Психология скандальные люди: Психолог рассказала, как защититься от токсичных людей

Содержание

Психолог рассказала, как защититься от токсичных людей

iStock

В окружении жителей большого города практически всегда найдется пессимист, всегда обиженный, вспыльчивый человек, вокруг него всегда скандалы и склоки, если после общения с ним остается чувство опустошения, то вот он — токсичный человек. Первая мысль, что стоит ограничить общение с такими людьми, но что делать, если это близкие люди, коллеги или родственники?

Важно соблюдать эмоциональную дистанцию, говорит психолог семейного центра «Кутузовский» Людмила Ткаченко. «Важно держать свои эмоции под контролем, а иногда лучше выбрать нейтральную линию поведения, например, кивать и соглашаться, — рассказывает она. — Как пример, если вы утешаете свою расстроенную подругу, не давайте ей сделать это ежедневной традицией, иначе вы погрязнете в ее переживаниях, что скажется на вашем эмоциональном состоянии». Нужно держать дистанцию, строя конструктивный диалог, не впитывая негативную информацию, только так возможно выработать внутренний фильтр от чужих плохих эмоций и проблем.

«Хороший способом нейтрализовать токсичного собеседника — задать ему вопрос: «Как и когда ты собираешься решить свою проблему?» Он либо переведет тему, либо замолчит, потому что он собирается жаловаться, а не решать проблему. Помните, что конструктивен только поиск решения, а не переживания», — добавляет Ткаченко.

Не менее важно сократить общение с токсичными людьми. Например, если на работе негативный коллега, то общение с ним можно свести до решения рабочих вопросов. Если же речь идет не о товарищах по работе, можно поставить звонки и уведомления от токсичных абонентов на беззвучный режим. «Токсичным людям необходима ответная реакция, а если они ее не получают, то переключаются на следующую «жертву». Как вариант, для некоторых людей можно стать очень скучным немотивированным собеседником, которого невозможно вывести из себя», — отмечает Ткаченко.

Так же в общении с токсичными людьми можно в открытую сказать, что именно вас не устраивает, в этом случае — либо человек начнет менять свое поведение в лучшую сторону, либо престанет с вами общаться. Психолог советует выработать умение стоять за себя и свои границы. «Все токсичные люди — манипуляторы. Им нужно дать понять, что вы можете постоять за себя и не собираетесь подвергаться его манипуляциям. Хороший способ — устанавливать временные рамки в общении. Например, если ваша подруга — токсичный человек, установите временной лимит для общения, объяснив его делами, которые невозможно отложить. Если общение с ней совсем не получается ограничить, предложите ей обратиться со своей проблемой к психологу. Если же коллега нарушает границы, провоцирует конфликты и «вставляет палки в колеса», стоит поговорить с руководителем о разграничении обязанностей между вами», — подчеркивает эксперт.

Психолог рекомендует во всех ситуациях брать ответственность только за себя, а не за проблемы других людей, потому что цель токсичного человека эту ответственность переложить на плечи других. «У вас спросили совета, вы высказали свое мнение, как решить ту или иную проблему, а это решение оказалось неправильным. Крайним в этой ситуации окажетесь вы, и вас заставят чувствовать вину. Пресекайте все возможности вовлечения вас в решение проблем токсичных людей», — заключила Ткаченко.

Образ жизни

Как распознать токсичное поведение и выстроить личные границы

Главная / Блог / Как распознать токсичное поведение и выстроить личные границы

Время на чтение: 5 минут

|

29 мая 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

Бывает, что при встрече с кем-то вы испытываете внутренний дискомфорт, хотя внешне ничего не происходит — просто разговор. Это верный признак того, что вы общаетесь с токсичным человеком. Как выстроить с ним общение без эмоциональных затрат, рассказываем в статье.

Читайте в статье:

  • Цели токсичного поведения
  • 10 признаков токсичных людей
  • Как вести себя с токсичными людьми, если избежать общения не получается?

Цели токсичного поведения

В психологии не существует точного определения токсичности. Токсичными называют людей, после общения с которыми остается неприятное эмоциональное послевкусие. Иногда это ощущается даже на физиологическом уровне: болит голова, портится настроение, хочется спать.

Токсичный человек действует неосознанно, а модели такого поведения формируются еще в детстве.

Пример 1. Чтобы добиться желаемого, ребенок каждый раз закатывает истерику. Родители всегда идут ему на уступки. Такой шаблон поведения ребенок переносит во взрослую жизнь, и для достижения собственной цели манипулирует эмоциями другого человека.

Пример 2. На все свои просьбы ребенок получает отказ родителей без объяснений причин.

Просто нет и все. Во взрослой жизни такой человек понимает, что убеждать не имеет смысла, поэтому вместо аргументов выбирает бессознательную манипуляцию.

Основной целью любого токсичного поведения становится неосознанное влияние на эмоции других людей и получение желаемого.

Распознать токсичного человека не всегда получается с первого раза. Иногда вы оправдываете свое недоброжелательное отношение к нему собственным плохим настроением. Вам начинает казаться, что это вы излишне требовательны. Так, сами того не замечая, вы поддаетесь влиянию токсичного человека.

Найти грань между поведением токсичного и обычного человека непросто. Они умелые манипуляторы и всегда подберут ключик к вашим эмоциям: вовремя надавят на жалость, уместно пошутят или выразят беспокойство.

Единственная отличительная особенность токсичных людей — постоянство. Если обычный человек может по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию в зависимости от настроения, то поведение токсичного человека всегда одинаково.

Есть еще ряд признаков, по которым вы узнаете токсичного человека.

10 признаков токсичных людей

Рассмотрим особенности поведения, по которым можно вычислить токсичного человека.

1. Постоянная драма

У токсичных людей всегда все плохо. Они любят пожаловаться на свои проблемы и напомнить о том, что вам или окружающим везет больше, чем им.

2. Неумение слышать собеседника

Токсичные люди всегда поглощены заботой о себе и своем состоянии. Им совсем неинтересно слушать собеседника, и каждый раз они пытаются вас перебить, чтобы завести разговор о себе.

3. Агрессивность

Они легко заводятся от любой критики, даже шутливой или адекватной.

4. Негативизм

Токсичные люди будут отвергать до последнего пользу любой хорошей идеи.

5. Желание все приукрасить

В разговорах такие люди любят преувеличивать и упускать некоторые факты, чтобы показаться героями.

6. Вечная критика

Они критикуют вас, мир, других людей, дают непрошенные советы и всегда знают, как сделать лучше.

7. Похищение времени

Токсичный человек готов долго рассказывать вам о своих проблемах или прийти в гости без предупреждения. Он не ценит ваше время.

8. Любовь к сплетням

Всегда с удовольствием обсуждают за спиной тех людей, с которыми только что мило общались.

9. Уверенность в своей правоте

Не важно, что думает или чувствует собеседник, последнее слово всегда остается за токсичным человеком. Он знает, что лучше для окружающих и считает свое мнение единственно правильным.

10. Тотальный контроль

Токсичные люди хотят быть в курсе всех новостей, им до всего есть дело. Не важно, хотите вы поддерживать с ними общение или нет, они всегда найдут повод для разговора и открыто начнут манипулировать вами.

Научитесь строить личные границы профессионально

Получите на почту руководство: как стать психологом и помогать другим

Как вести себя с токсичными людьми, если избежать общения не получается?

Если вы присмотритесь к своему окружению, то наверняка найдете токсичных людей. Разговоры с ними вызывают упадок сил и эмоций, поэтому вы интуитивно избегаете встречи.

Но что делать, если среди токсичных людей ваш коллега по работе, близкий родственник или друг? Для сохранения эмоционального равновесия при общении с ними попробуйте придерживаться следующих правил.

Отстаивайте свои границы

Токсичные люди часто выбирают в качестве жертв деликатных людей, которые стесняются сказать «нет», чтобы не обидеть. Отбросьте вежливость и переходите в контрнаступление для защиты личного времени и пространства.

«Да, я понимаю, что ты хочешь поговорить, но уже поздно, и я хочу спать. Давай завтра»

«Я сейчас занята» 

Управляйте разговором

Токсичные люди любят рассказывать о своих проблемах и забывают о времени. Если вам надоел разговор, смело берите инициативу в свои руки. 

«Я поняла твою проблему, как ты собираешься ее решать?» 

Такой вопрос ставит в ступор вашего собеседника. Ведь он хотел жаловаться, а не решать проблему.

Не открывайте душу

Токсичные люди умело втираются в доверие. Когда они рассказывают душещипательные истории, у вас также возникает желание поделиться с ними своими переживаниями. Будьте осторожны, ведь любые откровения будут использованы против вас.

Задавайте свое направление разговора

Например, не позволяйте сплетничать о ком-либо и переводите разговор в конструктивное русло.

«Мне неинтересно обсуждать работу Светы, расскажи, лучше, что планируешь делать в выходные»

Контролируйте эмоциональное состояние

Если любимая подруга постоянно жалуется на жизнь, не реагируйте эмоционально. Не нужно плакать, жалеть ее или переживать, иначе просто погрязнете во всех ее проблемах. Общайтесь конструктивно, но при этом держите эмоциональную дистанцию, реагируйте спокойно и не впитывайте негативную информацию.

«Да, понимаю тебя. Что планируешь делать?»

Не пытайтесь решить проблему за другого человека

Токсичные люди часто ждут именно этого и пытаются переложить ответственность на ваши плечи. В такой ситуации просто выслушайте человека и предоставьте ему возможность решить проблему самостоятельно.


Главное при общении с токсичными людьми — научиться выстраивать границы и не вовлекаться в их проблемы. Если у вас это плохо получается, постарайтесь меньше общаться с этим человеком. С коллегой сократите коммуникацию до решения рабочих вопросов, с близкими родственниками — сведите к минимуму встречи. Когда общения избежать не удается, постарайтесь отключить эмоциональные реакции и сохраняйте спокойствие.

  • межличностные отношения

10 странных психологических экспериментов, которые полностью пересекли черту

Экспериментальная психология и психологических экспериментов могут стать ключом к пониманию того, что движет людьми. Когнитивный диссонанс, эффект ложного консенсуса и классическое обусловливание являются важными частями психологических экспериментов. Тем не менее, некоторые люди проводили свои исследования и известных психологических экспериментов довольно необычными, а иногда и морально сомнительными способами. Выводы этих исследователей могут увеличить объем знаний о человеческом поведении; однако методы, которые ряд психологов использовали для проверки теорий, временами выходили за этические границы. Некоторые могут даже показаться несколько садистскими. Те, кто принимал участие в таких исследованиях, не всегда оставались невредимыми. На самом деле, в результате некоторые получили длительные эмоциональные травмы или даже хуже. Вот десять странных психологических экспериментов , которые полностью пересекли черту.

10. Эксперимент Милгрэма (1961)

Эксперимент Милгрэма — один из спорных экспериментов. Профессор социальной психологии Йельского университета Стэнли Милгрэм приступил к своей ныне печально известной серии экспериментов в 1961 году. Вдохновленный судом над высокопоставленным нацистом и координатором Холокоста Адольфом Эйхманом, Милгрэм хотел оценить, действительно ли люди будут совершать действия, противоречащие их совести. если так по указанию авторитетной фигуры. Для каждого теста Милгрэм выстроил по три человека, которые были разделены на роли «экспериментатора» (или авторитетной фигуры), «учителя» и «ученика» (на самом деле актера). После этого учитель отделялся от ученика. Затем им сказали подчиниться экспериментатору. Учитель пытался обучать ученика наборами пар слов. Наказание за неправильные ответы ученика было шокирующим во многих смыслах. Ученик притворился, что получает болезненные и все более сильные разряды электричества, которые, по мнению учителя, они доставляли. Несмотря на то, что никаких реальных потрясений не было нанесено, этика эксперимента подверглась тщательному анализу из-за серьезного психологического стресса, которому подверглись добровольцы.

9. Эксперимент с Маленьким Альбертом (1920)

Эксперимент с Маленьким Альбертом — один из психологических экспериментов, которые пошли не так . В 1920 году все было по-другому. Тогда можно было взять здорового ребенка и глупо напугать его во имя науки. Именно это сделал американский социальный психолог Джон Б. Уотсон в Университете Джонса Хопкинса. Уотсону было интересно узнать, сможет ли он приучить ребенка бояться чего-то обычного. Он соединил это с чем-то еще, что, как он предполагал, вызвало врожденный страх. Уотсон позаимствовал восьмимесячного малыша Альберта для неэтичного психологического эксперимента. Сначала Ватсон познакомил ребенка с белой крысой. Заметив, что это не напугало Альберта, Ватсон снова представил крысу, только на этот раз вместе с внезапным громким звуком. Естественно, шум испугал Альберта. Затем Уотсон намеренно заставил Альберта ассоциировать крысу с шумом, пока ребенок не мог даже увидеть крысу, не разрыдавшись. По сути, психолог вызвал у Альберта довольно неприятную фобию. Более того, Уотсон продолжал огорчать младенца, увидев кролика, собаку и даже мохнатую белую бороду Санта-Клауса. К концу эксперимента Альберт вполне мог получить травму на всю жизнь!

8. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

В августе 1971 года профессор психологии Стэнфордского университета Филип Зимбардо решил проверить теорию о том, что конфликты и жестокое обращение с участием заключенных и тюремных охранников в основном связаны с личностными качествами людей. Этот эксперимент стал известен как Стэнфордский тюремный эксперимент. Зимбардо и его команда устроили смоделированную тюрьму в Стэнфордском здании психологии и дали 24 добровольцам роли либо заключенного, либо охранника. Затем участники были одеты в соответствии с отведенными им ролями. Зимбардо взял на себя роль суперинтенданта. В то время как Зимбардо направил охранников на создание «чувства бессилия» среди мнимых заключенных, то, что произошло, было довольно тревожным. Около четырех из дюжины тюремных охранников стали активными садистами. Заключенных раздели и унижали, оставляли в антисанитарных условиях и заставляли спать на бетонных полах. Один был заперт в шкафу. Сам Зимбардо был настолько погружен в свою роль, что не замечал всей тяжести происходящего. Через шесть дней протесты его девушки убедили его прекратить эксперимент; но это было не раньше, чем по крайней мере пятеро заключенных получили эмоциональную травму.

7. Испытания наркотиков на обезьянах (1969)

Испытания наркотиков на обезьянах — это неудачный психологический эксперимент . Хотя их результаты, возможно, пролили свет на психологический аспект наркомании, трое исследователей из Медицинской школы Мичиганского университета, возможно, полностью перешагнули планку в 1969 году, подсадив макак на запрещенные вещества. Г.А. Дено, Т. Янагита и М.Х. Сиверс вводил приматам наркотики. Эти наркотики включали кокаин, амфетамины, морфин, ЛСД и алкоголь. Почему? Чтобы увидеть, будут ли животные затем сами свободно вводить дозы психоактивных и, в некоторых случаях, потенциально смертельных веществ. Многие обезьяны так и сделали, что, по утверждению исследователей, установило связь между злоупотреблением наркотиками и психологической зависимостью. Тем не менее, учитывая тот факт, что выводы не обязательно применимы к людям, эксперимент мог иметь сомнительную научную ценность. Более того, даже если связь и определялась, то вполне возможно, что метод был неэтичным и, несомненно, жестоким, тем более что часть обезьян становилась опасностью для самих себя и погибала.

6.

Эксперимент с куклой Бобо (1961, 1963)

В начале 1960-х годов психолог Стэнфордского университета Альберт Бандура попытался продемонстрировать, что человеческое поведение можно изучить, наблюдая за вознаграждением и наказанием. Для этого он приобрел 72 детей ясельного возраста вместе с большой надувной игрушкой, известной как кукла Бобо. Затем он заставил группу детей наблюдать за агрессивной моделью поведения. Взрослый жестоко избивал и оскорблял игрушку в течение примерно десяти минут. Вызывает тревогу тот факт, что Бандура обнаружил, что из двух десятков детей, которые были свидетелями этой демонстрации, во многих случаях поведение имитировалось. Оставшись наедине в комнате с куклой Бобо после того, как взрослый ушел, дети, подвергшиеся насилию, стали словесно и физически агрессивны по отношению к кукле, нападая на нее с интенсивностью, которую, возможно, страшно видеть в таких маленьких. В 1963 Бандура провел еще один эксперимент с куклой Бобо, который дал аналогичные результаты. Тем не менее, психологическое исследование с тех пор подверглось критике по этическим соображениям, поскольку его испытуемые были в основном обучены действовать агрессивно с возможными долгосрочными последствиями, а не здоровым развитием в детстве.

5. Терапия отвращения к гомосексуализму (1967)

Терапия отвращением для «лечения» гомосексуализма когда-то была важным предметом исследований в различных университетах. Исследование, подробно описывающее попытки «лечения» одной группы из 43 мужчин-гомосексуалистов, было опубликовано в British Medical Journal в 1967 году. Эксперименты Фельдмана по терапии отвращения в Манчестере, британская больница Крампсолл. Участники смотрели слайды с изображением мужчин, на которые им велели смотреть до тех пор, пока они считают это привлекательным. Однако через восемь секунд после показа такого слайда испытуемые были поражены электрическим током. Также были представлены слайды с изображением женщин, и добровольцы могли смотреть на них без какого-либо наказания. Хотя исследователи предположили, что испытания имели некоторый успех в «излечении» их участников, в 1994 Американская психологическая ассоциация признала терапию отвращения к гомосексуализму опасной и неэффективной.

4. Третья волна (1967 г.)

«Как был допущен Холокост?» Это один из животрепещущих вопросов истории. И когда Рон Джонс, учитель средней школы Кабберли в Пало-Альто, в 1967 году изо всех сил пытался ответить на него своим второкурсникам, он решил вместо этого показать им. В первый день своего социального эксперимента Джонс создал в своем классе авторитарную атмосферу, позиционируя себя как своего рода верховного лидера в стиле Второй мировой войны. Но по прошествии недели фашистский бренд Джонса, созданный одним человеком, превратился в общешкольный клуб. Студенты придумали свои собственные знаки отличия и приняли нацистский салют. Их учили твердо подчиняться командам Джонса и становиться антидемократическими до мозга костей, даже «донося» друг на друга. Новая идеология Джонса получила название «Третья волна» и распространилась со скоростью лесного пожара. К четвертому дню учитель был обеспокоен тем, что движение, которое он развязал, выходит из-под контроля. Он остановил эксперимент. На пятый день он сказал студентам, что они вызвали такое же чувство превосходства, как у немецкого народа при нацистском режиме. К счастью, обошлось без последствий.

3. Эксперимент по лечению шизофрении в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1983–1994)

Эксперимент по лечению шизофрении в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе — еще одно из известных психологических исследований . В 1983 году психолог Кейт Х. Нюхтерляйн и психиатр Майкл Гитлин из Медицинского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе начали спорное исследование психических процессов при шизофрении. В частности, они изучали пути рецидива у страдающих психическим расстройством. Они пытались выяснить, существуют ли предикторы психоза. Для этого шизофреникам из группы сотен участников программы отказали от лекарств. Такое лекарство не лишено неприятного побочного эффекта. Исследование может содержать важные выводы о состоянии. Тем не менее эксперимент подвергся критике за недостаточную защиту пациентов в случае возвращения шизофренических симптомов; он также не определил четко точку, в которой пациенты должны лечиться снова. Более того, это имело трагические последствия в 1991, когда бывший участник программы Антонио Ламадрид покончил с собой, прыгнув с девяти этажей, несмотря на то, что открыто сообщал о своем суицидальном состоянии и предположительно находился под наблюдением исследователей.

2. The Monster Study (1939)

Названный современниками «Monster Study», логопедический эксперимент психолога доктора Венделла Джонсона сначала держался в секрете на случай, если он нанесет ущерб его профессиональной репутации. Теперь это один из знаменитых экспериментов . Джонсон из Университета Айовы пригласил аспирантку Мэри Тюдор для проведения 19-й39 экспериментов для своей магистерской диссертации под руководством самого Джонсона. Двадцать два ребенка-сироты, десять из которых имели проблемы с заиканием, были разделены на две группы, каждая из которых состояла из детей с нарушениями речи и без них. Одной из двух групп дали положительный, обнадеживающий отзыв об их вербальном общении, в то время как другая была крайне унижена из-за их (иногда несуществующих) речевых проблем. Находки были зафиксированы. Это шестимесячное исследование оказало большое влияние на людей. Это даже повлияло на тех, у кого раньше не было проблем с речью, сделав некоторых неуверенными и замкнутыми. В 2007 году полдюжины бывших подданных получили крупную выплату от штата Айова за то, что они пережили, причем заявители сообщили о «психологических и эмоциональных шрамах на всю жизнь».

1. Дэвид Реймер (1967–1977)

Жизнь канадца Дэвида Реймера коренным образом изменилась благодаря одному профессору Университета Джона Хопкинса и одному из этих известных исследований по психологии . После того, как неудачная процедура обрезания оставила Реймера с изуродованным повреждением половых органов в шестимесячном возрасте, его родители отвели его на осмотр к Джону Мани. Мани был профессором медицинской психологии и педиатрии, отстаивавшим теорию гендерного нейтралитета. Он утверждал, что гендерная идентичность в первую очередь усваивается в обществе с раннего возраста. Мани предположил, что, хотя пенис Райнера нельзя восстановить, он может и должен пройти операцию по смене пола и расти как женщина. В 1967 Реймер начал лечение, которое превратило его в «Бренду». Однако, несмотря на дальнейшие посещения Мани в течение следующих десяти лет, Реймер так и не смог идентифицировать себя как женщину и жил как мужчина с 14 лет. эксперимент вызвал у него крайнюю депрессию — основной фактор, который способствовал его самоубийству в 2004 году. Тем временем Джон Мани погряз в полемике.

Заключение

Эти шокирующих психологических экспериментов были довольно странными и разрушительными. Психологические исследования изучают возможные причинно-следственные связи между переменными. Экспериментальное исследование включает тщательное манипулирование одной переменной (независимой переменной) и измерение изменений другой переменной (зависимой переменной).

Самый простой экспериментальный план использует контрольную группу и экспериментальную группу. Экспериментальная группа испытывает любое лечение или состояние, которое исследуется, в отличие от контрольной группы. Даже при соблюдении этих рекомендаций мы видим, что этика по-прежнему должна быть частью интересные исследования психологии а также.

Связанные ресурсы:

  • 20 известных людей с шизофренией
  • Рейтинг 25 лучших программ для выпускников в области экспериментальной психологии
  • Каковы лучшие программы экспериментальной психологии в стране?
  • Что такое экспериментальная психология?
  • Советы по планированию психологических экспериментов
  • Каковы 10 самых неэтичных психологических экспериментов?
  • Самые новаторские психологические эксперименты всех времен

11+ Противоречивые психологические эксперименты в истории

Научные эксперименты — основа человеческого прогресса. Академические исследователи обычно обязаны соблюдать правила и положения, регулирующие этику проведения исследований. Однако всегда было очень небольшое количество исследователей, которые продвинулись далеко за пределы того, что многие считают этическим.

Сегодня существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать при проведении подобных психологических экспериментов. Например, у Американской психологической ассоциации (АПА) есть обязательный Кодекс поведения, которого необходимо придерживаться при проведении любых экспериментов. Экспериментаторы обязаны соблюдать все, от согласия до конфиденциальности экспериментов.

Кроме того, существуют наблюдательные советы и комиссии, отвечающие за укрепление этих строгих этических норм. При этом нормы не всегда были такими суровыми. Именно так были проведены некоторые из следующих противоречивых психологических экспериментов.

 1. 

Эксперимент Facebook Источник: hocus-focus/iStock

Эксперимент Facebook 2012 года вызвал бурю негодования среди возмущенных пользователей. Около 90 005 700 000 пользователей Facebook 90 006 были подвергнуты секретным психологическим тестам, чтобы оценить влияние различных типов постов.

Подробности эксперимента были раскрыты в научной статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences . В документе выяснилось, что без ведома пользователей Facebook вмешался в новостные ленты почти 700 000 человек, показав им аномально малое количество как положительных, так и отрицательных сообщений. Целью эксперимента было определить, может ли компания изменить эмоциональное состояние своих пользователей.

Эксперимент был разработан, чтобы определить, влияет ли количество положительных или отрицательных комментариев в новостной ленте Facebook на то, как пользователь обновляет свою собственную страницу.

Новость об исследовании вызвала возмущение у людей, которые считали, что компания тайно манипулировала ими.

Исследователи обнаружили, что пользователи социальных сетей были склонны к «эмоциональному заражению», когда они имитировали тип контента других людей, размещавших сообщения в своей ленте. Например, те, у кого было больше негативных комментариев, сами оставляли больше негативных комментариев.

Несмотря на то, что результаты были интересными, Facebook подвергся шквалу критики, многие называли платформу социальной сети «ужасающей» и «жуткой». С тех пор этика эксперимента широко обсуждалась.

 2. Операция O Midnight Climax

Вооруженные силы США и ЦРУ имеют большой опыт проведения необычных психологических экспериментов.

Один исследовательский проект, получивший название Operation Midnight Climax, был проведен в 1950-х годах под руководством Аллена Даллеса, директора ЦРУ в то время. Это было частью проекта MKULTRA, спорной серии экспериментов, направленных на разработку методов контроля над разумом.

Эта операция была проведена с целью изучения использования «контролирующих сознание» наркотиков и проверки воздействия психоактивных препаратов, таких как ЛСД, на людей.

Неосознанно клиентов заманивали в управляемые ЦРУ публичные дома проститутками, оплачиваемыми ЦРУ, а психоактивные вещества, такие как ЛСД, подсыпали им в напитки. Затем за этими людьми наблюдали из-за двустороннего зеркала, когда они занимались сексом.

С годами деятельность проекта расширилась, чтобы испытать другие агенты, такие как вонючие бомбы и героин, на множестве ничего не подозревающих людей. Бордели также были популярны среди агентов, которые использовали их для «быстрых встреч».

Агентство закрыло MKULTRA в конце 1960-х годов после того, как офис генерального инспектора ЦРУ обнаружил эксперименты. Однако две связанные программы, MKSEARCH и Project FRETEN, продолжались до 1972 и 1973 годов соответственно.

3. 

Проект отвращения

Южноафриканский проект отвращения был еще одним неэтичным психологическим экспериментом, который проводился на людях. Апартеид Южная Африка был чрезвычайно опасным местом для гомосексуалистов — как черных, так и белых. В то время у правительства были строгие антигомосексуальные законы. Быть геем считалось ненормальным, а гомосексуальность считался психическим заболеванием. В результате ко многим южноафриканцам были применены методы лечения и техники отвращения, чтобы «вылечить» их от этой болезни.

Самые популярные

Гомосексуалистов также часто заставляли идти в армию против их воли. Проект «Отвращение» в основном заключался в том, что лесбиянок и геев накачивали наркотиками, они подвергались электрошоковой поведенческой терапии. В этой терапии гомосексуалистам показывали фотографии однополой эротики после того, как их накачали наркотиками.

После этого их пытали электрическим током и показывали изображения эротики противоположного пола. Техника явно не работала, и жертвы подвергались гормональной терапии.

В некоторых случаях эта терапия также включала химическую кастрацию. Более того, более 900 мужчин и женщин были вынуждены пройти операцию по смене пола для переориентации, разумеется, без их согласия.

4. 

Ненужные эксперименты по смене пола Дэвид Питер Реймер. Источник: WP

Один трагический случай произошел в результате неверных решений, принятых после хирургического несчастного случая, когда семимесячный канадский мальчик был «случайно кастрирован» во время планового обрезания.

После того, как пенис Дэвида Питера Реймера был случайно изуродован, психолог убедил его родителей, что у мальчика больше шансов успешно достичь полового созревания, если он перенес операцию по смене пола как женщина.

Психолог Джон Мани сообщил, что переназначение прошло успешно, и использовал его как доказательство того, что гендерная идентичность в первую очередь изучается. Однако, когда Реймер стал старше, он понял, что он не девочка, и в возрасте 15 лет стал мужчиной. В конце концов Реймер обнародовал свою историю, чтобы воспрепятствовать аналогичной медицинской практике, и вызванный этим фурор изменил медицинскую практику в аналогичных случаях. Реймер покончил с собой в возрасте 38 лет после тяжелой депрессии.

5.  Эксперименты Милгрэма Реклама эксперимента Милгрэма. Источник: Wikimedia

Психолог из Йельского университета по имени Стэнли Милграм провел одно из самых известных исследований послушания.

Его психологический эксперимент состоял в анализе конфликта между личной совестью и послушанием авторитету. В 1963 году Милгрэм изучил оправдания, которые предлагались людьми, обвиняемыми в совершении актов геноцида во время Второй мировой войны.

Чаще всего они предлагали защиту, основанную на понятии «повиновения», и утверждали, что просто выполняли приказы своего начальника. Поэтому Милгрэм хотел проверить, были ли немцы послушными от природы, или за жестокостью стояла другая причина.

Основываясь на этом эксперименте, Милграм отобрал участников через рекламу в газетах, убедив их принять участие в исследовании Йельского университета.

Затем каждый участник был объединен в пару с другим участником. Один был «учеником», а другой «учителем». В каждом случае ученик на самом деле был сообщником Милгрэма, который притворялся реальным участником.

Ученика отвели в одну комнату, а учителя — в другую. Комната учителя состояла из электрошокового устройства и ряда выключателей с маркировкой от 15 до 450 вольт.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, насколько далеко люди готовы зайти, чтобы подчиниться инструкции, даже если это повлечет за собой причинение вреда другому человеку. Учителю было приказано «бить» ученика все более высоким напряжением. Однако, без ведома учителя, переключатели были ненастоящими, и ученик симулировал свою реакцию. Фальшивые удары электрическим током постепенно увеличивались до уровня, который был бы смертельным, если бы они были настоящими.

Эксперимент неожиданно обнаружил, что очень большая часть испытуемых полностью подчинялась инструкциям, хотя и неохотно.

6. Стэнфордский тюремный эксперимент

Источник Эрик. E Castro/Wikimedia

Эксперимент ТФЭ был проведен в 1971 году в Стэнфордском университете. Это было одно из самых убедительных психологических исследований, получившее особую известность.

В ходе исследования участники были назначены либо охранниками, либо заключенными в имитацию тюрьмы при университете.

Предпосылка эксперимента заключалась в том, что когда людям дается определенная власть над другими, они в конечном итоге начинают злоупотреблять этой властью. С другой стороны, люди, оказавшиеся в беспомощной ситуации, часто доводятся до подчинения или даже доходят до безумия.

Эксперимент показал, что люди, которым была отведена роль охранников, становились все более жестокими и даже были готовы применять психологические пытки, в то время как многие из «заключенных» пассивно принимали психологическое насилие и активно преследовали других заключенных, которые пытались его остановить.

Эксперимент был прекращен досрочно, подвергся критике за использование ненаучной методологии, такой как инструктирование участников о том, как вести себя, и его результаты были поставлены под сомнение,

Эксперимент «Исследование монстров» 1939 года был замечательным экспериментом со стороны доктора Венделла Джонсона, логопеда. Он хотел понять причину заикания. Поэтому он провел эксперимент на группе детей приюта в Давенпорте, штат Айова. Джонсон не соглашался с распространенным мнением о том, что заикание является врожденной чертой, которую невозможно исправить.

В рамках исследования Джонсон провел эксперименты на 22 сиротах и разделил их на две группы заикающихся и незаикающихся.

Только половина детей в группе заикающихся на самом деле были заикающимися. На протяжении всего эксперимента люди, не заикающиеся, получали высокую оценку за их обычные речевые паттерны.

С другой стороны, группа заикающихся постоянно получала отрицательное подкрепление, и их всегда ставили в тупик в качестве напоминания о том, что нельзя заикаться. Позже Джонсон пришел к выводу, что дети, у которых было заикание в группе заикающихся, на самом деле чувствовали себя хуже, чем раньше, а те из группы заикающихся, которые не заикались до эксперимента, начали заикаться к концу эксперимента.

Джонсон установил, что проблема заикания связана с развитием, а не с врожденной чертой, но он оставил многих детей с борьбой на всю жизнь.

 8. 1969 г. Испытания наркотиков M

onkey Источник: 13160449/iStock

Испытание наркотиков на обезьянах в 1969 году — еще один из тех психологических экспериментов, которые полностью пересекли черту.

Несмотря на то, что это испытание помогло психологам лучше понять наркозависимость, трое исследователей, проводивших этот эксперимент в Медицинской школе Мичиганского университета, полностью перешагнули планку, сделав очередной психологический эксперимент неудачным.

Исследователи подсадили макак на запрещенные вещества, вводя ничего не подозревающим приматам наркотики, такие как кокаин, морфин, амфетамины и алкоголь.

Они сделали это, чтобы посмотреть, будут ли обезьяны впоследствии активно вводить себе дозы этих веществ.

Так было у многих обезьян, и исследователи смогли установить связь между психологической зависимостью и злоупотреблением наркотиками. Однако эксперимент имел сомнительную научную ценность, поскольку те же результаты не могли быть воспроизведены на людях.

Вдобавок ко всему, несмотря на установление связи, метод был определенно неэтичным и жестоким, так как часть обезьян погибла во время эксперимента.

9. Эксперимент

«Пещера разбойников» Источник: Центр истории психологии Каммингса/YouTube

Эксперимент «Пещера разбойников» был организован психологом Музафером Шерифом в государственном парке «Пещера разбойников», штат Оклахома.

Шериф набрал для эксперимента мальчиков в возрасте 11 и 12 лет и разделил их на две группы. Мальчики привязались к своим группам в течение первой недели лагеря, вместе занимаясь различными видами деятельности, такими как походы, плавание и т. д.

Затем две группы провели четыре дня, соревнуясь друг с другом во множестве игр. Во время соревнований Шериф манипулировал результатами игры, чтобы максимально приблизить результаты игры. Во время соревнований стали проявляться предубеждения между группами.

Затем последовал двухдневный период обдумывания, когда мальчики, как правило, характеризовали свою группу очень благоприятно, а другую группу — очень неблагоприятно.

Затем Шериф попытался уменьшить предрассудки или межгрупповой конфликт. Однако простое увеличение контактов двух групп только ухудшило ситуацию, тогда как принуждение групп к совместной работе для достижения общих целей ослабило предрассудки и напряжение между группами.

Эксперимент подтвердил реалистичную теорию конфликта Шерифа (также называемую реалистичной теорией группового конфликта) — идею о том, что групповой конфликт может возникнуть в результате конкуренции за ресурсы.

Этот эксперимент явно вызывает споры, поскольку в нем используются дети в качестве испытуемых без их согласия или даже ведома.

 10. Эксперименты между кареглазыми и голубоглазыми учениками Источник: wcfcourier

Джейн Эллиот была учительницей третьего класса, прославившейся своим упражнением «карие глаза/голубые глаза». Этот эксперимент продолжал демонстрировать влияние расизма на образование.

На следующее утро после убийства Мартина Лютера Кинга Эллиот сказала своему классу, что методы работы изменятся. Она посадила голубоглазых детей впереди класса.

Им дали дополнительное время на перемене, почетное место перед классом, вторую порцию еды во время обеда и активное участие в обсуждениях в классе.

При этом кареглазые дети должны были сидеть в конце класса; более того, они получили строгий выговор за все те вещи, которые обычно сходили с рук голубоглазым детишкам. Эллиот даже приложил все усилия, чтобы сочинить научный факт, который якобы утверждал, что голубоглазые люди более умны, чем кареглазые, благодаря наличию меланина.

Результаты исследования были ошеломляющими. Голубоглазые учащиеся гораздо лучше справлялись с заданиями, в то время как кареглазые учащиеся, которые обычно показывали гораздо лучшие результаты в классе, испытывали затруднения.

Голубоглазые ученики также стали злыми по отношению к кареглазым. На следующий день Эллиот изменил упражнение и получил те же результаты. Однако кареглазые ученики не были столь злобны в своих насмешках. В конце упражнения обе группы детей обнимали друг друга и плакали. Они усвоили важный урок расизма, хотя этот процесс был совершенно неэтичным.

 11.  Эксперимент маленького Альберта Источник: John B Watson/Wikimedia

Джон Уотсон — популярный психолог, известный как «отец бихевиоризма». Известно, что он использовал сирот во многих своих экспериментах.

В одном из этих особенно неэтичных и хорошо известных экспериментов Уотсон использовал Маленького Альберта, девятимесячного сироту.

В ходе этого эксперимента Ватсон представил Маленькому Альберту множество образов и звуков. Это были обезьяны, кролики, разные маски и горящая газета. Во второй части эксперимента Маленького Альберта познакомили с белой крысой.

Как и раньше, Маленький Альберт не боялся крысы. Но затем, каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе, Ватсон издавал громкие звуки стальным стержнем.

Это огорчило Маленького Альберта, так как он подумал, что шум исходит от крысы. Со временем он начал бояться всего белого и/или пушистого. Это продемонстрировало гипотезу Уотсона о том, что элемент страха в людях можно обусловить.

12. Проект QKHILLTOP

Источник: Майк МакКлаури

Проект QKHILLTOP — эксперимент, разработанный ЦРУ для изучения китайских методов «промывания мозгов». Этот шокирующий психологический эксперимент родился из желания ЦРУ создать более эффективные методы допроса. Во главе с доктором Гарольдом Вольфом из Медицинской школы Корнельского университета спорные эксперименты исследовали наркотики, тюремное заключение, лишение, унижение, пытки, промывание мозгов и гипноз на различных субъектах.

13. Пенсильванский университет тестирует заключенных

Источник: Graphics8

В 1951 году исследователи из Пенсильванского университета начали эксперименты над заключенными филадельфийской тюрьмы Холмсбург. В течение 20 лет д-р Альберт М. Клигман тестировал зубную пасту, дезодорант, шампунь, кремы для кожи, моющие средства, жидкие диеты, глазные капли, присыпки для ног и краски для волос на коже заключенных, чтобы определить, безопасно ли их использовать. Тесты требовали постоянных биопсий кожи и болезненных процедур.

История показала жестокость людей по отношению к другим людям и видам в их стремлении найти ответы на некоторые вопросы. В этом стремлении они забыли об этике и морали, что привело к серьезным последствиям, а в некоторых случаях и к травмам во взрослой жизни, в которые вовлечены дети.

Однако хорошо, что люди извлекли уроки из истории, и теперь исследователям необходимо получить предварительное разрешение, прежде чем проводить эксперименты с людьми.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts