Психология смерти и умирания: Психология смерти и умирания читать онлайн, Константин Сельченок

Содержание

Психология смерти — Журнал «Здравоохранение»

Дорогие коллеги!

 

Человек — единственное живое существо, которое знает о неизбежности своей смерти, однако по-настоящему не может осознать это. «По сути, никто не верит в собственную смерть. Или, что то же самое, каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бессмертии» (З. Фрейд). Отношение к смерти достойно удивления. Мы живем в некой иллюзии — постоянно сталкиваемся с «избытком» жизни, но совсем не видим смерти. Дыхание смерти касается нас, когда жизнь покидают наши родные или знакомые. Только весть об уходе близкого человека доносит отголосок вечности, который шепчет: «Не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе». Подобное отношение к смерти накладывает глубокий отпечаток на нашу жизнь, она обедняется и тускнеет, теряет свою содержательность, потому что из жизненной борьбы исключается наивысшая ставка — сама жизнь.

Страх перед неизбежной кончиной заставляет погружаться в бытовые проблемы, беспокоиться о будущем так, словно мы собираемся жить вечно, и только встреча со смертью вынуждает задуматься о радости каждого дня и счастье быть здоровым, о смысле жизни, о том, что составляет подлинную ценность человеческой жизни.

Немецкий философ М. Хайдеггер писал: «Смерть вызывает тревогу, потому что затрагивает самую суть нашего бытия. Но благодаря этому происходит глубинное осознавание себя. Смерть делает нас личностями». Сознание смерти облагораживает жизнь, не позволяет человеку потерять себя в суете, дает понимание того, что жизнь — это Великое Таинство.

Античное «ars moriendi» (искусство умирать) учит принимать дары Промысла. Это может быть неудача, разочарование, болезнь, одиночество, крушение надежд. Постигая дарственную природу мироздания, человек приобретает опыт, учится умирать. Если мы правильно устроили свою душу, ужена земле она принадлежит вечности. Критерий правильного устроения души или, что одно и то же, духовной зрелости — это осознанное принятие факта собственной кончины. Мудрец сказал: «Тот, кто не умирает до того как он умрет, пропадет, когда умрет».

Отрекаясь от неизбежности смерти, мы предаем самих себя, отбрасываем свое богоподобие. Человек забывает о своем призвании быть личностью, выбирает жизнь в качестве организма, заботясь только о своих биологических потребностях. Жизнь становится бегством от смерти, а чтобы бежать быстрее, надо быть налегке и человек оставляет на старте главное — самого себя, непонятого
и невостребованного, чтобы на финише оказалась лишь его потрепанная оболочка. Это кросс по пересеченной местности через овраги соблазнов, барьеры карьеры, кустарники страстей.

Мы должны быть открыты всему, что нас ожидает. Без страданий и смерти жизнь не полна. В беседах митрополита Антония Сурожского есть пронзительные слова: «Неважно, жив ты или мертв, важно ради чего ты живешь или во имя чего умираешь». Совместное проживание с умирающим человеком ухода из жизни позволяет расширить границы видимого мира, подняться до постижения таких вневременных вопросов, как смысл жизни, вера, безверие, Бог. «Смерть — это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели» (С. Беллоу). Несформированное представление о смерти обедняет жизнь, тогда как попытка осмыслить закономерный уход из жизни дает возможность ощутить мир во всей полноте, переоценить систему существующих ценностей.

Местом, где человек расстается с жизнью, все чаще становится больница. Достижения медицины привели к тому, что смерть укорачивается или продлевается в зависимости от действий врача. Он не может предотвратить смерть, но в состоянии регулировать ее длительность, позволяя продлить существование неизлечимому пациенту до нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. В результате медикализации смерти врачи все больше вовлекаются в трагическую область человеческого существования, что породило моральные проблемы, с которыми раньше сталкиваться не приходилось. Однако, несмотря на то, что профессия медика связана с умиранием, тема смерти в общении с пациентом до недавнего времени была закрыта. Смерть воспринималась как неестественное, пугающее событие, часто как следствие медицинской неудачи. Существовал запрет на сообщение фатального исхода заболевания. И сейчас этой проблеме не уделяется должное внимание, вот почему врачи испытывают за­труднение, не знают, как строить отношения с умирающим пациентом и его родственниками.

Между тем, проблема смерти и тесно связанные с ней вопросы духовных ценностей являются ключевыми в образовании медиков. Если на них не обращать внимания, представление о человеке так и останется как об организме. «Memento mori» (помни о смерти) — эта максима должна войти в жизнь не только как напоминание о судьбе и здоровье человека, но и как стимул к познанию смысла жизни.

 

 

Зам. главного редактора

профессор                                                                                                         Ю. К. Абаев

Автор(ы): Ю. К. Абаев
Медучреждение: Редакция журнала «Здравоохранение», Минск, Беларусь

6.1. Смерть и умирание. Кризисные состояния

6.1. Смерть и умирание

Психологический смысл, который человек вкладывает в понятие смерть, различен и обусловлен, с одной стороны, его причастностью к фатальным событиям, а с другой тем, какое отношение смерть имеет лично к нему. Avery D. Weisman (1976) выделяет следующие варианты отношения к смерти.

Безличная смерть или «смерть» — как абстрактное понятие.

Ежедневно человек сталкивается с ней, слушая, читая и видя на экранах телевизоров сообщения о терроризме, катастрофах, войнах и т. п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие. В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии.

Интерперсональная смерть

В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может колебаться от радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до страха, горя, отчаяния, обиды, смирения, депрессии при потере кумира или значимого человека. Описаны случаи эпидемии самоубийств среди поклонников С. Есенина, В.

Цоя. Эпидемией юношеских самоубийств был отмечен выход в свет романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», в котором герой застрелился из — за неразделенной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц.

Ярким примером реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн — подруги известного итальянского художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа — художника и страстного игрока.

На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа. Друзья плакали и не верили, что любовь может быть смертельной.

Их похоронили рядом. На общей мраморной плите выбито: «Амадео Модильяни… Смерть настигла его на пороге славы.

Жанна Эбютерн… верная спутница Модильяни, которая не захотела без него жить.»

Для Жанны ее великая любовь была жизненным стержнем, и даже ребенок, которого она ждала не смог восполнить утрату смысла ее существования.

Персональная смерть.

В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами введено понятие «траектория освоения смерти», которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение. Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину, подробно описанную E. Kubler — Ross (1969).

B. G. Glaser и A.L.Strauss (1965, 1968), проведшие фундаментальные исследования, посвященные проблеме персональной смерти, относят к ней и так называемую «частичную смерть». Под этим термином они подразумевают состояние человека, который лишился части своих органов, членов или функциональных возможностей, например: люди с параличами или парезами, с ампутированными внутренними органами или конечностями. Психодинамически ориентированные психотерапевты относят к частичной смерти потерю самоуважения, значимой работы, невозможность довести до конца дело, которому была посвящена жизнь.

Иногда эти потери столь невосполнимы, что человек совершает суицид.

Ярким примером может служить биография Магнуса Гиршфельда — немецкого врача — невролога и сексолога. М. Гиршфельд с 1918 г. возглавлял Институт сексуальных исследований в Берлине и по праву считался одним из основоположников современной сексологии. Его труды были посвящены социально — гигиеническим аспектам сексологии: он пропагандировал всеобщее сексуальное просвещение среди населения и призывал терпимо относиться к гомосексуализму. Особой популярностью пользовалась его монография «История нравов времен первой мировой войны» (1930).

После прихода к власти фашизма он эмигрировал во Францию, потерял любимую работу и перспективу продолжать начатое дело. В скором времени он покончил жизнь самоубийством.

6.1.1. Психологические стадии умирания.

Элизабет Кюблер Росс, по специальности детский врач — психиатр, работавшая на факультете психопатологии Университета Чикаго, изучала проблему смерти и умирания у современного неверующего человека. Она создала свою научную школу и вместе со своими учениками занималась изучением этой проблемы. Она посвятила этому вопросу более 20 лет жизни и написала несколько монографий, ставших классикой танатологии. Многолетний опыт наблюдения и работы в качестве психотерапевта с тяжелобольными и опыт тренировочных семинаров с врачами, медсестрами, священниками был обобщен в книге «О смерти и умирании» (1969, 1977). Элизабет Кюблер Росс констатировала, что психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:

Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: «Только не я», «Не может быть», «Это не рак» и т. п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет себя по — иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце….).

Вторая стадия — стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?», «Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?» и т. п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса.

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

П. Калиновский, изучая процесс умирания у верующих христиан отмечал отсутствие у них описанной стадийности и страха смерти. В книге «Переход. Последняя болезнь, смерть и после смерти» (1994) он пишет, что «христиане встречают смерть мирно, а иногда и с радостным нетерпением».

Л. Н. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича» и в романе «Война и мир» (сцена смерти Андрея Болконского) блестяще описал динамику, психологическое состояние умирающих и их близких.

Американский исследователь K. Osis (1961) проанализировал 35540 наблюдений, сделанных врачами и медицинскими сестрами у постели умирающих больных, которые он получил, разослав свой опросник и получив ответы от 640 медицинских работников. Он выявил, что в последней, 5 стадии, около 10 % лиц были в сознании за 1 час до смерти. По сообщениям медицинского персонала пациенты чаще всего испытывали боль, дискомфорт, реже — безразличие, Лишь у 5 % наблюдались признаки душевного подъема.

В этот период очень часто наблюдались расстройства восприятия с необычным содержанием, которые чаще всего соответствовали традиционным религиозным представлениям (Рай, Вечный Град, «небеса», необыкновенные пейзажи и животные и т.  п.). Галлюцинаторные переживания, как правило, были яркими, образными и очень напоминали таковые при психоделических переживаниях, вызванных ЛСД или мескалином (С. Гроф, 1993, K. Osis, 1961; R. Noyes, 1971).

J. H. Hyslop (1908) и W. Barret (1926) еще в начале века описали специфические галлюцинации умирающих: они видят в основном умерших родственников и знакомых, которые хотят им помочь перейти в потусторонний мир. Причем, эти расстройства восприятия протекают на фоне ясного сознания и носят характер «приведений». Они показали, что характерные черты этих галлюцинаций не зависят от культуральных, религиозных и личностных особенностей пациентов. Они так же не коррелируют с медицинским диагнозом и физиологическим состоянием. В подтверждение этого тезиса K. Osis приводит описание «галлюцинаций умирающих», которые носили характер «приведений» и воспринимались в ясном сознании у больных, не принимающих никаких препаратов, с нормальной температурой и, как правило, не имеющих в анамнезе указаний на органические или психические заболевания.

Описанные стадии — это лишь схема. Далеко не всегда они следуют по порядку, описанному выше. Возможен возврат от 2–й к 1–й стадии, от 3–й ко 2–й. При внезапной смерти эти стадии и вовсе отсутствуют. Однако знания этих закономерностей необходимы психиатрам, психотерапевтам и медицинским психологам для проведения психокоррекционной работы с лицами, страдающими фатальными заболеваниями.

3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла?

3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла? Смерть: Восстань и страх природный утиши. Я не скелет, как мыслят суеверы. Знай: пред тобою божество души, Великий родич Вакха и Венеры. Гуго фон Гофмансталь[21] Своею

8.11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36]

8. 11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36] Э. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) выделила в процессе приспособления к мысли о смерти пять стадий.Отрицание — человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поиском других, более обнадеживающих

Вечное умирание и возрождение

Вечное умирание и возрождение Наша жизнь основана на принципе вечного возвращения. Это начинается с рождения – кризиса, который мы преодолеваем с помощью своей первой стратегии поведения. Мы хотим придерживаться старого, остаться в неразрывной связи с привычным. Так

Смерть

Смерть Участник: Речь идет о тридцатипятилетнем мужчине. Пять лет назад он сломал себе шею. Сейчас он на искусственном дыхании. Он полностью парализован и отвергает любой контакт с семьей. И тех, кто его окружает, например тех, кто его кормит, он тоже отталкивает. Он живет в

12. Смерть

12. Смерть Вы хотите знать тайну смерти. Но как вы можете ее обнаружить, если не изучите ее в сердце жизни? Сова, ограниченные ночной тьмой глаза которой Днем слепнут, не может Проникнуть в святую тайну света. Если вы хотите увидеть духа смерти, Откройте пошире свои сердца

Умирание в современном мире

Умирание в современном мире Не многие темы вызывают в современном мире такой ужас, как тема смерти. Но время и смерть – проявления одного и того же принципа. Время движется в направлении смерти, или, как сказал Мейстер Экхарт, «все, что соприкасается со временем, преходяще

Смерть

Смерть Для многих из нас смерть по определению означает незащищенность. По сути, исследования в области социальной психологии свидетельствуют о том, что наши самовосприятие и самооценка, равно как и явление культуры в целом, ненамного успешнее любых других попыток

Умирание «я» и превращение в любовь

Умирание «я» и превращение в любовь Превращение «я» в Любовь происходит следующим образом (см. рис. 5). Герой, живя на земле, проживает содержимое своего ума. Он знакомится с его содержимым и познаёт себя. Одновременно он изучает строение ума, то есть Законы

Смерть – это миф!

Смерть – это миф! Мы уже немало говорили о чистой позитивной энергии, создающей миры, об энергии, к Источнику которой мы всегда подключены, но редко когда открыты. Но если наше тело – это продолжение первоисточника Жизни, почему же тогда мы умираем?Представьте,

Смерть и умирание в западной цивилизации

Смерть и умирание в западной цивилизации В западных индустриальных обществах умирающий, как правило, придерживается прагматической и материалистической картины мира или, по крайней мере, подвергается очень глубокому воздействию подобного мировоззрения.

Смерть и умирание в доиндустриальных культурах

Смерть и умирание в доиндустриальных культурах Эсхатологические мифологии древних и первобытных обществ повсеместно сходятся на том, что душа усопшего, пребывая в сознании, проходит ряд испытаний. Посмертное странствование души иногда описывается как путешествие по

Умирание, чтобы найти путь

Умирание, чтобы найти путь Прежде, чем начать нашу работу с осознанием пути, позвольте мне в качестве введения упомянуть еще одну мысль. Мы все «умираем», чтобы найти магический путь наименьшего действия и наибольшего сердца.Я вспоминаю поразительный околосмертный опыт

Смерть и умирание: смысл, примеры и этапы

Каждый человек, когда-либо живший, разделяет два жизненных события: рождение и смерть. Смерть — это неизбежная правда жизни. Осознание этой истины может помочь нам наслаждаться жизнью и максимально использовать ее, а может привести к калечащей тревоге.

  • Мы рассмотрим, что означают смерть и умирание.
  • Какие примеры смерти и умирания можно привести в психологии?
  • Мы рассмотрим стадии смерти и умирания.
  • Что такое процесс смерти и умирания?
  • Какое отношение смерть и умирание имеют к психологии?

Значение смерти и умирания

Дать определение смерти и умиранию — трудная задача. Традиционно смерть определяется как отсутствие сердцебиения . Достижения в области медицины делают это определение проблематичным. Сегодня у нас есть машины, которые могут заставить сердце человека биться, а легкие дышать, когда он уже не может этого делать. Нам нужно более полное определение смерти.

Смерть — это когда функции кровообращения и дыхания или функции мозга прекращаются необратимо.

С медицинской точки зрения, человек должен соответствовать определенным критериям, чтобы быть объявленным мертвым. В разных культурах смерть и умирание могут принимать совершенно разные определения и значения.

В некоторых культурах южной части Тихого океана люди верят, что жизнь может покинуть тело человека в самых разных ситуациях, например, когда вы спите, больны или находитесь в коме. Они считают, что смерть происходит много раз в течение жизни до «окончательной» смерти.

Религиозные традиции также влияют на культурные и индивидуальные определения смерти. В индуизме жизнь и смерть являются частью цикла. Люди возрождаются после смерти и принимают новую личность. Христиане верят, что есть жизнь после смерти; душа человека покидает физическое тело и продолжает существовать вечно. Коренные американцы и некоторые буддийские культуры верят, что мертвые и живые сосуществуют и что мертвые могут влиять на живых.

Рис. 1 Жизнь после смерти, pixabay.com

Культурные традиции и верования также влияют на концепцию хорошей смерти или хорошей смерти. Человек умер мирно? Они чувствовали боль? Удалось ли им прожить долгую, приносящую удовлетворение жизнь? Хорошая смерть позволяет близким и отдельным людям подготовиться к смерти. Умирающий человек может захотеть завершить незавершенные дела, завершить свое завещание и поделиться последними чувствами с друзьями и семьей.

Примеры смерти и умирания

Смерть — естественное явление в жизни. Его испытает каждый из нас. Каждый день люди умирают по-разному: самоубийство, передозировка, убийство, геноцид и война. По данным Центра контроля заболеваний (CDC), основной причиной смерти в Америке являются болезни сердца. То, как человек умирает, может сильно повлиять на людей, которых он оставляет.

Переживание смерти близкого человека, покончившего с собой в результате самоубийства, может вызвать чувство замешательства, а иногда и вины. Когда любимый человек умирает из-за хронического заболевания, семья точно знает, почему человек умер, и, вероятно, у нее было время подготовиться к его смерти. В любом случае процесс скорби о смерти близкого человека выглядит по-разному для каждого человека в его уникальных обстоятельствах.

Процесс смерти и умирания

Процесс смерти и умирания происходит по-разному. Проведение похорон или поминок помогает близким смириться с потерей и утешить друг друга. Посещение похорон или разбрасывание праха человека — это осмысленные способы почтить и вспомнить умершего, что является важной частью переживания утраты. Написание завещания и принятие решений о здоровье заранее может помочь человеку почувствовать мир и помочь его семье справиться с потерей.

Основные принципы смерти и умирания

Смерть и умирание — понятия непростые для понимания. Дети должны узнавать о смерти и умирании от своих родителей и жизненного опыта. Под смертью обычно понимают три основных принципа :

  1. Постоянство : люди не могут вернуться к жизни после смерти.

  2. Универсальность : все живые существа рано или поздно умрут.

  3. Нефункциональность : Функции живого существа прекращаются после смерти.

Дети узнают о смерти и усваивают эти понятия в порядке, указанном выше. Во-первых, они открывают постоянство смерти. Как только человек умер, его уже нет. Маленькие дети еще недостаточно взрослые, чтобы понять и принять, что все люди, о которых они заботятся, когда-нибудь умрут ( универсальность ).

Дети дошкольного возраста склонны считать, что люди, которые умирают, просто менее живые, чем были раньше. Около 9 лет, дети начинают понимать, что жизнь останавливается, когда кто-то умирает. Человек, который умер, ушел, потому что он больше не функционирует.

Рис. 2 Дети и смерть, pixabay.com.

Количество переживаний и встреч со смертью, с которыми столкнулся ребенок или подросток, также определяет, насколько хорошо они понимают смерть. Пожилые люди, которые потеряли больше друзей и членов семьи, чем подростки или молодые люди, обычно имеют более зрелое понимание смерти. Однако это не означает, что пожилые люди преодолели собственный страх перед смертью; они все еще могут испытывать тревога смерти.

Стадии смерти и умирания

Вопреки распространенному мнению, неизлечимо больные пациенты часто позитивно смотрят на оставшиеся дни своей жизни. Это может быть связано с обработкой их неизлечимой болезни и прохождением через стадии смерти и умирания. Элизабет Кублер-Росс (1969) выделила 5 стадий горя и потери, опросив 200 человек с неизлечимыми заболеваниями. Она обнаружила, что люди, как правило, испытывают пять эмоциональных реакций на смерть, заканчивающихся принятием.

Стадия 1: Отрицание

Когда кто-то впервые узнает, что у него неизлечимая болезнь или что кто-то из его знакомых умер, он может быть шокирован и почувствовать, что то, что ему только что сказали, не соответствует действительности. Они могут изолировать себя, чтобы не иметь дело с информацией, или держать свой диагноз при себе.

Отрицание — это когда человек отвергает или отказывается принять существование или серьезность своего диагноза или смерть близкого человека.

Они могут подумать: «Не я! Это должно быть ошибка! Этого не может быть». Этот этап является нормальным и может помочь нам справиться с первоначальным шоком. Это становится проблемой, если оно длительное или экстремальное.

Оливия только что узнала, что у нее рак груди четвертой стадии, но она все еще убеждена, что опухоль, которую она обнаружила, была просто увеличенным лимфатическим узлом. Она все еще в шоке и еще не до конца осознала, что для нее будет означать рак молочной железы.

Стадия 2: Гнев

Вскоре отрицание, оцепенение или шок переходят в гнев. «Почему я? Что я сделал не так? Я еще так много хочу сделать. Почему они оставили меня?» Человек может испытывать злость, зависть, гнев или обиду. Эти чувства часто выражаются по отношению к членам семьи, близким друзьям и даже врачам.

Когда человек находится на этой стадии, тем, кто взаимодействует с ним, лучше не принимать это на свой счет. Несмотря на то, что гнев завладел их мыслями и чувствами, люди на этой стадии нуждаются в том, чтобы другие слушали их, сочувствовали и сопереживали им. Поддержка других имеет решающее значение для того, чтобы помочь нам пройти этапы горя.

Оливия смирилась со своим диагнозом, но каждый день просыпается злой. Она справлялась с употреблением алкоголя и только что ужасно поссорилась со своим мужем.

Стадия 3: Торг

Как только гнев и первоначальный шок начинают утихать, люди часто начинают пытаться найти выход из своей болезни или своего горя. Их мысли могут звучать так: «Это происходит со мной, но если я пройду все процедуры, мне станет лучше». «Мой друг умер, но если я буду действительно хорошим другом, я не буду потерять других друзей». Те, кто верит в Бога, могут попытаться заключить сделку с Богом: «Если ты исцелишь меня, я буду хорошим до конца моей жизни». , например: «Если я вылечусь, я больше никогда не буду курить».0003

Оливия делала столько добрых дел, сколько могла. Она надеется, что, если она сделает достаточно, может быть, Бог вылечит ее и позволит ей жить дольше.

Стадия 4: Депрессия

Когда мольбы и сделки заканчиваются неудачей, наступает депрессия. Человек может быть поглощен отчаянием и безнадежностью. Депрессия бывает либо реактивной (в ответ на уже случившуюся потерю), либо подготовительной (в ответ на будущую потерю, даже такую, которая может и не произойти). У человека могут возникнуть мысли вроде: «Моя жизнь ничего не значила. Я не смог сделать все, что хотел. Это отстой! Ничего из того, что я делаю, не изменит результат».

Гнев Оливии утих, и она перестала заключать сделки с Богом. Теперь она все время чувствует себя безнадежной и грустной. Она проводит много времени в постели. Она долго спит и почти не ест.

Стадия 5: Принятие

Последняя стадия — это принятие и примирение с реальностью. Это не обязательно означает, что человек становится счастливым. Скорее всего, они по-прежнему будут испытывать широкий спектр отрицательных эмоций, но, надеюсь, начнут испытывать и положительные.

Человек на стадии принятия может переключить свое внимание на свою семью и друзей. Невербальные проявления привязанности очень распространены на этой стадии. Семья и друзья стараются показать, как сильно они любят и заботятся друг о друге.

Оливия смирилась со своим диагнозом. Она все еще опустошена тем, что у нее не будет больше времени со своей семьей, но она записывает видеообращения для своего мужа и детей, чтобы помочь им вспомнить ее. Она также проводила с ними как можно больше времени.

Смерть и умирание в психологии

Психологи изучают смерть и умирание по нескольким причинам. Одной из распространенных причин является лучшее понимание и лечение страха смерти . Психологи также хотят знать, как эффективно консультировать людей, переживающих горе и утрату.

Тяжелая утрата – период времени сразу после потери близкого человека, когда горе самое сильное.

Скорбь может сопровождаться очень сильными эмоциями и может напоминать симптомы большого депрессивного расстройства. Горе может ощущаться как мучение, одиночество, дезориентация, а иногда даже бессмысленность. Потеря партнера или супруга, потеря родителя и потеря ребенка — одни из самых тяжелых форм тяжелой утраты. Есть четыре задачи, которые должны выполнять те, кто скорбит или скорбит:

  1. Признать потерю.

  2. Проработать боль.

  3. Приспособьтесь к миру без потерянного близкого человека.

  4. Двигайтесь вперед, сохраняя связи с прошлым.

Рис. 3 Похороны и горе, freepik.com.

Скорбь или горе обычно уменьшаются и проходят со временем. Это нормальная реакция на потерю. Однако бывают случаи, когда утрата оказывается более серьезной или продолжительной, чем ожидалось, и может потребоваться дополнительная поддержка. Этот тип утраты называется c сложное расстройство тяжелой утраты или продолжительное расстройство горя, , которым страдают 10–12 процентов людей, переживших утрату.

Комплексное расстройство тяжелой утраты или длительное расстройство горя включает более стойкие, интенсивные и инвалидизирующие симптомы, чем обычная тяжелая утрата.

Комплексное расстройство тяжелой утраты включает по крайней мере один из следующих симптомов в течение более длительного времени, чем обычно ожидается:

  • Частая озабоченность умершим.

  • Постоянная и сильная тоска по умершему.

  • Сильное чувство пустоты или одиночества.

  • Частое желание присоединиться к умершему в смерти.

  • Постоянные мысли о том, что жизнь без умершего несправедлива или бессмысленна.

Вы также должны испытывать не менее двух из следующих симптомов в течение как минимум одного месяца:

  • Интенсивные реакции на воспоминания или на что-то, что напоминает вам об умершем.

  • Размышление об обстоятельствах или последствиях смерти.

  • Длительное чувство неверия или неспособности принять потерю.

  • Трудно доверять другим или заботиться о них.

  • Вы либо избегаете любых напоминаний об умершем, либо активно ищете напоминания, чтобы чувствовать себя ближе к умершему.

  • Сильный гнев или горечь по поводу их смерти.

  • Чувство потрясения или оцепенения после смерти близкого человека.

Комплексное расстройство тяжелой утраты можно лечить с помощью психотерапии, например, когнитивно-поведенческой терапии. Если симптомы особенно серьезны, антидепрессанты также могут быть эффективными.

Смерть и умирание — ключевые выводы

  • Смерть — это необратимое прекращение функций кровообращения и дыхания или функций мозга.
  • Смерть и умирание принимают разные определения и значения в разных культурах.
  • По данным Центра контроля заболеваний (CDC), основной причиной смерти в Америке является болезнь сердца .
  • Элизабет Кюблер-Росс (1969) в общих чертах 5 стадий горя и утраты : отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
  • Однако бывают случаи, когда тяжелая утрата оказывается более серьезной или продолжительной, чем ожидалось, и может потребоваться дополнительная поддержка. Этот тип тяжелой утраты называется комплексное расстройство тяжелой утраты или длительное расстройство горя.

Психология смерти | Психология сегодня

Если наука о смерти остается загадкой (мы до сих пор точно не знаем, почему человеческое тело решает умереть), то ее психология была одной из наших величайших загадок. Умирают другие, а не мы — по крайней мере, так думает большинство из нас.

Трудность представить себе собственную смерть, возможно, является своего рода механизмом выживания, чтобы предотвратить ее на самом деле. Однако наше отрицание смерти представляется не просто биологическим импульсом, а психологическим состоянием, уходящим корнями в теорию Фрейда. американцы подавляют идею смерти; наш страх перед ним настолько велик, что он похоронен глубоко в нашем подсознании. (Само это слово сильно отталкивает, и я быстро обнаружил это, когда несколько лет назад сказал друзьям, что пишу книгу о смерти.) Вымышленная смерть с помощью жестоких (и чрезвычайно популярных) развлечений помогает нам держать ее в страхе, чрезмерная, стилизованная версия, служащая безопасной заменой настоящей вещи.

Короче говоря, когда дело доходит до смерти, у нас возникает невроз, причем у большинства из нас проявляются классические признаки такого расстройства (например, тревога, депрессия, ипохондрия) всякий раз, когда нам приходится сталкиваться с субъектом в реальной жизни. Помимо сложных психологических проблем, есть и практические, которые еще больше усложняют ситуацию. Мы прискорбно дезинформированы о том, что может нас убить, переоценивая драматизм (например, авиакатастрофы и террористические акты) и недооценивая обыденность (хронические заболевания, автомобильные аварии или падение с лестницы дома). («Большой тройкой» причин смерти остаются болезни сердца, рак и инсульт). возглавляет Американскую лигу в E.R.A., но почти не представляет, когда и как мы, вероятно, умрем.

То, что смерть является научной и психологической загадкой, понятно, но больше всего беспокоят наши собственные неудачи в области умирания. «Мы не умираем хорошо в Америке», — заметил Билл Мойерс в 2000 году, и это очевидно при любом исследовании конца жизни в Соединенных Штатах. Наше исключительное внимание к жизни просто сделало смерть не одним из наших приоритетов, чем-то, в чем мы все виноваты. Недостаточная подготовка врачей в области умирания и их приверженность сохранению жизни любой ценой, институциональный характер как современной медицины, так и похоронной индустрии, собственный дискомфорт религиозных лидеров по поводу конца жизни и нежелание семей позволить своим любимые уходят — это лишь несколько причин, по которым смерть так проблематична в этой стране.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts