Волевой акт и его структура
Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.
Структура волевого акта
- Побуждение и постановка цели.
- Обсуждение и борьба мотивов.
- Решение.
- Выполнение.
Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.
Переживание волевого действия субъектом
Основные компоненты субъективного переживания выделяет психолог Д.Н.Узнадзе, их три. В акте воли на индивидуальное «Я» человек смотрит объективно (явление объективизации). Происходит «выпадение» субъекта из повседневного существования и оценка им самого себя, мотивов своих действий со стороны. Например, настала необходимость признать, то что вы были не правы. Для этого нужно сопоставить себя и свою деятельность, на какое-то время отстранившись от слитного существования субъекта и действия. Вы внутренне соглашаетесь с тем, что допустили ошибку, а потом уже выражаете это во внешнем поведении. То есть, можно утверждать, что волевой акт — это особое состояние сознания. Воля по своей сути имеет перспективный характер, она всегда направлена вперед, в будущее. Совершая волевой акт, человек не думает о настоящем, он анализирует то, что будет после совершенного им действия. Каким станет будущее, если он сделает или не сделает нечто. Воля способна переживать активные стадии «Я». Например, чувство жажды. Человек незамедлительно совершает действия: встает, наливает воду, пьет. Здесь не присутствует субъективное разделение человека и ситуации, нет ориентации на будущее, нет активности личности. Это импульсивное поведение, здесь происходит переживание самой потребности, активное «Я» не включается.
Замечание 1Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.
Различия между волевым и произвольным действием
Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.
Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Структура волевого действия
Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое, однако, стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их стремления разделяются на:— влечения,
— желания.
Желание осознанно. Влечение смутно, неясно. Влечение характеризуется тем, что человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает, или же категорически отрицает саму возможность поддаться этому стремлению (в этом случае влечение можно охарактеризовать как подавленное желание, например в случае, если курильщик недавно бросил курить).
Влечение часто переживается как специфическое тягостное состояние, сопровождающееся чувством тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности или подавленности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность без превращения в желание. Исключение составляют разве что разного рода состояния суженного сознания, например алкогольное опьянение.
Влечение часто рассматривают как переходное, временное состояние. Представленная в нем потребность обычно либо угасает со временем, либо осознается, признается и превращается тем самым в конкретное желание.
Далеко не всякое желание приводит к целенаправленному действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем уже в цель деятельности, оно критически оценивается человеком:
— «фильтруется» через систему ценностей человека,
— получает определенную эмоциональную окраску,
— несколько трансформируется, корректируется, если надо (например меняется объект желания),
— сравнивается с другими желаниями.
У человека одновременно может быть много желаний, сходные желания усиливают друг друга, противоречивые — подавляют друг друга. Поэтому самый надежный способ стать неуверенным человеком — обрести слишком много желаний. Для реализации каждого желания нужны ресурсы (время, деньги, здоровье и др.), а поскольку один и тот же ресурс может быть потрачен на реализацию разных желаний, то это является постоянным основанием для внутренних конфликтов.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Со временем желание как бы «разворачивается», детализируяся оно превращается в конкретную цель. Цель в данном случае — это конечное состояние, которое для человека было бы удовлетворительным. Это состояние можно описать в объективных категориях, довольно конкретно. Если школьник стремится к тому, чтобы быть самым умным в классе или к тому, чтобы учиться как можно лучше, то это скорее задача, нежели цель, потому что не совсем понятно конечное состояние, к которому стремится этот школьник. Если же он стремится к тому, чтобы по всем предметам за год иметь одни пятерки, то это цель, потому что конечное желаемое состояние четко и конкретно.
При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может и должно быть вызвано ею.
Между желанием и целью есть еще один конструкт, который называется мотивом. Здесь важно понимать следующее. Вопреки тому, что часто говорится в обиходной речи: «У меня появилось желание… У меня пропало желание… Теперь у меня новое желание», удовлетворенные желания не исчезают совсем в психике человека, они временно притормаживаются. Если человек наелся, у него пропал аппетит, и новая порция еды может быть уже не только нежеланной, но даже неприятной. Но это совсем не значит, что у него совсем пропало стремление к еде. Стремление к еде осталось, и желание тоже осталось, просто оно оказалось приторможенным. В следующий раз, когда человек объективно проголодается, у него не появляется новое желание, просто растормаживается старое.
Мотив как раз и отличается от желания тем, что каждый раз он новый. При этом мотив является как бы проектом цели, а точнее проектом, который может войти в цель деятельности. Дело в том, что цель может включать в себя несколько мотивов.
Рассмотрим пример. У какого-то человека есть два активных желания. Одно желание — поесть, другое — пообщаться с кем-нибудь (например необходимо срочно посоветоваться в деликатной проблеме). Постепенно формируется два мотива: один — сходить в ближайшее кафе, другой — договориться о встрече с таким-то другом. Эти два мотива и сплавляются в одну цель — пообедать вместе с другом.
Как уже говорилось, просто сами по себе желания могут конфликтовать друг с другом (например желание поесть постоянно конфликтует с желанием похудеть). Но наиболее яростная борьба происходит не между желаниями, сколько между мотивами. Когда желание трансформируется, раскрывается в конкретный план, то есть превращаясь в мотив, тут же становится очевидным, что этот мотив противоречит многим другим. Мотив «пообедать в кафе» противоречит мотиву «закончить работу» или общему желанию «экономить деньги». Мотив «надо закончить работу» противоречит мотиву «надо отдохнуть, иначе развалюсь». И так далее.
Этап, который характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, получил свое название — борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя:
— сравнение мотивов по важности (то есть по желаниям, которые стоят за мотивами),
— сравнение мотивов по трате ресурсов,
— рассмотрение разных комбинаций (объединение мотивов в одну цель, подавление того или иного мотива).
Борьба мотивов это не какое-то болезненное состояние, хотя, конечно, она может вылиться в серьезный внутренний конфликт. Борьба мотивов это — наоборот — необходимый этап в принятии решения, завершающийся выбором цели и ориентировочного способа достижения этой цели.
Структура волевого действия весьма сложна. Сложности ей добавляет и то, что практическая реализация действия не обязательно наступает сразу после постановки цели. Цель может быть отложенной во времени: «Сегодня я уйду с работы ровно в шесть часов», «Когда встречу Ивана Ивановича, я должен уговорить его сразу начать работать над новым проектом». Вот и получается, что имеется еще один этап (совсем коротки, но важный) в волевом действии — переход к действию.
Сложность заключается еще и в том, что человек иногда ставит перед собой долговременные, стратегические цели. И эти стратегические цели (например «Похудеть до 60 кг» или «Изучить английский язык») распадаются на другие цели, каждая из которых тоже может разложиться на несколько других целей. В таком случае возникновение целей второго-третьего порядка происходит под влиянием не столько желаний, сколько цели верхнего порядка.
После перехода к действию наступает исполнительный этап, то есть непосредственное движение к цели. Уже на этапе борьбы мотивов, окончательном формировании цели происходит ориентировочная прикидка того, какие ресурсы уйдут на достижение цели, как наиболее эффективно достичь эту цель. Однако, как известно, жизнь вносит свои коррективы. Поэтому по мере движения к цели какие-то способы теряют свою актуальность, какие-то наоборот оказываются более реалистичными и эффективными. Поэтому любой исполнительский этап включает в себя и волевые действия (трату ресурсов), и постоянную корректировку.
Заканчивается волевое действие оценкой полученного результата. В норме оценка полученного результата должна привести к удовлетворению потребности, желания, которые стояли в самом начале. Следует учесть, что далеко не всякая оценка результата доступна сразу, по окончании волевых действий. Бывает, что необходимо ожидать этот результат довольно долго.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Воля- Аскеза
- Барьер психологический
- Волевые качества
- Волевые качества человека и их развитие
- Желание
- Импульсивный навык
- Инициатива
- Инфляция воли
- Настойчивость
- Недостаток побуждения
- … и другое
Связь познания и мотивации с поведением
I. ИСТОЧНИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ1. Не все цели созданы равными: взгляд организма на природу целей и их регулирование, Ричард М. Райан, Кеннон М. Шелдон, Тим Кассер и Эдвард Л. Деси
2. Саморегуляция и угроза эго: мотивированное познание, самообман и деструктивная постановка целей, Рой Ф. Баумайстер
3. О взаимозаменяемости механизмов самозащиты, Абрахам Тессер, Леонард Л. Мартин и Дэвид П. Корнелл
4. Имплицитные теории как организаторы целей и поведения, Кэрол С. Двек
5. Идеалы, обязанности и нормативный фокус на результатах: связь аффекта и мотивации с различными страданиями и удовольствиями, Э. Тори Хиггинс
II. АФФЕКТИВНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ
6. Чувства и их мотивационные последствия: настроение и последовательность действий, Норберт Шварц и Герд Бонер
7. Депрессия, мотивация контроля и восприятие человека, Гиффорд Вири и Кэтрин Гэннон
8. Эмоциональное влияние на когнитивную обработку с последствиями для обеих теорий, Эрик Клингер
III. ПОДГОТОВКА К ДЕЙСТВИЮ
А. Ментальное построение цели
9. От добрых намерений к силе воли, Уолтер Мишель
10. Ментальная стимуляция, мотивация и действие, Шелли Э. Тейлор и Лиен Б. Фам
11. Позитивная фантазия и мотивация, Габриэль Эттинген
12. Время в действии: динамика и ментальный контроль поведения, Робин Р. Валлахер и Дж. Кауфман
B: Планирование и координация действий
13. Волевые преимущества планирования, Питер М. Голлвитцер
14. Стремление и чувство: личные цели и субъективное благополучие, Роберт А. Эммонс
15. Усиленное преследование личных целей в повседневной жизни, Нэнси Кантор и Харт Блэнтон
IV. ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ
16. Волевой выбор в процессе достижения цели, Эдвин А. Локк и Эми Кристоф
17. Направляющее влияние установок на поведение, Айсек Айзен
18. Саморегулируемые и другие детерминанты приобретения навыков, не связанные со способностями, Рут Канфер
19. Теория мотивации Брема как модель усилия и реакции сердечно-сосудистой системы, Рекс А. Райт
V. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ
20. Автоматизм в действии: бессознательное как хранилище хронических целей и мотивов, Джон А. Барг и Кимберли Барндоллар
21. Чувство делания, Мэтью Э. Энсфилд и Дэниел М. Вегнер
VI. ЦЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
22. Восприятие человека под давлением: когда мотивация вызывает эгоцентризм, Роберт А. Виклунд и Гизела Штейнс
23. Влияние ожидания на социальное взаимодействие: модерирующая роль социальных целей, Стивен Л. Нойберг
24. Помимо точности: мотивы защиты и впечатления в эвристической и систематической обработке информации, Шелли Чайкен, Роджер Гинер-Соролла и Серена Чен
25. Осознание влияния как предпосылка для достижения целей исправления, Фриц Штрак и Беттина Ганновер
VII. ОБСУЖДЕНИЯ
26. Цели как структуры знаний, Арье В. Круглански
27. Роль сознательного мышления в теории мотивации и познания: парадигма ориентации на неопределенность, Ричард М. Соррентино
28. Некоторые способы, которыми цели различаются, и некоторые последствия этих различий, Чарльз С. Карвер.
Структура волевого акта в работах отечественных психологов
Изучению проблемы воли посвящены работы многих зарубежных и отечественных психологов. Среди последних над этим вопросом работали такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.А. Иванников.
Виды деятельности человека
Чтобы понять, какова структура волевого акта, необходимо определить само понятие воли. Воля – это способность человека управлять своим поведением, несмотря на внешние и внутренние трудности, препятствующие его контролю. Дело в том, что все действия, совершаемые человеком, можно разделить на две большие категории: произвольные и непроизвольные. К последней группе относятся те, которые возникают без участия контроля со стороны сознания: например, заложенные природой инстинкты, безусловные рефлексы или действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения (аффекта). Произвольные действия — это те, которые совершает человек, опираясь на собственные решения: они диктуются его волей и реализуются при участии сознания.
Алгоритм С.Л. Рубинштейна
Структура волевого акта, разработанная отечественным ученым С. Л. Рубинштейном, включает несколько этапов. Начальный этап представляет собой непосредственное побуждение к действию, включает начальную постановку цели. Вторая стадия присутствует не во всех случаях. Его характерная черта – борьба мотивов. Человек субъективно оценивает возможные потери, которые могут быть чреваты разными алгоритмами действий. Третий этап – переломный. Это окончательное решение. Последним этапом С.Л. Рубинштейна является казнь.
Однако некоторые исследователи добавляют к этой схеме еще несколько промежуточных шагов. В структуру волевого акта будет входить преодоление трудностей в процессе достижения цели, а также положительное подкрепление после достижения цели.
Еще один важный компонент волевой регуляции
Однако структура волевого акта в психологии представляет собой не только алгоритм действий, описывающий реализацию того или иного поведения. При наличии определенных барьеров на пути к достижению цели способность управлять своим поведением во многом зависит от того, насколько человек обладает определенными чертами личности. К ним относятся самообладание, решительность, сила воли, настойчивость и мужество. Поэтому некоторые исследователи особое внимание уделяют другим компонентам, имеющим структуру волевого акта. Например, когнитивный компонент оказывает большое влияние на поведение человека в различных ситуациях.
Опыт А.В. Запорожца
Очень интересное исследование, демонстрирующее силу этого эффекта, было проведено А.В. Запорожцем. Испытуемым дали задание поднять большой вес. Вся выборка была разделена на три группы.
В первую вошли те испытуемые, которые должны были просто выполнить задание, без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.
Участникам второй группы сказали, что при поднятии тяжестей они должны установить свой личный рекорд.
Наконец, третья группа состояла из тех, кому дали необычное объяснение этого задания. Им сказали, что, поднимая тяжести, они таким образом вырабатывают электроэнергию для снабжения города.
Так было обнаружено еще одно важное дополнение, имеющее структуру волевого акта в психологии. Пример показал: для осуществления действия решающее значение имеет смысл этого действия. Другими словами, исследователь открыл когнитивный компонент волевой регуляции.
Прикладной характер исследования воли
Структура волевого акта в психологии является прикладной областью исследования. Результаты, полученные учеными, могут применяться в самых разных сферах жизни. Это психология труда, спорта, тренировок, семейная психология. Полученные учеными результаты могут быть использованы как профессионалами в области консультирования, так и теми, кто интересуется вопросами воли и мотивации.
Интересный вывод сделал российский исследователь В.А.Иванников. В своих работах ученый показывает: мотивация действия включает в себя не только первоначальный дефицитный мотив. Волевая регуляция осуществляется также с формированием дополнительной мотивации, которой не могло быть с самого начала, когда субъект только решил совершить то или иное действие.
Опыт А.И. Липкиной: волевая регуляция и воспитательные процессы
Во многом показательное открытие было сделано А.