Читать онлайн «Общая психология. Шпаргалки» – Литрес
1. История психологии
С древнейших времен общественная жизнь заставляла человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались в плане идеализма или материализма. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. По его теории, душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.
Великий философ Аристотель выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Историю психологии можно подразделить на четыре основных этапа.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, испытывать потребности и желания назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии были определены следующим образом: ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть. Мотивы, поступки, реакции человека не учитывались.
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Детская психология рассматривает развитие сознания, психических процессов, деятельности и формирование личности растущего человека. Социальная психология исследует социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми и с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие средств массовой информации, моды и слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники; авиационная психология анализирует психологические особенности деятельности летчика; медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками.
3. Место психологии в системе наук
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) – решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует ее как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Она интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832–1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.
4. Задачи психологии
Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; освоить управление ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и субъективными, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
5. Методы психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент.
Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Наблюдение входит в качестве составной части в два других метода – беседу и эксперимент.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Существует ряд требований к беседе как методу: непринужденность, установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Эксперимент является главным методом психологического исследования. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент проводится многократно и протекает в специальных условиях при использовании специальной аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного его смысла до конца может не знать.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованы и надежны.
6. Описательные исследования; установление фактов
Отделение обоснованных заключений от неподтвержденных предположений стало возможным благодаря применению специальных методов психологического исследования. Понимание сути используемых методов, их сильных и слабых сторон помогает правильно организовать то или иное исследование и критически оценивать получаемые результаты.
Ученый обязан точно формулировать гипотезы; не доверять заявлениям, основанным только на вере и силе авторитета; полагаться исключительно на факты.
Описательные методы позволяют описывать и предсказывать поведение, не вскрывая причин тех или иных его особенностей. К таким методам относятся исследования отдельных случаев, наблюдение, психологические тесты, опросы, а также корреляционные исследования.
Исследования отдельных случаев – это детальные описания отдельных людей. Эти исследования часто используются в клинической практике. Но из-за того что изучаемый человек может оказаться нетипичным представителем всей популяции, исследование явится скорее источником, чем проверкой для построения гипотезы.
При наблюдении предполагается, что исследователь систематически фиксирует поведение, не вмешиваясь в него. Естественное наблюдение проводят для того, чтобы выяснить, как испытуемые ведут себя в естественных условиях. Лабораторное наблюдение позволяет тщательнее осуществлять контроль с использованием специального оборудования. Однако поведение в лабораторных условиях может отличаться от поведения в естественных условиях.
Психологические тесты применяют для определения и оценки различных личностных особенностей. Тест должен быть стандартизированным, валидным и надежным.
Опросы – это всевозможные вопросники и анкеты, в которых людей спрашивают об их отношениях, мнениях и т. д. Проводя опросы, необходимо подобрать такую выборку, которая отражала бы изучаемую генеральную совокупность. В противном случае результаты очень часто бывают искаженными. Надо также иметь в виду, что опрашиваемые лица могут не понимать задаваемые вопросы или по каким-то причинам не давать правдивые ответы.
7. Исследование корреляций: поиск взаимосвязей
Описательные исследования, где выясняется, есть ли связь между явлениями, называются корреляционными. Корреляция – это измерение силы положительной или отрицательной связи между двумя переменными. Корреляция не отражает причинных связей между переменными.
Эксперименты дают возможность исследователям контролировать изучаемую ситуацию, манипулировать независимой переменной и оценивать воздействие этих манипуляций на зависимую переменную. Для экспериментальных исследований обычно требуются условия для сравнения, или контрольные условия. Эксперименты позволяют делать выводы о причинах и следствиях, однако в них, как и в лабораторных наблюдениях, создаются искусственные ситуации, которые могут вызвать нетипичное поведение.
Для суммирования данных психологи используют описательную статистику и применяют методы статистического анализа. Критерии значимости показывают, насколько вероятно то, что результаты исследования – следствие случайности. Когда эта вероятность очень низка, то говорят, что результаты статистически значимы. Статистически значимые результаты позволяют психологам делать прогнозы относительно поведения, но в вероятностных результатах не указано, что будет делать конкретный человек в конкретной ситуации. Иногда даже самая лучшая интерпретация не появится, пока гипотезу не проверят более чем одним способом.
Статистическая значимость не всегда свидетельствует о теоретической и практической ценности полученного результата. Варьируемая независимая переменная не может явиться объяснением многих изменений в поведении испытуемых; и наоборот, в отдельных случаях не имеющий высокого уровня значимости результат полезно в дальнейшем проанализировать более подробно. Поэтому иногда психологи предпочитают процедуру, называемую метаанализом, в ходе которой они выясняют, за какое количество вариаций результатов ответственна та или иная независимая переменная.
По этическим соображениям, исследователи должны соблюдать принципы осведомленности людей, заблаговременного предупреждения их о любом риске.
8. Представления древних философов о душе и психике человека
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427–347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
По Аристотелю, движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
9. Основы функции психики
Этимологически слово «психика» (лат. анима – дух, душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству. Это – виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира. Оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью. Психика – это «субъективный образ объективного мира».
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, то есть психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), а также психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: отражение внешнего мира, полноценную деятельность мозга, а также взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям опыта, способностей и культуры.
Психическое отражение дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность. Оно преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.
10. Основные этапы развития психики
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
Интеллект животного характеризуется способностью отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующего предварительных подготовительных действий. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (нomo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникала в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение нескольких тысячелетий, развитие человеческой психики происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения. Природные задатки и функции трансформируются в высшие (специфически человеческие) психические функции – общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Сравнительный анализ психики человека и животного
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 159. 92
Дата публикации 29.10.2016
Угликова Роза Анатольевна
Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск
Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.
Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект
Uglikova Rosa Anatolyevna
Institute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.
Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence
Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики. Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. Высшая форма психики – это сознание, которое присуще только человеку. [1]
Психика – это понятие, которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму: сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.[2]
Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить законы и движущие силы развития.
Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.
Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.
Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в групповых формах поведения человека и животных.[3]
Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.
Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции.[4] Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.
Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения. Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений. Это не самостоятельной форма поведения, а механическая форма, в основе которой находится инстинкт.[5] В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.
Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность. Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта. Разумное действие связано с объективными условиями действительности.
Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты собственные воздействия на окружающий мир.
В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх. Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они способны вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания. Поражает память, свойственная только мудрым и опытным слонихам, спасающих свое стадо.
Интеллектуальное поведение животного связано с восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды.[6] Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним. Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде. Но животное не решает что-то в уме, а осуществляет все процессе деятельности.
Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Можно отметить, что существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе. Они не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.[7]
Мышление тесно связано с речью. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.
Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий. Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи. Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения. Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию. Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.
Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.
Главным отличием считают символизацию. Символизация – это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями – сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.
Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом. А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта. Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними. Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.
Список литературы
1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с.
2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г.
3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с.
5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.: Юрайт, 2015, – 639 с.
6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.
7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.10.2016).
← Предыдущая статьяДистанционное обучение в профессиональном образовании
Следующая статья →Сравнительная характеристика методов профилактики конфликтов в высших учебных заведениях Федеративной Республики Германия и Российской Федерации
Расскажите о нас своим друзьям:
Является ли психология просто здравым смыслом? — Викепедия
Что такое психология?
Психология — это наука о уме, поведении, и опыте . Он пытается объяснить, почему люди и не-люди ведут себя так, а не иначе, и подкрепить объяснения объективными доказательствами.
Термин наука относится к объективному изучению чего-либо. Психологи изучают поведение — что люди (и другие животные) делают . Поведение включает в себя агрессивность или доброту, мышление и зрение, дыхание и ходьбу, взросление и старение, дружбу или родитель и так далее. Все это примеры «поведения».
Психологов тоже интересует «опыт». Если мы хотим понять поведение, нам также необходимо рассмотреть, на что похож опыт человека, который ведет себя так. Например, если мы хотим изучить агрессию, важно, что человек, который ведет себя агрессивно похоже.
Психология занимается изучением всех людей и животных. Однако эта литература ориентирована на изучение человеческого поведения.
Является ли психология просто здравым смыслом?
Многие говорят: «Ну, психология — это всего лишь здравый смысл!» Каждый — «кабинетный психолог». У всех нас есть взгляды на то, почему люди ведут себя так, а не иначе, и в некотором смысле это «теории психологии». Например, ваш друг может сказать: «Эти футбольные болельщики так себя ведут, потому что они хулиганы».
Говоря «Они хулиганы», ваш друг предположительно предлагает объяснение поведения фанатов, например, «Им нет дела до чувств других». Но как мы узнаем, что это объяснение верно? Это отправная точка для психологических исследований. Психологи наблюдают за поведением, выдвигают объяснение или теорию для объяснения поведения, а затем проводят тест, чтобы убедиться, что их теория верна.
Пример
В качестве примера рассмотрим следующий сценарий: |
---|
Несколько лет назад молодая женщина была зарезана посреди улицы в жилом районе Нью-Йорка. Хотя такие убийства не совсем рутинны, инцидент не привлекал особого внимания общественности до тех пор, пока несколько недель спустя New York Times не раскрыла другую сторону дела: по крайней мере 38 свидетелей наблюдали за нападением, и ни один из них даже не пытался вмешаться. Хотя злоумышленнику понадобилось более получаса, чтобы убить Китти Дженовезе, ни один из 38 человек, наблюдавших за происходящим из безопасности собственных квартир, не вышел ей на помощь. Никто даже не поднял трубку, чтобы вызвать полицию. |
(От AM Rosenthal, 1964, Тридцать восемь свидетелей. Нью-Йорк: McGraw-Hill. ) |
Этот отчет прочитали два психолога Джон Дарли и Бибб Латане (1968). Это заставило их задаться вопросом: «Почему прохожих в чрезвычайной ситуации не могут предложить помощь?»
Ответ здравого смысла , данный New York Times, заключался в том, что горожане были черствыми и безразличными людьми. Дарли и Латане подумали, что, возможно, причина была связана с количеством свидетелей — в данном случае было 38 «молчаливых свидетелей». Могло ли случиться так, что каждый отдельный свидетель предполагал, что кто-то другой предпринимает действия по прекращению чрезвычайной ситуации, и поэтому им лично ничего не нужно было делать?
До этого момента вы могли бы сказать, что мышление Дарли и Латане не обязательно было чем-то большим, чем здравый смысл (хотя это было необычным объяснением).
Во время разговора у одного из «учеников» случился эпилептический припадок. Если у настоящего студента сложилось впечатление, что пять человек слушают разговор, ему потребовалось в три раза больше времени, прежде чем они предложили помощь, чем если бы они думали, что их всего двое.
Это исследование, по-видимому, демонстрирует, что количество присутствующих людей влияет на вероятность того, кто-то предложит помощь в чрезвычайной ситуации. Это психология — попытка объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе, и подкрепить эти объяснения объективными доказательствами.
В общем, психология — это больше, чем здравый смысл , потому что психологи проводят и применяют исследования и используют данные, основанные на исследованиях, для поддержки своих теорий. Их исследование направлено на достижение баланса между валидностью и хорошим контролем нерелевантных факторов.
Отрасли психологии
Ряд психологов проводят исследования в различных областях психологии, таких как основные области когнитивных, связанных с развитием, физиологических, индивидуальных различий, и социальная психология .
Другие психологи могут применять это исследование в таких областях, как здравоохранение, бизнес, преступность, и образование , а некоторые работают клиническими психологами
Оставшуюся часть этой литературы мы посвятим краткому рассмотрению этих основных областей психологии.
- Когнитивная психология
Когнитивные психологи занимаются такими темами, как память, восприятие, мысль, язык, внимание, и так далее. Другими словами, они интересуются психическими процессами и стремятся объяснить поведение с точки зрения этих психических процессов.
Существует множество применений когнитивной психологии, начиная от предложений о том, как улучшить память (полезно для кандидатов на экзамены!) и заканчивая тем, как повысить производительность в ситуациях, требующих пристального внимания (таких как управление воздушным движением).
- Психология развития
Психология развития — это раздел психологии, ориентированный на изучение изменений, происходящих в течение жизни человека, начиная с зачатия и младенчества, заканчивая юностью, взрослой жизнью и, наконец, старостью. Этот подход также называют психологией продолжительности жизни.
Психологи, занимающиеся развитием, сосредотачиваются на том, как конкретное поведение меняется по мере взросления человека, например, они изучают изменения в образе мышления детей. Они также смотрят на то, как дети усваивают язык; на нравственном, социальном и гендерном развитии; и при таких изменениях, как преодоление выхода на пенсию или потеря памяти.
- Физиологическая психология
Психологи-физиологи интересуются тем, как объяснить поведение с точки зрения телесных процессов. Они рассматривают такие темы, как функционирование нервов, влияние гормонов на поведение и то, как разные области мозга специализируются и связаны с разными видами поведения.
Физиологические и психологические объяснения |
---|
Неврология и биохимия лежат в основе любого поведения. Что происходит, когда человек видит закат? Физиологическим объяснением было бы то, что свет, отраженный от ландшафта, формирует изображение на сетчатке, которое преобразуется в нейронный сигнал и передается в мозг и так далее. Никто не спорит, что это правда, и процесс абсолютно необходим, но дает ли он полное и адекватное объяснение происходящему? Психологическое объяснение, вероятно, будет включать личную и социальную значимость опыта, которые, по мнению многих, имеют одинаковую ценность. |
(от Майкл В. Айзенк, Психология для AS Level. ) |
- Индивидуальные различия
Изучение индивидуальных различий буквально означает изучение способов, которыми индивиды различаются с точки зрения их психологических характеристик, например интеллекта, агрессивности, готовности конформироваться, мужественности и женственности, и почти каждое поведение, о котором вы только можете подумать.
Важным индивидуальным отличием является степень психического здоровья человека. Это специально называется изучением ненормального поведения и составляет основу ненормальной или атипичной психологии, изучающей детские и взрослые расстройства, такие как дислексия, аутизм, шизофрения и депрессия, в поисках объяснений и действенных методов лечения.
- Социальная психология
Социальные психологи интересуются тем, как люди влияют друг на друга. Они рассматривают, например, межличностные отношения, групповое поведение, лидерство, влияние большинства и меньшинства, подчинение тем, кто находится у власти, и влияние средств массовой информации.
Социальная психология отличается от социологии тем, что уделяет больше внимания личности как отдельному субъекту; социологов интересует структура и функционирование групп, тогда как социальные психологи смотрят на то, как эти процессы влияют на отдельных членов социальной группы.
- Другие области психологии
Пять только что описанных областей составляют ядро психологии, но есть и другие области психологии. Например, сравнительная психология — это изучение нечеловеческих животных: сравниваются животные разных видов, чтобы узнать больше о человеческом поведении. Изучение поведения животных — это самостоятельная область исследований, которая охватывает психологию и биологию.
См. также:
- Эвристика репрезентативностиОткрывается в новом окне
- Эвристика доступностиОткрывается в новом окне
- Эвристика привязки и корректировкиОткрывается в новом окне
- М. В. Айзенк (1994) Перспективы психологии (Хов, Великобритания: Psychology Press).
- А. Э. Уэйдли, А. Берч и А. Малим (1997) Перспективы психологии (2-е изд.) (Бейзингсток, Великобритания: Macmillan).
- Дж. К. Берриман, Д. Дж. Hargreaves, CR Hollin, and K. Howells (1978) Psychology and you (Лестер, Великобритания: BPS Books).
- К. Таврис и К. Уэйд (1997) Психология в перспективе (Нью-Йорк: Лонгман).
- З.Д. Глассман (1995) Подходы к психологии (Милтон Кейнс, Великобритания: Open University Press).
5 Темы вводного курса психологии
Предметы, изучаемые в психологии 101
Вводный курс психологии является одним из наиболее распространенных курсов, преподаваемых в высших учебных заведениях. В дополнение к тому, что это требование для специальностей психологии, большинство других специальностей — от образования до бизнеса и биологии — часто требуют психологии 101 как часть своих общеобразовательных требований.
Независимо от того, где преподаются занятия и на какую степень они принимаются, каждый курс введения в психологию по существу охватывает одни и те же темы. Это обзор всего, что связано с психологией, от ее развития как области исследования до применения в образовании, исследований, статистики и, конечно же, изучения человеческого поведения.
Связанный ресурс: 15 лучших программ промышленной/организационной сертификации
Если вы собираетесь записаться на вводный курс по психологии, перечисленные ниже темы почти гарантированно будут включены в программу курса.
История психологии
Только в 19 веке психология стала официальной дисциплиной, но философия имеет дело с психологическими темами на протяжении тысячелетий. Это означает, что, хотя психология является относительно молодой наукой по сравнению с другими областями, ей еще предстоит изучить богатую историю.
Среди тем вводного курса психологии будет то, как психология развивалась как дисциплина из философии и естественных наук. Вы узнаете о первых теоретиках, практиках и подходах. Это будет включать взгляд на таких людей, как Уильям Джеймс, автор основополагающих Принципы психологии , который является одним из самых важных текстов по психологии, когда-либо написанных.
Вы также узнаете о Зигмунде Фрейде, чья теория психоанализа является одной из самых важных для практики психологии. Также будет изучен Иван Павлов, чьи поведенческие эксперименты открыли дверь в научное изучение поведения.
Как правило, гуманистическая психология, включая работу Абрахама Маслоу и его иерархию потребностей, а также когнитивная психология также будут обсуждаться как часть истории области.
Другие темы могут включать разработку тестов личности и интеллекта, таких как коэффициент интеллекта Стэнфорда-Бине. Вы также узнаете о различных методах лечения психических заболеваний, в том числе о таких, как лоботомия и электросудорожная терапия, которые вызывают большие споры. Также будут рассмотрены более общепринятые методы лечения психических заболеваний (например, литий при биполярном расстройстве).
Научные методы в психологии
Когда психология начала выходить из области философии в область научных исследований, использование научного метода стало важным в психологических исследованиях.
На вводном курсе, вероятно, будут обсуждаться основы разработки психологического исследовательского проекта. Это может включать основные инструкции о том, как исследователь может сформулировать и проверить гипотезу. В этой части курса также будет рассмотрено создание экспериментальной и контрольной групп — первая получает экспериментальное лечение, а вторая — нет.
При разработке экспериментов участники исследования случайным образом распределяются по экспериментальным и контрольным условиям. Это делается для минимизации потенциальной систематической ошибки и обеспечения максимально возможного сходства двух групп, за исключением того, что условия эксперимента применяются только к экспериментальной группе.
Другой важной частью этого направления исследований является статистика. Разработка и реализация эксперимента — это только первая часть. Вы также должны собирать и анализировать данные и интерпретировать эти результаты. Статистические процедуры позволяют это сделать.
Психологическая статистика рассматривается только в общих чертах во вводном курсе психологии. Тем не менее, вы, вероятно, все же узнаете о широком спектре статистических процедур, таких как показатели центральной тенденции, хи-квадрат и дисперсионный анализ, и это лишь некоторые из них.
Человеческий мозг
Психология и неврология — разные области, но психологам важно хорошо понимать, как работает человеческий мозг. В области психологии нет единого мнения о том, насколько сильно физические процессы в мозге влияют на психологию человека, но ясно, что связь существует.
Как поясняется в статье в журнале Psychology Today, нейробиология может в конечном итоге полностью затмить психологию или просто стать еще одной областью. Но, как правило, это всегда будет одной из тем вводного курса психологии.
Опять же, глубина, с которой вы будете изучать человеческий мозг, будет довольно ограниченной в рамках вводного курса психологии. Скорее всего, вы узнаете о структурах мозга, например, о различных долях, и о том, с чем, по мнению психологов, связаны эти структуры мозга.
Например, лобная доля отвечает за множество задач, от управления моторикой и эмоциональной регуляции до речи и личностных характеристик. Психологи считают, что это во многом связано с травмой, полученной человеком по имени Финеас Гейдж.
Гейдж был железнодорожником, который был тяжело ранен, когда в результате взрыва металлический стержень пронзил его голову под левой скулой, за левым глазом, через лобную долю и вышел из макушки. Удивительно, но он выжил. Фактически, он смог ходить и говорить сразу после аварии.
Но через несколько месяцев после аварии личность Гейджа, как сообщается, изменилась. Он превратился из тихого и мягкого в непредсказуемого человека с недостатком самоконтроля. Его случай был первым случаем, когда ученые смогли точно определить, что личность контролируется лобной долей.
Ощущение и восприятие
С изучением мозга связано изучение ощущений и восприятия.
То, что мы воспринимаем в окружающем мире, основано на наших чувствах – зрении, слухе, обонянии, вкусе и осязании. Кроме того, в нашем теле есть системы, которые контролируют равновесие, интерпретируют боль, ощущают температуру и контролируют положение тела и движения.
Взаимодействие между нашими чувствами и восприятием чрезвычайно сложно. Мы постоянно получаем сенсорную информацию, и наш мозг постоянно обрабатывает эту информацию. Кроме того, наш мозг должен определить, что делать с полученной информацией.
Например, если болевые рецепторы в вашей руке сообщают вашему мозгу, что ваша рука испытывает тепло, ваш мозг посылает сигнал соответствующим мышцам, чтобы отодвинуть руку от источника тепла. Конечно, все это делается за миллисекунды — и вам не нужно думать о том, чтобы что-то сделать.
Обычно исследование ощущений и восприятия также включает краткое обсуждение:
- Внимание
- Мотивация
- Подсознательный обмен сообщениями
- Типы обработки информации
Этот модуль обучения позволит вам лучше понять физические системы человеческого тела и то, как они влияют на поведение человека.
Память и обучение
В курс «Введение в психологию» также будет включен раздел, посвященный памяти и обучению.
Подобно ощущению и восприятию, эти процессы имеют физиологическую основу, но могут сильно влиять на психологию человека. Ранние исследования памяти и обучения, проведенные такими знаковыми фигурами в психологии, как Б. Ф. Скиннер и Иван Павлов, помогли сформировать то, что впоследствии стало известно как бихевиоризм.
Вы узнаете о двух теориях обучения, выросших из бихевиоризма. Во-первых, это классическая обусловленность, которая постулирует, что поведение является результатом стимулов окружающей среды. Павлов, например, обнаружил, что у собаки начинает выделяться слюна еще до того, как ей подают еду. На самом деле, слюноотделение началось, когда в комнату прибыли люди, которые их кормили.
Павлов предположил, что он может вызвать такую же реакцию на другой раздражитель. Итак, он начал звонить в колокольчик, когда собакам приносили еду. В конце концов, он только позвонил в колокольчик, и собаки не получили никакой еды, но у них все еще выделялась слюна.
Скиннер, с другой стороны, разработал теорию обучения, названную оперантным обусловливанием. Вместо того, чтобы объяснять обучение в результате стимулов окружающей среды, Скиннер полагал, что награды и наказания могут использоваться для обусловливания определенного поведения.
Например, когда вы рассказываете анекдот своим друзьям, и они смеются, их смех является положительным подкреплением. Это подкрепление повысит вероятность того, что вы снова расскажете анекдот в будущем. Поведение можно сделать более вероятным, убрав что-то неприятное. Это называется негативным подкреплением. Если ваш преподаватель говорит вам, что любой, у кого в конце семестра пятерка, может пропустить выпускной экзамен, ваше стремление получить хорошую оценку подкрепляется удалением чего-то неприятного — итогового теста.
Оперативное обусловливание также включает в себя каратели. Положительное наказание, например, когда на вас кричат родители, добавляется к ситуации, чтобы сделать поведение менее вероятным. Негативное наказание делает поведение менее вероятным, потому что что-то желательное было удалено, например, родитель забирает мобильный телефон своего ребенка за нарушение комендантского часа.
Эти несколько примеров лишь касаются поверхности памяти и обучения. Это очень сложные и очень интересные темы, которые вы исследуете во введении в психологию.
Психологические теории и точки зрения
За прошедшие годы появились различные психологические теории и точки зрения, объясняющие поведение человека. Эти теории столь же различны, сколь и многочисленны.
- Бихевиоризм — это теория обучения, которая утверждает, что поведение приобретается в результате обусловливания. Бихевиоризм был чрезвычайно популярен в начале 20 века и до сих пор используется многими психологами в качестве терапевтического подхода к обучению новому поведению.
- Гуманизм фокусируется на изначальной доброте людей. Его цель — помочь людям реализовать свой потенциал. Она дальновидна и не фокусируется на устранении дисфункции, как это делают многие другие психологические теории.
- Психоаналитический подход подчеркивает важность бессознательного и его влияние на поведение. Прошлый опыт имеет большое влияние на то, как вы ведете себя сегодня. Психоанализ помогает людям узнать, что находится в их бессознательном, что позволяет им обратиться к своему прошлому опыту и изменить свое поведение к лучшему.
- Когнитивные теории сосредоточены на таких вещах, как мотивация, мышление, внимание и принятие решений. Когнитивные психологи уделяют особое внимание тому, как мы получаем информацию, обрабатываем ее, храним и используем.
- Биологические теории утверждают, что поведение является результатом физических и биологических процессов. Биологические психологи исследуют роль генетики, например, в поведении человека. Они также исследуют, как повреждение определенных частей мозга приводит к изменениям в поведении.
- Эволюционная перспектива фокусируется на том, как эволюция и физиологические процессы могут объяснить определенное поведение. Например, эта точка зрения может рассматривать конкретное человеческое поведение, такое как выбор партнера, через призму его эволюционной цели для выживания вида.
Это лишь некоторые из теорий и точек зрения, о которых вы узнаете из вводного курса психологии. Есть много других точек зрения — как старых, так и новых — которые предлагают совершенно разные объяснения человеческого поведения.
Подразделы психологии
В более широкой области психологии существует множество различных направлений. Некоторые из них, такие как экспериментальная психология и клиническая психология, намного старше других. Появляются новые дисциплины и развиваются дополнительные специальности. Более поздние подполя включают психологию травм, международную психологию и детскую психологию.
На вводном курсе нет времени углубляться ни в одну из этих концентраций. Но обычно в нем кратко рассматриваются некоторые из наиболее распространенных дисциплин в этой области.
Например, вводные курсы обычно предлагают обзор:
- Педагогическая психология
- Психотерапия
- Судебная психология
- Психология развития
- Физиологическая психология
- Гештальт-психология
- Психология консультирования
- Психология здоровья
- Нейропсихология
Кроме того, вы узнаете о психофармакологии, количественных и качественных методах исследования и злоупотреблении психоактивными веществами.
Психологические расстройства
Другой темой вводного курса психологии являются психологические расстройства. Это может включать обсуждение того, что считается ненормальной психологией, как диагностируются расстройства, как они лечатся и как этот диагноз и лечение изменились с течением времени.
Покрываемые расстройства могут включать расстройства личности, тревожные расстройства и расстройства настроения. Например, вы узнаете о пограничном расстройстве личности, антисоциальном расстройстве личности и шизоаффективном расстройстве личности. Вы также получите представление о генерализованном тревожном расстройстве, социальном тревожном расстройстве и фобиях. Будут обсуждаться расстройства настроения, такие как большая депрессия и циклотимия.
Также будет рассмотрена шизофрения и другие психотические расстройства. Эти расстройства характеризуются отрывом человека от реальности. Обычно они страдают галлюцинациями, бредом или и тем, и другим. В некоторых случаях, например, при диссоциативном расстройстве личности, у человека может быть несколько различных личностей.
Цель вводного курса психологии — подготовить студентов-психологов к полному курсу изучения темы и дать другим студентам хорошее представление об основах этой области. Темы, затронутые в вводном курсе психологии, дают представление об истории, масштабах и методах, используемых в этой области, а знания, которые вы получите, помогут вам продолжить свое образование в психологии или в другой теме.