Психология речи виды речи: Основные виды речи

Основные виды речи

   Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи:

— устной,

— письменной.

Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

   Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора.

Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи — она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.

Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

   Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего).

Она требует целый ряд умений:

— излагать связно,

— излагать последовательно и доходчиво,

— соблюдать нормы языка,

— ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,

— ориентироваться на психическое состояние слушающих,

— контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

   Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время «циркулируют» в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.

Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.

И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Письменная речь

   Понятно, что основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором — воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т. п.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.

Кинетическая речь

   Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов.

Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.

Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди — родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая — активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

Внутренняя и внешняя речь

   Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека — в сравнении со всеми другими животными — просто сверхъестественными способностями.

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.

Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно… Ужасно… А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник…»

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Речь

  • Активный словарный запас
  • Активный словарь
  • Артикулема
  • Артикуляция
  • Афония
  • Внутренняя речь
  • Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
  • Возникновение речи
  • Восприятие устной речи
  • Выразительная речь
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Виды речи | Диплом по психологии

Соответственно множеству функций, выполняемых речью, существует множество видов или форм речи, т.е. речь является полиморфной деятельностью [10].

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь [10; 20; 22]. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов [20], или кинетическую речь [8]. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен. «Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции … Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кине­тическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в ре­зультате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинети­ческая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов» [8, с.347].

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь [5; 8; 10; 18; 22]. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий. «Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т.е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу» [8, с.346].

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную [8; 10; 20; 22]. В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека [8; 9]. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию. «Экспрессивная речь (процесс высказы­вания) начинается с замысла (план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает «свернутым» харак­тером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного. Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания – устного или при чтении) начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, за­тем проходит стадию декодирования (выделения еди­ниц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания (Сидоров П. И., Парняков А.В., 2000)» [9, с.141-142].

Таким образом, во все виды речи человека – звуковую и кинетическую, монологическую и диалогическую, устную и письменную, активную и пассивную – включены элементы обеих основных форм речевой деятельности – внешней и внутренней, тесно взаимосвязанных между собой и выступающих в неразрывном единстве.

Далее: Развитие речи

Как использовать «Правило трех» для создания привлекательных речей


17 мая 2021 г. — Джини Бекири

Одной из фундаментальных функций человеческого мозга и мозга всех животных является интеграция информации, собранной из окружающей среды, в помогите нам взаимодействовать друг с другом. Однако распознавание образов является основной функцией человеческого мозга и отличает нас от других видов.

Язык — это сложное поведение, в котором используются шаблоны в виде символов, звуков и слов для кодирования смысла речи. У нас есть превосходная способность обрабатывать закономерности в нашем мире и передавать наше понимание другим.

Эффективным способом передачи идей является создание простых и легко узнаваемых шаблонов. Три — наименьшее число, необходимое для формирования узора.

Правило трех

Правило трех основано на том, как функционирует наш мозг — как мы ежедневно распознаем и создаем закономерности. Правило трех основано на наблюдении, что идеи, изложенные в тройках, особенно интересны и запоминаются аудитории.

Люди запоминают и лучше воспринимают понятия, представленные группами по три. Вы можете использовать «Правило трех» как простую формулу для создания привлекательных речей.

Многие памятные строки и цитаты сгруппированы в тройки. Не случайно « хороших вещей случаются в тройках »! В Древнем Риме латинская фраза « omne trium perfectum » означала, что все, что идет тройками, является совершенным.

У греков также была фигура речи для обозначения магической силы числа три — hendiatris, что означает « от одного до трех »; три слова используются для выражения одной идеи. Другими примерами, воплощающими Правило трех, являются:

  • «Жизнь, свобода и стремление к счастью» из Декларации независимости США
  • Veni, vidi, vici, что означает «Я пришел, я увидел, я победил»
  • Завтрак, обед и ужин
  • Кровь, пот и слезы
  • Свет, камера, действие!

Кривая забывания Германа Эббингауза показывает, как выученная информация со временем забывается. Исследования показывают, что через час люди обычно забывают 56% того, что вы им показали. Через 24 часа забывается 66% представленной информации. А через шесть дней эта цифра подползает к 75%.

Кривая забывания, изображение из книги Что такое кривая забывания (и как с ней бороться)?

Эхо-память относится непосредственно к памяти, основанной на слуховой информации и сохранении. Если вы используете визуальные подсказки в своей речи, это активирует зрительную память у вашей аудитории.

Современные технологии, такие как видеоконференции, цифровые вывески и Интернет, позволяют более широко использовать визуальные подсказки. Кроме того, эти технологии увеличивают потенциальный размер вашей аудитории, позволяя вам произносить речи, даже если вы не находитесь в одной комнате.

Сочетание визуальных и звуковых сигналов часто может помочь вашей аудитории лучше запомнить информацию, которую вы представляете.

Несмотря на то, что у некоторых людей лучше развита память, если ваша речь не развита таким образом, чтобы облегчить запоминание, большая часть информации будет забыта вскоре после того, как вы закончите презентацию. Мозгу вашей аудитории не придется так усердно работать, чтобы запомнить ваш материал, если он будет четко следовать шаблону. Убедитесь, что те небольшие моменты, которые люди запомнят, являются основными моментами вашей речи.

Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

Правило трех распространено в других областях обучения и в известных религиях.

В классических гуманитарных науках тривиум тройственный и состоит из грамматики, логики и риторики. Грамматика — это искусство создания и сочетания символов для изображения мыслей, а логика — это искусство разума. Риторика — это искусство убеждения; он использует как грамматику, так и логику. Публичное выступление и произнесение привлекательных речей включает в себя искусство риторики.

Выступление, привлекающее аудиторию, может показаться не слишком отличающимся по структуре от других выступлений. Часто разница между впечатляющей речью и речью, которая проваливается, лежит в нашем подсознании и бессознательном.

Согласно психологии Фрейда, ваше бессознательное имеет первичные чувства, которые не могут быть вызваны на поверхность по желанию, в то время как ваше подсознание не может быть сознательно обработано в одно мгновение, но может быть вызвано. Может показаться, что ваше подсознание и бессознательное не влияют на сознательное мышление, потому что их эффекты требуют анализа со стороны вашего сознательного разума. Интуитивные чувства часто возникают из-за того, что подхватили ваше подсознание и бессознательное.

Понимание того, как мы обрабатываем информацию, может помочь вам создавать привлекательные речи, которые очаруют вашу аудиторию.

Правило трех для структуры речи

Структура важна в классических способах общения, таких как письмо и речи, а также в современных производных способах общения, таких как видеоконференции, социальные сети и цифровые вывески. Структура вашей речи может повлиять на то, как вы будете удерживать внимание аудитории.

Греческий философ Аристотель заявил, что у пьесы должно быть начало, середина и конец. Знаменитые пьесы таких драматургов, как Уильям Шекспир и его современники, после публикации редакторы часто делили на пять актов. Однако их работы были плавными и должны были быть непрерывными или даже выходить за рамки этой структуры. Сегодня пятиактная структура заменена трехактной.

Подобным образом выступления должны иметь начало, середину и конец . Три сегмента, в соответствии с правилом трех. Начало характеризуется введением, которое привлекает внимание слушателя.

Середина или основная часть вашей речи содержит большую часть информации. Вы также можете использовать «Правило трех» при формулировании содержания основной части и придерживаться трех основных пунктов. Если у вас меньше трех, ваша речь может показаться аудитории неполной. Более трех пунктов могут привести к тому, что ваша аудитория потеряет интерес и даже заснет.

Наконец, конец или заключение представляет собой краткое изложение, в котором повторяются ключевые моменты, упомянутые в вашей речи. Заключение будет последним, что услышит ваша аудитория, и благодаря повторению они смогут запомнить то, что вы обсуждали.

Использование «Правила трех» в структуре вашей речи может быть мощным и увлекательным, и его можно применять творчески. Существует множество предлагаемых структур, основанных на Правиле трех и расширяющих всеобъемлющую структуру введения, основной части и заключения.

Например, вы можете разделить свою речь на прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, вы наметили свою речь так, чтобы каждый сегмент мог функционировать самостоятельно.

В первом сегменте можно обсудить прошлое и проблемы, с которыми пришлось столкнуться.

На втором сегменте можно обсудить настоящее и можно четко обозначить решение, которое необходимо принять. В этой части вы затем поделитесь вариантами, доступными для решения проблемы, и своим анализом их.

Заключительный сегмент может перенести вашу аудиторию в будущее, результат правильного выбора действия.

Вместо того, чтобы использовать основную часть своей речи для изложения трех основных пунктов с тремя подпунктами для каждого, рассмотрите возможность разработки содержания, перечислив плюсы предлагаемого вами решения, а затем обозначив все минусы. Последней точкой в ​​вашем теле может быть рекомендация. Убедитесь, что вы используете повторение в заключении и просматриваете основные моменты своей речи.

Правило трех для акцента

В изобразительном искусстве правило третей используется для создания фокуса создаваемого изображения. Ваш взгляд притягивается к изображению, если ключевые элементы расположены вдоль горизонтальных и вертикальных линий, разделенных на трети.

Таким же образом вы можете использовать Правило Трех, чтобы выделить ключевые моменты вашей речи. Вы можете использовать три утверждения для каждого пункта в своей речи, чтобы помочь каждому пункту нанести удар. Чем больше баллов, тем может показаться, что вы размышляете над основной идеей, а меньшее количество баллов может быть менее интересным.

Например, вы можете использовать три анекдотических ссылки для ключевых моментов. Первые две могут ясно описать проблему, а последняя, ​​третья история, может обратиться к проблеме, но также и продемонстрировать решение.

Интонация вашего голоса может быть использована для продвижения на три очка вперед. Первые два пункта можно сказать торопливо и быстро, а последний можно сказать медленно и с большей эмоциональностью. Подумайте о том, чтобы даже приглушить свой голос во время первых двух пунктов и создать волнение в своем голосе, когда вы представляете третий пункт.

Распознавание образов — это создание предвкушения в нашем сознании; вы можете течь с естественным подъемом предвкушения и создавать акценты, используя Правило Трех.

Правило трех для юмора

Эмоции усиливают распознавание образов в нашем сознании. Люди по своей природе социальны, и эмоции способствуют нашему выживанию. Добавление в вашу речь элементов, вызывающих эмоциональный отклик у вашей аудитории, может помочь превратить вашу речь в незабываемое событие, которое останется с ними.

Поскольку человеческий мозг постоянно оценивает свое окружение, пытаясь создать шаблоны, вы можете использовать Правило трех, чтобы создавать в своей речи моменты удивления или юмора.

Структура шутки часто основана на тройных форматах. Настройка и подготовка образуют шаблон, который приводит к запоминающейся кульминации. После двух пунктов ваша аудитория уже увидит сходство и будет ожидать, что третий пункт завершит паттерн в их сознании.

Тем не менее, вы можете направить речь в другом направлении и полностью удивить их, подобно тому, как фокусник раскрывает финальный росчерк ко всеобщему изумлению после медленного нарастания.

Эмоциональный отклик на вашу речь поможет вашей аудитории запомнить ключевые моменты и сообщение, которое вы хотите передать.

Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

Правило трех для убеждения

В 1960 году Пол Маклин, известный американский нейробиолог, описал триединую модель человеческого мозга. Эта модель делит мозг на три отдельные области:

  • Первобытный мозг
  • Эмоциональный мозг
  • Рациональный мозг

Первобытный мозг отвечает за реакцию «бей или беги», эмоциональный мозг генерирует чувства, а рациональный мозг формирует логическое мышление и способен к сложным рассуждениям.

Современные достижения позволили разработать подробные технологии визуализации мозга и дискредитировали модель Пола Маклина. Различные области мозга проявляют активность вместо трех отдельных областей во время трех перечисленных действий.

Несмотря на то, что триединая модель является чрезмерным упрощением того, как на самом деле работают сигналы в мозгу, эта модель может помочь понять, как люди обрабатывают информацию из своего окружения. Убедительная речь может быть создана, если задействуются все три разума вашей аудитории.

Вы можете надеяться своей речью убедить аудиторию действовать. Аристотель выделил три основных инструмента убеждения:

  • Этос
  • Логотипы
  • Пафос

Они образуют риторический треугольник. Сначала вам нужно будет установить этос.

Этос — это греческое слово, которое переводится как «характер», и ваша аудитория должна будет доверять вашим моральным качествам и убедительности, чтобы они могли доверять тому, что вы скажете дальше. Это способствует первичным мыслительным процессам вашей аудитории и их инстинктам выживания.

Логос переводится как «разум». Вам нужно будет подкрепить свой аргумент логическими рассуждениями и шаблонами. Здравые аргументы удовлетворяют рациональный ум вашей аудитории.

Пафос переводится как «эмоции» и подчеркивает важность обращения к эмоциональной стороне вашей аудитории. Эмоции найдут отклик у вашей аудитории и убедят их. Если ваша аудитория может чувствовать вашу речь, ее эмоциональный мозг задействован.

С помощью этоса, логоса и пафоса вы можете задействовать три основных процесса человеческого мозга. У вас будет возможность очаровать весь ум вашего слушателя.

Правило Трех может еще больше развить риторический треугольник. Когда вы произносите речь, говорите о своей аудитории в три раза больше, чем обсуждаете себя. Этот шаблон подчеркнет важность того, как они могут извлечь выгоду, следуя вашим предложениям. Они смогут доверять вам, потому что вы показали, что вы сосредоточены на том, как вы можете принести им пользу.

Привлекательные слова

Сила наименьшего числа, необходимого для создания узора, была осознана древними цивилизациями. В то время как общество изменилось, фундаментальный способ функционирования нашего мозга не изменился; шаблоны все еще управляют нами. Правило трех — это простой принцип, который коренится в сущности нашего мозга и в том, как мы создаем шаблоны.

Использование «Правила трех» в различных аспектах речи может помочь привлечь аудиторию и дать ей что-то запоминающееся. Подумайте об использовании «Правила трех» в структуре речи, акцентах, юморе и убеждении в своей следующей речи.

10.2 Использование общих шаблонов организации – встаньте, выскажитесь

Цели обучения

  1. Различать общеупотребительные модели организации речи: категориальный/тематический, сравнение/контраст, пространственный, хронологический, биографический, каузальный, проблема-причина-решение и психологический.
  2. Понять, как выбрать наилучший организационный шаблон или комбинацию шаблонов для конкретного выступления.

Ранее в этой главе мы обсуждали, как логично изложить основные пункты. Этот раздел предоставит вам несколько шаблонов организации, которые помогут вам создать логически организованную речь. Первый паттерн организации, который мы обсудим, — категориальный/тематический.

Категориальный/Тематический

Безусловно, наиболее распространенным шаблоном для организации речи являются категории или темы. Категории функционируют как способ помочь говорящему систематизировать сообщение последовательным образом. Целью категориального/тематического речевого шаблона является создание категорий (или фрагментов) информации, которые вместе помогают поддерживать вашу первоначальную конкретную цель. Давайте посмотрим на пример.

Специальное назначение Убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в универсальный университет
Основные положения I. Жизнь в общежитии
II. Жизнь в классе
III. Жизнь в кампусе

В этом случае у нас есть спикер, пытающийся убедить группу старшеклассников подать заявку на поступление в универсальный университет. Чтобы убедить эту группу, спикер разделил информацию на три основные категории: каково жить в общежитии, какие классы и какая жизнь в кампусе. Почти каждый мог взять эту базовую речь и специально адаптировать ее к своему университету или колледжу. Основные точки в этом примере можно было бы переставить, но организационная модель по-прежнему была бы эффективной, потому что в последовательности точек нет внутренней логики. Давайте посмотрим на второй пример.

Специальное назначение Чтобы проинформировать группу студентов колледжа об использовании и неправильном использовании интернет-знакомств
Основные положения I. Дайте определение и опишите знакомства в Интернете.
II. Объясните некоторые стратегии, чтобы улучшить ваш опыт интернет-знакомств.
III. Перечислите некоторые предупреждающие знаки, которые следует искать в потенциальных онлайн-свиданиях.

В этой речи спикер рассказывает о том, как найти других в Интернете и встречаться с ними. В частности, спикер начинает с объяснения того, что такое интернет-знакомства; затем спикер рассказывает о том, как сделать интернет-знакомства лучше для своей аудитории; и, наконец, спикер заканчивает обсуждением некоторых негативных аспектов интернет-знакомств. Опять же, обратите внимание, что информация разделена на три категории или темы, и что вторую и третью можно поменять местами, но они по-прежнему будут обеспечивать логическую структуру вашей речи 9.0006

Сравнение/Контраст

Другим методом организации основных моментов является речевая модель сравнения/контраста. Хотя этот шаблон легко поддается двум основным пунктам, вы также можете создать третий пункт, предоставив основную информацию о том, что сравнивается и что противопоставляется. Давайте посмотрим на два примера; первый будет примером с двумя точками, а второй — примером с тремя точками.

Специальное назначение Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, применение которого аналогично препарату Y
Основные положения I. Покажите, чем похожи наркотик X и наркотик Y.
II. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y.
Специальное назначение Чтобы проинформировать группу врачей о препарате X, более новом препарате, применение которого аналогично препарату Y
Основные положения I. Объясните основную цель и использование как препарата X, так и препарата Y.
II. Покажите, чем похожи наркотик X и наркотик Y.
III. Покажите, чем отличаются наркотик X и наркотик Y.

Если вы использовали шаблон сравнения/контрастирования в целях убеждения в предыдущих примерах, вы хотели бы убедиться, что, когда вы показываете, чем отличаются наркотик X и препарат Y, вы четко указываете, почему препарат X явно лучший выбор для врачей. По сути, вы хотели бы убедиться, что при сравнении двух препаратов вы показываете, что препарат X обладает всеми преимуществами препарата Y, но когда вы противопоставляете два препарата, вы показываете, насколько препарат X превосходит препарат Y по эффективности. каким-то образом.

Пространственный

Пространственный образец речи организует информацию в соответствии с тем, как объекты сочетаются друг с другом в физическом пространстве. Этот шаблон лучше всего использовать, когда ваши основные точки ориентированы на разные местоположения, которые могут существовать независимо. Основная причина выбора этого формата — показать, что основные точки имеют четкое расположение. Здесь мы рассмотрим два примера: один связан с физической географией, а другой связан с другим пространственным порядком.

Специальное назначение Информировать группу студентов-историков о штатах, отделившихся от США во время Гражданской войны
Основные положения I. Найдите и опишите штаты Конфедерации чуть ниже линии Мейсона-Диксона (Вирджиния, Северная Каролина и Теннесси).
II. Найдите и опишите штаты Конфедерации на юге (Южная Каролина, Джорджия, Алабама, Миссисипи и Флорида).
III. Найдите и опишите западные штаты Конфедерации (Луизиана, Арканзас и Техас).

Если вы посмотрите на базовую карту Соединенных Штатов, вы заметите, что эти группы штатов были созданы из-за их географического расположения друг к другу. По сути, государства создают три пространственные территории для объяснения.

Теперь давайте посмотрим на пространственную речь, не имеющую отношения к географии.

Специальное назначение Объяснить группе студентов-биологов, как работает мочевая система
Основные положения I. Найдите и опишите почки и мочеточники.
II. Найдите и опишите мочевой пузырь.
III. Найдите и опишите сфинктер и уретру.

В этом примере у нас все еще есть три основные пространственные области. Если вы посмотрите на модель мочевыделительной системы, то первым шагом будет почка, которая затем выводит отходы через мочеточники в мочевой пузырь, который затем опирается на сфинктерную мышцу для выведения отходов через уретру. Все, что мы сделали в этом примере, — это создали пространственный порядок речи для обсуждения того, как отходы удаляются из человеческого тела через мочевыделительную систему. Он пространственный, потому что паттерн организации определяется физическим положением каждой части тела по отношению к другим обсуждаемым.

Хронологический

Хронологический речевой паттерн помещает основную мысль во временной порядок появления элементов — вперед или назад. Вот простой пример.

Специальное назначение Информировать мою аудиторию о книгах, написанных Уинстоном Черчиллем
Основные положения I. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля до Второй мировой войны.
II. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны.
III. Изучите стиль и содержание произведений Уинстона Черчилля после Второй мировой войны.

В этом примере мы рассматриваем работы Уинстона Черчилля о Второй мировой войне (до, во время и после). Помещая его сочинения в эти три категории, мы разрабатываем систему понимания этого материала, основанную на собственной жизни Черчилля. Обратите внимание, что вы также можете использовать обратный хронологический порядок и начать с работ Черчилля после Второй мировой войны, продвигаясь назад к его самым ранним работам.

Биографический

Как вы могли догадаться, биографический речевой паттерн обычно используется, когда говорящий хочет описать жизнь человека — будь то собственная жизнь говорящего, жизнь кого-то, кого он знает лично, или жизнь известного человека. По характеру этой модели организации речи эти выступления имеют тенденцию быть информативными или развлекательными; они обычно не убедительны. Давайте посмотрим на пример.

Специальное назначение Чтобы сообщить моей аудитории о молодости Мэрилина Мэнсона
Основные положения I. Опишите молодость Брайана Хью Уорнера и начало его вражды с христианством.
II. Опишите работу Уорнера в качестве музыкального журналиста во Флориде.
III. Опишите решение Warner создать фильм «Мэрилин Мэнсон и Spooky Kids».

В этом примере мы видим, как Брайан Уорнер в течение трех основных периодов своей жизни в конечном итоге стал музыкантом, известным как Мэрилин Мэнсон.

В этом примере эти три этапа представлены в хронологическом порядке, но биографический образец не обязательно должен быть хронологическим. Например, он может сравнивать и противопоставлять разные периоды жизни субъекта или может фокусироваться на различных достижениях субъекта.

Причинная

Причинная модель речи используется для объяснения причинно-следственных связей. Когда вы используете каузальный речевой паттерн, ваша речь будет иметь два основных момента: причину и следствие. В первом основном пункте вы, как правило, будете говорить о причинах явления, а во втором основном пункте вы затем покажете, как причины приводят либо к определенному следствию, либо к небольшому набору следствий. Давайте посмотрим на пример.

Специальное назначение Чтобы проинформировать мою аудиторию о проблемах, связанных с употреблением алкоголя среди членов племенных групп коренных американцев
Основные положения I. Объясните историю и распространенность употребления алкоголя среди коренных американцев.
II. Объясните последствия, которые злоупотребление алкоголем оказывает на коренных американцев, и чем это отличается от опыта других групп населения.

В этом случае первый главный вопрос касается истории и распространенности употребления алкоголя среди коренных американцев (причина). Затем во втором пункте исследуются последствия употребления алкоголя коренными американцами и то, чем оно отличается от других групп населения.

Однако каузальная организационная модель также может начинаться со следствия, а затем исследовать одну или несколько причин. В следующем примере эффект представляет собой количество арестов за насилие в семье.

Специальное назначение Информировать местных избирателей о проблеме домашнего насилия в нашем городе
Основные положения I. Объясните, что в нашем городе арестов за насилие в семье значительно больше, чем в городах сопоставимого размера в нашем штате.
II. Перечислите возможные причины различий, которые могут быть не связаны с фактическим количеством домашнего насилия.

В этом примере возможные причины различия могут включать в себя более строгое соблюдение законов, большую вероятность того, что соседи сообщат о происшествии, и обучение полиции, которое делает акцент на арестах, а не на других результатах. Изучение этих возможных причин может показать, что, несмотря на статистику арестов, фактическое количество случаев домашнего насилия в вашем городе может быть не больше, чем в других городах аналогичного размера.

Проблема-Причина-Решение

Еще один формат для ясной организации отдельных основных моментов — это речевой шаблон проблема-причина-решение. В этом формате вы описываете проблему, определяете, что, по вашему мнению, вызывает проблему, а затем рекомендуете решение для устранения проблемы.

Специальное назначение Убедить общественную группу поддержать общегородской комендантский час для лиц моложе восемнадцати лет
Основные положения I. Продемонстрировать, что вандализм и насилие среди молодежи отрицательно сказываются на нашем сообществе.
II. Покажите, как растет вандализм и насилие среди молодежи после 22:00. в нашем сообществе.
III. Объясните, как введение обязательного комендантского часа в 22:00 уменьшит вандализм и насилие в нашем сообществе.

В этой речи спикер хочет убедить людей ввести новый комендантский час для лиц младше восемнадцати лет. Чтобы помочь убедить членов общественной группы, спикер сначала показывает, что вандализм и насилие являются проблемами в сообществе. После того, как спикер показал проблему, спикер объясняет аудитории, что причиной этой проблемы является молодежь на улице после 22:00. Наконец, спикер указывает обязательное время 22:00. комендантский час как решение проблемы вандализма и насилия в обществе. Формат речей «проблема-причина-решение» обычно подходит для убедительных тем, потому что оратор просит аудиторию поверить в конкретное решение и принять его.

Психологический

Еще один способ организовать ваши основные идеи в речи — использовать психологическую модель речи, в которой «а» ведет к «б», а «б» ведет к «в». Этот формат речи предназначен для следования логическому аргументу, поэтому этот формат очень легко поддается убедительным речам. Давайте посмотрим на пример.

Специальное назначение Убедить группу медсестер использовать юмор для лечения человека
Основные положения I. Как смех влияет на организм
II. Как телесные воздействия могут помочь исцелению
III. Стратегии использования юмора в лечении

В этой речи спикер начинает с обсуждения того, как юмор влияет на тело. Если пациент подвергается воздействию юмора (а), то его тело на самом деле физиологически реагирует таким образом, что способствует выздоровлению (б — например, уменьшает стресс, снижает кровяное давление, укрепляет иммунную систему и т. д.). Из-за этих преимуществ медсестры должны использовать юмор, который способствует выздоровлению (c).

Выбор организационной модели

Каждая из предыдущих организационных моделей потенциально полезна для организации основных моментов вашего выступления. Однако не все организационные шаблоны подходят для всех выступлений. Например, как мы упоминали ранее, биографический шаблон полезен, когда вы рассказываете историю чьей-то жизни. Некоторые другие паттерны, особенно сравнение/контраст, проблема-причина-решение и психологические, хорошо подходят для убедительной речи. Ваша задача — выбрать наилучший шаблон для конкретной речи, которую вы произносите.

Вы должны знать, что также можно комбинировать две или более организационных моделей для достижения целей конкретного выступления. Например, вы можете обсудить проблему, а затем сравнить/сопоставить несколько различных возможных решений для аудитории. Такая речь, таким образом, будет комбинировать элементы паттернов сравнения/контраста и проблемы-причины-решения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts