Психология как наука — предмет, задачи, принципы
О чем статья
Определение психологии, предмет, задачи, принципы
Термин «психология» вытекает из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (наука), то есть наука о душе.
Психология формировалась на протяжении столетий и бурно развивается в современных условиях научно-технического прогресса в неразрывной взаимосвязи с другими отраслями научного знания (социальной, исторической, экономической, юридической, политической и т.д.) и общественной жизни.
Предмет психологии: закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.
Задачи психологии:
- понять сущность и закономерность психических явлений;
- научиться управлять психическими явлениями;
- развивать теоретические исследования;
- решать практические проблемы;
- использовать обретенные знания для повышения эффективности человеческой деятельности.
Какие-либо исследования, осуществляемые психологией, основаны на таких руководящих положениях –
Принцип детерминизма
Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связи и отношения объективных явлений, существующих вне субъекта. При этом каждая следующая форма детерминированного объяснения включает психику к более полной, по сравнению с предыдущей, системе связей материального мира, которая открывает ее новые грани.
Идеалистическая психология борется за право на индетерминизм: отрицает внешнюю обусловленность психики и рассматривает ее как самодетерменированое явление.
«Внешние причины действуют через внутренние условия».
Принцип отражения
Конкретизирует принцип детерминизма, показывая, что психические явления несут в себе внешнее содержание. Согласно этому принципу, психику можно толковать как субъективный образ объективного мира.
Принцип отображения должен быть дополнен принципом субъекта, который акцентируется на собственной активности психического, его способности быть фактором жизни.Принцип единства психики и деятельности
Психика возникает, развивается и существует в деятельности как образе жизни субъекта. Психика является продуктом, компонентом и условием деятельности как активности, путем которой человек реализует свои отношения с миром. Этот принцип направлен против редукции психики только к субъективному и призывает изучать ее косвенно – путем анализа деятельности. По данному принципу психика должна рассматриваться в связи с процессами приспособления, осваивания, самореализации и творчества.
Принцип развития
Обязывает подходить к психике как к продукту осложнения взаимоотношений человека с миром. Это происходит в филогенетическом, историческом и онтогенетическом аспектах.
Методы психологии
Главными требованиями к формированию подходов к созданию методов психологической науки являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.
Психологические методы – это путь организации психологом собственной деятельности, с помощью которых он достигает поставленной задачи. Делятся на объективные и субъективные методы.
Существуют четыре группы психологических методов:
Организационные. Определяют стратегию исследователя. Среди них выделяют: сравнительный метод (сопоставление разнообразных групп по возрасту, деятельности и т.п.), лонгитюдный метод (многократное исследования одних и тех же лиц в течение долгого периода времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными способами).
Эмпирические. Определяют тактику при проведении исследования: основные (наблюдение, эксперимент), дополнительные (тесты, интервью, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности).
Метод обработки данных: количественный и качественный анализы.
Интерпретационные. Выделяют генетический метод и структурный.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена работы
Этапы развития психологии
Учение о душе – V в. до н. е. – начало XVII в. н. е.
Образовалось как внешняя особая область человеческой деятельности по отношению к религии и отделилось от нее. Было основано не на власти над существом, а на законе. Изначально учение о душе сложено в рамках медицины и древнегреческой философии.
Значительный вклад в данное учение сделали:
Платон Афинский (провел грань между материальным смертным телом и нематериальной бессмертной душой).
Аристотель Стагирский (по его мнению, душа – это неотделимая форма живого органического тела; существует три типа души (разумная, животная и растительная), которые представляю три совершенно разных уровня жизни).
Гиппократ (сформулировал положение, что органом мышления и ощущения является мозг; разработал учение о темпераментах).
Френсис Бекон (отделил тело от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе).
Учение о познании, опыте и сознании – середина XVII в. – середина XIX в.
Рене Декарт ввел понятие «сознание», которое рассматривается как критерий, отличающий душу и тело между собой. По его мнению, только человек может владеть душей, а животные не имеют ее и действуют как механические устройства.
Джон Локк назвал сознанием способность думать, чувствовать и желать. Стал идеологом метода интроспективных исследований. По его мнению, существует 2 вида опыта: внешний (непосредственно основан на ощущениях, его результат – простые идеи, которые не делятся на меньшие единицы) и внешний (манипуляция ума с простыми идеями, результат – с простых идей образуются сложные).
Учение о поведении – вторая половина XIX в.
Формируются новые школы и течения психологии, основатели которых признавали предметом психологии не сознание, а поведение.
Джон Уотсон провозгласил формулу «стимул-реакция». Он выдвинул план перестройки общества на основе бихевиористической схемы, согласно которой, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека с какими-либо константами поведения.
Учение о самосознании – конец XIX в.
На данном этапе предметом психологии является система представлений индивида о себе, образ собственного «Я» с присущими ему когнитивными, эмоциональными и оценочно-волевыми компонентами.
Л. С. Выготскому удалось раскрыть содержание и операции, которые присущи каждой стадии развития самосознания и подобны стадиям развития высших психических функций в целом. По его мнению, сперва внутренние качества и состояния определенного субъекта (в том числе ребенка) выступают объектом познания и осознания для других людей.
Учение о личности – с начала XX в.
С начала XX века психика человека связывается с личностью. Главное направление поисков в этом периоде – более широкое, целостное понимание феномена человека. Психология рассматривает социально обусловленную систему психических качеств индивида, которая формируется и проявляется в предметной деятельности и общении.
Структурная школа В. Вундта считала главным заданием психологии – экспериментальное изучение структуры сознания.
Школы, направления, концепции в психологии
На пути становления психологии как науки возникли различные школы, направления и концепции, а именно:
Интроспективная психология. Одно из направлений в психологии, предметом изучения которого является самонаблюдение (интроспекция) человека за содержанием, актами собственного сознания.
Ассоциативная психология. Сводит все сложные психические процессы в комбинацию элементарных ассоциаций – ощущений, представлений и самых простых чувств.
Психоаналитический подход. Разработан З. Фрейдом. Предметом изучения является подсознательное. Бессознательное («оно»), по мнению З. Фрейда, – глубинный слой; Сознательное «я» – посредник между «оно» и внешним миром. Над «я» – «интернализованная» версия общественных норм и стандартов поведения.
Аналитическая психология. Предмет изучения – бессознательное. Рассматривает процесс психического развития индивида, а также делится по содержанию на две составляющие: коллективное бессознательное и личное бессознательное.
Когнитивная психология – один из современных направлений психологии, основным предметом изучения которого является знание, познание. Представители данного направления исследуют внутреннюю организацию психических процессов: восприятие, память, внимание и мышление.
Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии. Направление основано швейцарским ученным Жан Пиаже. Он рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Касаемо генетической эпистемологии: контролируемые психологические исследования когнитивного развития детей, по мнению ученного, призваны ответить на принципиальные теории познания (как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания вполне извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания).
Бихевиоризм. Предметом изучения является поведение. Представители данного направления психологии отрицают сознание, признают предметом лишь поступки (образ действий).
Необихевиоризм – направление в современной психологии, представители которой делаю попытку преодолеть прямолинейность и упрощенную систему ортодоксального бихевиоризма.
Психология поступка. Предмет изучения – поступок – основное звено, центр какой-либо формы человеческой деятельности, не только моральной.
Гештальтпсихология. Представители данного направления утверждали целостность структуры и выдвигали идею целостности восприятия.
Концепция психологии народов. Главная движущая сила истории – народ, который выражает себя в искусстве, воспитании, религии, легендах, мифах и т.д.
Гуманистическая психология – совокупность направлений психологической науки и практики, отличающиеся сознательным и последовательным соглашением осуществляемой психологами деятельности принципам гуманизма.
Критическая психология – направление в немецкой психологии, основанное на марксизме и возникшее в конце 60-х гг. XX века. Предмет изучения – способность к действию.
Полезные источники
Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир,1992.
Дружинина В. Н. Психология [учебник для гуманитарных вузов] / В.Н. Дружинина. – Спб: «Учебник нового века», 2001.
Правовая психология: понятие, структура, методы, принципы
Что такое правовая психология?
Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.
Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.
В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.
Объект и предмет правовой психологии
Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.
В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.
Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.
Структура правовой психологии
Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:
- Общая часть. Состоит из перечня основных положений современной психологии, а также конкретные инструменты для заимствования некоторой информации из смежных областей;
- Специальная часть. Данная категория также делится на перечень основных разделов, среди которых можно выделить криминальную психологию, психологию жертвы, следственную психологию, криминалистическую психологию, судебную психологию и множество других категорий. Все они позволяют наиболее полно охватить различные правовые ситуации, связанные с психологическим восприятием того или иного факта.
Задачи правовой психологии
Правовая психология призвана решать следующие задачи:
- Изучение различных возникающих психологических явлений, а также закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества и формирования правосознания;
- Проведение исследования психологических предпосылок эффективности правовых норм. Здесь становится важным изучение специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения;
- Проведение исследования особенностей психологии юридического труда, разработка определенные рекомендации для улучшения профессионального мастерства всех работников правоохранительных органов. Крайне важным является осуществление деятельности по профориентации, профотбору и профессиональной консультации;
- Проведение анализа психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений с целью создания определенных рекомендаций для исправления и перевоспитания осужденных. Здесь также разрабатывается комплекс мер, позволяющих подготовить осужденного к будущему освобождению из мест лишения свободы;
- Определение основных психологических направлений исследования личности преступника и жертвы.
Принципы правовой психологии
Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:
- Объективность. Деятельность специалистов должна быть полностью непредвзятой.
- Детерминизм. Поиск причин и факторов, которые привели к правонарушению.
- Единство. Рассмотрение видов деятельности, которые оказывают значительное влияние на поведение.
- Развитие. Важность воздействия окружающей среды на личностные изменения.
- Личностный подход. Изучение личности как конкретного субъекта правопослушной деятельности.
- Системность. Рассмотрение факторов, которые являются определяющими с точки зрения психики человека.
Методы правовой психологии
Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:
- Естественный эксперимент. Используется для определения правдивости показаний при определении воздействия окружающей среды;
- Метод беседы. Подразумевает ведение доверительной беседы.
- Метод анкерный. Подразумевает проведение опроса большой категории лиц.
- Метод изучения гражданских дел. Позволяет определить все ошибки, которые появились в ходе следствия;
- Проведение личностно-диагностических тестов.
- Биографический метод.
Психологическая теория права Л. Петражидского
Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.
Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга.
При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:
- Межличностные отношения. В эту категорию входят официальные отношения людей, определяемые набором формальных правил;
- Преступная правовая психика.
- Императивно-атрибутивные переживания.
- Правовые переживания.
Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.
Отличия правовой идеологии и правовой психологии
Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.
Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.
сообщений | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Информация |
Информационные услуги |
|
Похожие темы |
Это поле: просмотреть • говорить • редактировать |
Сообщение в самом общем смысле является объектом коммуникации. Это то, что предоставляет информацию; это также может быть сама эта информация. Следовательно, его значение зависит от контекста, в котором оно используется; этот термин может применяться как к информации, так и к ее форме. А 9Коммюнике 0007 — это краткий отчет или заявление, опубликованное государственным органом.
В коммуникациях[]
Точнее, в коммуникациях сообщение — это информация, которая отправляется от источника к получателю. Некоторые общие определения включают:
- Любая мысль или идея, выраженная на языке, подготовленная в форме, подходящей для передачи через средства массовой информации в качестве формы общения.
- Произвольное количество информации, начало и конец которой определены или подразумеваются.
При общении между людьми сообщения могут быть вербальными или невербальными:
- Вербальное сообщение — это обмен информацией с помощью слов. Примеры включают личное общение, телефонные звонки, голосовую почту и т. д.
- Невербальное сообщение передается посредством действий или поведения, а не слов. Примеры включают использование языка тела и действий, совершаемых отдельной идеей.
Современные формы обмена сообщениями[]
- Обмен мгновенными сообщениями, обмен текстовыми сообщениями и электронная почта являются примерами компьютерного программного обеспечения, предназначенного для доставки удобочитаемых сообщений в форматированном или неформатированном тексте от одного человека к другому.
См. также []
- Коммуникация с помощью компьютера
- Электронная связь
- Сплетни
- Обмен текстовыми сообщениями
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Краткая история социальной психологии и ее вклада в здоровье в Малави
Malawi Med J. 2010 Jun; 22(2): 34–37.
doi: 10.4314/mmj.v22i2.58788
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности
Социальная психология определяется как «раздел психологии, который занимается теми аспектами психической жизни, которые относятся к социальному взаимодействию и социальным явлениям в целом» 1 . Хьюстон определяет его следующим образом: «научное исследование того, как личные, ситуационные и социальные факторы влияют на познание, мотивацию и поведение людей и (членов) социальных групп» 2 . Джахода сетовал на то, что многие определения социальной психологии в учебниках были «претенциозными и совершенно бесполезными», потому что они были настолько «чрезмерно всеобъемлющими, что могли охватывать целый ряд социальных и биологических дисциплин» 9.0184 3 . Ясно видно, что социальная психология рассматривается как имеющая центральную задачу объяснения того, как взаимодействие между людьми влияет на то, как мы думаем и ведем себя 1 . Именно в этом контексте мы определяем социальную психологию для целей этой статьи.
Историю социальной психологии преследовали кризисы, основанные на различных подходах к пониманию человеческого поведения. Частью этого «кризиса» был «крик» о том, чтобы эта область была более актуальной. Эта потребность более выражена в развивающихся странах. Социальную психологию обвиняют в том, что в ней доминируют тривиальные и полные банальностей вопросы4,5. Это было связано с опорой этой области на несколько традиционных критериев исследования, таких как внутренняя согласованность, за счет других областей, таких как новизна и прагматическая ценность5. Действительно, многие авторы указывали на то, что сама полезность и выживание предмета зависят от его актуальности и практического применения для изучаемой целевой группы. Утверждалось, что, учитывая ограниченные ресурсы, социальная психология вряд ли может позволить себе заниматься исследованиями и объяснениями, которые не решают проблемы и проблемы в очень реальной и практически применимой форме. Это становится более актуальным в странах третьего мира, где такие проблемы, как бедность, сокращение продолжительности жизни и болезни, очень очевидны 6 . Большая часть истории социальной психологии рассматривалась как интеллектуальный личный интерес в ущерб удовлетворению реальных потребностей. Следовательно, при столь свирепствующей нищете и столь насущных проблемах мы едва ли можем позволить себе роскошь участвовать в интеллектуальных дебатах, не затрагивая реальных проблем. Во многих отношениях стандарты, по которым должна оцениваться социальная психология как предмет, все больше смещаются в сторону оценки ее практической полезности. К разочарованию от отсутствия вклада социальной психологии в решение проблем реального мира добавилась вера в то, что социальная психология как область действительно может что-то предложить. Сама его природа, заключающаяся в изучении людей и социальных процессов, может значительно расширить знания о проблемах и проблемах реального мира 9.0184 7 . Учитывая растущий философский акцент на «человеческом развитии», у психологии есть уникальная возможность оказать влияние 8 .
Акин-Огундеджи утверждал, что история психологии в Африке является синонимом истории колониализма. Колониальная эпоха мало что сделала для развития психологии, в результате чего психология в Африке не движется в соответствии с изменениями, через которые проходит Африка. Он утверждает, что
» [P]психологи за пределами академических кругов мало влияют, особенно в таких областях национального развития, как социальная мобилизация, планирование семьи, развитие молодежи, планирование рабочей силы, первичная медико-санитарная помощь, развитие сельских районов, а также гигиена и дизайн окружающей среды, где они должны играть главные роли » с.3 9
Он утверждал, что психологи все еще должны были обосновать существование дисциплины и ограничивались академическими кругами. Возникла необходимость «изменить и переориентировать психологию в пульсирующем обществе спорадических социальных и экономических изменений» 9 с.3. Эмпирический подход к психологии все еще широко применялся в Африке. Отсюда «сущность психологии, которая осмысленно связана с человеческими ценностями, социальными реалиями и проблемами всей жизни» 9 (стр. 4.) был обойден экспериментальным подходом, способствовавшим обезвреживанию психологии в Африке. В результате результаты исследований остаются бессильными перед лицом сложных социальных и экономических проблем. Он приправил свой аргумент прилагательными, описывающими роль исследования как «сухого, искусственного, неуместного или бессмысленного» 9 . Утверждалось, что некоторые из исследовательских подходов были упакованы или импортированы, не имея прямого отношения к делу. Необходимо использовать подходы, адаптированные к социальным реалиям Африки, и избегать «башни из слоновой кости». Акцент должен быть сделан на применимости исследования. Психология должна предлагать объяснения социальных изменений.
«В Африке происходят изменения, которые требуют нового мышления, новых методов и новых областей специализации». Он ссылается на социальную психологию как на одну из областей, в которой были развиты компетенции, но они «не оказали существенного влияния на наше общество» (стр. 4)
. В ответ на это Раубенхаймер предположил, что академическая и профессиональная психология процветает в Южной Африке. Он показал, как психология процветает в университетах, исследованиях, журналах, многочисленных профессиональных ассоциациях, что эта область пользуется официальным признанием, а выпускники имеют большие профессиональные перспективы 10 . Фостер и др. однако указал, что существование апартеида символизирует наиболее существенное различие между Южной Африкой и остальной Африкой. Область психического здоровья была разделена по расовому признаку, и возможности для чернокожих (например, умственно отсталых) почти не существовали. Они утверждали, что психологи также сыграли важную роль в развитии апартеида 11 .
Carr & MacLachlan утверждали, что психология актуальна для развивающихся стран, и в качестве примера представили Малави. Они указали на положительные изменения в преподавании (путем переориентации академических вводных курсов на африканский опыт), маркетинге, консультациях и исследованиях, где психология была актуальна и процветала в Малави. Исследования были нацелены на прикладную значимость 12 . В ответ Агер указал, что развитие актуальности области психологии должно быть не просто ориентировано на продукт, но необходимо учитывать процесс, связанный с развитием области. Поиск релевантности включает в себя процесс трансформации, а не только результат 13 . В соответствии с этим Карр и Маклахлан отмечают, что некоторые комментаторы, по-видимому, выделили три стадии развития психологии в развивающихся странах.0184 14 . Утверждается, что эти этапы «напоминают межгрупповой отчет Анри Таджфелла о том, как социальные меньшинства находят «положительно отличительную социальную идентичность». Этапы:
Первый этап : Попытки ассимилироваться в основной поток. Например, тиражирование западных исследований в развивающихся странах. Этот подход особенно бесполезен, поскольку считается, что американская психология основана на нормах культуры местного среднего класса США 8 .
Второй этап : Акцент на положительных аспектах культурных атрибутов, хотя западная психология является критерием, по которому это оценивается. Следовательно, психология рассматривается сквозь очки западной психологии. Во всем этом имплицитно присутствует «оттенок негативного образа себя» 14 , стр. 13
Третий этап : Оценка социальной реальности, независимая от «апологетики» или сравнения с Западом. Основное внимание уделяется эффективной и актуальной психологии, которая объясняет особенности местной среды и работает с ними. Следовательно, это отражает призыв к местной психологии 8 .
Социальные когнитивные модели служат для того, чтобы помочь нам увидеть динамику познания, влияющую на взаимодействие с социальным миром. Теория разумного действия является одной из таких теорий, основанных на познании, и имеет дело с отношениями между убеждениями, установками, намерениями и поведением. Теория утверждает, что произвольное поведение, например, мочеиспускание в озере, предсказывается намерением совершить действие («Я намерен помочиться в озеро») 15 . Эти намерения определяются нормативными и субъективными факторами.
Следовательно, теория обоснованного действия полезна для определения направлений санитарного просвещения и определения того, должны ли они быть ориентированы на нормативные или личные убеждения. Это сила теории, которая неоценима на практическом уровне. Фишбейн утверждает, что многие программы и вмешательства не увенчались успехом, потому что они неправильно направляют свои сообщения. Они могут сосредоточиться на общих вопросах, а не конкретно на установках и/или субъективных нормах, которые непосредственно соответствуют поведению, которое человек хочет изменить. Они также могут быть нацелены на компоненты отношения вместо соответствующих нормативных компонентов и наоборот 9.0184 16 . Первым опубликованным исследованием, сообщающим о применении теории обоснованных действий в Малави, было исследование Bandawe & Foster 1996 года 17 . В этом исследовании, связанном с ВИЧ, мы оценили намерение 191 ученика трех средних школ вступить в половую связь с одним и тем же партнером и намерение использовать презерватив во время каждого полового акта. Полученные данные в значительной степени продемонстрировали полезность теории обоснованных действий для малавийской выборки, способной объяснить 50% дисперсии. Для обоих вариантов поведения намерения находились преимущественно под контролем отношения. Во втором подобном исследовании этой социальной когнитивной модели Чипвете применил теорию разумного действия к детям начальной школы в Мангочи, Малави. Это был первый раз, когда теория была применена к этой возрастной группе. Он сравнил сельских и городских детей в отношении намерения воздерживаться от половых контактов до вступления в брак, придерживаться одного и того же полового партнера и использовать или заставлять своих партнеров использовать презерватив 18 . Все его уравнения множественной линейной регрессии для предсказания намерений были значимыми, при этом более 25% дисперсии учитывалось во всех исследованных формах поведения. Чипвете также обнаружил, что намерения младших школьников в основном находились под контролем отношения, за исключением намерения придерживаться одного партнера, которое находилось преимущественно под нормативным влиянием. Оба этих исследования , 17, , , , , 18, продемонстрировали, что теория обоснованного действия может быть применена к малавийскому образцу и что применение этой теории к Малави не связано с присущими культуре трудностями.
Социальные когнитивные модели, рассмотренные выше, представляют собой один уровень социальной психологии и санитарного просвещения. Обратимся теперь к изучению другого уровня. Утверждая, что применение психологии к проблемам в Африке — это не роскошь, а необходимость для национального развития, Маклахлан и Карр делают попытку предоставить «чертеж, структуру, концептуальную направленность» (стр. 22). Психология в Малави описывается как динамичная и не ограничивается «мейнстримом» западного постмодернизма 19 , 20 . Карр и его коллеги 21 утверждают, что психология актуальна в развивающихся странах, и представляют точку зрения на развитие социальной психологии, которая не является ни «исторической», ни «универсалистской», как классифицируются доминирующие теории. Они описывают пять «различимых способов социальной психологии в малавийском контексте» 20 , стр. 178.
Первый — это омоложение , которое относится к «омоложению» вышедших из моды теорий социальной психологии. Это омоложение связано с социально-политическими изменениями в XIX в.90-е годы в Малави.
Второй способ — это опровержение , которое представляет собой опровержение конструкций социальной психологии, например, теории когнитивного диссонанса Фестингера. Под этим подразумевается понятие когнитивной толерантности 19 , которое утверждает, что несколько местных исследований показали, что большинству малавийцев комфортно придерживаться двух систем убеждений о болезни без какого-либо чувства конфликта или противоречия. Другими словами, малавийцы понимают причины болезней как с помощью западных научных объяснений, так и с помощью традиционных объяснений, которые больше опираются на мистицизм и роль духов и предков в причинах болезней 19 , 21 , 22 . Они могут сделать это, не ища когнитивного «диссонанса».
Третий способ — реализация , который относится к осознанию несоответствий в руководящей философии справедливости при реализации проектов развития донорских агентств. Это проявляется в ситуации «заплати мне», когда получатели донорской помощи требуют оплаты любого вклада, который они вносят в программу, даже если он, как утверждается, отвечает интересам местного сообщества.
В-четвертых, есть режим восстановления . Под этим подразумевается теория двойной демотивации, согласно которой из-за большой разницы в заработной плате между экспатриантами и местными жителями обе стороны этого неравенства столкнулись с внутренними конфликтами с принципами справедливости, в результате чего устойчивость проекта развития поставлена под угрозу. Еще один фактор заключается в том, что проекты помощи, которые угрожают культурной самобытности, могут быть менее устойчивыми, особенно потому, что культурная самобытность всегда восстанавливается.
В-пятых, имеется переформулировка , в которой необходимо переформулировать допущение социальной психологии о стремлении к самопродвижению вверх, чтобы учесть затраты на индивидуальное продвижение. Авторы назвали это синдромом «тянущего вниз», когда те, кто продвигается вперед, тянутся вниз завистливыми коллегами и родственниками, чтобы поддерживать уровень «давайте все вместе будем бедными».
Карр и др. добавили еще один способ, который они назвали отражением , который связан с рефлексивным и оценочным процессом, посредством которого через все различные события и наблюдения просматривается общий принцип или нить. 21
Немедленно применив этот последний способ, мы можем задаться вопросом, какая общая нить проходит через социальную психологию в Малави? Карр утверждает, что это социальное влияние. Его нельзя навязать, и ему нужно позволить происходить в своем собственном темпе. Как выразился Карр, «чем больше человек ограничивает, тем меньше он может поддерживать» (стр. 191) 20 .
В литературе по психологии Малави сообщалось о попытках проверить, действительно ли психологические конструкции, разработанные на Западе, такие как локус здоровья в качестве меры контроля, применимы в Малави, учитывая разнообразную культурную, политическую и экономическую среду 24 . Маклахлан и др. применил вопросник контрольного локуса здоровья (HLOCQ), который оценивает понимание испытуемыми детерминант здоровья, студентам малавийских университетов, чтобы оценить его межкультурную валидность 25 . Они исследовали малярию, шистосомоз и СПИД. Их результаты не подтверждают HLOCQ как достоверную меру понимания риска для здоровья в выборке из Малави. Однако, используя ту же выборку, они применили опросник Coping Strategy Indicator и обнаружили, что «факторная структура ответов» близка к оригинальному опроснику, применяемому в Соединенных Штатах. Они связывают неспособность HLOCQ объяснить различия в представлениях о здоровье малавийской выборки со структурой вопросника в составе его подшкал9. 0184 26 .
Социальная психология может сыграть важную роль в Малави.
Необходимо понимать динамику, влияющую на решения усыновителей об успешных программах, чтобы обеспечить эффективное вмешательство и стратегии информирования 27 , 28 . Сети влияния существуют для определения социально приемлемого и предпочтительного поведения. Поэтому идентификация таких сетей и процессов влияния будет иметь важное значение, и социальная психология может сыграть ключевую роль 29 .
Беннет и Мерфи говорят, что существует потребность в дополнительной оценке процесса и поэтапных или «эпизодических» исследованиях, чтобы понять, «как» сообщения санитарного просвещения влияют на целевую группу населения. Слишком много внимания уделялось эффектам результатов вмешательства (например, изменению поведения) с «предположением, что они являются прямым результатом предполагаемого вмешательства. Хотя такие результаты имеют очевидную пользу (стр. 128), они возникают без четкого понимания того, как сообщение воспринимается, интерпретируется и реагирует на него целевой группой 30 . Это подчеркивает взгляд на изменение поведения «сверху вниз», что лишает нас понимания процесса. Поэтому необходимо понимание того, как
«Культурные или субкультурные процессы влияют на воздействие любого вмешательства и соответственно [модифицируют] инициативы. Такое исследование также может оказаться богатой испытательной площадкой для психологической теории и может быть достигнуто за счет использования как качественных, так и количественных методов исследования» (стр. 128) 30 .
Учитывая высокую распространенность ВИЧ в Малави, было бы целесообразно дополнительно изучить, в какой степени социальный контроль в личных отношениях играет роль в формировании поведения в отношении здоровья 31 . Взаимосвязь между социальной поддержкой и социальным контролем при определении последствий для здоровья начинает привлекать больше внимания, и исследование, учитывающее эту динамику, могло бы пролить свет на влияние поведения, связанного со здоровьем.
Применение теории критической психологии к вопросам, связанным со здоровьем, также требует дальнейшего изучения. Например, Харре и ван Лангенхов расширяют «теорию позиционирования», которая относится к анализу взаимодействия людей в дискурсе друг с другом и их относительного «позиционирования» посредством речевых актов по отношению к сюжетной линии 9.0184 32 . Было бы интересно изучить, как такое позиционирование может способствовать поведению, связанному со здоровьем. Какая социальная динамика влияет на положение человека в таком месте, где он с большей вероятностью будет использовать презерватив, например, во время секса? Какие существуют дискурсивные правила, позволяющие совершать действия, способствующие поведению, связанному со здоровьем? Поскольку эпизоды содержат мысли, намерения, планы и т. д. вовлеченных лиц, они также формируют то, что участники говорят и делают 32 . Поэтому необходимо понять, как новые эпизоды или «позиции» согласовываются с особенностями исследуемой выборки. Таким образом, цель будет состоять в том, чтобы согласовать такие изменения с поведением, способствующим оптимизации здоровья с точки зрения санитарного просвещения. Социальная психология в значительной степени способствует здоровью и поведению в Малави, что отражено в истине этих слов Дежарле и др. о том, что поведение «настолько укоренено в социальных контекстах, так подвержено влиянию социальных различий и так зависит от социальных ресурсов, что поведение следует рассматривать как прежде всего социальное. Они подлежат индивидуальным вариациям только на полях» (стр. 229).) 33 .
1. McGarty C, Haslam SA. Введение и краткая история социальной психологии. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 1–19. [Google Scholar]
2. Хьюстон М. Три урока социальной психологии: многоуровневый анализ, методологический плюрализм и статистическая изощренность. В: McGarty C, Haslam A, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 166–181. [Академия Google]
3. Джахода Г. Вносит ли социальная психология особый вклад? В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. С. 21–31. [Google Scholar]
4. Фишбейн М. Прогнозирование, понимание и изменение социально значимого поведения: извлеченные уроки. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. С. 77–91. [Google Scholar]
5. McGuire WJ. Выходя за рамки банальностей Bubbapsychology: перспективистская социальная психология. В: McGarty C, Haslam SA, редакторы. Сообщение социальной психологии. Оксфорд: Блэквелл; 1997. стр. 221–237. [Google Scholar]
6. Омари И.М. Некоторые восточные вопросы применения социальной психологии в развивающихся странах. В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. С. 33–43. [Google Scholar]
7. Блэклер Ф. Предисловие: План книги. В: Блэклер Ф., редактор. Социальная психология и развивающиеся страны. Лондон: Джон Уайли и сыновья; 1983. стр. ix – xiv. [Google Scholar]
8. Moghaddam FM, Bianchi C, Daniels K, Apter MJ, Harré R. Психология и национальное развитие. Психология и развивающиеся общества. 1999;11:121–141. [Google Scholar]
9. Акин-Огундеджи О. Утверждение психологии в Африке. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1991; 4: 2–4. [Google Scholar]
10. Раубенхаймер И. Ван В. Психология в Южной Африке. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 169–171. [Google Scholar]
11. Фостер Д., Николас Л., Дауэс А. Ответ Раубенхаймеру. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 172–174. [Академия Google]
12. Карр С., Маклахлан М. Утверждение психологии в Малави. Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993; 6: 408–413. [Google Scholar]
13. Агер А. Психология и Африка [Письмо в редакцию] Психолог: Бюллетень Британского психологического общества. 1993;6:490. [Google Scholar]
14. Карр С.К., Маклахлан М. Психология в развивающихся странах: переоценка ее влияния. Психология и развивающиеся общества. 1998; 10:1–20. [Академия Google]
15. Айзен И., Фишбейн М. Понимание отношений и прогнозирование социального поведения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл; 1980. [Google Scholar]
16. Фишбейн М. СПИД и изменение поведения: анализ, основанный на теории разумного действия. Межамериканский журнал психологии. 1990; 24:37–56. [Google Scholar]
17. Bandawe CR, Foster D. Отношение, убеждения и намерения, связанные со СПИДом, среди малавийских учащихся трех средних школ. Уход за СПИДом. 1996; 8: 223–232. [PubMed] [Академия Google]
18. Чипвете Дж. Университет Малави; 1997. Знания, убеждения, отношение, намерения и практика городских и сельских детей начальной школы Малави к ВИЧ-инфекции. Выпускной проект Медицинского колледжа. Неопубликовано. [Google Scholar]
19. MacLachlan M, Carr SC. От диссонанса к терпимости: на пути к управлению здоровьем в тропических странах. Психология и развивающиеся общества. 1994; 6: 119–129. [Google Scholar]
20. Карр С.К. Социальная психология в Малави: историческая или эволюционная? Психология и развивающиеся общества. 1994;8:177–197. [Google Scholar]
21. Карр С.К., Маколифф Э., Маклахлан М. Психология помощи. Лондон: Рутледж; 1998. [Google Scholar]
22. Shaba B, MacLachlan M, Carr SC, Ager A. Паллиативные и лечебные убеждения относительно тропической эпилепсии как функция традиционных и медицинских атрибуций. Центральноафриканский медицинский журнал. 1993; 39: 165–167. [PubMed] [Google Scholar]
23. Агер А., Карр С., Маклахлан М., Канека-Чилонго Б. Восприятие рисков для здоровья в тропиках в Мпонде, Малави: объяснение причин, предлагаемые средства снижения риска и предпочтительное лечение. Психология и здоровье. 1996;12:23–31. [Google Scholar]
24. Маклахлан М. Здоровье и социальное обеспечение в Малави. В: MacLachlan M, Carr SC, редакторы. Перспективы малавийской психологии: пособие для студентов. Дублин-Зомба-Дарвин: Zikomo Press; 1998. С. 75–95. [Google Scholar]
25. Маклахлан М., Агер А., Браун Дж. Локус контроля здоровья в Малави: неспособность поддержать кросс-культурную валидность HLOCQ. Психология и здоровье. 1998; 12:33–38. [Google Scholar]
26. Эйгер А., Маклахлан М. Психометрические свойства индикатора стратегий совладания (CSI) в исследовании поведения совладания малавийских учащихся. Психология и здоровье. 1998;13:399–409. [Google Scholar]
27. Gingiss PL, Gottlieb NH, Brink SG. Измерение когнитивных характеристик, связанных с принятием и внедрением инноваций в области здравоохранения в школах. Американский журнал укрепления здоровья. 1994; 8: 294–301. [Google Scholar]
28. Маккормик Л.К., Стеклер А.Б., Маклерой К. Распространение инноваций в школах: исследование принятия и внедрения школьных программ профилактики табакокурения. Американский журнал укрепления здоровья. 1995; 9: 210–219. [PubMed] [Академия Google]
29. Мбере Н. Прикладное участие сообщества в обеспечении санитарии.