О чем говорит взгляд
В психологии давно известно: об истинных чувствах и намерениях собеседника можно узнать по выражению глаз. Про взгляд человека и его значение придумано немало поговорок: «Ласковый взгляд, да на сердце яд», «Взгляд красноречивее слова», всем известное изречение про «зеркало души».. О силе и значимости взглядов люди знали издавна.
Например, китайские торговцы драгоценностями украдкой следили за выражением глаз покупателей во время горячего торга, чтобы раскусить истинные их намерения. А всем известный Иосиф Сталин избегал прямого взгляда во время фотосъемки, чтобы остаться неуязвимым для многочисленных недоброжелателей.
Виды взглядов:
Деловой взгляд
Чтобы расположить к себе потенциального партнера, настроить его на конструктивный диалог, нужно знать некоторые тонкости. В такой ситуации совершенно недопустим как чересчур пристальный, так и бегающий взгляд. Лучше всего, если ваш взор при разговоре будет направлен прямо, примерно в область переносицы собеседника. Таким образом, будет создана атмосфера доверия, уверенности, благонадежности, взаимного расположения.
Продолжительные взгляды исподлобья
О чем говорит долгий холодный взгляд исподлобья? Значений здесь несколько: это может быть признаком недоверия к вам, либо потаенной злобы и презрения. А может быть, это значит, что собеседник придерживается точки зрения, прямо противоположной вашей.
Бегающие глаза
Что означает, если ваш визави не желает смотреть в глаза, опускает или отводит их в сторону, словом, избегает визуального контакта? Такое избегание прямого визуального контакта выдает людей нерешительных, неуверенных в себе и своей правоте. Есть еще одно объяснение, если у собеседника бегают глаза: возможно, он вам недоговаривает, пытается скрыть что – то важное. Или считает себя виновным перед вами в каком – то проступке.
Взгляд искоса
Здесь многое зависит от того, кто так смотрит – мужчины или женщины.
Взгляд искоса у мужчин может говорить о потаенной агрессии, особенно если такое выражение соседствует с плотно сжатыми губами, хмурым выражением лица, бровями, между которыми залегла характерная складка.
У женщин и девушек взгляд искоса может быть сигналом романтического интереса, особенно если собеседница при этом еще и улыбается.
Взор в упор
Что означают внимательные взгляды в упор, если собеседник смотрит пристально, не отрываясь, словно сканируя человека? Такое внимание может быть признаком уважения, серьезного отношения, заинтересованности в продолжении беседы. Если такое выражение глаз соседствует с легким прищуром, знайте: визави намерен знать о ваших планах все и чуточку больше. А вот открыто делиться своими мыслями отнюдь не настроен.
Проявление симпатии
Об интимном интересе говорит томный пристальный взгляд из – под ресниц, который опускается от глаз к подбородку, шее, другим частям тела.. При взаимной заинтересованности такой взгляд будет обоюдным. Выдать то, что человек вам симпатизирует, помогут расширенные зрачки собеседника противоположного пола, блеск во взгляде.
Многие девушки запросто распознают говорящий взгляд любящего парня, с двумя зрачками, расширенными почти по всему диаметру радужки!
А вот горящему, лихорадочно блестящему взгляду обольщаться не стоит: скорее всего, перед вами человек неуравновешенный, не умеющий контролировать себя, подвластный гневу и иным разрушительным эмоциям.
Движения глаз
Что значит, если собеседник во время контакта отводит глаза в разные стороны?
Если человек поводит взглядом налево вверх, знайте: перед вами интриган, не заинтересованный в прозрачном стиле общения, который все занят тем, что бы такое выдумать в ответ на ваш вопрос. Попросту говоря, обыкновенный лжец.
Если зрачки глаз визави направлены вниз и вправо, то это тоже не говорит о прямоте намерений. Но в данном случае фантазия обладателя хитрого взора не столь развита, и он пытается вспомнить, каким образом лгал и выкручивался ранее в аналогичных обстоятельствах.
Помните, что на левшей все перечисленное не распространяется, их физиогномику следует читать прямо противоположным образом.
Если человек смотрит прямо наверх, то это значит, что он расслаблен, погружен в мечты или воспоминания.
Пытаясь прочесть истину в глазах собеседника, не забывайте учитывать иные факторы: позу, выражение лица, тембр голоса. В этом вам поможет интуиция, а также практические навыки общения.
Культура взгляда или Глаза как зеркало
Нужно ли говорить о том, какую существенную роль в общении людей играют зрительные контакты, взгляды, которыми мы одариваем или испепеляем друг друга?
Мне очень нравятся люди, легко и непринуждённо смотрящие на мир.
От взгляда мрачного, насупленного, из-под бровей, выдающего придирчивого, всем и всегда недовольного человека, хочется бежать куда подальше.
Глаза — это зеркало души
Скорее всего, вы не раз слышали такое выражение. Познакомившись с исследованиями российского антрополога, доктора исторических наук, профессора Марины Львовны Бутовской, я думаю, вы согласитесь со мной: глаза — это не зеркало души.
Это зеркало всего, что происходит внутри человека в данный момент (даже если усиленно скрывается), его отношения к окружающим, к тем людям, с которыми он общается.
Зрачки
В старину зрачок называли «зеница ока». Зеницу эту нужно было особенно тщательно беречь — через неё человек воспринимал мир, который его окружает, познавал его.
Очень важен размер зрачков собеседника в момент общения.
Расширенные зрачки (признак возбуждения) воспринимаются большинством людей как привлекательный признак. Человек с расширенными зрачками оценивается окружающими как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный.
Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, описывается другими как холодный, отстранённый, неконтактный, эгоистичный.
По зрачкам можно распознать взгляд влюблённого человека. Наблюдения свидетельствуют, что при взгляде на того, кого человек любит, у него рефлекторно расширяются зрачки. Причём, расширенные зрачки вызывают ответное возбуждение у партнёра.
Анализируя этот показатель, нужно иметь в виду, что размеры зрачка могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких как общая освещённость места, в котором находится человек, положение его головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут суженными, а в полутёмном помещении — расширенными.
Размеры зрачков зависят и от остроты зрения. У близоруких людей, не носящих очки, зрачки расширены, а у дальнозорких — сужены. Выводы относительно изменения эмоционального состояния и сравнительные сопоставления можно проводить только с учётом данных параметров.
Частота и длительность взгляда
Частота и характер взгляда (его длительность и угол направленности) могут указывать на характер отношения к данному партнёру.
В пределах русской культуры взгляд, обращённый на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения.
Так, деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз собеседника и создаёт серьёзную атмосферу.
Социальный взгляд сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению.
Интимный взгляд
распространяется от уровня глаз вниз на другие части тела собеседника (при тесном контакте — от глаз до груди, при общении на расстоянии — от глаз до уровня промежности). Интимный взгляд применяют мужчины и женщины, и назначение его — установление отношений с потенциальным сексуальным партнёром. У мужчин интимный взгляд более выражен и точнее распознаётся женщинами, нежели наоборот. Использование делового взгляда при ухаживании часто служит причиной отчуждения.
Пристальный взгляд
Прямой взгляд в упор означает предупреждение или вызов. Эта демонстрация широко распространена в животном мире. В человеческом обществе прямой взгляд в сочетании с напряжённым лицом часто воспринимается как угроза. Распознать враждебный взгляд легко по суженным зрачкам. Пристальный взгляд часто сочетается с приподнятыми бровями и максимально поднятыми верхними веками (создаётся впечатление, что глаза вытаращены) и в этом контексте однозначно читается как взгляд-угроза во многих культурах.
Пристальный взгляд может быть и проявлением любви, привязанности (партнёры смотрят друг на друга более 2/3 времени общения). Такой взгляд трудно спутать с угрозой, поскольку другие компоненты мимики резко отличаются от неё: зрачки обычно бывают расширены, на лице улыбка, уголки рта приподняты.
Согласно этологическим наблюдениям, если при общении человек смотрит на партнёра менее 1/3 времени общения, то это может быть признаком того, что он что-то недоговаривает, пытается скрыть что-либо или что он слишком робок по натуре (последнее легко установить даже при незначительном знакомстве).
Частота взглядов
Этот признак является важнейшим универсальным индикатором социального статуса. Показано, что частота взглядов, направленных на более «сановитого» индивида, много выше, чем частота взглядов, получаемых подчинённым от доминанта. Взгляды эти имеют меньшую продолжительность и их трудно спутать с пристальными взглядами-угрозами даже неопытному наблюдателю.
По частоте взглядов говорят о «структуре внимания». Структура внимания очень точно описывает иерархические взаимоотношения между членами группы.
Этот показатель имеет однозначную трактовку применительно ко многим социальным видам животных, включая человека. Он особенно эффективен для описания структуры социальных связей в детских коллективах. По тому, кто из детей чаще всего оказывается в центре внимания, на кого устремлены взгляды большинства, кому пытаются подражать и копировать, можно вычислить лидера и подчинённых в различных культурах.
Мигание одним и двумя глазами
Это действие является важным невербальным сигналом во многих культурах, в частности, в славянской.
Люди подмигивают друг другу, чтобы достичь определённой договорённости или чтобы показать, что они поняли друг друга, когда рядом присутствует кто-то ещё.
Но во многих азиатских культурах подмигивание воспринимается как оскорбление, и если вы подмигнёте в ходе разговора, собеседник может на вас обидеться.
Контакт глазами: гендерные и кросс-культурные различия
Контакт глазами особенно важен для инициации социальных отношений. Это поведение имеет гендерные различия и более значимо для женщин.
Как показывают наблюдения, мужчины редко решаются завязать общение с женщинами, если этому не предшествует взгляд с их стороны. Такой взгляд может принимать форму прямого открытого контакта глазами, или застенчивого взгляда. В последнем случае контакт длится около секунды, затем быстро перемешается в сторону (это действие сопровождается лёгкой улыбкой и лёгким румянцем, часто при этом женщина вновь искоса смотрит на партнёра).
От того, насколько умело человек использует свой взгляд, в значительной степени зависит его социальный успех. Опыты показывают, что с помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70 % времени. Рекомендации подобного рода применимы далеко не во всех случаях. Большие сложности возникают, когда в контакт вступают представители далёких друг от друга культур.
Низкоконтактные и высококонтактные культуры
Значительные межкультурные различия, касающиеся роли взгляда в социальном общении и его выразительности, прослеживаются между низкоконтактными и высококонтактными культурами.
Жители южной части Европы характеризуются высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северной. В результате такое естественное, с точки зрения итальянцев или испанцев, поведение, как прямой взгляд в глаза собеседнику или просто открытое рассматривание окружающих, при контакте с англичанами или северными немцами часто расценивается как оскорбление. Хотя в ряде случаев у северных европейцев (шведы, датчане) при низкой частоте взгляда его продолжительность может быть очень высокой.
Недопонимание, связанное с разными представлениями о допустимости взгляда, распространено и при общении между представителями высококонтактных культур. Взгляд, например, играет исключительно значимую роль в жизни русских и японцев. Однако для русских говорящим является именно выразительный взгляд как таковой, тогда как для японцев основная нагрузка приходится на избегание взгляда.
Японский этикет
запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику. Это одно из важных правил поведения в Японии.
Женщины не смотрят в глаза мужчинам, и наоборот. Японские лекторы смотрят не на аудиторию, а куда-нибудь в сторону. Подчинённый, получающий выговор от начальника, опускает глаза долу и улыбается. При общении японцы, как правило, направляют взгляд в область шеи, что вызывает у европейцев чувство отсутствия контакта с собеседником. В свою очередь, контакт глазами со стороны европейцев в направлении собеседника почти непереносим японцами.
Различия между американской и английской культурами.
По характеру контакта глазами:
Американцы смотрят в глаза собеседнику только чтобы убедиться, что тот их слушает. В аналогичных целях англичане смотрят в лицо собеседнику, периодически моргая.
В России
пристальный взгляд в сторону говорящего — признак хорошего тона и воспитания. Однако русские смотрят на партнёра более длительно и прямо, чем англичане, поэтому, попадая в Англию и следуя традициям родной культуры, они рискуют оказаться в неловком положении.
В культуре народов Дальнего Востока
выпрямленная при сидении спина и слегка наклонённая вперёд голова с прикрытыми глазами означают пристальное внимание и глубокий интерес к тому, что сообщает собеседник.
Не подготовленный к этому лектор-европеец может испытать глубокий стресс при виде такой полностью отстранённой, с точки зрения европейских стандартов, студенческой аудитории. Во многих иерархически жёстко структурированных обществах людям с низким статусом запрещено поднимать глаза на вышестоящих (страны Передней Азии).
Запрет на взгляд
Может носить тендерный характер. В некоторых культурах мужчины могут прямо смотреть в сторону как мужчин, так и женщин, а прямой взгляд женщины в направлении мужчины считается совершенно недопустимым. У арабов, турок, многих кавказских народов такое поведение истолковывается как провоцирующий сигнал. При общении с мужчинами женщинам предписывается опускать глаза или смотреть на собеседника скользящим взглядом, не задерживаясь долго на его лице.
С позиций большинства европейских культур, открытый прямой взгляд является признаком отсутствия вины. Но не во всех обществах такой взгляд допустим в общении со старшими или более уважаемыми людьми.
Характерные нюансы контакта глазами (с учётом культурных составляющих) служат надёжным индикатором психического здоровья человека. Психотерапевты используют невербальные сигналы для диагностики психических заболеваний.
Достоверно установлено, что большинство больных шизофренией избегают контактов глазами с врачом — 65 % пациентов. И только 4 % здоровых людей придерживаются такой стратегии.
Пациенты с бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми синдромами предпочитают непрерывный глазной контакт с редким миганием.
Наркоманы в процессе разговора предпочитают переводить взгляд на собственные руки или смотреть вверх.
Улыбка как универсальный и культурно-специфический сигнал
Исследования этологов свидетельствуют об универсальности человеческой улыбки.
В 1862 году французский нейроанатом Дюшен де Болонье отмечал, что улыбка удовольствия (улыбка в первичном её контексте) отличается по внешнему виду от намеренной улыбки по характеру сокращений двух лицевых мышц:
- большой скуловой (zygomatic major)
- окологлазничной (orbicularis oculi).
Первая подтягивает уголки рта кверху. Вторая — оттягивает кожу со скул и лба в направлении глазного яблока. Большая скуловая мышца подвластна контролируемым действиям. Окологлазная — действует автоматически, на подсознательном уровне и отражает истинные эмоции.
Поэтому, как справедливо считал Дюшен де Болонье, истинную улыбку практически невозможно подделать.
Существует много разновидностей улыбок. Значения улыбки могут быть различными:
Улыбка удовольствия связана с приятными эмоциями, радостью и расслаблением.
Другие виды:
- варианты фальшивой улыбки, цель которой — сбить с толку собеседника (демонстрация расположения, которое в реальности отсутствует),
- подчинённая улыбка,
- улыбка страха,
- улыбка смущения.
И напоследок про смех
По манере смеяться можно распознать намерения людей. Как правило, звук и тембр смеха определяются гласными.
Смех на «а» — рот широко открыт, звук обращён вовне. Этот смех звучит открыто, сердечно, выражая радость. Так смеются люди, которым просто весело.
Смех на «э» словно «скрыт» во рту и не предназначен для окружающих. Так смеётся человек недоверчивый и неуверенный в себе.
Хихикающий смех на «и» может звучать искренне или притворно, кокетливо или по-детски наивно. Особенно часто его можно услышать у женщин, которые стараются казаться моложе.
Смехом на «о» обычно демонстрирует состояние расслабленности или удивление. Часто в нём выражается защитная реакция человека, болезненно задетого чем-либо.
Смех на «у» выражает усиливающуюся боязнь или испуг.
Почему мы видим то, что хотим видеть
Источник: CC0/Unsplash
Оби-Ван Кеноби однажды посоветовал Люку Скайуокеру не доверять своим глазам, потому что «ваши глаза могут вас обмануть». Большинство из нас может вспомнить случай из своей не-джедайской жизни, когда эти слова звучали правдоподобно. Вспомните время, когда ваши глаза увидели то, что хотели увидеть: человека, о котором вы думали, на оживленной улице, камешек в форме сердца, который вы искали на пляже.
Это явление, называемое мотивированным восприятием, изучался в психологических исследованиях на протяжении десятилетий. Действительно, мир, каким мы его себе представляем в своем сознании, не является точным представлением того, чем он является на самом деле. Наше восприятие часто бывает предвзятым, избирательным и податливым.
Даже наши желания могут влиять на то, что мы видим, влияя на то, как мы обрабатываем визуальную информацию. Например, при представлении неоднозначной цифры, которую можно интерпретировать либо как букву B, либо как число 13, участники одного исследования с большей вероятностью сообщали, что видели то, что соответствовало желаемым результатам, а не менее желательные (в данном случае употребление апельсина). сока, если увидели букву, или выпили дурно пахнущий коктейль, если увидели цифру).
В более раннем исследовании 1954 года, когда студенты из соперничающих университетов смотрели один и тот же футбольный матч, возникли споры и разногласия, поскольку студенты сообщали, что видели больше фолов, совершенных другой командой.
Почему мы склонны видеть то, что хотим видеть? Недавнее исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behavior, демонстрирует, как наши мотивы и желания могут привести к двум предубеждениям: искажению восприятия (когда наши мотивы имеют нисходящее влияние на наше восприятие) и искажению восприятия.0007 предвзятость ответов (когда мы сообщаем, что видим то, что хотим видеть). Исследование, проведенное учеными из Стэнфордского университета, изучает, как эти предубеждения влияют на наше восприятие. Он предлагает основные нейровычислительные механизмы, которые определяют эти суждения.
Исследование
Находясь в МРТ-сканере, участники выполняли задачу визуальной категоризации. Им были представлены составные изображения, изображающие смесь лица (мужского/женского) и сцены (в помещении/снаружи) в различных пропорциях. У участников было четыре секунды, чтобы решить, было ли на изображении «больше лица» или «больше сцены», зарабатывая деньги за каждую правильную категоризацию. Затем исследователи манипулировали мотивацией участников увидеть один тип изображения поверх другого (например, лицо поверх сцены), сообщая им, что они могут выиграть (или проиграть) дополнительные деньги, если следующее изображение, которое они увидят, окажется изображением другого типа. определенную категорию (лицо).
Результаты показали, что участники склонны демонстрировать предубеждения в своих суждениях о восприятии, которые соответствуют их мотивам и желаниям. А именно, они склонны маркировать неоднозначные изображения как отображающие категорию, связанную с наградой (лицо). Это происходило даже тогда, когда их восприятие было неверным, что приводило к денежным потерям. Таким образом, желание увидеть определенный образ влияло на суждение участников, отражая как перцептивную, так и предвзятую реакцию — они не только склонны были сообщают , что видят то, что хотели видеть, но они также с большей вероятностью на самом деле видят то, что хотят видеть.
Как мы выносим суждения о восприятии?
Как участники исследования решили, смотрят ли они на лицо или на сцену? Все начинается в глазах. Информация проходит от глаз к первичной зрительной коре в затылочной доле мозга.
Одна теория (гипотеза двух потоков) предполагает, что информация далее обрабатывается в двух визуальных потоках: вентральный поток, , который, как считается, отвечает за кодирование того , на который мы смотрим; и спинной поток, , который идентифицирует , где в нашей среде происходит визуальное событие.
В вентральном потоке есть особые области, содержащие нейроны, более избирательно воспринимающие лица, и нейроны, более специализированные на сценах. Затем можно сделать перцептивное суждение, сравнив активность нейронов в областях, селективных к лицу или к сцене: область, которая показывает большую активность, должна «победить», и должна быть выбрана категория, представленная этими нейронами.
Результаты настоящего исследования показывают, что на нейроны в этих областях также могут влиять системы внимания и вознаграждения. Фактически, исследователи смогли изучить соответствующие нейронные механизмы двух предубеждений и изучить, как мотивация участников видеть одну категорию (лицо) над другой (сценой) влияла на их суждения о восприятии.
Таким образом, большие мотивационные отклонения были связаны с большей нейронной активностью в вентральных зрительных областях мозга, в то время как активность в прилежащем ядре — центральной области системы вознаграждения мозга — коррелировала с предвзятостью реакции участников.
Наши желания и цели имеют неоспоримое влияние на нашу жизнь. Как показывают исследования, эти факторы влияют не только на наши познания, эмоции и поведение, но также — в буквальном смысле — на то, как мы видим мир.
По словам ведущего автора Юань Чанг Леонг, их последнее исследование имеет два важных следствия. Первый связан с нашим представлением о мире. «В большинстве случаев мы хотели бы иметь объективное представление о реальности, чтобы делать точные суждения, основанные на объективных доказательствах. Если мы осознаем, как желания окрашивают наше восприятие, мы можем предпринять шаги, чтобы мысленно скорректировать предвзятость», — говорит Леонг.
Второй вывод касается того, как мы относимся к другим, в частности к тем, кто не разделяет наших желаний и убеждений: «Знание того, что другие действительно могут видеть вещи иначе, чем мы, и ни один из нас не обязательно ближе к объективной реальности , мы могли бы лучше понять, как они действуют и что чувствуют». Озарение, вызванное экспериментами в области неврологии и психологии, которое, вероятно, соответствовало бы мудрости джедаев.
Изображение в Facebook: Переславцева Катерина/Shutterstock
Ссылки
Леонг Ю.К., Хьюз Б.Л., Ван Ю. и Заки Дж. (2019). Нейрокомпьютерные механизмы, лежащие в основе мотивированного видения. Природа Поведение человека https://doi.org/10.1038/s41562-019-0637-z
Канвишер, Н., Макдермотт, Дж., и Чун, М.М. (1997). Веретенообразная область лица: модуль экстрастриарной коры человека, специализирующийся на восприятии лица. Journal of Neuroscience , 17(11), 4302-4311.
Эпштейн Р. и Канвишер Н. (1998). Корковое представление локальной визуальной среды. Nature , 392(6676), 598.
Balcetis, E., & Dunning, D. (2006). Видите то, что хотите видеть: мотивационные влияния на визуальное восприятие. Journal of Personality and Social Psychology , 91(4), 612.
Hastorf, AH, & Cantril, H. (1954). Они видели игру; тематическое исследование. Журнал ненормальной и социальной психологии , 49(1), 129.
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни Определение
Поиск смысла жизни относится к идее о том, что люди сильно мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни, то есть быть в состоянии понять природу своего личного существования и почувствовать, что это значительным и целеустремленным. Жизнь кажется людям значимой, когда они могут удовлетворительно ответить на важные вопросы о своей жизни, такие как кто я, почему я здесь, что действительно важно для меня, что я должен делать со своей жизнью. Это обретение смысла жизни считается в некотором роде фундаментальной мотивацией, согласно которой люди должны воспринимать достаточное количество смысла в своей жизни. Иными словами, ощущение значимости, понятности или целесообразности своей жизни может быть необходимо для психологического функционирования человека.
Предыстория и история поиска смысла жизни
На протяжении тысячелетий попытки понять, что делает жизнь значимой, были задачей художников, теологов и философов. После Первой мировой войны некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет высшей цели, и поэтому люди были в одиночестве, пытаясь понять, в чем заключается их индивидуальная жизнь. Однако люди пойдут на многое, чтобы защитить свои представления о том, что такое жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить определенные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Исходя из этого наблюдения, несколько психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни.
Альфред Адлер сказал, что люди врожденно стремятся достичь цели своей жизни, особенно посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предположил необходимость самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе поиск смысла фокусируется на попытках понять свой жизненный опыт и то, что все это означает в общей картине. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла в человеческой жизни и предположил, что чувство отчужденности от других и бездумное чувство, мышление и действие в повседневной и рабочей деятельности снижают нашу способность находить жизнь значимой. Абрахам Маслоу считал, что смысл возникает в результате самореализации или полного раскрытия своего потенциала.
Идеи Фромма об отчуждении и автоматизации в современной жизни перекликаются с работами Виктора Франкла, человека, наиболее тесно связанного с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, пережившего немецкие концлагеря Второй мировой войны, убедил его в важности поиска цели жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между теми, кто выжил и не выжил в ужасных лагерях, заключалась не в том, сколько их заставляли работать, как мало им приходилось есть или насколько они подвергались воздействию стихии (каждый должен был работать до изнеможения, ни у кого не было достаточно еды, и все были сильно подвержены неблагоприятной погоде). Наоборот, Франкл считал, что принцип Фридриха Ницше — «имея собственное «зачем в жизни», мы уживемся практически с любым «как»» — имел решающее значение. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное «почему» — иными словами, свою цель в жизни. Он писал, что те, кто нашел какой-то смысл или цель, с большей вероятностью выжили в концентрационных лагерях, а те, кто потерял свою цель, почти наверняка были обречены. После работ Франкла и его основания логотерапии (буквально, исцеления смысла) психологическая работа над важностью поиска смысла резко ускорилась. Аргумент Роя Баумайстера о том, что смысл жизни в значительной степени коренится в стремлении людей к ощущению цели, ценности того, что они делают, контролю и способностям, а также самооценке, открыл современную эру социально-психологических исследований в поисках смысла.
Необходимо провести два важных различия между поиском смысла жизни и связанными с ним психологическими процессами. Во-первых, хотя Франкл писал, что воля к смыслу побуждала каждого человека находить уникальный смысл своей жизни, другие проводили различие между поиском смысла и наличием смысла. Распространено мнение, что его будут искать только люди, не имеющие смысла жизни. По сути, предполагалось, что поиск и ощущение наличия смысла в жизни являются противоположными концами одного и того же континуума.
Несколько направлений исследований, однако, показывают, что поиск смысла отличается от его наличия. Психологические показатели того, насколько люди ищут смысл и сколько смысла люди ощущают в своей жизни, очень мало пересекаются. Кроме того, предположение о том, что поиск и обретение смысла являются противоположными версиями одного и того же, может быть связано с культурой. Иными словами, среди американцев европейского происхождения (которые часто мыслят категориями индивидуальности и дихотомии) существует небольшая обратная зависимость между ними (чем меньше у вас есть, тем больше вы ищете, и наоборот), тогда как некоторые данные свидетельствуют о том, что что среди людей из более традиционно коллективистских или холистических культур (которые часто думают в терминах отношений или гармонии, например, в Японии) эти две переменные могут быть положительно связаны (чем больше вы ищете, тем больше вы чувствуете, что у вас есть, и наоборот). наоборот). Те, чье культурное влияние находится где-то посередине (например, испанцы), по-видимому, не сообщают о какой-либо связи между ними. Наконец, некоторые данные также указывают на то, что поиск смысла и наличие смысла колеблются в своем отношении друг к другу в зависимости от возраста и этапов жизни. Например, связь может быть менее сильной в юности и более сильной в пожилом возрасте. Молодой человек может искать больше смысла и также чувствовать, что жизнь имеет смысл, тогда как пожилой человек с большей вероятностью будет искать смысл в жизни, если он или она чувствует, что жизнь несколько бессмысленна.
Второе важное различие, которое необходимо провести, — это поиск смысла жизни и поиск какого-либо смысла в травматическом или неприятном событии. Те, кто пережил травматические события, такие как нападение, потеря любимого человека или выкидыш, часто задаются вопросом, почему это произошло. Часто попытки ответить на такие вопросы называют поиском смысла. Вероятно, правильнее будет назвать их попытками найти ситуативное значение или атрибуцию. Поиск смысла жизни относится к попыткам понять, что означает жизнь человека в целом, а не к более ограниченным попыткам понять конкретное событие.
Важность поиска смысла жизни
Если поиск смысла жизни является важной психологической мотивацией, он должен быть важен для благополучия человека. Мы точно знаем, что наличие смысла в жизни связано с большим благополучием в отношениях, работе и жизни в целом, а также с меньшим психологическим стрессом. Однако мы не можем предполагать, что люди, которые ищут смысл жизни, просто менее счастливы и более огорчены. Поиск смысла жизни может побуждать людей погрузиться в религию, волонтерство, приключения в дикой природе или философию точно так же, как и доводить их до отчаяния. Даже люди, которые уже чувствуют, что их жизнь полна смысла, могут искать более глубокое понимание этого смысла, или пытаются приспособиться к большой перемене в жизни, такой как рождение детей, или они могут искать новые источники смысла. Например, успешный спортсмен может извлечь смысл из спортивных соревнований.
Травма, завершающая карьеру, может лишить этот источник смысла, и спортсмен может обратиться к семье, друзьям, религии или социальному служению как к потенциальным новым источникам смысла.Те, кто находится на самом высоком уровне в поиске смысла, кажутся несколько менее счастливыми, более тревожными и более подавленными, но они также кажутся более открытыми и вдумчивыми в некоторых отношениях, размышляя о своем прошлом опыте и задавая вопросы о природе своих религиозных верований. . То, насколько люди ищут смысл, также меняется изо дня в день. В дни, когда люди ищут смысл жизни, они на самом деле счастливее. Таким образом, хотя люди, которые обычно ищут смысл, менее счастливы, люди, которые ищут смысл на мгновение, наслаждаются процессом в краткосрочной перспективе. В некотором смысле это поддерживает теорию о том, что поиск смысла является важной психологической мотивацией: те, кто способен удовлетворить временно сильные потребности в смысле в течение дня или двух, довольны своим успехом, в то время как те, кому приходится искать более длительное время или которые почти всегда пытаются удовлетворить эту потребность, несчастливы.