Социальная психология и культура: Социально-психологическая культура

Культура и социальное поведение

13.07.2012

Анализ влияния культуры на личность проводится также через изучение культурного своеобразия форм социального поведения. Культура влияет на личность через социальное поведение.

Хотя некоторые нормы взаимодействия достаточно универсальны, каждая культура трактует свое приемлемое и ожидаемое социальное поведение. Наиболее ярко их можно видеть на примере культурного разнообразия норм экспрессивности и размера личностного пространства. Так, представитель Северной Европы будет воспринимать экспрессивного жителя Средиземноморья как «сердечного, очаровательного, неделового и склонного транжирить время», в то время как сам будет оценен «деловым, холодным и чрезмерно пунктуальным». Несмотря на общепризнанность факта универсальности отражения базисных эмоций в мимике, показано, что существуют некоторые элементы мимики, несущие на себе отпечаток культуры (например, норма мигания). Отмечают также культурную специфичность жестов, — причем не только символических, но и иллюстраторных.

Социальное поведение исследовалось и в более сложных параметрах, например в социальной компетентности. При сравнительном изучении африканских, азиатских и западноевропейских народов были выявлены существенные различия в так называемом социальном интеллекте: для африканцев это означало быть осмотрительным, осторожным в социальных контактах, уметь разбираться в скрытых намерениях другого; для азиатов — хорошо знать свою социальную роль, ориентироваться в системе взаимозависимостей, уметь принять точку зрения партнера, а для западноевропейцев — умение настоять на своем, демонстрировать высокую вербальную активность, обладать практическими навыками решения возникающих проблем. Таким образом, в целом для афроазиатских народов социальная компетентность центрировалась вокруг умений достижения согласия и взаимопонимания, а у западноевропейских — вокруг навыков адекватного самовыражения.

Культурная вариативность затрагивает и такие универсальные поведенческие феномены как конформизм. После известных исследований С. Аша замеры уровня конформных реакций были проведены более чем в 20 странах и, несмотря на определенную противоречивость полученных результатов, в целом проявлялась тенденция к демонстрации большего количества конформных реакций в коллективистических культурах по сравнению с индивидуалистическими. Однако в ряде исследований было показано, что степень конформных реакций опосредована межкультурными различиями в готовности индивидов рассматривать других людей в качестве референтной группы. Так Г. Триандис, например, показал, что в коллективистических культурах по отношению к членам «чужих» групп будет демонстрироваться даже менее конформное поведение, чем поведение представителей индивидуалистических культур. Таким образом, коллективизм культуры вовсе не обязательно приводит к высокому уровню конформности ее представителей во всех ситуациях.

На сегодняшний день все большую популярность приобретают кросс-культурные исследования различий в полоролевом поведении. Тезис о том, что гендерные роли определяет культура, давно не подвергается сомнению, но лишь в последнее двадцатилетие он был подтвержден не только этнографическими описаниями. Так в современных гендерных исследованиях отмечается зависимость степени выраженности традиционализма в понимании ролей мужчины и женщины, во-первых, от особенностей ранней социализации мальчиков и девочек, во-вторых, от степени дифференцированности социальных практик, и, в-третьих, от степени подверженности той или иной культуры общемировым тенденциям, в частности глобализации социально-экономического развития.

Ключевые слова: Культура, Социальность, Поведение

Источник: Белинская Е.П., Социальная психология личности

Материалы по теме

Социальные функции культуры и социокультурный процесс

Основы социологии и политологии — Козырев Г.И — Учебник для ссузов — 2008 — 240

Культура поведения

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Социальные и культурные изменения

Фролов С.С., Основы социологии

Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения

История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков…

Общество как социокультурная система

Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр….

Агенты и инструменты социального контроля

Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект…

Культура европейского Возрождения

Монина Н.П., Культурология

Социальная модернизация

Соколов С. В., Социальная конфликтология

Культура и социальная психология – новый выпуск журнала «Социальная психология и общество»

Специальный выпуск журнала «Социальная психология и общество» посвящен широкой и многогранной теме: «Культура и социальная психология» (№ 2 2022).

Открывает выпуск журнала статья Е.Д. Божович «Культурно-исторический подход к построению системы массового образования в России в первой трети XX века: этнопсихологический аспект», в которой анализируется политический и социокультурный аспект становления системы образования в послереволюционной России, роли в этом процессе психологов и, в частности, Л.С. Выготского. В статье Н.С. Розова «Зачем нашим предкам понадобился синтаксис? Социальные порядки и коммуникативные заботы (прото)сапиенсов» речь также идет о культурных знаках, но используемыми нашими далекими предками в древние времена. Важнейшему элементу культуры, сформировавшему современного человека, – религии – посвящена статья В.Н. Павленко «Проблема происхождения религии в зеркале психологии: от классиков к современникам». Методологические аспекты крайне востребованной в настоящее время кросс-культурной проблематики обсуждаются в статье З.Х. Лепшоковой «Взаимная аккультурация мигрантов и принимающего населения: модели, методики, ключевые исследования и вызовы».

Кросс-культурной проблематике посвящены и эмпирические исследования,  представленные в статьях В.А. Федотовой «Влияние аккультурационных стратегий, этнической идентичности, культурной дистанции на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран»; А.Г. Самохваловой, Е.В. Тихомировой, О.Н. Вишневской, Н.С. Шиповой, Э.В. Асриян «Особенности психологического благополучия русских и армянских студентов»; Е.Н. Васильевой и А.В. Щербакова «Культуральные особенности образа ролевой структуры в диаде «отец-сын»» (сравнение групп русских и итальянских мужчин).

Традиционная для последних лет тема пандемии COVID-19 в этом выпуске журнала рассматривается также в кросс-культурном аспекте: статья А.Л. Журавлева и Д.А. Китовой «Отношение пользователей интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ» и  статья Н.В. Муращенковой «Социальные аксиомы и страх перед COVID-19: мультигрупповой анализ связи у студенческой молодежи трех стран» (Беларуси, Казахстана и России).

Происходящим в современном обществе трансформациям, находящим свое отражение в семье, посвящены статьи  Н.Н. Авдеевой и И.В. Берсеневой «Ценностные установки матерей в современных моделях родительства», С.Ю. Смирновой, Е.Е. Клопотовой, О.В. Рубцовой и М.Г. Сороковой «Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст»,   К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Н.А. Бугровой «Социокультурные стереотипы как фактор становления образа тела у девочек дошкольного возраста».

В рубрике «Критика и библиография» – рецензия Е.П. Белинской на книгу Е. Иллуз «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений», вышедшую в русском переводе в 2022 году, в которой речь идет о книге про динамику партнерских отношений в современном обществе.  

Завершает выпуск отчет о работе VII ежегодной конференции, посвященной памяти М.Ю. Кондратьева, прошедшей на факультете социальной психологии МГППУ.

Полное содержание номера доступно по ссылке: https://psyjournals.ru/social_psy/2022/n2/index.shtml

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psynews/130473.shtml [Культура и социальная психология – новый выпуск журнала «Социальная психология и общество» — PsyJournals.ru]

Культура (КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Культура Определение

Культуру можно в целом определить как взаимосвязанный набор ценностей, инструментов и практик, разделяемых группой людей, обладающих общей социальной идентичностью. Проще говоря, культура — это совокупность наших мировоззрений или нашего образа жизни. Культурные мировоззрения влияют на ряд психологических процессов, включая перцептивные, когнитивные, личностные и социальные процессы, но считается, что они наиболее сильно влияют на социально-психологические процессы.

Предыстория и история культурных исследований

На протяжении большей части 20-го века в общей психологической литературе было мало исследований и публикаций на тему культуры и поведения. Некоторые из наиболее заметных исключений можно увидеть в работах Вильгельма Вундта, Льва Выготского и Фредерика Бартлетта. Одно важное открытие о культурных эффектах было сделано Маршаллом Сегаллом в 1960-х годах, который вместе со своими коллегами обнаружил, что африканцы и жители Запада различаются по своей восприимчивости к определенным визуальным иллюзиям, теоретически из-за их различного воздействия на искусственную среду и широкие перспективы. Однако, помимо таких отдельных случаев исследований, большая часть ранних академических исследований поведенческих эффектов культуры может быть почерпнута из работ социальных антропологов.

С 1970 года социальные психологи уделяют значительное внимание влиянию культуры на поведение. Этот рост был частично обусловлен возросшим уровнем межкультурного взаимодействия и связанными с ним проблемами, возникшими в связи с быстрым расширением глобальной коммуникации, экономики и миграции в промежуточный период. Успехи социально-психологической теории и методологии исследований также способствовали повышению интереса к изучению культуры. В результате знания о культуре и поведении значительно расширились во второй половине 20-го века, в основном благодаря работе социальных психологов, таких как Гарри Триандис, Герт Хофстеде, Хейзел Маркус и Шинобу Китаяма, Шалом Шварц и Ричард Нисбетт, среди других.

Современные подходы и знания

Многие современные социальные психологи, изучающие влияние культуры, делают это, сравнивая национальные культуры, чтобы определить универсальные и культурно-специфические модели поведения. Кросс-культурные исследования проводятся в первую очередь с социокогнитивной точки зрения и фокусируются на культурных ценностях, убеждениях и установках или культурных знаниях, которые отличают поведение людей с разным национальным происхождением.

Одним из известных инструментов, используемых кросс-культурными исследователями, является классификация наций по их относительной поддержке индивидуализма или коллективизма. Индивидуализм — это набор ценностей, убеждений и взглядов, которые подчеркивают важность того, чтобы люди следовали своим личным целям и поведению. Коллективизм проявляется в ценностях, убеждениях и установках, которые подчеркивают важность того, чтобы люди следовали групповым целям и групповым нормам поведения. Исследования показали, что североамериканская, западноевропейская и австралийская культуры относительно индивидуалистичны, тогда как японская и китайская культуры сравнительно коллективистичны.

Индивидуалистические и коллективистские культуры поощряют людей к принятию определенного набора взаимосвязанных ценностей, убеждений и представлений о себе и группе. Человек, подверженный воздействию индивидуалистической культуры, с большей вероятностью будет ценить личную автономию, свободу выражения и самосовершенствование, чем человек из коллективистской культуры, который, напротив, с большей вероятностью будет ценить послушание, традиции и групповое совершенствование. Кроме того, индивидуалистические культуры побуждают людей принимать независимое представление о себе или отличать себя от других, тогда как люди в коллективистских культурах считают себя более взаимозависимыми или связанными с другими. Как следствие, индивидуум и группа воспринимаются как более заметные агенты поведения в индивидуалистических и коллективистских культурах соответственно.

Различие между индивидуалистической и коллективистской культурой помогает объяснить ряд моделей поведения. Исследования показали, что североамериканцы приписывают поведение индивидуальной воле или внутренним предрасположенностям. Китайцы, с другой стороны, приписывают поведение влиянию первичных референтных групп человека или другим факторам, внешним по отношению к человеку, например ситуационным влияниям. Также было показано, что стремление поддерживать гармоничные модели межличностного и внутригруппового общения гораздо сильнее в коллективистских, чем в индивидуалистических культурах. Индивидуализм и коллективизм проявляются даже в языковых практиках: жители Запада более склонны использовать местоимения первого лица (например, я, я), чем представители коллективистских культур.

Хотя классификация наций в соответствии с широкими понятиями, такими как индивидуализм и коллективизм, является мощным инструментом кросс-культурной психологии, наше понимание культурного знания не ограничивается этим. Было показано, что нации различаются по другим различным системам культурных ценностей, таким как уровень универсализма, безопасности или власти, которую они продвигают. Более того, группы внутри наций (например, штаты, регионы, организации) и группы, выходящие за национальные границы (молодежь, искусство, религиозные группы), демонстрируют свои собственные особые культурные знания.

Считается, что знания о культуре эволюционировали, чтобы удовлетворить ряд важных социальных и основных эмоциональных потребностей. С одной стороны, культурные ценности и обычаи придают порядок и структуру социальному миру, будь то нации, общества или группы. На другом уровне культура удовлетворяет индивидуальную эмоциональную потребность в принадлежности, а также потребность в цели и смысле существования. Недавняя работа Джеффа Гринберга и его коллег также подчеркивает, что культурное мировоззрение удовлетворяет потребность в самооценке: самооценка возникает из-за того, что люди видят, как они успешно выполняют культурно ценное поведение.

Диапазон социальных и эмоциональных потребностей, которым удовлетворяет культурное мировоззрение, помогает объяснить, почему люди склонны проявлять сильную приверженность своей культуре и своей культурной группе. Действительно, исследования показали, что рост экзистенциальной тревожности у людей приводит к тому, что они решительно поддерживают свои культурные ценности и убеждения и принижают или дистанцируются от культурно отличающихся ценностей или других ценностей.

Значение исследований в области культуры

Знания о культуре и поведении с точки зрения социальной психологии успешно применяются в различных условиях для решения ряда проблем. Эти проблемы включают те, которые возникают в связи с межкультурным общением и переговорами, опытом аккультурации иммигрантов, контрастными способами, которыми люди обозначают и лечат проблемы со здоровьем и психологические расстройства, а также управлением многонациональными организациями. В более общем плане было показано, что межкультурное взаимопонимание уменьшает предубеждения и межгрупповые конфликты и способствует гармоничным отношениям и обмену между социальными группами.

Ссылки:

  1. Фиске А. П., Китаяма С., Маркус Х. Р. и Нисбетт Р. Э. (1998). Культурная матрица социальной психологии. В Д. Т. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 2, стр. 915–981). Бостон: Макгроу-Хилл.
  2. Халлоран, М., и Кашима, Э. (2006). Культура, социальная идентичность и личность. В Т. Постмес и Дж. Джеттен (ред.), Индивидуальность и группа: достижения в социальной идентичности (стр. 137-154). Лондон: Сейдж.
  3. Кашима, Ю. (2001). Культура и социальное познание: к социальной психологии культурной динамики. В Д. Мацумото (ред.), Справочник по культуре и психологии (стр. 325-360). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

Социально-культурная перспектива: Ускоренный курс психологии AP®

Введение

С социально-культурной точки зрения человека оценивают на основе социальных групп, к которым он принадлежит. Ваш экзамен по психологии AP® потребует от вас понимания основ того, кто основал эту точку зрения, что она на самом деле означает и как диагностировать различные характеристики этой теории. Вы захотите рассмотреть различные типы социальных групп, которые встречаются в обществе. Это могут быть возрастные группы, гендерные группы и многие другие.

Любая группа, которая ограничивает некоторых людей, включая клубы или организации, также может влиять на человека. Это означает, что принадлежность к музыкальной группе, спортивному залу или танцевальной труппе может влиять на то, как вы развиваетесь, а также на религию и гендерные группы.

Эта точка зрения будет представлена ​​на экзамене AP® по психологии в виде множественного выбора, а также письменных вопросов. Это означает, что вам нужно учитывать, как эта теория соотносится с другими теориями, а также как она повлияет на разные стороны жизни любого человека. Он рассматривает не только детство, но и взрослую жизнь, поскольку различные социальные группы будут входить в жизнь человека на любом этапе его жизни. Эти группы все еще могут влиять на вашу жизнь, даже если вы взрослый.

Что такое социально-культурная перспектива?

Социально-культурная перспектива рассматривает то, как разные люди взаимодействуют со своими социальными группами и как эти социальные группы влияют на разных людей и как они развиваются на протяжении всей своей жизни.

Социальная группа может состоять из любой группы, частью которой является человек. На самом деле, большинство людей принадлежат к большому количеству различных социальных групп. К ним относятся гендерные группы, расовые группы, религии и многое другое. Например, ваши сверстники могут оказать на вас драматическое влияние, но то же самое может сказать и ваша семья, ваш социальный класс и ваша этническая принадлежность. При одинаковых всех остальных характеристиках самка будет развиваться иначе, чем самец. Богатая женщина будет развиваться иначе, чем бедная.

Различные ситуации, в которых вы окажетесь, по-разному влияют на ваше дальнейшее развитие. Например, по мере того, как вы перерастаете из детства в юность, ваши социальные группы будут влиять на вас по-разному. Большинство считает, что семья влияет на детство человека больше, чем группы сверстников. Однако когда вы становитесь старше, например, в подростковом возрасте, группы сверстников оказывают большее влияние, чем семья.

В социально-культурной перспективе все группы, к которым принадлежит человек, будут влиять на его будущее. Только поняв полное влияние социальных групп и поняв каждую группу, в которую вовлечен человек, психолог сможет полностью понять, что будет делать этот человек. Это позволит вам понять поведение человека как в прошлом, так и в будущем.

Кто основал социально-культурную перспективу? Источник изображения: Wikimedia Commons

Давайте рассмотрим обзор AP® Psychology с этой точки зрения, чтобы помочь вам лучше понять, что будет на вашем экзамене. Социально-культурная перспектива была основана Львом Выготским, русским психологом. Эта теория, также известная как социокультурная перспектива, подчеркивала, как ребенок вырастет, чтобы стать взрослым, и у него разовьются мысли, поведение и убеждения.

Выготский считал, что дети рождаются с разными убеждениями. Однако эти убеждения могут быть интерпретированы и изменены в зависимости от групп, к которым принадлежит человек, и групп, в которых он вырос. Его теория была основана на взглядах Пиаже на когнитивное развитие.

Эта теория считала, что взаимодействие детей с миром было способом, которым они в первую очередь учились и развивались. С другой стороны, Выготский больше сосредоточился на социальном взаимодействии, чем на единичном взаимодействии. Рассматривая различия между этими двумя точками зрения, легче понять, как дети понимают и выполняют различные действия.

Примеры социально-культурной перспективы

Пример 1:

Меган выросла в деревне. Ее семья всегда выращивала животных, и она отвечает за кормление цыплят каждое утро. Куры встают рано и их нужно выпускать из загона до завтрака. Ей также нужно убедиться, что яйца собраны, прежде чем она пойдет завтракать. Поэтому каждое утро Меган встает в 6 утра, потому что именно тогда ей нужно приступить к своим делам.

Элиза выросла в городе. Прежде чем она позавтракает, все, что ей нужно сделать, это одеться. Она ненавидит рано вставать и поэтому часто не встает даже до 7:30 утра, чтобы быстро позавтракать и успеть на автобус в 8:00.

Две девочки одного возраста, обе должны ходить в школу, но встают в разное время дня из-за своего воспитания. У них есть разные действия, которые нужно выполнить, и у них также разные интересы. Элиза не любит рано вставать, да и не нужно, ее социальные группы не требуют от нее этого. Однако Меган любит рано вставать, и ее социальная группа определенно требует от нее этого.

Пример 2:

Питер — католик, и в детстве он ходил в церковь каждое воскресенье. Он никогда не пропускает церковную службу и обязательно молится перед едой. Его семья научила его этому, и они следят за тем, чтобы он продолжал следовать всем этим качествам. Однако даже когда его семья отсутствует, Петр продолжает следовать тем же самым чертам и продолжает молиться и посещать церковь.

Черты, которым следовал Питер, начинались как то, к чему его подтолкнули родители. Однако по мере взросления он продолжал проявлять эти черты. Он сделал это, потому что ему было интересно то, в чем он был воспитан, и он считал, что хочет продолжать это. Социальная группа, в которой он вырос (католик), повлияла на его жизнь и поведение, даже когда он стал старше.

Пример 3:

Семья Эндрю уделяет большое внимание образованию. С того времени, как он научился читать, его семья поощряла его к этому. Они заставляли его учиться как можно больше, а также следили за тем, чтобы он делал домашнее задание как можно быстрее. В результате он смог получить отличные оценки по всем предметам. Поступив в колледж, он может сделать выбор, потому что получил отличные оценки.

Когда он уезжает в колледж, он проводит большую часть своего времени в своей комнате в общежитии за учебой, хотя его сосед по комнате пытается убедить его пойти на вечеринку вместо этого. Его отношение к учебе влияет на то, как он продолжает жить. Это показывает, как социокультурная перспектива влияет на него.

Подробнее о социально-культурном аспекте в AP® Psychology

Этот аспект может влиять на все, что вы делаете на протяжении всей своей жизни. По мере того, как вы продолжаете расти, ваши социальные группы будут меняться. В детстве у вас может быть несколько друзей, а когда вы станете старше, у вас могут появиться другие друзья. Это означает, что ваши группы будут влиять на вас по-разному.

Понять, как социокультурная перспектива влияет на человека в детстве, подростке и взрослом. Эта теория до сих пор считается важной и актуальной. В результате этой теории происходит лучшее понимание вашего образа мыслей и взглядов на мир.

С социокультурной точки зрения зона ближайшего развития также чрезвычайно важна. Эта зона основана на дистанции между фактическим уровнем развития и потенциальным развитием. Эти вещи помогают лучше понять, как человек будет развиваться в будущем, а также как он уже развился.

Выготский считал, что человеческий разум будет продолжать учиться у других и учиться у разных социальных групп, с которыми он связан, независимо от того, что еще происходит в его жизни, или даже если он достаточно изолирован в своей жизни. Различные культуры будут влиять по-разному просто потому, что эти культуры будут иметь разные важные факторы.

Одна культура может делать упор на интеллект, а другая — на запоминание. Из-за этих различий социокультурная перспектива будет подчеркивать наиболее важные аспекты каждой социальной группы.

Заключение

Этот ускоренный курс AP® Psychology оценивает социально-культурную перспективу развития. Социально-культурная перспектива требует, чтобы вы смотрели на воспитание, которое имеет человек, а также на его социальные группы. Каждая социальная группа, к которой принадлежит человек, будет влиять на то, как он развивается, и эти группы будут влиять на то, как он смотрит на жизнь. С другой стороны, каждая группа по-разному влияет на человека.

В результате католик, афроамериканец и женщина будут иметь несколько иной взгляд на жизнь, чем протестант, афроамериканец и женщина. Каждая социальная группа оказывает различное влияние, и эти социальные группы будут взаимодействовать по-разному.

1. Социально-культурная перспектива рассматривает множество различных социальных групп, к которым принадлежит человек, и то, как эти группы влияют на него на протяжении всей его жизни.

2. Эта перспектива была основана Львом Выготским как акцент на теории Пиаже.

3. Важным аспектом этой перспективы является зона ближайшего развития.

Ищете психологическую практику AP®?

Начните подготовку к психологии AP® вместе с Альбертом. Начните подготовку к экзамену AP® сегодня .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts