Социальная роль социальная психология: 24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии

Содержание

24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии

24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по социальной психологии
Челдышова Надежда Борисовна

Содержание

24. Понятие социальной роли

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,

инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью.

Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

5) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания – требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4.

 Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Социальная роль – общественно необходимый вид социальной

14. Понятие и характеристика социальной роли

14.  Понятие и характеристика социальной роли Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.Выделяют социальные и межличностные

3.2.4. Факторы социальной среды

3.2.4. Факторы социальной среды Социальные условия и условия труда К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:+ социальные перемены;+ повышенная ответственность за работу;+ значительное

1. Понятие социальной психологии и ее предмет

1. Понятие социальной психологии и ее предмет Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик

6.

 Принципы социальной психологии

6. Принципы социальной психологии Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные

8. Методология социальной психологии

8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

1.2. Понятие социальной адаптации

1.2. Понятие социальной адаптации Социальная адаптация (лат. adaptare — приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные

Подходы социальной психологии

Подходы социальной психологии Несмотря на то что научные сведения, представленные в данной книге, заимствованы из самых различных областей знания, среди которых — теория коммуникации, социология, политология, менеджмент, исследование поведения потребителей,

Курс социальной науки

Курс социальной науки Вступительная лекцияГоспода!Поскольку мне поручено преподавать науку, родившуюся лишь вчера и насчитывающую пока совсем немного окончательно установленных принципов, было бы безрассудством с моей стороны не страшиться трудностей, связанных с

2.

 О социофобии и социальной тревоге

2. О социофобии и социальной тревоге 2.1. Что такое социофобия?Тот, кто испытывает социофобию, нервничает в присутствии других людей. Он боится того, что о нем могут подумать другие. Такой человек старается произвести хорошее впечатление, но сомневается в том, что это

Смена социальной роли

Смена социальной роли Главная проблема жизни в социальной роли в том, что вы меняетесь. Социальная роль похожа на детскую обувь. Ребенок растет, и обувь нужно менять, иначе она начнет давить.С самого начала настройтесь на то, что это будет не так просто. Вы сами и ваше

3.1.Эмоции в социальной реальности

3.1.Эмоции в социальной реальности Наверняка нет на свете такого человека, который после эмоциональной вспышки не испытывал бы сожаления о произнесенном, содеянном или принятом сгоряча решении. Излишняя радость, злость, ревность, кураж, гнев – все это не самые лучшие

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теория ролей в психологии
    • 1.1 Роль как функция человека в обществе
    • 1.2 Роль как стереотип поведения
  • 2 Виды ролей
    • 2.1 Социальные роли
    • 2.2 Межличностные роли
  • 3 Роль и статус

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

социальных норм и сценариев | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать социальные роли, социальные нормы и сценарии и то, как они влияют на поведение
  • Изучить последствия эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Социальные роли

Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают преподавателя, читают учебник и тихо сидят за партами (рис. 1). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

Рисунок 1 . Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: модификация работы «Сельского института»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19). 97).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры об ожидаемом поведении человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма — это ожидания группы в отношении приемлемого и приемлемого поведения для ее членов — того, как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Соедините понятия: подростки, подростки и социальные нормы

Рисунок 2 . Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (Фото: Моника Арельяно-Онгпин)

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее». Как лейбл или известный бренд может сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии продолжительности жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть вписаться в общество (рис. 2)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

Скрипты

Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий — это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важными источниками информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

Попробуйте

Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Одним из известных экспериментов, известных тем, что они изучали, как люди принимают социальные роли и сценарии, был эксперимент в Стэнфордской тюрьме , проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании.

Рисунок 3 . Иракские военнопленные подвергались жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. Отвратительное поведение охранников можно сравнить со Стэнфордским тюремным экспериментом. (Фото: Министерство обороны США)

В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли.

За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистски, из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов. Заключенные, в свою очередь, стали проявлять признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников.

Одним из возможных выводов этого эксперимента является то, что охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, участвуя в поведении, соответствующем этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Возможно, конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры.

Следует отметить, что некоторые результаты Стэнфордского тюремного эксперимента были поставлены под сомнение, а Зимбардо подвергся критике за использование неэтичных  и ненаучных методов. Например, действительно ли охранники и заключенные следовали сценариям и нормам, или они чрезмерно преувеличивали свое поведение, чтобы «угодить» экспериментатору, или воспроизводили поведение, о котором они слышали или видели? Критики отмечали, что Зимбардо инструктировал охранников осуществлять психологический контроль над заключенными, и что некоторые из участников намеренно вели себя так, чтобы помочь исследованию, чтобы, как позже выразился один охранник, «исследователям было чем заняться». работать с». [1]

Эксперимент также подвергся критике за небольшой размер выборки и нерепрезентативность выборки, особенно с учетом того, что рекламные листовки, набиравшие людей для эксперимента, рекламировали его как связанный с «тюремной жизнью». Результаты эксперимента никогда не были успешно воспроизведены. Мы надеемся, что эта недавняя критика исследования приведет к дальнейшим исследованиям, которые смогут лучше объяснить, почему люди принимают сценарии и соответствуют ожидаемым социальным нормам. Можете ли вы придумать другой способ спланировать эксперимент, касающийся того, как социальные роли, нормы и сценарии влияют на поведение?

Попробуйте

Подумай об этом

  • Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
  • Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?

Глоссарий

сценарий:  знание человека о последовательности событий в конкретной обстановке

социальная норма:  ожидания группы относительно того, что уместно и приемлемо для мыслей и поведения ее членов

социальная роль:  социально определяемая модель поведения, ожидаемая от человека в данной среде или группе

Стэнфордский тюремный эксперимент: Стэнфордский университет провел эксперимент в имитации тюрьмы, который продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Топпо, Грег (июнь 2018 г.). Время отказаться от Стэнфордского тюремного эксперимента? Внутри Высшего Эда . Получено с https://www.insidehighered.com/news/2018/06/20/new-stanford-prison-experiment-revelations-question-findings. ↵

Социальные нормы и сценарии – Общая психология

Перейти к содержимому

Социальная психология

Цели обучения

  • Описать социальные роли, социальные нормы и сценарии и то, как они влияют на поведение
  • Объясните процесс и результаты эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Социальные роли

Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают преподавателя, читают учебник и тихо сидят за партами (рис. 1). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

Рисунок 1 . Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (Источник: «University of Michigan MSIS»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в зависимости от условий. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры об ожидаемом поведении человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. — это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов — как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Соедините понятия: подростки, подростки и социальные нормы

Рисунок 2 . Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (Фото: Моника Арельяно-Онгпин)

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков. и подростки, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее». Как лейбл или известный бренд может сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии продолжительности жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть вписаться в общество (рис. 2)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

Скрипты

Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. — это знание человеком последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важными источниками информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Одним из известных экспериментов, известных тем, что они изучали, как люди принимают социальные роли и сценарии, был , проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании.

Рисунок 3 . Иракские военнопленные подвергались жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. Отвратительное поведение охранников напоминает эксперимент в Стэнфордской тюрьме. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли.

За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистски, из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов. Заключенные, в свою очередь, стали проявлять признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников.

Одним из возможных выводов этого эксперимента является то, что охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, участвуя в поведении, соответствующем этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Возможно, конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры.

Следует отметить, что некоторые результаты Стэнфордского тюремного эксперимента были поставлены под сомнение, а Зимбардо подвергся критике за использование неэтичных  и ненаучных методов. Например, действительно ли охранники и заключенные следовали сценариям и нормам, или они чрезмерно преувеличивали свое поведение, чтобы «угодить» экспериментатору, или воспроизводили поведение, о котором они слышали или видели? Критики отмечали, что Зимбардо инструктировал охранников осуществлять психологический контроль над заключенными, и что некоторые из участников намеренно вели себя так, чтобы помочь исследованию, чтобы, как позже выразился один охранник, «исследователям было чем заняться». работать с». [1]

Эксперимент также подвергся критике за небольшой размер выборки и нерепрезентативность выборки, особенно с учетом того, что рекламные листовки, набиравшие людей для эксперимента, рекламировали его как связанный с «тюремной жизнью». Результаты эксперимента никогда не были успешно воспроизведены. Мы надеемся, что эта недавняя критика исследования приведет к дальнейшим исследованиям, которые смогут лучше объяснить, почему люди принимают сценарии и соответствуют ожидаемым социальным нормам. Можете ли вы придумать другой способ спланировать эксперимент, касающийся того, как социальные роли, нормы и сценарии влияют на поведение?

Подумай об этом

  • Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
  • Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация, оригинальный контент и добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Самопрезентация. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/12-2-self-presentation. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Стэнфордский тюремный эксперимент. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts