Социология и психология взаимосвязь: Связь социологии и психологии — Студопедия

16) Взаимосвязь психологии и социологии.

Социология возникла как самостоятельная область научного знания, но затем, от нее начали отпочковываться другие дисциплины. Ввиду того, что взаимодействие человека и социальной группы в значительной степени обусловлено психологическими причинами, потребовалось включить в социологию знания по психологии. К тому же любое социальное взаимодействие имеет, в конце концов, психическую природу. Рассмотрение ряда проблем на стыке социологии и психологии привело к тому, что в самостоятельную область выделилась социальная психология. Однако и сегодня социология продолжает использовать психологию в построении своих объяснительных моделей.

Взаимодействие между социологией и психологией в настоящее время весьма тесное. Психология как наука о психических явлениях стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, т.е. задействует социологическое знание. На стыке социологии, психологии и политологии родилась новая научная дисциплина – политическая психология.

Ее предметом являются психологические компоненты политического поведения человека, изучение которых помогает применить психологическое знание к объяснению политики.

Проблема социализации

Адаптация – центральная проблема многих наук из-за ее многогранности. Социальная адаптация – грань адаптации человека, в которой выделяют 2 аспекта: социализацию личности и ее активность.

Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

 Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Существует несколько механизмов социализации:

  1. идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим;

  2. подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

  3. внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации;

  4. фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

  5. конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

В эпоху средневековья наступает богословский период развития психологии, когда господствовало представление о божественной сущности души и считалось, что ее изучение должно быть прерогативой теологии. В средневековом представлении душа рассматривалась как единство мистической стороны, обращенной к Богу и светской, обращенной к миру людей. Следующий период можно назвать философским, он начинается в XVII веке, и характеризуется попытками осмыслить проблему психики с общефилософских позиций, которые были лишены какой-либо экспериментальной базы. Суждения о душе основывались на логических умозрительных построениях. Тем не менее, в этот период делаются важные выводы. Так Р. Декарт, опираясь на свои представления о душе человека, задумался над проблемой взаимосвязи душевных и физических процессов в человеке, и, таким образом, начал обоснование прочностной концепции поведения человека. Оригинальные взгляды о психике были разработаны Б. Спинозой и Г. Лейбницем. Очередной период получил название «эмпирический».

Он связан с началом систематических наблюдений за психическими явлениями и первыми попытками их систематизации. Делались попытки установить закономерные связи между явлениями психики и подтвердить их опытным путем. Сам термин «эмпирическая психология» был впервые употреблен Х.Вольфом в XVIII веке. Начало научного этапа в развитии психологии относится к середине XIX века, когда начинает складываться система научно-исследовательских лабораторий, психологических кафедр в университетах. Основным методом исследования в этот период является эксперимент. Первым направлением экспериментальной психологии можно считать физиологическую психологию В. Вундта. В России основателем научной психологии является И.М. Сеченов, который заложил основы рефлексологии, опираясь на экспериментальные исследования.

Социология и психология — Лекции по общей социологии (Социология)

3. Социология и психология

         Интенсивная специализация современного гуманитарного знания, а  также связанные с нею его дифференциация и «департаментализация», нацеленные на углубленное исследование науками своих особых (специфических) предметов, это всего лишь одна сторона общего процесса интенсивного развития современного обществознания. Другой стороной данного процесса является кооперация (и интеграция) труда представителей самых различных областей гуманитарного знания, представляющего, в конечном счете единый комплекс различных наук о человеке и обществе. И если специализация (и тем более департаментализация) наук – процесс в меньшей мере испытывает нужду в организации и управлении, то процесс кооперации и интеграции а развитии гуманитарной науки (да только ли гуманитарной!?) нуждается в большем к себе внимании: его успех в немалой степени зависит уже от сознательного, целенаправленного управления им.

         Между тем, чтобы организованность данного процесса, а также управляемость им стали более эффективными, требуется выработка более или менее четкого представления о том, как соотносятся между собой различные научные дисциплины, образующие комплекс современной человеческой науки, чем они отличаются друг от друга, что у них общего, где находится и каковы те стыки, которые обусловливают их взаимодействие и укрепление которых в большей степени усиливало бы интеграцию представляемого ими знания и тем самым обогащало бы его: делало бы его более полным, глубоким и нежным для понимания того, что такое человек и общество, как соотносятся они с окружающей их миром (природой), каковы их смысл и судьба в этом мире.

         Поиск специфического и общего у различных дисциплин, определение стыков и каналов взаимодействия современных наук нацелены также на то, чтобы более успешно вести их преподавания в вузах, в частности и особенно в университетах классического типа, в которых гуманитарной составляющей отводится значительное место.

         Важное значение в контексте обозначенной проблематики имеет вопрос о соответствии социологии с другой, как и социология, человеческой наукой, — с психологией. Иногда и ту, и другую называют ещё поведенческими науками, изучающими поведение человека, а применительно к психологии и поведение животных. Н. Смелзер называет психологию, наряду с антропологией, экономической, политической наукой, родственной социологии наукой [8;20].

         Психология не является ни философский, ни исторической дисциплиной; не является она и частной наукой, наподобие экономической теории, или политологии, изучающих отдельные стороны общественной жизни людей. Она и не более, и не менее широкая, нежели социология, дисциплина. Психологическая выделяется среди других гуманитарных наук по иному основанию. Её нельзя отнести к собственным дисциплинам; являясь гуманитарной наукой, психология в определенной части, причем весьма значимой, входит в качестве своего рода сегмента в область знания, которую принято называть естествознанием. Кстати, первоначально эта гуманитарная, как её понимают сегодня, наука интерпретировалась как естественнонаучная дисциплина. «Отделившись от философии, психология вступила в свою историю в качестве естественнонаучной дисциплины. Как биология, физиология, физика, химия и другие науки, психология также приняла в качестве критериев достоверности знания объективность, всеобщность и необходимость. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира »[7;45]

Кстати, первоначально (можно сказать, — в свой донаучный период) психология, также как и социология, развивалась а рамках философии. Это был период так называемой «философской психологии», аналогичный периоду существования «философской социологии» — области по преимуществу философского знания об обществе.

Выделение психологии из философии и оформлении её как самостоятельной науки произошло лишь в середине XIX века. В это время она была ориентированна прежде всего на естественнонаучные принципы.

Вообще же в качестве самостоятельной науки психология ведет свое существования с 1879 года, когда немецкий психолог, физиолог, философ и языковед В. Вундт (1832-1920) создал экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Первым этапом в становлении психологии как самостоятельной науки была физиологическая психология В. Вундта.

Сегодня многие психологи относят свою науку к разряду гуманитарных дисциплин [7;48].

Если исходить из такого понимания психологии (хотя здесь имеет место всё же некоторая неточность, поскольку психологии изучает отнюдь не только сознание человека (это – особенность советской психологии человека), но и психику, причём психику вообще, которая существует и до человека не только как социального, но и как природного существа), то соотношение социологии и психологии должно рассматриваться как соотношение, по крайней мере, двух гуманитарных дисциплин как дисциплин изучающих человека.

Социология нередко также определяется как наука о человеке. Человек же это биопсихологическое существо. В таком случае в контексте рассматриваемого здесь вопроса за психологией закрепляется в указанном контексте психо- (психическое), а за социологией – социо- (социальное). В социологии человек исследуется как социальное существо, в психологии как «психическое» существо.

Иное дело, что в самой реальной действительности данные два, да и все три (включая био-) компонента одного целого – человека, неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Социальное во многом обусловлено психологическим, а психологическое, в том числе и сознание человека, в огромной степени определяется его социальными условиями жизни. Да и социальное тесно связано с биологическим началом человека: анатомией, инстинктами. Физиологией.

В таком же отношение как био-, психо-, социо-, находятся между собой и науки, изучающие человека – биология, психология и социология. И если они представляют собой, как принято считать, отдельные. Самостоятельные дисциплины, то эта их «отдельность» и самостоятельность весьма условна. Особенно зависимыми являются «вышестоящие» области человеческого знания от «нижестоящих» в классификационном ряду: психология от биологии, социология от психологии (и. конечно же, от биологии). Эти и другие гуманитарные (и не гуманитарные) дисциплины – всего лишь сфера (области) одного и того же человеческого знания, то есть единого комплекса представлений человека об окружающем мире и месте его, человека, в этом мире. Трудно представить, как могла бы существовать любая из современных наук, в том числе и особенно гуманитарная наука, сама по себе, без других отраслей знания, без других научных дисциплин.

Характер взаимоотношения социологии и психологии обусловливается также тем, что они (и та, и другая) являются поведенческими науками.

Наиболее объёмно и радикально в психологии данная особенность проявлялась в бихевиоризме – одном из ведущих направлений психологической науки. Основания данного направления были заложены Дж. Уотсоном (США) (1873-1958). «С точки зрения бихевиоризма, — писал он, — подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти» [9;35]. Современный бихевиоризм (необизевиориз) представлен исследованиями таких психологов, как Э. Толмен, К. Халл, Д. Галантер, К. Прибрам, Б. Скиннер. 

Несмотря на известную ограниченность бихевиоризма, суть которой заключалось в чрезмерной биологизации человека, в сведении поведения человека к простой реакции на внешние воздействия, исключении из предмета рассмотрения психологии создания (имеющего не только биологическую, но и общественную природу), бихевиоризм оказал сильное воздействие на науку об обществе, результатом которого явилось такое направление в социологии, как социальный бихевиоризм. Под влиянием бихевиоризма становилась и социология, исследующая человека. Он повлиял особенно на теорию социального обмена – важную поведенческую парадигму в социологии по классификации Дж. Ритцера [5;317-318].

Главными выразителями идеи социального обмена как синтеза психологии поведения и разного рода экономических концепций обмена (в этом последнем случае реализован также принцип взаимодействия социологии и экономической теории) являются Дж. Хоманс и П. Блау. «Хотя иные из постулатов Хоманса, — пишет Дж. Ритцер, — касаются по меньшей мере двух взаимодействующих индивидов. Он уточнял, что они не менее основаны на принципах психологии. Согласно этому исследованию, подобные постулаты имеют психическую природу по двум причинам. Во-первых, «они обычно устанавливаются и эмпирически верифицируются людьми, называющими себя психологами». Во-вторых, и это более важно, они носят психологический характер вследствие того уровня, на котором они изучают индивида в обществе. «Это постулаты о поведении отдельных человеческих существ, а не о группах или обществах как таковых; а поведение человека именно как человека, обычно считается компетенций психологии».

Поэтому Хоманс соглашался, что он – ужасное выражение – «психологический редукционист». Редукционизм с точки зрения этого исследователя, есть «демонстрация того, как положения одной науки (в данном случае социологии) логически вытекает из более общих положений другой науки (в данном случае психологии)» [5;321].

То есть, Хоманс пытался объяснить социальное поведение на основе психологических принципов.

В настоящее время, как известно, в зарубежной науке существует целый ряд концептуально оформленных парадигм социального бихевиоризма, среди которых теория «стимул-реакция», теория «поля», теория «социального обучения» и др.

В начале 60-х годов XX века в США возникла гуманистическая психология, представляющая собой, во-первых, совокупность теоретических воззрений на человека, во-вторых, психотерапевтическую практику. Она задумывалась и разрабатывалась как своего рода альтернатива бихевиоризму и психоанализу, как негуманным в психологии, и соответственно в социологии, являются Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.

Гуманистическая психология тесно связана с гуманизмом в социологии, а именно в контексте изучения человека не только и не столько как абстрактного существа, но и как живого, конкретного человека, индивида. В этой части и психология, и социология тесно переплетаются между собой, оказывая взаимное влияние друг на друга.

Практически все основные парадигмы и соответственно направления в психологии оказали и продолжают оказывать значительное воздействие на социологию, способствуя формированию (институционализации) в ней Соответствующих направлений и школ. Бихевиоризму соответствует поведенческий аспект социологии, фрейдизму (психоанализу) – психоаналитическое направление социологии, гуманистической психологии – гуманистическое направление в социологии.

Сегодня практически вся дефиниционистская, интерпретативная социология (по Дж. Ритцеру парадигма социального определения) насыщена именами (и их идеями) представителей психологической науки. Мы уже не говорим о социологии личности, процессе ее становления. Трудно представить данную область социологии без таких имен как З. Фрейд (психолог, психиатр), А. Маслоу (психолог), Дж. Г. Мид (философ, социолог, социальный психолог), К. Г. Юнг (психолог, психиатр), А. Адлер (психолог и психиатр), Г. Ю. Айзенек (психолог), Г. Блумер  (социолог и социальный психолог), Р. Лайкерт (психолог и социолог), Г. Лебон (социолог, социальный психолог), К. Левин (социальный психолог), Х. М. Линд (социальный психолог и социолог), В. Макдугал (социальный психолог), Я. Л. Морено (психолог, социальный психолог), Э. Мэйо (социолог, психолог), Г. Олпорт (социальный психолог), Э. Фромм (социальный философ, социолог и психолог), Дж. К. Хоманс (социолог, социальный психолог).

Видными представителями психологизма и социологии были У. А. Томас, а также Л. Ф. Уорд – (психологический эволюционизм)(оба США).

Все эти ученые являются, можно так сказать, социологически (социально) мыслящими психологами или психологически мыслящими социологами. Хотя, конечно же, никто не станет утверждать, что это социологи «в чистом виде». Это, — скорее, психологи, пришедшие в силу своего комплексного видения проблем в социологию.

Если все эти психологические концепции и теории интегрировать (пускай условно), следует признать, что в социологии существует обстоятельная, эвристически весьма значительная парадигма и соответственно направление – психологическая парадигма (психологическое направление). Она возникла ещё в конце XIX – начале XX вв. как реакция на механизм и биологизм в обществознании. Главным принципом сформировавшегося на данной парадигме направления в социологии стало стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических явлениях и процессах индивида или общества. Существовало (и существует) несколько разновидностей данного направления. Это, во-первых, психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс) – с его стремлением найти психические факторы цивилизации, к которым относятся, по мнению его представителей, либо различные желания индивидов, либо «сознание рода». Во-вторых, инстинктивизм (У. Мак-Дугалл), который искал основу жизни общества в биологически наследуемых инстинктах. В-третьих, психология народов (М. Лацарус, Х. Штейнталь), объявлявшая основной движущей силой истории (развития общества) «народный дух». В-четвёртых, «групповая психология» (Лебон), основными понятиями которой были анонимность, внушаемость, психическое заражение, характеризующая толпу. В-пятых, теория подражания (Тард), усматривающая элементарный общественный (социальный) факт в подражании одного индивида другим. В-шестых, ранний интеракционизм (Кули), для которого в качестве первичных факторов общества выступают представления, составляемые людьми друг о друге.

Современной разновидностью психологического направления в социологии, имеющей определённую автономность и самостоятельность, является так называемая психоаналитическая ориентация в социологии. Она представлена психоаналитической парадигмой Фрейда, Фрейдистов и неофрейдистов. Главным концептом данной разновидности психологического направления в социологии, по мнению ее представителей, является подсознательное – то есть то, что выходит за рамки интеллекта и принципиально не контролируется интеллектом и что в конечном счете определяет поведение человека в том числе и в обществе (общественное поведение). Главная проблема психоаналитической парадигмы – это проблема конфликта личности и общества, обусловливаемого подсознанием, включая инстинкты человека и так называемое вытесненное подсознание. Общественные запреты ведут к ломке личности, её деформации на основе вытеснения исходных влечений и потребностей человека. Отсюда нервозы, а затем и конфликты общества и личности. В качестве разрешения этих конфликтов предлагается в рамках данной ориентации социопсихологическая теория, а также по мнению некоторых учёных, уничтожение всяческих общественных норм – моральных, политических и т.д. и высвобождение первичных человеческих влечений, в частности и особенно связанных с либидо.

Психоаналитическая ориентация наиболее сильно проявляется сегодня в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, расовых отношений, общественного мнения, войны и т.д.

О тесной близости, взаимодействия и взаимном обогащении социологии и психологии, особенно влиянии психологии на социологию говорит также тот факт, что уже в 90-е гг. XIX в. В русской социальной мысли интенсивно использовалась психологическая парадигма интерпретации общества и построения социологии как науки о нем. Среди представителей психологического направления в отечественной социологии такие известные социологи, как Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов. Они считали, что главное внимание социология должна направлять на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы индивидов. «Социолог,  — писал де Роберти, преследует одну цель: познание законов психического взаимодействия. И поэтому он особенно старательно наблюдает те факты, в которых это взаимодействие, соединяясь с двумя другими основными видами энергии в природе, выражается с наибольшей силой и яркостью, именно факты, обыкновенно называемые историческими. Их совокупность составляет обширную область – естественную историю обществ, являющуюся главным полем исследований социолога, огромной лабораторией, в которой его анализ стремится побороть эмпирическое препятствие: конкретную смесь явлений» [1;86].

Исследуя содержание индивидуальных сознаний, он, социолог, по мнению де Роберти, должен уметь выделять в них тот элемент, который можно назвать психофизическим взаимодействием. При этом его задача не сольется с задачей психолога.

Психолог вместо того, чтобы рассматривать содержание индивидуальных сознаний подобно социологу, в их внешних и взаимных отношениях и тех фактах, в которых такие отношения воплощаются, изучает их внутреннюю связь, стремится раскрыть глубокий механизм мысли, объяснять его устойчиво и прогрессивное или регрессивное развитие. Имея перед собой те же конкретные факты, он разрабатывает их иначе, чем социолог. С помощью целого ряда методологических приемов, ведущих к иной цели. Словом, если социология есть наука абстрактная и, следовательно, по преимуществу индуктивная, то психология есть наука конкретная и потому, по необходимости дедуктивная.

Н. И. Кареев, подвергая критике Конта за то, что он сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Писал: «Между биологией и социологией, мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» [2;40]. Так как только коллективная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми.

Общество, по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Эта среда делится им на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии.

Социальные организации – это результат коллективной психологии, и его изучением занимается социология.

Н. М. Коркунов также считал, что связь, соединяющая членов общества воедино, духовного, психологического характера, и что общество является результатом «психического единения людей» [3;205].

Иногда говоря о соотношении социологии и психологии, обращают внимание только на различие этих двух наук. Так поступают, например, авторы учебного пособия «Общая социология» (Под. ред. проф. А. Г. Эфендиева.- М.,2000). Заметим при этом, что автора главы, в которой речь идет о социологии и психологии, — является изучение данными дисциплинами «духовной жизни людей».

В книге делается ссылка на П. А.Сорокина, который утверждал, что психологическое исследование направленно на изучение (анализ) таких переменных (показателей), как инстинкты, желания, воля, темперамент человека как основы поведения (поступков) человека. Что же касается социологии, то ее задачи, отправная точка исследования состоит в изучении социального положения человека, его статус, традиции, обычаи. Изучение всего этого и есть уже социологическое исследование.

Что же касается собственно позиции Г. А. Эфендиева, то она выражена (в целом) в следующих его рассуждениях. Приведем их.

«Итак, первое отличие социологии от психологии: Социология изучает не индивидуально-психологические особенности человека, а социо-культурные причины, последствия и меры предупреждения его поступков. Иными словами, социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.

Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека – это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога – это типичная способность, присущая любому человеку.

Третье отличие: для социолога человека интересен в первую очередь с                 точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное» [4;50].

Заметим однако, что автор данных слов не только ничего практически не говорит о взаимодействии и взаимовлиянии социологии и психологии, но и сводит психологию (ее предмет и задачи) лишь к изучению индивидуального — «психологических особенностей человека», «психики конкретного человека», «неповторимого, уникального мира конкретного человека» (Между тем, психология изучает и общее (так же как, кстати и социология), а может быть прежде всего общее, что характеризует психику, а также сознание, т. е. закономерности психического,  закономерности сознания и поведения (бихевиоризм) людей.   «Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психических процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных» [6;428]. Да, и социология, кстати, не занимается непосредственно выявлением специфики статуса, места в социальных взаимодействиях конкретного человека, как это  следует из рассуждения А. Г. Эфендиева. Социология изучает (опрашивая, скажем, конкретного индивида) не самого по себе этого конкретного индивида, а индивида как представителя особой группы или общности людей; она изучает общее, типичное, что характеризует социальное положение множества индивидов (группы, общности, слоя, общества, страты и т.д.). А. Г. Эфендиев не может не знать этого, потому приходится лишь удивляться тому, что он говорит о специфике и особенностях социологии в соотношении с психологией.

К тому же, когда А. Г. Эфендиев пишет, что социологию интересует  только рациональное и она не изучает иррациональное, бессознательное…, напрашивается вывод, что психология изучает и то, и другое рациональное  и  иррациональное. И это верно. Однако, в этом заключается не только момент различия данных двух наук, но и момент общности их, так как рациональное изучает не только социология, но и психология, разумеется, в той части, которая  представлена психологией человека, а не животного.

Тесная связь и взаимодействие социологии и психологии особенно наглядно представляется сегодня в факте существования и успешного развития социальной психологии, являющейся по сути своей дочерней дисциплиной, возникшей на стыке этих двух наук.

Психологическая парадигма изучения человека как социального существа настолько значима, что некоторые социологи выделяют ее в особый подход социологической науки. Примером тому точка зрения Н. Смелзера. Он, говоря о характерных для социологии подходах при изучении и объяснении различных фактов наряду с «демографическим», «коллективистским» (изучение двух и более людей, образующих группу или организацию), «интеракционистским» (изучение общественной жизни через взаимодействие людей, обусловленное их ролями), «культурологическим» (анализ поведения людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности), называет и подход психологический». Это последний «…объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека  о самом себе. Подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии. Социальные психологии исследуют много проблем, в том числе, такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой и беспорядками» [8;18].

Социальная психология, считают одни, должна заниматься исследованием личности. Ее предмет – закономерности формирование  личности, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее как результаты последней, так и собственно содержание и формы их психической деятельности. Другие полагают, что данная дисциплина имеет своим предметом «массовидные явление психики», «коллективное поведение», психология классов, наций и др. социальных групп. Имеют место также попытки объединить, интегрировать названные точки зрения.

Как бы там ни было, ясно, что социальная психология – стыковая отрасль знания, существующая как общая отрасль психологии, так и социологии. То есть она представляет собой науку о психологических механизмах, причинах, закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и разного рода общностей.

«Внутренний маркетинг на предприятиях сферы услуг» — тут тоже много полезного для Вас.

Ядро предмета социальной психологии  составляют закономерности формирования групповых отношений на различных уровнях социальной системы. Данные отношения двойственны по своей природе: психологичны по способу существования и регуляции, «живут» в психике и в конечном счете действуют через нее; социальны по генезису и основной функции – координации, интеграции и регуляции  жизнедеятельности социальных субъектов [10;430]. Этим и обусловливается то, что предметное поле данной дисциплины частично  принадлежит  социологии  и частично психологии.

«Первоначально социально – психологическая проблематика разрабатывалась в рамках философии. С середины Х1Х в. Выделившиеся из философии социология и психология обращалась (каждая в рамках своего предмета) к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не могли выявить ту специфическую логику специфического объекта, которая должна была  конституировать социальную психологию как самостоятельную науку» (там же).

Социальная психология, как справедливо считают некоторые авторы, не может быть успешной как наука, если строить ее только на одной лишь психологии или одной социологии. Если рассматривать исключительно как психологическую дисциплину, существующую в рамках общей психологии, то она будет страдать «методологическим индивидуализмом», т. е. она, как замечает П. Н. Шихарев, должна будет выводить закономерности социального взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной  психики» (там же).

Холистский подход же, как подход, противостоящий методологическому индивидуализму», имеющий скорее социологический характер и происхождение, также вряд ли может быть основанием построения социальной психологии как особой науки. Он является другой крайностью и ведет к «депсихологизации» социальной психологии и поглощению ее социологией. Кстати, просоциологическая ориентация в понимании и разработке социальной психологии приобретает в последние годы все больше сторонников в США, а также и особенно в странах Западной Европы

         О том, что социальная психология — область знания, имеющая междисциплинарный характер, дочерняя дисциплина, возникшая и существующая на стыке психологии и социологии, свидетельствует также то, что свои методы она заимствует частично у общей психологии и психологии личности (лабораторный эксперимент, тестирование, статистические методы обработки данных), частично у социологии (опросы, анкетирование, интервью). Хотя имеет также и свой «собственный» как относительно самостоятельный метод – социометрию (способ установления  межличностных предпочтений в группе).

Таким  образом, социология и психология, имея каждая свою специфику, являясь довольно разными научными дисциплинами, тем не менее, тесно взаимосвязаны между собой как наука, изучающее, и та и другая, человека и его поведение,

Сходства и различия – Forbes Advisor

Примечание редактора: Мы получаем комиссию от партнерских ссылок на Forbes Advisor. Комиссии не влияют на мнения или оценки наших редакторов.

Гетти

Социология и психология: В чем разница между этими двумя общественными науками и какая из них вам больше подходит?

Не всегда легко отличить социологию от психологии. Это широкие дисциплины, которые опираются на эмпирические данные для изучения того, что значит быть человеком, и их выводы применимы к широкому спектру человеческой деятельности. В следующем руководстве обсуждается, что общего между этими полями и что отличает их друг от друга.

Определение социологии

Что такое социология? Социология — это социальная наука, которая изучает людей в группах и то, как они взаимодействуют — как внутри этих групп, так и между группами. Рассматриваемые группы могут варьироваться от более мелких единиц, таких как семьи и районы, до более крупных скоплений, таких как племена, корпорации и даже страны.

Социология может охватывать практически любой аспект человеческого общества, от семьи, пола и религии до социальных причин и последствий преступности и бедности.

Как и антропология, социология анализирует человеческое поведение и поступки. Но у социологии и антропологии есть и отличия. В то время как антропология уходит корнями в окружающую среду и культуру людей и их предков, социология больше фокусируется на социальных изменениях здесь и сейчас и социальных последствиях человеческого поведения.

Общие направления социологии

Те, кто занимается социологией, обычно выбирают конкретную специализацию. Ниже мы перечисляем некоторые общие направления деятельности в области социологии.

Культура и многообразие

Этот выпуск фокусируется на том, как широкие социальные явления, такие как класс, раса и пол, влияют на жизнь обычных людей. Он экстраполирует этот опыт, чтобы предложить модели человеческого поведения и социальной жизни.

Семья, пол и общество

Будучи краеугольным камнем большинства обществ и ключом к их стабильности, семья помогает прививать культурные нормы каждому новому поколению.

Определение семьи претерпело значительные изменения в западных обществах за последние десятилетия, причем большая часть изменений была вызвана изменением понимания гендерных ролей и идентичностей. Академическое изучение пересечений между семьей и гендером часто фокусируется на таких горячих точках, как брак, развод, воспроизводство и усыновление.

Право и общество

Право и общество были центральной темой социологии с момента ее основания. Отношения между законом и социальной справедливостью, социальные источники правовой мысли, а также развитие и организация правовых институтов являются одними из основных вопросов концентрации.

Эта область обучения особенно подходит для всех, кто хотел бы продолжить карьеру в области права и уголовного правосудия.

Медицинская социология

Актуальнее, чем когда-либо после Covid-19пандемии, эта концентрация углубляет понимание учащимися того, как такие категории, как социально-экономический класс, вероисповедание, пол и возраст, могут влиять на отношение к здоровью, болезни и лечению, а также на фактические медицинские результаты.

Определения психологии

Психология — это изучение человеческого поведения и человеческого разума. Разнообразная дисциплина, основанная на эмпирических наблюдениях и анализе, психология имеет практически бесчисленное множество применений в повседневной жизни. Работа психологов может помочь людям с их эмоциональным благополучием, личными отношениями и карьерой.

Основные области психологии

Как и в социологии, в психологии существует множество специализаций, и специалисты-психологи обычно работают в одной или нескольких областях. Ниже мы перечислим некоторые распространенные варианты.

Зависимость

Продолжающаяся опиоидная эпидемия — лишь один из примеров распространенности зависимости в современном обществе. В исследованиях зависимости обычно рассматриваются наиболее распространенные формы зависимости (связанные с наркотиками и алкоголем), исследуются их причины и оценивается ущерб, который они наносят как отдельным жизням, так и обществу в целом. Студенты узнают, как выявлять и измерять различные виды зависимости и соответствующие методы лечения.

Уголовное правосудие

Если вам интересно, как стать криминальным психологом, хорошей отправной точкой будет изучение уголовного правосудия. Эта специальность исследует связи между психологическими теориями и системой уголовного правосудия, а также то, как эти связи проявляются в правоохранительных органах, исправительной системе и судах.

Направление уголовного правосудия также демонстрирует, как психологические принципы соотносятся с криминальной реабилитацией и рецидивизмом, предотвращением преступности и стратегиями охраны правопорядка.

Судебная психология

Криминальная психология и судебная психология имеют много общего, но судебная психология является отдельной областью.

Судебные психологи рассматривают исследования и эксперименты из других областей психологии (например, когнитивной психологии) и клинические методы, такие как оценка, оценка и лечение. Затем они применяют эти концепции к правовым институтам и людям, совершающим преступления. Известные области исследований в рамках судебной психологии включают психическое здоровье и психологические факторы, связанные с преступным поведением.

Общая психология

В рамках этого курса учащиеся знакомятся с психологическими принципами разделов психологии, включая прикладную психологию, психологию развития и экспериментальную психологию. Учебная программа помогает практикам углубить свое понимание жизни во все более разнообразном мире.

Рекомендуемые онлайн-школы

Узнайте о датах начала, переносе кредитов, доступности финансового кредита и многом другом, нажав «Посетить сайт»

Сходства между социологией и психологией

  • Социология и психология являются социальными науками, сосредоточенными на изучении мыслительных процессов и поведения человека.
  • Обе области посвящены улучшению жизни людей и обществу.
  • Обе профессии опираются на эмпирическое наблюдение и аналитические, коммуникативные навыки, навыки решения проблем и исследования.
  • Степени в области социологии и психологии могут привести к множеству карьерных путей.

Различия между социологией и психологией

  • Социология фокусируется на человеческих взаимодействиях, а психология — на человеческих эмоциях.
  • Социология изучает человеческое поведение в контексте групповых ассоциаций, таких как возраст, класс, пол, раса, религия и сексуальность. Психология изучает поведение человека, поскольку оно формируется когнитивными и эмоциональными процессами разума.
  • Социологи получают основы социальной теории и государственной политики, а психологи изучают основные аспекты медицинской науки, такие как неврологические процессы в мозге.
  • За пределами научных кругов социологов обычно привлекает социальная работа в организациях социальной справедливости и социальных услуг. Психологи часто работают в поликлиниках и других медицинских учреждениях.
Была ли эта статья полезна?

Оцените эту статью

★ ★ ★ ★ ★

Пожалуйста, оцените статью

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Комментарии

Мы будем рады услышать от вас, пожалуйста, оставьте свой комментарий.

Неверный адрес электронной почты

Спасибо за отзыв!

Что-то пошло не так. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Еще от
Информация, представленная на Forbes Advisor, предназначена только для образовательных целей. Ваше финансовое положение уникально, и продукты и услуги, которые мы рассматриваем, могут не подходить для ваших обстоятельств. Мы не предлагаем финансовые консультации, консультационные или брокерские услуги, а также не рекомендуем и не советуем отдельным лицам покупать или продавать определенные акции или ценные бумаги. Информация о производительности могла измениться с момента публикации. Прошлые показатели не свидетельствуют о будущих результатах.

Forbes Advisor придерживается строгих стандартов редакционной честности. Насколько нам известно, весь контент является точным на дату публикации, хотя содержащиеся здесь предложения могут быть недоступны. Высказанные мнения принадлежат только автору и не были предоставлены, одобрены или иным образом одобрены нашими партнерами.

Джефф Томпкинс — писатель и преподаватель английского языка как второго, проживающий в Нью-Йорке. Он родился в Хартфорде, штат Коннектикут, в 1967 лет, получил образование в Университете Брауна и Университетском колледже Лондона. Его статьи и обзоры публиковались в CHA Review of Books and Films, Brooklyn Rail, Chicago Review of Books, PopMatters, Words Without Borders и других изданиях.

Редакция Forbes Advisor независима и объективна. Чтобы поддержать нашу отчетную работу и продолжать предоставлять этот контент бесплатно нашим читателям, мы получаем компенсацию от компаний, размещающих рекламу на сайте Forbes Advisor. Эта компенсация происходит из двух основных источников. Сначала мы предоставляем рекламодателям платные места для представления своих предложений. Компенсация, которую мы получаем за эти места размещения, влияет на то, как и где предложения рекламодателей появляются на сайте. Этот сайт не включает все компании или продукты, доступные на рынке.

Во-вторых, мы также размещаем ссылки на предложения рекламодателей в некоторых наших статьях; эти «партнерские ссылки» могут приносить доход нашему сайту, когда вы нажимаете на них. Вознаграждение, которое мы получаем от рекламодателей, не влияет на рекомендации или советы, которые наша редакционная команда дает в наших статьях, или иным образом влияет на какой-либо редакционный контент в Forbes Advisor. Несмотря на то, что мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить точную и актуальную информацию, которая, по нашему мнению, будет для вас актуальной, Forbes Advisor не гарантирует и не может гарантировать, что любая предоставленная информация является полной, и не делает никаких заявлений или гарантий в связи с ней, а также ее точностью или применимостью. . Вот список наших партнеров, которые предлагают продукты, на которые у нас есть партнерские ссылки.

Вы уверены, что хотите оставить свой выбор?

Связь между социологией и психологией

Связь между социологией и психологией: Социология и психология являются областями социальных наук. Будучи общественными науками, они изучают общество и поведение человека в нем. Из всех областей социальных наук кажется, что социология и психология являются двумя наиболее тесно связанными областями. Оба поля имеют некоторые отношения в том смысле, что их цели, хотя и взаимозависимые, схожи, и в какой-то момент они имеют одни и те же элементы.

Их отношения также можно описать как взаимодополняющие. В этой статье мы четко определим эти два поля, а затем обсудим взаимосвязь между ними.

Рекомендовано: Связь права и психологии

Содержание

Значение социологии

Социология – это область социальных наук, изучающая общество, социальное взаимодействие людей, а также правила и процессы, которые связывают и разделяют людей не только как отдельные лица, но и как члены ассоциаций, групп и учреждений на систематической основе. Проще говоря, социология – это наука об обществе. Социология также изучает влияние социальных структур на человеческое поведение. Термин социология происходит от латинского слова Socius, означающего «9».0135 товарищество или компаньон » и логика произошли от греческого слова Логос, что означает «слово или знание».

Связь между социологией и психологией

Область социологии направлена ​​на изучение и анализ поведения человека по отношению к обществу. Социология ориентирована на выявление социальных проблем, реакцию людей на них и решение социальных проблем. Как и любая другая социальная наука, социология использует научный метод для достижения своей цели.

Социология изучает влияние социальных явлений на отдельных людей и общество в целом и стремится понять причину, по которой люди могут реагировать на ситуации определенным образом. Область социологии не забывает об изменениях; следовательно, он изучает отношение людей к изменениям и пытается предсказать возможные реакции посредством наблюдения и оценки фактов. Социология изучает социальные взаимодействия между людьми и группами, а также адаптацию людей и реакцию на культуру и события.

См. также: Как сделать обучение веселым и увлекательным

Социологи также изучают влияние человеческого поведения на общество в целом. Также социология изучает влияние человеческого поведения на общество в целом. Социология проникает во все сферы общества, начиная от обычаев и традиций, религии, семьи, организаций, социального класса, пола, расы и так далее. Выводы социологии носят коллективный характер и, как таковые, могут быть представлены не в отношении отдельного человека, а в отношении общества. Например, отчет об участии в политической жизни, уровне самоубийств в браке, уровне разводов и т. д. Для социологии именно члены общества являются предметом социологических экспериментов.

См. также: Различия между дедуктивным и индуктивным аргументом

Значение психологии

Психология — это систематическое изучение человеческого разума; восприятие, механизм, личность и поведение человека в целом. Это изучение психических, эмоциональных и поведенческих характеристик, относящихся к конкретному человеку, группе или деятельности. Психология изучает человеческие мысли, чувства, сознательные, подсознательные и бессознательные явления в сознании человека.

Объясните связь между социологией и психологией

Области психологии включают; поведенческая неврология, клиническая психология, наука о принятии решений, когнитивная психология, психология развития, умственная отсталость и нарушения развития, количественная психология, социальная психология и так далее. Область психологии нацелена на изучение, в частности, людей и их психических процессов, хотя в рамках социальной психологии она не распространяется на исследования отношений людей с обществом.

См. также: Преимущества и недостатки предпринимательства

Связь между социологией и психологией

Социология и психология тесно связаны по своему понятию, изучению и, конечно же, по своим методам. Основой номер один их отношений является то, что обе они являются общественными науками; следовательно, они изучают человеческое поведение, поскольку оно может влиять на общество. Существенное различие между обеими областями состоит в том, что в то время как психология подвергает свои исследования конкретным людям и их психическим процессам, социология изучает все слои общества, поскольку она может влиять на человека и общество в целом.

Сходства и различия между социологией и психологией

Здесь было бы трудно провести черту, полностью разделяющую два понятия. Это связано с тем, что влияние области психологии на людей косвенно влияет на общество в целом, поскольку общество состоит из нескольких групп людей. Отсюда следует, что влияние психологии способствует социальному взаимодействию людей друг с другом и их реакции на социальные явления.

Рекомендуется: Основные факторы, способствующие развитию демократии

С другой стороны, социология также связана с психологией. Социальные явления также способны влиять на мыслительный процесс; психический процесс, являющийся предметом психологии. Таким образом, социология в своем изучении общества не пренебрегает изучением событий, поскольку они могут влиять на индивидов как субъективно, так и объективно. Таким образом, поскольку психология интересуется индивидуумом, его психическими процессами и проявляемыми поведенческими моделями, а социология имеет дело с обществом и в целом, общество по-прежнему подсчитывается числом индивидуумов.

Социологии также не возбраняется изучать человека субъективно и конкретно. Таким образом, субъективное изучение индивидуума не является исключительной чертой только области психологии; социология также использует то же самое. На самом деле социология не забывает о том, что существует нечто, известное как индивидуальные различия. Таким образом, социология принимает во внимание в своих исследованиях возможную субъективную реакцию людей на ситуации в зависимости от их личных убеждений, опыта, психического состояния, воспитания и многих других факторов. Фактически установлено, что и социология, и психология помогают друг другу в достижении их полной цели. Таким образом, их нельзя полностью разорвать; отсюда признание подполя, известного как социальная психология.

Психология против. Социология

Рекомендуем: Как сделать ваши отношения веселыми и интересными

Человеческое поведение, изучаемое психологией, не может иметь смысла само по себе, пока оно не высвобождается по отношению к обществу. Именно через человеческую психологию понимается деятельность человеческих существ, и такое понимание этой человеческой деятельности не может быть объяснено или сделано понятным, если бы она не была такой вещью, как человеческие отношения и социальные явления. Психология не может изучать, анализировать или предлагать ответы на свои выводы, если социальные факторы не принимаются во внимание; и что если вообще будут какие-либо значимые выводы. На самом деле изучение социологии могло бы быть невозможным, по крайней мере, в полной мере, если бы не была известна психология человеческого поведения.

Опять же, психология подтверждает тот факт, что социологические факторы могут иметь прямое влияние на психологию человека. Кроме того, выводы психологии и социологии и социологии помогают в развитии как психологии, так и социологии. Например, теории мотивации и восприятия, установленные психологией, могут помочь социологии в продвижении ее исследований. Другая связь, поддерживаемая социологией и психологией, заключается в том, что социальные проблемы могут иметь психологические последствия. Такие проблемы, как кризисы, преступления, наркомания, судебные дела, азартные игры и так далее, имеют психологические последствия. Это социальные проблемы, они затрагивают общество в целом и могут вызывать определенное человеческое поведение и реакцию на общество в целом, а также особенно влияют на психологию человека.

В общем, групповое сознание и поведение формируются, когда психология индивидуумов взаимодействует и реагирует.

Рекомендуется: Страны с наибольшим количеством мошенников

Заключение

Психология и социология — это две разные дисциплины, находящиеся под эгидой социальных наук. При изучении психологии можно было бы увидеть, что социологические курсы должны изучаться также и наоборот для тех, кто изучает социологию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts