Социальная психология группы виды групп и их характеристика: 1. Виды групп

1. Виды групп

Межличностные отношения

Содержание лекции

  1. Виды групп, классификация

  2. Уровни сформированности коллектива

  3. Методы исследования межличностных отношений

  4. Взаимоотношения в группах и коллективах

  5. Массовые социально-психологические явления

Общение человека происходит в разнообразных группах. В социальной психологии выделяется несколько разновиднос­тей групп.

Контактная группа объединяет людей, имеющих об­щие цели и интересы в той или иной области жизни и деятель­ности. Такими группами являются семья, группа детей в дет­ском саду, учащиеся класса, бригады рабочих и т. д.

Контактные группы можно классифицировать по ряду приз­наков.

В зависимости от количества участников выделяют ма­лые и большие группы.

Малая группа — это достаточно устой­чивое объединение людей, связанных контактами, симпатиями друг к другу.

1. Так, школьники объединяются в малые группы по интересам (шахматы, туризм, литература и пр.). В классе, как правило, имеется несколько различных малых групп, на­личие которых выражает потребность школьников в общении.

2. В зависимости от значимости для человека норм и правил, при­нятых в той или иной группе, выделяются так называемые ре­ферентные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для него образцом подражания. Обычно каждый школьник входит в несколько малых групп. Он одновременно явля­ется членом семьи, членом классного коллектива и входит в малую группу, объединяющую детей по месту жительства. При этом любая, в том числе и последняя, группа может оказаться наиболее значимой для него, т. е.

референтной.

3. В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть официальными, когда их деятельность определяется извне и закрепляется в специальных документах, а также не­официальными. Например, деятельность людей в воинском под­разделении определяется уставом. Примером внешне организо­ванной группы могут быть школьники, только что приехавшие в пионерский лагерь, уже познакомившиеся с «Правилами по­ведения», но не успевшие установить личные контакты.

При внутренней, неофициальной организации группы цели деятельности и обязанности определяются самой группой. Так складываются группы по совместной игре у дошкольников, ту­ристские группы молодежи и пр.

4. По характеру и формам организации деятельности выделя­ются следующие уровни развития

контактных групп:

ассоциация — группа, в которой совместная деятельность становится значимой для каждого ее участника;

корпорация — группа, в которой совместная деятельность воспринимается каждым участником как общая деятельность, но она может противопоставляться деятельности других групп;

коллектив — группа, в которой совместная деятельность подчинена целям общества, частью которого является эта группа.

Наиболее обстоятельные взгляды на природу коллектива высказал А. С. Макаренко. Согласно его взглядам, коллектив возникает только .при условии, если в группе происходит объ­единение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.

Коллектив складывается на основе постепенного формирова­ния

положительного отношения каждого участника группы к совместной деятельности, на основе чего происходит измене-кие взаимоотношений индивидов.

В зависимости от места в системе других коллективов вы­деляют первичный коллектив и основной коллектив.

По А. С. Макаренко, первичный коллектив — это такой кол­лектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоян­ном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объеди­нении. А. С. Макаренко считает, что в него должны входить от 7 до 15 человек. По этому поводу он писал: «Первичный кол­лектив, то есть коллектив, который уже не должен делиться дальше на более мелкие коллективы, не может быть меньше 7 и больше 15 человек. Я не знаю, почему это так, я этого не учитывал. Я только знаю, что если первичный коллектив мень­ше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу друзей и приятелей. Первичный коллек­тив больше 15 человек всегда стремится к разделению на два коллектива, всегда есть линия разделения»

1. Примеры первич­ного коллектива — пионерское звено, звездочка октябрят. От­мечая значение и роль первичного коллектива, Н. К. Крупская говорит: «Гораздо легче небольшой коллектив организовать, чем сразу организовать большой. Маленький коллектив в 10 человек гораздо проще организуется. Опираясь на такие не­большие коллективы, можно сплотить и весь коллектив, весь отряд»2.

Основной коллектив — это объединение первичных коллек­тивов. Например, основным коллективом по отношению к пио­нерскому звену является пионерский отряд.

В настоящее время в отечественной психологии интенсивно раз­рабатывались проблемы детских групп и коллективов (А.

В. Петровский, Я. Л. Коломинский, Л. И. Новикова, Л. И. Уманский и др.).

В психологических исследованиях выделены шесть типов детских коллективов:

семейные,

учебно-воспитательные,

коллек­тивы по интересам (клубного характера),

функционирующие на базе внешкольных учреждений,

коллективы детских и юноше­ских общественных организаций,

коллективы свободного об­щения и

коллективы перевоспитания специальных детских уч­реждений.

Эти коллективы отличаются по функциям, которые они выполняют по отношению к ребенку, и той позицией, ко­торую ребенок занимает в них.

Наибольшее влияние на формирование личности школьника оказывают школьные коллективы, которым свойственны определенные особенности. Основной вид деятельности школьни­ков — учение.

Обучение детей осуществляется в результате взаимодействия учителя (преподавание) и учащихся (учение). При этом функции каждого участника совокупной деятель­ности обучения различны.

Объектом. деятельности учителя явля­ются учащиеся. Учитель конкретизирует цели и задачи обуче­ния, находит соответствующие средства.

Функции учащихся многообразны: выработать умения, навыки, овладеть знания­ми, развить способности.

В процессе решения учебных задач возникают школьные коллективы, которые, помимо этих задач и в единстве с ними, должны решать и вопросы воспитания. Так же как и в обучении, в воспитании функции руководителя в школьных коллективах осуществляет педагог, который на­правляет, организует их работу и приучает их ко все большей самостоятельности.

Смоленский государственный университет

  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриентам
  • Студентам
  • Сотрудникам
  • Карьера
  • Профкомы
  • Документы
  • Военный учебный центр
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Часто задаваемые вопросы
  • Перечень абитуриентов
  • Приказы о зачислении
  • История СмолГУ
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Образовательные стандарты и требования
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Естественно-географический
  • Искусства и дизайна
  • Истории и права
  • Психолого-педагогический
  • Социологический
  • Физико-математический
  • Филологический
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Дополнительного образования
  • Экономики и управления
  • Профком работников
  • Профком студентов
  • Центр ‘Модуль’ СмолГУ
  • Физико-математическая школа СмолГУ
  • Социально-психологический центр
  • Школа изобразительного искусства и дизайна
  • Ученый совет
  • Закупки СмолГУ
  • Абитуриентам
  • Международный отдел
  • Новости университета
  • Антитеррор
  • Противодействие коррупции
  • СмолГУ в СМИ
  • Прямая линия с ректором
  • Управление по связям с общественностью
  • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
  • Журнал ‘Известия Смоленского государственного университета’
  • Журнал ‘Региональные исследования’
  • Журнал ‘Туризм и региональное развитие’
  • Научно-образовательные центры
  • Диссертационные советы
  • Прикрепление лиц для подготовки диссертаций
  • Отдел сопровождения НИР
  • Студенческое научное общество
  • Гранты, конкурсы, премии, стипендии, мероприятия
  • Научный проект при поддержке Российского научного фонда
  • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Стоимость обучения в СмолГУ по договорам
  • Комиссия по переводу студентов с платного обучения на бесплатное
  • Сведения о распределении стипендиального фонда
  • Гранты Президента Российской Федерации
  • Нормативные акты о студенческом общежитии
  • Внеучебная работа
  • Рейтинг преподавателей СмолГУ
  • Военный учебный центр

Группы — Элементы социального взаимодействия

Группы — это группы людей, которые идентифицируют друг друга и взаимодействуют друг с другом и каким-то образом объединены.

В социальных науках социальная группа — это два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, имеют схожие характеристики и имеют коллективное чувство единства. Это очень широкое определение, так как оно включает групп всех размеров, от диад до целых обществ. Общество можно рассматривать как большую группу, хотя большинство социальных групп значительно меньше. Общество также можно рассматривать как людей, которые взаимодействуют друг с другом, имея общие черты в отношении культуры и территориальных границ.

Известный социальный психолог Музафер Шериф сформулировал техническое определение социальной группы. Это социальная единица, состоящая из ряда индивидуумов, взаимодействующих друг с другом по поводу:

  1. общих мотивов и целей;
  2. принятое разделение труда;
  3. установленный статус отношения ;
  4. принятых норм и ценностей в отношении вопросов, имеющих отношение к группе; и
  5. развитие принятых санкций, таких как повышение и наказание, когда нормы соблюдались или нарушались.

Первичные и вторичные группы

Социологи различают два типа групп на основе их характеристик. Первичная группа обычно представляет собой небольшую социальную группу, члены которой связаны близкими, личными и прочными отношениями. Эти группы отмечены заботой друг о друге, общими занятиями и культурой, а также длительными периодами времени, проведенными вместе. Целью первичных групп на самом деле являются сами отношения, а не достижение какой-либо другой цели. Семьи и близкие друзья являются примерами первичных групп.

Второстепенные группы — это большие группы, отношения между которыми безличные и целеустремленные; их отношения временны. В отличие от первых групп, вторичные группы представляют собой большие группы, отношения между которыми безличны и целеустремленны. Люди во вторичной группе взаимодействуют на менее личном уровне, чем в первичной группе, и их отношения, как правило, носят временный, а не длительный характер. Некоторые вторичные группы могут существовать в течение многих лет, хотя большинство из них краткосрочны. Такие группы также начинаются и заканчиваются с очень небольшим значением в жизни вовлеченных людей. Вторичные отношения предполагают слабые эмоциональные связи и мало личных знаний друг о друге. В отличие от первичных групп, вторичные группы не имеют цели поддерживать и развивать отношения самостоятельно.

Внутренние и чужие группы

Внутренние группы — это социальные группы, к которым человек чувствует свою принадлежность, но при этом не идентифицирует себя с чужой группой. В социологии и социальной психологии «свои» и «чужие» группы — это социальные группы, к которым индивидуум чувствует, что он или она принадлежит в качестве члена, или по отношению к которым он испытывает презрение, оппозицию или желание конкурировать соответственно. Внутригрупповая предвзятость — это явление, при котором люди склонны вести себя более благосклонно по отношению к людям, которых они считают частью своей группы. Внутригрупповая предвзятость становится более экстремальной во время конфликта.

Размер группы

Размер (количество вовлеченных людей) является важной характеристикой групп, организаций и сообществ, в которых происходит социальное поведение.

Диады и триады — самые малочисленные социальные группы. Социальное взаимодействие в диаде, как правило, более интенсивное, чем в больших группах, потому что ни один из участников не разделяет внимание другого ни с кем другим. Триада более стабильна, чем диада, потому что один член может выступать в качестве посредника, если отношения между двумя другими становятся натянутыми.

По мере того, как организация или сообщество растут в размерах, они склонны сталкиваться с переломными моментами, когда способ их работы должен измениться. Сложность больших групп отчасти заключается в том, что они состоят из взаимосвязанных подгрупп. По мере увеличения размера группы потребность в большей организации или лидерстве также часто становится более очевидной.


Практические вопросы

Академия Хана

Физиологическая стрессовая реакция на ругательства

 

Официальная подготовка к MCAT (AAMC)

Официальное руководство P/S, раздел 2, вопрос 10

Практический экзамен 1, P/S, раздел 4, вопрос 18

Практика Ex am 1 P/S Раздел Пассаж 9 Вопрос 50

Практический экзамен 1 P/S Раздел 9 Вопрос 51

Практический экзамен 2 P/S Раздел 4 Вопрос 21

Практический экзамен 3 P/S Раздел 6 Вопрос 34

Практический экзамен 4 P/S Раздел 3 Вопрос 14

Практический экзамен 4 P/S Отрывок 3 Вопрос 16


Ключевые моменты

• Социальная группа демонстрирует некоторую степень социальной сплоченности и представляет собой нечто большее, чем просто собрание или совокупность индивидуумов.

• Социальная сплоченность может быть сформирована посредством общих интересов, ценностей, представлений, этнического или социального происхождения и родственных связей, среди прочих факторов.

• Первичные группы характеризуются заботой друг о друге, общими занятиями и культурой, а также длительными периодами времени, проведенными вместе. Они психологически утешительны и весьма влиятельны в развитии личности.

• Вторичные отношения связаны со слабыми эмоциональными связями и небольшим личным знанием друг друга. В отличие от первичных групп, вторичные группы не имеют цели поддерживать и развивать отношения самостоятельно.

• Внутригрупповой фаворитизм или предвзятость относятся к предпочтению и близости к своей группе по сравнению с чужой группой или кем-либо, кого считают не принадлежащим к своей группе.

• Эффект гомогенности чужой группы заключается в том, что человек воспринимает членов чужой группы как более похожих друг на друга, чем членов своей группы (например, «они похожи, мы разные»).

• Диады и триады – самые маленькие социальные группы. Социальное взаимодействие в диаде, как правило, более интенсивное, потому что ни один из участников не разделяет внимание другого ни с кем другим. Триада более стабильна, потому что один член может выступать в качестве посредника, если отношения между двумя другими становятся натянутыми.

• По мере того, как организация или сообщество увеличиваются в размерах, способ их работы может измениться. По мере увеличения размера группы потребность в большей организации или лидерстве также становится более очевидной.


Ключевые термины

Социальная группа : совокупность людей или животных, которые имеют определенные характеристики, взаимодействуют друг с другом, принимают ожидания и обязательства в качестве членов группы и имеют общую идентичность

Близкие друзья : они являются примерами первичных групп

Группа : ряд вещей или лиц, находящихся в некотором отношении друг к другу

Отношения : связь или ассоциация; состояние родства

Первичная группа : обычно это небольшая социальная группа, члены которой связаны близкими, личными, прочными отношениями. Эти группы характеризуются заботой друг о друге, общей деятельностью и культурой, а также длительными периодами времени, проведенными вместе.

Диада : пара вещей, находящихся в определенном отношении; диадическое отношение

Триада : группа из трех человек

Предвзятость внутри группы: предпочтение члена своей группы

Стадии формирования группы – характеристики и пять стадий развития группы

Создание команды или группы точно такое же, как поддержание здоровые отношения. Как и в отношениях, каждый член группы должен быть терпеливым, прилагать неустанные усилия, а также требует поддержки и понимания от других членов группы. Эти ключевые факторы делают группу узнаваемой как группу. Каждый участник превращается из группы незнакомцев в сплоченную группу с общей целью.

Группа — это собрание многих людей. Проще говоря, это можно понимать как совокупность двух или более людей, которые собираются вместе, чтобы взаимодействовать друг с другом; чтобы они могли достичь тех же целей и задач организации или компании. Это закладывает основу компании.

 

Введение

До сих пор наше обсуждение было сосредоточено на группе как организации, а не на индивидуумах внутри группы. Это похоже на описание автомобиля по его типу и цвету, не глядя на то, что находится под крышкой. Внешние факторы — это то, что мы видим и переживаем, но внутренние факторы — это то, что делает это словом. В группах внутренними факторами являются люди в группе и то, как они взаимодействуют друг с другом. Чтобы команды работали эффективно, люди в команде должны иметь возможность работать вместе, чтобы способствовать достижению результатов команды.

Но это не происходит автоматически: это происходит по мере совместной работы команды. У вас, вероятно, был некоторый опыт работы в группе над школьным проектом или проектом. Когда ваша группа начинает собираться, вы, вероятно, смотрите друг на друга, не зная, с чего начать. Сначала вы не группа; вы просто люди, назначенные для совместной работы.

Характеристики группы

1) Размер-

Группа состоит не менее чем из двух человек. Обычно количество участников в группе колеблется от 15 до 20 человек. Становится трудно управлять большой группой. Поэтому говорят, что чем больше членов в группе, тем сложнее ею управлять.

2) Цели-

Причина существования группы заключается в наличии определенных целей для достижения среди членов группы. Группа не может существовать без цели.

3) Нормы-

Группа должна иметь определенные нормы для эффективного взаимодействия с членами группы.

4) Структура- 

В зависимости от ролей и должностей, занимаемых членами, группа должна иметь структуру.

5) Роли- 

Лидер группы назначает определенную роль каждому члену группы, которую они должны выполнить за определенное время.

6) Взаимодействие- 

Взаимодействие с участниками очень важно для группы, поскольку оно укрепляет связь и повышает мотивацию к эффективной работе. Взаимодействие между членами может происходить по-разному. Это может быть общение лицом к лицу или общение по телефону, в письменной форме или любым другим способом.

7) Коллективная идентичность- 

Группа — это совокупность людей. Отдельные лица по отдельности называются членами, а все вместе называются группой.

 

Типы групп

Существует два типа групп:

1) Формальные группы- 

Формальные группы – это группы, формируемые руководством организации или компании для достижения определенных целей и задач. . Далее она классифицируется как:

а)  Самоуправляемые команды — 

Группа сотрудников, уполномоченных принимать собственные решения, называется самоуправляемыми командами. Он является независимым, а также самоуправляемым по своей природе.

б) Кружки качества — 

Несколько сотрудников, которые встречаются каждую неделю в течение часа, чтобы обсудить свои проблемы и распределяются вместе по одним и тем же полям, относятся к категории кружков количества. Они также определяют причины проблемы и находят решение, чтобы предпринять необходимые шаги в этом отношении.

в) Комитеты- 

Комитет создается руководством организации по различным вопросам для выявления и обсуждения вопросов компании и принятия решения. Это может быть постоянный комитет, или консультативный комитет, или комитет по аудиту, или комитет по рассмотрению жалоб, или может быть специальный комитет.

d) Оперативная группа- 

Оперативная группа — это временный комитет, в котором люди, принадлежащие к разным областям, объединяются для выполнения задачи.

2) Неформальные группы- 

Неформальные группы формируются из социальных и психологических переменных, действующих на рабочем месте. Создание таких типов групп происходит очень спонтанно из-за общих интересов, социальных потребностей, физической близости и взаимопонимания между членами.

 

Пять стадий развития группы

1) Стадия формирования —

Самая первая стадия развития группы — это стадия формирования. Этот этап представляет собой время, когда группа только формируется, и участники начинают объединяться в команду. На этом этапе участники учатся тому, что делать.

2) Стадия штурма — 

Стадия штурма — это второй этап группового развития. На этом этапе участники группы поняли работу и поэтому спор и конкуренция находятся на высоком уровне.

3) Стадия нормирования – 

На этом этапе группа становится веселой и приятной, поскольку взаимодействие между участниками становится более легким, продуктивным и совместным.

4) Стадия исполнения- 

На этом этапе устанавливается чувство принадлежности, поскольку признаются таланты, навыки и опыт каждого члена группы. Работа становится более гибкой.

5) Завершающий этап — 

Этот этап очень важен для развития группы. Этот этап показывает, что проект подошёл к концу.

 

Пять стадий развития группы Такмана

Психолог Брюс Такман разработал свою модель развития команды в 1965 году, чтобы объяснить, как здоровые группы объединяются с течением времени. Модель Такмана выделяет пять стадий, на которых развиваются команды: создание, вращение, адаптация, выполнение и реверсирование. Каждый из пяти этапов развития команды представляет собой шаг к построению команды. По мере того, как члены команды поднимаются по лестнице, они превращаются из группы незнакомцев в хорошо функционирующую группу, которая может работать для достижения общей цели. Вот пять этапов развития команды Tuckman, которые подробно описаны:

  1. Группа разработки структурной фазы: Этап для создания первой фазы в стадиях разработки команды Tuckman аналогичен вашему первому дню на новой работе или в новой школе. На этом этапе большинство участников группы крайне вежливы и все еще очень довольны своим будущим. Поскольку гибкость команды и командные роли еще не установлены, лидер команды часто берет бразды правления отдельными членами.

  2. Группа развития Storm: Стадия Storm похожа на то, когда вы достигаете точки с новым соседом по комнате, когда вы начинаете замечать его маленькие особенности, которые действуют вам на нервы. В группах конфликты часто возникают в результате противоречивых стилей работы между членами команды. Некоторые люди могут даже начать подвергать сомнению цели группы, обсуждавшиеся в самом начале, а затем полностью остановиться. Это оказывает негативное и угнетающее воздействие на тех, кто продолжает усердно работать, поскольку ранее установленные групповые процессы больше не работают.

  3. Общая фаза развития группы: Следующая фаза Такмана — общая фаза. Это когда команда преодолевает свои прежние конфликты и начинает видеть и ценить силу своих коллег по команде. На этом этапе члены команды все больше уважают тех, кто занимает руководящие должности. Теперь, когда все начали знакомиться с процессами команды, члены команды чувствуют себя более комфортно, работая над выполнением новых задач.

  4. Этап командной игры: Игровой этап — самый захватывающий из всех этапов разработки. На данном этапе производительность вашей команды превосходна. Этот высокий уровень производительности означает, что все члены команды самодостаточны и достаточно уверены в своих навыках решения проблем, чтобы иметь возможность работать без контроля со стороны лидеров. Все работают как хорошо оснащенная, неконфронтационная машина и синхронно движутся к одной и той же конечной цели.

  5. Этап развития команды разработчиков: Пятый этап последовательности разработки Tuckman — этап отступления. Эта последняя фаза фактически не добавлялась к модели Такмана до 1977 года и является самой трагичной из всех стадий формирования команды. Этап отсрочки предполагает, что проектные группы доступны только в течение установленного периода времени; как только задача группы выполнена, сама группа распадается. Вы можете сравнить эту категорию с разлукой, поскольку членам группы часто бывает трудно отделиться от людей и построить с ними близкие отношения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts