушателя за руку или кладет свою руку ему на плечо, многим кажется, что говорящий уверен в искренности слушающего. В разных культурах имеются свои нормы телодвижений, дистанция общения, жестикуляции, все они таят в себе вполне конкретное значение. Однако при всем разнообразии этих невербальных факторов ими руководит один главный принцип — гармония.
Чтобы оказывать на слушателей речевое влияние, нужно обеспечить гармоничное сочетание речи и телодвижений. Этому же принципу подчиняется и устремленность глаз при говорении.
Глаза — окна души человека. Через них люди познают истинное настроение своих собеседников. Устремленность глаз служит каналом связи между говорящими. Устремление имеет свою сложную азбуку.
Так, когда люди чего-то просят и делают это со смущением, они опускают свои глаза вниз. Такое поведение просителей, конечно, не осознанно, однако оно может вызвать ответное смущение у того, к кому обращаются (при условии, конечно, если соблюдается такт общения). Во всех случаях отведенный в сторону взгляд просителя вызывает удивление. «К чему бы это?» «Не хотят ли мне солгать?» — подсознательно думает тот, к кому обращаются с просьбой. Человек, у которого механизм эмпатии (чувствительности) находится в неразвитом состоянии, может и не обратить внимания на устремленность взгляда, а если и обратит, то по-своему. Например, если проситель смущенно смотрит в пол, то и собеседник начинает смотреть туда же.
Во всяком случае устремленность взгляда сопровождает вполне определенное высказывание, и с этим фактом нельзя не считаться. Управлять устремленностью не так-то просто, однако знание того, как проявляется в коммуникации данный феномен, очень важно. Знание дает уверенность, а это вносит гармонию в речевое общение, что во многом и решает успех дела. Руководитель, менеджер, предприниматель, которые и минуты не могут провести без того, чтобы не поговорить с кем-то, должны принимать во внимание все эти нюансы коммуникации.
Теперь о самом сообщении, о его содержании и структуре. Здесь, как ни в каких других случаях, следует вспомнить о единстве формы и содержания. Главное, конечно, содержание. Однако не облеченное в достойную форму содержание становится блеклым и мало влиятельным.
Вспомним, как обычно, в спокойной обстановке мы высказываем свои соображения кому-то, кого мы уважаем. Обычно мы описываем ситуацию, определяем своё отношение к происходящему и разъясняем, что бы нам хотелось сделать. Не отдавая и отчета, мы строим свое сообщение по законам речевой коммуникации:
- ситуация;
- реакция на ситуацию;
- побуждение к деятельности.
Обратите внимание: так люди делают, когда держат под контролем свои эмоции. Когда же эмоции берут верх, все меняется. В ход идут крепкие выражения, взаимные претензии и т. д. У получателя сообщения возникают ответные реакции, конечно, негативного плана и тоже сугубо эмоциональные. В результате — сотрясение воздуха со стороны выступающего и во многих случаях заговор молчания со стороны слушающего.
Иначе и быть не может. Эмоция на эмоцию. Отрицательная эмоция отправителя порождает отрицательную эмоцию у получателя. Это закон порождения эмоций в процессе общения. Отсюда следует вывод: сообщение должно быть пропитано положительными эмоциями. Это не значит, что вообще вредны возмущения. Нет. Возмущения нужны, они крайне необходимы как реакция на неблагополучия. Дело здесь в том, с каким подтекстом высказывается эта реакция. Если возмущения пронизаны верой говорящего в ликвидацию неблагополучной ситуации, то они воспринимаются положительно. Если же в возмущениях сквозит тон оскорблений, то ответом может быть только отрицательная эмоция. Все это закладывается в структуре сообщения.
Итак, неизменной структурой побуждающей речевой коммуникации является единство трех компонентов: определение ситуации, реакция на ситуацию и побуждение к деятельности.
Определение ситуации. В доходчивой убедительной форме создается картина происходящего. При этом не следует обращать внимание на то, что многие из слушающих находятся в курсе дела по поводу ситуации. Выступающий как бы фиксирует события, вкладывая в сообщение свое отношение. При этом он, подобно живописцу, пользуется яркими мазками: «за один потерянный день предприятие недодает столько-то». «Сколько же оно недодаст за тысячи потерянных дней?» и т. д. При этом, конечно, избегается употребление категоричных выражений — «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д. И самыми нежелательными, конечно, будут оценочные штампы: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы» и т. д.
Дело здесь заключается не в том, скажем, что ярлыки «разгильдяй» или «тунеядец» больно затрагивают чувство собственного достоинства человека, а в том, что люди, к которым эти ярлыки приклеиваются, обычно уверены в том, что именно они-то и не являются таковыми. Приклеивание ярлыков обычно не приносит успеха. Так стоит ли прибегать к ним?
Картина ситуации должна создаваться в строгих и четко обозначенных тонах. Нужно помнить, что люди не против строгости и требовательности, они сами тянутся к строгости, лишь бы эта строгость была обоснованной и не подменялась грубостью, унижающей человеческой «Я». Именно эти соображения берутся на вооружение при формулировке реакции на происходящее.
Реакция на ситуацию. Она должна быть лаконичной и по форме напоминать телеграфное сообщение. Психологически приемлемым здесь может быть высказывание озабоченности, переживания, удивления. Такие чувства, как негодование или сарказм, уместны только по отношению к лицам, с которыми имеется намерение расстаться. Но и здесь следует избегать ярости и оскорблений. Некоторые руководители считают, что крепкое словцо никогда не липшее, оно якобы помогает в любых случаях. В этом есть, конечно, известная доля правды. Однако по отношению к кому крепкое словцо выступает как стимулирующий фактор? Хорошо известно, что только к угодникам и безынициативным исполнителям. Людей самостоятельных, охваченных творческим порывом, крепкое словцо дезорганизует.
Побуждение к деятельности. Здесь должна быть конкретность, ясность и совсем не уместны указания типа: «Надо покончить с формальным отношением к трудовой дисциплине!» «Необходимо наладить дисциплину труда!» или «Надо начать борьбу с потерей рабочего времени!» Данного рода призывы в известной степени оскорбляют руководителей, которым доверили управлять производством. В таких случаях от выступающего ждут конкретных рассуждений, советов, рекомендаций.
Учет закономерностей деловой коммуникации во всех случаях благотворно сказывается на процессе управления. Однако следует подчеркнуть и то, что содержательная сторона коммуникации здесь играет не меньшую роль. В данном случае имеется в виду профессиональный аспект коммуникации, т.е. профессиональная речь.
То, как мы говорим, объединяет и разделяет нас
ТЕМЫ:Поведенческие наукиПопулярный университет Чикаго
Эллисон Уайт, Чикагский университет 22 августа 2020 г.
В своей дебютной книге «Как вы это говорите» психолог Калифорнийского университета в Чикаго Кэтрин Д. Кинзлер исследует, как мы интерпретируем язык, чтобы разделить мир на социальные группы.
В новой книге профессор Кэтрин Д. Кинзлер утверждает, что то, как вы говорите, отражает то, кто вы есть.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что от того, как вы разговариваете, зависит, с кем вы дружите, какая у вас работа и как вы смотрите на мир? Даже если вы этого не осознаете, «то, как вы говорите, на самом деле является окном в то, кто вы есть и как вас видят другие люди».
Профессор Кэтрин Кинзлер. Предоставлено: Чикагский университет
Это аргумент Чикагский университет
Основанный в 1890 году Чикагский университет (UCChicago, U of C или Chicago) является частным исследовательским университетом в Чикаго, штат Иллинойс. Расположенная в кампусе площадью 217 акров в районе Гайд-парка Чикаго, недалеко от озера Мичиган, школа занимает десятку лучших позиций в различных национальных и международных рейтингах. Университет Чикаго также хорошо известен своими профессиональными школами: Медицинской школой Притцкера, Школой бизнеса Бута, Школой права, Школой управления социальными службами, Школой исследований государственной политики Харриса, Школой богословия и Школой непрерывного гуманитарного и профессионального обучения Грэма, а также Притцкеровская школа молекулярной инженерии.
» data-gt-translate-attributes='[{«attribute»:»data-cmtooltip», «format»:»html»}]’>Психолог Чикагского университета Кэтрин Д. Кинзлер исследует в своей первой книге Как Вы говорите это : Почему вы говорите так, как говорите, и что это говорит о вас , опубликованной 21 июля. Один рецензент описал ее как «четкое исследование малоизвестного аспекта человеческого общения», подчеркивает книга. огромную силу речи и исследует, как речь лежит в основе всех аспектов социальной жизни9.0002 В книге Кинзлера, ведущего психолога развития, анализируется речь с раннего детства до взрослой жизни, особенно то, как дети думают о языке, чтобы разделить мир на группы и найти социальное значение. «Язык настолько индивидуален для людей, — сказал Кинзлер, профессор факультета психологии Калифорнийского университета в Чикаго. «То, как вы говорите, может быть важной частью вашей личности, поэтому я хотел, чтобы книга дошла до людей, на которых она действительно оказала бы влияние, в том числе не только академическое».В следующих вопросах и ответах Кинзлер больше говорит о влиянии речи на повседневную жизнь и о том, как дискриминация на основе речи действует как еще одна форма предубеждения.
Во введении к книге вы пишете, что не то, что говорят, а то, как они это говорят, придает речи огромную силу.
Как вы думаете, то, как мы говорим, определяет, как складывается социальная жизнь?Да. Это также послужило мотивом для написания книги: то, как мы говорим, является такой мощной силой в нашей жизни, и люди часто не подозревают об этом. Это так важно для людей, с которыми мы общаемся, но также имеет огромную силу для тех, с кем мы не ладим, и для людей, против которых мы предвзято относимся. Я считаю, что на более социальном и институциональном уровнях существует предубеждение против того, что воспринимается как нестандартная речь, которая как бы укоренилась. осознать это.
«То, как вы говорите, может быть важной частью вашей личности, поэтому я хотел, чтобы книга дошла до людей, на которых она действительно оказала бы влияние».
— проф. Кэтрин Кинзлер
Вы также обсуждаете расовую дискриминацию на основе речи — например, негативное отношение к афроамериканскому английскому. Не могли бы вы рассказать об этом немного подробнее?
Предубеждение против речи — это то, о чем не всегда говорят, но оно абсолютно есть. Одна сторона расизма говорит, что афроамериканский английский не так хорош, как другие диалекты американского английского, когда ни один диалект английского не является хорошим или плохим, лучше или хуже. Это пример того, как мы не размышляем о речи в нашей жизни и о роли речевых предубеждений. Я рекомендую проверить глубокую работу Asst. Профессор Шариз Кинг с факультета лингвистики здесь, в Калифорнийском университете в Чикаго, — мы с ней только что опубликовали совместную статью в Los Angeles Times о недооцененной роли речи в расовой справедливости, которую люди должны учитывать. Если мы ведем более широкий разговор о понимании привилегий и маргинализации, речь должна быть частью разговора.
Откуда такая речевая дискриминация?
Родители и педагоги оказывают большое влияние на категории, которые изучают их дети. Один из примеров, о котором я немного расскажу в книге, — это использование гендерных категорий. Даже если это делается, казалось бы, безобидно — как учителя, говорящие, что «мальчики и девочки выстраиваются в очередь» в школе, — если вы присмотритесь, вы, вероятно, обнаружите, что пол постоянно обозначается для детей как . Поскольку его постоянно словесно обозначают и обозначают, это может заставить детей думать, что пол — это более крупная категория, чем они могли бы думать иначе. Итак, затем, исходя из этого, они говорят себе: «О, это действительно большое дело. Что такого важного в гендере?» Затем они смотрят на мир и наблюдают множество гендерных стереотипов и могут подумать, что эти стереотипы являются причинно-следственными связями с гендерными категориями. Точно так же дома родители могут сказать что-то вроде: «Мы любим мусульман! Мусульмане хорошие!» Что-то вроде этого звучит позитивно, но в целом, когда вы имеете в виду целую категорию людей, это на самом деле может иметь неприятные последствия. Лучше, когда вы можете говорить о людях как о личностях, а не описывать целую категорию людей. Стереотипам очень легко взлететь, когда вы думаете о группе людей, которые все одинаковы.
С точки зрения того, как работает наш акцент, вы можете за доли секунды судить о ком-то, когда встречаете его, даже если вы не обязательно осознаете это. Например, в Монреале в 1960-х годах это было время социальных разногласий между языковыми группами, когда англоговорящие канадцы (по сравнению с франкоговорящими канадцами) обладали львиной долей экономических возможностей. В экспериментальных лингвистических исследованиях у людей будут голоса, и по их оценкам вы сможете измерить их лингвистические предубеждения (даже если они не признают этого явно). Англоязычные канадцы слышали, как кто-то говорит по-английски, и думали: «О, этот человек звучит намного умнее, выше и приятнее, чем человек, говорящий по-французски», но на самом деле это был двуязычный голос, записывающий оба языка. Даже носители французского языка часто говорили, что английские голоса звучат выше по статусу.
Таким образом, когда вы слышите, как кто-то что-то говорит, даже доли секунды, вы можете получить информацию, которая может не соответствовать действительности о человеке, но на самом деле относится к культурным установкам, которые повлияли на вашу оценку. Таким образом, стереотипы о группах людей могут легко привести к предубеждениям против отдельных лиц.
Часть вашей книги обсуждает, как обучение детей многоязычию с самого раннего возраста может расширить наш лингвистический круг и помочь разрушить стереотипы об акцентах и языке. Как вы думаете, это решение для уменьшения лингвистической предвзятости в целом или это, по крайней мере, шаг в правильном направлении?
Было бы неплохо, если бы это было идеальное решение, но в мире есть много мест, которые одновременно говорят на нескольких языках и в которых происходят войны и конфликты. Так что это не панацея. Тем не менее, я также считаю, что есть убедительные доказательства того, что пребывание в многоязычной среде — и в среде, которая имеет и ценит разнообразие в целом — оказывает положительное влияние на развитие детей и позволяет им думать с разных точек зрения и мыслить нестандартно. . Так что в целом я считаю, что раннее знакомство с языковым разнообразием — это действительно большой плюс для детей.
«Если мы ведем более широкий разговор о понимании привилегий и маргинализации, речь должна быть частью разговора».
— проф. Кэтрин Кинзлер
Как речевая дискриминация влияет на то, как разные люди пережили пандемию коронавируса?
Различия в здравоохранении являются серьезной проблемой в нашей стране по расовым и этническим признакам. Есть исследование, проведенное моим коллегой по психологии из Университета Чикаго Боазом Кейсаром и другими, показывающее проблемы с недопониманием в контексте здравоохранения. В общем, общение — это не идеальная система; есть много места для ошибки. Это может быть особенно сложно, когда люди общаются на разных языках. Кроме того, есть исследования, показывающие, что люди не всегда осознают, когда в коммуникативном контексте они отключаются и перестают слушать, потому что им не нравится, как кто-то говорит. Здравоохранение очень важно, особенно в настоящий момент, и нам нужно быть очень внимательными и избегать недопонимания. Итак, я думаю, что признание языкового разнообразия в этом контексте чрезвычайно важно.
Ваша цель в том, чтобы книга вдохновила на такие изменения?
Абсолютно. Моя цель состоит в том, чтобы заставить нас задуматься о социальной роли речи в нашей жизни. Нам нужен сдвиг в нашем понимании значимости языка и его важности для целого ряда различных социальных взаимодействий. В книге я рассказываю о том, что не всегда существует достаточная защита занятости для людей, которые говорят нестандартно. Есть также свидетельства дискриминации на основе речи на рынках жилья. Когда мы думаем об экономических возможностях, существует так много свидетельств того, что манера речи, которая считается нетрадиционной или нестандартной, может ограничивать экономические возможности, которые могут быть у людей. Поэтому, если мы думаем, в частности, о рецессии — и о работе, требующей виртуального общения, что может быть сложнее, чем общение лицом к лицу, — важно учитывать социальную психологию языка.
3.1 Что такое боязнь общения? – Встань, говори
Цели обучения
- Объяснить природу боязни общения.
- Перечислите физиологические симптомы боязни общения.
- Определите различные неправильные представления о тревоге общения.
«Речь — это зеркало души», — заметил Публий Сирус, популярный писатель 42 г. до н. э. (Bartlett, 1919). Другие люди узнают, кто мы, через наши слова. Многие различные социальные ситуации, от собеседований при приеме на работу до свиданий и публичных выступлений, могут заставить нас чувствовать себя некомфортно, поскольку мы ожидаем, что нас будут оценивать и осуждать другие. То, насколько хорошо мы общаемся, тесно связано с нашим представлением о себе, и процесс раскрытия себя для оценки другими может быть угрожающим, встречаем ли мы новых знакомых, участвуем в групповых дискуссиях или выступаем перед аудиторией.
Определение опасений общения
Согласно Джеймсу Маккроски, опасения общения — это широкий термин, который относится к «страху или беспокойству человека, связанному либо с реальным, либо с ожидаемым общением с другим человеком или людьми» (McCroskey, 2001). По своей сути опасение общения является психологической реакцией на оценку. Однако эта психологическая реакция быстро становится физической, поскольку наше тело реагирует на угрозу, которую воспринимает разум. Наши тела не могут отличить психологические угрозы от физических, поэтому мы реагируем так, как если бы столкнулись с грузовиком Mack, который несется в нашу сторону. Кровеносная и надпочечниковая системы тела переходят на повышенную скорость, подготавливая нас к работе с максимальной физической эффективностью — реакция «беги или сражайся» (Sapolsky, 2004). Но вместо того, чтобы убегать или драться, все, что нам нужно сделать, это встать и поговорить. Когда дело доходит до общения, наши физические реакции часто плохо адаптированы к характеру угрозы, с которой мы сталкиваемся, поскольку избыточная энергия, создаваемая нашим телом, может мешать нам эффективно выступать перед публикой. Но поскольку боязнь коммуникации укоренена в нашем разуме, если мы лучше поймем природу реакции организма на стресс, мы сможем лучше разработать механизмы управления ошибочными попытками тела помочь нам справиться со страхом общественного осуждения.
Физиологические симптомы боязни общения
Существует ряд физических ощущений, связанных с боязнью общения. Мы можем заметить, как сильно бьется сердце или что наши руки становятся липкими. Мы можем вспотеть. У нас могут быть «бабочки в животе» или даже тошнота. Наши руки и ноги могут начать трястись, или мы можем начать нервно ходить взад-вперед. Наш голос может дрожать, и у нас может быть ощущение «сухости во рту», из-за чего нам трудно произносить даже простые слова. Дыхание становится более быстрым и, в крайних случаях, мы можем чувствовать головокружение или предобморочное состояние. Беспокойство по поводу общения вызывает глубокое замешательство, потому что мы чувствуем себя бессильными контролировать свое тело. Кроме того, мы можем стать настолько обеспокоенными, что будем бояться забыть свое имя, не говоря уже о том, чтобы помнить основные моменты речи, которую мы собираемся произнести.
Физиологические изменения, происходящие в организме в критические моменты, призваны способствовать эффективному использованию мышц и увеличению доступной энергии. Кровообращение и дыхание становятся более быстрыми, так что к мышцам поступает дополнительный кислород. Усиленное кровообращение заставляет нас потеть. Адреналин проносится через наше тело, приказывая телу ускорить свои движения. Если мы остаемся неподвижными за кафедрой, это гормональное стремление ускориться может вызвать дрожь и дрожь. Кроме того, процессы пищеварения тормозятся, поэтому мы не впадаем в расслабленное, сонное состояние, которое типично после еды. Вместо того, чтобы чувствовать сонливость, мы чувствуем бабочек в желудке. Понимая, что происходит с нашим телом в ответ на стресс публичных выступлений, мы можем лучше справляться с этими реакциями и направлять их в конструктивное русло.
Любое сознательное эмоциональное состояние, такое как тревога или возбуждение, состоит из двух компонентов: первичной реакции центральной нервной системы и интеллектуальной интерпретации этих физиологических реакций. Физиологическое состояние, которое мы называем коммуникативной тревогой, не отличается от состояния, которое мы называем яростью или возбуждением. Даже опытные, эффективные ораторы и исполнители испытывают некоторые опасения в общении. Что отличается, так это мысленный ярлык, который мы навешиваем на этот опыт. Эффективные ораторы научились направлять реакции своего тела, используя энергию, высвобождаемую этими физиологическими реакциями, для создания анимации и сценического присутствия.
Мифы об опасениях общения
Множество общепринятых мнений окружает дискомфорт от разговора о тревоге, как и почти любое явление, которое вызывает у нас дискомфорт. Большая часть этих «народных» знаний вводит нас в заблуждение, отвлекая наше внимание от эффективных стратегий обдумывания и преодоления тревожных реакций. Прежде чем мы более подробно рассмотрим типы понимания общения, давайте развеем некоторые мифы о нем.
- Люди, страдающие речевой тревогой, являются невротиками. Как мы уже объясняли, тревога при разговоре — нормальная реакция. Хорошие ораторы могут нервничать так же, как и плохие ораторы. Уинстон Черчилль, например, физически заболевал перед крупными выступлениями в парламенте. И все же он сплотил британский народ во времена кризиса. Многие люди, даже самые профессиональные исполнители, испытывают тревогу при общении. Доктор Джойс Бразерс утверждает, что столь широко распространенная проблема «не может быть связана с глубоко укоренившимися неврозами» (Brothers, 2008).
- Рассказать пару анекдотов — всегда хороший способ начать речь. Юмор — один из самых сложных материалов для эффективной подачи, потому что он требует тонкого чувства времени. Нет ничего хуже ожидания смеха, который не приходит. Более того, шутка одного человека является клеветой другого человека. Очень легко обидеть, используя юмор. Один и тот же материал может звучать по-разному для разных аудиторий. По этим причинам не рекомендуется начинать с шутки, особенно если она не очень связана с вашей темой. Юмор слишком непредсказуем и сложен для многих начинающих ораторов. Если вы настаиваете на использовании юмора, убедитесь, что «шутка» адресована вам, а не кому-то другому. Еще один совет: никогда не останавливайтесь и не ждите смеха, которого может и не быть. Если публика поймет шутку, хорошо. Если нет, вы не останетесь стоять в неловком молчании в ожидании реакции.
- Представьте, что зрители обнажены. Этот совет просто не работает, потому что представление об обнаженной публике никак не успокоит ваши нервы. Как заметил Малкольм Кушнер, «в зале есть люди, которых я не хотел бы видеть голым, особенно если я пытаюсь напугать , а не » (Кушнер, 1999). Аудитория — это не какой-то абстрактный образ в вашем воображении. Он состоит из реальных людей, с которыми вы можете связаться через свой материал. «Воображать» аудиторию — значит переключать внимание с реальных людей перед вами на «воображаемую» группу. То, что мы воображаем, обычно более опасно, чем реальность, с которой мы сталкиваемся.
- Любая ошибка означает, что вы «промахнулись». Мы все делаем ошибки. Важно не то, совершим ли мы ошибку, а то, насколько хорошо мы восстановимся. Один из авторов этой книги выступал с речью и хотел поблагодарить бывшего студента в аудитории. Вместо «бывший студент» она сказала «бывший друг». После того, как публика перестала смеяться, спикер заметил: «Ну, я думаю, теперь она будет бывшей подругой !», что вызвало еще больше смеха в аудитории. Речь не должна быть идеальной. Вам просто нужно приложить усилия, чтобы относиться к аудитории естественно и быть готовым принять свои ошибки.
- Чтобы не говорить о беспокойстве, записывайте свою речь слово в слово и запоминайте ее. Если вы запомните свою речь дословно, ваше восприятие, скорее всего, ухудшится, а не улучшится. Вместо того, чтобы запомнить три-пять основных пунктов и подпунктов, вы попытаетесь зафиксировать в памяти более тысячи бит данных. Если вы что-то забыли, единственный способ вернуться на правильный путь — начать с самого начала. Вы заставляете свой разум погрузиться в пустоту, перегружая его деталями. Кроме того, зрители не любят слушать «законсервированный» или заученный материал. Ваша доставка, вероятно, пострадает, если вы запомните. Зрители ценят ораторов, которые разговаривают с ними естественно, а не декламируют письменный сценарий.
- Зрители ждут вас. За некоторыми исключениями, о которых мы поговорим в разделе 3.2 «Не все тревоги одинаковы: источники коммуникативных опасений», естественным состоянием аудитории является сочувствие, а не антипатия. Большую часть аудитории, сидящей лицом к лицу, интересует ваш материал, а не ваш имидж. Наблюдение за кем-то, кто встревожен, обычно вызывает беспокойство у зрителей. В частности, на уроках публичных выступлений зрители хотят видеть ваши успехи. Они знают, что скоро окажутся на вашем месте, и идентифицируют себя с вами, скорее всего, надеясь, что вы добьетесь успеха и подскажете им, как улучшить их собственные выступления. Если вы установите прямой зрительный контакт с реальными людьми в вашей аудитории, вы увидите, как они реагируют на то, что вы говорите, и эта реакция даст вам понять, что вы преуспели.
- Вы будете выглядеть так же нервно, как и вы. Эмпирические исследования показали, что аудитория не воспринимает тот уровень нервозности, о котором говорят говорящие (Clevenger, 1959). Большинство слушателей оценивают говорящих как менее тревожных, чем сами говорящие. Другими словами, аудитория вряд ли точно воспримет уровень беспокойства, который вы можете испытывать. Некоторые из самых эффективных ораторов вернутся на свои места после выступления и воскликнут, что им было 9 лет.0009 так нервный. Слушатели ответят: «Вы не выглядели нервными». Зрители не обязательно воспринимают наши страхи. Следовательно, не извиняйтесь за свои нервы. Есть большая вероятность, что аудитория не заметит, если вы не укажете им на это.
- Немного нервозности поможет вам говорить лучше. Этот «миф» — правда! Профессиональные ораторы, актеры и другие исполнители постоянно полагаются на повышенное возбуждение нервозности, чтобы направить дополнительную энергию в свое выступление. Люди скорее будут слушать говорящего, который бодр и полон энтузиазма, чем того, кто расслаблен до скуки. Многие профессиональные ораторы говорят, что в тот день, когда они перестанут нервничать, они должны перестать выступать публично. Цель состоит в том, чтобы контролировать эти нервы и направлять их в вашу презентацию.
Ключевые выводы
- Боязнь общения относится к страху или тревоге, которые люди испытывают при мысли о том, что их оценивают другие. Некоторая тревога является нормальной частью процесса общения.
- Психологическая угроза, которую люди воспринимают в ситуации общения, вызывает физиологические изменения, призванные помочь телу реагировать. Эти физические реакции на стресс создают неприятные ощущения беспокойства, называемые речевым беспокойством, и могут включать потные ладони, дрожь, бабочки в желудке и сухость во рту.
- Многие общепринятые советы по преодолению страха перед сценой вводят в заблуждение, в том числе утверждения о том, что речевая тревога является невротической, что шутка — хорошее начало, что полезно представить публику обнаженной, что любая ошибка фатальна для эффективной речи, что запоминание сценария полезно, что зрители хотят вас достать и что ваша аудитория видит, как вы на самом деле нервничаете.