Психология треугольник: «Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

Содержание

«Треугольник Карпмана»: что это такое и как из него выйти

«Треугольник Карпмана» в психологии — это модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя. О «треугольнике Карпмана» в личных отношениях и на работе, чем это опасно и как из него выйти — в материале Forbes Life

Эта психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми была впервые описана американским психотерапевтом, доктором медицины и учеником Эрика Берна (основателя транзактного анализа) Стивеном Карпманом в 1968 году. Несмотря на то, что изначально Карпман назвал эту схему «драматическим треугольником», за ней закрепилось имя ее основателя. Что из себя представляет «треугольник Карпмана» и чем плоха такая модель взаимоотношений людей?

Что это такое — «треугольник Карпмана»

Стивен Карпман родился в Вашингтоне, его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрическом тюремном госпитале, а мать была соцработником в психиатрическом отделении госпиталя. После медицинской школы при Дьюкском университете Карпман обнаружил в себе страсть к диаграммам и теориям, что впоследствии привело его к транзактному анализу (психологическая модель, описывающая и анализирующая поведение человека. — Forbes Life). Он заинтересовался психиатрией и когда познакомился с создателем транзактного анализа Эриком Берном, стал у него учиться. В процессе обучения Карпман пришел к идее треугольника отношений, в основу которого легли позиции спортсменов (например, футболистов или баскетболистов) на поле, то есть игровые схемы, в которых есть нападающие и защитники. Карпман успешно применил эту диаграмму в работе с клиентами и когда рассказал о ней Берну, тот ответил: «Опиши ее, и люди будут тебя цитировать последующие 200 лет».

«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор), Жертва, — рассказывает психолог-сексолог и гипнотерапевт Ольга Пантюшина. — Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль».

Согласно теории Карпмана, во взаимодействии люди могут быть вовлечены в одну из ролей треугольника, причем роли и сама схема знакомы человечеству давно. 

«Схема взаимоотношений, которую мы знаем как «треугольник Карпмана», появилась вместе с человечеством. Ну или чуть позже, — говорит Екатерина Брост, психолог и гештальттерапевт. — Сейчас уже никто точно не скажет, когда люди начали играть в эту драматическую игру, которая точно не добавляет счастья в жизни и заставляет людей играть по одной и той же схеме».

Ольга Пантюшина объясняет поведение в треугольнике полученным в детстве опытом. «Например, ребенка делали постоянной жертвой через гиперопеку, то есть обесценивание его возможностей и его силы: «Давай я сама за тебя сделаю!» или «Давай помогу!», когда, в общем-то, никто о помощи и не просил. И ребенок усваивает это поведение», — говорит эксперт. В этом примере, ребенок — Жертва, а мама — Спасатель. При этом у Спасателя не всегда достаточно ресурсов, сил, и когда их мало, а как раз самое время спасать, мама может переключиться в Преследователя. «К примеру, утром ребенок собирается в сад и, так как за него обычно все делают, у него нет четкой организованности, он инфантилен и идет на поводу своих желаний. Вместо того чтобы одеваться, он играет. Мама приходит, начинает его одевать (спасает), тот крутится, и вот она уже на него повышает голос (преследует), ребенок плачет (еще больше уходит в Жертву), а может даже ее ударить или кинуть игрушку (сам становится Преследователем, а мама переходит в Жертву). Далее происходит угрызение совести, маму охватывает чувство стыда, и она снова включает Спасателя: «Прости, извини, ты моя деточка, давай помогу тебе одеться», — говорит Пантюшина. 

Материал по теме

Три роли: Жертва, Спасатель, Агрессор

Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана», потому что именно она запускает эту схему: провоцирует Агрессора и ищет Защитника.  

Один из характерных признаков поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени жалуется на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, но не ищет решений и возможностей, рассказывает Пантюшина. 

Жертва своими действиями «приглашает» Тирана ее наказать или обвинить, а Спасателя — защитить, отмечает гештальттерапевт Брост. При этом Жертва не такая беспомощная, как может показаться вначале, особенно, если вспомнить, как быстро она может перейти в любую другую роль: Агрессора или Защитника. «Роль страдальца нужна человеку для того, чтобы вытеснить агрессию, которую он не может в себе принять и которой он наполнен, — говорит Брост. — Жертва не признает, отрицает то, что обладает достаточными ресурсами, чтобы самой справиться с вызовами, которые ей кидает жизнь». У человека, который в большинстве своем выбирает по жизни роль Жертвы, всегда много жалоб, претензий, недовольства. Он стремится принижать свои достоинства и способности, критикует себя и обвиняет в собственных проблемах всех вокруг.

«Часто Жертва просит совета, но не пользуется им. К примеру, она будет говорить, что испытывает проблемы на работе из-за того, что начальник самодур. На полученный со стороны совет уйти с работы, человек с легкостью найдет отговорку, мол, кому он нужен на новой работе или что он не может сменить место в силу каких-то других причин (кредиты, ответственность перед семьей и т. д.)».

У человека, включающегося в драматический треугольник Агрессором (Тираном, Преследователем), тоже есть чувство, которое он не может признать и вытесняет, — уязвимость. Ее он переносит на Жертву и таким образом становится Агрессором, говорит Брост: «Я не признаю свою слабость, слабым быть нельзя, поэтому нападаю на слабого». Тиран очень уязвим внутри, добавляет она.

«Преследователь путает вербальное насилие с силой, — говорит Ольга Пантюшина. — Для него характерны такие высказывания, как «Ты никогда не сможешь!», «Тебе не дано». Своим поведением, открытой агрессией и нападением он подкрепляет собственные убеждения, что без словесного принуждения и насилия нельзя обойтись.

Так, например, объясняя насилие в семье, муж-абьюзер может искренне верить в то, что его «обязанность» — преподать жене урок».

Тот, кто чаще всего выбирает роль Спасателя, вытесняет собственное бессилие и обесценивает Жертву и ее способности, чтобы справиться с ситуацией. Для Спасателя его роль — это возможность почувствовать и проявить свою значимость и ценность. «Спасатель говорит Жертве: «Я знаю, что тебе нужно! Тебе точно это поможет!», — рассказывает Брост. Одновременно с этим Спасатель осуждает Тирана за его агрессию. 

Еще одним из характерных признаков Спасателя является его самоотдача процессу, максимальная включенность, добавляет Пантюшина. «Больше половины всей работы Спасатели делают за других, даже если об этом их не просят», — говорит она. 

В итоге каждый получает свои выгоды: Жертва перекладывает ответственность за свою жизнь на Спасателя, тот проявляет свою силу и порицает Тирана, который, в свою очередь подтверждает идею, что Жертва ничего не может сама.  

Материал по теме

Где играют эти роли

«Треугольник Карпмана» можно встретить абсолютно везде, но, как отмечают психологи, чаще всего он проявляется в так называемых неблагополучных семьях, например, где один из родителей (или оба) страдают алкоголизмом. Драматический треугольник превосходно проявляется в созависимых отношениях, когда один из партнеров патологически включен в другого и не видит без него жизни, а тот, в свою очередь, может страдать какой-либо зависимостью (например, наркомания или игромания). 

Чаще всего люди стремятся занять позицию Жертвы или Спасателя, тогда как Тиран — наименее популярная роль. Зачастую человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях уже в раннем детстве. У каждого есть свой триггер — крючок, на который он попадается. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Иными словами, «треугольник Карпмана» — это долгая, если не бесконечная, игра.

Если у играющего роль Жертвы человека в окружении отсутствуют люди, которые готовы его спасать или преследовать, он обязательно сменит обстановку с целью найти других «игроков». «Такие люди в буквальном смысле нуждаются в том, чтобы их «зацепили», запустили конфликт. Они ищут того, с кем можно сыграть в эту игру, — отмечает Пантюшина. — Мы все периодически встречаемся с людьми, которые склонны скорее жаловаться, нежели решать проблемы. И они являются Жертвами, и они охотятся за Спасателями и Преследователями!»

Драматический треугольник встречается и в рабочих коллективах, и даже в очереди на кассу в магазине, уверяют психологи. Проявление этой схемы можно найти в любых человеческих отношениях, в любой коммуникации и даже внутри одного человека. «Чтобы пройти по всем ролям, не обязательно присутствие другого человека. В каждом из нас есть субличности и переход от одной роли к другой может быть в рамках этих субличностей», — отмечает Брост.

Переход из роли в роль может осуществляться очень быстро, но можно и застрять на одной из позиций. «Пример: сейчас я себя ругаю последними словами (проявляю Тирана), например, за то, что наелась на ночь жареной картошки, — объясняет гештальттерапевт. — Через минуту чувствую себя слабой и несчастной, потому что не могу удержаться от соблазнов и набираю лишний вес (проваливаюсь в Жертву). И тогда я думаю, что же делать? Как себя «спасать» в этой ситуации (Спасатель): купить каких-нибудь волшебных таблеток от аппетита или для сжигания жира, поклясться на кулинарной книге, что это объедание на ночь было в последний раз?» 

Еще один вариант проявления Спасателя — объяснить самому себе, что проявление такого рода силы воли — это доводить себя до стресса, то есть, если захотелось на ночь наесться картошки, то себе в этом лучше не отказывать. Таким образом человек оправдывает свою слабость и признает собственную неспособность проявить волю и справиться с ситуацией. Это объясняется тем, что Спасатель, даже если это наша субличность, всегда считает Жертву безвольной и слабой, отмечает эксперт.

Материал по теме

Как выйти из «треугольника Карпмана»

Драматический треугольник не встретить там, где люди обладают достаточно высоким уровнем осознанности, готовы к прямому диалогу и избегают манипуляций: как в свой адрес, так и в отношении других людей, отмечает гештальттерапевт. При этом выход из «треугольника Карпмана» — длительный процесс.

Чтобы выйти из драматического треугольника самостоятельно, нужно понять, что ты в нем находишься и какую роль выбрал. «Дверь на выход из игры — осознание, что она есть, — говорит Ольга Пантюшина. — Это не так банально, как кажется, потому что чаще всего эта игра проходит неосознанно. Далее могут быть специальные техники. Когда все осознали — применяем принципы «треугольника победителя» австралийского психотерапевта Эйси Чой. Это концепция–антитезис карпмановской диаграмме, которая замещает каждую роль: Преследователь становится Уверенным, Защитник — Заботливым, а Жертва переходит в Беззащитного. Благодаря описанным Чой механизмам человек справляется с собственными невыраженными чувствами и не ведет себя согласно известной схеме».

Екатерина Брост также отмечает важность понимания, что человека вовлекают в драматический треугольник. «Отследите этот момент, когда вас туда «приглашают». Это можно делать через собственные чувства, — говорит она. — Например, вы можете захотеть унизить человека в роли Жертвы. У вас может возникнуть желание начать обвинять и критиковать («Сам дурак, что потерял эту работу», «Головой надо было думать, прежде чем отдавать деньги в этот банк»). Тогда вы становитесь в позицию Агрессора. Если чувствуете, что это происходит, просто отойдите, не вовлекаетесь. Скажите себе, что вы не вправе никого судить и обвинять и каждый имеет право на ошибку».

Спасателя в себе можно распознать по желанию все решать за человека, напоминает гештальттерапевт. Например, товарищ потерял работу и жалуется на сложную финансовую ситуацию, а вы, как настоящий друг, начинаете помогать ему с поиском: кидаете ссылки на вакансии, обзваниваете знакомых руководителей, которые помогли бы ему устроиться, объясняет Брост. А затем вы можете заметить странную вещь: все ваши предложения друг начнет отвергать, объясняя это разными причинами, а вы чувствуете, что включены в его ситуацию чуть ли не больше, что он сам. Дальше классическая схема — вы почувствуете злость и раздражение на друга (перейдете в роль Тирана) или обидитесь за то, что он не оценил ваших стараний (войдете в роль Жертвы).

Материал по теме

«Если чувствуете, что входите в состояние Спасателя, напомните себе, что другой человек — достаточно взрослый, чтобы справляться с трудностями, — советует Брост. — Вы можете помогать, когда вас об этом попросят и в той мере, в какой необходимо и в какой вы сами посчитаете нужным. Спросите у человека: «Чем я тебе могу помочь?» или «Тебе нужна моя помощь? Какая?». Он может ответить, что не нуждается в помощи или не знает, какая помощь ему нужна. Это его право, и когда понадобится, он к вам обратится».

С Жертвой дела обстоят сложнее, говорят психологи, потому что в этом состоянии для нее очень много вторичных выгод. Человек их, как правило, не осознает, но на него они влияют очень сильно. Одна из таких выгод — получить внимание, заботу, любовь и восхищение («Как ты только с этим справляешься!?»). И перестать быть Жертвой для такого человека — страшно: а вдруг окажется, что такой, какой есть, он никому не будет интересен. Для Жертвы с такой вторичной выгодой страшный сон — лишиться внимания и участия других в его жизни. 

При этом с состоянием Жертвы можно разбираться самостоятельно — для этого нужен достаточно высокий уровень осознанности и внутренней смелости, которая позволит двигаться сквозь страх и усваивать новые формы взаимодействия с людьми и с собой, отмечает Екатерина Брост. Но лучше делать это в сопровождении специалиста, который бережно проведет по этому пути, отмечает она. 

«Треугольник Карпмана» или «Как выйти из токсичных отношений»

Психология

18 января 2021

Треугольник Карпмана — самая распространенная модель взаимоотношений между людьми. Она может помочь построить здоровые счастливые отношения, а в случае невозможности — прекратить токсичные отношения.

Мы все играем в игры?

Треугольник Карпмана

Впервые в 1968 году «Треугольник» описал классик трансактного анализа и ученик Эрика Берна — Стивен Карпман.

Увы, да.
Люди постоянно манипулируют друг другом, зависят друг от друга и очень от этого устают. Эрик Берн описал множество игр и ролей, создав целое течение в психотерапии под названием

«трансактный анализ»

. Знание подхватили многие молодые умы, ставшие впоследствии выдающимися учёными. Одним из учеников Берна был Стивен Карпман, который пронаблюдал и описал треугольник взаимоотношений, ломающий жизни многим семьям, и в то же время способный семьям помочь.

Альтернатива играм — настоящая человеческая близость.

Кстати, кто хочет углубиться в тему, может приобрести и прочитать книгу «Жизнь, свободная от игр» С. Карпмана.

Треугольник Карпмана

Впервые в 1968 году «Треугольник» описал классик трансактного анализа и ученик Эрика Берна — Стивен Карпман.

Как это работает?

«Треугольник Карпмана» — это модель, и как любая модель, она позволяет посмотреть на свои отношения со стороны. В отношениях трое: один персонаж — жертва, другой — преследователь, третий — спасатель. Всего 3 объекта — отсюда и треугольник 🔻

Действует это так:
1️⃣ агрессор давит на жертву = контролирует, подавляет, унижает, саркастирует, ну, в общем, всё, о чём мы писали в статье «Признаки токсичных отношений»;
2️⃣ жертва чувствует себя беспомощной, отказывается брать на себя ответственность и ждёт помощи со стороны;
3️⃣ спасатель бежит на помощь жертве, причём зачастую сам он — несчастен, потому что о других думает больше, чем о себе, и соответственно — не реализуется.

Пример 👇

На примере среднестатистической семьи:

  • агрессором может быть мама, которая, допустим, строго воспитывает ребёнка;
  • спасателем может быть отец, который, наоборот, слишком добр, мягок и уже перестал замечать, что малыш обнаглел;
  • сам малыш — жертва: он вырастает ленивым, беспомощным и с массой комплексов.

Родители при этом находятся в состоянии вечной войны, постоянно споря о методах воспитания.

Почему все продолжают этим заниматься? Что делать?

Дело в том, что жертва любит, что всё решают за неё. Спасатель получает удовольствие от того, что помог слабому. Агрессор любит ощущать себя в превосходящей позиции. Всем хорошо в такой ситуации, поэтому все продолжают играть в эту игру.

Ключ к свободе — осознанность 😊🙏

Начните замечать за собой — кто вы из этих трёх?
Если агрессор — снизьте уровень ожидания к другим людям и повысьте критичность к самому себе: жить можно и в мире, а близкие люди — не те, кто должен ходить у вас по струнке!
Если спасатель — прекратите лезть, куда не просят. Помогайте только по требованию и с учётом своих приоритетов и возможностей!
Если вы жертва — прекратите себя жалеть! Это не вас обижают, это вы решили обидеться! Вы не хотите брать ответственность за свою жизнь и принимать собственные решения!

Знайте: выйти из «токсичных отношений» можно самостоятельно! 
И первый шаг к решению проблемы — понять, что проблема существует ✊

ВАЖНО: недавно учёные доказали, что любовная зависимость может быть не менее пагубна, чем алкогольная или даже наркотическая. Подробнее —>

Ответим на ваши вопросы!
Звоните по номеру:

+7 (4712) 70-76-76

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Как нас найти

Остановка «Садовая улица»

Троллейбусы: № 1, 2, 3, 5, 8, 9.

Маршрутные такси: № 229, 248, 280.

1 Первый путь

Выйдя на остановке «Ул. Садовая», необходимо повернуть
на одноименную улицу и проследовать по ней до пересечения
с улицей Семеновской.Затем надо повернуть направо и пройти
к строению № 82.

ВНИМАНИЕ! Вход в клинику не со двора дома

2 Второй путь

Самый удобный ориентир — это магазин «Эконом»
на улице Халтурина. Если встать к нему лицом и обойти
слева, вы попадёте прямо к нам.

Построить маршрут

Записаться
по телефону

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Записаться
на онлайн консультацию

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Запись на приём

Нажимая, я соглашаюсь с условиями и политикой обработки персональных данных

Что такое треугольник Карпмана и как выйти из него на работе

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. Одна из таких схем — треугольник Карпмана. Разбираемся, что это такое и как из него выйти

Что такое треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определенную роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует ее и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своем состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая ее, что она не может решить проблему своими силами. Из таких отношений очень сложно выйти, потому что участники сами непроизвольно воспроизводят эту модель и часто на самом деле не стремятся освободиться от нее.

Фото: Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»

Правила, по которым работает эта модель, сформулировал американский психиатр Стивен Карпман в 1968 году. Он назвал ее «Драматический треугольник». На его вершинах находятся Преследователь и Спасатель, нависая над Жертвой. При этом участники на самом деле не являются ни жертвами, ни преследователями, ни спасателями. Но однажды выбрав этот сценарий (сознательно или бессознательно), они продолжают играть выбранные роли, хотя могли бы решить конфликт и выйти из некомфортной ситуации.

Создавая модель, Карпман опирался на идеи своего учителя Эрика Берна — автора трансактного анализа в психотерапии. Этот подход предполагает, что в основе всех человеческих коммуникаций лежит игра. Драматический треугольник — одна из таких игр.

В чем опасность попадания в треугольник

Ловушка этой модели в том, что каждому участнику по-своему дорога его позиция. Действующие лица не работают над решением конфликта, потому что получают в ней выгоду, и не хотят покидать игру. Например, на первый взгляд сложно увидеть, какие бонусы получает Жертва. Но на самом деле эта роль позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь и к тому же всегда гарантирует поддержку Спасателя.

Другие роли в треугольнике тоже имеют преимущества. Преследователь с упоением наблюдает за подтверждением своей силы через абсолютный контроль и агрессию. Спасатель регулярно подпитывает уверенность в собственной ценности, инвестируя все больше сил в Жертву и сильнее привязывая его к себе.

Несложно заметить, что ни одна из этих ролей не стремится решить проблему, позволяя воронке конфликта раскручиваться дальше, затягивая его до бесконечности. В этом главная опасность драматического треугольника.

Где формируются драматические треугольники

Модель Карпмана может проявляться — а иногда жить годами — в любых типах отношений, от романтических до рабочих. В семьях часто можно наблюдать родителя-Преследователя, который воспитывает ребенка-Жертву в исключительной строгости и ругает его за любые проступки, и родителя-Спасателя, который всегда встает на сторону ребенка и критикует партнера. В парах три роли могут распределяться между двумя людьми, причем эта «игра» порой разворачивается в течение одного часа, например, в ссоре. Один партнер чувствует себя ущемленным и жалуется другому, но тот, после тяжелого дня, вместо утешения обвиняет первого в излишней чувствительности. Конфликт углубляется, Преследователь раскаивается, и перевоплощается в Спасателя — и так до бесконечности.

Роли в треугольнике Карпмана

Посмотрим подробнее на действующих лиц треугольника и их позиции в конфликте:

  • Жертва. Позиция — «бедный я!» Жертва видит себя угнетенной, бессильной и беспомощной. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ждет спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везет больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
  • Преследователь. Позиция — «это все твоя вина!» Преследователь критикует и обвиняет Жертву, заставляет ее чувствовать себя угнетенной угрозами и издевательствами. Преследователи цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
  • Спасатель. Позиция — «позволь мне тебя спасти!» Спасатель упорно тратит собственные силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством значимости и превосходства над Жертвой. Он заинтересован в том, чтобы Жертва оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность. Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит и развивается конфликт. Один и тот же человек в разные моменты может выступить во всех трех ипостасях. Решив отомстить, Жертва может стать Преследователем, а Спасатель может занять позицию Жертвы, когда ему покажется, что тот, кого он спасал, недостаточно ему благодарен. Сам Карпман утверждает, что «драма начинается, когда роли определены, и развивается до тех пор, пока происходит смена ролей».

Чтобы объяснить действие своей модели, Карпман приводил в пример сказку о Красной Шапочке. В ней героиня начинает в роли Спасателя: она отправляется в путь с миссией доставить еду больной бабушке. По ходу повествования она встречает Волка и решает «спасти» зверя от одиночества. В разговоре она случайно раскрывает, где живет бабушка. Далее Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который перевоплощается в Преследователя. В этой роли он съедает бабушку, а потом и саму главную героиню. На этом, казалось бы, сказка (как и конфликт) должна закончиться. Но тут приходит новый Преследователь — Дровосек. Он распарывает волку живот и освобождает Красную Шапочку и бабушку. Волк превращается в Жертву. В финале выжившая Красная Шапочка оказывается Преследователем и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как возникает треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Рабочие отношения строятся вокруг совместных проектов. Но это не значит, что рабочая коммуникация свободна от эмоций, проекций, обид и непонимания. По словам психолога и когнитивно-поведенческого психотерапевта Елизаветы Муратовой, «мы не можем приходить на работу с чистым функционалом и, так или иначе, носим туда собственную личность и личностные потребности». При отсутствии должного контроля, можно незаметно для себя оказаться в ситуации с типичными признаками драматического треугольника. Вот несколько примеров:

  • Начальник регулярно требует от своего подчиненного задерживаться на работе. Сотрудник от этого страдает и задумывается об увольнении. Его поддерживает коллега из бухгалтерии, который с готовностью выслушивает его жалобы и угощает чаем. Очевидный Преследователь здесь — начальник, угнетающий сотрудника-Жертву, когда тот не может выйти из неприятной ситуации и находит утешение в Спасателе. Но, возможно, все не так однозначно. Добрым словом коллега поощряет сотрудника принять ситуацию как данность, не давая ему сопротивляться начальнику. И заодно закрепляется в роли Спасателя. Начальнику же начинает казаться, что вечно недовольный сотрудник тратит слишком много времени на жалобы и чаепития. И он продолжает его «наказывать», заставляя работать дольше.
  • Кто-то из сотрудников разводится, приходит на работу поникший, работает без энтузиазма, выпивает после работы и опаздывает по утрам. Коллеги видят в нем Жертву, сочувствуют ему и перехватывают часть его рабочих обязанностей. В результате у него появляется еще больше времени погружаться в свое состояние. Такое поведение коллег — типичное спасательство. Оно скорее помогает Жертве утонуть, чем выйти из кризисного периода. Кроме того, коллеги, взвалившие на себя дополнительную работу, рискуют также начать выгорать.
  • У человека сложности за пределами офиса: например, возникают проблемы с жильем или приходится заботиться о заболевшем родственнике. Это эмоционально тяжело, и человеку хочется хотя бы в работе сбросить с себя ответственность и встать в позицию Жертвы. Начальник входит в положение и делает ему поблажки — становится Спасателем. Но сами задачи никуда не деваются, их приходится выполнять коллегам, которые не рады такому стечению обстоятельств. Они злятся Жертву, и возникает конфликт, где выполняют роль Преследователя.

Эти примеры показывают, как легко стать частью треугольника Карпмана. По мнению Елизаветы Муратовой, люди вступают в социальные игры, видя в этом «простейший способ взаимодействия». К таким играм прибегают, когда нет сил или желания искать эффективное решение.

Как выйти из треугольника Карпмана

Елизавета Муратова говорит, что если на работе вы вдруг чувствуете, что соответствуете одной из ролей драматического треугольника, то это сигнал провести аудит своих задач — функциональных и эмоциональных.

  • Функциональные задачи — это дела, которые можно записать в ежедневник: подготовить отчет, встретиться с деловыми партнерами, сформулировать концепцию нового продукта.
  • Эмоциональные задачи — это попытки получить нематериальные ценности. Например, добиться одобрения руководителя или повысить свой статус в рабочей иерархии.

В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные задачи. И если задержаться в нем надолго, есть риск потратить время на конфликт, а не на работу. Например, работник считает, что заслуживает повышения, но его пока не предвидится. Время от времени он срывается на критику в адрес руководства и решает работать вполсилы, думая, что посылает этим сигнал о своем недовольстве. Вместо этого он мог бы попросить о встрече со своим менеджером и обсудить карьерные перспективы. Другой пример: руководители конкурирующих отделов так много сил тратят в соперничестве за расположение CEO компании, что упускают из виду процессы внутри своих команд. Разумным решением было бы снизить накал борьбы и заняться улучшением реальных показателей отдела. Елизавета Муратова отмечает, что, в конечном счете, склоки в коллективе негативно отражаются на общей прибыли компании.

Помимо аудита задач, важно оценить уместность ожиданий, которые человек «несет» на работу. Например, роль Жертвы-трудоголика часто берут на себя люди, которым не хватает признания в других сферах жизни. Подсознательно они ждут от коллег похвалы, потому что видят в них «родителей». Здесь стоит задуматься, что, возможно, в рабочие процессы закрались задачи, более эффективно решаемые в личных отношениях, например, в дружеской поддержке. Большая удача и бонус для сотрудников, когда руководитель понимает, как работает психика людей, и дает своим сотрудникам положительный фидбек за результаты. Но степень эмпатии каждого руководителя индивидуальна, поэтому привязывать свою потребность в одобрении к регулярным похвалам босса просто небезопасно.

Ощущение собственной значимости — другая потребность, которая иногда не находит удовлетворения. Это случается, когда человек с такой потребностью вместо того, чтобы стать, например, медиком и лечить людей, как всегда мечтал, идет по иному карьерному пути. В итоге он ежедневно испытывает фрустрацию от того, что находится не на своем месте, втягивая коллег в водоворот своих переживаний. Здесь также стоит остановиться и понять, что можно изменить.

Кроме того, Елизавета Муратова советует:

  • Понять, какую роль в треугольнике драмы вы играете, и решить, хотите ли это делать. Выйти из треугольника реально с любой позиции, роль Жертвы в нем не равнозначна положению заложника — как и две другие. От навязанных ролей также можно отказываться: если Жертва приметила кандидата на роль своего Спасателя, он не обязан идти у нее на поводу.
  • Научиться нести ответственность за свои решения — будь то решение уволиться или продолжать работать в этой компании и с этими коллегами. Например, если у работника слабое здоровье, ответственность за медицинские последствия переработок несет он сам, а не его руководитель. У него есть право отказаться или сменить работу — действовать проактивно.
  • Проанализировать, нет ли перегруза в других сферах жизни, и не оттуда ли исходит желание побыть жертвой или агрессором.
  • На руководящей позиции — следить за равномерным распределением ответственности в команде и помнить, что проблемы решаются в диалоге, а недосказанности усугубляют конфликт.

Применимость треугольника Карпмана

Елизавета Муратова отмечает, что треугольник Карпмана — это концепция из популярной психологии, к которой клинические психологи относятся с некоторым скепсисом. По ее словам, драматический треугольник — это лишь одна из моделей в трансактном анализе, а не универсальная иллюстрация человеческих коммуникаций в кризисные моменты. Он может ярко проявиться в одном случае, и совсем не обнаружиться в другом. В треугольнике Карпмана из-за его динамического характера сложно зафиксировать роли и работать с этими данными в рамках профессиональной психологической помощи.

Но не стоит недооценивать пользу этой концепции. Для непрофессионалов он может стать упрощенной моделью, которая позволит обнаружить неконструктивное поведение и внести коррективы, улучшив качество жизни.

Треугольник отношений | Psychology Today

Это полезный способ взглянуть на отношения, и я использую его во всей своей работе с парами — как для того, чтобы увидеть, где они находятся, так и для того, чтобы увидеть, куда им нужно двигаться. Он основан на драматическом треугольнике, также известном как треугольник Карпмана, который был разработан психиатром Стивеном Карпманом в начале 1970-х годов. Далее следует моя интерпретация и расширение оригинальных идей Карпмана.

Начните с представления или рисования перевернутого треугольника (сделайте это сейчас, это поможет). Вверху две буквы: P слева и R справа. Внизу вершина треугольника — буква V.

Треугольник представляет отношения между двумя людьми. P, R и V представляют разные роли, которые могут играть люди; это не сами люди, а роль. Роли переплетаются, и всегда есть кто-то наверху, у которого больше власти, и кто-то внизу. Отношения движутся по кругу следующим образом.

Человек в позиции R является спасателем. Человек в этой роли, по сути, имеет контроль над ситуацией как «хороший парень». Он цепляется за V или жертву. Человек в этой роли временами чувствует себя подавленным. Он чувствует, что проблемы сваливаются ему на голову. Спасатель вмешивается и говорит: «Я могу тебе помочь. Просто делай, что я говорю, и все будет хорошо». Часто пары начинают свои отношения в той или иной форме. Они психологически заключают сделку: спасатель говорит, что я соглашусь быть большим, сильным, хорошим и милым; жертва говорит, что я соглашусь быть перегруженным и неспособным управлять. Все довольны. Спасатель чувствует себя нужным, важным и ответственным. У жертвы есть кто-то, кто позаботится о ней.

И это работает нормально, за исключением того, что время от времени происходит одна из двух вещей. Иногда спасатель устает делать все это. Ему кажется, что он берет на себя всю ответственность, а другой не тянет его вес, ничего не отдает взамен, не ценит то, что делает спасатель. Спасатель становится сытым, злым, обиженным. Бам! Он переключается на П, роль преследователя. Он внезапно взрывается — обычно из-за чего-то незначительного, например, из-за стирки или из-за того, что он не вынес мусор, — или действует, например, тратя много денег, попивая или завязывая роман. Он чувствует, что заслуживает этого (в конце концов, говорит он себе, посмотри, что я терплю).

Сообщение, скрывающееся за поведением и гневом, которое обычно не очень ясно проявляется, звучит так: «Почему бы тебе не повзрослеть? Почему бы тебе не взять на себя какую-то ответственность? Почему я должен делать здесь все? Разве ты не ценишь то, что я делаю для тебя? Это несправедливо!» Ощущение несправедливости сильное.

В этот момент жертва пугается и поднимается в позицию R, пытается помириться и успокоить воду. «Мне очень жаль, — говорит он. «Я не понимал. Я действительно ценю то, что ты делаешь. Я сделаю лучше». Тогда преследователь чувствует себя плохо из-за того, что он сделал или сказал, опускается до позиции жертвы и впадает в депрессию. Затем они оба стабилизируются и возвращаются в исходное положение.

Еще иногда случается, что жертва устает быть жертвой. Он устал от того, что другой всегда заправляет всем, всегда говорит ему, что делать. Он устал от того, что на него смотрят свысока, потому что спасатель, по сути, говорит: «Если бы не я, ты бы не справился». Каждому время от времени жертва надоедает и переходит на роль преследователя. Подобно спасателю, жертва в этой роли взрывается и злится — обычно из-за чего-то мелкого — или отыгрывает.

Сообщение ниже, которое не произносится, звучит так: «Почему бы тебе не отстать от меня? Оставь меня в покое, перестань контролировать мою жизнь! Отойди, я многое могу сделать сам!» Спасатель слышит это и переходит в положение пострадавшего. Он говорит себе: «Бедный я, каждый раз, когда я пытаюсь помочь, смотри, что у меня получается». Затем преследователь чувствует себя плохо из-за того, что он сделал или сказал, подходит к позиции спасателя и говорит что-то вроде: «Я был в стрессе, не принимал лекарства, устал от детей. Мне очень жаль». А потом они мирятся и возвращаются туда, где были изначально.

В то время как каждый может перемещаться между всеми ролями, часто кому-то больше подходит одна роль, чем другая. Это связано с личностью, воспитанием и усвоенными способами преодоления трудностей. Спасатель в детстве часто был единственным ребенком, старшим или рос в хаотичной семье. Обычно у него не было много буферов между ним и его родителями, и он рано понял, что может избежать неприятностей и конфликтов, если будет добрым: «Если я смогу оставаться в тонусе и просто делать то, что хотят мои родители (и учитель) мне делать все время, я не попаду в горячую воду».

Люди этого типа учатся быть очень чувствительными к другим, чтобы выжить. Он развивает хороший радар и может улавливать нюансы эмоций. Он сверхвнимателен, тратит всю свою энергию на изучение окружающей среды, всегда на ногах, всегда готов делать то, что хотят родители. По сути, он занимает позицию: «Я счастлив, если вы счастливы, и мне нужно убедиться, что вы счастливы». Его вознаграждают за то, что он хороший, и его голова полна «должен».

То, что работает для ребенка, не обязательно так хорошо работает для взрослого. Теперь мир больше. У взрослого спасателя есть не только два или три важных человека, которым он должен уделить внимание, но и гораздо больше: босс, налоговое управление, президент местного Ротари-клуба или VFW. Теперь он чувствует, как его тянут во многих направлениях, растягивают, поскольку он изо всех сил пытается приспособиться к тому, что, как он думает, другие хотят от него. Он легко чувствует себя мучеником, ему всегда грозит выгорание.

Ему также трудно понять, чего он хочет. Поскольку в детстве он тратил так много своей энергии на то, чтобы смотреть вовне и делать то, что хотят другие, у него никогда не было возможности сидеть сложа руки и решать, чего он хочет. Желание, в отличие от следования правилам и обязанностям, является чувством, и он часто не осознает, что чувствует. Став взрослым, если вы спросите его: «А чего ты хочешь?» он колеблется и застревает. Он беспокоится о том, чтобы принять правильное решение, о том, чтобы никого в жизни не обидеть или критический голос в голове.

Ему также тяжело справляться с гневом и конфликтами (именно поэтому он в первую очередь стал хорошим) и склонен подавлять гнев до тех пор, пока он не пресытится им и не начнет давиться им. Затем он взрывается, и из-за того, что ему так некомфортно и это создает столько драмы, он чувствует, что его худший сон сбылся. Он чувствует себя виноватым и снова отбрасывает все назад, только для того, чтобы оно снова накапливалось.

Жертва, напротив, часто была самой младшей в семье, в детстве чрезмерно защищалась родителями или имела старших братьев и сестер, которые вмешивались и брали на себя все время, когда он застрял с проблемой. Чего он упустил в детстве, так это возможности развить уверенность в себе, которая приходит, когда он учится справляться с проблемами самостоятельно. Сейчас, во взрослом возрасте, он легко впадает в уныние, чувствует себя неуверенно, тревожно. Чтобы справиться с этими чувствами, он обращается к спасителю, который берет верх и помогает ему чувствовать себя лучше.

Преследователь как прообраз является злым близнецом спасателя. В то время как спасатель контролирует, будучи добрым и милым, а преследователь злится, критикует и обвиняет. Это обидчик, и очевидно, что некоторые пары начинают с отношений преследователь-жертва, разыгрывая детские модели и роли. Преследователь рано понял, что когда мне страшно, я становлюсь жестким. Если я могу отрицательно контролировать все, что происходит вокруг меня, никто не сможет подкрасться ко мне сзади и схватить меня.

Теперь представьте или нарисуйте два А рядом друг с другом с линией, проведенной между ними (давай, сделай это, это поможет). A означает взрослый. Этот человек не в роли, он более цельный, активный, а не реактивный, несет личную ответственность, а не обвиняет, и находится вне треугольника. Взрослые равны; они находятся на одном уровне с точки зрения мощности. Это то место, где вы хотите быть.

Взрослый говорит: «Я несу ответственность за то, что я думаю, делаю, говорю. Если меня что-то беспокоит, это моя проблема. Если вы можете чем-то помочь мне с моей проблемой, я должен вам сказать, потому что вы не могу читать мои мысли. Если вы решите не помогать мне, мне нужно будет решить, что я буду делать дальше, чтобы решить мою проблему. Точно так же, если вас что-то беспокоит, это ваша проблема. Я могу сделать, чтобы помочь вам с вашей проблемой, вы должны сказать мне. И если я решу не помогать вам с вашей проблемой, вы можете решить ее. Вы можете не справиться с этим так, как я мог бы, но вы можете это сделать. Мне не нужно брать верх».

Две проблемы в отношениях между спасателем и жертвой заключаются в том, что они ожидают многого от чтения мыслей («Ты должен знать, что происходит или как помочь без моих слов»). расстроен, разочарован или зол, когда другой этого не делает. У них также искаженное чувство ответственности: спасатель склонен брать на себя чрезмерную ответственность: «Ваши проблемы — это мои проблемы, я счастлив, если вы счастливы, и моя работа — сделать так, чтобы вы были счастливы». В попытке «сделать» жертву счастливой жертва со временем начинает ощущать давление и контроль, что провоцирует взрыв. Точно так же жертва, как правило, недостаточно ответственна: «Мои проблемы — это ваши проблемы, я ожидаю, что вы их исправите, и я либо должен ждать, либо манипулировать вами, чтобы вы это сделали».

Взрослые, напротив, четко понимают, у кого проблема. Это представлено вертикальной линией, проходящей между ними. Если ты это чувствуешь, это твое. Это ключевая концепция, которую пары должны понять и внедрить. Зная, у кого проблема, люди могут избежать защиты, беспокойства, контроля и манипуляций пар, попавших в треугольник.

Они также могут быть более интимными. Проблема, с которой сталкиваются спасатель и жертва в своих отношениях, заключается в том, что роли, которыми являются не сами люди, а только их части, удерживают их. Спасатель не может ослабить бдительность или стать слишком уязвимым, потому что боится, что жертва не справится. Точно так же жертва никогда не может стать слишком сильной, потому что спасатель будет чувствовать себя под угрозой и без работы. Длинная очередь между жертвой и спасателем реальна. Он представляет собой эмоциональную дистанцию ​​между ними.

У взрослых такой проблемы нет. Оба могут быть ответственными, сильными, но при этом честными и ранимыми. Они могут рисковать, не зациклены на ролях и, следовательно, могут быть более открытыми и интимными.

Два человека, очевидно, могут находиться в этом паттерне в течение долгого времени — внешне ладить, внезапно испытывать какое-то отыгрывание или эмоциональный взрыв, мириться, возвращаться к своим ролям и повторять паттерн снова и снова. Иногда, особенно для спасателя, это будет продолжаться до тех пор, пока он в конце концов не упадет под тяжестью всего этого — у него случится сердечный приступ или какой-нибудь психологический срыв, и все будут удивлены и напуганы. Что также может случиться со временем и что часто приводит пару к терапии, так это то, что один человек либо устает ходить по кругу, либо начинает перерастать роль, в которой он находится. игра, и как только один человек начинает двигаться к взрослому, другой пугается и пытается втянуть его обратно, чтобы продолжить.

Например, у вас может быть спасатель, который устает все время подчищать и начинает отстраняться и лучше определять границы и проблемы. Классический случай — созависимость алкоголика. Жена, например, начинает посещать собрания Аланона и начинает говорить своему мужу: «Джейк, я не собираюсь звонить твоему боссу в понедельник утром и говорить ему, что ты болен. Ты можешь позвонить ему сам. Я не собираюсь забирать тебя с лужайки перед домом в субботу вечером, если ты напьешься». Жена выходит из треугольника, и если Джейк напился до этого, он напьется до упаду, чтобы попытаться снова зацепить жену. Если это не сработает, Джейк, скорее всего, переключится на одну из других роли: может переключиться на преследователя, разозлиться, пригрозить разводом и опекой над детьми или лишить денег; он может стать милым, сказать ей, как он собирается начать ходить на собрания АА, чтобы успокоить ее и вернуть ее.

Точно так же, если пострадавший принимает взрослую позу, спасатель чувствует угрозу. Это часто наблюдается на стадии опустевшего гнезда в браке. Муж был более или менее ответственным — принимал большинство важных решений, финансово поддерживал семью — и дети начинают уходить из дома. Жена начинает говорить что-то вроде: «Знаешь, Билл, я подумываю, может быть, вернуться в школу. Я так и не получила степень, потому что осталась дома с детьми, и сейчас самое время это сделать. Я вернусь к работе на полную ставку. Я думаю, что хотел бы завести собственные текущие и сберегательные счета, чтобы иметь собственные деньги и быть более независимым».

В то время как Билл знает, что делать, когда его жена находится в безвыходном положении, он не знает, что делать, когда она переключается. Как правило, первое, что инстинктивно делает Билл, это быть милым, но попытаться отговорить жену от изменений: «Почему ты хочешь вернуться в школу сейчас? Тебе 45 лет. делать со степенью? Это будет стоить нам 30 штук за обучение, для чего? Вам не нужно устраиваться на постоянную работу. Это время, чтобы расслабиться. Нам не нужен еще один расчетный счет. Это стоит 10 долларов в месяц в виде сборов, которые нам не нужно тратить».

Сообщение «оставайтесь на месте». Если это не сработает, Билл может переключиться на роль преследователя и разозлиться: «Если ты хочешь ходить в школу, найди способ заплатить за это. Мы не вычтем это из нашей пенсии». Или Билл перейдет в положение жертвы и впадет в депрессию, поэтому его жене придется оставаться дома и заботиться о нем.

Наконец, вы легко видите эту динамику оскорбительных отношений. Если жертва отношений между преследователем и жертвой решит выйти из треугольника или выйти из отношений и больше не быть боксерской грушей, первое, что сделает преследователь, — повторит то же самое. Если он был зол, то сейчас он взорвется. Он будет преследовать ее, охотиться на нее, эмоционально оскорблять ее или избивать. Если это не сработает, он может стать хорошим. Он будет звонить вам для управления гневом и спрашивать, не могли бы вы позвонить его жене или девушке и сказать ей, что он звонил по поводу терапии, а не доводить дело до конца. Если это не сработает, он может впасть в депрессию, даже угрожать убить себя, чтобы она вернулась в отношения.

Если вся эта игра не сработает, у оставшегося человека будет один из двух вариантов. Он может разорвать отношения и найти кого-то другого, кто будет играть соответствующую роль, кого-то еще контролировать, кого-то еще, кто позаботится о них. Или человек, оставшийся позади, тоже может перейти во взрослое положение.

Оба партнера переходят во взрослую жизнь с несколькими проблемами. Естественное чувство того, кто остался позади, состоит в том, что если вам не все равно, вы останетесь в треугольнике. Если они оба переезжают, партнерам нужно разработать новые способы показать, что они заботятся друг о друге. Будет переходный период, пока будут создаваться эти новые пути, и новые способы, по крайней мере какое-то время, не будут такими же хорошими, как старые. Есть также проблемы с изучением новых навыков, особенно для того чувства, которое осталось позади.

Причина, по которой треугольник так силен и работает, заключается в том, что роли дополняют друг друга. Каждый видит в другом то, чего не может увидеть в себе. Спасатель, например, не так хорош и силен, как ему кажется, но видит свою уязвимость и гнев в жертве и преследователе. Жертва не так слаба, как ему кажется, а проецирует свою силу и гнев на спасителя и преследователя. Преследователь не так жесток, как ему кажется, а лишь видит свою слабость и добро в жертве и спасителе.

Чтобы добиться успеха, каждый должен научиться распознавать и использовать то, что было упущено. Спасатель должен научиться распознавать свои желания и рисковать быть нехорошим и чрезмерно ответственным. Ему нужно научиться распознавать свой гнев, а затем использовать его для получения информации о том, чего он хочет. Ему нужно поэкспериментировать с освобождением от контроля и сопротивляться импульсу избавиться от собственного беспокойства, взяв на себя управление, когда другой борется. Ему нужно научиться ослаблять бдительность, чтобы он мог научиться доверять и быть уязвимым, и воспитывать с искренней заботой, а не из-за страха и потребности в контроле.

Точно так же жертве необходимо укрепить свою уверенность в себе — рисковать и действовать самостоятельно, используя спасателя не как спасателя, а как опору. Ему нужно научиться разделять проблемы на части, чтобы не чувствовать себя таким подавленным. Подобно спасателю, ему нужно использовать свой гнев, чтобы лучше определить свои границы и желания.

Наконец, обидчик должен признать, что его гнев — это защита. Он должен искать более мягкие эмоции, которые он видит в жертве, — боль, печаль, сожаление — в себе и под прикрытием своего гнева. Ему также нужно направить свою силу на более щедрого, ему нужно найти способы заботиться и позволить другому заботиться о себе.

Треугольник отношений дает вам возможность концептуализировать динамику отношений.

Посмотрите, где вы подходите.

В двух словах: как избежать драматического треугольника

Когда конфликт возникает втроем, пора обратиться к драматическому треугольнику в нашем общении на рабочем месте.

В 1964 году д-р Эрик Берн, отец транзакционного анализа, опубликовал книгу «Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений».

Описанный писателем Куртом Воннегутом как «блестящий, забавный и ясный каталог психологических спектаклей, которые люди разыгрывают снова и снова», он представил концепцию «игр» Берна: повторяющиеся паттерны взаимодействия, основанные на правдоподобных легендах для прикрытия. скрывают скрытые, часто неосознанные мотивы.

Чтобы привести пример, первоначальным стимулом для концепции «игр» было признание Берна «Почему бы вам не — да, но», в котором игрок ворчит о проблеме и предлагает другим найти решения — отвергая каждое один по очереди. Как объяснил Берн, истинная цель состоит в том, чтобы «продемонстрировать, что никто не может дать им приемлемое предложение».

Ролевые силовые игры

Одной из коварных «игр», в которые обычно играют на рабочем месте, хотя и бессознательно, является «Треугольник драмы», описанный доктором Стивеном Карпманом, учеником Берна. Эта динамическая модель социального взаимодействия включает в себя три архетипических (дисфункциональных) персонажа — жертву, преследователя и спасателя — пойманных в непрекращающийся цикл конфликта и переключения между ролями без разрешения.

Их характеристики следующие:

  • Преследователь:   «Это все твоя вина!»  Злодей пьесы: контролирующий, угнетающий, критический и превосходящий, чья сила выражается в агрессии.
  • Жертва: «Бедный я!»  Пассивный и преследуемый аутсайдер , который чувствует себя безнадежным и бессильным и неспособным принимать решения, решать проблемы или получать удовольствие от жизни. Жертвы подсознательно ищут преследователей и спасателей, чтобы снять с себя ответственность за неудачи. Последние спасают положение, но увековечивают чувство беспомощности жертв.
  • Спасатель:  «Позвольте мне помочь вам!»  Классический герой: пособник, который чувствует себя виноватым, если не идет на помощь. Спасатели находят ценность в том, чтобы быть нужными другим, но на самом деле их действия — это избегание собственных проблем, а их вмешательство скорее наклеивает пластыри, чем устойчивые решения.

Преследователь повторяет эго-состояние «Критикующего Родителя» в рамках транзакционного анализа Берна, в то время как Жертва напоминает «Адаптивного Ребенка». Динамика также может показаться знакомой, потому что сюжеты большинства романов, фильмов и телепрограмм основаны на драматическом треугольнике (классический вариант — «хороший полицейский, плохой полицейский»).

Пройди небольшой тест, чтобы узнать, какие роли ты предпочитаешь по умолчанию в драматических треугольниках.

Смена формы через различные роли

Возникает дисфункциональный треугольник, когда один человек берет на себя роль жертвы или преследователя, побуждая других принимать симбиотические роли. У каждого из нас есть свои стартовые ворота (или привычная роль), в которые мы склонны впадать, инициируя конфликтную ситуацию или присоединяясь к ней, хотя ни одна из этих ролей на самом деле не является подлинной. Наш выбор по умолчанию восходит к идеям и убеждениям, которые мы сформировали о себе в раннем детстве; Драматический треугольник представляет собой ролевую игру, а не настоящее взаимодействие.

Роли не являются статичными: участники могут очень легко менять форму между преследователем, жертвой и спасателем, при этом изменение роли одного игрока провоцирует эволюцию всех трех.

Примером для офиса может быть:

Недовольный менеджер (стучит часами): «Спасибо, что снова опоздали, Крис. У нас сжатые сроки и нехватка персонала. Это довольно эгоистично». (Преследователь)

Покойный коллега:  «Мне очень жаль! Это была не моя вина сегодня; поезда задерживаются, и моя поездка на работу превращается в кошмар». (Жертва)

Недовольный менеджер:  «Ага, я смотрю, ты успел выпить кофе по дороге?» (Преследователь)

Сотрудник:  «Честно говоря, поезда сегодня утром были ужасными, и я могу помочь с дополнительной работой». (Спасатель) «В любом случае, для вас все в порядке, вы можете заехать – в отличие от большинства из нас». (переходит к Преследователю)

Недовольный менеджер:  «Да, хорошо, я выделил парковку, но у меня болит спина, поэтому я не могу далеко ходить; Я знаю, что другие люди возмущены этим». (переходит к Жертве)

Покойный коллега:  «Никто не держит это против тебя! В любом случае, ты проработал здесь дольше всех. (переходит к Спасателю)

Коллега:  «Ну, у меня тоже болит спина; Я бы хотел, чтобы кто-нибудь занялся выделенной парковкой для большего числа из нас, я ненавижу садиться на поезд». (переходит к Жертве)

Здесь спасатель превращается в преследователя, меняя динамику, которая потом меняется и снова меняется.

Обратите внимание, что это также может быть короткий переход от жертвы к преследователю — роли — это две стороны одной медали. Литературный пример можно найти в пьесе Артура Миллера «Горнило », действие которой происходит во время Салемского суда над ведьмами в 1692 году, в результате которого 19 человек были повешены, а многие другие заключены в тюрьму.

Инсценировка Миллера показывает, как молодая женщина, Эбигейл Уильямс (пойманная за участием в суеверных обрядах), отклоняет обвинения в колдовстве, обвиняя окружающих, быстро превращаясь из жертвы в безжалостного угнетателя. На протяжении всей пьесы мы видим, как меняется динамика, поскольку другие обвиняются и следуют примеру Эбигейл, ложно обвиняя своих сверстников, чтобы спасти свою собственную шкуру.

Схема нарушается только тогда, когда меньшинство жертв полностью выходит из драматического треугольника, отказываясь лгать, признавая свою вину или указывая пальцем на других. Например, восьмидесятилетний Джайлс Кори, которого пытают под тяжелыми камнями, призывает «больше веса», а не брать на себя роль гонителя.

Опасности жертвы 

Хотя преследование других явно негативно, действия из состояния жертвы могут быть столь же разрушительными. Жертвы, как правило, имеют внешний локус контроля (как правило, полагая, что их успехи или неудачи являются результатом факторов, находящихся вне их контроля, таких как удача, судьба, обстоятельства, несправедливость или предвзятость), и фиксированное мышление, а не рост. Те, кто играет роль жертвы, могут избегать сложных ситуаций, идти на риск и нововведения любого рода, занимать оборонительную позицию, когда оспаривают их собственное поведение.

Вместо того чтобы размышлять, учиться и развиваться, жертвы часто бесполезно размышляют о своих мыслях, чувствах и статусе; однако, чтобы помочь, а не навредить, размышление должно принести «понимание», которое связано с большим чувством автономии, мастерства, цели и самопринятия.

Принятие «мышления жертвы» может также привести к «черно-белому мышлению». Это снижает наше сопереживание чужой боли и страданиям, ведет к моральному элитаризму («я всегда прав»), огульной характеристике «преследователей» как «злых грешников» и оправданию преследования других. Легитимация агрессии по отношению к преследователям. превращает жертв в преследователей, продолжая описанный выше цикл9.0003

Об этом стоит помнить в эпоху онлайн-позора и дебатов вокруг нашей предполагаемой «культуры отмены».

От драмы к расширению возможностей

Выход из драматического треугольника включает в себя переворачивание его с ног на голову путем создания положительного варианта и работы из состояния «присутствия» в качестве лидера.

В 1990 году Эйси Чой создал Треугольник победителя , основанный на взрослых характеристиках , которые мы все можем развить, чтобы бросить вызов классическим ролям драматического треугольника. В модели Чоя:

Преследователи  используют свою напористость  , чтобы предложить конструктивный вызов, чтобы помочь другим развиваться.

Спасатели  показывают свою заботливую  сторону, слушая других и помогая им найти свой собственный путь.

Жертвы принимают свою уязвимость и понимают, что у них тоже есть свобода действий. Они берут на себя ответственность и решают проблемы.

Треугольник расширения прав и возможностей TED определяет новые взрослые роли на основе схожих характеристик: 

Преследователь становится Претендентом .

Спасатель становится тренером .

Жертва становится Создателем .

Борьба с драматическим треугольником предполагает принятие ответственности за свое положение без утверждения власти над другими; ведут себя, с точки зрения транзакционного анализа, как «Взрослые».

На практике это означает стать более самосознательными, выявлять закономерности во взаимодействиях и менять свою собственную роль в них, побуждая других делать то же самое; как и в дисфункциональных треугольниках, изменение роли одного игрока может спровоцировать изменение всех трех.

Претендент Треугольника Силы превращается из жесткого и критичного преследователя в «твердого, но справедливого». В этой роли они конструктивно решают проблемы, проявляя напористость, а не агрессию, и излагают последствия негативного поведения. Это позволяет другой стороне сохранять самоуважение и ответственность за свои действия.

Сдвиг ставит жертву в новую роль решателя и создателя проблем, активно и позитивно реагируя на проблемы. В этом их поддерживает спасатель, который делает шаг назад, чтобы стать учителем или тренером, вооружая «творца» для самостоятельного решения проблем. Это дает спасателю время подумать о любых собственных проблемах, которых он, возможно, избегает.

Превратив драму в возможность расширения прав и возможностей, тот же разговор в офисе может вестись примерно так:

Разочарованный менеджер (хочет изменить поведение): «Крис, нам нужно поговорить о том, что ты часто опаздывает на работу. Вы знаете, что мы заняты, и это просто несправедливо по отношению ко всем остальным». (Челленджер)

Покойный коллега:  «Мне очень жаль. У меня были некоторые проблемы дома, и мне трудно выходить из дома вовремя, но я думаю о том, как внести изменения». (Создатель)

Разочарованный менеджер:  «Хорошо, давайте забронируем через некоторое время, чтобы обсудить некоторые возможные решения». (Челленджер)

Коллега:  «Крис, может быть, стоит поискать выделенную парковку? Тогда вы могли бы подъехать, а не делать конкретный поезд? (Тренер)

«А разве мы не говорили о потенциальном введении основных часов, с гибким временем начала и окончания, а также с периодическими домашними заданиями? Что случилось с этой идеей?» (переходит на Челленджер)

Разочарованный менеджер:  «Да, я признаю, что увяз в других вещах, но я снова подниму этот вопрос перед советом директоров на нашей следующей встрече». (переходит к Создателю)

Покойный коллега:  «Я обязательно проверю ситуацию с парковкой. Я мог бы помочь вам организовать опрос об основных часах, если это поможет доказать это? (Создатель переключается на Coach)

Коллега: «Хорошая идея. Я наименее технарь, так что нам не помешало бы ваше мнение по этому поводу». (переходит к Создателю)

Пресекать драматические треугольники в зародыше — непростая задача, особенно там, где их инициируют другие. Однако, научившись менять свои собственные роли и реакции, мы можем влиять на действия наших коллег, поощряя более продуктивные действия во всех отношениях.

Как отмечает профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер: «Лидеры являются более сильными образцами для подражания, когда они учатся, чем когда они учат».

 

Проверьте свое понимание

  • Опишите драматический треугольник Карпмана и различные роли, которые играют в нем люди.
  • Опишите, как мы можем превратить это в модель расширения прав и возможностей, адаптировав роли.

Что это значит для вас?

  • Пройдите викторину «Треугольник драмы», чтобы узнать свою роль по умолчанию.
  • Подумайте о драматических треугольниках на работе и о том, как вы можете адаптировать свою роль в них, чтобы сделать взаимодействие более конструктивным.

 

Загрузите викторину «Драматический треугольник» здесь и в оттенках серого здесь.

 

Зарегистрируйтесь для получения информации и обновлений или реализуйте одну из наших программ лидерства, финансируемых за счет налогов, нажав на кнопки ниже.

Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше

Откройте для себя нашу программу трансформационного лидерства

Значение, психология и способы борьбы с этим

Распространите любовь

Независимо от того, признаете вы это или нет, в каждых отношениях происходит смена власти. Всегда есть доминирующий, подчиненный и, в некоторых случаях, присутствие другого, который хочет все решить. Треугольник отношений, теория, разработанная психологом Стивеном Карпманом, призвана объяснить такую ​​динамику.

Сегодня мы поговорим о ролях, которые люди в романтических отношениях могут неосознанно взять на себя. И как называется этот треугольник отношений? «Драматический треугольник» (вы поймете, почему). С помощью психолога Прагати Сурека (магистр клинической психологии, профессиональные кредиты Гарвардской медицинской школы), который специализируется на индивидуальном консультировании с использованием ресурсов эмоциональных способностей, давайте взглянем на психологию этого треугольника отношений.

Что такое треугольник отношений?

Содержание

Треугольник отношений не следует путать с любовным треугольником, в котором задействованы три романтических увлечения. Ее также не следует путать с треугольной теорией любви Роберта Штернберга, в которой говорится о природе любви, разделяемой двумя людьми.

Как называется отношение треугольника? И что же это за психологический треугольник, который обещает объяснить проблемы, гноящиеся в наших интимных отношениях? Проще говоря, треугольник отношений, также известный как «драматический» треугольник, рассказывает нам о трех ролях, которые люди в отношениях могут неосознанно выполнять и навязывать друг другу, что в конечном итоге приводит к драме 9.0081 .

Роли — а именно жертва, преследователь и спасатель — часто можно найти в любой динамике во многом потому, что они взаимозаменяемы и дополняют друг друга. Когда один человек готов быть подавленным и играть роль жертвы, вы всегда видите в игре преследователя или спасателя.

«Мы склонны бороться в отношениях, потому что не знаем, какую роль мы играем в отношениях треугольника. Жертва всегда просит о помощи, всегда разыгрывает карту жертвы и предполагает, что кто-то другой несет ответственность за их жизнь», — говорит Прагати.

«В долгосрочной перспективе эти роли, хотя они и могут быть приняты неосознанно, вызывают конфликт в отношениях. Возьмем, к примеру, набор родителей и ребенка. У матери может быть проблема с тем, что ребенок не учится, и она может наброситься на него/нее, а отец может постоянно укрывать ребенка.

«В результате мать становится преследователем, ребенок — жертвой, а отец — спасателем. Когда эти роли закреплены в камне, они приводят к трениям и проблемам с самооценкой, особенно среди жертв. Проблемы в основном возникают из-за того, что никому из нас не нравится, когда нам говорят, что делать. Если ребенку постоянно внушают, что напряжение в доме постоянно из-за него/нее, он будет играть роль жертвы в собственных отношениях, когда вырастет. Или, взбунтовавшись, они станут преследователями», — заключает она.

Получите дозу советов по отношениям от Bonobology прямо в свой почтовый ящик

Треугольник отношений (жертва, спасатель, преследователь) является порочным, и тот факт, что эти роли настолько взаимозаменяемы, делает чрезвычайно трудным точное определение того, кто какую роль играет и когда к ним нужно обращаться. Это определенно не здоровый треугольник отношений.

Такие треугольные отношения могут привести к необратимому вреду для психики человека, поэтому важно признать и немедленно прекратить их. Однако, чтобы выяснить, как выйти из этих треугольных отношений, вам нужно знать, какую роль вы можете играть.

Связанное чтение: 7 шагов к обретению мира после токсичных отношений

Понимание ролей в драматическом треугольнике 

Может показаться, что психология этого треугольника отношений не влияет на ваше уравнение. В ваших отношениях нет смещения власти, драмы и, конечно, перекладывания вины. Верно? Давайте подробно рассмотрим роли треугольника отношений, чтобы вы могли выяснить, встречалось ли когда-нибудь подобное уравнение в вашей жизни.

1. Преследователь

Разочарованный человек, чаще всего тот, кто хочет, чтобы жертва просто «уже повзрослела». В результате своего гнева они могут взрываться по мелочам, следя за тем, чтобы жертва осознала свою некомпетентность. Роль преследователя обычно проистекает из разочарования.

Они хотят установить контроль. Они жесткие, суровые, авторитарные и, по крайней мере, кажутся более влиятельными, чем другие в треугольнике отношений. То, как проявляется роль преследователя, весьма субъективно. Однако общей темой является то, что этот человек обвиняет жертву во всем, что может пойти не по плану.

2. Жертва 

Там, где есть преследователь, всегда есть жертва. «Жертва — это тот, кто постоянно чувствует себя беспомощным», — говорит Прагати, добавляя: «Они могут чувствовать, что не могут справиться с жизнью. Многие спрашивают меня, только ли невротики и слабовольные люди становятся жертвами, но это не обязательно так.

«Иногда из-за множества разных факторов люди могут чувствовать, что кто-то другой несет ответственность за их жизнь, или это просто потому, что им не хватает уверенности в себе. Жертва обычно никогда не работает над собой просто потому, что думает, что не способна на это. Это может показаться контрпродуктивным, но я чувствую, что многие женщины берут на себя роль жертвы, поскольку тогда становится легко свалить все на патриархат, становится легче обвинять во всем супруга и становится легче снять с себя любую ответственность.

«Если жертва понимает, что ей не нужно играть эту роль, если она понимает, что может процветать и расти, а не поддаваться манипулированию в отношениях, нет никаких причин, по которым она не может избежать этого. Моя рекомендация? Берите на себя ответственность, читайте книги Майи Энджелоу и старайтесь немедленно заняться собой».

Как выглядят роли в треугольнике отношений?

3. Спасатель

«Я сейчас здесь, я вам скажу, как все исправить, потому что вы не можете понять. Держись со мной, я укрою тебя от преследователя и заставлю это уйти», — это, по сути, гимн спасителя.

«Обычно спасатель помогает человеку», — говорит Прагати, добавляя: «Возьмем, к примеру, ваших любящих бабушку и дедушку. Они никогда не позволяли тебе подвергаться опасности и всегда отговаривали родителей от того, чтобы ругать тебя, верно? В некотором смысле они способствуют плохому поведению, всегда вмешиваясь в качестве спасателя.

«Спасатель побуждает другого человека быть нуждающимся. Иногда за их выходками по спасению может скрываться чувство: «Ты не можешь исправить свою жизнь сам, поэтому я научу тебя, как это исправить». Часто тот факт, что есть преследователь и жертва, происходит из-за спасителя».

Теперь, когда у вас есть более четкое представление о том, как в этой триангуляционной психологии отношений представлены три уникальные роли, стоит также обратить внимание на то, насколько плавно эти роли могут показаться взаимозаменяемыми.

Связанное чтение: 5 признаков эмоционального насилия, на которые следует обратить внимание Терапевт

Как взаимозаменяемы роли в треугольнике отношений?

Всегда ли жертва является жертвой в таких треугольных отношениях? Всегда ли преследователь остается таким воинственным и суровым, даже если спаситель может показать свою грубость? Прагати рассказывает нам все, что нам нужно знать о том, как эти треугольные роли в отношениях дополняют друг друга.

«Преследователь есть, потому что кто-то хочет играть роль жертвы. Если человек перестанет играть жертву, преследователь будет вынужден проанализировать свои действия. Более того, преследователь чувствует себя настолько сильным, потому что проецирует эту силу и гнев на других. Жертва не осознает, что она сильнее, чем ей кажется, и может быть не в состоянии уловить признаки манипулирующего партнера.

«Тот, кто воспринимает любое плохое поведение, на самом деле фанатеет от него. Преследователь не обязательно такой жесткий или сильный, как они думают. Просто им многое сходит с рук. В результате жертва несет свою слабость. Но когда этого становится слишком много, жертва может подумать: «Я вам покажу. Как ты смеешь так поступать со мной?» Или они могут захотеть, чтобы их спас кто-то другой, или они могут даже стать спасителем для кого-то другого. Спасатель может устать от попыток все исправить, а может и разозлиться на пострадавшего. В результате они также могут взять на себя роль преследователя», — объясняет она.

Причина, по которой так трудно выделить роли в психологическом треугольнике, в значительной степени заключается в том, что они имеют тенденцию меняться и дополнять друг друга. Если однажды спасатель захочет просто обвинить окружающих его людей, вы останетесь слишком растерянными, чтобы попытаться понять, на что похожа динамика этого конкретного треугольника отношений.

Как вырваться из треугольника отношений

Когда вы слишком заняты тем, почему преследователь так жесток, вы не будете думать о психологии отношений триангуляции. Все, о чем вы будете заботиться, это найти спасателя, который придет, чтобы спасти вас от ваших проблем. Прагати рассказывает нам, как понимание того, что вам не нужно и не следует полагаться на кого-то другого для решения ваших проблем, может помочь вам вырваться из таких сложных отношений треугольника.

1. Освободиться от оков жертвы

«Чтобы отношения приносили какое-то удовлетворение и чтобы они могли вырваться из этой динамики, жертва должна осознать, что она может быть своим собственным спасителем», — говорит Прагати, добавляя , «Когда вы решите постоять за себя, вы сможете выйти из той роли, которая, вероятно, была вам заранее определена, или той роли, которую вы выучили.

«Причина, по которой мы по существу несчастны, заключается не в той роли, которую мы играем, а в том, что мы можем чувствовать, что кто-то другой может нас исправить. Единственный путь вперед — это принять и сказать себе, что вы сильны и независимы. Если вы попали в ядовитую драму, вы должны признать, что вы также делаете что-то, что может сделать вас несчастным.

«Вместо того, чтобы ожидать, что ваше окружение изменится, вы должны увидеть, что вы можете изменить внутри себя. Ваша уверенность в себе низкая? Или ваши способности справляться с трудностями низки? Возможно, вам поможет финансовая свобода или базовое чувство независимости. Самый большой шаг, который вы можете сделать, чтобы вырваться из треугольника отношений, — это понять, что изменения начинаются изнутри. Вместо того, чтобы пытаться выяснить, кто какую роль играет, попробуйте поработать над собой.

2. Эффективная коммуникация

«Также нужна эффективная коммуникация. В большинстве случаев жертва также не передает сообщение правильным тоном. Либо они слишком возбуждены, либо слишком напуганы реакцией и замолкают. Если разговаривают два человека, вы должны использовать правильный тон голоса и очень взвешенные заявления. Если кто-то хочет безраздельного внимания кого-то, лучший способ начать — попросить об этом», — говорит Прагати.

Хотя может показаться, что единственное, что вы испытываете, — это оскорбления и унижение в ваших отношениях, важно убедиться, что ваш тон голоса не звучит угрожающе. Во всяком случае, к настоящему времени вы должны понимать, что преследователь на самом деле не из тех, кто конструктивно воспринимает критику.

Связанное чтение: 11 способов улучшить общение в отношениях

3. Обратитесь за профессиональной помощью беспристрастного стороннего профессионала — лучшее, что вы можете сделать.

Терапевт сможет сказать вам, что не так в ваших отношениях и что именно вам нужно сделать, чтобы исправить это, предлагая непредвзятый взгляд на ситуацию. Если это помощь, которую вы ищете, группа опытных консультантов Bonobology находится на расстоянии одного клика.

Ключевые указатели

  • Треугольники в отношениях состоят из трех ролей – преследователь, жертва и спасатель
  • Преследователь хочет установить контроль и власть
  • Жертва – безвольный человек с низкой уверенностью в себе
  • Вот где роль спасателя как «решателя» проявляется
  • Теория треугольника отношений может быть отклонена только тогда, когда жертва занимает позицию и эффективно общается

Теперь, когда вы знаете, что такое треугольник отношений и как мы можем неосознанно вписаться в эти чередующиеся роли, надеюсь, у вас есть лучшее представление о том, как вырваться из этого. Для тех, кто застрял в такой петле, Прагати дает последний совет.

«Вместо того, чтобы винить обстоятельства или окружающих людей, человеку нужно сосредоточиться на самовоспитании. В конце концов, какими бы плохими ни были экологические стандарты, мы рождаемся свободными. Мы должны чувствовать эту свободу в своей голове, это то, с чего каждая жертва должна начинать. Если вас что-то сжимает, сосредоточьтесь на том, чтобы распутать узлы в себе», — говорит она.

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое эмоциональный треугольник?

Треугольная психология отношений (Стивена Карпмана) устанавливает три роли, которые люди в отношениях часто играют. Роли жертвы, спасителя и преследователя. Эти три роли взаимозависимы, взаимозаменяемы и существенно дополняют друг друга. Вот почему из этого ядовитого любовного треугольника так трудно вырваться.

2. Как устроен любовный треугольник?

Треугольник отношений возникает, когда кто-то, хотя и неосознанно, может взять на себя роль преследователя/жертвы. Причина, по которой они это делают (согласно психологии треугольных отношений), может быть связана с факторами окружающей среды или их темпераментом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts