Психология свойства внимания: Характеристики свойств внимания

Основные свойства внимания | Студент-Сервис

В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержании на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Внимание может быть направлено на один или несколько объектов. Человек способен переключать внимание с одного объекта на другие, быть внимательным к тому или иному объекту в течение разного времени и в различной степени. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в каждом его конкретном акте, определяя влияние внимания на организацию и продуктивность деятельности. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.

Избирательность (селективность) внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании). Автоматические процессы в большей степени определены свойствами нервной системы и особенностями объекта. Посредством контролируемых процессов осуществляется сознательная регуляция выбора объекта внимания в соответствии с целью и ситуацией. Контролируемые процессы требуют усилий, осознаваемы и управляемы субъектом. Развитие механизмов сознательной регуляции избирательности внимания лежит в основе овладения человеком своим вниманием.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. В экспериментальной психологии
для измерения объема внимания применяется специальный прибор — тахистоскоп, позволяющий предъявлять буквы, цифры, слова, фигуры и дру­гие зрительные стимулы одномоментно (время экспозиции 0,1 секунды). В настоящее время для этих целей применяются разнообразные компьютерные методики. У взрослого человека объем внимания равен 7 ± 2 элемента (куска), так же как объем восприятия и кратковременной памяти. В реальных ситуациях величина объема внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. При возможности установления смысловых связей или группировки объектов объем внимания возрастает. В экспериментальных исследованиях показано значительное увеличение объема внимания на смысловые сочетания. К характерным функциональным особенностям внимания относится сужение объема, что, в частности, может быть следствием состояния монотонии, возникающего при однообразной работе. Измерение объема внимания и поиск путей для его увеличения в случае необходимости используются при обучении в тех видах профессиональной деятельности, содержанием которых является принятие решений на основе точности и полноты воспринимаемой информации (например, авиадиспетчеры, операторы сложных систем управления).

Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Образно говоря, концентрация внимания представляет собой фокус, в который собрана сознательная деятельность субъекта в данный момент. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации. Концентрация внимания выступает как важное психологическое условие углубленного познания объектов и явлений, выполнения сложных практических действий. Развитие концентрации внимания предполагает использование специальных приемов организации деятельности с объектом: выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения, поиск новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Повышению и развитию концентрации внимания способствует активность личности, увлеченность деятельностью и интерес к объекту.

Устойчивость внимания отличается длительностью времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. Факторами, повышающими устойчивость внимания, являются интерес к объекту, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальной задачи на удержание внимания. В то же время наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим, непроизвольным колебаниям.

Колебание как свойство внимания изучал Н.Н. Ланге. В его экспериментах испытуемые слушали тиканье часов. Через определенные периодические промежутки времени звук часов флуктуировал. Н.Н. Ланге показал, что период колебания составляет примерно две-три секунды. Причинами колебания внимания являются утомление и адаптация органов чувств. Колебание внимания — свойство, противоположное устойчивости. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место.

Возможен и намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания. Это дает человеку возможность быстро ориентироваться в ситуации, учитывать все ее особенности, детали и происходящие в ней изменения, что необходимо в быстро меняющихся сложных ситуациях. В классе учителю приходится переключать внимание на разных учеников, на собственную деятельность, неожиданные события, не отклоняясь от плана и основного содержания урока. Переключаемость внимания выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит как от свойств нервной системы — динамичности и ригидности, так и от тренировки действий с соответствующими объектами. Это важно учитывать в тех случаях, когда от высокой или низкой переключаемости внимания зависит принятие особо значимых или жизненно важных решений. Например, водителям автотранспорта постоянно приходится переключать внимание с панели управления на сигналы светофора, дорожные ситуации и другие объекты.

В некоторых ситуациях от человека требуется одновременно выполнять два или большее число действий при отсутствии условий их выполнения путем переключения внимания. Достигается это посредством распределения внимания — удержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах. Распределение внимания дает возможность не терять ни один из объектов из поля сознания. Такое свойство оказывается важным и даже необходимым во многих видах деятельности. Оно поможет, например, вести наблюдение за несколькими процессами или объектами, когда обстоятельства не позволяют терять их из вида ни на одно мгновение. Умея распределять внимание, учитель может объяснять новый материал, наблюдать за тем, как он воспринимается учениками, что происходит в классе.

В реальной деятельности часто бывает трудно определить, имеет ли место переключение или распределение внимания. Это удается сделать только в экспериментальных условиях с помощью точных замеров реакций испытуемого. Исследования показывают, что распределению внимания способствует связь объектов друг с другом и характер выполняемых с ними действий. Они должны быть не очень сложными, и, по крайней мере, одно из них должно быть автоматизированным, т.е. не требовать постоянной направленности сознания.

Например, опытная вязальщица может одновременно вязать и смотреть телевизор или вести беседу. Историческими фактами являются феноменальные способности к распределению внима­ния Юлия Цезаря и Наполеона, умевших одновременно и эффективно выполнять несколько важных дел. Но в отдельных случаях распределение внимания не обеспечивает адекватности действий, что может приводить к сбоям в выполняемой деятельности и другим нежелательным последствиям. В хронике дорожных происшествий обсуждался инцидент перехода улицы пешеходом, который говорил по мобильному телефону. Он вовремя не заметил опасность, что привело к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

Психическим состоянием, противоположным вниманию, является рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенному вниманию. Рассеянность вызывается различными причинами. Она может быть результатом усталости, бессонницы или нездоровья. У детей рассеянность часто бывает следствием невозможности сосредоточения внимания и высокой отвлекаемости. Такого типа рассеянность называется «ученической». Погружение человека в мечты или грезы вызывает состояние «поэтической» рассеянности. Глубокая сосредоточенность на поиске решения сложной проблемы является причиной «профессорской» рассеянности. «Поэтическая» и «профессорская» рассеянность не мешают достигать значительных успехов в художественной и научной деятельности, а, напротив, часто способствует этому ввиду того, что человек постоянно сосредоточенно думает о какой-то проблеме и в конце концов решает ее. «Ученическая» же рассеянность препятствует усвоению знаний и требует специальной коррекции.

Отдельные свойства внимания могут быть развиты у человека неравномерно. Это связано с индивидуальными и личностными особенностями или со спецификой преобладающего вида деятельности. Формирование внимания учащихся предполагает знание особенностей основных его свойств и их соотношения, определение конкретных причин рассеянности в процессе учебной деятельности. Высокий уровень развития основных свойств внимания, овладение своим вниманием как произвольным, самоуправляемым процессом характеризуют формирование внимательности как свойства личности. Внимательный человек способен к длительному и сосредоточенному вниманию на нужном объекте даже в условиях действия отвлекающих факторов. Он может анализировать свои психические состояния и управлять ими, снимать утомление, оптимальным образом организуя деятельность и внимание, а в случае необходимости прикладывать волевые усилия для его удержания. Внимательность как свойство личности проявляется во всех видах деятельности, выступая в качестве важной составляющей ее успешности. В общении внимательность способствует более тонкому восприятию других людей, особенностей их речи и невербальных реакций, а следовательно, и более глубокому пониманию их внутреннего мира, что так важно для эффективного педагогического общения и педагогической деятельности.

Развитие внимания и внимательности взаимосвязано с общим развитием активности и направленности личности. Развитие произвольного внимания взаимосвязано и составляет важную сторону в формировании системы произвольных процессов и волевых действий субъекта. Формирование внимания служит одним из основополагающих факторов эффективности учебной, трудовой и других видов деятельности.

Свойства внимания.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все время одним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.

Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.

Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется.

К.С.Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того, чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень пристально, смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.

Чтобы быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Сосредоточенность внимания

Сосредоточенность внимания — свойство внимания, проявляющееся в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрированнее).

Физиологически сосредоточенность внимания – это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

Количество объектов, на которое внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет объем внимания.

Объем внимания

Объем внимания — свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

То, что мы избирательно направляем наше внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.

Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуется ясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и при недостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово.

Существенные изменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих других особенностей объектов. При показе, например, одноцветных букв объем внимания больше, чем при предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом расположении букв в строке он больше, чем тогда, когда буквы размещены под разными углами друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную величину, и т.д.

Следовательно при одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. Однако если при предъявлении одних и тех же объектов усложняется задача восприятия, то объем внимания может существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при написании букв, или назвать цвет каждой буквы в отдельности (при предъявлении разноцветных букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с данной задачей, оказывается меньшим, чем тогда, когда надо назвать их.

Уменьшение объема внимания вызывается в этих случаях тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем, что нужно только для опознания букв. При одном и том же материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.

Как показали многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта и др.), объем внимания при восприятии однородных, но никак между собой по смыслу не связанных объектов (например, отдельных букв) у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания — свойство, проявляющееся в скорости перевода внимания с одного объекта на другой.

Во многих случаях переключение внимания осуществляется преднамеренно и вызывается тем, что мы или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной.

Если при отключении внимания выполняемая деятельность нарушается (благодаря действию посторонних раздражителей), то при переключении внимания происходит правомерная смена одной деятельности другой. И чем быстрее она осуществляется, тем, следовательно, быстрее происходит переключение внимания. Наоборот, продолжительное последействие предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новую деятельность означает медленное и недостаточное переключение внимания.

Быстрота и успешность переключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая деятельность) отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.

Физиологически переключение внимания означает возникновение торможения в имевшемся ранее очаге возбуждения и появление в коре мозга нового очага оптимальной возбудимости.

Распределение внимания

Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.

Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время — второй. В этом можно убедиться при помощи так называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т. е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием — на другой.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.

Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированны действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.

Интенсивность внимания

Интенсивность внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального. Это наиболее яркое отражение того, что вообще характеризует внимание. При интенсивном внимании человек целиком поглощен тем, на что направлено внимание, не видит, не слышит, помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.

Высокая интенсивность внимания достигается тогда, когда в максимальной мере налицо то, что характеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих на общем фоне раздражителей, интерес к предмету или явлению, важное значение их для решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).

Физиологической основой интенсивного внимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из очагов мозга при столь же резко выраженном торможении остальных участков коры. Действие посторонних раздражителей не вызывает в этих случаях (или с трудом вызывает) в очаге оптимальной возбудимости торможение, возникающее при других состояниях коры.

Обе указанные особенности внимания – его сосредоточенность и интенсивность – тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов, на которые направлено внимание, тем больше возможность усиленного внимания к ним. И наоборот, чем больше предметов охвачено вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание к чему-либо, круг объектов, на которое оно направлено, сужается.

Рассеянность

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чем основательно и долго удерживать внимание не может, все время отвлекается посторонним, причем ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает свое место чему-либо другому.

Такое состояние, характеризующееся полной неорганизованностью деятельности, часто наступает в состоянии большого утомления. Физиологически оно означает отсутствие сколько-нибудь сильного и стойкого очага возбуждения в коре мозга. Основой его может быть и весьма высокая подвижность нервных процессов — быстрота и легкость смены возбуждения торможением в одних и тех же участках коры мозга.

Важно заметить, что рассеянностью часто называют и совершенно противоположное только что указанному состояние, характеризующееся не отсутствием сосредоточенности, не малой интенсивностью, не недостаточной устойчивостью внимания, а наоборот, его большой интенсивностью и длительным удерживанием на чем-либо одном, в силу чего человек совершенно не замечает всего остального, забывает, что ему надо было сделать, и т.п. Такая рассеянность во многих случаях также весьма не желательна, но она говорит не о недостатках внимания, а об его качественном своеобразии – о максимальном подчинении его какой-либо одной задаче и полном отвлечении от всего остального

Решения NCERT для 11 класса гуманитарной психологии, глава 5

  • Решения НЦЭРТ
  • 11 класс
  • Психология
  • сенсорные процессы, внимание и перцептивные процессы

NCERT Solutions for Class 11 Humanities Psychology Глава 5 Сенсорные процессы, процессы внимания и восприятия представлены здесь с простыми пошаговыми объяснениями. Эти решения для сенсорных процессов, процессов внимания и восприятия чрезвычайно популярны среди учащихся 11-х классов гуманитарных наук. Решения для психологических процессов сенсорных процессов, внимания и восприятия пригодятся для быстрого выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам. Все вопросы и ответы из книги NCERT по гуманитарной психологии класса 11, глава 5, предоставляются здесь для вас бесплатно. Вам также понравится возможность без рекламы в решениях NCERT от Meritnation. Все решения NCERT для класса 11 «Психология гуманитарных наук» подготовлены экспертами и на 100% точны.

Страница № 106:
Вопрос 1:

Объяснить функциональные ограничения органов чувств.

Ответ:

функциональные ограничения органов чувств человека относятся к их ограниченный диапазон стимуляции. Чтобы быть замеченным, стимул должен быть оптимальной интенсивности и величины. Таким образом, стимул имеет иметь минимальную стоимость или вес. Например, наши уши не слышат очень слабые или громкие звуки. Точно так же наши глаза не могут видеть объекты в очень тусклый или очень яркий свет.

Страница № 106:
Вопрос 2:

Что имеется в виду свето-темновая адаптация? Как они происходят?

Ответ:

Свет адаптация – это процесс приспособления к яркому свету после воздействия чтобы приглушить свет. Этот процесс часто занимает минуту или две, чтобы завершенный. Адаптация к темноте, с другой стороны, относится к процессу адаптации к тусклому свету после воздействия яркого света. Это может занять полчаса или дольше в зависимости от уровня воздействия.

Свет и Темновая адаптация происходит за счет фотохимических процессов. Свет адаптация происходит, когда молекулы родопсина или зрительного пурпур в стержнях глаза обесцвечивается или разрушается, как результат действия света. Темновая адаптация происходит, когда свет удаляется, позволяя восстановительным процессам, которые регенерируют пигмент в палочках с помощью витамина А.

Страница № 106:
Вопрос 3:

Что это цвет зрение и каковы измерения цвета?

Ответ:

Цвет Зрение – это способность глаз видеть и различать цвета на основе их различных длин волн в видимом спектре света. Восприятие цветов зависит от видимого спектра, который включает в себя диапазон энергии, обнаруживаемой фоторецепторами. Кроме того, цвета являются психологическим свойством человеческого сенсорного восприятия. опыт. Они создаются интерпретацией информации. получает мозг.

размеры цвета следующие:

    (i) Оттенок — это свойство хроматических цветов. Оттенок варьируется в зависимости от длины волны, и каждый цвет несет определенную длину волны. Ахроматический такие цвета, как черный, белый и серый, не имеют оттенков.

    (ii) Насыщенность — это психологический атрибут, относящийся к относительному количество оттенков поверхности или объекта. Свет одного длина волны оказывается насыщенной, в то время как смеси различных длины волн вызывают уменьшение насыщения.

    (iii) Яркость — относится к воспринимаемой интенсивности света и варьируется в зависимости от как хроматические, так и ахроматические цвета. Белый самый яркий цвет, тогда как черный — наименее яркий цвет.

Страница № 106:
Вопрос 4:

Как имеет место слуховое ощущение?

Ответ:

Слуховой ощущение возникает, когда звук попадает в ухо и стимулирует главные органы слуха. Это связано с производством циклических перемещения молекул в воздухе. Слуховое ощущение относится к субъективное слышание чего-либо, а прослушивание является важным чувством модальности, так как она предоставляет пространственную информацию и играет важную роль в разговорном общении.

Страница № 106:
Вопрос 5:

Определить внимание. Объясните его свойства.

Ответ:

Внимание! относится к процессу, посредством которого определенные стимулы выбираются из группа других. Это требует распределения усилий. Объекты которые находятся в центре, находятся в центре внимания, в то время как объекты, которые находятся вдали от центра, находятся на окраине.

Внимание имеет следующие свойства:

    (я) Бдительность: Относится к готовности человека к сделке со стимулом, который они испытывают. Например, ситуации где люди проявляют бдительность при переходе дороги, чтобы избежать неудачи.

    (ii) Концентрация: Это относится к концентрации внимания на конкретных объекты, исключая другие в этот период времени. Например, руководители на собрании концентрируются на своей работе, в то время как игнорирование других действий снаружи.

    (iii) Поиск: Происходит, когда наблюдатель ищет конкретные подмножество объектов среди множества объектов. Например, историки ищут сайты, чтобы получить информацию о событиях в пределах конкретный период времени.

    (iv) Выбор : Относится к фокусу сознательного осознания на конкретный стимул, на который направлено внимание.

Страница № 106:
Вопрос 6:

Государство детерминанты избирательного внимания. Как работает избирательное внимание отличаться от устойчивое внимание?

Ответ:

Детерминанты избирательного внимания следующие:

    (и) Внешние факторы: Это особенности раздражителей, таких как размер, интенсивность, форма и т. д.

    (ii) Внутренние факторы: 90 051. Они присутствуют внутри индивидуума. и могут быть разделены на мотивационные факторы и когнитивные факторы.

  • Мотивационный факторы представляют наши биологические и социальные потребности. Экземпляры такие же водители, строго соблюдающие все правила дорожного движения.

  • Познавательный факторы представляют интересы, отношение и подготовительную установку. Для например, средний подросток был бы более заинтересован в просмотре матч по крикету, чем чтение романа.

Селективный внимание отличается от постоянного внимания тем, что постоянное внимание в первую очередь связан с концентрацией внимания и относится к способности удерживать внимание на объекте даже в течение длительного времени. Вопреки при этом избирательное внимание связано с выделением ограниченного количество стимулов из большей группы стимулов.

Страница № 106:
Вопрос 7:

Что является основным положением гештальт-психологов в отношении восприятия поля зрения?

Ответ:

Основной Предложение гештальт-психологов относительно восприятия поля зрения заключается в том, что люди воспринимают различные раздражители как организованное «целое», имеющее определенную форму. По их мнению, форма объекта заключается в его целом, т. отличается от дискретных частей. Гештальт-психолог также считает, что человек воспринимает все в организованной форме, потому что направленности мозговых процессов в сторону прагнанца.

Страница № 106:
Вопрос 8:

Как имеет место восприятие пространства?

Ответ:

Пробел воспринимается в трех измерениях. Это из-за способности перевести двухмерное зрение сетчатки в трехмерное восприятие. Пространственные атрибуты объектов, такие как размер, форма и направление, и расстояние между объектами также способствуют восприятие пространства. При этом изображения объектов, проецируемых на сетчатка плоская и двумерная, их можно воспринимать в трех измерениях путем переноса двумерной сетчатки зрение в трехмерное восприятие.

Страница № 106:
Вопрос 9:

Что Монокулярные признаки восприятия глубины? Объясните роль бинокулярные признаки в восприятии глубины?

Ответ:

монокулярные сигналы восприятия глубины вызывают глубину в объектах, когда смотреть одним глазом. Они также известны как изобразительные реплики, как они используются художниками для придания глубины двухмерным изображениям. картины. Важными монокулярными признаками являются относительный размер и высота, интерпозиция, линейная и воздушная перспектива, свет и тень, градиент текстуры и параллакс движения.

бинокулярные сигналы восприятия глубины обеспечиваются обоими глазами в трехмерные пространства. Их роль в восприятии глубины следующим образом:

    (i) Ретинальное или бинокулярное несоответствие: Это происходит, когда два глаза имеют разных местах в голове и разделены по горизонтали с помощью разница 6,5 см. Разница в образах, сформированных глазами из-за несоответствия сетчатки. Большое несоответствие сетчатки означает близкий объект, а небольшое несоответствие сетчатки означает удаленный объект.

    (ii) Конвергенция: Когда глаза сходятся внутрь, чтобы изображение появилось центральная ямка каждого глаза, группа мышц посылает сообщения в мозг которые интерпретируются как сигналы к восприятию глубины. Степень сходимость уменьшается с увеличением расстояния до объекта.

    (iii) Размещение: Это процесс фокусировки изображения. на сетчатку с помощью цилиарной мышцы. Эти мышцы изменяются толщина хрусталика глаза. Степень сокращения мышцы дают сигнал к расстоянию. Мышцы расслабляются, когда объект находится далеко и сжимается, когда объект находится близко.

Страница № 106:
Вопрос 10:

Почему возникают иллюзии?

Ответ:

Иллюзии возникают из-за несоответствия физических раздражителей и его восприятия человеком. Несоответствие вызвано неверная интерпретация информации, полученной органами чувств. Иллюзии называются примитивными организациями, поскольку они порождены ситуация внешнего стимула, которая порождает однотипные опыт у всех людей. Некоторые иллюзии универсальны в природе, поскольку они встречаются у всех людей. Они также известны как универсальные иллюзии или постоянные иллюзии, потому что они не меняются с опытом и практикой. Вопреки этому, иллюзии, которые варьируются у разных людей известны как личные иллюзии.

Страница № 106:
Вопрос 11:

Как влияют ли социокультурные факторы на наше восприятие?

Ответ:

Социально-культурный факторы влияют на наше восприятие, создавая дифференциальные знакомство и заметность стимулов, а также определенные привычки восприятие. Люди, живущие в разных культурных средах, имеют разные восприятия, такие как идентификация объектов и интерпретация глубина. Например, в исследовании, проведенном психологами в г. Африки и Европы, было замечено, что африканцы имеют большее подверженность горизонтально-вертикальным иллюзиям, так как живут в плотной леса и регулярно испытывают переоценку вертикальности.

европейцы с другой стороны, имеют большую восприимчивость к Мюллеру-Лайеру иллюзию, поскольку они живут в среде с прямыми углами. Следовательно, они недооценивают длину линий, характеризующихся замкнутостью.

Внимание

Внимание

Реклама

1 из 37

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Реклама

Реклама

Реклама

Внимание

  1. Внимание Деблина Рой Магистр наук Психиатрический уход. Доцент Кафедра психиатрии КГМУ.
  2. Цели  Введение  Определение  Характеристики.  типы  Использование  Факторы, влияющие на внимание.
  3. Введение  Внимание находится в центре сознание на конкретном объекте или идея в определенное время, к исключение других объектов или идей.
  4. Определение  Внимание определяется как процесс что заставляет человека выбирать определенный раздражитель в соответствии с его интерес и отношение из множества раздражители окружающей среды. (Шарма РН-1967) Внимание – это концентрация сознание на одном объекте, а чем на другом. (Дюмий, 1938 г.)
  5. Характеристики внимания  Это избирательная умственная деятельность.  Он постоянно переключается с одного объекта на другой. другой или от одного аспекта к другому.  Внимание – это фокус сознания на один конкретный объект.  Внимание – это состояние готовности или настороженность  Внимание требует некоторой моторики и сенсорные приспособления со стороны человек внимательный.
  6. Типы или разновидности внимания. Внимание Добровольный непроизвольный
  7. Добровольное внимание  Требует сознательного усилия со стороны человека.  Например: решение проблем, ответы в экспертиза.  Типы фуртур 1. Имплицитное произвольное внимание 2. Явное произвольное внимание
  8. Имплицитное произвольное внимание  Один акт воли ответственен за возбуждая внимание.  Например, домашнее задание дается учителем и вызывает страх перед наказанием внимание учащегося на завершение поставленные задачи.
  9. Явное произвольное внимание  Внимание привлекает повторяющиеся акты воли.  Придется потрудиться для сохранения себя внимательный.требует сильного сила воли и мотивация чтобы удержать внимание сфокусированный.  Например: во время подготовительного дни экзамена.
  10. Непроизвольное внимание  Этот вид внимания возбуждается без сознательное усилие .  Например: яркий свет, громкий шум резкие запахи, боль и т. д.  Этот вид внимания может быть вызванные инстинктами, называемыми вынужденный внимание.  Внимание, уделяемое в связи с заранее сформированные чувства, люди предметы и вещи.
  11. Использование  Дает силу и способность продолжить задание, несмотря на препятствия присутствует в окружающей среде.  Помогает лучше организовать поле восприятия для максимальной ясности и понимание.  Помогает, обеспечивая более глубокое концентрация путем сосредоточения сознание на требуемом объекте или идея.  Способствует повышению умственной активности и готовность.
  12. Методы возбуждения внимание  Определенные факторы производят и контролируют состояние внимания в человек.  Он может быть к типам:  Внешние факторы  Внутренние факторы.
  13. Внешние факторы  Характер раздражителей:  Атрибуты раздражителей более может привлечь внимание и позволить концентрация  Форма, цвет, красота, необычность,  Picutres с большей вероятностью привлечет внимание, чем текст.
  14. Внешние факторы  Интенсивность раздражителей:  Сила раздражителя определяет внимание, которое он получает  Подобно громкости звука яркость цветов и др.
  15. Внешние факторы  Размер стимула:  Общее правило заключается в том, что чем сильнее раздражитель тем больше внимания он привлекает и если предмет или объект маловероятен в окружающей среде то это тоже скорее привлечет внимание.
  16. Внешние факторы  Контраст раздражителей:  Изменения и контрасты обычно привлекают больше внимания, мы не замечаем тиканье часов обычно, но когда оно останавливается, мы это замечаем  Новизна или новизна привлекают внимание.
  17. Внешние факторы  Расположение раздражителя:  Область воздействия раздражителя расположение также важно для привлечение внимания как  реклама на верхней половине или на главной странице привлекает больше внимание, чем быть расположенным в другом месте.
  18. Внешние факторы  Повторение стимула:  Повторяющийся раздражитель привлекает наше внимание.  Ошибочное слово в одном и том же абзац более 2 раз, как правило, замечают больше часто.  Но чрезмерное повторение стимул также может уменьшиться внимание.  Например: люди, работающие на фабрике с громким шумом стать приспособлены к этой среде.
  19. Внешние факторы  Движение объекта:  Движущийся стимул привлекает больше внимание, чем застойный.
  20. Внешние факторы  Определенная форма объекта:  Четко очерченный объект привлекает больше внимание, чем неопределенное объект.
  21. Внешние факторы  Выделение раздражителя:  Изоляция является важным фактором внимания. Черная точка посередине белая страница привлекает больше внимания чем , точка на написанной странице.
  22. Внутренние факторы  Интерес и внимание:  Интерес является очень полезным фактором в закрепление внимания.  Люди склонны уделять больше внимания предметы и идеи, которыми они являются больше интересует.
  23. Внутренние факторы  Мотивы:  Основные побуждения и побуждения личности важнее в обеспечение его внимания.  Голод, жажда, любопытство и секс некоторые мотивы.
  24. Внутренние факторы  Психологическая установка:  Человек всегда занимается одним предмет, который разум имеет множество.  Во время экзамена любые разговоры об этом привлекает внимание.
  25. Внутренние факторы  Прошлый опыт:  Обучение и предыдущий опыт облегчить внимание.  Если мы обнаружим, что что-то было выгодно в прошлом мы даем больше внимание на это в настоящее время.
  26. Внутренние факторы  Эмоции  Эмоциональное состояние человека определяет внимание человека приложит к каким-то определенным раздражителям.
  27. Внутренние факторы  Привычки:  Привычка также является важным фактором, определяющим внимания.  У человека вырабатывается привычка посещать к важным вещам и привычка не внимание к неважным вещам.
  28. Внутренние факторы  Цели:  Личные цели человека также направляет его способность уделять внимание определенным раздражители.  Значение:  Внутренний смысл раздражителей также вкладывает смысл в методы.  Характер и темперамент человек.
  29. Продолжительность внимания  Объем внимания  Максимальное внимание, которое можно посетить в период называется объемом внимания.
  30. Диапазон внимание визуальный внимание слуховой внимание
  31. Визуальное внимание  Продолжительность зрительного внимания очень мала время воздействия очень короткое в диапазоне от 1/100 до 1/5 секунды.  Ум может обращать внимание только на 4 или 5 отдельные единицы, если предметы не сгруппированы вместе.  Но если элементы объединяются в значимые целые, например слов, большое количество предметов может быть воспринять сразу.
  32. Объем слухового внимания  Количество аудиторий, показов воспринимается в единичном случае немного больше.  Взрослый может воспринимать восемь звуков дается быстро подряд. Но когда звукам придается ритм, может быть записано гораздо большее количество звуков. воспринимается.
  33. Продолжительность внимания  Относится к тому, как долго можно посещать к объекту без перерыва.  Длительность внимания зависит uopn характер раздражителя и интерес наблюдателя.
  34. Постоянное внимание (концентрация)  Поддержание внимания означает концентрацию деятельность непрерывно на одном предмет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts