Социальная психология группы: Социальная психология групп

Содержание

Что такое социальная группа. Структура и психологические особенности группы людей

Говоря о своей принадлежности к какому-то сообществу, мы чаще всего имеем в виду профессиональный коллектив, семью или этнос. Но человек одновременно является членом множества разнообразных социальных образований, которые принято называть группами. И общество – это сложная система групп, связанных между собой многочисленными связями. Поэтому группа считается одним из важнейших объектов социальной психологии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Группа как общность людей
  • 2 Социальная группа как система отношений
    • 2.1 Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы
    • 2.2 Признаки социальной группы
  • 3 Виды групп
    • 3.1 Большие и малые группы
    • 3.2 Формальные и неформальные
    • 3.3 Первичные и вторичные
    • 3.4 Референтные группы
  • 4 Структура малой группы на основании социометрии

Группа как общность людей

Учитывая разнообразие групп и функций, которые они выполняют в обществе, дать точное определение этому социально-психологическому объекту непросто.

В современной науке есть несколько подходов к пониманию сущности группы. Один из них – максимально широкий – оценивает как группу любую совокупность людей, объединенных чем-то общим. Это может быть одинаковая деятельность, в том числе профессиональная, общие интересы, цель, верования, и даже просто нахождение в одном месте. При этом люди могут не знать друг друга лично, а то даже и не задумываться о своей принадлежности к этой группе.

В таком случае понятие «группа» равнозначно понятию «общность», и к нему принадлежа:

  • семья и этнос;
  • профессиональный коллектив и очередь в киоск;
  • студенческая группа и студенчество как особая категория людей.

Хотя такое определение группы не предполагает обязательных межличностных отношений между ее членами, но все же принадлежность к общности накладывает отпечаток на людей, на их поведение и мировоззрение. Им присущи общие психологические качества, характерные черты, взгляды и приемы профессиональной деятельности.

Нередко схожей бывает манера речи и лексики, например, профессиональный или студенческий сленг. Поэтому мы можем создать обобщенный портрет, допустим, студента, футбольного болельщика, врача, ученого и т. д.

Социальные группы, как простые общности, в большей степени изучает социология. А в социальной психологии совокупности людей, в которых отсутствуют межличностные связи и представление об общих целях и задачах, называют условными группами, в отличие от реальных, предполагающих сложную систему отношений.

Социальная группа как система отношений

Каждый человек – это уникальная, неповторимая личность, обладающая своими индивидуальными качествами, особенностями характера, интересами, взглядами. Но несмотря на всю уникальность, человек нуждается в других людях для достижения целей, развития, да и просто выживания. Эта потребность во взаимодействии, в общении и считается основой реальных социальных групп, тех, что изучает психология.

Процесс взаимодействия предполагает, с одной стороны, наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Например, несколько деловых партнеров хотят открыть спортивный клуб. Они все заинтересованы в этом и все вносят свой вклад в общую деятельность. Или поклонники, увлеченные творчеством музыкальной группы, организуют сообщество фанатов. С другой стороны, в процессе взаимодействия раскрываются личные качества людей и рождаются межличностные отношения. А это, пожалуй, самое важное и ценное, что есть в нашей жизни.

Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы

Любая реально существующая и устойчивая группа предполагает наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Понятие «общегрупповая цель» иногда путают с одинаковой для всех членов группы целью. Например, получение диплома о высшем образовании – общая цель для всех студентов вуза, но она не требует согласованных усилий для ее достижения, то есть совместной деятельности. Каждый студент учится сам по себе. Значит, эта цель не может быть основой существования группы. А вот организация спортивного клуба, включающая в себя аренду и ремонт зала, приобретение оборудования, поиск хороших тренеров и т.

д., — это общегрупповая цель.

С групповой целью связаны и общие интересы. Это вовсе не значит, что у членов группы нет личных интересов, не совпадающих с общими. Но на этапе достижения цели они имеют меньшее значение, чем групповые, или подчиняются им.

По сути дела, все общегрупповые явления складываются в процессе совместной деятельности людей:

  • сплоченность группы, растущая по мере осознания людьми важности общей цели и потребности в ее достижении;
  • структура, которая проявляется в распределении функций и установлении иерархии;
  • психологический климат, как особая эмоциональная атмосфера, окрашивающая отношения людей;
  • культура группы – то, что отличает ее от других сообществ: традиции, нормы, ценности, сленг, нравственные принципы и приоритеты;
  • общественное мнение – оценка происходящих событий, разделяемая большинством членов группы;
  • социальные статусы членов группы, которые отражают и включенность людей в совместную деятельность, и отношение к ним одногруппников.

Чем более серьезная и важная цель стоит перед группой, тем выше зависимость людей друг от друга и более прочные отношения между ними. Конечно, важным условием является принятие общегрупповой цели и осознание ее важности всеми членами группы. И вот здесь нередко возникает серьезная психологическая проблема.

А если в группе нет представления о единой цели и отсутствует потребность в совместной деятельности? Такое случается в формальных группах, образованных на основании какого-то официального документа (приказа, постановления, решения и т. д.). По сути, эти группы представляют просто людей, собранных в одном месте, их еще называют диффузными, так как они не связаны межличностными отношениями. Примером такой группы можно считать первый класс в школе. Какую деятельность в этом случае можно считать общегрупповой? Учебу? Нет, она не требует согласованных усилий и не связана с общегрупповой целью.

Чтобы решить эту проблему и сплотить группу, не связанную общими целями, опытные педагоги выдумывают их – устраивают соревнования, конкурсы, походы, общешкольные мероприятия, к которым класс должен готовиться сообща.

С такой же проблемой сталкиваются супруги, которые после нескольких лет совместной жизни обнаруживают, что страстная любовь прошла и их ничего больше не связывает, кроме общей жилплощади. Проблему могут решить дети, да и то не всегда. Именно отсутствие общей цели и утрата общих интересов часто становится причиной распада семьи.

Признаки социальной группы

Несмотря на разнообразие, социальные группы имеют ряд общих признаков. Анализируя их содержание, психологи могут дать развернутую характеристику группе, описать существующие в ней отношения и прогнозировать дальнейшее развитие. Кроме основного показателя – наличия взаимодействия для достижения общей цели – можно назвать следующие признаки группы:

  • Интегральные характеристики, которые, с одной стороны, формируются в процессе взаимодействия, а с другой, словно цемент, скрепляют отношения в группе. К ним относятся групповые интересы, нормы, традиции, ценности, общественное мнение, психологический климат.
  • Структура группы, включающая в себя основные функции и роли, иерархию статусов и микрогруппы, входящие в социум.
  • Композиция – это комплекс индивидуально-личностных особенностей членов группы, важных для успеха совместной деятельности. Для разных групп они могут быть различны: пол, возраст, национальность, профессиональная принадлежность, качество образования и социальное положение.
  • Уровень социальной активности членов группы, согласованность их усилий, заинтересованность в достижении цели и поддержании отношений друг с другом.

Есть еще один значимый показатель, который хоть и не принадлежит к общегрупповым признакам, играет важную роль в отношениях людей. Это чувство аффилиации – ощущение единения с группой. Оно переживается не просто как желание быть частью сообщества, а как потребность в позитивных взаимоотношениях с людьми, стремление завоевать их доверие и симпатию, готовность самому доверять членам группы и уважать их.

Виды групп

Социальные группы составляют сложную структуру общества и выполняют в нем различные функции. Поэтому существует множество классификаций групп: по количеству, способу образования, характеру взаимодействия и т. д. Вот основные их типы.

Большие и малые группы

Различия между этими двумя видами количественные, но четкую границу между ними провести сложно. Традиционно к большим относят группы, численность которых превышает 30-40 человек. Но есть и другой, более удобный критерий. Малой группой считается такая, в которой возможны личные контакты между всеми членами группы. Тогда как в больших это затруднительно, и значительная часть входящих в них людей даже не знакомы друг с другом. Поэтому малые группы еще называют контактными. К ним можно отнести семьи, сообщества друзей, небольшие трудовые коллективы, школьные классы, студенческие группы и др.

Иногда наряду с большими (этносами, религиозными конфессиями, политическими партиями, классами и др.) выделяют средние группы: коллективы крупных предприятий, учебных заведений, фан-клубы и т. д. Средние группы по количественному признаку ближе к большим, а по общим интересам и целям – к малым.

Большие группы в свою очередь разделяются на организованные (классы, партии, политические союзы и др. ) и неорганизованные или стихийные: масса, толпа и публика.

Формальные и неформальные

Эти два вида групп относятся к малым или средним, но отличаются по характеру образования или по причине возникновения. Основной причиной образования неформальных групп является взаимная симпатия (друзья, семья) или общие интересы. Уже на самом первом этапе развития представители этих групп проявляют заинтересованность друг в друге, желание общаться.

Формальные группы – это часть более крупных социальных образований, и создаются они на основании формального решения или какого-то официального документа. Как правило, цель и задачи этих групп заданы извне, например, назначенными руководителями или педагогами. Поэтому взаимная заинтересованность и межличностные отношения формируются в этом случае постепенно.

Первичные и вторичные

Данная классификация стоит особняком, так как многие характеристики этих групп совпадают с неформальными и формальными. Критерием для различения первичных и вторичных групп служит степень эмоциональности контактов. Первичные возникают на основе взаимной симпатии, как, например, семейные пары или сообщества друзей. А основа вторичных – формальная, поэтому отношения между людьми, в том числе симпатия и взаимная привязанность, если и складываются, то носят вторичный характер.

Референтные группы

Это особый вид групп, которые не всегда имеются в реальности и нередко существуют только в воображении индивида. Но тем не менее они играют важную роль в социальной самоидентификации человека. Референтная группа – это своеобразный эталон, с которым человек сравнивает свои действия, поступки, решения. Нормы, принятые в этой группе, становятся обязательными для него, а установки и ценности формируют его личность. Индивид не всегда принадлежит к референтной группе. Так, для подростка в качестве референтной группы может выступать и компания более старших ребят, и своя спортивная команда, и отряд наемных воинов из любимого телесериала.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом.

В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

психологические особенности больших и малых групп

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа»». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

1. Группы: их виды, размеры, структура.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разно-образными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в «жизненных» (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти «большие» группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие «группы», сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой » Социальная психология, с. 194″:

Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы», представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

социальных групп в психологии | Практическая психология

Практическая психология

Психология изучает индивидуальный разум, но взаимодействие нескольких разумов в социальных группах также важно для психологов и поведения людей. Давайте определим, что такое «социальная группа» и с какими типами социальных групп вы можете взаимодействовать каждый день.

Что такое социальная группа?

Какие социальные группы существуют сегодня?

Типы групп

Почему важны социальные группы?

Как социальные группы влияют на вас и других

Что такое социальная группа?

Некоторые из важных факторов, которые делают группу «социальной группой», включают:

  • Состоят как минимум из двух человек
  • Связаны вместе некоторым сходством0024
  • Способствовать чувству сопричастности (иногда это называют «интуитивностью») поведения 
  • Взаимная осведомленность друг о друге

Группа против совокупности против категории

Допустим, вы в баре. В баре тоже около 100 человек. Вы социальная группа?

Не совсем так. Хотя вы все присутствуете в баре одновременно, вы не работаете для достижения общей цели. Не каждый посетитель чувствует себя причастным, когда входит в бар. Если один из завсегдатаев бара попытался повлиять на ваше поведение, вас может не убедить только то, что он находится в том же баре, что и вы.

Совокупность людей, находящихся вместе в одном и том же месте в одно и то же время, называется совокупностью.

Хорошо, а как насчет людей, которые считают себя принадлежащими к группе людей на основе определенных характеристик? Все ли женщины, мужчины, ЛГБТК или евреи являются членами социальных групп?

Не совсем так. Не все женщины существуют вместе в одном времени и пространстве. Женщины из разных стран, из разных профессий и из разных возрастных групп имеют разные цели и могут не чувствовать себя принадлежащими друг другу.

Люди, которые просто имеют набор схожих характеристик, относятся к категории людей.

Какие социальные группы существуют сегодня?

Сегодня психологи и социологи изучают многие типы социальных групп, в том числе:

  • Семьи
  • Друзья
  • Компании и организации
  • Братства и женские клубы
  • Клубы
  • Религиозные группы

Типы групп

Теперь, когда мы определили различные группы, давайте рассмотрим различные примеры групп.

Первичная и вторичная

Во-первых, я хочу отметить, что есть первичные и вторичные группы. Первичные группы, такие как ваши ближайшие родственники или сестры из женского общества, — это группы, которые разделяют личные отношения. Часто люди в первичной группе любят друг друга. Они выбирают быть в группе друг с другом.

Второстепенные группы больше. Хотя все в группе могут не иметь тесных эмоциональных связей, все участники работают для достижения общей цели. Ваши коллеги или группа волонтеров в приюте для животных могут считаться вторичной группой.

Формальный и неформальный Давайте посмотрим на пример, который я использовал в категории «основная группа». Ваши ближайшие родственники функционируют совсем иначе, чем глава вашего женского общества. В то время как одна из этих групп считается формальной группой, другая является неформальной.

Формальные группы придерживаются определенного набора правил и политик. Женское общество можно считать формальной группой. Студенты в университете, которые придерживаются руководящих принципов университета, также входят в формальную группу. Семьи, политические партии и ваша группа карточных игр в пятницу вечером считаются неформальными группами.

Внутренние и чужие группы 

Есть члены вашей семьи, а есть люди, которые не входят в вашу ближайшую семью. Это различие столь же важно, как и различие между кем-то в формальной группе и кем-то в неформальной группе.

Группа, к которой вы (или субъект) принадлежите, является «своей группой». Ваша ближайшая семья — это ваша группа. Если вы принадлежите к Phi Sigma Pi, ваше братство является «своей группой». Если вы принадлежите к политической партии, эта партия для вас является «своей группой».

Группы, не входящие в ваши группы, называются «чужими группами». Другие семьи являются аутгруппами. Студенты, которые учатся в других университетах или принадлежат к другим греческим общественным организациям, являются частью чужих групп. Люди в политических партиях, не входящих в ту, к которой вы принадлежите, относятся к «чужим группам».

Это различие часто встречается в социальной психологии. Почему? Мы склонны относиться к людям в своих и чужих группах немного по-разному.

Почему важны социальные группы?

Без социальных групп не было бы социальной психологии. Опять же, без социальных групп мы, вероятно, не продвинулись бы далеко как вид.

Одно дело изучать, как работает индивидуальный разум. Ваши индивидуальные черты обусловлены вашей генетикой или вашим опытом? Стоит ли смотреть на свою психику в целом или разбивать ее на отдельные части?

Но когда участвуют группы, на вопросы становится намного сложнее ответить. Мы все можем вспомнить время, когда группа заставила нас сделать что-то, чего мы не хотели делать. Сам по себе ты бы так себя не вел, но чтобы вписаться в группу, ты все равно это сделал. Иногда такое поведение полезно, например, участие в акции протеста или пребывание дома во время глобальной пандемии. Иногда такое поведение не очень хорошо. Иногда это немыслимо.

Как социальные группы влияют на вас и других

В 2017 году продажи классической книги «1984» резко выросли. Хотя книга была написана в 1949 году, она попала в список бестселлеров. Люди считали, что антиутопия романа не так уж далека от того, что стране предстоит пережить в ближайшие четыре года.

Если вы еще не читали «1984», самое время внести его в свой список для чтения. Конечно, это художественная литература, но она оказала глубокое влияние на литературу и даже на психологию.

Через несколько лет после публикации «1984» психолог Ирвинг Дженис начал изучать «групповое мышление». Групповое мышление было новым термином, заимствованным из лексикона 1984. Групповое мышление возникает, когда группа людей собирается вместе и с целью достижения гармонии внутри группы оставляет рациональность и логику за дверью.

Каждый вечер в новостях можно увидеть групповое мышление. Примеры группового мышления на протяжении всей истории варьируются от глупых до пугающих и ужасно жестоких. Легко сидеть вне группы, «пьющей Kool-Aid» и осуждать их за их иррациональность. Но психологи, изучающие социальные группы и социальную психологию, знают, что пребывание в группе может быстро и опасно затуманить чьи-то суждения.

Почему люди совершают злодеяния? Почему они совершают насилие? Какое отношение к этому имеет принадлежность к группе? На эти вопросы надеются ответить исследования социальных групп и социальной психологии.

[ссылка на статью]

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

10.1 Понимание социальных групп – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

Глава 10. Рабочие группы: деятельность и принятие решений

  1. Определите факторы, которые создают социальные группы и представления об инициативности.
  2. Дайте определение концепции социальной идентичности и объясните, как она применима к социальным группам.
  3. Проанализируйте этапы развития и роспуска группы.
Рис. 10.2. Мы работаем вместе в социальных группах, чтобы выполнять задачи и принимать решения.

Хотя может показаться, что мы можем легко распознать социальную группу, когда сталкиваемся с ней, на самом деле не так просто определить, что делает группу людей социальной группой. Представьте себе, например, полдюжины человек, стоящих в очереди на кассе в супермаркете. Вы, вероятно, согласитесь, что этот набор людей не следует рассматривать как социальную группу, потому что люди не связаны друг с другом осмысленными отношениями. И люди, которые смотрят фильм в театре или посещают большой лекторий, также могут рассматриваться просто как люди, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но не связаны как социальная группа.

Конечно, группа индивидуумов, находящихся в настоящее время в одном месте, может тем не менее легко превратиться в социальную группу, если произойдет что-то, что сведет их «вместе». Например, если человек в очереди к кассе в супермаркете внезапно рухнет на пол, вполне вероятно, что окружающие начнут работать вместе, чтобы помочь ему. Кто-то вызовет скорую помощь, другой может сделать сердечно-легочную реанимацию, а третий может попытаться связаться с его семьей. Точно так же, если бы кинотеатр загорелся, сформировалась бы группа, когда люди попытались бы покинуть кинотеатр. И даже класс студентов может почувствовать себя группой, если преподаватель постоянно хвалит его за то, что он лучший (или худший) класс, который у него когда-либо был. Было непросто охарактеризовать, что такое «что-то», что делает группу группой, но использовался один термин (Кэмпбелл, 1958; Ликель и др., 2000). Инициативность относится к чему-то вроде «групповости» — восприятию либо самими членами группы, либо другими, что люди вместе составляют группу .

Концепция инициативности важна как в отношении того, как мы рассматриваем свои группы, так и с точки зрения нашего восприятия и поведения по отношению к нашим внешним группам. Например, сильное восприятие внутригрупповой субъектности может помочь людям сохранить чувство коллективной самооценки перед лицом сложных обстоятельств (Bugie, Usborne, de la Sablonniere, & Taylor, 2011). Восприятие наших внутренних групп как более инициативных также может помочь нам удовлетворить наши индивидуальные психологические потребности (Crawford & Salaman, 2012). Что касается наших чужих групп, то наше восприятие их инициативности может влиять как на наше просоциальное, так и на антиобщественное поведение по отношению к ним. Например, хотя в некоторых ситуациях люди могут чувствовать себя более ксенофобно по отношению к внешним группам, которые они считают более инициативными (Ommundsen, van der Veer, Yakushko, & Ulleberg, 2013), в других контекстах они могут предпочесть пожертвовать больше денег, чтобы помочь более инициативным внешним группам. (Смит, Фаро и Берсон, 2013 г.).

Одна из детерминант энтитативности — когнитивная — восприятие сходства. Как мы видели в наших обсуждениях симпатии и любви, сходство важно во многих измерениях, включая убеждения, ценности и черты. Группа может быть группой лишь в той мере, в какой ее члены имеют что-то общее; как минимум, они похожи, потому что все они принадлежат группе. Если группа людей интересуется одними и теми же вещами, разделяет одни и те же мнения и убеждения или работает вместе над одной и той же задачей, то, по-видимому, они должны рассматриваться — как самими собой, так и другими — как группа. Однако, если между людьми есть много различий, особенно в их целях, ценностях, убеждениях и поведении, то их с меньшей вероятностью будут рассматривать как группу.

Учитывая множество различий, которые мы обсуждали в других главах между представителями индивидуалистических и коллективистских культур с точки зрения того, как они видят свой социальный мир, не должно вызывать удивления тот факт, что разные типы сходства сильнее связаны с восприятием субъектности в каждом типе. культуры. Например, было обнаружено, что сходство с точки зрения личных качеств более тесно связано с инициативностью у американских участников по сравнению с японскими, при этом обнаружена противоположная картина сходства с точки зрения общих целей и результатов (Kurebayashi, Hoffman, Ryan, & Murayama, 2012). ).

Таким образом, люди обычно объединяются в группы именно потому, что они похожи. Например, возможно, все они интересуются игрой в покер, или ходят за одной футбольной командой, или любят боевые искусства. А группы с большей вероятностью распадаются, когда члены группы становятся непохожими и, следовательно, не имеют достаточно общего, чтобы удерживать их вместе (Crump, Hamilton, Sherman, Lickel, & Thakkar, 2010; Miles & Kivlighan, 2008).

Хотя сходство важно, это не единственный фактор, создающий группу. Группы обладают большей инициативностью, когда члены группы часто взаимодействуют и общаются друг с другом (Johnson & Johnson, 2012). Хотя общение может происходить в группах, которые собираются вместе в одном месте, оно также может происходить между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Например, члены исследовательской группы, которые регулярно общаются по Skype, могут часто взаимодействовать и чувствовать себя группой, даже если они никогда не встречаются или редко встречаются лично.

Взаимодействие особенно важно, когда оно сопровождается — степенью взаимозависимости членов группы друг от друга в достижении цели . В некоторых случаях, особенно в рабочих группах, взаимозависимость предполагает необходимость совместной работы для успешного выполнения задачи. Люди, играющие в бейсбол, зависят друг от друга, чтобы иметь возможность играть в игру, а также хорошо играть. Каждый человек должен выполнять свою работу, чтобы группа функционировала. Мы также взаимозависимы, когда работаем вместе над написанием исследовательской статьи или созданием классного проекта. Когда члены группы взаимозависимы, они сообщают, что больше любят друг друга, склонны к сотрудничеству и общению друг с другом в большей степени и могут быть более продуктивными (Deutsch, 19).49).

Еще один аспект рабочих групп, члены которых проводят некоторое время, работая вместе, и который делает их «групповыми», заключается в том, что они вырабатывают групповую структуру — стабильные нормы и роли, которые определяют надлежащее поведение для группы в целом и для каждого из ее участников. члены. Соответствующие социальные нормы для групп включают обычаи, традиции, стандарты и правила, а также общие ценности группы. Здесь особенно важны те, которые определяют ожидаемое поведение членов группы . Некоторые из них  говорят членам группы, что делать , а некоторые –  , которые говорят   им, что не делать . В целом, чем более четко определены и широко согласованы нормы в группе, тем больше инициативы будут чувствовать члены группы.

Эффективные группы также разрабатывают и назначают социальные роли (ожидаемое поведение) членам группы. Например, некоторые группы могут быть структурированы таким образом, что у них есть президент, секретарь и множество различных рабочих комитетов. Разные роли часто имеют разные уровни статуса или воспринимаемой власти и эти иерархии. В целом группы более эффективны, когда роли, назначенные каждому члену, четко определены и соответствуют навыкам и целям этих людей. Кроме того, если у участников более одной роли, например, игрок и тренер, важно, чтобы эти роли были совместимы, а не противоречили друг другу. Таким образом, высокоэффективные группы могут избежать помещения участников в категорию . это   возникает , когда люди испытывают несовместимые требования и ожидания внутри или между ролями, которые они занимают , , что часто негативно влияет на их способность добиться успеха в этих ролях (Forsyth, 2010).

Хотя когнитивные факторы, такие как воспринимаемое сходство, коммуникация, взаимозависимость и структура, часто являются важными частями того, что мы подразумеваем под группой, они не всегда необходимы. В некоторых ситуациях группы могут рассматриваться как группы, даже если у них мало независимости, коммуникации или структуры. Отчасти из-за этой трудности альтернативный подход к мышлению о группах, очень важный в социальной психологии, использует аффективные чувства, которые мы испытываем по отношению к группам, к которым мы принадлежим. Как мы уже читали, социальная идентичность относится к той части самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах (Hogg, 2003). Как правило, поскольку мы предпочитаем оставаться в группах, которые нам нравятся, результатом членства в группе является позитивная социальная идентичность — наше членство в группе заставляет нас чувствовать себя хорошо.

В соответствии с подходом, основанным на социальной идентичности, группа является группой, когда ее члены испытывают социальную идентичность — когда они частично определяют себя группой, к которой они принадлежат, и чувствуют себя хорошо в отношении своего членства в группе (Hogg, 2010). Эту идентичность можно рассматривать как тенденцию со стороны человека говорить позитивно о группе с другими, общее удовольствие быть частью группы и чувство гордости, которое исходит от членства в группе. Поскольку идентичность является такой важной частью членства в группе, мы можем попытаться создать ее, чтобы чувствовать себя хорошо как в отношении нашей группы, так и в отношении самих себя. Возможно, вы знаете некоторых людей (может быть, вы один из них), которые носят одежду своей спортивной команды, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, потому что они хотят быть частью других членов группы и быть приняты ими. Действительно, чем больше мы рассматриваем нашу социальную идентичность как часть нашего членства в группе, тем больше вероятность, что мы останемся в ней, даже когда существуют привлекательные альтернативы (Van Vugt & Hart, 2004).

Хотя многие группы в основном статичны и изо дня в день выполняют одни и те же задачи, другие группы более динамичны. На самом деле почти во всех группах есть хоть какие-то изменения; участники приходят и уходят, и цели группы могут меняться. И даже группы, которые оставались относительно стабильными в течение длительного периода времени, могут неожиданно резко измениться; например, когда они сталкиваются с кризисом, таким как изменение целей задачи или потеря лидера. Группы также могут потерять свое значение и идентичность, поскольку они успешно достигают целей, которые они изначально поставили перед собой.

Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Одним из широко используемых здесь подходов является модель, разработанная Такманом и Дженсеном (1977). Как вы можете видеть на рисунке 10.3, «Этапы группового развития», различные этапы включают в себя формирование, штурм, нормирование и выполнение, и закрытие .

Рисунок 10.3 Стадии развития группы

Происходит , когда члены группы собираются вместе и начинают свое существование как группа . В некоторых случаях, когда для достижения цели формируется новая группа, такая как суд присяжных, стадия формирования происходит относительно быстро и по праву считается первой стадией группы. В других случаях, однако, процесс формирования группы происходит непрерывно в течение длительного периода времени, например, когда фабричные рабочие увольняются с работы и заменяются новыми работниками.

Стадия формирования важна как для новых участников, так и для самой группы. В течение этого времени группа и отдельный человек будут обмениваться знаниями о соответствующих нормах, включая любые существующие групповые структуры, процедуры и процедуры. Каждому человеку нужно будет узнать о группе и определить, как он или она собирается вписаться в нее. И группа может проверять характеристики человека и его пригодность в качестве члена группы. Этот первоначальный процесс расследования может закончиться тем, что человек отвергнет группу или группа отвергнет человека.

Если этап становления можно сравнить с детством, то, несомненно, следующий этап — штурм — можно сравнить с юностью. Когда члены группы начинают узнавать друг друга, они могут обнаружить, что не всегда во всем согласны. Члены могут попытаться заявить о своих взглядах, заявить о своей независимости и попытаться убедить группу принять их идеи . Шторм может произойти, когда группа только начинает работать, и он может повториться в любой момент развития группы, особенно если группа испытывает стресс, вызванный негативным событием, например, неудачей в достижении групповой цели. В некоторых случаях конфликт может быть настолько сильным, что участники группы решают, что группа вообще не работает, и распадаются. На самом деле, полевые исследования реальных рабочих групп показали, что большой процент новых групп никогда не проходит стадии формирования и штурма перед распадом (Kuypers, Davies, & Hazewinkel, 19).86).

Хотя шторм может навредить работе группы, и поэтому группы должны работать, чтобы не допустить эскалации, некоторые конфликты между членами группы на самом деле могут быть полезными. Иногда самые успешные группы — это те, которые успешно прошли стадию бури, потому что конфликт может повысить продуктивность группы, если только конфликт не становится настолько экстремальным, что группа преждевременно распадается (Rispens & Jehn, 2011). Группы, которые вообще не испытывают конфликтов, могут быть непродуктивными, потому что членам скучно, они не вовлечены и не мотивированы, а также потому, что они не думают творчески или открыто о темах, имеющих отношение к ним (Tjosvold, 19).91). Чтобы развиваться, группе необходимо разрабатывать новые идеи и подходы, а для этого необходимо, чтобы участники обсуждали свои различные мнения о решениях, которые должна принять группа.

Предполагая, что штурм не зайдет слишком далеко, группа перейдет в состояние , когда будут разработаны соответствующие нормы и роли для группы. После того, как эти нормы будут разработаны, они позволяют группе войти в режим , когда члены группы установят распорядок дня и будут эффективно работать вместе . На этом этапе отдельные члены группы могут сообщать о большом удовлетворении и идентификации с группой, а также о сильной групповой идентичности. Группы, успешно достигшие этой стадии, способны достигать поставленных целей и преодолевать препятствия. И в этот момент группа становится хорошо настроенной на свою задачу и способна эффективно ее выполнять.

В одном интересном наблюдательном исследовании процесса группового развития в реальных группах Герсик (1988, 1989) наблюдал за несколькими командами, работавшими над разными проектами. Команды были отобраны таким образом, чтобы все они работали в течение определенного периода времени, но сами сроки сильно различались: от восьми до 25 встреч, проводимых в течение периодов от 11 дней до шести месяцев. Несмотря на эту изменчивость, Герсик обнаружил, что каждая из команд следовала очень похожей схеме нормирования, а затем выполнения. В каждом случае команда установила четко определенные нормы относительно своего метода решения задачи на самой первой встрече. И каждая команда оставалась с этим подходом, с очень небольшими отклонениями, в течение первой половины отведенного времени. Однако в середине времени, отведенного на завершение проекта (независимо от того, было ли это после четырех встреч или после 12), группа неожиданно провела собрание, на котором решила изменить свой подход. Затем каждая из групп использовала этот новый способ выполнения задания в оставшееся отведенное ей время. Как будто будильник прозвенел на полпути, что заставило каждую группу переосмыслить свой подход.

Большинство групп в конце концов приходят к тому, что члена группы готовятся к завершению группы . В одних случаях это происходит потому, что задача, ради которой создавалась группа, выполнена, а в других случаях это происходит потому, что у членов группы появились новые интересы вне группы. В любом случае, поскольку люди, которые работали в группе, вероятно, развили сильную идентификацию с группой и другими членами группы, фаза закрытия часто вызывает стресс, и участники могут сопротивляться распаду. Столкнувшись с такими ситуациями, люди часто планируют снова собраться вместе в будущем, обменявшись адресами и номерами телефонов, даже если они хорошо знают, что на самом деле они вряд ли сделают это. Иногда группе полезно поработать заранее, чтобы подготовить участников к расставанию.

Имейте в виду, что эта модель представляет собой лишь общее описание фаз развития группы, начиная с формирования и заканчивая распадом, и не может одинаково хорошо применяться ко всем группам. Например, этапы не обязательно являются последовательными: некоторые группы могут переключаться между более ранними и более поздними этапами в зависимости от ситуаций, с которыми они сталкиваются. Кроме того, не все группы обязательно проходят все этапы. Тем не менее, модель оказалась полезной для описания эволюции широкого круга групп (Johnson & Johnson, 2012).

  • Социальные группы составляют основу человеческого общества — без групп не было бы человеческой культуры. Однако совместная работа в группах также может привести к множеству отрицательных результатов.
  • Сходство, коммуникация, взаимозависимость и групповая структура — это переменные, благодаря которым совокупность индивидуумов больше похожа на группу — восприятие групповой инициативности.
  • Большинство групп, к которым мы принадлежим, обеспечивают нам позитивную социальную идентичность — часть самооценки, возникающую в результате нашего членства в социальных группах.
  • Чем больше мы чувствуем, что наша идентичность связана с членством в нашей группе, тем меньше вероятность того, что мы покинем группы, к которым мы принадлежим.
  • Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть возможные этапы, через которые обычно проходят группы. Обычные этапы — это формирование, штурм, нормирование и выполнение, а также закрытие.
  1. Сравните некоторые социальные группы, к которым вы принадлежите и которые, по вашему мнению, имеют высокий и низкий уровень инициативности. Чем отличаются эти группы с точки зрения их воспринимаемого сходства, коммуникации, взаимозависимости и структуры?
  2. Опишите ситуацию, когда вы испытали ролевой стресс. Каковы были причины этого стресса и как он повлиял на вашу работу в этой роли?
  3. Подумайте о группе, к которой вы принадлежите сейчас, которая очень важна для вас. Определите одну предписывающую и одну предписывающую норму для этой группы. Как, по вашему мнению, эти нормы помогают группе эффективно функционировать? Как вы думаете, что произойдет, если член группы нарушит эти нормы?
  4. Рассмотрим группы, которые обеспечивают особенно сильную социальную идентичность для своих членов. Как вы думаете, почему социальная идентичность так сильна в этих группах и как, по вашему мнению, опыт идентичности влияет на поведение членов группы?
  5. Подумайте о группе, в которой вы состоите долгое время. Как вы думаете, на какой из стадий Такмана и Дженсена сейчас находится группа? В целом, как вы думаете, насколько хорошо их сценическая модель помогает объяснить, как эта группа развивалась с течением времени?

Ссылки

Буги, Э., Усборн, Э., де ла Саблоньер, Р., и Тейлор, Д. М. (2011). Культурные нарративы франкоязычных и англоязычных квебекцев: использование исторической перспективы для изучения взаимосвязей между коллективной относительной депривацией, внутригрупповой субъектностью и коллективным уважением. Британский журнал социальной психологии , 50 (4), 726-746.

Кэмпбелл, Д. Т. (1958). Общая судьба, сходство и другие показатели статуса совокупности лиц как социальных образований. Наука о поведении, 3, 14–25.

Кроуфорд, М. Т., и Саламан, Л. (2012). Инициативность, идентичность и удовлетворение психологических потребностей. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 726-730.

Крамп С.А., Гамильтон Д.Л., Шерман С.Дж., Ликель Б. и Таккар В. (2010). Групповая энитативность и сходство: их различные модели восприятия групп. Европейский журнал социальной психологии, 40 (7), 1212–1230. doi: 10.1002/ejsp.716.

Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповые процессы. Человеческие отношения, 2 , 199–231.

Форсайт, Д. (2010). Групповая динамика (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Gersick, CJ (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития. Журнал Академии управления, 31 (1), 9–41.

Герсик, Си Джей (1989). Маркировка времени: предсказуемые переходы в группах задач. Журнал Академии управления, 32 , 274–309.

Хогг, Массачусетс (2003). Социальная идентичность. В М. Р. Лири и Дж. П. Тангни (ред.), Handbook of self and identity  (стр. 462–479). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Хогг, Массачусетс (2010). Человеческие группы, социальные категории и коллективное «я»: социальная идентичность и управление неуверенностью в себе. В книге Р. М. Аркина, К. С. Олесона и П. Дж. Кэрролла (ред.),  Справочник неуверенного себя  (стр. 401–420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Джонсон Д.В. и Джонсон Ф.П. (2012). Объединение вместе – теория групп и групповые навыки (11-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Куребаяси, К., Хоффман, Л., Райан, К.С., и Мураяма, А. (2012). Восприятие японцами и американцами групповой самостоятельности и автономии: многоуровневый анализ. Журнал кросс-культурной психологии , 43(2), 349-364.

Кайперс, Б. К., Дэвис, Д., и Хазевинкель, А. (1986). Паттерны развития в самоаналитических группах. Человеческие отношения, 39 (9), 793–815.

Ликель, Б., Гамильтон, Д.Л., Вечорковска, Г., Льюис, А., Шерман, С.Дж., и Улес, А.Н. (2000). Разновидности групп и восприятие групповой субъектности. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 223–246.

Майлз, младший, и Кивлиган, Д.М., младший (2008). Командное познание в групповых вмешательствах: связь между общими ментальными моделями солидеров и групповым климатом. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 12 (3), 191–209. doi: 10.1037/1089–2699.12.3.191

Оммундсен Р., ван дер Веер К., Якушко О., Уллеберг П. Изучение взаимосвязи между ксенофобией, связанной со страхом, восприятием чужой группы и социальными контактами в Норвегии. Psychological Reports  [сериал онлайн]. Февраль 2013 г.; 112(1):109–124.

Риспенс, С., и Джен, К.А. (2011). Конфликт в рабочих группах: конструктивный, деструктивный и асимметричный конфликт. В Д. Де Кремер, Р. ван Дик и Дж. К. Мурниган (ред.), Социальная психология и организации  (стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts