www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Социальная психология групп. О понятии «группа» в социальной психологии
Социальная психология групп. О понятии «группа» в социальной психологии. А.И. Донцов (Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 17-25.)
Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVII в. термин «группа» (от итальянского groppo, gruppo) использовался художниками и скульпторами для обозначения такого способа компоновки изобразительного материала, при котором фигуры, образуя доступное взору единство, производят целостное художественное впечатление. В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком.
Однако потребовалось целое
столетие, пока явление, обозначаемое
словом «группа», стало предметом
широкого и осознанного научно-
Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строгого объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е гг. XX в. главным объектом эмпирического (прежде всего экспериментального) изучения постепенно становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.
С 30-х гг. интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я.
Морено, М. Шерифа, К. Левина, его первых американских учеников Р. Липпита, Р. Уайта, Д. Картрайта, Л. Фестингера, к которым несколько позже примкнули А. Бейвелас, Дж. Френч, М. Дойч, Дж. Тибо, Г. Келли, заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.Что именно стремились и стремятся
понять психологи, изучая группы? Может
показаться парадоксальным, но, несмотря
на без малого полуторавековую традицию
социально-психологического исследования
человеческих общностей, проблемная область
их анализа осознана авторами отнюдь
не единодушно и не окончательно. В
чем состоят те фундаментальные
неясности, которые позволяют считать
группу в полном смысле слова проблемой
(от греч. «трудность, преграда») социально-психологического
знания? По моему мнению, история
и современное состояние
- Как первоначально номинальная общность некогда посторонних людей превращается в реальную психологическую общность? Благодаря чему возникают и в чем состоят феномены и процессы, знаменующие рождение группы как целостного психологического образования? Как появляется и проявляется групповая сплоченность?
- Каков цикл жизнедеятельности группы от момента возникновения до распада? Каковы предпосылки и механизмы ее перехода от одного качественного состояния к другому? Какие факторы определяют длительность существования группы?
- Какие процессы обеспечивают стабильность и эффективность функционирования группы как коллективного субъекта общей деятельности? Каковы способы стимуляции ее продуктивности? Как возникает и реализуется руководящее начало групповой активности? Как происходит функционально-ролевая дифференциация членов группы либо ее подгрупп? Влияет ли структура взаимодействия людей в группе на характер их межличностных отношений?
- Как зависит психологическая динамика группы от ее положения в обществе? В какой степени социальный статус группы предопределяет траекторию ее жизненного пути? Как связаны внутригрупповые процессы и феномены с особенностями межгрупповых отношений данной группы?
- Происходит ли что-либо с человеком, когда он становится членом группы? Изменяются ли его взгляды, ценности, привычки, пристрастия? Если да, каковы механизмы воздействия группы на личность и насколько глубоки его последствия? Может ли и при каких условиях отдельная личность выступить фактором групповой динамики? Как сказываются на судьбе группы индивидуально-психологические особенности ее участников?
Многообразие социальных объединений,
выступавших объектами
Детальный анализ социально-психологических
представлений о природе
- включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений;
- наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находиться в Hejt, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребностей каждого;
- сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний;
- длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригруп-повых коммуникаций, но и коллективных истории-(традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их;
- разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплементарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений;
- наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и т.
- осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами иных объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта, стимулирующего рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации самовосприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных особенностей;
- признание данной человеческой общности как группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев, сколь бы схематичны, ригидны и пристрастны они ни были стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений, возможно, позволяют сомневаться в их истинности, но отнюдь не препятствуют эффективному опознанию и категоризации как самих групп, так и их участников.
Каким образом ограниченная в социальном
пространстве совокупность людей приобретает
названные признаки социальной группы?
Благодаря чему исторически конкретное
множество лиц становится коллективным
субъектом социально-
Говоря о психологии социальной
группы, до сих пор мы пытались определить,
какие свойства должна приобрести некая
совокупность людей, чтобы стать
действительной человеческой общностью!
Анализ социально-психологических
трактовок группы к таким свойствам
позволил отнести устойчивость существования,
преобладание интегративаных тенденций,
достаточную отчетливость групповых
границ, возникновение чувства «Мы»,
близость норм и моделей поведения
и другие» перечисленные выше.
Попробуем теперь подойти к той
же проблеме с иной стороны. Задумаемся
(чего должна быть лишена социальная группа,
чтобы, утратив названные свойства,
превратиться в номинальную совокупность
людей, не обладающую какой бы то ни
было «коллективной психологией»?.
В другой формулировке: чел отличается
условная группа лиц, обычно выделяемая
в статистике, от реальной?. Ответ
не прост, но очевиден – отсутствием
взаимосвязи и
Формы групповой взаимозависимости
людей столь же многообразны, как
сами человеческие объединения. Это
язык, территория, одежда, каналы коммуникаций,
обычаи, традиции, ритуалы, символы, убеждения,
верования, объединяющие представителей
этнических, политических, религиозных
и других больших групп. Это общее
зрелище, массовое действие или событие
– концерт рок-звезды, демонстрация,
стихийное бедствие, временно сближающие
порой значительное количество посторонних
лиц. Это непосредственно
Простые и сложные, прямые и опосредованные
межиндивидуальные связи
Что такое группа в психологии?
Группы являются важной частью нашей жизни. Поскольку все мы являемся членами разных групп. Некоторые из этих групп являются формальными, например, гражданство какой-либо страны. Другие группы являются неформальными, например, однокурсники, с которыми вам поручено работать над классным проектом. Группа в психологии относится к организованной системе из двух или более людей, которые имеют общее значение и оценку самих себя и объединяются для достижения общих целей. Другими словами, группа — это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, принимают права и обязанности членов, разделяющих общую идентичность.
Характеристики группы в психологии
- Группа состоит из двух или более человек, которые считают себя частью группы. Они также считают себя отличными от другой группы.
- Члены группы имеют общие мотивы и цели. Члены группы работают либо над достижением определенной цели, либо над устранением угроз, с которыми сталкивается группа.
- Члены группы взаимозависимы друг от друга, а это означает, что действия одного члена группы могут также иметь последствия для других членов.
- Разные члены группы выполняют разные задачи, и ожидается, что они будут выполнять разные задачи для группы. Короче говоря, члены группы выполняют разные роли. Иногда участникам назначают роли, в противном случае они постепенно приобретают определенные роли.
- Взаимодействие членов группы структурировано набором норм или ролей. Нормы говорят нам, как члены группы должны вести себя в группе.
Этапы формирования группы
Члены группы не становятся частью группы с момента присоединения к ней, они проходят разные этапы. Такман и Дженсен, 19 лет77 предполагают, что группа проходит следующие пять последовательностей развития:
а. Стадия формирования: На стадии формирования члены группы встречаются впервые. Существует неопределенность в отношении членов группы, целей и процесса, с помощью которого цель будет достигнута. Они оценивают группу, чтобы выяснить, могут ли они ладить с группой, а также познакомиться с другими членами группы.
б. Этап штурма: Этот этап отмечен внутригрупповым конфликтом. Между участниками возникает конфликт по поводу того, как достичь цели, как выполнять задачи и кто будет контролировать группу и ее ресурсы. Если этот этап успешно завершен, группа развивает своего рода лидерство и видение того, как достичь цели.
в. Стадия нормирования: На этой стадии члены группы вырабатывают нормы, связанные с групповым поведением. Нормы — это неявные правила, которые информируют людей о том, что от них ожидается. Этот этап приводит к развитию положительной групповой идентичности.
д. Стадия выступления: . На этом этапе группа эволюционировала, и ее принимают все участники. Группа идет к достижению своих групповых целей. Это может быть последний этап во многих группах.
эл. Отложенный этап: Для некоторых групп, таких как организационная группа для функционирующего комитета в школе. После выполнения функции группа распадается. Для некоторых групп существует дополнительный этап, называемый этапом закрытия, на котором группа принимает решение о роспуске. Некоторые участники могут быть довольны выступлением, а некоторые могут быть недовольны прекращением встреч с членами группы.
Типы групп в психологии
Группы различаются по многим параметрам. Некоторые группы состоят из крупных членов (например, страны), некоторые — из мелких (например, семьи). Некоторые группы недолговечны (например, оргкомитет работы в школе), некоторые остаются вместе на долгие годы (например, религиозная группа). Существует много других типов групп, но в целом они классифицируются следующим образом:
- Первичная и вторичная группы
- Формальные и неформальные группы
- Ингруппа и аутгруппа
1. Первичная и вторичная группы
Первичная группа — это ранее существовавшая группа, которую люди не выбирают, а передают им по наследству . Например, семья, каста и религия. Эти группы играют центральную роль в функционировании человека и играют важную роль в раннем развитии ценностей и идеалов человека. Вторичные группы — это те группы, к которым человек присоединяется по своему выбору, например, члены определенной партии. В таких группах отношения с членами более безличные, непрямые и менее частые.
2. Формальные и неформальные группы
Формальные и неформальные группы различаются по степени, в которой функции группы сформулированы явно и формально. В случае формальных групп функции указаны явно, а роли, выполняемые членами группы, указаны явно. В такой группе также существуют нормы, помогающие навести порядок в группе. Однако в случае неформальных групп, таких как круги друзей, формирование не основано на правилах или законах, и между членами группы существуют тесные отношения.
3. Ингруппа и аутгруппа
Люди часто сравнивают себя с другими, точно так же люди сравнивают группы, к которым они принадлежат, с другими группами, частью которых они не являются. Термин «внутренняя группа» относится к группе, к которой мы принадлежим. Люди в ингруппе обычно рассматриваются как похожие, благоприятные и с желаемыми чертами. Аутгруппа относится к другой группе, к которой человек не принадлежит. Люди из чужой группы рассматриваются по-разному и часто воспринимаются негативно по сравнению с членами своей группы.
Заключение
Группа в психологии является важным понятием. Эволюционные теоретики предполагают, что группы необходимы для выживания человека. Группы удовлетворяют социальные и психологические потребности человека, такие как чувство принадлежности, уделение и получение внимания, любви и власти. Они также приносят важные преимущества членам, включая повышение самопознания, прогресс в достижении важных целей и самосовершенствование.
Исследовательские группы | Кафедра психологии
Body
Группа по установкам и убеждению
GAP была основана в Университете штата Огайо в 1987 году. суждение. Группа собирается еженедельно в течение учебного года, чтобы планировать исследования, обсуждать завершенные исследования и выслушивать как официальные, так и неформальные выступления внутренних и внешних докладчиков. На этой веб-странице вы можете найти текущее расписание GAP и информацию как о постоянных членах GAP, так и о выпускниках.
Веб-сайт группы
Группа по интересам в области социального поведения
Группа по интересам в области социального поведения состоит из членов университетского сообщества, интересующихся социально-психологическими исследованиями. SBIG поддерживает активную программу приглашенных спикеров. Группа встречается еженедельно, чтобы услышать, как докладчики рассказывают о своих недавних исследованиях. С 1990 года SBIG пригласила множество выдающихся приглашенных докладчиков. Презентации включали современные проблемы изучения отношений, социального познания, предубеждений и стереотипов, а также вопросы прикладных исследований в области здоровья и потребительского поведения.
Веб-сайт группы
Исследовательская группа социального познания
Миссия Исследовательской группы социального познания OSU (SCRG) состоит в содействии пониманию явлений, важных для социальной психологии, путем критического изучения когнитивных факторов, которые лежат в основе или связаны с те явления. Группа особенно заинтересована в изучении трех конкретных феноменов: (1) когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия, памяти и оценки социальных стимулов; (2) влияние социальных, культурных и аффективных процессов на обработку информации; и (3) поведенческие и межличностные последствия когнитивных процессов.
Веб-сайт группы
Группа когнитивных нейробиологов
У нас есть активное сообщество когнитивных нейробиологов на факультете психологии и других факультетах штата Огайо. В различных лабораториях используется МРТ-сканер 3T Siemens Trio в Центре когнитивной и поведенческой визуализации головного мозга (CCBBI) или новое электроэнцефалографическое оборудование мирового класса с двумя испытательными комнатами с электромагнитным экраном и звукоизоляцией, в каждой из которых установлены собственные активные продукты для мозга. -электродная система ЭЭГ для изучения восприятия, памяти, принятия решений, развития и клинических состояний. Если вы заинтересованы в изучении когнитивной нейробиологии для обучения в аспирантуре, свяжитесь с соответствующим факультетом и подайте заявку на соответствующую область в программе магистратуры по психологии. Регулярные встречи пользователей МРТ — это форум для обмена идеями и опытом в нашем сообществе, а также для притока новых идей от приглашенных докладчиков.