Трансакционная психология: Транзактный анализ (27 февраля 2006)

Содержание

Транзактный анализ (27 февраля 2006)

52 872

Познать себяЧеловек среди людей

Как мы общаемся? Спокойно и уверенно говорим с одними людьми, поучаем других, возмущенно требуем чего-то от третьих. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в разных ситуациях проявляются три состояния нашего «я» — Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, партнеров, детей или друзей и что надо сделать, чтобы изменить это положение.

На разные голоса

Во время своих терапевтических сеансов Эрик Берн обратил внимание на то, как меняются интонации и тембр голоса пациентов, когда они рассказывают свои истории: в какой-то момент звучат то звонкие, как в детстве, голоса, то суровые, поучающие, как у отца или матери, недовольных поведением ребенка. Наблюдения за пациентами и самим собой привели Берна к созданию теории транзактного анализа, который изучает наше взаимодействие с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из трех состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый; требуем или заботимся, как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок.

Моменты нашего общения с другими Берн назвал «транзакциями». Это слово буквально переводится как «сделка». И, если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил, например, раздраженного Родителя или обиженного Ребенка и не смог с ним договориться.

Этапы работы

Транзактный анализ — это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть изменен.

С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Работа обычно длится недолго: задача транзактного аналитика — освободить клиента от проблем как можно скорее.

Три состояния нашего «я»

Это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний: мы со всеми общаемся, например, как послушные дети или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.

Выстраивая отношения с позиции Взрослого, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.

Когда в нас включается Родитель, это означает, что главными для нас в этот момент становятся требования наших родителей или интонации других людей, которые в детстве были нашими кумирами, — это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.

«В детстве я очень любила Остапа Бендера, мечтала стать таким, как он, — рассказывает Ольга. — Сейчас, когда мне 33, эта страсть прошла, но иногда я ловлю себя на том, что с иронической интонацией произношу фразы в «бендеровском» стиле. А еще в эти моменты у меня саркастически приподнимается правая бровь».

Согласно теории транзактного анализа, Родитель внутри нас может быть Контролирующим и Опекающим. Для Контролирующего Родителя главное слово — «надо», основные действия — заставлять и наказывать (именно его голосом говорит жена, требуя выдать зарплату, или начальник, когда делает выговор). Те из нас, у кого слишком часто «включается» Контролирующий Родитель, нередко становятся тиранами для себя и окружающих. Опекающий Родитель заботится о том, кого воспитывает, и часто потворствует любым его желаниям. Такому другу не страшно позвонить среди ночи с жалобой на то, что вам не спится. А женщина, которая постоянно находится в этом состоянии «я», всегда разрешит своим детям пропустить школу.

Ребенок «просыпается» в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы общаемся со своими родителями

Третья наша ипостась — Ребенок. В ней отголосок нашего детства — тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми.

«Я жил в России у знакомых, изучал русский язык и запрещал им разговаривать со мной по-английски, — рассказывает 27-летний Джеймс. — Однажды мне позвонила из Англии сестра. Когда я повесил трубку, то увидел, что все с изумлением смотрят на меня. Как выяснилось, по-русски я говорил подростковым дискантом и друзья думали, что это мой настоящий голос. Но настоящим голосом я говорил как раз с сестрой — вообще у меня намного более низкий тембр, почти бас».

Изменение нашего голоса — результат переключения в другое состояние, связанное со сменой места жительства, другим статусом. Дискант Джеймса соответствовал внутренней позиции ребенка-ученика — тогда же он активно перенимал жесты, копировал интонации. А когда он вернулся во взрослое состояние, зазвучал его голос Взрослого.

Ребенок «просыпается» в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы общаемся со своими родителями: голос становится выше, звонче, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками. Но как только они начинают ощущать себя взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.

У состояния Ребенок есть два «варианта»: Естественный и Адаптированный Ребенок (это состояние бывает негативным и позитивным).

Естественный Ребенок — спонтанный, непосредственный, креативный: так мы играем, придумываем шутки, весело общаемся со своими детьми.

Адаптированный позитивный Ребенок — тот, кто, подавляя свои желания, приспособился к ожиданиям родителей и требованиям общества. В этом состоянии сотрудники покорно соглашаются с руководством, боясь высказать собственное мнение; оно же мешает уже немолодому человеку сказать своей престарелой маме, что ему не хочется доедать суп. Адаптированный негативный ребенок постоянно бунтует и протестует — в этом состоянии мы срываем уроки и лекции, без необходимости начинаем споры с начальством и гордимся тем, что ездим в трамвае без билета.

Помочь измениться

Метод эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен; они работают с фобиями и зависимостями. Этот метод применяется в терапии «проблемных» супружеских пар, при решении проблем личностного развития и выбора жизненного пути, налаживании отношений родителей и детей. Транзактные аналитики работают и с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.

Кто я и с кем говорю

Когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их «я», и не всегда это приводит к взаимопониманию. К примеру, один пытается говорить с другим как Взрослый со Взрослым, но второй упорно занимает иные позиции. На просьбу коллеги помочь ему закончить работу отвечает как Контролирующий Родитель: «Ты никогда не научишься работать самостоятельно» — или как Адаптированный негативный Ребенок: «А почему я, у меня своих дел полно!» Если бы он говорил с позиции Взрослого, то поинтересовался бы, чем он может помочь без ущерба для себя, и договорился бы с коллегой, будет он ему помогать или нет.

Но мы «включаем» наши состояния в зависимости от того, какие сигналы посылала нам жизнь в детстве, редко делая это осознанно. Иногда и полезное состояние Взрослого не всегда к месту — на отдыхе, например.

Существуют внутренние транзакции, которые можно назвать разговором с самим собой. Так, допустим, спорят состояния нашего «я», когда мы уговариваем себя встать рано утром. Ребенок заявляет: «Встану через полчаса», Родитель подгоняет: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры!», а если в этот момент включится Взрослый, он «объяснит», что для того, чтобы обдумать свое поведение на переговорах, нужно время и поэтому лучше проснуться сейчас.

Транзактные аналитики учат отслеживать такие переключения, но в начале обучения их легче наблюдать у окружающих. Однажды на курсах повышения квалификации аудитории сообщили, что лекции не будет, профессор заболел. И седой мужчина, завкафедрой одного из российских университетов, начал подпрыгивать и весело кричать: «Заболел, заболел!» В этот момент Взрослый в нем молчал, а говорил Ребенок.

Но не стоит подчинять наше взаимодействие чересчур жесткой классификации. «Человек, в отличие от животного или компьютера, одновременно является источником многих посланий, — говорит Вадим Петровский. — Чем их больше, тем интереснее и богаче наше общение».

И все же какое общение наиболее конструктивно? То, которое в транзактном анализе называется «прямыми транзакциями»: Взрослый — Взрослый, Родитель — Родитель, Ребенок — Ребенок. Какую из них выбрать, подскажут обстоятельства: по словам Вадима Петровского, «если ситуация требует коммуникации Взрослый — Взрослый, следует вести себя именно так; но может случиться, что в какой-то из моментов общение с позиции Ребенок — Ребенок окажется ведущим и продуктивным».

Упражнение «Три стула»

В транзактном анализе (как и в некоторых других психотерапевтических системах) используется упражнение, которое можно выполнять и самостоятельно: для этого нужны три стула и внимательное отношение к происходящим в вас переменам. Один из стульев «отдайте» вашему Взрослому, второй — Ребенку, третий — Родителю. Сформулируйте свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и представьте, как бы он на него отреагировал. Затем пересядьте и посмотрите на ситуацию глазами Родителя. Наконец выслушайте Взрослого — он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет.

Пример: ваш Ребенок желает купить сразу три новых свитера, Родитель считает, что деньги лучше потратить на нужные для работы курсы английского, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод: курсы действительно необходимы, но и свитер себе позволить можно — в этом месяце один.

Об эксперте

Вадим Петровский — психолог, доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», ординарный профессор НИУ ВШЭ, Член-корреспондент Российской академии образования.

Текст:Жанна СергееваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Я всю жизнь достигала всех поставленных целей, но сейчас чувствую себя такой никчемной, что не хочется жить»

Дневник тревог: зачем он нужен и как правильно его вести

6 признаков того, что вы по-настоящему влюблены

«Девушка сказала, что до свадьбы секса у нас не будет: как мне быть с желанием изменить?»

«Мужчина перестал со мной встречаться из-за занятости. Стоит ли ждать его?»

Родить в 18 или 45 лет: каким заболеванием это грозит ребенку?

Почему нам нравятся неприступные мужчины: 7 причин — узнайте секрет их притягательности

Существует ли гендерная психология? Краткий курс по отличиям мужчин и женщин

анализ трансакционный | это… Что такое анализ трансакционный?

(анализ трансактный, анализ взаимодействия)

— Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей. Анализ трансакционный содержит:

1) анализ структурный — теория эго-состояний;

2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;

3) анализ психологических «игр»;

4) скриптоанализ — анализ жизненного сценария — «скрипта».

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Основан на представлении о том, что в каждом человеке «живет» тот ребенок, коим он был, тот взрослый, коим он является, и родительские образы. Соответственно, при взаимодействиях с другими людьми человек ведет себя то как Ребенок, то как Родитель, то как Взрослый. Эго-состояние Ребенок содержит в себе комплексы аффективные (

см. аффект), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различаются:

1) Ребенок естественный — свободный, творческий и раскованный; ему свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;

2) Ребенок адаптированный — представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя, против «давления сверху»), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:

1) «заботящийся (опекающий)» — советы, поддержка, опека и пр.;

2) «контролирующий» — запреты, санкции, наставления и пр.

Эго-состояние Взрослый — способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует здесь-и-теперь и независимо от прошлого, хотя использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшее положение теории эго-состояний — тезис о переключении или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок.

Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного эго-состояния. Следующее фундаментальное понятие анализа трансакционного — игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при коих один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим — выигрыша. Игры бывают «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Типологизовано более сотни различных игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры преступного мира, игры жизни и пр. В основе многих игр лежат скрипты, или скрипт-программы жизненного пути, заложенные раннего детства под воздействием социальных факторов я воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Цель психотерапии, разработанной Э. Берном на базе анализа трансакционного, — освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и направляющих его, заставляющих «играть в игры» — вести себя во взаимодействии с другими так, чтобы извлекать некие психологические выгоды, подкрепляя позиции Ребенка и Родителя; в результате терапии возникает интеграция эго-состояний — Ребенка, Родителя и Взрослого — за счет ориентации на Взрослого.
Психотерапия призвана освободить от скриптов, программирующих жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в отношениях межличностных, через выработку разумного и независимого поведения. Конечная цель анализа — достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. При этом основная задача — достижение автономности Взрослого, в первую очередь его деконтаминации (
см.
контаминация), а затем интеграции с другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития анализа трансакционного абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в позднее сменилась признанием необходимости участия в этом Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование «новых» эго-состояний Родитель и Ребенок в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, «энергетическую наполненность» эго-состояний и их форм. Несмотря на распространенность, эти методы критикуются и клиницистами, и теоретиками анализа трансакционного за узкий подход, не учитывающий особенности отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояний дает, по-видимому, разработка проективных, в частности рисуночных методик, а также метод реинтерпретации трансакционной опросников личных.


Читать книгу «Трансакционный анализ в психотерапии» онлайн полностью📖 — Эрика Берна — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. org/ListItem»>Библиотека
  3. ⭐️Эрик Берн
  4. 📚«Трансакционный анализ в психотерапии»
  5. Читать

Эрик Берн


Трансакционный анализ в психотерапии

© Грузберг А., перевод на русский язык, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Вместо вступления

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Введение

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд[1] продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга. В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Психологам хорошо известно, что состояния Эго могут постоянно сохраняться. Федерн одним из первых подчеркнул, что психологическая реальность основана на полных и дискретных состояниях Эго. Вайсс описывает состояния Эго как «действительно испытываемую реальность умственного и физического Эго в отношении к определенному периоду жизни». В этой связи Федерн говорит о «повседневных» состояниях Эго.

Вайсс, главный истолкователь Федерна, точно формулирует, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в потенциальном состоянии. Это хорошо доказано клинически тем фактом, что «подобные состояния Эго могут быть в особых условиях вторично наделены энергией либидо, например: в гипнозе, во сне и в психозах». Он также замечает, что «два или больше раздельных состояний Эго могут попытаться сохранить единство и сознательно существовать одновременно». Согласно Федерну подавление травматических воспоминаний или конфликтов возможно во многих случаях только при подавлении относящихся к этим переживаниям состояний Эго. Ранние состояния Эго сохраняются в латентном виде, ожидая возможности снова быть наделенными энергией либидо. И это имеет прямое отношение к проблеме «личности».

Вайсс говорит об «остаточном инфантильном состоянии Эго у взрослого человека, которое обычно сохраняет энергию либидо, но может быть лишено ее», это своего рода «детское Эго». С другой стороны, существует и иной тип влияния, которое Вайсс именует «психическим присутствием». Это «мысленный образ другого Эго», иногда родительского, которое воздействует на эмоции и поведение индивида.

Существуют и другие авторы, чьи работы имеют отношение к состояниям Эго, но приведенных цитат достаточно, чтобы привлечь внимание читателя к этому феномену. Структурный и трансакционный анализы – предмет настоящей работы – основаны исключительно на клинических наблюдениях и работе с пациентами, причем отставляются все предубеждения и заранее составленные мнения. При таких условиях изучение комплексных состояний Эго возникает как «естественный» подход к психологии и психотерапии.

Часть I


Психиатрия индивида и структурный анализ

Глава 1


Общие соображения

1. Логическое обоснование

Структурный и трансакционный анализы предлагают систематическую, последовательную теорию личности и социальной динамики, созданную на основе клинического опыта, а также действенную терапию, которую большинство пациентов легко воспринимают и естественно используют.

Психотерапевтическое лечение может быть представлено в двух видах: в первом случае используется внушение, уверения и другие «родительские» методы; второй, или «рациональный», подход основан на методах конфронтации и интерпретации, таких, как недирективная психиатрия и психоанализ. «Родительский» подход страдает большим недостатком: при нем игнорируются или подавляются архаичные фантазии пациента, и в конечном счете терапевт часто теряет контроль над ситуацией и сам бывает удивлен и разочарован исходом лечения. Рациональный подход предназначен для установления контроля изнутри; при обычных методах на это может потребоваться очень много времени, а тем временем не только сам пациент, но все его родственники и окружающие подвержены результатам его неблагоразумного поведения. Если у пациента есть маленькие дети, слишком долгий путь к положительным результатам лечения может оказать решающее воздействие на развитие характера этих детей.

Структурно-трансакционный подход преодолевает эти трудности. Поскольку он имеет тенденцию быстро увеличивать способность пациента контролировать собственные тревоги и ограничивать притворство, он обладает большинством преимуществ «родительской» терапии. В то же время, поскольку терапевт постоянно и полностью осознает наличие архаических элементов в личности пациента, он не утрачивает преимуществ рациональной терапии. Такой подход оказывается особенно плодотворным в тех случаях, когда обычная терапия сталкивается с большими трудностями. Сюда входят психопаты различных разновидностей: латентные, перемежающиеся, находящиеся на грани шизофрении или маниакально-депрессивные; а также умственно отсталые взрослые.

С образовательной точки зрения структурный и трансакционный анализы легче изучать и применять, чем другие клинические подходы. Их принципами можно овладеть недель за десять, а еще через год работы под руководством высококвалифицированного клинициста терапевт приобретает необходимый опыт.

Самооценка в этой системе свободна от недостатков, свойственных другим подходам к «психоанализу самого себя»; практикующему терапевту легко определить и контролировать архаичные элементы собственной личности, а также предубеждения.

2. Процедура

В работе с индивидом и с группой метод используется по стадиям, которые легко определить и которые четко следуют друг за другом, так что и терапевту, и пациенту можно в любой момент точно указать терапевтическую позицию, то есть чего они достигли к этому моменту и какова должна быть следующая стадия.

Структурный анализ, который должен предшествовать анализу трансакционному, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры – в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов. Когда это достигнуто, пациент может переходить к трансакционному анализу; вначале анализируются простые трансакции, затем стереотипные наборы трансакций и, наконец, сложные комплексные операции, часто включающие несколько человек и обычно основанные на усложненных фантазиях. Примером может служить фантазия об освобождении у женщины, которая выходит замуж за одного алкоголика за другим. Цель этой фазы – достижение социального контроля, то есть контроля индивида над собственной тенденцией манипулировать другими людьми деструктивным или расточительным образом и тенденцией без выбора или вдохновения отвечать на манипулирование со стороны других.

В ходе терапевтических действий травматически фиксированные архаические состояния Эго разделяются, но не разрешаются. К концу такой программы, достигнув верховенства ориентированных на реальность состояний Эго, индивид находится в благоприятной позиции для разрешения архаических конфликтов и искажений. Практика показывает, что решение применять или нет такую последовательность определяется клиническими соображениями и предоставляет значительную ситуационную свободу.

3. Словарь

Применение структурного и трансакционного анализа требует специального словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические (то есть идентифицирующие), неопсихические (то есть обрабатывающие данные) и археопсихические (то есть регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок соответственно. Эти три слова, как уже упоминалось, составляют терминологическую основу структурного анализа.

Некоторые наборы социальных маневров как будто объединяют оборонительные и вознаграждающие функции. Такие маневры именуются развлечением и играми.

Стандарт

(88 оценок)

Эрик Берн

На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Трансакционный анализ в психотерапии», автора Эрика Берна. Данная книга имеет возрастное ограничение 16+, относится к жанрам: «Классики психологии», «Зарубежная психология». Произведение затрагивает такие темы, как «психология личности», «популярная психология». Книга «Трансакционный анализ в психотерапии» была написана в 1970 и издана в 2015 году. Приятного чтения!

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Описание транзактного анализа и игр доктора медицины Эрика Берна

Ниже приводится вводное описание транзактного анализа. Он предназначен для понимания неспециалистом и написан приблизительно с тем же уровнем сложности, который Берн использовал для Games People Play .

Психоанализ до Эрика Берна

Хотя до Эрика Берна существовало множество теорий, пытавшихся объяснить человеческое поведение, наиболее часто цитируемой и известной является работа Зигмунда Фрейда. Фрейд появился в начале 20 века со своими теориями о личности. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов, и все они должны работать вместе, чтобы производить наше сложное поведение. Эти три компонента или аспекта были Ид, Эго и Суперэго . Фрейд считал, что эти три компонента должны быть хорошо сбалансированы, чтобы обеспечить разумное психическое здоровье и стабильность человека. Согласно Фрейду, Ид функционирует в иррациональной и эмоциональной частях разума, Эго функционирует как рациональная часть разума, а Суперэго можно рассматривать как моральную часть разума. , проявление общественных или родительских ценностей.

Но, возможно, самым большим вкладом Фрейда (и тем, который повлиял на Берна) был тот факт, что человеческая личность многогранна. Независимо от классификации или названия, данного той или иной области личности (ид, суперэго и т. д.), у каждого человека есть фракции, которые часто сталкиваются друг с другом. И именно эти столкновения и взаимодействия между этими личностными фракциями проявляются в мыслях, чувствах и поведении человека. Таким образом, согласно теориям Фрейда, поведение человека можно понять, проанализировав и поняв его/ее три фракции. Но в пункте, который будет подчеркнут позже в этой статье, д-р Берн считает, что предложенные Фрейдом структуры являются «концепциями… [а не] феноменологическими реалиями» 9.0027 1

Еще один ученый, чей вклад повлиял на доктора Берна в его разработке трансактного анализа, — это доктор Уайлдер Пенфилд, нейрохирург из Университета Макгилла в Монреале. Эксперименты Пенфилда были сосредоточены на приложении электрических токов к определенным областям мозга. Пенфилд обнаружил, что при воздействии тока на височную долю живых и бодрствующих пациентов он будет стимулировать значимые воспоминания. Кроме того, были раскрыты не только яркие картины прошлого этого человека, но и 9Было обнаружено 0015 чувств и эмоций, связанных с этим событием. Эти пациенты рассказывали эти события, хотя во многих случаях это были события, которые пациенты не могли вспомнить самостоятельно.

Пенфилд проводил эти и подобные эксперименты в течение многих лет. Вот некоторые из ключевых выводов, к которым он пришел и которые впоследствии повлияли на разработку Берном транзактного анализа:

  • Человеческий мозг во многом действует как видеокамера, живо записывая события. Хотя это событие не обязательно может быть сознательно восстановлено владельцем, оно всегда существует в мозгу.

  • И событие , и чувства, испытанные во время этого события , хранятся в мозгу. Событие и чувства связаны друг с другом, и ни одно из них не может быть воспроизведено без другого.

  • Когда человек воспроизводит свои переживания, он или она может воспроизводить их в такой яркой форме, что человек снова испытывает те же самые эмоции, которые он или она испытывал во время реального переживания. Или, как сказал ученик Берна Томас А. Харрис «Я не только помню, что я чувствовал, я чувствую то же самое сейчас» 2

  • Индивидуумы могут существовать в двух состояниях одновременно. Люди, воспроизводящие определенные события, могут испытывать эмоции, связанные с этими событиями, но в то же время они также могут объективно говорить о событиях.

Эти вклады Пенфилда и Фрейда, а также многие другие, были использованы Берном при разработке его теорий транзактного анализа и игр.

Определения транзакций

Прежде чем Берн впервые опубликовал свои теории транзактного анализа, он потратил годы на формулирование основы этого подхода. Ключом к этой методологии была трансакция — фундаментальная единица социального взаимодействия. Берн также определил поглаживание — фундаментальную единицу социального действия (поглаживания более подробно обсуждаются далее в этой статье).

Многие критические замечания в адрес «науки» (или ее отсутствия), стоящей за психотерапией, заключались в том, что не существовало основной единицы для изучения, измерения и классификации. Например, атомная теория Джона Дальтона произвела революцию в изучении химии; без атома как фундаментальной единицы развитие химии как науки шло бы медленно или вообще не шло бы. Выявив и определив транзакцию, Берн предоставил психотерапевтическим наукам «атом», необходимый для проведения строгого анализа.

Хотя Берн определил транзакции задолго до публикации Games People Play , его описание транзакций в Games наиболее понятно:

«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом… рано или поздно один из них заговорит или даст какой-то другой знак, что признает присутствие других. Это называется транзакционным стимулом . Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционный ответ. » 3

Этим определением д-р Берн определил базовую единицу анализа. На простейшем уровне Транзактный анализ — это метод изучения взаимодействия между людьми. Путем определения и стандартизации одного устройства было легко облегчить разработку и продвижение этой теории. Психотерапевты смогли прочитать о теориях Берна и проверить их на своей практике. Доктор Томас Харрис заявил в Я в порядке – Вы в порядке что в трансактном анализе «мы нашли новый язык психологии».

Следует отметить, что этот подход сильно отличался от подхода Фрейда. В то время как Фрейд и большинство других психотерапевтов использовали довольно упрощенный подход, расспрашивая пациента о себе, Берн использовал альтернативный подход к терапии. Берн считал, что терапевт может узнать, в чем проблема, просто наблюдая за тем, что было сообщено (словами, языком тела, выражением лица) во время транзакции. Поэтому вместо того, чтобы напрямую задавать пациенту вопросы, Берн часто наблюдал за пациентом в группе, отмечая все транзакции, которые происходили между пациентом и другими людьми.

Три эго-состояния Берна

В дополнение к анализу взаимодействий между людьми транзактный анализ также включает идентификацию эго-состояний , стоящих за каждой транзакцией. Берн определил состояние эго как «постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения». 4

Как практикующий психиатр в Кармеле, Калифорния, в начале 1950-х годах в Берне лечили сотни пациентов. В ходе лечения он постоянно отмечал, что его пациенты, да и вообще все люди, могут и будут меняться в ходе разговора. Изменения не обязательно будут вербальными — изменения могут включать выражение лица, язык тела, температуру тела и многие другие невербальные сигналы.

На одной из консультационных сессий Берн лечил 35-летнего адвоката. Во время заседания адвокат (мужчина) сказал: «На самом деле я не юрист; Я всего лишь маленький мальчик». Но за пределами офиса доктора Берна этот пациент был успешным, энергичным адвокатом. Позже, на их заседаниях, адвокат часто спрашивал доктора Берна, с кем он разговаривал: «с адвокатом или с маленьким мальчиком». Берн был заинтригован этим, так как он видел, как один человек демонстрирует два «состояния бытия». Берн начал называть эти два состояния «Взрослый» и «Ребенок». Позже Берн определил третье состояние, которое, по-видимому, отражало то, что пациент наблюдал у своих родителей, когда был маленьким. Берн называл это «родителем». Когда Берн затем обратился к другим своим пациентам, он начал замечать, что эти три эго-состояний присутствовали во всех них. Когда Берн убедился в этой теории, он представил ее в статье 1957 года — за год до того, как он опубликовал свою основополагающую статью, посвященную транзакционному анализу.

Берн окончательно определил три эго-состояния как: Родитель, Взрослый и Ребенок . Следует внимательно отметить, что описания этих эго-состояний НЕ обязательно соответствуют их общепринятым определениям, используемым в английском языке.

Прежде чем описывать каждое из трех состояний эго, важно отметить, что они фундаментально отличаются от Эго, Ид и Суперэго Фрейда. Берн описывает это лучше всего, когда он пишет в Transactional Analysis in Psychotherapy:

«Будет продемонстрировано, что Родитель, Взрослый и Ребенок — это не концепции, подобные Суперэго, Эго и Ид, или юнгианские конструкции , а феноменологические реальности. . » 5 Другими словами, эго-состояния Фрейда — это ненаблюдаемые, теоретические состояния; но три эго-состояния Берна могут быть подтверждены наблюдаемым поведением.

Ниже приведены подробные описания трех эго-состояний:

Родитель — Родитель представляет собой огромную коллекцию записей в мозгу внешних событий, пережитых или воспринятых приблизительно в первые пять лет жизни. Поскольку большинство внешних событий, переживаемых ребенком, являются действиями родителя, эго-состояние было названо Родителем. Обратите внимание, что события, воспринимаемые ребенком от лиц, НЕ являющихся родителями (но часто играющих родительские роли), также записываются в Родитель. Когда транзактные аналитики говорят об эго-состоянии Родителя (в отличие от биологического или приемного родителя), оно пишется с большой буквы. То же самое касается двух других состояний (взрослый и ребенок).

Примеры записей в родительском элементе:

  • «Никогда не разговаривай с незнакомцами»

  • «Всегда жуйте с закрытым ртом»

  • «Посмотрите в обе стороны, прежде чем перейти улицу»

Стоит отметить, что при записи этих событий у маленького ребенка нет возможности фильтровать данные; события записываются без вопросов и без анализа. Можно считать, что эти события навязаны ребенку.

Есть и другие данные, переживаемые ребенком, которые не записаны в Родителе. Это записано во Взрослом, который будет вскоре описан.

Ребенок – В отличие от Родителя, Ребенок представляет записи в мозгу внутренних событий, связанных с внешними событиями, которые воспринимает ребенок. Другими словами, в Ребенке хранятся эмоций или чувств , которые сопровождали внешние события. Как и в Родителе, записи в Ребенке происходят от рождения до возраста примерно 5 лет.

Примеры записей в Ребёнке включают:

Взрослый — Взрослый — это последнее эго-состояние. Ближе к году ребенок начинает проявлять крупную двигательную активность. Ребенок узнает, что он или она может контролировать чашку, из которой можно пить, что он или она может схватить игрушку. В социальных условиях ребенок может играть в прятки.

Это начало Взрослого в маленьком ребенке. Данные взрослых вырастают из способности ребенка видеть то, что отличается от того, что он или она наблюдал (Родитель) или чувствовал (Ребенок). Другими словами, Взрослый позволяет молодому человеку оценивать и подтверждать данные Ребенка и Родителя. Берн описывает Взрослого как человека, «в основном занятого преобразованием стимулов в фрагменты информации, а также обработкой и хранением этой информации на основе предыдущего опыта» 9.0027 6 Другими словами, Харрис описывает Взрослого как «компьютер, обрабатывающий данные, который принимает решения после обработки информации из трех источников: Родителя, Ребенка и данных, которые взрослый собрал и собирает» 7

Одной из ключевых функций Adult является проверка данных в родительском элементе. Пример:

«Вау. Это действительно правда, что ручки кастрюль всегда должны быть обращены в печку», — сказала Салли, увидев, как ее брат обжегся, когда схватился за ручку кастрюли, торчащую из печи.

В этом примере Взрослый Салли пришел к выводу, что данные в ее Родителе верны. Ее Родителя учили «всегда поворачивать ручки кастрюль к плите, иначе можно обжечься». И, проанализировав опыт своего брата, ее Взрослый пришел к выводу, что это действительно правильно.

Пытаясь объяснить транзактный анализ более широкой аудитории, д-р Томас Харрис разработал следующее резюме. Хотя это очень хороший инструмент для изучения новичками, имейте в виду, что это чрезвычайно упрощенный подход, который может привести к «отуплению» транзакционного анализа. Резюме таково:

Родитель – обученная концепция
Ребенок – прочувствованная концепция
Взрослый – усвоенная концепция

Более полное понимание эго-состояний Берна можно получить, обратившись к «Игры, в которые люди играют» или «Трансактный анализ в психотерапии» , оба написаны доктором Б. Берн. Информацию об обеих этих книгах можно найти на странице «Библиография».

Анализ транзакций

Когда два человека общаются, один человек инициирует транзакцию с транзакционный стимул (см. выше раздел «Определение транзакций» для определения транзакционного стимула). Человек, на которого направлен стимул, ответит транзакционной реакцией . Простой транзактный анализ включает определение того, какое эго-состояние направило стимул и какое эго-состояние другого человека вызвало реакцию.

По словам доктора Берна, простейших транзакций происходят между эго-состояниями Взрослых. Например, хирург обследует пациента, и на основании данных перед ним/ней его/ее Взрослый решает, что следующим необходимым инструментом будет скальпель. Взрослый хирурга протягивает руку, давая медсестре транзакционный стимул. Взрослый медсестры смотрит на руку и, основываясь на предыдущем опыте, делает вывод, что нужен скальпель. Затем медсестра вкладывает скальпель в руку хирурга.

Но не все транзакции выполняются таким образом. Некоторые трансакции включают состояния эго, отличные от состояния Взрослого.

Структурная схема

Это приводит нас к транзакциям «родитель-ребенок», которые почти так же просты, как транзакции «взрослый-взрослый». Цитируя доктора Берна из Games People Play : «Ребенок в лихорадке просит стакан воды, и заботливая мать приносит его». 8   При этом Ребенок маленького ребенка направляет запрос Родителю своей матери. Родитель матери признает эти раздражители, а затем дает воду ребенку. В этом примере запрос маленького ребенка является стимулом, а родитель, дающий воду, является ответом. Это почти так же просто, как транзакция между взрослыми и взрослыми.

Одним из инструментов, используемых практикующим специалистом по транзакционному анализу, является структурная схема , показанная слева. Структурная диаграмма представляет полную личность любого человека. Он включает в себя эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, все отдельные и отличные друг от друга. Диаграмма была разработана Эриком Берном до Games People Play , когда он разрабатывал свои теории транзактного анализа.

Взаимодействие ребенка с родителем

Трансактные аналитики затем построят диаграмму, показывающую эго-состояния, связанные с конкретной транзакцией. Транзакция справа показывает транзакцию Родитель-Ребенок, при этом эго-состояние Ребенка обеспечивает транзакционный стимул , а Взрослый отвечает транзакционным откликом .

Эта транзакция соответствует приведенному выше примеру Родитель-Ребенок, в котором лихорадочный ребенок просит у своей матери стакан воды.

Пока что две описанные транзакции можно считать дополнительные транзакции . В дополнительной транзакции ответ должен вернуться из эго-состояния получения в эго-состояние отправки. Например, человек может инициировать транзакцию, направленную на одно эго-состояние респондента. Эго-состояние респондента обнаруживает стимулы, а затем это конкретное эго-состояние (имеется в виду эго-состояние, на которое были направлены стимулы) вызывает реакцию. По словам доктора Берна, эти транзакции здоровы и представляют собой нормальные человеческие взаимодействия. Как говорит Берн в Игры, в которые играют люди «связь будет продолжаться до тех пор, пока транзакции будут комплементарными». 9

Перекрестная транзакция

Однако не все транзакции между людьми являются здоровыми или нормальными. В этих случаях транзакция классифицируется как перекрестная транзакция . В перекрестной транзакции эго-состояние, отличное от эго-состояния, которое получило стимулы, является тем, которое отвечает. На диаграмме справа показана типичная перекрестная транзакция. Например:

Взрослый агента: «Вы знаете, где мои запонки?» (обратите внимание, что эти стимулы направлены на Взрослых Респондентов).

Ребенок респондента: «Ты всегда и во всем винишь меня!» 10

Это одна из классических перекрестных транзакций, которые происходят в браке. Вместо того, чтобы Взрослый Респондента ответил: «Я думаю, они на столе», отвечает Ребенок Респондента.

Важно отметить, что при анализе транзакций нужно смотреть дальше что говорится. Согласно д-ру Берну, нужно смотреть на то, как произносятся слова (акценты на определенных словах, изменения тона, громкости и т. д.), как на невербальные знаки, сопровождающие эти слова (язык тела, выражение лица). , так далее.). Транзакционные аналитики будут обращать внимание на все эти сигналы при анализе транзакции и определении того, какие эго-состояния задействованы.

Важность этих невербальных сигналов можно понять, рассмотрев работу доктора Альберта Мехрабяна. Берн скончался в 1970, до того, как основополагающая работа Меграбяна была опубликована. Но работа Меграбяна количественно доказала важность невербальных сигналов в общении. По словам доктора Мехрабяна, когда человек говорит, слушатель фокусируется на следующих трех типах общения:

  • Фактические слова – 7%

  • Способ произнесения слов (тон, акценты на определенных словах и т. д.) – 38%

  • Выражение лица – 55%

В приведенной выше статистике процентное значение указывает на степень важности, которую слушатель придает этому типу связи. Можно видеть, что выражения лица играют гораздо более важную роль в общении (и, следовательно, в транзакционном анализе), чем фактические слова, которыми обмениваются.

Берн продолжил обсуждение других типов транзакций, но они не будут обсуждаться здесь. Как только будет достигнуто разумное понимание эго-состояний и транзакционного анализа, игры, описанные в разделе 9,0015 Игры, в которые играют люди , можно понять на совершенно новом уровне.

Берн продолжал совершенствовать свои теории помимо игр, в которые играют люди. Классическим продолжением Games является What Do You Say After You Say Hello. Кроме того, после смерти Берна в 1970 г. другие исследователи продолжали развивать транзактный анализ. Некоторые из этих работ можно увидеть в Библиографии.

штрихов

Как было сказано ранее, Берн определил штрихов как «фундаментальную единицу социального действия». 11 Поглаживание — это единица узнавания, когда один человек узнает другого человека вербально или невербально. Берн ввел идею поглаживаний в транзактный анализ, основываясь на работе Рене Шпица, исследователя, проделавшего новаторскую работу в области детского развития. Шпиц заметил, что младенцы, которых не брали на руки — другими словами, не подвергались никаким поглаживаниям, — были более склонны к эмоциональным и физическим трудностям. Этим младенцам не хватало объятий, прикосновений и обращения, которые доставались большинству других младенцев.

Берн использовал наблюдения Шпица за этими младенцами и разработал теории о потребностях взрослых при инсультах. Берн постулировал, что взрослые нуждаются в физическом контакте так же, как и младенцы, но научились заменять физическую стимуляцию другими типами узнавания. Таким образом, в то время как младенец нуждается в объятиях, взрослый жаждет улыбки, подмигивания, жеста руки или другой формы признания. Берн определил термин -голод узнавания как потребность взрослых получать удары.

Берн также рассудил, что любой поглаживание, будь оно положительным или отрицательным, лучше, чем полное отсутствие поглаживаний. Или, как резюмировано в TA Today , «любой поглаживание лучше, чем его полное отсутствие». 12 Например, если вы идете перед своим домом и видите своего соседа, вы, скорее всего, улыбнетесь и скажете «Привет». Ваш сосед, скорее всего, ответит вам «привет». Это пример положительного удара. Ваш сосед тоже может нахмуриться и ничего не сказать. Это пример отрицательного удара. Но в любом случае лучше, чем вообще никакого удара, если ваш сосед вас полностью проигнорировал.

Доктор Клод Штайнер, ученик доктора Берна, опубликовавший множество книг по трансактному анализу, провел новаторскую работу в области инсультов. Он разработал то, что он назвал Stroke Economy .

Ссылки

1 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1961. Стр. 4.

2 Харрис, Томас А. Я в порядке – ты в порядке. HarperCollins Publishers Inc., Нью-Йорк, 1967. Стр. 12.

3 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Grove Press, Inc., Нью-Йорк, 1964. Стр. 29

4 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 13.

5 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 4.

6 Берн, Эрик. Трансактный анализ в психотерапии . Стр. 15.

7 Харрис, Томас А. Я в порядке – Ты в порядке. Стр. 32.

8 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 29.

9 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 30.

10 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 31.

11 Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Стр. 15.

12 Стюарт, Ян и Джойнс, Ванн. TA Today: Новое введение в трансактный анализ. Lifespace Publishing, Чапел-Хилл, Северная Каролина. 1987.

Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность

Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность — состояние человека

Главная > Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность

Терапия

Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность

Ссылка скопирована

Редакция ТГК 27 февраля 2022 г.
Карп, без даты, Гонг Гу, Метрополитен-музей

Содержание

  • Обзор
  • Что такое трансактный анализ?
  • История транзактного анализа
  • Транзактный анализ и эго-состояния
  • Как работает транзакционный анализ?
  • Когда обычно используется транзакционный анализ?
  • Потенциальные преимущества и эффективность трансактного анализа
  • Резюме/Ключевые выводы

Трансактный анализ (ТА) — это теория, лежащая в основе одного из видов психотерапии, которую психологи используют для облегчения роста и просоциальных изменений клиентов. ТА может помочь людям развить лучшее самосознание, коммуникативные навыки и улучшить отношения с другими. Практики используют идеи из нескольких модальностей, включая психодинамические, поведенческие и гештальт-теории. 1

Что такое трансактный анализ?

Трансактный анализ — это психологическая теория, которая фокусируется на том, как люди взаимодействуют с другими людьми, включая терапевта, чтобы продемонстрировать свое эго-состояние, а также типы игр и сценариев, которые они используют в социальных условиях. 2   Игры  являются паттернами социального поведения, которые действуют на общепризнанном социальном и непризнанном психологическом уровнях и вызывают у участников взаимодействия ложные чувства.   Сценарии  представляют модели жизни, которые люди вырабатывают бессознательно на основе решений, принятых ими в раннем детстве. 1

Эго-состояния  – это системы чувств, которые мотивируют наборы поведенческих паттернов. ТА классифицирует межличностное общение как попадание в одно из трех состояний эго. 1  Система эмоционального анализа здесь и сейчас, или неопсихе, называется Взрослым ; система интроецированного психического материала, или экстеропсихе, называется Родителем ; а система инстинктивных влечений и базовых потребностей — это Ребенок . 3

Терапевт определяет, какое из эго-состояний клиента присутствует в конкретной транзакции.   Терапевт исследует транзакцию, идентифицирует присутствующие эго-состояния, определит игры или паттерны, которые клиент обычно использует в своих транзакциях с другими, и проведет с клиентом анализ сценария его бессознательных паттернов, чтобы обнаружить причины эмоциональных переживаний клиента. проблемы. 2

Ключевые предположения, лежащие в основе ТА, включают следующее: 3

  • Люди в порядке.
  • Каждый способен думать самостоятельно.
  • Люди сами решают свою судьбу, и эти решения можно изменить.

История транзактного анализа

Трансактный анализ был разработан Эриком Берном, канадским психиатром и психоаналитиком, в XIX веке.60-е годы. Берн называл базовой единицей социального взаимодействия транзакцию. ТА относится к изучению того, как люди взаимодействуют в социальных ситуациях. На Берна повлияли области эмпиризма, феноменологии, экзистенциализма и гуманизма. 3

Берн опирался на теорию Фрейда о том, что человеческая психика включает в себя несколько компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, вызывая сложное поведение, убеждения и эмоции. Он использовал свой опыт психоаналитика, чтобы опираться на философские концепции Фрейда и разработал наблюдаемые эго-состояния Ребенка, Родителя и Взрослого, опираясь на концепции Фрейда об Ид, Эго и Супер-Эго. 1, 4  Хотя состояния эго Берна не соответствуют напрямую концепциям Фрейда, Берн считал, что люди берут на себя эти роли в определенных контекстах. 2

Берн также отметил, что человеческое общение является сложным, и подчеркнул, что невербальное общение — жесты, тон голоса, зрительный контакт, речевые ритмы, поза и выражение лица — является таким же важным и действенным методом общения, как и вербальное общение. 1  Он считал, что дисфункциональное поведение возникает из-за решений, принимаемых людьми в детстве, которые ограничивают их социальное функционирование во взрослом возрасте. Эти детские решения бессознательно приводят к созданию жизненного сценария, который определяет, как люди впоследствии проживают свою жизнь. 1

Транзакционный стимул относится к взаимодействию, которое инициирует человек, обычно вербально, но иногда с использованием невербальных сигналов. Реакция и ответ другого человека называется транзакционным ответом . 1  Берн работал над определением эго-состояния, в котором клиенты взаимодействуют с другими, чтобы помочь клиенту получить доступ к своему жизненному сценарию, понять, как они развили свое мировоззрение, и внести изменения по мере необходимости. 5

Трансактный анализ и эго-состояния

Основным принципом ТА является разделение эго на три отдельных эго-состояния. Три состояния эго соответствуют внутренним моделям человека Родителя, Ребенка и Взрослого.

Эго-состояние Родителя

Эго-состояние Родителя связано с фигурами родителей в жизни человека. Он имеет дело с поведением, мыслями и чувственными паттернами интроецированных родительских фигур, людей, для которых человек бессознательно создал внутреннее представление. Интроекция вызвана ранним детским опытом, когда ребенок видит родителя могущественным или угрожающим. Эго-состояние Родителя не является переживанием себя, как эго-состояния Ребенка и Взрослого, а связано с прошлым опытом родительских фигур. Родитель обычно следует одной из двух парадигм, когда он проявляется в транзакциях: это может быть Критикующий Родитель, контролирующий, требующий, устанавливающий ограничения и создающий правила, или это может быть Заботливый Родитель, поддерживающий, заботящийся и защищающий. 1

Детское эго-состояние

Детское эго-состояние связано с переживаниями себя из прошлого и сохраняет модели мышления, чувств и поведения детства. Это понятие представлено в других психологических концепциях как «внутренний ребенок». Существует несколько различных состояний эго ребенка: 1

  • Адаптированный ребенок : Это состояние эго ребенка отвечает на требования Родителя либо уступчиво, либо бунтарски, а не на свои собственные потребности.
  • Свободный или естественный ребенок : В отличие от адаптированного ребенка, это состояние эго отвечает на его собственные потребности и является спонтанным.
  • Мятежный Ребенок : Эта категория адаптированных Детей восстает против требований Родителя.
  • Послушный Ребенок : Эта категория адаптированных Детей положительно реагирует на требования Родителя.
  • Эго-состояние Соматического Ребенка или раннего Ребенка : Это эго-состояние отражает период детства, когда проблемы с телом были заметны. При нарушении может вызвать соматические расстройства.

Эго-состояние Взрослого

Эго-состояние Взрослого является преобладающим состоянием, которое имеет дело с текущей реальностью здесь и сейчас и реагирует на нее. Взрослый может быть напористым, рациональным и практичным, но редко бывает агрессивным. Он занимается проверкой реальности или гарантирует, что мир такой, каким он его себе представляет.   Анализ, выявляющий устойчивый темп речи, хорошую дикцию и расслабленное выражение лица, может указывать на присутствие Взрослого. 1

Как работает транзакционный анализ?

Терапия транзакционным анализом помогает клиентам укрепить и интегрировать свое эго-состояние Взрослого. Терапевт сначала использует вступительное интервью, чтобы оценить проблемы клиента и его готовность меняться и расти в ходе терапии. В частности, в ТА-терапии терапевт должен определить, достаточно ли у клиента доступного состояния эго Взрослого, чтобы произошли изменения. ТА также подчеркивает важность заключения договора между терапевтом и клиентом, в котором подробно излагаются цели клиента в отношении результатов лечения и закладывается основа, на которой клиент может взять на себя ответственность за события, происходящие во время лечения. 6 ,7

Берн выделил наблюдение как важный и необходимый инструмент ТА-терапии. Он сказал, что терапевты должны присутствовать, быть сосредоточенными и интуитивными. Он считал, что наблюдение должно включать в себя то, что терапевт может видеть и задействовать все органы чувств. 6

Четыре стадии транзактного анализа

Психотерапия транзакционным анализом обычно проходит четыре стадии: 1

  1. Клиент способен распознавать и контролировать свои сценарии и поведение, но сценарии все еще существуют. . Они способны управлять и контролировать свое дисфункциональное поведение в социальных ситуациях. Клиент достигает социальный контроль,  состояние, в котором контроль клиента исходит из позиции Эго-состояния Взрослого.
  2. На стадии симптоматического облегчения клиент начинает изменять своего ребенка и родителя и с меньшей вероятностью переходит к своим сценариям.
  3. Клиент и терапевт участвуют в лечении переносом , когда клиент интроецирует терапевта как замену своим первоначальным родительским фигурам.
  4. Наконец, в скрипте лечение клиент может полностью отойти от сценария и внести фундаментальные изменения в Ребёнка при поддержке Взрослого.

ТА стремится создать интегрированное эго-состояние Взрослого. Это включает в себя интеграцию ценных частей эго-состояний Родителя и Ребенка с эго-состояниями Взрослого. Этос интегрированного Взрослого черпает ценности и образцы у Родителя, а пафос включает в себя опыт Ребенка. 1

ТА-терапия также направлена ​​на то, чтобы способствовать автономии клиента. Он определяет автономию как осознание , знание того, что есть регрессивные части, интроецированные части и части здесь-и-сейчас; спонтанность , свобода выражать свою осведомленность; и  близость , способность быть осознанным и спонтанным в присутствии других. 3

Техники трансактного анализа

Терапевты трансактного анализа используют в своей практике несколько методов. Во время одной из наиболее распространенных техник ТА, анализа сценариев, терапевт сначала идентифицирует эго-состояния своего клиента в коммуникативных транзакциях и работает с ними, чтобы раскрыть их бессознательные жизненные сценарии. Терапевт исследует сценарии, которые их клиент разработал в раннем детстве, и помогает им проверить убеждения, отношения и эмоции, которые эти сценарии усиливают. 1

Анализируя сценарий клиента, терапевт исследует тонкие сообщения, которые клиент усвоил в детстве, называемые запретами. Например, если ребенку дали отрицательную атрибуцию или его родитель сказал, что он глупый, он мог выработать запрет «не думай» и научился принимать то, что говорят другие, а не думать самостоятельно. 1, 8   После того, как тонкие сообщения определены, терапевт может работать с клиентом, чтобы понять, как они влияют на его взаимодействие с другими. Структурные диаграммы обычно используются в качестве наглядных пособий, помогающих клиентам понять три своих внутренних эго-состояния и то, как они влияют на их социальные взаимодействия и поведение.0141 . 1

К другим методам, часто используемым в ТА-терапии, относятся: 1

  • Альянс : Терапевт или фигура из прошлого клиента встает на сторону Ребенка, когда он сталкивается с преследующим Родителем.
  • Работа с гневом : Терапевт побуждает клиента освободиться от подавленного гнева.
  • Работа с подушкой : Клиент воплощает интроект или эго-состояние в подушку, чтобы его внутренние процессы могли существовать во внешнем мире.
  • Управляемая фантазия : Клиент и терапевт связываются с Дитя клиента, чтобы вызвать образы, изображающие проблемы, о которых клиент не может говорить.
  • Возрождение : Клиент регрессирует в возрасте, чтобы сформировать новое эго-состояние Ребёнка, имеющее положительный опыт.
  • Скульптура : Клиент воплощает свои бессознательные мысли и чувства в паттерн в своем окружении, который, по его мнению, представляет его внутреннее состояние, что позволяет клиенту и терапевту символически обращаться с чувствами.

Когда обычно используется трансактный анализ?

Трансактный анализ может использоваться в различных условиях, включая школы или корпорации, групповые или индивидуальные консультации, а также долгосрочные или краткосрочные консультации. 6  В терапии он обычно используется с клиентами, которые борются за формирование и поддержание здоровых отношений из-за моделей поведения, которым они научились в детстве. ТА также используется для улучшения социального общения и взаимодействия внутри групп.

Потенциальные преимущества и эффективность транзактного анализа

Трансактный анализ используется во многих различных областях, помимо психотерапии, включая управление бизнесом, образование и медицину. Это считается очень эффективным методом повышения самосознания и способности общаться с другими.

Было проведено множество исследований эффективности ТА для лечения людей с различными проблемами и заболеваниями. Например, исследование 2021 года было направлено на определение влияния ТА на общение заключенных со своими супругами. Исследователи из Университета Альзара в Тегеране, Иран, набрали 22 пары, половина из которых прошла 10 сеансов ТА-терапии. Исследователи обнаружили, что ТА улучшила общение между участниками и их партнерами и уменьшила их проблемы с общением. 9

Исследование, проведенное в 2011 году, в котором изучалось влияние программы обучения лидерству, основанной на транзакционном анализе, на тридцати румынских автомобильных менеджерах и лидерах, показало, что менеджеры, прошедшие программу обучения, продемонстрировали статистически значимое улучшение эмоциональной стабильности и социальной смелости, но не теплоты. 10

В исследовании 2020 года изучалось, является ли ТА эффективным вмешательством для людей, проходящих лечение от метадоновой зависимости. Исследователи из Исфаханского университета медицинских наук в Иране отобрали 24 мужчин из амбулаторной наркологической клиники и провели для половины из них 10 сеансов ТА. После сбора данных из анкеты Young Schema; Перечень личных проблем; и шкалы «Этапы изменений, готовности и стремления к лечению» исследователи обнаружили, что лечение ТА положительно влияет на межличностные проблемы и готовность к лечению зависимости. 11

Несколько других исследований продемонстрировали эффективность ТА в улучшении симптомов тревоги и депрессии, уменьшении проблем в отношениях и повышении самооценки. 12, 13 , 14

Резюме/Ключевые выводы

Трансактный анализ – широко распространенный и часто используемый вид психотерапии. Это ценный ресурс для людей, которые хотят исследовать свое эго-состояние и бессознательные жизненные сценарии, чтобы улучшить свои навыки общения и отношения. Этот терапевтический метод может подойти людям, желающим развить большее самосознание и взять на себя ответственность за свои решения и действия.

Подпишитесь на нашу рассылку.

Как использовать психологию, чтобы лучше общаться и избегать конфликтов | Натали Морад

Часть 1: Эго-состояния и трансакции

Вам знакомо это чувство. В одну минуту вы с кем-то нормально разговариваете, а в следующую вы ссоритесь или один из вас отключился.

В обоих случаях поломка. Разговор не достиг своей цели, будь то его слушание, решение проблемы, ощущение связи, принятие решения и т. д.

Это происходит постоянно. Требуется несколько секунд, чтобы разговор превратился из позитивного взаимодействия, основанного на установлении связи, в негативный.

Негативные взаимодействия сказываются на наших отношениях. Исследования показывают, что нам нужно 5 позитивных взаимодействий, чтобы компенсировать каждое негативное взаимодействие с близким человеком.

Так почему же это происходит?

Согласно Transaction Analysis , сбои в общении случаются из-за того, что мы не полностью присутствуем в наших разговорах.

Вместо того, чтобы реагировать здесь и сейчас, мы общаемся из разных «состояний эго». И когда эти состояния эго пересекаются, возникает конфликт.

Эта статья научит вас, как использовать транзактный анализ, чтобы вести более конструктивные беседы (и взаимодействия в целом) с самыми близкими вам людьми.

Часть 1 познакомит вас с транзакционным анализом, различными состояниями эго и общими транзакциями. Часть 2 будет посвящена «играм, в которые мы играем» и тому, как их изменить.

Трансактный анализ (ТА) — это психологическая теория, разработанная Эриком Берном в 1960-х годах, которая помогает объяснить, почему мы думаем, действуем и чувствуем именно так, а не иначе.

ТА утверждает, что мы можем лучше понять себя, анализируя наши сделки с самыми близкими нам людьми. Транзакция = разговор/взаимодействие между двумя людьми.

ТА наиболее эффективен для понимания: 1) транзакций с людьми, с которыми вы близки, а не коллегами или знакомыми и 2) транзакциями около деликатные, важные темы , такие как секс, деньги, ревность… почти все, что вызывает, т. е. вызывает глубоко укоренившуюся эмоциональную реакцию у вас или у другого человека.

ТА основана на 3 принципах:

  • У всех нас есть три «эго-состояния» (Родитель, Взрослый и Ребенок)
  • У всех нас есть трансакции (с другими людьми или внутри себя)
  • Все мы (бессознательно) активируем наши эго-состояния в наших транзакциях, что может привести к конфликту, негативным эмоциям, боли и т. д.

По сути, транзакционный анализ заключается в определении того, какие эго-состояния присутствуют в ваших транзакциях, чтобы вы могли лучше осознавать свои мысли и поведение и, в конечном счете, иметь лучшие, более конструктивные отношения с самыми близкими вам людьми.

У всех нас есть все три состояния эго: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эти состояния эго состоят из постоянных чувств и поведения. *Эго-состояния не всегда негативны, см. ниже.

Эти эго-состояния активируются постоянно, осознаем мы это или нет:

Родитель (укорененный в прошлом) — Содержит отношения, чувства и поведение, заложенные нашими родителями (или любым основным опекуном). Это включает в себя реакцию, как поступил бы один из наших родителей: говорить то, что они сказали бы, чувствовать то, что они бы чувствовали, вести себя так, как они бы вели себя.

  • заботливый родитель: забота, любовь, помощь
  • контролирующий родитель: критика, порицание, цензура, наказание и т. д.

Взрослый (укорененный в настоящем) — Наша способность думать и действовать на основе того, что происходит здесь и сейчас. Подумайте о сделках, которые у вас есть с коллегами или знакомыми. Обычно они довольно просты, без большого количества эмоциональных триггеров.

  • Хороший способ узнать, активировано ли ваше Взрослое эго-состояние, состоит в том, чтобы проверить, вызваны ли ваши вопросы/комментарии сочувствием и любопытством или желанием обвинять, критиковать или доказывать свою точку зрения.

Ребенок (укорененный в прошлом) — Содержит мысли, чувства и поведение, которые мы испытывали в детстве.

  • естественный ребенок : любознательный, творческий, открытый, любящий
  • адаптивный ребенок : виноватый, испуганный, подавленный, тревожный, завистливый, гордый, пытающийся всем угодить… вы поняли.

ВАЖНО: Адаптивный ребенок — одна из самых проблемных частей нашей личности. Он развился, когда мы научились изменять (приспосабливать) наши чувства и поведение в ответ на окружающий нас мир.

Согласно ТА, наши 3 состояния эго «проявляются», хотим мы этого или нет, поэтому важно знать, как они «выглядят».

Хорошая новость заключается в том, что это довольно легко сделать. Просто вспомните и ответьте на следующие вопросы:

  • Ребенок: Какие чувства вы помните, когда были ребенком? Какова была тема вашего общения с родителями? Вы всегда боролись за их внимание? Вы чувствовали безусловную любовь? Вы чувствовали, что вам нужно проявить себя?

Вот что имеет в виду Тони Роббинс, когда спрашивает: «Подумайте о человеке, любви которого вы жаждали больше всего: кем вы должны были быть, чтобы этот человек принял и полюбил вас? Что вы должны были подумать или сделать, чтобы получить их одобрение?»

  • Родитель: Как вы помните, когда вы были ребенком, вели себя ваши родители? Были ли они критическими? Не доверяете другим? Излишняя осторожность? Безрассудный? Каковы были их представления о мире, деньгах, людях и т. д.?

Теперь обратите внимание на то, какие элементы вашего эго-состояния Ребенка и Родителя вы интегрировали в свои собственные мысли, убеждения и поведение.

Эго-состояния Родителя и Ребенка у каждого человека разные.

Например, когда мое эго-состояние Ребенка активируется, я отключаюсь и не могу ни с кем разговаривать. Ребенок других людей может занять оборонительную позицию или наброситься на него. Все зависит от моделей, которые вы усвоили в детстве.

Теперь подумайте о самых близких вам людях. Как выглядит эго-состояние Ребёнка вашего партнёра? А как же их Родитель?

Согласно ТА, существует три вида транзакций: дополнительные, перекрестные и скрытые. Часть 1 будет посвящена только дополнительным и перекрестным транзакциям. Часть 2 будет посвящена скрытым транзакциям.

Важно понимать, что каждая транзакция состоит из трех частей:

1. Что вы говорите (ваше активированное эго-состояние)

2. Ответ (и эго-состояние), которое вы ожидаете «получить»

3. Ответ, который вы фактически получаете

Дополнительные

Дополнительные транзакции = эффективное и успешное общение.

Комплементарные транзакции — это когда эго-состояния двух людей симпатизируют или дополняют друг друга.

Это означает, что то, что вы говорите, и ответ, который вы ожидаете получить и фактически получаете, совпадают.

Дополнительное взаимодействие — это когда Человек 1 (Родитель) говорит с Человеком 2 (Ребенком), а Человек 2 (Ребенок) отвечает Человеку 1 (Родителю). С картинками проще понять, см. ниже.

Пример 1: Взрослый — Взрослый

Деньги — триггерная тема (по крайней мере, по моему опыту), потому что говорить о них неудобно, стрессово и эмоционально.

Дополнительная транзакция вокруг денег выглядит так:

В этой транзакции все хорошо:

  • Человек 1 интересуется чем-то и задает вопрос из эго-состояния Взрослого, надеясь получить ответ от Эго-состояние Взрослого Человека 2.
  • Человек 2 отвечает из своего эго-состояния Взрослого.
  • Результат: Все хорошо, два Взрослых работают вместе, чтобы понять проблему, принять решение и т. д.

*Я предполагаю, что вопрос Человека 1 подпитывается любопытством и, таким образом, исходит из эго-состояния Взрослого. Однако может случиться так, что вопрос Человека 1 на самом деле вызван желанием обвинить или доказать свою точку зрения. В этом случае, вероятно, активируется эго-состояние «Родителя» Человека 1, а не Взрослого.

В любом случае смысл транзакционного анализа заключается в том, чтобы обратить внимание на ваши разговоры с самыми близкими вам людьми. Чтобы осознать, какие роли (состояния эго) вы оба активируете и почему.

Пример №2: Родитель-потомок

Еще одна дополнительная транзакция — Родитель -> Дочерний. Например, это может произойти, когда один человек болен и хочет, чтобы о нем позаботился другой человек (P).

  • Человек 1 чувствует себя дерьмово. Их состояние эго Ребенка активируется, потому что они хотят, чтобы о них заботились. Они ожидают, что Человек 2 ответит как Родитель.
  • Человек 2 понимает просьбу Лица 1 и готов выполнить ее. Родительское эго-состояние Человека 2 активировано, и они с радостью заботятся о Человеке 1.
  • Результат : Все хорошо. Существует баланс «давать и получать», и обе стороны чувствуют себя любимыми.

Как узнать, что у вас есть дополнительная транзакция?

  1. Вы чувствуете себя хорошо (т.е. вас не переполняют эмоции)
  2. Вы чувствуете себя замеченным и понятым
  3. Разговор может продолжаться вечно прерыватели разговора — т. е. «Я закончил этот разговор прямо сейчас»). Это означает, что вы действительно можете рассуждать о вещах, принимать решения, создавать планы и т. д.

Перекрестные транзакции

Перекрестные транзакции происходят, когда Человек 1 говорит что-то из одного эго-состояния и получает ответ, отличный от ожидаемого.

Например: Назад к теме денег.

В этой транзакции НЕ все хорошо:

  • Человек 1 интересуется чем-то и задает вопрос из эго-состояния Взрослого, надеясь получить ответ от эго-состояния Взрослого Человека 2.
  • Лицо 2 срабатывает. У них активировано состояние эго Ребенка (они чувствуют, что их критикуют или покровительствуют), и они злятся.
  • Результат: Вероятно, драка или резкое окончание разговора. Конечно, это нормально, если это случается время от времени, однако привычный срыв общения вредит отношениям.

Другой пример:

  • Человек 1 чувствует себя паршиво. Их состояние эго Ребенка активируется, потому что они хотят, чтобы о них заботились. Они ожидают, что Человек 2 ответит как Родитель.
  • Человек 2 слышит Человека 1, но не видит, в чем дело. Активируется его/ее эго-состояние Взрослого, и они говорят Человеку 1 отдохнуть.
  • Результат: Человек 1, вероятно, чувствует себя обиженным, потому что его/ее потребности не удовлетворяются. * Опять же, перекрестные транзакции происходят постоянно. ТА предназначена для повышения осведомленности об этих транзакциях, чтобы мы могли уменьшить их негативное влияние.

Когда вы находитесь в середине перекрестной транзакции, единственный способ вернуть ее в конструктивное русло — это изменить эго-состояние одного или обоих из вас.

Обычно лучше перейти (или очень-очень сильно постараться) в состояние эго Взрослого. Однако он может варьироваться. Вы должны быть настроены на то, что на самом деле происходит в разговоре, и на потребности каждого человека (это трудно сделать, но возможно с практикой).

TA — отличный инструмент, который поможет вам лучше и конструктивнее общаться с самыми близкими вам людьми. Это может помочь вам:

  • Будьте более осведомлены о том, что нужно другому человеку (вашему другу нужно, чтобы вы были Родителем (и воспитывали) или Взрослым (и давали советы)?
  • Проанализируйте свои модели взаимоотношений, постоянно ли кто-то из вас активирует свое эго-состояние Ребёнка? Вам нравится этот узор?

Спросите себя:

  1. Какие эго-состояния активируются в моих транзакциях (мной И моим партнером/другом/и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts