Психология внушения: нужно ли подчиняться чужому мнению и убеждениям?
В течение всей жизни человек испытывает влияние других людей или групп лиц. Религиозные, политические, военные, экономические организации пытаются управлять психикой человека. Психология внушения заключается в воздействии на сознание, результатом которого становится восприятие каких-либо убеждений и установок. Нужно ли поддаваться внушению, и какие последствия могут быть?
От чего зависит эффективность внушения?
Такие понятия, как внушение и убеждение следует различать. Это не совсем одно и то же. Внушение в психологии – это способ воздействия на человека, целью которого является создание у него определенного состояния или побуждения к каким-то действиям. Внушаемая мысль проникает в сознание человека беспрепятственно, не поддаваясь критике. А убеждение – это внедрение в сознание мысли, подкрепленной логичными доводами, рассуждениями, достоверными фактами.
Человек в основном попадает под внушение в результате деятельности СМИ. Реклама и пропаганда заставляют его сознание поверить во что-то. Но при этом большое значение имеет субъект, пытающийся влиять на человека. Поэтому эффективность внушения напрямую зависит от популярности телерадиокомпании, интернет-ресурса, печатного издания. При этом чем больше аудитория, которая поддалась внушению, тем сложнее отдельному человеку противостоять, даже если он видит лживость информации, неправдоподобность фактов.
Виды внушения
В психологии различают два вида внушения – в состоянии бодрствования и гипноза. В свою очередь внушение в состоянии бодрствования разделяют на реальное (прямое) и вербальное (косвенное) в зависимости от инструмента, используемого для воздействия. Реальное внушение производится с использованием речи. Соответственно, при вербальном внушении речь не используется, а задействуется какая-то ситуация, процедура, предмет. Можно привести простые примеры. Когда человек получает приказ или наставление что-то сделать от авторитетного для него лица или группы лиц, происходит прямое внушение. Косвенное воздействие происходит, когда человек получает плацебо. Ему дают таблетку, изготовленную из нейтрального вещества, но при этом называют ее действенным лекарством от болезни.
Известный психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд практиковал гипноз. Однако довольно быстро отказался от этой практики, поскольку считал, что этот метод нарушает свободу человека и лишает его возможности самостоятельного познания.
От чего зависит степень внушаемости?
Внушаемостью называют индивидуальную податливость воздействиям. В зависимости от особенностей психики определяется степень внушаемости. То есть, один человек может слепо верить во всё, что ему говорят, и подчиняться беспрекословно, даже в ущерб собственным интересам и убеждениям. Другой – внушение придает некой оценке, подключает свои аналитические способности, определяя правдивость получаемой информации. А есть тип людей, совершенно не подверженных внушению.
Внушаемые люди легко перенимают настроение и привычки других, у них сильно развита склонность к подражанию. Они часто обладают меланхолическим темпераментом, повышенной степенью тревожности и крайне изменчивым эмоциональным фоном.
Повышенная внушаемость также возникает при стрессах, утомлениях и усталости. Таким образом, если человек постоянно испытывает чувство усталости, у него много стрессов, то он легко поддастся влиянию, даже не оценив то, что ему пытаются внушить, и не определив, нужно ли это непосредственно ему. Следовательно, человек становится уязвимым, ведь внушить ему могут то, что кардинально поменяет его жизнь, и не факт, что в лучшую сторону. Так мы плавно подошли к вопросу, озвученному в самом начале статьи. Следует знать, что внушение может быть полезным. Но всегда необходимо оценивать попытку влияния и ни в коем случае не действовать наперекор своим интересам и личным убеждениям. Научиться избегать негативного влияния поможет курс Викиум «Критическое мышление». Обретение навыка независимого мнения позволит не поддаваться манипулированию, авторитетным мнения и стереотипам, а также не совершать необдуманные поступки.
Психология внушения
На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой. Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения. Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.
Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример — психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике. В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.
Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах. С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».
Внушение можно разделить на два вида – это внушение: а) в бодрствующем состоянии, б) в гипнозе. Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное. Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д. Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован. Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т. к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов. Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.
Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей. Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям. Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию. Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы. Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею — имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.
Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.
Автор: [email protected]
Бехтерев В. М. — Гипноз. Внушение. Телепатия
Чудесные исцеления, лечители и прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии, массовое увлечение экстросенсами, передача мыслей на расстоянии и передача биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполонили наше…
Буль П. И. — Техника гипноза и внушения
Как овладеть техникой гипноза и какие заболевания лечатся с его помощью? Этот вопрос волнует многих. Ответ на него вы сможете найти в данном научно-популярном пособии….
Джеймс Борг — Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей
Убеждение – мощная сила. С каждым днем мы все больше и больше зависим от способности убеждать других. Какая бы ни стояла перед нами задача – получить согласие, добиться принятия решения, изменить чье-то отношение, – успех зависит…
Бехтерев В. М. — Мозг и внушение
Владимир Бехтерев первым вторгся в святая святых человека – его сознание. И смог не только излечивать от самых серьезных болезней, но и управлять людьми с помощью внушения и гипноза. Он провел сотни уникальных опытов гипноза,…
Бехтерев В. М. — Внушение и его роль в общественной жизни
В настоящей книге раскрывается сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль различных видов внушения в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, а…
Психология внушения
Психология внушения Основы нормальной и ненормальной психологии, содержаниеДом Борис Архивы Сидиса
ПСИХОЛОГИЯ
BY АССОЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИЯ В ИНСТИТУТЕ ПАТОЛОГИИ ШТАТА НЬЮ-ЙОРК БОЛЬНИЦЫ
С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I
ПРЕДПОЛАГАЕМОСТЬ
Введение I | ВВЕДЕНИЕ ПРОФ. УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС |
Введение II | ВВЕДЕНИЕ АВТОРОМ |
я | ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДПОЛАГАЕМОСТЬ |
II | КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ВНУШАЕМОСТЬ |
III | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НОРМАЛЬНАЯ ВНУШАЕМОСТЬ |
IV | УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОЙ ВНУШАЕМОСТИ |
В | ЗАКОН НОРМАЛЬНАЯ ВНУШАЕМОСТЬ |
ВИ | УСЛОВИЯ ненормальной внушаемости |
VII | ПРИРОДА НЕНОРМАЛЬНАЯ ВНУШАЕМОСТЬ |
VIII | ЗАКОН НЕНОРМАЛЬНАЯ ВНУШАЕМОСТЬ |
IX | ВНУШАЕМОСТЬ И БУДЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ |
ЧАСТЬ II
СЕБЯ
Х | ВТОРИЧНЫЙ Я |
XI | НАШИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Я И БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ МОЗГ |
XII | Двойное Я |
XIII | НАШИ ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВУХ Я |
XIV | ПОДСОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ В БОДРСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ |
XV | НАШИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Я И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ |
XVI | ПРОБУЖДЕНИЕ Я И НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК |
XVII | НАШИ ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВУХ Я |
XVIII | НАШИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Я В БОДРСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ |
XIX | ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТЬ |
ХХ | ЭЛЕМЕНТЫ И СТАДИИ ПОДСОЗНАНИЯ |
XXI | ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ПОДСОЗНАНИЯ |
XXII | ДЕЛО РЕВ. ТОМАС КАРСОН ХАННА |
XXIII | ФОРМЫ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ВИДЫ АМНЕЗИИ |
XXIV | ПЕРСОНАЖ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО Я |
ХХV | ПОДСОЗНАНИЕ И БЕЗУМИЕ |
ХХVI | ОСОБЕННОСТИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Я |
ЧАСТЬ III
ОБЩЕСТВО
ХХVII | СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОСТЬ |
ХХVIII | ОБЩЕСТВО И ЭПИДЕМИЯ |
XXIX | ПАНКИ |
ХХХ | СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕНТАЛЬ ЭПИДЕМИЯ |
XXXI | ДЕМОНОФОБИЯ |
XXXII | ФИНАНСОВЫЕ БЕЗУМИЕ |
XXXIII | АМЕРИКАНСКИЙ МЕНТАЛ ЭПИДЕМИЯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ А |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б, В, Д, Е |
ПРИЛОЖЕНИЕ F, G, Н |
ПРИЛОЖЕНИЕ I |
ИНДЕКС |
Контрольный номер ЛК: 10001433 Тип материала: Текст (книга, микроформа, электронная и т. д.) Личное имя: Сидис, Борис, 1867-1923. [из старого каталога] Основное заглавие: Психология внушения; исследование Опубликовано/создано: New York, D. Appleton & Company, 1898. Описание: x, 386 стр. илл., табл. 20 см. Примечания: Заменить; Копия аккредитива заменена микрофильмом для сохранения Субъекты: Мысленное внушение. [из старого каталога] LC Классификация: BF1141 .S58 __________________________________ Номер вызовов: микрофильм 12671 BF |
Борис Меню
То, что мы ожидаем, влияет на наше поведение, к лучшему или к худшему – Ассоциация психологических наук – APS
Счастливая кроличья лапка. Бокал вина.
В новой статье ученые-психологи Мэриэнн Гэрри и Роберт Майкл из Веллингтонского университета Виктории вместе с Ирвингом Киршем из Гарвардской медицинской школы и Плимутского университета углубляются в феномен внушения, исследуя интригующую связь между внушением, познанием и поведением. . Статья опубликована в июньском номере Current Directions in Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук.
За свою исследовательскую карьеру Гарри и Кирш изучали влияние внушения на познание и поведение. Кирш сосредоточился в основном на внушении в клинической психологии, в то время как Гарри, чья работа поддерживается Новозеландским фондом Марсдена, интересовался влиянием внушения на человеческую память. Когда они начали разговор, «мы поняли, что эффекты внушения шире и часто более удивительны, чем многие люди могли бы подумать», — говорит Гарри.
Многие исследования показали, что преднамеренное внушение может влиять на то, как люди справляются с задачами обучения и памяти, какие продукты они предпочитают и как они реагируют на добавки и лекарства, что объясняет хорошо известный эффект плацебо.
Но чем объяснить мощный и всепроникающий эффект внушения в нашей жизни? Ответ кроется в наших «ожиданиях реакции» или в том, как мы предвосхищаем свои реакции в различных ситуациях. Эти ожидания настраивают нас на автоматические реакции, которые активно влияют на то, как мы достигнем ожидаемого результата. Как только мы ожидаем, что произойдет конкретный результат, наши последующие мысли и поведение действительно помогут воплотить этот результат в жизнь.
Таким образом, если обычно застенчивый человек ожидает, что стакан или два вина помогут ему расслабиться на коктейльной вечеринке, он, вероятно, будет чувствовать себя менее подавленным, будет приближаться к большему количеству людей и участвовать в большем количестве разговоров в течение вечеринки.
Но не только преднамеренные внушения влияют на наши мысли и поведение — непреднамеренные внушения могут иметь тот же эффект. Как отмечают авторы, «простое наблюдение за людьми или иное заставление их чувствовать себя особенными может навести на размышления», явление, называемое эффектом Хоторна. В результате люди могут работать усерднее или дольше выполнять задачу. И этот случай вызывает больше беспокойства, говорит Гарри, «потому что, хотя мы могли бы затем отдать должное какому-то новому лекарству или лечению, мы не осознаем, что на самом деле оказываем влияние на нас».
Именно по этой причине проблема непреднамеренного внушения имеет важное значение для академических исследователей. «В научном сообществе мы должны знать и контролировать предложения, которые мы сообщаем субъектам», — говорит Гарри. Авторы отмечают, что некоторые недавние неудачи в воспроизведении результатов предыдущих исследований в конечном итоге могут быть объяснены таким непреднамеренным предположением. «Недавние исследования показывают, что некоторые из самых интригующих открытий психологической науки могут быть, по крайней мере частично, обусловлены предположениями и ожиданиями», — отмечает Гарри. «Например, ученый, знающий, в чем заключается гипотеза эксперимента, может невольно заставить испытуемых произвести предполагаемый эффект — по причинам, не имеющим ничего общего с самим экспериментом».
И непреднамеренные эффекты внушения не ограничиваются только лабораторией — они охватывают многие области реального мира, включая области медицины, образования и уголовного правосудия. Например, сходящиеся данные о процедурах опознания свидетелей показывают, что уровень ложных опознаний значительно выше, когда опознание проводится людьми, которые знают, кто подозреваемый, чем когда опознание проводится людьми, которые этого не знают.
Хотя исследования предоставили четкие доказательства феномена внушения, еще многое предстоит узнать об основных отношениях между внушением, познанием и поведением.