Психология умирания и смерти: 5.1. Психология умирания

5.1. Психология умирания

Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящему не верит, не осознает глубоко факта ее неизбежности. Так, родоначальник психоанализа 3.Фрейд (сам прибегнувший к эвтаназии после долгих лет борьбы с мучительным заболеванием) утверждал, что человек убежден в собственном бессмертии. Столкнувшись со смертью других людей или сам оказавшись в смертельной ситуа­ции, человек испытывает безотчетный страх и тревогу. При этом доказано, что в числе первых мыслей человека при виде смерти другого лица возникает переживание того, что «пока не я». Очень велик страх смерти и нежелание умирать у каждого, по крайней мере, психически здорового человека.

Естественно, что труднее всего воспринимается смерть детьми. Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недо­статочное оно обычно у детей до 5 лет, и только между 5 и 10 годами постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает.

Когда ребенок начинает понимать, что смерть неизбежна, что все — и он в том числе — когда-то умрут, то открытие этого факта объясняет наличие в возрасте 5–8 лет так называемых «нормальных детских страхов». Тематика последних теснейшим образом связана с темой смерти, и представляют они собой попытку проигрывания, переработки (более или менее удачной) глобального страха смерти, следующего за обнаружением неизбежности этого явления.

Реальная смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это могут быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со сном, чувство беспомощности и опасности, утрата доверия к миру, депрессия и сильное ощущение пустоты и одиночества. Реакции на смерть и понимание ее различны у детей в разные возрастные периоды. В дошкольном возрасте (2-6 лет)

смерть воспринимается как отрыв от матери, и это отделение от любимого существа оказывает­ся для ребенка ужасающим событием. Понятие смерти как окончательного прекращения жизни и одновременно универсального и неизбежного явления не может быть сформулировано ребенком этого возраста. У старшего дошкольника, однако, уже возникает печаль при потере кого-то из близких, хотя она слабо осознается, слабо вербализуется, и он не может сохранять эти переживания в течение длительного времени. Часто эти пере­живания печали обнаруживаются только в играх. Для понимания переживаний дошкольника в различных ситуаци­ях, связанных с умиранием и смертью, требуется понимание особен­ностей возраста с преобладанием эгоцентризма и магического мышления, предполагающего некую альтернативу исчезновению «навсегда». Однако психотерапевты, работавшие с серьезно больными и обреченными детьми, установили достоверно, что серьезно больной ребенок в этом возрасте может понимать свою собственную близкую кончину, при том, что даже взрослые отрицают ее. О наличии тревоги и страха можно догадаться по поведению ребенка, рисункам и предпочтению им определенных игр.

По мере взросления мышление у детей становится все более реалистичным, заменяя магическое. Многие дети младшего школьного возраста (6-10 лет) персонифицируют смерть как определенное лицо, приписывая ей некую злую силу. Иногда они считают ее наказанием за плохие дела. Однако такие наивные представления бывают тем реже, чем старше ребенок. Наконец для детей между 7 и 10 годами смерть становится более реальной, универсальной и оконча­тельной, но лишь в конце этого периода они признают свою собственную бренность, понимая, что смерть есть часть общих процессов и принципов, которые управляют миром.

Сложный вследствие противоречивости и сочетания детских и взрослых форм поведения подростковый возраст может быть ознаменован тем, что наблюдаются эпизоды возврата к ранним способам поведения и мышле­ния. В частности, понимая, что собственная кончина является очевид­ным фактом, подростки отрицают свою смерть фактическим игнорированием ее в гонках на мотоциклах и прочей опасной для жизни активности. Пси­хологическая защита от тревоги, вызываемой мыслью о смерти, у подростков обычно та же, что и у взрослых, но чаще всего встречаются механизмы совладания в форме отрицания возможности умирания.

Отношение к смерти во взрослом возрасте исследовалось специалистами не столь часто, но некоторые исследования получили широкую известность. К их числу относятся данные, полученные Элизабет Кюблер-Росс (E.Kubbler-Ross, 1969), которая обосновала и эмпирически верифицировала предложенную ею схему психологических реакций умирающих. Каждая из описанных фаз характеризуется особенными переживаниями и применительно к поведению окружающих в отношении больного, предъявляет определенные требования. Описаны сле­дующие пять этапов психологических реакций умирающих:

1. Фаза отрицания болезни (анозогнозическая). На этой стадии больной, впервые узнавший о смертельном диагнозе и однозначном прогнозе, отка­зывается принять свою болезнь и факт приближающейся смерти. «Нет, только не я!» – самая распространенная первоначальная реакция на объявление смертельного диагноза. Данная реакция – результат шока, смятения, растерянности и действия мощных механизмов психологической защиты, в первую очередь по типу отрицания. Здесь неизбежны сомнения в диагнозе, компетенции врачей, поиск иных объяснений своего состояния или иных специалистов.

На данной фазе необходима поддержка со стороны близких, но они сами нередко тоже находятся в смятении. Особенно это касается лиц, осуществляющих уход за больным, ближайших родственников. Поэтому важно обеспечить их поддержку тоже, показать им важность их состояния для страдающего и нуждающегося в поддержке пациента. Если удается от неконтролируемых эмоций растерянности, тревоги, страха перейти к более осознанному пониманию ситуации и контролю больным своего состояния, есть шанс преодолеть эту стадию без особых потерь, без совершения импульсивных и вредных для состояния пациента действий.

2. Фаза протеста или гнева (дисфорическая). Основной вопрос, который человек задает себе в этот период: «Почему именно я?». Отсюда переживания возмущения, гнева, постоянное сравнение себя и других людей, анализ судеб, тяжести болезней, ощущение глубокой несправедливости происходящего.

Важным обстоятельством является то, что эти сильные негативные чувства должны быть на кого-то излиты, это необходимо для завершения данной стадии. Для окружающих необходимо понимать, что это состояние враждебно­сти и гнева у смертельно больного человека есть закономерное, нормальное явление, а сдерживать эмоции больному очень трудно. Нельзя осуждать больного за эти реакции по сути не на окружающих, а на свою судьбу. Здесь вопреки негативным чувствам, изливаемым больным на окружающих, он особенно нуждается в дружеской поддержке, участии, терпении, эмоцио­нальном контакте. Если же поведение окружающих не обнаружит понимания ими тяжелых переживаний больного, это может привести к необоснованным конфликтам, импульсивным брутальным действиям, еще более ослабить страдающего пациента и ухудшить его положение.

3. Фаза «торга». Основным содержанием этой фазы является попытка больного взять под контроль свои состояние, жизнь, путем обещания всем окружающим, врачу, Богу всего, чего угодно. Иллюзия возможности получить продление жизни при «правильном» поведении является способом самообмана, психологической защиты. Эту фазу называют также «фазой аутосуггестии», имея в виду, что больной как бы уговаривает себя в том, что каким-то образом, с помощью доступных ему средств и жертв, он сможет обмануть судьбу и уйти от неизбежного. Это действо сродни «магическому мышлению» маленького ребенка, оно свидетельствует о регрессе личности и потому сопровождается изменением поведения больных. Они могут становиться капризными, происходит резкое суже­ние их жизненных интересов, они начинают выпрашивать, выторговывать себе те или иные поблажки. Отсюда просьбы к врачам относительно послабления режима, назначения обезболивания или к родственникам с требованием выполнения раз­личных прихотей. Этот нормальный процесс сделок для узко ограниченных целей помогает пациенту прийти к соглашению с реальнос­тью все укорачивающейся жизни.

Из возможных психотерапевтических мероприятий лучший эф­фект в этой фазе дают рассказы о спонтанном выздоровлении, а также те небольшие в общем поблажки, в которых нуждается больной и эмоциональная поддержка.

4. Фаза депрессии. Является, к сожалению, неизбежной в большинстве случаев. Здесь больной уже в большей степени принимает неизбежность близкого конца, и возникают адекватные этому эмоции печали, тоски. Он уже вопросов не задает, а просто говорит себе, что «на этот раз умереть предстоит именно мне». При этом может появиться сознание вины, часто сопутствующее любой депрессии, и самобичевание: «Чем же я это заслужил?». Депрессия у больных может протекать по-разному. Иногда печальное настроение усугубляется реактивными моментами, связанными с потерей частей тела или функций, важных для целостного образа «Я». Это может произойти вследствие хирургических операций по поводу болезни.

Другой тип депрессии, наблюдаемый у умирающих больных, понимается как преждевременное оплакивание потери семьи, друзей и самой жизни. Это, по сути, тяжелое переживание потери собственного будущего и признак начальной стадии следующей фазы – принятия смерти. Последняя группа больных особенно трудна для всех, кто соприкасается с ними. У окружающих они вызывают чувство тревоги и беспокойства, душевного дискомфорта. Любые попытки ободрить или поддержать больного шуткой, бодрым тоном голоса воспринимаются им как нелепые в этой ситуации. Больной замыкается в себе, ему хочется плакать при мысли о тех, кого он вынужден вскоре оставить.

В этот период вольно или невольно все те, кто окружает больно­го, начинают избегать с ним общения. Это касается как родственников, так и медицинского персонала. При этом, особенно у родственников, возникает чувство вины за свое такое поведение и даже, порой, невольные мысли желания умирающему более быстрой и легкой смерти. Даже родители больных детей не являются исключением. Такое отчуждение может показаться окружающим бессердечным родительским безразличием к ребен­ку. Но родственники и медицинский персонал должны понимать, что эти чувства нормальны и представляют действие естественных меха­низмов психологической защиты. Врачу и психологу следует помочь преодолеть у ухаживающих за больным эти чувства и попросить продолжить эмоциональную поддержку умирающего. Именно в этот период больной больше всего нуждается в душевном комфорте и теплоте. Причем здесь не нужно стремиться убеждать больного в неправильности его переживаний. Ведь, по сути, они, верно, отражают реальность. Здесь могут не срабатывать убеждения, доказательства или попытки отвлечения, поскольку чувства слишком сильны и доминируют в сознании. Однако просто молчаливое присутствие сочувствующего родного человека у постели умирающего полезнее, чем какие-то слова. Краткое объятие, похлопывание по плечу, пожатие рук, забота о мелочах скажет больному о том, что его любят и понимают. Здесь всегда необходимо участие род­ственников, забота и выполнение, по возможности, любых желаний больно­го, хоть как-то направленных к жизни и деятельности.

5. Фаза принятия смерти (апатическая). Данная фаза является финальной, она означает примирение с судьбой. Больной смиренно ждет своего конца. Измученный болезнью и тяжелыми сопутствующими переживаниями, уставший от бесплодной борьбы, он желает лишь отдохнуть и уснуть. Это уже прощание, конец жизненного пути.

Эта фаза также очень тяжела для окружающих, поскольку требует от них аналогичного принятия близкой смерти родного человека. Здесь любые ободрения, разговоры о будущем больного неуместны, нелепы, кроме того, нередко больной и не хочет общаться. Однако наблюдения за умирающими больными показывают, что они по-прежнему нуждаются в поддержке, участии (скорее также в режиме «молчаливого присутствия»). В конце данной фазы может происходить ритуал прощания, или, при наличии религиозности больного, просьба о свидании со священником и причащении. Это также облегчает для больного его переживания и примиряет с фактом неизбежной смерти. Вообще на этой стадии желательно привлечь на помощь религию.

О чрезвычайной тяжести эмоциональных переживаний больных перед лицом приближающейся смерти говорит тот факт, что в случаях неожиданного, спонтанного выздоровления, возвращение больных к жизни и к нормальному эмоциональному режиму не происходит сразу. Необходим нередко длительный период, названный рядом авторов «фаза возвращения человеческого достоинства», для преодоления всех последствий пережитого.

Важно заметить, что переживания членов семьи умирающего, знающих о диагнозе и прогнозе, вполне созвучны переживаниям самого больного, и, по мнению Э. Кюблер-Росс, даже по времени приблизительно соответствуют им.

6.1. Смерть и умирание. Кризисные состояния

6.1. Смерть и умирание

Психологический смысл, который человек вкладывает в понятие смерть, различен и обусловлен, с одной стороны, его причастностью к фатальным событиям, а с другой тем, какое отношение смерть имеет лично к нему. Avery D. Weisman (1976) выделяет следующие варианты отношения к смерти.

Безличная смерть или «смерть» — как абстрактное понятие.

Ежедневно человек сталкивается с ней, слушая, читая и видя на экранах телевизоров сообщения о терроризме, катастрофах, войнах и т. п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие. В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии.

Интерперсональная смерть

В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может колебаться от радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до страха, горя, отчаяния, обиды, смирения, депрессии при потере кумира или значимого человека. Описаны случаи эпидемии самоубийств среди поклонников С. Есенина, В. Цоя. Эпидемией юношеских самоубийств был отмечен выход в свет романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», в котором герой застрелился из — за неразделенной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц.

Ярким примером реакции на смерть близкого человека является поведение Жанны Эбютерн — подруги известного итальянского художника Амадео Модильяни. Она преданно ухаживала за больным Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего мужа — художника и страстного игрока.

На следующий день после смерти Модильяни Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа. Друзья плакали и не верили, что любовь может быть смертельной.

Их похоронили рядом. На общей мраморной плите выбито: «Амадео Модильяни… Смерть настигла его на пороге славы. Жанна Эбютерн… верная спутница Модильяни, которая не захотела без него жить.»

Для Жанны ее великая любовь была жизненным стержнем, и даже ребенок, которого она ждала не смог восполнить утрату смысла ее существования.

Персональная смерть.

В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами введено понятие «траектория освоения смерти», которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение. Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину, подробно описанную E. Kubler — Ross (1969).

B. G. Glaser и A.L.Strauss (1965, 1968), проведшие фундаментальные исследования, посвященные проблеме персональной смерти, относят к ней и так называемую «частичную смерть». Под этим термином они подразумевают состояние человека, который лишился части своих органов, членов или функциональных возможностей, например: люди с параличами или парезами, с ампутированными внутренними органами или конечностями. Психодинамически ориентированные психотерапевты относят к частичной смерти потерю самоуважения, значимой работы, невозможность довести до конца дело, которому была посвящена жизнь. Иногда эти потери столь невосполнимы, что человек совершает суицид.

Ярким примером может служить биография Магнуса Гиршфельда — немецкого врача — невролога и сексолога. М. Гиршфельд с 1918 г. возглавлял Институт сексуальных исследований в Берлине и по праву считался одним из основоположников современной сексологии. Его труды были посвящены социально — гигиеническим аспектам сексологии: он пропагандировал всеобщее сексуальное просвещение среди населения и призывал терпимо относиться к гомосексуализму. Особой популярностью пользовалась его монография «История нравов времен первой мировой войны» (1930).

После прихода к власти фашизма он эмигрировал во Францию, потерял любимую работу и перспективу продолжать начатое дело. В скором времени он покончил жизнь самоубийством.

6.1.1. Психологические стадии умирания.

Элизабет Кюблер Росс, по специальности детский врач — психиатр, работавшая на факультете психопатологии Университета Чикаго, изучала проблему смерти и умирания у современного неверующего человека. Она создала свою научную школу и вместе со своими учениками занималась изучением этой проблемы. Она посвятила этому вопросу более 20 лет жизни и написала несколько монографий, ставших классикой танатологии. Многолетний опыт наблюдения и работы в качестве психотерапевта с тяжелобольными и опыт тренировочных семинаров с врачами, медсестрами, священниками был обобщен в книге «О смерти и умирании» (1969, 1977). Элизабет Кюблер Росс констатировала, что психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:

Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: «Только не я», «Не может быть», «Это не рак» и т. п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет себя по — иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце….).

Вторая стадия — стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?», «Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?» и т. п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса.

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

П. Калиновский, изучая процесс умирания у верующих христиан отмечал отсутствие у них описанной стадийности и страха смерти. В книге «Переход. Последняя болезнь, смерть и после смерти» (1994) он пишет, что «христиане встречают смерть мирно, а иногда и с радостным нетерпением».

Л. Н. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича» и в романе «Война и мир» (сцена смерти Андрея Болконского) блестяще описал динамику, психологическое состояние умирающих и их близких.

Американский исследователь K. Osis (1961) проанализировал 35540 наблюдений, сделанных врачами и медицинскими сестрами у постели умирающих больных, которые он получил, разослав свой опросник и получив ответы от 640 медицинских работников. Он выявил, что в последней, 5 стадии, около 10 % лиц были в сознании за 1 час до смерти. По сообщениям медицинского персонала пациенты чаще всего испытывали боль, дискомфорт, реже — безразличие, Лишь у 5 % наблюдались признаки душевного подъема.

В этот период очень часто наблюдались расстройства восприятия с необычным содержанием, которые чаще всего соответствовали традиционным религиозным представлениям (Рай, Вечный Град, «небеса», необыкновенные пейзажи и животные и т. п.). Галлюцинаторные переживания, как правило, были яркими, образными и очень напоминали таковые при психоделических переживаниях, вызванных ЛСД или мескалином (С. Гроф, 1993, K. Osis, 1961; R. Noyes, 1971).

J. H. Hyslop (1908) и W. Barret (1926) еще в начале века описали специфические галлюцинации умирающих: они видят в основном умерших родственников и знакомых, которые хотят им помочь перейти в потусторонний мир. Причем, эти расстройства восприятия протекают на фоне ясного сознания и носят характер «приведений». Они показали, что характерные черты этих галлюцинаций не зависят от культуральных, религиозных и личностных особенностей пациентов. Они так же не коррелируют с медицинским диагнозом и физиологическим состоянием. В подтверждение этого тезиса K. Osis приводит описание «галлюцинаций умирающих», которые носили характер «приведений» и воспринимались в ясном сознании у больных, не принимающих никаких препаратов, с нормальной температурой и, как правило, не имеющих в анамнезе указаний на органические или психические заболевания.

Описанные стадии — это лишь схема. Далеко не всегда они следуют по порядку, описанному выше. Возможен возврат от 2–й к 1–й стадии, от 3–й ко 2–й. При внезапной смерти эти стадии и вовсе отсутствуют. Однако знания этих закономерностей необходимы психиатрам, психотерапевтам и медицинским психологам для проведения психокоррекционной работы с лицами, страдающими фатальными заболеваниями.

3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла?

3. Кризис смысла у пациентов Рак и СПИД – бессмысленное умирание? Травма насилия – смерть смысла? Смерть: Восстань и страх природный утиши. Я не скелет, как мыслят суеверы. Знай: пред тобою божество души, Великий родич Вакха и Венеры. Гуго фон Гофмансталь[21] Своею

8.11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36]

8.11. Умирание как финальная стадия человеческой жизни[36] Э. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) выделила в процессе приспособления к мысли о смерти пять стадий.Отрицание — человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поиском других, более обнадеживающих

Вечное умирание и возрождение

Вечное умирание и возрождение Наша жизнь основана на принципе вечного возвращения. Это начинается с рождения – кризиса, который мы преодолеваем с помощью своей первой стратегии поведения. Мы хотим придерживаться старого, остаться в неразрывной связи с привычным. Так

Смерть

Смерть Участник: Речь идет о тридцатипятилетнем мужчине. Пять лет назад он сломал себе шею. Сейчас он на искусственном дыхании. Он полностью парализован и отвергает любой контакт с семьей. И тех, кто его окружает, например тех, кто его кормит, он тоже отталкивает. Он живет в

12. Смерть

12. Смерть Вы хотите знать тайну смерти. Но как вы можете ее обнаружить, если не изучите ее в сердце жизни? Сова, ограниченные ночной тьмой глаза которой Днем слепнут, не может Проникнуть в святую тайну света. Если вы хотите увидеть духа смерти, Откройте пошире свои сердца

Умирание в современном мире

Умирание в современном мире Не многие темы вызывают в современном мире такой ужас, как тема смерти. Но время и смерть – проявления одного и того же принципа. Время движется в направлении смерти, или, как сказал Мейстер Экхарт, «все, что соприкасается со временем, преходяще

Смерть

Смерть Для многих из нас смерть по определению означает незащищенность. По сути, исследования в области социальной психологии свидетельствуют о том, что наши самовосприятие и самооценка, равно как и явление культуры в целом, ненамного успешнее любых других попыток

Умирание «я» и превращение в любовь

Умирание «я» и превращение в любовь Превращение «я» в Любовь происходит следующим образом (см. рис. 5). Герой, живя на земле, проживает содержимое своего ума. Он знакомится с его содержимым и познаёт себя. Одновременно он изучает строение ума, то есть Законы

Смерть – это миф!

Смерть – это миф! Мы уже немало говорили о чистой позитивной энергии, создающей миры, об энергии, к Источнику которой мы всегда подключены, но редко когда открыты. Но если наше тело – это продолжение первоисточника Жизни, почему же тогда мы умираем?Представьте,

Смерть и умирание в западной цивилизации

Смерть и умирание в западной цивилизации В западных индустриальных обществах умирающий, как правило, придерживается прагматической и материалистической картины мира или, по крайней мере, подвергается очень глубокому воздействию подобного мировоззрения.

Смерть и умирание в доиндустриальных культурах

Смерть и умирание в доиндустриальных культурах Эсхатологические мифологии древних и первобытных обществ повсеместно сходятся на том, что душа усопшего, пребывая в сознании, проходит ряд испытаний. Посмертное странствование души иногда описывается как путешествие по

Умирание, чтобы найти путь

Умирание, чтобы найти путь Прежде, чем начать нашу работу с осознанием пути, позвольте мне в качестве введения упомянуть еще одну мысль. Мы все «умираем», чтобы найти магический путь наименьшего действия и наибольшего сердца.Я вспоминаю поразительный околосмертный опыт

Психология смерти | Psychology Today

Если наука о смерти остается загадкой (мы до сих пор точно не знаем, почему человеческое тело решает умереть), то ее психология была одной из наших величайших загадок. Умирают другие, а не мы — по крайней мере, так думает большинство из нас.

Трудность представить себе собственную смерть, возможно, является своего рода механизмом выживания, чтобы предотвратить ее на самом деле. Однако наше отрицание смерти представляется не просто биологическим импульсом, а психологическим состоянием, уходящим корнями в теорию Фрейда. американцы подавляют идею смерти; наш страх перед ним настолько велик, что он похоронен глубоко в нашем подсознании. (Само это слово сильно отталкивает, и я быстро обнаружил это, когда несколько лет назад сказал друзьям, что пишу книгу о смерти. ) Вымышленная смерть с помощью жестоких (и чрезвычайно популярных) развлечений помогает нам держать ее в страхе, чрезмерная, стилизованная версия, служащая безопасной заменой настоящей вещи.

Короче говоря, когда дело доходит до смерти, у нас возникает невроз, причем у большинства из нас проявляются классические признаки такого расстройства (например, тревога, депрессия, ипохондрия) всякий раз, когда нам приходится сталкиваться с субъектом в реальной жизни. Помимо сложных психологических проблем, есть и практические, которые еще больше усложняют ситуацию. Мы прискорбно дезинформированы о том, что может нас убить, переоценивая драматизм (например, авиакатастрофы и террористические акты) и недооценивая обыденность (хронические заболевания, автомобильные аварии или падение с лестницы дома). («Большой тройкой» причин смерти остаются болезни сердца, рак и инсульт). возглавляет Американскую лигу в E.R.A., но почти не представляет, когда и как мы, вероятно, умрем.

То, что смерть является научной и психологической загадкой, понятно, но больше всего беспокоят наши собственные неудачи в области умирания. «Мы не умираем хорошо в Америке», — заметил Билл Мойерс в 2000 году, и это очевидно при любом исследовании конца жизни в Соединенных Штатах. Наше исключительное внимание к жизни просто сделало смерть не одним из наших приоритетов, чем-то, в чем мы все виноваты. Недостаточная подготовка врачей в области умирания и их приверженность сохранению жизни любой ценой, институциональный характер как современной медицины, так и похоронной индустрии, собственный дискомфорт религиозных лидеров по поводу конца жизни и нежелание семей позволить своим любимые уходят — это лишь несколько причин, по которым смерть так проблематична в этой стране.

Однако смерть и умирание противоречат практически всем определяющим ценностям нации, например, молодости, красоте, прогрессу, достижениям, победам, оптимизму и независимости. Наша врожденная антипатия к смерти стала гораздо более выраженной в первые десятилетия 20-го века, когда щупальца модернизма проникли во все сферы повседневной жизни. Более светская эпоха, сосредоточенная вокруг множества удовольствий и свобод, которые можно было получить вместо судящего Бога, поощряла отвращение к смерти. Инструменты и методы современной медицины — антибиотики, вакцины, новые виды операций, трансплантации и, конечно же, машины — позволили нам избежать смерти или, точнее, отсрочить ее. Некоторые историки дошли до того, что заявили, что мы «победили» смерть в 20-м веке — преждевременное заявление о победе, если она когда-либо была.

Понимание смерти — PSY 180 — Психология старения — Учебник

Наиболее распространенные причины смерти


 
США

, В 1900 г. быстро. Благодаря достижениям в области здравоохранения и медицины за эти годы это изменилось, наряду с увеличением средней продолжительности жизни. Согласно национальным данным, хронические заболевания или заболевания, медленное и неуклонное снижение которых приводит к ухудшению здоровья, были наиболее распространенными причинами смерти в США в 2016 г. [2] Кроме того, несчастные случаи стали более частыми, чем в предыдущие годы, часто приводившие к быстрой или неожиданной смерти. Как это может повлиять на то, как мы думаем о смерти, на то, как мы скорбим, и на степень контроля человека над своим собственным процессом умирания по сравнению с инфекционными заболеваниями, которые были распространены в 1900 году?

Ниже перечислены 15 основных причин смерти и количество смертей по категориям в 2016 году в США. [3]


Таблица 1. Основные причины смерти в США
 

Рейтинг (2016 г.) Причина смерти Процент от общего числа смертей 2016 Процент от общего числа смертей 2015
1 Болезнь сердца 23,1 23,4
2 Рак 21,8 22,0
3 Несчастные случаи 5,9 5,4
4 Хронические заболевания нижних дыхательных путей 5,6 5,7
5 ударов 5,2 5,2
6 Болезнь Альцгеймера 4,2 4. 1
7 Диабет 2,9 2,9
8 Грипп и пневмония 1,9 2.1
9 Болезнь почек 1,8 1,8
10 Самоубийство 1,6 1,6


Эти данные отражают как сходства, так и различия по сравнению с данными 2004 года. Все эти основные причины смерти, за исключением двух несчастные случаи и самоубийства по-прежнему связаны с физическими заболеваниями. Многие из них связаны, по крайней мере частично, с выбором образа жизни, включая диету, физические упражнения и злоупотребление психоактивными веществами. Точно так же многие из них в некоторой степени можно предотвратить, а некоторых можно избежать, если принять надлежащие меры. Хотя эти причины смерти остаются такими же, как и в 2004 году, к 2016 году порядок некоторых из них изменился. Например, несчастные случаи и непреднамеренные травмы переместились с 5-го места в 2004 году на 3-е место в 2016 году. Болезнь Альцгеймера стала немного более распространенной. , перемещаясь с № 7 на № 6, как и самоубийство, перемещаясь с № 11 на № 10. Напротив, инсульты стали немного реже, переместившись с 3-го на 5-е место, наряду с диабетом, который переместился с 6-го на 7-е место. Септицемия (заболевание крови) следовала аналогичной тенденции, переместившись с 10-го на 11-е место. Эти изменения, вероятно, связаны с целым рядом факторов, включая выбор образа жизни, социальное давление и нормы, а также изменения в обязанностях и обязательствах.
 

Самые смертельные заболевания в мире

Ниже перечислены 10 самых смертоносных заболеваний в мире с 2015 года вместе с процентом смертей, за которые они были ответственны. Они отражают только смерти, связанные с болезнями, и не отражают смерти в результате насилия или самоубийства. [4] Обратите внимание, что между ними и 15 основными причинами смерти в США, описанными выше, есть много общего.

  1. Болезнь сердца – 15,5%

  2. Инсульт – 11,1%

  3. Инфекции нижних дыхательных путей – 5,7%

  4. Хроническая обструктивная болезнь легких – 5,6%

  5. Рак трахеи, бронхов и легких – 3%

  6. Диабет – 2,8%

  7. Болезнь Альцгеймера и другие виды деменции – 2,7%

  8. Обезвоживание вследствие диарейных заболеваний – 2,5%

  9. Туберкулез – 2,4%

  10. Цирроз – 2,1%
     

Подобно 15 основным причинам смерти, перечисленным выше, они оставались довольно постоянными на протяжении многих лет, несмотря на увеличение и уменьшение каждой из них. Смертность от болезней сердца, например, увеличилась с 2000 года на 2,8 миллиона, а смертность от инсульта увеличилась на 0,5 миллиона. [5] Болезни легких и рак также увеличились на 0,5 миллиона смертей, в то время как диабет увеличился на 0,6 миллиона. Болезнь Альцгеймера и другие формы деменции также стали причиной дополнительных 0,3 миллиона смертей. Наблюдалось снижение заболеваемости инфекциями нижних дыхательных путей, число которых уменьшилось на 0,2 миллиона, а также обезвоживанием вследствие диарейных заболеваний, число которых уменьшилось на 0,8 миллиона. Кроме того, смертность от туберкулеза снизилась на 1 миллион, а смертность от цирроза печени уменьшилась на 0,2 миллиона.

В то время как представленные ранее 15 основных причин смерти относятся только к Соединенным Штатам, эти 10 самых смертоносных болезней относятся ко всему миру, включая как развитые, так и неразвитые страны. Различия в различных факторах, включая, помимо прочего, экономический статус, доступ к медицинскому обслуживанию, системы убеждений и природные ресурсы, играют важную роль во многих из этих причин смерти и, как правило, существенно различаются между странами. Это создает проблемы для интерпретации этого списка, затрудняя определение истинной распространенности каждого из них в конкретных местах.


Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать о другом способе измерения и сравнения ожидаемой продолжительности жизни, известном как потерянные годы жизни, который измеряет, на сколько лет умирают люди, не дожив до ожидаемой продолжительности жизни. Глядя на эти данные, можно выявить некоторые из основных причин смерти по всему миру.

Причина № 1, по которой люди умирают рано, в каждой стране



Сравнение смертности по возрасту в США
 

Основные причины смерти значительно различаются среди возрастных групп. Как вы можете видеть на рисунке 1, врожденные заболевания и несчастные случаи являются основными причинами смерти среди детей, тогда как несчастные случаи и самоубийства являются основными причинами смерти в возрасте от 10 до 24 лет. Это снова меняется в в среднем и позднем взрослом возрасте, так как болезни сердца и рак вместе являются причиной более 50% смертей среди лиц в возрасте от 45 до 65 лет.


Процентное распределение 10 основных причин смерти по возрастным группам: США, 2016 г. Источник: NCHS. Национальная система статистики естественного движения населения, смертность.


Обратите внимание, что непреднамеренные травмы являются основной причиной смерти в самых разных возрастных группах, и помните из предыдущего раздела выше, что несчастные случаи также стали все более распространенными причинами смерти среди населения Соединенных Штатов в период с 2000 по 2016 год. [6] Это были основные причины смерти для различных возрастных групп в США в 2016 году:

  • < 1 года – Врожденные аномалии
  • 1–4 года – Непреднамеренная травма
  • 5–9 лет – Непреднамеренная травма
  • 10–14 лет – Непреднамеренная травма
  • 15–24 года – Непреднамеренная травма
  • 25–34 года – Непреднамеренная травма
  • 35–44 года – Непреднамеренная травма
  • 45 – 54 года – Злокачественные новообразования (рак)
  • 55–64 года — Злокачественные новообразования (рак)
  • 65 + – Болезнь сердца

Причины смерти в этом списке напоминают причины, представленные в предыдущих разделах, но разбивка этих причин по возрастным группам подчеркивает истинную распространенность каждой из них.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts