Роджерс гуманистическая психология: Гуманистическая психология: Карл Роджерс

Содержание

12. Гуманистическая психология. ( а. Маслоу., к. Роджерс.)

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека.

Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека,

которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или дли тельное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости.

Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной

«терапии, центрированной на клиенте». В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу «Свобода учиться», в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких.

В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля и реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой
. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности.
К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение«, которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

  • Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

  • Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание: ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

  • Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)

Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс).

Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4)человеческая жизнь — единый процесс становления и бытия человека; 5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7)человек — это активное, творческое существо.

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология. Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений]

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология. Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений]

ВикиЧтение

Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений]
Роджерс Карл Р.

Содержание

Вместо предисловия

Карл Роджерс и его гуманистическая психология

Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, создатель «клиент центрированной» психотерапии, зачинатель движения «Группы встреч»[1]; его книги и статьи привлекли к нему многочисленных последователей и учеников.

Хотя в течение сорока лет его воззрения значительно менялись, они всегда оставались последовательно оптимистичными и гуманистическими. В 1969 году он писал: «У меня не вызывает симпатии распространенное представление, что человек по своей сути иррационален и что, следовательно, если не контролировать его импульсы, они приведут к разрушению себя и других. Поведение человека утонченно–рационально, человек тонко и вместе с тем достаточно определенно движется к тем целям, которых стремится достичь его организм. Трагедия большинства из нас состоит в том, что наши защиты не дают нам сознавать эту утонченную рациональность, так что сознательно мы движемся не в том направлении, которое естественно для нашего организма».

Теоретические воззрения Роджерса с годами эволюционировали. Он сам первым указывал, где изменилась точка зрения, где сместились акценты или изменился подход. Он побуждал других проверять его утверждения, препятствовал формированию «школы», бездумно копирующей его выводы. В своей книге «Свобода учиться» Роджерс пишет так: «Представляемая мною точка зрения, очевидно, предполагает, что фундаментальная природа человека, когда он действует свободно, конструктивно и заслуживает доверия». его влияние не ограничилось психологией. Оно было одним из факторов, изменявших представление об управлении в промышленности (и даже в армии), в практике социальной помощи, в воспитании детей, в религии… Оно сказалось даже на студентах факультетов теологии и философии. В тридцатые годы это был изменчивый, но, по–видимому, успешный способ работы с клиентами; в сороковые Роджерс, хотя и не совсем определенно, сформулировал это как свою точку зрения… «Техника» консультирования превратилась в практику психотерапии, что породило теорию терапии и личности; гипотезы этой теории открывали совершенно новое поле исследований, из которых вырос новый подход к межличностным отношениям. Теперь этот подход проникает в сферу образования как способ облегчить обучение на всех уровнях. Это способ создания интенсивного группового опыта, повлиявший на теорию групповой динамики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Карл Роджерс

Карл Роджерс Карл Роджерс (1902 — 1987) представляет одно из наиболее влиятельных направлений в американской психологии. В основном его имя связывается с разработанным им методом терапии, который многим обязан Отто Ранку, одному из пионеров психоанализа, порвавшему с

Карл Роджерс (1902–1987)

Карл Роджерс (1902–1987) Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно — ориентирован — ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного

9.6 Гуманистическая психология

9.6 Гуманистическая психология Количество академических психологов и студентов, число журналов, научных и популярных книг, а также практикующих психологов всех специализаций сделало США гравитационным центром отрасли. Американская психология обладала влиянием во всем

Вместо предисловия

Вместо предисловия Эта книга — метод, а не концепцияЭта книга является методом и способом познания себя. Именно так к ней и следует относиться. Структура, форма и содержание данной книги скомпонованы так, чтобы помочь вам войти в новое для себя состояние сознания. Это

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987)

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен, где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Гуманистическая психология (ГП) (от лат. humanus – «человечный») представляет собой течение, занимающееся изучением смысловых структур человека. Как и когнитивная психология, ГП явилась противоположностью бихевиоризму и психоанализу, по

Глава 11.

Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук — парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с

5. Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ

5. Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ Во время конференции, на которой эта работа была зачитана впервые, меня попросили прокомментировать два момента – один включал в себя общую теорию психотерапии, основанную на теории научения, а другой – экзистенциальный подход

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке Карл Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и психиатрию, так и на образование. Он создал клиенто-центрированную терапию (client-centered therapy), был инициатором создания групп встреч (encounter groups),

Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу и Карл Роджерс

В этом видео я представляю краткое введение в идеи гуманистических психологов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Маслоу и Роджерс подчеркивали роль внутреннего стремления к самореализации или реализации своего величайшего потенциала в формировании личности.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть будущие видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Ознакомьтесь с моей книгой Master Introductory Psychology, альтернативой традиционному учебнику: http://amzn.to/2eTqm5s

Стенограмма видео

Привет, я Майкл Корайер, и это обзор психологического экзамена. В этом видео я собираюсь предоставить краткий обзор гуманистического подхода к психологии и того, как он может быть связан с личностью. Итак, чтобы сделать это, мы рассмотрим двух ведущих теоретиков гуманистической психологии, а это Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Итак, мы начнем с Авраама Маслоу , и вот фотография Маслоу здесь, и Маслоу, возможно, наиболее известен своей Иерархией Потребностей . И одна из идей его Иерархии Потребностей, о которой я расскажу подробнее в следующем видео, — это идея самореализации . Таким образом, Маслоу считал, что они были направлены на удовлетворение наших потребностей, но они также были направлены на то, чтобы раскрыть наш самый полный потенциал и что у всех нас есть внутреннее стремление к самореализации; стать лучшей версией себя, какой мы только можем быть, и что одна из наших целей в жизни должна состоять в том, чтобы стать самореализованным.

У Карла Роджерса была похожая идея, и вот фотография Роджерса здесь, и Роджерс сосредоточился на несоответствии между « реальным я » и « идеальным я ». Итак, это идея о том, что «настоящее я» — это то, кем мы на самом деле являемся, а затем «идеальное я» — это то, кем мы могли бы стать, и что у нас всегда будет некоторая пропасть между этими двумя, верно? Итак, что мы пытаемся сделать, так это двигаться к идеальному я, и вместо того, чтобы использовать термин «самоактуализация», Роджерс назвал это становлением «9». 0009 полностью функционирующий человек ». Это когда мы работаем над тем, чтобы стать нашим идеальным я. Мы становимся все ближе и ближе к раскрытию самого полного потенциала, который мы можем достичь.

И одной из вещей, которые, по мнению Роджерса, могли помешать этому процессу стать полностью функционирующим, были « условий стоимостью ». Итак, идея «условий ценности» — это своего рода ограничения, которые мы накладываем на себя; где мы верим, что мы приемлемы или достойны чьей-то любви, только если мы выполнили определенные условия. Поэтому мы можем подумать: «Ну, мои родители будут по-настоящему любить меня и заботиться обо мне только в том случае, если я добьюсь успеха в карьере, или если я выйду замуж, или если у меня будут дети» или что-то в этом роде. Так что это будут условия работы, которые искусственно созданы и могут помешать кому-то полноценно функционировать.

И у тебя могут быть достойные условия для себя. Поэтому я думаю: «Я хороший человек только в том случае, если я делаю X, Y или Z», и поэтому одна из целей терапии, согласно Роджерсу, заключалась в том, что терапевт должен культивировать то, что он назвал « безоговорочно позитивным отношением ». Таким образом, терапевт не создавал условия ценности, вместо этого клиент учился принимать себя независимо от конкретных мыслей или поведения. И что, как только они смогут это сделать, они смогут начать двигаться к тому, чтобы стать более полноценными.

Итак, это всего лишь краткий обзор этих идей, и мы более подробно рассмотрим гуманистическую психологию в следующем разделе, посвященном эмоциям и мотивации, а затем еще раз, когда мы будем говорить о подходах к лечению психологических расстройств. Я надеюсь, что вы нашли это полезным, если это так, пожалуйста, поставьте лайк видео и подпишитесь на канал, чтобы узнать больше. Спасибо за просмотр!

Гуманистический взгляд на личность | безграничная психология |

Гуманистическая теория личности Маслоу

Гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от базовых потребностей к самоактуализации.

Цели обучения

Кратко изложите гуманистическую теорию личности Маслоу. 0059 .

  • Маслоу расширил область гуманистической психологии, включив в нее объяснение того, как человеческие потребности меняются на протяжении всей жизни человека и как эти потребности влияют на развитие личности.
  • Иерархия потребностей Маслоу ранжирует человеческие потребности от самых основных физических потребностей до самых продвинутых потребностей самореализации. Человек должен усвоить и освоить каждый уровень потребности, прежде чем перейти к следующей потребности.
  • Маслоу изучал личности самоактуализирующихся людей и обнаружил, что у них много общего; он считал, что самоактуализация указывает на когерентный синдром личности и представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.
  • Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости, а также за их предвзятость к западной культуре.
  • Ключевые термины
    • трансцендентность : Высшее совершенство; превосходство.
    • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
    • самореализация : Согласно гуманистической теории, реализация своего полного потенциала; может включать творческое самовыражение, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям или желание дать обществу.

    Часто называемый в психологии «третьей силой», гуманизм был реакцией как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические нарушения, так и на взгляд бихевиористов на людей, пассивно реагирующих на окружающую среду. Двумя ведущими гуманистическими теоретиками, добившимися успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

    Гуманизм Абрахама Маслоу

    Как лидер гуманистической психологии Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточив внимание на субъективных переживаниях и свободе воли. В основном его интересовало врожденное стремление человека к самоактуализации — состоянию удовлетворения, в котором человек достигает наивысшего уровня своих возможностей. Маслоу позиционировал свою работу как жизненно важное дополнение к работе Фрейда, говоря: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, и теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной».

    В своем исследовании Маслоу изучал личности людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Он обнаружил, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, творчество, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя.

    Личность и иерархия потребностей

    Маслоу, пожалуй, наиболее известен своей теорией иерархии потребностей, в которой он предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Эти потребности варьируются от самых основных физиологических потребностей выживания до потребностей более высокого уровня самоактуализации и трансцендентности. Иерархию Маслоу чаще всего визуально представляют в виде пирамиды, в которой самые большие и фундаментальные физиологические потребности находятся внизу, а самые маленькие, самые продвинутые потребности в самореализации — наверху. Каждый уровень пирамиды должен быть удовлетворен, прежде чем двигаться вверх по пирамиде к более высоким потребностям, и этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

    Иерархия потребностей Маслоу : Абрахам Маслоу разработал человеческую иерархию потребностей, которая представлена ​​в виде пирамиды, чтобы показать, как люди перемещаются с одного уровня потребностей на другой. Сначала должны быть удовлетворены физиологические потребности, затем потребности в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности, затем в уважении и, наконец, в самоактуализации.

    Маслоу считал, что успешное удовлетворение каждого уровня потребностей жизненно важно для развития личности. Наивысшая потребность в самореализации представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала, и те люди, которые наконец достигли самоактуализации, как говорят, представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование. Маслоу расширил поле психологических исследований, включив в него полностью функциональных людей, а не только людей с психозами, и пролил более позитивный свет на психологию личности.

    Характеристики самоактуализаторов

    Маслоу рассматривал самоактуализаторов как величайших достижений человечества. Он изучал выдающихся личностей, чтобы лучше понять, какими характеристиками они обладали, что позволило им достичь самореализации. В своем исследовании он обнаружил, что многие из этих людей имеют определенные черты характера.

    Большинство самоактуализирующихся обладали большим чувством осознания, сохраняя почти постоянное удовольствие и трепет перед жизнью. Они часто описывали пиковых переживаний , во время которых они чувствовали такое сильное удовлетворение, что, казалось, превосходили самих себя. Они активно участвовали в деятельности, которая могла бы вызвать это чувство единства и осмысленности. Несмотря на этот факт, большинство из этих людей казались глубоко укоренившимися в реальности и были активными искателями проблем и их решениями. Они развили уровень принятия того, что нельзя было изменить, и уровень спонтанности и устойчивости, чтобы справиться с тем, что можно было изменить. У большинства из этих людей были здоровые отношения с небольшой группой, с которой они часто взаимодействовали. Согласно Маслоу, самоактуализированные люди указывают на когерентный синдром личности и представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.

    Критика теорий Маслоу

    Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости. Как и во всех ранних психологических исследованиях, были подняты вопросы об отсутствии эмпирических данных, использованных в его исследованиях. Из-за субъективного характера исследования целостный подход допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточное количество постоянных переменных, чтобы его можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности. Кроме того, иерархию потребностей обвиняли в культурной предвзятости, в основном отражающей западные ценности и идеологию. Критики утверждают, что эта концепция рассматривается относительно каждой культуры и общества и не может применяться повсеместно.

    Гуманистическая теория личности Роджерса

    Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.

    Цели обучения

    Кратко изложите гуманистическую теорию личности Роджерса

    Основные выводы

    Ключевые моменты
    • Карл Роджерс был влиятельным психологом-гуманистом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности.
    • Роджерс считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью (феноменальным полем), которая постоянно меняется. Со временем у человека вырабатывается я-концепция, основанная на обратной связи из этого поля реальности.
    • В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным.
    • Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. Насколько близко реальное «я» человека совпадает с его идеальным «я», называется конгруэнтностью.
    • Роджерс считал, что полностью функционирующие люди могут достичь «хорошей жизни», в которой они постоянно стремятся реализовать свой потенциал и позволяют своей личности проявляться из своего опыта.
    • Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных в исследованиях.
    Ключевые термины
    • целостный : Отношение к целому вместо разделения на части.
    • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
    • конгруэнтность : Пример или точка согласия или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса.
    • феноменальное поле : Наша субъективная реальность, все, что мы осознаем, включая объекты и людей, а также наше поведение, мысли, образы и идеи.

    Карл Роджерс : Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом, известным своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.

    Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения. Вместе с Абрахамом Маслоу он сосредоточился на потенциале роста здоровых людей и внес большой вклад в наше понимание себя и личности. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной. Они подчеркивали свободную волю и самоопределение, при этом каждый человек желал стать лучшим человеком, которым он может стать.

    Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира. Роджерс продвинул эту область, подчеркнув, что человеческая личность является активным, творческим, переживающим существом, которое живет в настоящем и субъективно реагирует на текущие восприятия, отношения и встречи. Он ввел термин актуализирующая тенденция, который относится к основному инстинкту человека добиваться успеха с максимально возможными способностями. С помощью личностно-ориентированного консультирования и научных терапевтических исследований Роджерс сформировал свою теорию развития личности, в которой подчеркивается свобода воли и огромный резервуар человеческого потенциала для добрых дел.

    Развитие личности и Я-концепция

    Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.

    Феноменальное поле : Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

    Роджерс считал, что любое поведение мотивировано стремлением к самоактуализации, которое побуждает человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими индивидуум формирует структуру «я» или я-концепцию — организованный, подвижный, концептуальный паттерн понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.

    Идеальное Я против Реального Я

    Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». идеальное я — это человек, которым вы хотели бы быть; настоящее я — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы испытываем конгруэнтность , когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна. Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое расхождение между нашим идеальным и действительным «я», мы переживаем состояние, которое Роджерс назвал «9». 0058 несоответствие , что может привести к дезадаптации.

    Безусловное положительное отношение

    В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди воспитываются в среде с 90 058 условно-положительным отношением, , в котором ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать или достигать этих условий, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует несоответствию и большему разрыву между реальным я и идеальным я.

    «Хорошая жизнь»

    Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «9».0058 хорошая жизнь». Эти люди позволяли личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

    1. Растущая открытость опыту — они уходят от оборонительной позиции.
    2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы соответствовать личности или самооценке.
    3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
    4. Свобода выбора — они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
    5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим собственным обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
    6. Надежность и конструктивность — им можно доверять, чтобы действовать конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
    7. Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

    Критика теорий Роджерса

    Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.

    Лицензии и атрибуции

    Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
    • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
    • Современная педагогическая психология/Глава 3: Развитие учащихся/социальное развитие: отношения и личные мотивы. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en.wikibooks.org/wiki/Contemporary_Educational_Psychology/Chapter_3:_Student_Development/Social_Development:_Relationships_and_Personal_Motives. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Иерархия потребностей Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • БЛОК 12: РАЗРАБОТКА. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCh22.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
    • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Абрахам Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • самореализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • превосходство. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Колледж OpenStax, психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:64/Психология. Лицензия : CC BY: Attribution
    • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Maslow%27s_Hierarchy_of_Needs.svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Fringe Psychology. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • Карл Роджерс. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • ЧАСТЬ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCH01.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
    • Феноменальная теория поля. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Phenomenal_field_theory. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • феноменальное поле. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • целостный. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
    • гуманистическая психология.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts