Психология виды деятельности человека: Деятельность человека — основные виды и типы

Виды и развитие человеческой деятельности

Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда служат средством символической разрядки напряженности, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение. Для детей они носят, главным образом, развивающий характер. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря ему человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С этой деятельностью связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Преобразование системы человеческой деятельности совпадает, по существу, с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых ее видов. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современно общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые были характерны тогда.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Этот механизм развития описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая, в свою очередь, выступает средством достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Деятельность. Виды деятельности. | Psylist.net

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность  делится на:

  • перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
  • мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
  • мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности.

Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено

к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Мечта
  • Патологии мышления
  • Интеллект
  • Основные свойства внимания
  • Основные направления психологии
  • Эмоциональные состояния
  • Память
  • Периоды развития человеческой жизни
  • Деятельность. Виды деятельности.
  • Индивидуальные различия в памяти

Психология человеческого действия

  • Андерсон Дж. Р. (2005) Когнитивная психология и ее последствия, 6-е изд. Уорт Паблишинг, Нью-Йорк

    Google ученый

  • Антониадис С., Пассауэр-Байерл С., Башнеггер Х., Вейгл М. (2014) Выявление и вмешательство в интраоперационные отвлекающие факторы и перерывы в операционных. J Surg Res 188:21–29

    CrossRef пабмед Google ученый

  • Аргирис С., Шён Д.А. (1996) Организационное обучение II: теория, метод и практика. Аддисон-Уэсли, Рединг

    Google ученый

  • Бах Дж. (2009) Принципы синтетического интеллекта PSI: архитектура мотивированного познания. Оксфорд, Нью-Йорк

    CrossRef Google ученый

  • Бандура А. (1977) Механизмы самоэффективности в человеческом действии. Am Psychol 37: 122–147

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Bartlett FC (1932) Вспоминая. Издательство Кембриджского университета, Кембридж

    Google ученый

  • Белавкин Р.В., Риттер Ф.Е. (2003) Использование энтропии для анализа и контроля когнитивных моделей. В: Материалы пятой международной конференции по анализу и управлению когнитивным моделированием. Universitaets-Verlag, Бамберг, стр. 75–80

    Google ученый

  • Bischof N (1985) Das Rätsel Ödipus [Загадка Эдипа]. Пайпер, Мюнхен

    Google ученый

  • Брэндимонте М., Эйнштейн Г.О., Макдэниел М.А. (редакторы) (1996) Проспективная память: теория и приложения. Эрлбаум, Махва

    Google ученый

  • Brenner HP (2002) Marxistische Persönlichkeitstheorie und die ‘bio-psychosoziale Einheit Mensch’ [Марксистская теория личности и биопсихосоциальная сущность человека]. Пал-Ругенштейн Нахфольгер, Кёльн

    Google ученый

  • Cochran RE, Lee FJ, Chown E (2006) Моделирование эмоций: влияние возбуждения на память. В: Материалы 28-й ежегодной конференции Общества когнитивных наук. Ванкувер, Британская Колумбия, Канада, стр. 1133–1138

    Google ученый

  • Коэн Г. (1989) Память в реальном мире. Эрлбаум, Лондон

    Google ученый

  • Дикман П., Мэдсен М.Д., Реддерсен С., Ралл М., Венер Т. (2009) Не забывать делать дела позже и возобновлять прерванные задачи: проспективная память и безопасность пациента. В: Флин Р., Митчелл Л. (ред.) Безопасная хирургия. Анализ поведения в операционной. Ashgate, Farnham, стр. 339–352

    Google ученый

  • Dismukes RK (2008) Проспективная память в авиационных и бытовых условиях. В: Клигель М., Макдэниел М.А., Эйнштейн Г.О. (ред.) Проспективная память: когнитивная, неврологическая, эволюционная и прикладная перспективы. Лоуренс Эрлбаум, Нью-Йорк, стр. 411–431 9.0004

    Google ученый

  • Dörner D (1976) Problemlösen als Informationsverarbeitung [Решение проблем как обработка информации]. Кольхаммер, Штутгарт

    Google ученый

  • Дорнер Д.

    (1984) Системы памяти и регуляция поведения. В: Hoffmann J, van der Meer E (eds) Обработка информации с помощью знаний. Эльзевир, Амстердам

    Google ученый

  • Dörner D (1999) Bauplan für eine Seele [Чертеж души]. Ровольт, Рейнбек

    Google ученый

  • Дёрнер Д., Гюсс Д. (2013) PSI: вычислительная архитектура познания, мотивации и эмоций. Rev Gen Psychol 17(3):297–317

    CrossRef Google ученый

  • Evans JSBT (2008) Двойная обработка счетов рассуждений, суждений и социального познания. Анну Рев Психол 59:255–278

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Flammer A (1990) Erfahrung der eigenen Wirksamkeit. Einführung in die Psychologie der Kontrolle [Введение в психологию контроля]. Хубер, Берн

    Google ученый

  • Flavell JH (1979) Метапознание и когнитивный мониторинг: новая область исследования когнитивного развития. Am Psychol 34: 906–911

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Glavin RJ (2011) Ограничения возможностей человека (коммуникация, стресс, проспективная память, усталость). В: Van Aken (Hrsg): Безопасность при анестезии. Best Pract Res Clin Anaesth 25: 2, 193–206

    Google ученый

  • Grundgeiger T, Sanderson PM (2009) Перебои в здравоохранении: теоретические взгляды. Интер Ж Мед Информ 78:293–307

    перекрестная ссылка пабмед Google ученый

  • Grundgeiger T, Sanderson PM, Orihuela CB, Thompson A, MacDougall HG, Nunnink L, Venkatesh B (2013) Проспективная память в отделении интенсивной терапии: влияние визуальных сигналов на выполнение задачи в репрезентативном моделировании. Эргономика 56(4):579–589

    CrossRef КАС пабмед Google ученый

  • Guilford JP (1967) Природа человеческого интеллекта. Макгроу-Хилл, Нью-Йорк

    Google ученый

  • Hacker W (1986) Arbeitspsychologie: Psychische Regulation von Arbeitstätigkeiten [Психология труда. Психологическая регуляция трудовой деятельности. Хубер, Берн

    Google ученый

  • Хакер В., Вольперт В., фон Кранах М. (1982) Когнитивные и мотивационные аспекты действия. Deutscher Verlag der Wissenschaften, Берлин

    Google ученый

  • Харрисон Т.Л., Маллет Х.Г., Уиффен К.Н., Оустерхаут Х., Эйнштейн Г.О. (2014) Проспективная память: влияние разделенного внимания на спонтанное извлечение. Mem Cog 42: 212–224

    CrossRef Google ученый

  • Хекхаузен Х., Куль Дж. (1984) От желаний к действиям: тупики и короткие пути на длинном пути к действию. В: Фрезе М., Сабини Дж. (ред.) Целенаправленное поведение: психологическая теория и исследование действия. Эрлбаум, Хиллсдейл, стр. 134–159.

    Google ученый

  • Hovland CI, Rosenberg MJ (eds) (1960) Отношение, организация и изменение: анализ согласованности компонентов отношения. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен

    Google ученый

  • Дженсен Р.С. (1995) Оценка пилота и управление ресурсами экипажа. Издательство Ashgate, Вермонт

    Google ученый

  • Клейн Г. (1998) Источники власти: как люди принимают решения. MIT Press, Кембридж

    Google ученый

  • Kleinhempel F, Möbius A, Soschinka HU, Wassermann M (eds) (1996) Die biopsychosoziale Einheit Mensch. Festschrift für Karl-Friedrich Wessel [Биопсихосоциальная сущность человека. Посвящение К.Ф. Вессель]. Kleine Verlag, Билефельд

    Google ученый

  • Клигель М. , Мартин М. (2010) Проспективное исследование памяти: почему оно актуально? Int J Psychol 38(4):193–194

    CrossRef Google ученый

  • Klix F (1971) Информация и общий кибернетический аспект организма Informationsverarbeitung [Информация и поведение. Кибернетические аспекты обработки информации организмом. Ханс Хубер, Берн

    Google ученый

  • Kuhl J (1983) Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle [Мотивация, конфликт и контроль действий]. Springer, Берлин/Гейдельберг/Нью-Йорк

    CrossRef Google ученый

  • Лефрансуа Г.Р. (2005) Теории человеческого обучения: что сказала старуха. Издательство Уодсворт, Нью-Йорк

    Google ученый

  • Маслоу А.Х. (1943) Теория человеческой мотивации. Психол. Откр. 50:370–39.6

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Миллер Г. А., Галантер Э., Прибрам К.Х. (1960) Планы и структура поведения. Холт, Нью-Йорк

    CrossRef Google ученый

  • Пиаже Дж. (1950) Психология интеллекта. Рутледж и Кеган Пол, Лондон

    Google ученый

  • Куинн Дж. М., Паско А. Т., Вуд В., Нил Д. Т. (2010) Не можете себя контролировать? Следите за этими вредными привычками. Pers Soc Psychol Bull 36:499–511

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Reason J (1997) Управление рисками организационных аварий. Ашгейт, Олдершот

    Google ученый

  • Рейсс С. (2004) Многогранная природа внутренней мотивации. Теория 16 основных приводов. Rev Gen Psychol 8: 179–183

    CrossRef Google ученый

  • Ротен Н., Мейер Б. (2013) Психофизиология проспективной памяти. Память 22(7):867–880

    CrossRef пабмед Google ученый

  • Schank RC, Abelson R (1977) Сценарии, планы, цели и понимание. Эрлбаум, Хиллсдейл

    Google ученый

  • Шерер К., Экман П. (ред.) (1984) Подходы к эмоциям. Эрлбаум, Хиллсдейл

    Google ученый

  • Селигман М.Е. (1975) Беспомощность. О депрессии, развитии и смерти. Фримен, Сан-Франциско

    Google ученый

  • Selz O (1913) Über die Gesetze des geordneten Denkverlaufs [О законах структурированного мыслительного процесса]. Spaemann, Штутгарт

    Google ученый

  • Сперинг М., Вагенер Д., Функе Дж. (2005) Роль эмоций в решении сложных проблем. Познание эмоций 19:1252–1261

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Strohschneider S (1999)Поведение человека и сложные системы: некоторые аспекты регуляции эмоций и обработки когнитивной информации, связанные с планированием. В: Stuhler EA, de Tombe DJ (eds) Комплексное решение проблем: когнитивные психологические проблемы и приложения экологической политики. Хампп, Мюнхен, стр. 61–73

    Google ученый

  • Wehner T (2014) Qualitat: mit Sicherheit!« — Beides verlangt Verantwortung, beides erzeugt Verantwortungsdiffusion! [Качество и безопасность: и то, и другое требует ответственности — и то, и другое создает рассеяние ответственности]. Презентация на Конгрессе по безопасности пациентов, Гамбург 4(4):2014

    Google ученый

  • Westbrook JI, Coera E, Dunsmuir WT, Brown BM, Kelk N, Paoloni R, Tran C (2010) Влияние перерывов на выполнение клинической задачи. Квалифицированное здравоохранение 19: 284–289

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Wickens CD (1992) Инженерная психология и человеческие качества. Харпер Коллинз, Нью-Йорк

    Google ученый

  • Зимбардо Г. , Герриг Р.Дж. (редакторы) (2012) Психология и жизнь. Pearson Education Limited, Нью-Йорк

    Google ученый

  • Жамбок С.Э., Кляйн Г.А. (1997) Натуральное принятие решений. Lawrence Erlbaum Associates, Mahwah

    Google ученый

  • Как экономика изучает действия и поведение человека?

    Во многих отношениях экономика является социальной наукой, наряду с психологией и социологией, чем «естественными» науками, такими как химия и биология. Экономика (особенно микроэкономика) в конечном счете занимается тем, почему, когда и как люди торгуют друг с другом. Различные школы мысли взяли курс на повышение уровня математической сложности и регрессионного прогнозирования на основе моделей, но строительными блоками по-прежнему являются люди и их поведение.

    Ключевые выводы

    • Экономическая теория пытается понять человеческую деятельность в связи с ценами, рынками, производством и потреблением.
    • Основная экономическая теория опирается на «законы», такие как спрос и предложение, и предположения, включающие рациональных участников и эффективные рынки.
    • Поведенческая экономика и другие направления мысли понимают эмоциональные и когнитивные основы экономического поведения.

    Спрос и предложение

    Рассмотрим законы спроса и предложения в экономике. На микроэкономической диаграмме кажется, что цена определяется посредством механической корректировки, основанной на количестве продукта и количестве покупателей на рынке. На самом деле цена — это согласованный уровень, при котором продавец готов расстаться с товаром, а покупатель готов принять его. Потребители должны конкурировать с другими потребителями, делая ставки на товар. Производители должны конкурировать с другими производителями за этих потребителей. Именно действия отдельных субъектов определяют экономическую реальность, а не наоборот.

    Область экономики пытается понять закономерности индивидуальных решений в контексте мира с ограниченными ресурсами.

    Человеческая деятельность и определяющая ценность

    Экономические субъекты будут регулярно участвовать в сделках, которые, как они ожидают, улучшат их положение. Если потребитель покупает буханку хлеба за три доллара, он косвенно заявляет, что ценит хлеб больше, чем три доллара. Продавец, предлагая буханку за три доллара, косвенно заявляет, что три доллара более ценны, чем хлеб.

    Предположительно, общий рынок хлеба в этом районе предполагает, что три доллара — приемлемая цена, чтобы побудить предприятия стать продавцами хлеба и взять на себя связанные с этим риски. Это также означает, что фермеры, выращивающие пшеницу, получают достаточную компенсацию, транспортировка экономически оправдана, а сотни (если не тысячи) других человеческих действий могут быть скоординированы устойчивым образом.

    Каждый участник цепочки финансирования, производства и потребления получает достаточную ценность, чтобы побудить их к сотрудничеству. Чтобы сэкономить время, экономика изучает цену, а не анализирует каждую сделку, транзакцию и мотивацию. Корень — это огромная серия человеческих оценочных суждений и моделей поведения. Цена, в некотором смысле, экономит на информации.

    Анализ и понимание человеческого поведения

    Экономика поверхностно занимается такими абстракциями, как кривые спроса, границы производственных возможностей или процентные ставки. Ни один из этих входов на самом деле не существует в осязаемом смысле. Однако корнем всегда является индивидуальное человеческое действие. Каждый действующий субъект одновременно координирует свою деятельность осмысленным, ценностно-ориентированным образом. Эти ценности и действия динамически фиксируются с помощью широких экономических показателей и впоследствии анализируются.

    Действия человека нельзя предсказать с какой-либо уверенностью. Например, ни один экономист не знает, сколько отдельный потребитель будет готов заплатить за 50-дюймовый телевизор в 2024 году. Однако базовое понимание человеческой деятельности может помочь экономистам определить значимые тенденции в распределении ресурсов.

    Поведенческая экономика

    Вместо этого поведенческая экономика опирается на психологию и экономику, чтобы исследовать, почему люди иногда принимают иррациональные решения и почему и как их поведение не соответствует предсказаниям экономических моделей. Такие решения, как сколько платить за чашку кофе, поступать ли в аспирантуру, вести ли здоровый образ жизни, сколько откладывать на пенсию и т. д. – это те решения, которые большинство людей принимают в какой-то момент жизни. Поведенческая экономика пытается объяснить, почему человек решил выбрать вариант А, а не вариант Б.

    Поскольку люди эмоциональны и легко отвлекаются, они принимают решения, которые не отвечают их личным интересам. Например, согласно теории рационального выбора, если Чарльз хочет похудеть и располагает информацией о количестве калорий, содержащихся в каждом съедобном продукте, он выберет только продукты с минимальной калорийностью. Поведенческая экономика утверждает, что даже если Чарльз хочет похудеть и в будущем намерен есть здоровую пищу, его конечное поведение будет подвержено когнитивным искажениям, эмоциям и социальным влияниям.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts