Психология восприятия и ощущений: Ощущение и восприятие

📖 Лекция № 2. Ощущение и восприятие. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 2. Читать онлайн

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений — простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть — рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.

Вторая часть — проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

Третья часть — центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений — глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света — всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым — черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы — неритмичными и нерегулярными колебаниями.

У многих людей существует интересная особенность — сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции — для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.

Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.

Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные — ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.

Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.

Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений — это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.

На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же — еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий — о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.

Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.

Процесс восприятия тесно связан с процессом научения — приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.

Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.

Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.

Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.

Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.

Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.

Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.

Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным — фиксированная точка отсутствует.

Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.

Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий — приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.

В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия. Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология — одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта — целостного образа — легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция — непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция — восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.

10. Ощущение и восприятие.

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель.

Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

Физиологической способностью ощущения является деятельность анализаторов

они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.

Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

  • Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз.

  • Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор.

  • обоняние

  • Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора.

  • вкусовой анализатор

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Пер­вичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется слож­ной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлек­торная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного ком­плекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть не­равнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным от­влечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную дея­тельность.

Свойства восприятия

  1.  Предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.

  2.  Структурность — восприятие не является простой суммой ощу­щений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу­щений обобщенную структуру.

  3.  Осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мыш­лением, с пониманием сущности предмета.

  4.  Целостность — восприятие есть всегда целостный образ.

    1.  Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.

    2.  Избирательность — проявляется в преимущественном выделе­нии одних объектов по сравнению с другими.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из сле­дующих действий:

—         поиск объекта;

—         выделение наиболее характерных его признаков;

—         опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспри­нимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интере­сы, желания и чувства человека

  1. Память и мышление.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение.

Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

 Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями.

Практическое освоение их  и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях

общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Память.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Структура памяти

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосред­ственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.

Сенсорная память

Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Спеллинг  показав, что следы; в ней сохраняются лишь очень короткое время — порядка ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.

Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнород­ных элементов информации.

Длительность. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации — например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

В случае если информация не вводится повторно или не «прокручи­вается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Долговременная память

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задержи­ваются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определен­ные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Емкость и длительность долговременной памяти в принципе без­граничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а  также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель

Индивидуальные особенности памяти

Во-первых, индивиду­альные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с пло­хой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вто­рых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависи­мости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

1)          быстротой запоминания,

2)          прочностью сохране­ния,

3)          точностью воспроизведения

4)          так называемой готов­ностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и пло­хой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1.           Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

2.           Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием.

3.           Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

4.           Наиболее низкой продуктивностью отличается память, ха­рактеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыва­нием.

Ощущение и восприятие | Гидроцефалия и молодые люди

На этой странице …

  • Что такое сенсация и восприятие?
  • Как ощущения и восприятие в поведении?
  • Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?
  • Близкие родственники процессы
  • Получение права информация в
  • Возможные проблемы
  • Добавленные осложнения

Что такое сенсация и восприятие?

Ощущение и восприятие происходят, когда мы взаимодействуем с мир вокруг нас.

Ощущение заключается в обнаружении вещей, существующих в мира через: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Для этого организм использует органы чувств: глаза, уши, нос, кожа и язык, которые посылают сообщения специализированная область мозга, называемая «сенсорной корой».

Восприятие заключается в преобразовании сенсорных сообщений и сигналы в мысль или часть полезной информации, которую мозг может обработать напр. я вижу кошку; я чувствую боль в левой ноге; Я теряю равновесие.

Наверх

Как дела и восприятие в поведении?

Нам нужна комбинированная информация от наших органов чувств, чтобы сообщить нам о том, что происходит в окружающем нас мире. Мозг воспринимает и использует много информации, чтобы решить, если и когда делать что-то в ответ: действовать или вести себя.

Например:

  • Наше обоняние может сказать нам, что молоко скисло, поэтому мы не пьем его.
  • Наше зрение улавливает разницу между краем обрыва и краем ступеньки (что может показаться похожим под ногой). Дополнительная информация помогает нам решить, следует ли отказаться от или нет.

Переход от видения или слуха к действиям в соответствии с этим включает в себя многие мозговые процессы. Внимание тесно связано с ощущением и восприятием. Вы можете прочитать о внимании отдельно, но это то место, где «команды» мозга центр» или исполнительные функции также Стань участником. Как только что-то ощущается и воспринимается, исполнительная часть мозга Функции «говорят» (или направляют) органы чувств, чтобы они обращали внимание на определенные вещи. Глядя или прислушиваясь к «правильным» вещам, мы получаем более полное картина ситуации: мы можем воспринимать ситуацию в целом, чтобы понять это лучше.

Наверх

Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?

Поскольку сенсорная кора находится на поверхности головного мозга, он может быть прижат к внутренней части черепа, когда мозг набухает (см. Гидроцефалия для более подробного описание того, почему это происходит). Это давление может привести к повреждению клеток на поверхности мозга, что может затруднить передачу сенсорных сигналов. быть принятым и понятым.

Гидроцефалия также растягивает многие соединения в мозг. Это может означать, что процессы, которые обычно работают вместе, не «общаются». так же, как они должны. Так, очевидная неспособность ребенка или подростка видеть или услышать что-то (например) может быть из-за аффектов, что гидроцефалия может воздействовать на другие, связанные процессы, такие как внимание или исполнительное функционирование.

Вернуться к началу

Тесно связанные процессы

Ни один из процессов мозга не работает в одиночку. Проблемы с внимание, например, может мешать сосредоточиться на «правильных» вещах. Этот может быть особенно трудным в занятых ситуациях, когда есть много разных о чем подумать. Подробнее о том, как работает внимание, читайте здесь.

Занятость или сложные ситуации также означают, что мозг должен работать усерднее, чтобы понять, что происходит. Например, просят использовать единственный карандаш, лежащий на столе, — это более легкая задача, чем попросить использовать красный карандаш из ящика, полного многих карандашей.

Способность воспринимать и обращать внимание на «правильные» вещи в ситуации также зависит от понимания или «понимания» ситуация. Подробнее о понимании можно прочитать здесь. Если вопрос, инструкция или ситуация не поняты должным образом, будет трудно решить, как реагировать или вести себя.

Вернуться к началу

Получение права информация в

Как уже упоминалось, ни один из процессов мозга не работает один. Таким образом, может быть полезно подумать о том, как эти ключевые процессы связаны с друг друга.

Вернуться к началу

Возможные проблемы

    Измененные ощущения и восприятие могут способствовать трудности с:

    • Навигация (самоориентация по отношению к окружающие достопримечательности)
    • Поиск вещей в сумке/ящике/шкафу (нахождение одного предмета среди многих)
    • Геометрия (как мы воспринимаем формы, углы)
    • Восприятие социальных сигналов (например, язык тела, изменение выражения лица)
    • Восприятие расстояния/пространства (например, глубина поле)

    Ощущение и восприятие находятся в начале сложной линии процессов, которые позволяют нам взаимодействовать с миром. Проблемы с чувствительностью и восприятие может иметь влияние практически на любую область жизни. Если ребенок или молодой человек испытывает трудности только в некоторых ситуациях, это может указывать на то, что другие процессы в мозгу были затронуты.

    Может быть очень трудно сказать, какой из отделов мозга процессы поражены гидроцефалией. Предложения по обращению с житейские проблемы и трудности даны на протяжении всей Жизни с Страницы гидроцефалии.

    Некоторые из страницы, которые могут представлять особый интерес:

    • Знать, как себя вести
    • Общение с другими
    • Личная организация
    • Решение проблем

    Вернуться к началу

    Дополнительные осложнения

    Гидроцефалия часто связана с другими состояниями таких как расщелина позвоночника, церебральный паралич и кровоизлияние в мозг. Каждое условие может или не может изменить ощущение и восприятие. Spina bifida, например, может вызывают изменения в ощущении и восприятии, связанные с повреждением спинной мозг, не обязательно в головной мозг. Кровоизлияние в мозг может повреждать области коры головного мозга и может изменить многие из мозговых процессов и функций с гидроцефалией или без нее.

    Люди в любом случае уникальны, но каждый человек будет немного отличается в том, как на их мысли и действия влияет гидроцефалия (и связанные с ней состояния). Хотя этот сайт призван дать что-то, что подходит всем, важно думать о каждом схема сильных и трудных сторон. Терпение, решимость и испытание и ошибки, скорее всего, потребуются для поиска решений, которые соответствуют уникальным особенностям вашего ребенка. потребности.

    Наверх

    Психология: Ощущение и восприятие | Пример бесплатного эссе

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ВВЕДЕНИЕ

    2. СВЯЗА между ощущениями и восприятием

    3. Центральные различия между ощущениями и восприятием

    4. Как ощущение. и дискриминация

    5. Заключение

    6. Ссылки

    Введение

    Ощущение и восприятие — это разные, взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, которые позволяют людям взаимодействовать с миром и интерпретировать его. Первый обозначает стимуляцию сенсорного рецептора, приводящую к выработке нервных импульсов, которые передаются в мозг для последующей интерпретации в виде визуальных образов, боли, прикосновения, звука, запаха или вкуса посредством преобразования. Однако восприятие — это организация информации, полученной из нервных импульсов, для перевода, рационализации и присвоения значения. Это означает, что органы чувств преобразуют сигналы реального мира в электрические сообщения, которые расшифровываются мозгом в сознательные переживания. Поразительное различие между ними заключается в том, что ощущение является физиологическим триггером восприятия. Тем не менее, перцептивные переживания находятся под сильным влиянием прошлого человека, что усиливает его внимание к конкретным сигналам, организует и декодирует сообщения особым образом (Snyder et al., 2015). Следовательно, прошлые события предрасполагают человека замечать некоторые аспекты ситуации или объекта, игнорируя при этом другие детали. Поскольку прошлые события и уроки составляют значительную часть нового опыта, они влияют на оценку нынешних ситуаций и способствуют возникновению предубеждений и дискриминационных тенденций.

    Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
    в соответствии с вашими инструкциями
    всего за 13,00 $ 11,05 $/страница

    308 квалифицированных специалистов онлайн

    Процессы восприятия и восприятия тесно связаны. Первый обозначает вход, полученный сенсорными рецепторами из физического мира, а второй представляет собой действие, посредством которого мозг выбирает, классифицирует и синтезирует ощущение, вызванное внешней стимуляцией. Это означает, что чувства являются физиологическими основами восприятия (Линдберг, 2015). Когда сенсорный рецептор электрически стимулируется, он генерирует нервные импульсы или сигналы, которые поступают в мозг, где они декодируются, интерпретируются и присваиваются значения. Например, мозг расшифровывает нервные сигналы и интерпретирует их как изображение, звук, вкус или боль. В этом измерении ощущение и восприятие являются взаимодополняющими действиями, работающими вместе для выявления и понимания информации, связанной со стимулами. Питерс и др. (2017) отмечают, что без ощущений восприятие непостижимо и недостижимо, изображая неразделимость двух функций. И наоборот, при отсутствии восприятия ощущения были бы неизвестны, так как не было бы умственной обработки сигналов внешних раздражителей. Несмотря на их тесную связь, ощущение и восприятие представляют собой совершенно разные виды деятельности.

    Основные различия между ощущением и восприятием

    Хотя ощущение и восприятие связаны и играют дополняющую роль в интерпретации явлений, они различаются по способу обработки информации. Что касается ощущений, физические стимулы, наряду с их обнаруживаемыми свойствами, регистрируются органами чувств, декодируя и преобразовывая информацию в нейронные сигналы или импульсы, передаваемые в мозг. В этом отношении ощущение охватывает все действия, которые люди получают из внешней среды. Однако восприятие влечет за собой выбор, идентификацию, синтез, интерпретацию и последующее присвоение значения регистрируемым сообщениям (Олбрайт, 2015). Например, наблюдение яркого пламени предшествует определению того, что оно может излучать опасное тепло. В то время как ощущение — это восходящая процедура, когда органы чувств отправляют сообщения в мозг, восприятие — это нисходящая деятельность. Кроме того, после того, как органы чувств записывают стимуляцию, они преобразуют ее в нейронные сообщения, которые можно передать в мозг для обработки и расшифровки. Следовательно, ощущение предшествует восприятию, и первое синтезирует информацию, инициированную извне, а второе интерпретирует и определяет значение ощущения.

    Как опыт восприятия влияет на интерпретацию мира

    Прошлый опыт и встречи оказывают сильное влияние на способ обработки и восприятия сенсорных стимулов. Согласно Снайдеру и соавт. (2015), информация, получаемая органами чувств, часто бывает неполной и неоднозначной, но восприятие организмом окружающей среды представляет собой единое целое. Концепция достигается за счет способности мозга воссоединяться с предыдущими эпизодами, контекстуальными эффектами и предыдущим опытом. Примечательно, что преобразование определенной энергии стимула в нейронную активность и последующая запись в виде нейронного паттерна могут быть изменены предшествующими событиями. Например, продолжительное воздействие конкретных обнаруживаемых входных сигналов, таких как громкие звуки, может скорректировать нейронные реакции и запустить механизмы адаптации. Это явление подразумевает, что абсолютный порог человека увеличивается с постоянным воздействием данной ситуации. Джеклин и др. (2016) утверждают, что постоянное подчинение событиям или объектам приводит к дополнительным эффективным поведенческим реакциям. Следовательно, корковое представление стимулов динамично и отражает прошлый опыт.

    Кроме того, перцептивные переживания объединяют репрезентативное содержание, играя основную роль в интерпретации и обосновании глобальных убеждений. Сенсорное осознание знакомит людей с происходящим вокруг них, составляет значительную часть их убеждений и формирует перцептивные суждения. Степень сознания и реакции зависят от предсказаний о мире, основанных на историческом опыте. Мозг воссоздает ощущения, которые человек испытывал в последний раз, когда человек находился в подобной ситуации, и посредством эффективного реализма инициирует относительную реакцию. Фридман и др. (2019) утверждают, что решение офицера полиции в любой конкретной ситуации определяется историческим контекстом. Например, полицейский может неверно истолковать не представляющий угрозы предмет как оружие, воссоздав трагическое событие, которое произошло, когда предметом было настоящее оружие. Таким образом, перцептивные переживания формируют интерпретацию мира людьми.

    Как установки восприятия создают предрассудки и дискриминацию

    Установки восприятия предрасполагают людей воспринимать ситуации определенным образом. Люди часто узнают определенные атрибуты ситуации или объекта, игнорируя другие особенности. Чен и др. (2019) утверждают, что окружающая среда генерирует больше информации, чем наша сенсорная система может полностью обработать за один раз. В результате люди выбирают релевантную и игнорируют нерелевантную информацию, эффективно помогая в построении определенных паттернов социальных реалий. Эти привычки определяют стимулы, привлекающие наибольшее внимание, на основе ранее собранной информации, ожиданий, убеждений, мотивов и даже культуры.

    Постоянное представление чернокожих в жестоких столкновениях с полицией по телевидению закрепляет сильное неодобрение, предубеждение и дискриминацию темнокожих людей как потенциально опасных. Шаблон может предрасполагать людей к стереотипизации и классификации всех цветных людей на основе того, что они смотрели по телевизору. Следовательно, предвзятые обобщения заставляют людей упускать из виду различия между чернокожими, основанные на телевизионных изображениях. Если они столкнутся с цветным мужчиной на улице, они могут почувствовать себя неуверенно из-за того, что увидели по телевизору. Ментальный шаблон, созданный таким опытом, повлияет на то, как люди относятся к чернокожим. Таким образом, наборы восприятия потенциально могут порождать предубеждения и дискриминационное поведение.

    Своевременная доставка! Получите вашу 100% персонализированную бумагу
    готово за
    всего за 3 часа

    Начнем

    Заключение

    Ощущение и восприятие являются фундаментальными физиологическими процессами, действие которых выходит за рамки понимания событий в окружающей среде. Несмотря на то, что они различны и автономны, оба понятия взаимосвязаны и функционируют взаимодополняюще, чтобы позволить познавать мир через кожу, язык, уши, нос и глаза. Ощущение — это предшествующее нейробиологическое воздействие, происходящее от стимулированных сенсорных преобразователей, тогда как восприятие — это ментальный синтез и ассоциация данного ощущения с конкретным стимулом или объектом. Перцептивные переживания — это воссозданные образы, которые мысленно накапливаются с течением времени. Таким образом, эти встречи играют неотъемлемую роль в развитии предубеждений и дискриминации.

    Ссылки

    Олбрайт, Т. Д. (2015). Восприятие. Дедал , 144 (1), 22−41. Веб.

    Чен, Дж., Лебер, А.Б., и Голомб, Дж.Д. (2019). Привлечение внимания изменяет восприятие функции. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 45 (11), 1443−1454. Веб.

    Фридман, Дж., Барретт, Л., Полынь, Дж., и Куигли, К. (2019). Применение теории сконструированных эмоций к принятию решений полицией. Границы психологии , 10 , 1−12. Веб.

    Джеклин Д., Клоук Дж., Потвин А., Гарретт И. и Уинтерс Б. (2016). Динамическая мультисенсорная инграмма: нейронные схемы, лежащие в основе кроссмодального распознавания объектов у крыс, меняются в зависимости от характера восприятия объекта. Journal of Neuroscience , 36 (4), 1273−1289. Веб.

    Линдберг Б.С. (2015). Физиология чувств — видная область науки в Уппсале в конце девятнадцатого века. Журнал медицинских наук Упсала , 120 (2), 78–89. Веб.

    Питерс М., Кентридж Р., Филлипс И. и Блок Н. (2017). Существует ли бессознательное восприятие на самом деле? Продолжаем дебаты ASSC20. Неврология сознания , 2017 (1), 1−11. Веб.

    Мы поставим специальную бумагу , соответствующую вашим требованиям.

    Скидка 15% на первый заказ

    Воспользуйтесь скидкой

    Снайдер, Дж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts