Психология вундта: Вундт Вильгельм

Структурная психологическая школа В. Вундта

8.07.2020

Психология как наука родилась в конце 19 веке, как дитя философии и экспериментальной физиологии.

Датой рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию и начал производить опыты с человеком методом интроспекции — т. е. самонаблюдения. Психология пошла путём естественных наук, т. е. стала проводить эксперименты. А развитие науки как естественной начинается в тот день, когда философская дискуссия перестаёт быть единственным способом познания и уступает место точным и систематическим наблюдениям, а главное — эксперименту. Из науки теоретической психология превратилась в науку экспериментальную.

Именно в 1879 г. психология отделилась от философии, так же, как ранее, в XVII веке химия и физика, а в XVIII веке — физиология.

Успехи физики и химии, объяснявшиеся применяемым ими методом расчленения вещества на составные элементы, подтолкнули Вундта использовать такой же метод в психологии.

Сознание было разбито на психические структуры, т. е. простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов, а также установить связи между ними и выявить законы этих связей. «Психология -это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралисткий подход или структурная школа, структурное направление.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом — зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами её находится область, содержания которой неотчётливы, смутны, не расчленены — это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т.

е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной (с участием воли), так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объём. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть ещё и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда -удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. И к тому же эти элементы у разных людей оказались разными. Испытуемым в лаборатории показывали различные стимулы: картинки, звуки, запахи. И просили описать каждого то, что он чувствует. Выяснилось, что описания стимулов у разных людей были разными. То, что одному испытуемому казалось ярким, громким, приятным, другому — тусклым, тихим, неприятным. Одного красный цвет возбуждал, другого — шокировал и раздражал. Кроме того, в разные дни недели описания одних и тех стимулов у одного и того же человека тоже были разными! Т. е. ощущения неодинаковы, непостоянны и изменчивы. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать, и метод интроспекции как научный отошёл в историю.

Ключевые слова: Психология, Вундт

Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 194 с.

Материалы по теме

Этапы развития социальной психологии

Андреева И. В., Социальная психология

Шеляпин Н.В. Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры)

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

История становления социальной психологии

Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,…

Развитие отечественной социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Предмет, задачи, основные понятия в детской клинической психологии

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та…

История отечественной психологии личности

Петровский А.

В., Психология в России. XX век

Принципы и методы исследования в детской клинической психологии

Психология Вундта

метки:Психология, Вундт, Наука, Зрение, Физиология, Психологический, Прежде, Процесс

: Психология Вундта общая характеристика. План Реферата : 1 Вундта б) Психологическая лаборатория 2 Вундта 3 Вундта. 4 Теория психологии народов. 5 Заключение. 1 Введение : а) Краткая Биография В. Вундта Вильгельм Вундт (1832 – 1920 гг.) немецкий психолог и физиолог, философ и языковед. Родился 16 августа 1832 года в Некарау, Баден — умер 31 августа 1920 г. Гросботен, близ Лейпцига.После окончания медицинского факультета в Тюбингене работал у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в Лейпциге в 1857 г. С 1864 г. он стал профессором Цюрихского университета.

С 1875-1917 гг.стал ординарным профессором Лейпцигского университета (с 1889 –1890 гг. – его ректором).

В 1881 г. Вундт выпустил первый психологический журнал «Философские исследования», который с 1905г. стал именоваться «Психологический исследования» и выходил в свет до 1918 г. Вундт занимался изучением соотношения психологии и языкознания. Изначально рассмотрение этого вопроса было намечено в его книге «Основания физиологической психологии» (1874 г.) Затем через полтора десятилетия эта проблема получила развитие в его работе «О целях и путях народной психологии», а детальное изложение лингвистических взглядов Вундта, сделавшего его одним из крупнейших представителей психологизма в языкознании, стало доступным с выходом в свет первой части его 10-томного труда «Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов, обычаев.» “В этих томах Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения — от физиологических через жестовой язык до языка звукового.

Он также рассматривал свою концепцию — как психологическое обоснование сравнительно — как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода” [ 1 c. 90] Почти все психологи XX в. были его прямыми или косвенными учениками. б) Психологическая лаборатория Став профессором философии в Лейпциге, “Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 г затем преобразованную в институт” [1 c/117] Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии в ней изучались : ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшее чувство человека. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания («Введение в психологию») Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они исследуются культурно-историческим методом.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология …

… психология__ — другое новое направление изу-чает весь широкий круг психологических вопросов, разделяясь на общую психологию и сравнительную, сопоставляющую нес-колько стадий развития личности. Самым известным … самым Вундт выступил с концепцией единства человека, отка-завшись от еще распространенного в то время представления о дуализме души и тела. Крупным теоретиком новой психологии стал …

Вундт также разделял идеи психофизического параллелизма.

В области сознания полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли).

Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства Вундт предпринял в своем труде «Психология народов». 2 Вундта. Методологические установки В.Вундта имели определенную направленность, Вундт считал, что предметом науки могут быть только действительные факты — факты проверенные прежде всего опытным путем. “Нет ни одного явления природы, которое с несколько измененной точки зрения не могло быть предметом психологического исследования” [3 c.1] Вундт применяет эмпирические методы в психологии.

Так для него душа, такой же естественный феномен, как и феномены природного мира. Душа есть актуальная связь наших переживаний, воплощающихся в определенных переживаниях, в определенных наших устойчивых психических реакциях. Психическая жизнь человека на уровне простейших проявлений, может быть исследована эмпирическим путем.

Вундт не просто говорит об эмпирических методах, но и широко их использует в своей практики, именно поэтому он и стал широко известен прежде всего как создатель экспериментальной (физиологической) психологии.

В его методологии прослеживаются четкие антиредукционистские установки.

Вундт как создатель экспериментальной психологии был заинтересован в создании новой методологии в области исследования феноменов душевной жизни. Однако следует заметить, что Вундт “никогда не наделял эксперимент статусом универсального методологического средства. Эксперимент пригоден лишь для изучения простейших психических процессов, — прежде всего для изучения феноменов восприятия, элементарных психических реакций и т.д. Для исследования мышления или целопологания, то есть сложных процессов, необходимы иные методологические процедуры” [ 4 c. 5] Вундт указывал, что психолог в своих исследованиях наряду с использованием лабораторных данных, должен использовать разнообразные материалы исторических, этнографических и антропологических исследований.

Поэтому вундтовская программа психологии является столь же естественнонаучной, сколь и гуманитарной. 3 Предмет исследования экспериментальной психологии Вундта. По мнению Вундта, предметом психологии должны выступать лишь только те процессы и явления, которые доступны как внешнему, так и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиции физиологии или психологии.

К таким явлениям можно отнести ощущения и представления, и простейшие чувствования . «Вундт критически переоценил прежнее понимание психологии (как науки о душе) и предложил рассматривать в качестве такового предмета — непосредственно данные субъекту явления сознания, постигаемые путем самонаблюдения и интроспекции (букв. ”смотрение внутрь”) При этом объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических …

… играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека 2)Историческая память делает человека частью народа. Пмять-процесс запоминания и воспоминания. 1)Запоминание 2)Хранение … с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается …

Объектом изучения физиологической психологии остается сознание человека и представленный в ней непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам.

В конечном же счете признается первичность сознания человека по отношению к объективному миру. Ещё одним важным моментом для исследования Вундтом сознания является то, что он понимает существенный недостаток интроспекционизма для познания психических явлений. Он совершенствует этот метод путем ввода в него экспериментальных процедур, наработанных в физиологии. Как считает Вундт именно экспериментальные процедуры и методы позволяют поставить изучение явлений непосредственного опыта на объективную почву.

Самостоятельность науки психологии от других естественных наук Вундт обосновывает принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального, то есть непосредственный опыт человека (все же остальные науки изучают опыт человека опосредованным путем), поэтому психология и имеет право на самостоятельное существование. “Если, следовательно, и естествознание и психология суть эмпирические науки, так как они имеют своей задачей объяснение опыта, правда, с различных точек зрения, то все-таки психология должна быть призвана более строго эмпирической наукой, в виду своеобразных особенностей, присущих её задаче”. [3 c.4] 4

Теория психологии народов

Ещё одна область, которую изучает Вундт — «психология народов”, которая теснейшим образом связана не только с общепсихологической, но и с философской теорией. Человеческие индивидуумы живут не порознь, но в сообществе и этот факт Вундт не мог игнорировать.

Науку психологию нельзя ограничивать изучением лишь индивидуального опыта, поэтому в 1900 г. он издает первый том своего десятитомного труда под названием «Психология народов». Здесь Вундт говорит о том, что психология состоит из двух частей : физиологической психологии и психологии народов. “С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому с этого пункта и начинается психология народов.” [5 c.19] При изучении «Психологии народов» Вундт использует совсем другую методологию, чем в экспериментальной психологии.

Он изучает, сравнивает и анализирует такие феномены, как : язык, мифы, обычаи, искусство и т. д. В своей работе и методологии он имеет схожесть с такой наукой как социология, хотя сам он к тогдашнему модному направлению, как социология он относился резко отрицательно. Психология народов в его варианте больше закреплялась, как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. “Вундт как теоретик и методолог наук о духе, адресовал критические замечания не социологии вообще, не социологии как науке, а социологии Огюста Конта. В то время почти все исследователи, называвшие себя социологами, считали себя в большей или меньшей степени последователями Конта”. [4c.7] Для нас важно лишь только то, что трудами Вундта пользуются как изучающие психологию, так и изучающие социологию. 5

8 стр., 3674 слов

Роль психологии в жизни человека

… психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания . .. связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных …

Заключение

: Несомненно, что самой важной, главной заслугой Вундта явилось основание им первого в мире экспериментальной психологической лаборатории.

На базе института экспериментальной психологии учились многие знаменитые психологи из разных стран мира : Э.Крепелин, Г.Мюнстерберг, О.Кюльпе, Э.Титченер и др. Появление психологии стало возможным во многом благодаря предшествующему развитию естественных наук и в особенности немецкой философии.

Экспериментальная психология родилась из попытки осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни человека.

Библиография : 1 www.// Энциклопедия Кругосвет. П.Паршин «История психологии» 2 М.Г. Ярошевский. «История психологии от античности до сер. XX в.» Издат. М 1996 г. 3 В.

Вундт. «Задача психологии» Публикуется по изданию : Вундт. В «Задача психологии» Очерки психологии Репринт издательства Московское книгоиздательство 1912 г. 4 Д.Г. Подвойский, Л.В. Хайруллина.

Социологические идеи Вильгельма Вундта. РУДН Москва 2006 г. 5 Г.Андреева Учебник «Социальная психология». www.i-u.ru Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный Интернет Университет.

Вильгельм Вундт, первый психолог?

3 минуты

Вильгельм Вундт известен как отец научной психологии. Он был пионером в изучении психических процессов в лаборатории, производя изменения определенных переменных, а затем анализируя результаты.

Последнее обновление: 23 мая 2021 г.

Хотя он, вероятно, не так известен, как другие фигуры, Вильгельм Вундт чрезвычайно важен с точки зрения того, что мы знаем о разуме. Фактически, некоторые считают его отцом научной психологии. Это почетная степень, но, по мнению большинства психологов, он этого заслуживает.

Истоки психологии уходят вглубь веков, отсюда и научная психология. Однако только в середине 19 века Вильгельм Вундт создал первую экспериментальную лабораторию.

Сегодня психология имеет свой академический путь. Студенты могут выбрать получение университетской степени и степени магистра по данному предмету. Кроме того, они могут воспользоваться нерегулируемыми курсами и обучением, чтобы дополнить свои знания.

Однако, если вернуться на пару веков назад, в то время психология не регламентировалась. Поэтому любой, кто хотел изучать его, должен был в какой-то степени обучаться в других смежных областях, таких как медицина или философия. Его происхождение знания было связано с философскими чтениями таких фигур, как Платон или Аристотель. Вильгельм Вундт внес свой вклад в изменение этого конкретного курса.

В настоящее время мы понимаем психологию как часть жизни. Как будто это было всегда. Однако в 1832 году, когда родился Вильгельм Вундт, такого восприятия не было. Кроме того, никто даже представить себе не мог, что изучение человеческого поведения заслуживает того, чтобы стать отдельной областью исследований.

Значение Вильгельма Вундта в современной психологии

Специалисты считают, что психология родилась в 1879 году . Это был год, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. До этого момента были только такие философы, как Юм или Декарт. Они работали с философской точки зрения.

Однако Вундт заложил основы, необходимые для изучения мозга и статистических данных. Он упростил изучение человеческого поведения. Фактически, он разработал и использовал первые измерительные приборы для этой цели.

Вундт жил в революционный период в области психологии. Наряду с ним были и другие важные исследователи. Одним из них был Фрэнсис Гальтон, посвятивший много времени изучению памяти. Затем был Густав Фехнер, который измерял ощущения, вызываемые раздражителями разной интенсивности и типа.

» Наш ум так удачно оборудован, что он дает нам самые важные основы для наших мыслей, не имея при этом ни малейшего знания об этой работе по разработке. Только результаты этого становятся неосознанными».

  -Вильгельм Вундт-

Его лаборатория

В 1950-х годах Вундт решил сделать еще один шаг в научном изучении разума. Он решил совместить экспериментальный метод со статистическим. Это должно было создать воспроизводимые стратегии, чтобы лучше понять, как работает мозг.

Вундт сделал очень важный шаг, когда бросил свою удобную работу преподавателя физиологии в Гейдельбергском университете и отправился в Лейпциг. Здесь он начал вводить психические процессы в контролируемую среду лаборатории. Его идея заключалась в том, чтобы произвести определение частоты колебаний в различных переменных и проанализировать последствия этого изменения. Он оставил параметры, которые не изучал, постоянными.

Он использовал методологию Фехнера для изучения восприятий и ощущений . На самом деле он подвергал добровольцев различным раздражителям. Затем он проанализировал результаты в поисках ассоциаций или различий. Таким образом, он смог получить данные, которые исключили любые внешние факторы шума, местоположения и т. д.

В настоящее время специалисты отбросили большинство теорий Вундта. Однако нет сомнения, что он пытался найти ответы на многие вопросы. Вопросы, которые всегда были там, но из-за отсутствия данных о них только размышляли.

Это может вас заинтересовать…

Все цитируемые источники были тщательно проверены нашей командой, чтобы гарантировать их качество, надежность, актуальность и достоверность. Библиография этой статьи считалась надежной и имеющей академическую или научную точность.


  • Гонсалес Альварес, Хулио (2014). El Laboratorio de Wundt: nacimiento de la psicológica . Кастельон-де-ла-Плана, Испания. Universidad Jaume I. Servicio de Comunicación y Publicaciones

История психологии – Введение в психологию I

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать важность Вундта и Джеймса в развитии психологии
  • Оцените влияние Фрейда на психологию
  • Понять основные принципы гештальт-психологии
  • Оцените важную роль бихевиоризма в истории психологии
  • Понимать основные принципы гуманизма
  • Поймите, как когнитивная революция сместила фокус психологии обратно на разум

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.

Упражнение: Просмотрите видео

Посмотрите этот краткий, но красочный обзор истории психологии. Он содержит краткое, но полезное описание следующего раздела: https://www.youtube.com/watch?v=vo4pMVb0R6M

.

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм. Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году.

(см. рис. 2). В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, со временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Nicolas & Ferrand, 1999).

Рисунок 2. (а) Вильгельма Вундта считают одним из основателей психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году (Гордон, 1995).

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Рисунок 3. Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд (см. рис. 4). Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 4. (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его более старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.

Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.

Макс Вертхаймер (1880–1919 гг.)43), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

Упражнение: просмотрите видео

Посмотрите это короткое видео, в котором представлен обзор нескольких гештальт-принципов восприятия: https://www.youtube.com/watch?v=LlzuJqZ797U

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Северной Америке, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

Ранние работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса (см. рис. 5). В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я полагаю, что все важное в психологии (кроме… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, посредством непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крысы в ​​точке выбора в лабиринте. ”

Рисунок 5. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом (см. рис. 6). Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о поощрении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рис. 6. (а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, пищу), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Упражнение: просмотрите видео

Посмотрите этот короткий видеоклип, в котором показано, как голубь реагирует на подкрепление в ящике Скиннера: https://www.youtube.com/watch?v=MOgowRy2WC0

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающий характер бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и подлинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Таким образом, появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (см. рис. 7). Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Рисунок 7. Иерархия потребностей Маслоу.

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует у всех людей (рис. 8). Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 8. Карл Роджерс, изображенный на этом портрете, разработал клиентоцентрированный метод терапии, оказавший большое влияние на клиническую практику. (кредит: «Didius»/Wikimedia Commons)

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Более того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n. d.)

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием Когнитивная психология , который послужил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Феминистская психология

Психологическая наука оказала влияние на благополучие человека, как положительное, так и отрицательное. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам, представителям этнических меньшинств как в Соединенных Штатах, так и в других странах, а также лицам с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-х годах наука о психологии была в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходных предположений о том, что пол не влияет на психологию и что женщины не представляют достаточного интереса для изучения.

Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и, по сути, обоих полов.

Кроуфорд и Маречек (1989) выделяют несколько феминистских подходов к психологии, которые можно охарактеризовать как феминистскую психологию. К ним относятся переоценка и обнаружение вклада женщин в историю психологии, изучение психологических гендерных различий и сомнение в предвзятости мужчин, присутствующих в практике научного подхода к знаниям.

Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белого населения Северной Америки, можно будет предположить, что они применимы к отдельным лицам и социальным группам из других культур, и это маловероятно (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания, у латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев европейского происхождения выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts