Психология способности: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Психология способностей — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Психология способностей

План:
1.Способности в структуре индивидуальности.
2.Уровни
развития
способностей
и
индивидуальные различия.

2. Способности в структуре индивидуальности.

Способности- индивидуальнопсихологические особенности,
являющиеся условием успешного
осуществления определенной
деятельности.
Деятельность является первой
пробой способностей и условием
их развития.
По Б.М. Теплову: способности — это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.
Важным компонентом способностей
является повышенная мотивация к
соответствующей
деятельности. Она обеспечивает
интенсивную деятельность,
необходимую для развития
способностей.

4. Существует несколько концепций способностей

5. СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

По числу и
характеру
деятельности
• Общие (умственные,учебные,
коммуникативные)
• Специальные (математические, музыкальные)
По составу,
строению
• Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух)
• Сложные (учебные, трудовые, общения)
По
значимости
деятельности
По уровню
развития
• Ведущая, занимающая главное значение в
деятельности
• Вспомогательные, подчиненные
• Репродуктивные ( способность действовать
по образцу)
• Творческие ( способность создавать новое)

6.

Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальныеУчебные способности определяют
успешность обучения и воспитания, усвоения
человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности.
Творческие способности способствуют
создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий
и произведений, словом — индивидуальное
творчество в различных областях
человеческой деятельности.
Интеллектуальная способность определяется как
индивидуально-своеобразное свойство личности,
являющееся условием успешности решения
определенной задачи (проблемы): способность
раскрывать значения слов, выстраивать
пространственную фигуру из заданных элементов,
выявлять закономерность в ряду чисел и
геометрических изображений и т.д.
Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для
осуществления которых необходимы задатки особого
рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные и другие.

8. Уровни развития способностей и индивидуальные различия:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ЗАДАТКИ
СПОСОБНОСТИ
УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ

10. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

Формирование способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки- врожденные анатомофизиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности
(социальное). Ведущую роль играет
социальный фактор.

11. Границы задатков по Лангмейеру

Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной
одаренности родителей
Родители
Дети,%
Ярко выраженная
Совсем немумузыкальность
зыкальны
Оба музыкальны
85
7
Оба немузыкальны
25
58
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Ф
А
К
Т
О
Р
Ы
Характер деятельности
Внешняя среда
Внутренняя среда
Компенсация
Сензитивные периоды развития – периоды онтогенетического
развития, в которые развивающийся организм бывает особенно
чувствителен к определенного рода влияниям окружающей
действительности.
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Непосредственное общение младенца со взрослыми
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве
Сюжетно-ролевая игра у дошкольников
Учебная деятельность младших школьников
Общественно полезная деятельность подростков
Профессионально-учебная деятельность в ранней юности
Трудовая деятельность в период взрослости (зрелости)

15. Индивидуальные особенности

Сила
нервных
процесс
ов
Уравнов
ешеннос
ть и
подвижн
ость
Воля и
коммун
икация
Мыслитель
ный
Художеств
енный
Смешанный
ТИПЫ
ЛИЧНОС
ТИ

English     Русский Правила

Секция психологии способностей. Секция РПО

Шадриков Владимир Дмитриевич

Руководитель

Статус в РПО: Член Президентского совета РПО

Ученое звание: Профессор

Ученая степень: Доктор психологических наук

Должность: профессор -исследователь

Место работы: НИУ ВШЭ

Суворова Галина Андреевна

Соруководитель

Статус в РПО: Руководитель секции «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности»; со-руководитель секции «Психология способностей»

Ученое звание: Профессор

Ученая степень: Доктор психологических наук

Должность: директор департамента психологии

Место работы: ООО «Психологическая консультация «Диалог»

Цель создания секции – изучение актуальных проблем способностей в контексте теории способностей В. Д.Шадрикова.

Задачи секции

  1. Изучение механизмов формирования интеллектуальных операций.
  2. Проявление интеллектуальных операций  в трудовой и учебной деятельности.
  3. Развитие способностей у учащихся общеобразовательной школы.

Документы

  1. Закон об образовании в РФ
  2. Федеральные образовательные стандарты подготовки учителей начального и основного общего образования.

Состав секции

Ансимова Нина Петровна

Башкирова Елена Николаевна

Борисова Анна Вячеславовна

Лопырев Александр Владимирович

Мазилов Владимир Александрович

Поварёнков Юрий Павлович

Слепко Юрий Николаевич

Суворова Галина Андреевна

Умхажиева Хадишт Туркоевна

Хакимова Мадина Рамзановна

Шадриков Владимир Дмитриевич

Состав секции подробее

Новости секции

Отчет о работе секции «Психология способностей» за 2022 год

Опубликовано: 12. 01.2023

В 2022 году члены секции участвовали в качестве докладчиков и организаторов в форумах и конференциях.

Читать далее

VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017)

Опубликовано: 09.02.2017

10-13 мая 2017 года в Москве в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова состоится VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2017) — крупнейшее Российское мероприятие, посвящённое педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования.

Членам Российского психологического общества предоставляется скидка на участие в размере 50%.

Читать далее

Всероссийская научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию»

Опубликовано: 02.12.2016

22 и 23 ноября 2016 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция  «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию».

Читать далее

4 конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей учащихся»

Опубликовано: 12.11.2016

10 ноября 2016 г. в МПГУ прошла 4 конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей учащихся». 

Конференцию провели секция МО РПО «Психологии способностей» и секция «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление» совместно с кафедрой психологии младшего школьника Института детства.

VII международная научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»

Опубликовано: 10.10.2015

VII международная научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» пройдет с 20 по 22 октября в г. Ярославль.

Цель конференции: обобщение опыта исследований в рамках теории системогенеза учебной и профессиональной деятельности, выполненных в научной школе академика РАО В. Д. Шадрикова; определение перспектив дальнейшего развития школы на основе консолидации усилий ученых разных направлений российской и зарубежной науки в исследовании учебной и профессиональной деятельности, личностного и профессионального развития.

Все новости секции

Наиболее важные труды
руководителя секции РПО «Психология способностей»
академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д.Шадрикова.
1. Шадриков В.Д. Духовные способности. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020.- 182с.
2. Шадриков В.Д. Мысль и понимание. Понимание мысли: монография /В. Д. Шадриков. М. : Университетская  книга, 2019.- 168с.
3. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: Монография. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019.-274с. (Достижения в психологии).
4. Шадриков В.Д. Педагогическое оценивание: учебное пособие / В.Д.Шадриков, И.А.Шадрикова.-М.: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018.- 156с.
5. Шадриков В. Д. Совесть и ее воспитание /В.Д.Шадриков. — М.: Университетская книга, 2017.-112с.
6. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология: монография / В.Д.Шадриков — М.: Университетская  книга, 2017. -368с.
7.Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография в 4т. -М. : Изд. дом РАО; Ярославль: Яргу, 2017. Т.1: Системогенез профессиональной и учебной деятельности / В.Д. Шадриков. -326с.
8. Шадриков В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить /В.Д.Шадриков. -М. :Университетская книга, 2016. — 220с.
9. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д.Шадриков, В. А. Мазилов — М. : Издательство Юрайт, 2015.- 411с.- Серия : Бакалавр. Академический курс.
10. Шадриков В.Д. Мысль и познание / В.Д.Шадриков. — М.: Логос, 2014. -280с.
11. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013г. — 464с. (Достижения в психологии).
12. Шадриков В.Д. Профессионализм современного человека: методика оценки уровня квалификации педагогических работников /под науч.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts