Свойства внимания психология: Основные свойства внимания

Основные свойства внимания

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.


Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2—3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других — значительно большей устойчивостью.

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом.

Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Исследование устойчивости внимания преследует цель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.Л. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В. Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — это его объем.

Объем внимания — особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахнстоскопом.

Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5+2.

Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше.

Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Свойства внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 25646
  • Предыдущая статья Тренировка объема внимания
  • Следующая статья Общая характеристика внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Раз­личают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчи­вость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объек­тов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически прак­тической деятельности человека, от его жизненного опы­та, от поставленной цели, от особенностей воспринимае­мых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспри­нимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше учас­ток воспринимаемой формы, тем концентрированнее вни­мание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изу­чение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его на­значении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успеш­но развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одно­временно выполнять несколько действий или вести наблю­дение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания при­обретает особенно важное значение. Такими являются про­фессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пи­шет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняе­мыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действия­ми, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточеннос­ти сознания в течение всего времени на конкретном пред­мете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное вли­яние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. восприятие однообразных по форме, цвету, размерам пред­метов, однообразные действия снижают устойчивость вни­мания. Физиологически это объясняется тем, что под вли­янием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызы­вает в том же участке коры торможение, что и ведет к сни­жению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, — пи­шет Станиславский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточи­вает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сли­ваясь с действием и взаимно переплетаясь, создает креп­кую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторон­ними раздражителями, или продолжительное действие од­ного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях вни­мания, которые представляют собой периодическое ослаб­ление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень со­средоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки вре­мени (1—5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной ра­боты. Однако через 15—20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение вни­мания.

Переключение внимания состоит в перестройке вни­мания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых уси­лий.

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии.
— Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с. С. 51-52.

  • Предыдущая статья Тренировка объема внимания
  • Следующая статья Общая характеристика внимания

Определить внимание.

Объясните его свойства | Помощь с домашним заданием

CBSE, JEE, NEET, CUET

Банк вопросов, пробные тесты, экзаменационные работы

Решения NCERT, образцы документов, заметки, видео

Установите сейчас

Определение внимания. Объясните его свойства

  • Автор: Сонакши Сунеджа 2 года, 3 месяца назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 2 ответа

    Определение метода интерпретации исследования

  • Автор: Упиндерджит Каур 2 месяца назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Практические примеры различных стилей обучения

  • Автор: Джия Сингх 5 месяцев назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Что такое гипотеза

  • Автор: Ашу Сн 2 недели, 5 дней назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Как группа сверстников помогает детям в социализации?

  • Автор: Титли Нат 2 месяца, 1 неделя назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 2 ответа

    Можно ли улучшить нашу личность после изучения психологии

  • Автор: Сания Фатьма 5 месяцев, 1 неделя назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Обсуждать предмет и применение психологии в повседневной жизни

  • Автор: Ритика Киро 1 месяц назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Объяснить роль генетических факторов в определении поведения

  • Автор: Титли Нат 2 месяца, 1 неделя назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Мне нужны вопросы для изучения каждой главы психологии

  • Автор: Бхавья Ратор 5 месяцев, 2 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Основной цвет как сатанд в теории молодого Гельмгольца:

  • Автор: Наина Шарма 2 месяца, 3 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Дайте определение термину психология

  • Автор: Джеймс Хонгсай 6 месяцев назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    myCBSEguide

    Доверяют 1 крор+ студентов

    Установить сейчас

    • Создавайте документы за считанные минуты
    • Печать с вашим именем и логотипом
    • Скачать в формате PDF
    • 5 лакхов+ вопросов
    • Включенные решения
    • На основе учебного плана CBSE
    • Подходит для школ и репетиторов

    Создание документов

    Тестовый генератор

    Создание статей по цене 10 ₹/- за бумагу

    Попроб.

    Пробные тесты CUET

    Более 75 000 вопросов для практики только в приложении myCBSEguide

    Установить сейчас

    Внимание: определение, типы и характеристики | Курсовая работа

    РЕКЛАМА:

    В этой курсовой работе мы обсудим: — 1. Определение внимания 2. Типы внимания 3. Характеристики 4. Условия 5. Диапазон 6. Образовательные приложения.

    Курсовая работа Содержание:

    1. Курсовая работа по определению внимания
    2. Курсовая работа по типам внимания
    3. Курсовая работа по характеристикам внимания
    4. Курсовая работа по условиям внимания
    5. Курсовая работа по объему внимания
    6. Курсовая работа по применению внимания в образовании

    Курсовая работа № 1. Определение

    из Внимание :

    03 РЕКЛАМА:

    Если мы говорим, что конкретный человек не обращает внимания, мы ошибаемся, но если мы говорим, что он не обращает внимания на то, что мы говорим, это более уместно, потому что этот человек, безусловно, обращает внимание его внимание к чему-либо. Внимание тесно связано с осознанием. На этом этапе мы выдвигаем некоторые основные определения концепции внимания.

    Вообще говоря, вниманием называется процесс концентрации ума на определенной деятельности с целью достижения определенного предмета:

    1. Производное внимание:

    Отдельный стимул может быть отталкивающим сам по себе, но он может оказаться привлекательным из-за другого стимула. В этом случае внимание, зафиксированное на предыдущем раздражителе, называется производным вниманием. Студент, не интересующийся наукой, тем не менее изучает ее с полным вниманием, потому что хочет сдать экзамен. В случае производного внимания человека мотивирует производный интерес, а не первичный интерес.

    РЕКЛАМА:

    2. Немедленное внимание:

    Когда внимание сосредотачивается на определенных объектах без особых усилий со стороны наблюдателя, это называется немедленным вниманием. Первопричиной этого внимания является интерес, и наше сознание концентрируется на объекте без каких-либо усилий с нашей стороны.

    3. Сенсорное или конкретное внимание:

    Когда внимание фокусируется на стимуле, имеющем отчетливую и осязаемую форму, это называется сенсорным или конкретным вниманием. Например, внимание, которое мы фиксируем на столе, стуле, книге, дереве или любом другом предмете.

    4. Идеациональное абстрактного внимания:

    Сознание человека фокусируется на основных раздражителях посредством созерцания или мышления. Этот вид внимания, называемый мыслительным вниманием, характеризуется мышлением. Такие мысли, как симпатия, жалость, материнская любовь, привязанность и т. д., принадлежат к этой категории, потому что это мысли, которые можно пережить, но нельзя наблюдать непосредственно. Концептуализация вечных ценностей и добродетелей также попадает в эту категорию. Этот вид внимания прежде всего абстрактен.


    Курсовая работа # 2. Виды

    Внимание:

    Познакомившись с различными условиями, влияющими на внимание, желательно получить некоторые знания о различных видах внимания.

    Психологи классифицировали внимание следующим образом:

    РЕКЛАМА:

    1. Произвольное внимание:

    Этот особый вид внимания сознательно фиксирует всю свою энергию. стимул. Например, студент концентрирует свое внимание на вопросах, которые могут быть заданы на экзамене, потому что он хочет пройти тест. Произвольное внимание также можно назвать активным вниманием, потому что в этом случае внимание сознательно или произвольно активируется и фокусируется человеком. Произвольное внимание развивается постепенно с возрастом и зрелостью и полностью развивается, когда человек вступает в контакт с окружающей средой.

    2. Непроизвольное внимание:

    Состояние, в котором наше внимание привлекается и фокусируется на определенном объекте без нашего желания, называется непроизвольным вниманием. Во время подготовки к экзамену внимание студента сознательно сосредоточено на его книгах, но его внимание будет отвлечено, если кто-нибудь из соседей включит его радио на полную громкость. Точно так же привлекательные и красивые предметы привлекают внимание человека без всякого желания с его стороны наблюдать за ними. Некоторые психологи называют этот вид внимания спонтанным вниманием или привычным вниманием, поскольку оно является врожденным. Его также можно считать пассивным или легким вниманием.

    3. Непроизвольное внимание:

    Этот вид внимания возникает, когда человек вынужден заниматься чем-то вопреки своему желанию. Индивидуум вынужден обращать внимание на какой-то стимул, хотя он хочет избежать или игнорировать его. В этом виде внимания нет спонтанности, и, следовательно, индивидуум должен прилагать усилия, чтобы сфокусировать свое внимание. Если во время лекции преподавателя начинает гудеть какой-либо громкоговоритель, то преподаватель и его ученики избегают обращать внимание на его шум.


    Курсовая работа # 3. Характеристики

    Внимание:

    Внимание вносит очень важный вклад в приобретение свежего опыта. Кроме того, сама природа внимания такова, что оно включает в себя ряд факторов, подфакторов и влияющих факторов.

    Характеристики внимания:

    1. Умственная деятельность:

    Процесс концентрации внимания на любом объекте или цели осуществляется умом, но деятельность ума требует, чтобы цель концентрации на объекте или цели была ясной. При отсутствии ясности психический процесс не становится активным. Если процесс активен, он обеспечивает стимул для внимания.

    2. Избирательность внимания:

    Наше внимание не фокусируется на нескольких объектах одновременно; вместо этого в любой момент наше внимание сосредотачивается на одном конкретном объекте. Объект, на котором сосредотачивается наше внимание, выбирается из ряда объектов, и этот объект обладает какой-либо специфической и особенной чертой или интересом для нас. Этим и объясняется, почему из класса в 30—40 учеников внимание учителя часто устремляется прежде всего на непослушных или крайне тупых учеников.

    3. Переменная природа:

    Природа внимания такова, что оно нестабильно или изменчиво. Индивид фокусирует свое внимание на одном конкретном объекте только с усилием, и даже тогда ему удается удерживать внимание на этом объекте едва ли три-четыре секунды. Однако из этого есть заметные исключения, особенно наблюдаемые среди студентов, готовящихся к экзамену, или преданных, поющих религиозные песни, — это ситуации, в которых люди непрерывно концентрируют свое внимание в течение многих часов.

    4. Узкий охват:

    Объем внимания в момент его включения весьма ограничен. Как только задание выполнено или определенная серия завершена, внимание автоматически переключается на какой-либо другой объект. Взрослые обычно могут концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно, в то время как дети сосредотачивают свое внимание на отдельных объектах.

    5. Подвижность:

    Внимание всегда находится в таком состоянии, что оно не остается фиксированным на одном объекте в течение какого-либо промежутка времени. Истощение или скука также ответственны за этот факт. Когда мы устаем от изучения учебников, мы переключаемся на романы или рассказы. Переключение внимания с одного предмета или деятельности на другой называется его подвижностью.

    6. Активность или Бдительность:

    Внимание стало возможным благодаря сознанию, и по этой причине оно бдительно. Действия или цели, на которых мы фокусируем наше внимание, существуют в нашем сознании.

    7. Готовность:

    По словам Вудворта, «подготовительный этап готовности является важным ответом при посещении». Это глубоко верное утверждение. Наше тело готовится к определенной деятельности еще до начала процесса или деятельности. Наше тело реагирует на внимание».

    8. Двигательная регулировка:

    На каком бы объекте ни было сосредоточено наше внимание, наши органы чувств и двигательные органы адаптируются, чтобы принять участие в необходимой деятельности. Как только ученики садятся в классе, их уши, глаза, шеи и положение тела адаптируются к учителю. Как Н.Л. Манн сказал: «Акт посещения характеризуется репортерской адаптацией, адаптацией осанки, мышечным напряжением и центральной нервной адаптацией».

    9. Целеустремленность:

    Это универсальная истина, что мы сосредотачиваем наше внимание только на тех объектах, которые удовлетворяют наши потребности или служат нашим интересам, и что для достижения наших целей мы становимся полностью внимательными. Во время экзаменов студенты сосредотачивают все свое внимание на учебе, потому что их интерес заключается в сдаче экзамена.

    10. Любознательность:

    На наше внимание влияет мобильность и поиск новизны. Вудворт назвал это любознательностью. Он исследует новые объекты.

    11. Три аспекта:

    Существуют три аспекта внимания:

    (i) когнитивный,

    (ii) волевой и

    (iii) аффективный.

    Процесс внимания завершен во всех этих трех аспектах.

    Наша ментальная жизнь — это поток сознания. Мы не занимаемся всеми этими инцидентами; факты продолжаются одновременно. Выбираем из них одну. Фехнер справедливо сказал: «Внимание представляет собой выбор или выделение одних аспектов наблюдаемой среды с исключением других, которые в это время могут воздействовать на органы чувств».

    Внимание занимает важное место в нашей жизни. В одной области обучения и формирования привычек мы должны идти с процессом внимания.

    Ниже приведены характеристики внимания:

    1. Внимание избирательно.

    2. Внимание имеет переменный характер.

    3. Внимание имеет когнитивный, аффективный и волевой аспекты.

    4. Внимание имеет узкий диапазон.

    5. Внимание повышает четкость стимула.

    6. Внимание требует регулировки двигателя.


    Курсовая работа № 4. Условия

    внимания
    :

    Как происходит концентрация внимания и какие условия благоприятствуют этой концентрации?

    Есть два вида условий, которые влияют на внимание:

    1. Внешние условия внимания :

    Те условия, влияющие на внимание, которые связаны с окружающей средой, называются его внешними условиями. К ним относятся форма, цвет, форма и т. д. объекта.

    Эти условия следующие:

    а. Природа:

    Наше внимание направлено на объект только тогда, когда возникает стимул. Младенцы сосредотачивают свое внимание на книгах или журналах с красочными картинками. Фокусировка внимания зависит от характера раздражителя. Эта концентрация будет больше, если раздражитель более интенсивен, и меньше, если раздражитель слаб.

    б. Определенная форма:

    Фокусировка внимания также определяется формой объекта. Если предмет или цель имеют определенную форму, то фокусировка внимания более эффективна и интенсивна, тогда как в случае предмета или цели неопределенной формы сосредоточение внимания затруднено.

    в. Размер:

    Общеизвестно, что объекты большого размера привлекают наше внимание легче, чем объекты маленького размера. Нас легко привлечь большими плакатами или рекламными объявлениями, развешанными на стенах. Учителя также часто используют карты, модели и буквы большого размера, чтобы более эффективно сосредоточить на них внимание детей.

    д. Движение:

    Наше внимание также обычно легче фокусируется на стимулах, обладающих способностью двигаться. Движущийся поезд, летящий самолет или воздушный змей, падающие с неба, легко привлекают внимание ребенка. Учитель также может более эффективно сосредоточить внимание своих учеников, используя движущиеся фильмы, анимационные модели и мультфильмы.

    эл. Новинка:

    Новые для человека объекты очень сильно привлекают его внимание к себе. Огромные рекламные щиты, несущие информацию о планировании семьи, быстро привлекают внимание, потому что рисунок на них представляет собой новый образец. Точно так же и на уроке внимание учащихся будет легко концентрироваться, если учитель использует новые картинки, моделирует карты и т. д.

    ф. Изменение или разнообразие:

    Всякий раз, когда происходит изменение стимула, само изменение привлекает к себе внимание наблюдателя. Внезапный взрыв шума в тихой и спокойной обстановке привлекает внимание, и вполне естественно, что человек сразу пытается выяснить причину шума.

    г. Загадочность:

    Если два человека ведут обычную консервацию, внимание третьего человека не так легко привлечь к ним. Но если они начинают говорить о таинственных вещах или предметах, внимание наблюдателя немедленно привлекает тайна их разговора. Таким образом, очевидно, что когда элемент таинственности входит в нормальное или обыденное поведение, внимание сразу же направляется на него.

    час. Состояние, состояние или ситуация и достижения:

    В жизни человека существует много различных видов стимулов, поскольку они возникают в результате множества ситуаций и обстоятельств, в которых оказывается человек. В результате состояние или состояние внимания будет похоже на состояние или состояние раздражителя.

    и. Контраст:

    Контраст играет очень важную роль в концентрации внимания. Везде, где есть контраст, он бросается в глаза, и наше внимание притягивается к нему. Внимание людей автоматически притягивается к двум людям, если один из них светловолосый, а другой темноволосый, или если один из них очень высокий, а другой очень низкий.

    л. Продолжительность:

    Продолжительность стимула также влияет на концентрацию внимания. Стимул, продолжающийся в течение более длительного периода времени, удерживает внимание наблюдателя на более длительное время, в то время как, с другой стороны, объекты, дающие стимул на более короткое время, удерживают внимание наблюдателя на более короткий период.

    к. Повторение:

    Когда за каким-либо объектом неоднократно наблюдают или повторно усваивают или повторяют урок, он привлекает к себе внимание. По этой причине учителям всегда рекомендуется пересматривать уроки, преподаваемые в классе.

    л. Интенсивность:

    Мощные и интенсивные раздражители сильнее привлекают наше внимание, чем слабые. Любой яркий и сильный свет или яркий цвет привлекают наше внимание более эффективно, чем мягкий свет или светлый цвет.

    2. Внутренние состояния внимания :

    Те состояния внимания, которые находятся внутри человека, называются внутренними состояниями внимания. Среди этих условий — интерес, способности, смысл, прошлый опыт и т. д., которые помогают сосредоточить внимание.

    Они описаны в следующих строках:

    а. Отношение:

    Отношение человека к какому-либо объекту является показателем периода, в течение которого внимание человека может быть зафиксировано на нем. Как правило, внимание человека дольше фиксируется на тех объектах, к которым он относится благосклонно и положительно.

    б. Способности:

    Фокусировка внимания также зависит от способностей человека в определенных сферах. Если у ребенка больше способностей к науке, чем к другим областям, его внимание будет с большей готовностью сосредотачиваться на науке. Люди склонны более глубоко сосредотачивать внимание на деятельности или сфере деятельности, к которой у них больше способностей.

    в. Любопытство:

    У каждого человека есть любопытство познакомиться с любым новым объектом или частью знаний, и чтобы удовлетворить это любопытство, он сосредотачивает свое внимание на этом новом объекте. Любопытство сосредотачивает внимание наблюдателя на таинственном элементе в любом новом объекте. Люди становятся учеными или философами только потому, что их любопытство заставляет их созерцать эти области знаний.

    д. Прошлый опыт:

    Наш прошлый опыт является основой нашего внимания. Когда в классе усвоен один урок, следующий урок должен основываться на знаниях, полученных на первом уроке. Если этим принципом пренебрегают, внимание человека не сосредотачивается на преподаемом им новом уроке.

    эл. Значение:

    Внимание человека более удобно и быстро сосредотачивается на объектах и ​​знаниях, значение или цель которых он легко воспринимает. Дети, легко разбирающиеся в научных предметах, без труда концентрируют на них свое внимание при переходе к относительно более сложным главам и урокам, потому что они поняли смысл предыдущих уроков.

    ф. Привычка:

    Привычка — это такое состояние внимания, которое развивается специально из телесного механизма и его активности. Именно из-за привычки наше внимание сосредотачивается на определенной деятельности. Часто видно, что игроки в крикет настолько привыкают к игре, что их часто можно увидеть стоящими на обочине дороги и слушающими комментарии о крикете с полным вниманием и поглощенностью. Все их внимание сосредотачивается на комментарии без каких-либо усилий.

    г. Цель:

    Каждый предмет, связанный с желаемой человеком целью, привлекает его внимание. Во время экзаменов учащиеся сосредотачивают свое внимание на вопросах, заданных учителем, потому что эти вопросы в данный момент являются средством достижения их цели успешной сдачи экзамена.

    ч. Необходимость:

    Наше внимание также сосредотачивается на тех объектах, которые либо удовлетворяют наши потребности, либо помогают в их удовлетворении. Это нормально, когда наше внимание сосредоточено на еде, когда мы голодны, или на воде, когда испытываем жажду.

    Помимо этих условий, инстинктивные потребности, такие как голод, жажда, секс, эмоции, жизненная философия, прошлый опыт и интересы, также являются истинным внутренним состоянием внимания.


    Курсовая работа № 5. Продолжительность концентрации внимания

    :

    Степень или предел способности человека концентрироваться на чем-либо в течение времени, в течение которого читатель может концентрироваться на чем-либо. то, что он читает, не думая ни о чем другом, зависит от возраста, физического психического и эмоционального состояния и характера читаемого материала.

    Внимание приводит объект в сознание. Сколько объектов может быть приведено в сознание одновременно, их количество называется объемом внимания. Мы не можем посещать более пяти-шести объектов одновременно.

    В экспериментальной психологии мы измеряем многочисленные проблемы внимания, такие как флуктуация, отвлечение, понимание, разделение, смещение и т. д. Переключение внимания называется отвлечением внимания. Отвлеките силы умственно от усилия шести человек на задание.

    Объем внимания показывает, что способность воспринимать не увеличивается с возрастом; но способность объединять единицы во все более и более сложные эксперименты показывает, что индивидуум не может постоянно уделять внимание какому-либо объекту в течение длительного времени. Интерес и интенсивность также влияют на внимание. Отвлечение вредно для выполнения работы.


    Курсовая работа # 6. Применение внимания в обучении

    :

    Внимание занимает очень важное место в процессе обучения. Для развития внимания необходимо учитывать следующие моменты.

    Внимание (сознание) к определенному объекту. Когда мы читаем книгу, мы полностью концентрируем на ней свое внимание. Этот процесс концентрации внимания был признан основным фактором в обучении.

    Психологи определяют внимание в следующих терминах:

    1. Дамвиль:

    «Оно (внимание) — это концентрация сознания на одном объекте, а не на других».

    2. Stout:

    «Внимание просто обусловлено, поскольку для его удовлетворения требуется более полное познание взгляда на его объекты».

    3. Дж.С. Росс:

    «Внимание — это процесс четкого представления объекта мысли перед разумом».

    4. Н.Л. Munn:

    «Под каким бы углом мы ни рассматривали когнитивный процесс, от точки до его последствий».

    5. McDougall:

    «Внимание — это просто побуждение или стремление, рассматриваемое с точки зрения его влияния на когнитивный процесс.

    6. C.V. Хорошо:

    Внимание – это атрибутивное состояние сенсорной ясности, активный выбор и акцентирование одного компонента сложного опыта, сенсорная адаптация, обеспечивающая оптимальную стимуляцию сенсорной модальности, адаптация органов чувств к облегчению реакции на конкретную раздражителя или ситуации и жить в ответ на посторонние стимулы или ситуацию.

    Из приведенных выше определений видно, что внимание всегда привлекается или гарантируется. Человек всегда находится в состоянии внимания. Если мы утверждаем, что конкретный ученик не обращает внимания, на самом деле мы имеем в виду, что он обращает внимание на что-то другое, а не на заявления учителя.

    Когда несколько человек сидят вместе и обсуждают определенный предмет, некоторые могут не обращать внимания на обсуждаемый предмет, потому что их внимание сосредоточено на их мыслях. «Развитие внимания сосредоточено почти исключительно вокруг проблемы того, как направить внимание на ряд предметов или мыслительных процессов, которые имеют достаточно жизненное значение, чтобы сохранять бдительность».

    Джиллиленд и Стивенс Сэй:

    Органы чувств влияют на внимание. Мы часто сталкиваемся с тем, что в случае с каждым отдельным учеником мы сосредотачиваем наше внимание на отдельном опыте. Тесты показали, что по той или иной причине наше поведение не развивается.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts