Трансперсональная психология суть: Трансперсональная психология — Психологос

Содержание

Трансперсональная психотерапия | психолог Оксана Королович

Трансперсональная психология входит в разряд психотерапевтических методов, направленных на изучение трансперсональных состояний человеческого сознания. Трансперсональное состояние – это выход за пределы сознательного на уровень «другого», отличного, расширенного миропонимания и мироощущения. Достигается такой выход с помощью различных техник, среди которых общеизвестный метод холотропного дыхания, разработанный С.Гроффом.

Трансперсональная психология возникла в США в связи с исследованиями Гроффа, Маслоу, Уилбера и других специалистов. Формирование так называемой «4-й силы в психологии» связано с социально-политической ситуацией, в которой находилось общество: неудовлетворенность существующими социальными гарантиями и ограниченностью духовно-религиозной христианской парадигмы, следствиями которых были военные действия, бедность, неустроенность, притеснения национальных меньшинств. 

Как говорят, каждому периоду истории – своя психотерапия.


Реалии жизни общества подталкивали «придумать» альтернативу, которая бы отражала потребность в надежде на то, что есть некая высшая сила, способная помочь справиться с трудностями.


Наука или оккультизм?

В связи с таким подходом, трансперсональную психологию критиковали и долгое время вообще не включали в ряд психологически обоснованных научных течений, причисляя методологию к оккультизму, мистическим течениям, псевдонауке.

Принципы трансперсональной психологии:

  1. Существует некая абсолютная реальность, отличная от воспринимаемого человеком «классического» опыта и познав которую, личность выходит на свой истинный уровень, достигая самоактуализации и сопутствующих состояний.
  2. Научно доказаны существование реинкарнации, прошлых жизней, высшего разума, других цивилизаций и вечности души.
  3. «Все мы одно» – абсолютная взаимосвязь между живыми существами во Вселенной и некой высшей сущностью/богом. С помощью осознания себя частью всеобщей жизни можно решить все проблемы и достичь блаженства.
  4. Трансперсональные техники – это инструмент самопознания и единения со Вселенной, достичь этого традиционными методами психологии невозможно.

Психотерапевты не настаивают на обязательности принадлежать к религиозному течению. Но сама суть философии трансперсональной психологии многим кажется религиозной, оккультной.

Терапевты направления делят трансперсональные переживания на 2 группы:

  1. Расширенные переживания на основании реального опыта жизни личности. Состояния могут различаться на предмет расширения во времени и пространстве. Например, воспоминания из прошлых жизней – это расширение во временном континууме, а слияние с другим живым существом – в пространственном.
  2. Переживания, выходящие за рамки эмпирических знаний. Это духовный опыт, который вообще невозможно прожить в естественном сознании.
    Это единство с божественным началом, встречи с инопланетянами, общение с животными и растениями и т.д. Трансперсональные психологи усматривают в бессознательном коллективном и архетипах К.Г.Юнга истоки течения.

Специфика трансперсональной психологии в том, что она зиждется на философии религий, основах буддизма и индуизма, мистических восточных течениях, медитативных техниках, поэтому на сегодняшний день не существует классической общепризнанной методологической базы. Скорее, это различные направления в рамках какого-то своего интегративного учения и инструментария. Поэтому трансперсональными психологами называют себя последователи как самого Гроффа, так и создатели какой-нибудь «Школы просветления» в торце соседнего дома. 

А все потому, что ориентация на духовное начало, существующее в каждом человеке, необъяснимые мистические переживания или трансовые состояния, трансперсональные психологи воспринимают как данность, аксиому.

Особенности трансперсональной терапии

Грофф разработал метод трансперсональной терапии путем исследований переживаний после приема ЛСД.

Психолог полагал, что эти состояния являются расширением сознания и консультация психотерапевта поможет постигать духовный опыт и выходить на высший уровень развития.

Грофф выделил 3 уровня сознания:

1. Биографический – реальные воспоминания человека (из «этой» жизни).

2. Перинатальный – опыт, проживаемый человеком во время внутриутробного развития и рождения, который имеет колоссальное влияние на последующую жизнь личности. Эти переживания покоятся на бессознательном уровне и разделены на 4 базовые перинатальные матрицы:

  • Статическая – условия пребывания плода в матке.
  • Динамическая «космическая безвыходная поглощенность» – эквивалент процессу начала родовой деятельности и схваткам матери.
  • Динамическая «борьба смерти и возрождения» – этап маточных сокращений и раскрытия шейки матки.
  • Динамическая «смерть и рождение» – непосредственное рождение и первые минуты жизни, начало дыхания и физическое отделение от тела матери.

3. Трансперсональный – уровень высших состояний человека, характеризующийся экстатичностью. Это выход за пределы осознанного эмпирического понимания действительности и себя. Он возможен вследствие трансперсональных техник, таких как холотропное дыхание. Это специальный дыхательный алгоритм, при котором легкие гипервентилируются посредством смены дыхательных ритмов. Например, чаще-медленнее, глубже-поверхностно и т.д. В таком дыхательном режиме активизируется подкорка головного мозга, вызывающая измененное состояние сознания и человек входит в подсознательное.

Категорийный аппарат С.Гроффа граничит с понятиями религиозных мистических переживаний, поэтому как автора, так и трансперсональное направление поддают нещадной критике. Так, «трансперсоналисты» убеждены, что многие из психических заболеваний, требующих медикаментозной длительной терапии являются не болезнями, а следствием духовного кризиса, справиться с которым помогают методы трансперсональной психотерапии.


Несмотря на некоторое притеснение метода, он весьма популярен и эффективен в качестве альтернативы существующим техникам и классическому пониманию психических процессов.


Спецификой направления является смещение фокуса внимания на духовность человека, на существование чего-то, что важно – хотя пока неведомо, но все равно реально и значимо. Трансперсональная психология не просто «лечит как все», а предлагает посмотреть на личность шире и прочувствовать индивидуальную реальность.

Трансперсональная психология | Журнал Пробудження

Трансперсональная психология – одно из самых новых и передовых направлений современной психологии, изучающее такую интересную штуку, как измененные состояния сознания, мистический и религиозный опыт человека. Говорят: «все новое — это хорошо забытое старое». Эта фраза очень хорошо описывает суть трансперсональной психологии, которая в своих исследованиях человеческой психеи обращается к религиозно-духовным практикам, которые были известны человечеству уже много тысячелетий.

Современная наука (в частности в лице трансперсональной психологии) повторно открывает то, что индийские йоги, или кельтские друиды, или древние шаманы знают уже много веков. И этот мистический, чудесный опыт, который имеет шаман при вхождении в транс, или йог при глубокой медитации, трансперсональная психология пытается описать и передать в терминах современной психологии.

В таких глубоких мистических состояниях медитации, йоги, различных шаманских ритуалах, человек выходит за рамки своего обычного сознания, своего Я, которое еще называют персоной1. Поэтому и назвали это направление трансперсональным, то есть вне персоны, вне Я, вне Его.

Родилась трансперсональная психология в 60-х годах прошлого века. Это было время больших перемен, начиналось движение хиппи, жители запада неожиданно стали открывать для себя восток, восточную философию и религию, йогу и медитацию. Конечно, такое культурное бурление не могло не коснуться психологии, многие из психологов и психотерапевтов тоже заинтересовались восточными мистическими практиками, они и стали в фарватере исследований трансперсональной психологии.

Также большое влияние на развитие трансперсональной психологии имело случайно неслучайное изобретение швейцарским химиком Альбертом Хофманом в 1942 году, синтетического психоделического наркотика, известного как ЛСД.

Это изобретатель ЛСД Альберт Хофман в своей лаборатории.

А так его изобразили потом.

Влияние ЛСД на человека совсем не такое, как скажем других наркотических веществ или алкоголя, сознание под действием ЛСД расширяется и человек переживает нечто похожее на мистический, экстатический опыт шаманов при вхождении в транс. Стоит отметить, что в 50-х и 60-х годах ЛСД официально даже не считали за наркотик, а психологи и психотерапевты активно занимались изучением его воздействия на психику человека. Наибольших успехов в таких исследованиях добился чешский психолог Станислав Гроф. В дальнейшем С. Гроф стал одним из основателей и ярким представителем трансперсональной психологии.

Это Станислав Гроф. Яко храбрый исследователь человеческой психеи, он сам неоднократно принимал ЛСД, и проводил так называемые групповые сессии ЛСД терапии, во время которых участникам давали попробовать ЛСД, затем завязывали глаза, и включали определенную специфическую музыку (шаманские бубны, барабаны, африканские тамтамы и т. д., музыка играла очень важное значение, звуки шаманских инструментов должны были направить глюки вызванные ЛСД в нужном направлении). И конечно при ЛСД терапии участников колбасило не по детски, тем не менее многим удавалось таки выйти за пределы своего сознания, пережить удивительные состояния экстаза, единения и гармонии с мирозданием, повторного рождения и т.д. Некоторые из участников ЛСД терапии даже вспоминали определенные эпизоды из своих прошлых жизней.

Также помимо опытов с ЛСД большое внимание С. Гроф уделял исследованиям воспоминаний о рождении людей, справедливо полагая, что человеческое рождение – одно из самых ярких и сильных событий, который были в жизни каждого из нас. Хотя мы и не помним момент своего появления на свет и времен когда мы были совсем маленькие но, тем не менее, память о рождении находится в нашем подсознании и оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка по месяцам, а затем и на всю нашу последующую жизнь.

 ЛСД-терапия весьма помогала в этих исследованиях, так как часто бывало, что под воздействием ЛСД многие люди заново переживали свое рождение, память о котором выплывала из глубин подсознания на поверхность.

В 70-х годах прошлого века, ЛСД был официально признан как наркотик, поэтому все психологические исследования, которые вел С. Гроф, с использованием ЛСД оказались под запретом. Конечно Гроф не бросил заниматься этими исследованиями, однако вместо ЛСД (использование которого стало криминалом) нужно было найти другой способ попасть в «измененное состояние сознания». И С. Гроф нашел такой способ, который позволял пережить опыт, схожий с использованием ЛСД, зато без всякого физически-химического вмешательства в организм. Этот способ заключался в вхождении в измененное состояние сознания с помощью определенного интенсивного дыхания, которое Гроф назвал холотропным. Так и появилось холотропное дыхание. Холо с греческого языка переводится как “целостный”, а холотропное можно перевести как: «направленное к целостности». В наше время холотропное дыхание, которое придумал Гроф, стало очень популярной психологической и духовной практикой среди людей, интересующихся психологией и эзотерикой.

(А если вы дочитали до сюда, вы к ним видимо принадлежите) Холотропному дыханию вскоре будет посвящена отдельная статья.

Фактически ничего нового Гроф и не открыл, потому что дыхательные практики для вхождения в измененные состояния сознания давно уже использовались теми же шаманами, индийскими йогами, мусульманскими суфиями, и православными монахами-исихастами (исихасты — деятели Иисусовой молитвы).

Как уже писал в начале, все новое это хорошо забытое старое. А трансперсональная психология штука, тем не менее, чрезвычайно интересная и прогрессивная, поскольку пытается соединить в себе знание классической западной психологии с мощными эзотерическими и мистическими религиозными течениями, которые ведут человека к просветлению и счастья.

  1. Персона из древней греческого языка переводится как маска. ↩

Posted under Психология и психотерапия and tagged with медитация, психология
Comments (0)

Сущность трансперсональной психологии :: Современные взгляды title={Сущность трансперсональной психологии:: Современные взгляды}, автор = {Сэмюэл И.

Шапиро и Грейс В. Ли и Филипп Л. Гросс}, journal={Международный журнал трансперсональных исследований}, год = {2002}, объем = {21}, страницы = {19-32} }
  • С. И. Шапиро, Грейс В. Ли, Филипп Л. Гросс
  • Опубликовано 2002
  • Психология
  • Международный журнал трансперсональных исследований

Взгляд через издатель

doi.org

Размышления о долгосрочных консультационных отношениях: вызов вериниям элиты Golfer

  • J. Pates, Kieran Kingston Kingston.
  • Психология

  • 2020

Это тематическое исследование является отражением консультации с (тогда) 37-летним мужчиной, профессиональным игроком в гольф и бывшим игроком Кубка Райдера, который потерял свой статус во время европейского гольф-тура и было…

Трансперсональное, которое можно определить, не является истинным трансперсональным: Даосский взгляд на определение трансперсональной психологии

Эта статья призвана дать понимание значения трансперсональной психологии. Сначала в нем исследуется текущее определение трансперсональной психологии и присущие ей проблемы и вызовы…

В поисках большего: Духовность для пожилых пар, стремящихся к улучшению качества отношений

  • Т. Дамианакис, Джеймс П. Койл, К. Л. Стергиу
  • Образование

    Journal of Religion, Spirituality & Aging

  • 2018

АННОТАЦИЯ Роль духовности среди пожилых пар, стремящихся улучшить качество своих отношений, является относительно неизученной областью. Хотя бэби-бумеры произвели глубокие изменения…

Девять буддийских сознаний и четыре психологические силы: обзор

  • Джон Ма
  • Психология

  • 2016

В статье рассматривается древнее буддийское учение о сознании и его соответствие психологическому наследию современной науки. Во-первых, он знакомит с девятью сознаниями буддистов… из «Метода управляемых образов и музыки Bonny» (BMGIM) для поддержки 8 женщин, которые боролись с проблемами среднего возраста. Бессознательные силы могут достигать критической массы…

Духовные практики для эмоционального исцеления: значение для обучения травматологов

  • Л. Суман
  • Психология

  • 2015

Психическое здоровье, продуктивность и качество жизни играют важную роль в обеспечении качества жизни и благополучия. Духовность является важным аспектом качества жизни и, следовательно, понимания…

Эвристическое исследование духовного опыта клиентов в процессе консультирования / Wong Ching Ching

  • Чинг Чинг Вонг
  • Психология

  • 2015

В этом исследовании рассматривались и описывались духовные переживания в психотерапевтическом процессе. Эвристический подход к исследованию был применен для изучения отношений между клиентами и…

Что мы можем узнать из сновидений шаманов? Межкультурное исследование.

  • К. Лафлин, А. Рок
  • Психология

  • 2014

Шаманизм — всемирное социальное явление, состоящее из набора практик (например, ритуального барабанного боя, сенсорной депривации, приема энтеогенов и инкубации сновидений), предназначенных для получения… Роте, П. Дж. Рой

  • Психология

  • 2013
  • Трансперсональная психология выиграет от простых определений, которые могут послужить усилиям по созданию практической, прочной всемирной осведомленности об этой области. Хотя он, пожалуй, самый развитый…

    Бренд от Burning: определение трансперсональной психологии

    • G. Hartelius, G. Rothe, P. J. Roy
    • Психология

    • 2013

    , показывающие 1-10 из 13 ссылок

    Сорт на величину на величину. Редакция транс

    • 2002

    ПО ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ

    • Р. Уолш, Инине. Калифорния, Ф. Воган
    • Психология

    • 2003

    Недавно было проведено несколько исследований различных определений и того, как они изменились за последнюю четверть века (Lajoie & Shapiro, 1992; Lajoie, Shapiro & Roberts, 1991; Vich, 1992).…

    Разновидности Диссоциативный опыт. Трансперсональная постмодернистская модель

    • С. Криппнер
    • Психология

    • 1999

    Религия, духовность и трансперсональная психология

  • 0 9.0004
  • Философия

  • 1994
  • Трансперсональная психология: Четвертая сила.

    • A. Hastings
    • Психология

    • 1999

    Краткий обзор трансперсональной психологии

    • E. Bynum
    • Психология

    • 1992
  • . -духовные дисциплины и процессы, зафиксированные в науке и религии древнейших известных цивилизаций Нила…

    On the Defining Transpersonal Psychology

    • D. Lajoie, S. I. Shapiro
    • Psychology

    • 1992

    The Emergence of the Ego/Self Complementarity and Its Beyond

    • H. Guenther
    • Psychology

    • 2001

    Предисловие

    Религии, ценности и пиковые переживания

    • А. Маслоу
    • Психология

    • 1964

      00020 ПРИЛОЖЕНИЯ: A. Религиозные аспекты пиковых переживаний B. Третья психология C. Этноцентрические формулировки пиковых переживаний D. Какова достоверность знаний, полученных в пиковых переживаниях? E. Предисловие…

      Трансперсональная психология и психоделики | Психоделики сегодня

      Духовное

      Жасмин Вирди

      Определение трансперсональной психологии, изучение ее истории и изучение ее связи с психоделическими переживаниями.

      Трансперсональная психология, отрасль психологии, занимающаяся изучением духовного опыта и расширенных состояний сознания, часто исключалась из программ традиционной психологии. Однако по мере того, как мы пересекаем пределы психоделического ренессанса и интерес к исцеляющему потенциалу необычных состояний сознания продолжает расти, понимание трансперсональной психологии приобретает все большее значение.

      Что такое трансперсональная психология?

      Иногда трансперсональную психологию называют «духовной психологией» или «психологией духовности», поскольку это ветвь психологии, занимающаяся сферой человеческого опыта, которая не ограничивается обычным бодрствующим сознанием, выходящим за пределы нашего типичного определенные границы эго. Как дисциплина трансперсональная психология чтит существование и скрытую мудрость, содержащуюся в необычных переживаниях, занимаясь раскрытием последствий их значения для человека, а также для большего целого. Он пытается объединить вековые идеи из древних традиций мудрости с современной западной психологией, пытаясь охватить весь спектр человеческой психики.

      До появления трансперсональной психологии мысль о том, что психологи должны изучать духовность, была неслыханной. По сравнению с традиционными психологическими подходами трансперсональная психология использует непатологический подход к духовному опыту и необычным состояниям сознания.

      Размышляя о происхождении этой дисциплины, психоделический исследователь и автор, доктор Джеймс Фадиман, предлагает: «Трансперсональная психология, в ее простейшем определении, связана с пониманием полного объема сознания, в первую очередь в рамках человеческого вида, но не ограничиваясь этим. к тому, что может быть легко описано западной наукой, религиозными или мистическими традициями, а также классификациями коренных народов».

      «В отличие от остальной психологии, она не пытается использовать атрибуты научного метода, чтобы сделать его более приемлемым», — добавляет Фадиман. «В результате ее часто уничижительно называли частью контркультуры «нью-эйдж», поскольку она свободно исследовала состояния сознания и подходы к личностному росту и развитию, которые не рассматривались другими психологиями».

      Хотя Фадиман в целом более известен своей новаторской работой в области микродозирования, он был одной из выдающихся фигур в формировании раннего трансперсонального движения. Вместе с психологом Робертом Фрагером Фадиман стал соучредителем Института трансперсональной психологии в 1919 году.75, ныне известный как Софийский университет.

      Присоединяйтесь к нашему живому 8-недельному курсу «Навигация по психоделикам для клиницистов и терапевтов».

      Рождение духовной психологии

      Трансперсональная психология была официально открыта в 1971 году психологами Абрахамом Маслоу и Энтони Сутичем. Она возникла как «Четвертая сила» в психологии, а тремя другими силами были когнитивный бихевиоризм, психоаналитическая/фрейдистская психология и гуманистическая психология.

      В 1950-х годах в американской психологии доминировали школы когнитивного бихевиоризма и фрейдовской психологии, однако многие считали эти подходы к пониманию человеческой психики ограниченными, и это растущее недовольство привело к рождению гуманистической психологии. Гуманистическая психология была тесно связана с трансперсональным движением, поскольку она также была основана Маслоу и многими из тех же людей.

      Гуманистическая психология перестала быть психологией психопатологии и занималась изучением здоровых людей, уделяя особое внимание человеческому росту и потенциалу. Одно из основных возражений Маслоу в отношении бихевиоризма заключалось в ограничении применения моделей животных к человеческому поведению, поскольку этот подход послужил бы только для освещения функций, которые мы разделяем с данными животными. Таким образом, он чувствовал, что бихевиоризм не способствует нашему пониманию высших функций нашего сознания, таких как любовь, свобода, искусство и т. д. Вдобавок Маслоу считал, что фрейдистскому психоанализу не хватает из-за его тенденции сводить психику к инстинктивным побуждениям и опираться на модели психопатологии.

      Гуманистическая психология попыталась применить целостный подход к человеческому существованию, занимаясь самоактуализацией и ростом любви, самореализации и автономии в людях. Несмотря на популярность дисциплины и возникшее вокруг нее новое «Движение человеческого потенциала», Маслоу и другие считали, что гуманистической психологии не хватает некоторых критических аспектов. А именно признание роли духовности в жизни людей.

      В 1967 году рабочая группа, в которую входили такие люди, как Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Джеймс Фадиман, Майлз Вич и Соня Маргулис, собралась в Менло-Парке, штат Калифорния, с целью разработки новой психологии, охватывающей весь спектр человеческий опыт, включая необычные состояния сознания. В этой дискуссии Станислав Гроф предложил назвать новую дисциплину или Четвертую силу «трансперсональной психологией». После этого Journal of Transpersonal Psychology был основан в 1969 году, а Ассоциация трансперсональной психологии была основана в 1972 году.

      Несмотря на формальное зарождение трансперсональной психологии в середине Уильям Джеймс и Карл Юнг, психологи, которые взаимно интересовались духовными достижениями человеческой психики. Говоря об актуальности вклада Юнга в эту область в его книге За пределами мозга Доктор Станислав Гроф, один из отцов-основателей трансперсональной психологии и пионер в области психоделических исследований, описал Юнга как «первого представителя трансперсональной ориентации в психологии».

      Уильям Джеймс, отец американской психологии, также считается одним из основоположников современной трансперсональной мысли, впервые употребив термин «трансперсональный» в лекции 1905 года. Однако использование Джеймсом этого термина было более узким, чем то, как оно используется сегодня. Философия Джеймса не только способствовала развитию трансперсональной психологии, его ранние эксперименты с психоактивными веществами, в частности с закисью азота, также внесли существенный вклад в психологию мистических переживаний и научное изучение сознания.

      Размышляя о своем опыте в Разнообразие религиозного опыта , Джеймс писал: «Наше обычное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, является лишь одним особым типом сознания, в то время как все вокруг него, отделенное от него самый пленочный из экранов, там лежат потенциальные формы совершенно иного сознания». Именно этими формами «совершенно иного» сознания занимается трансперсональная психология.

      Присоединяйтесь к нам на нашем курсе по глубинной психологии и тому, как она связана с психоделиками, «Воображение как откровение: психоделический опыт в свете юнгианской психологии».

      Понимание природы надличностного опыта

      Термин надличностный буквально означает запредельное ( транс) личное, и как таковые надличностные переживания служат для испарения и выхода за пределы нашего обычного бодрствующего сознания. Хотя трансперсональные переживания иногда возникают спонтанно, они также могут быть вызваны контактом с природой, участием в созерцательных практиках, таких как медитация, секс, музыка, и даже тяжелыми психологическими переживаниями. Они могут проявляться в различных формах, будь то спонтанно вызванное мистическое состояние, внетелесный или околосмертный опыт, состояние единения, вызванное психоделиками, или даже опыт встречи с инопланетянами.

      Трансперсональные переживания по своей сути преображают, поскольку они обычно служат для расширения нашего представления о себе, часто предоставляя нам более широкую космологическую перспективу. Возьмем, к примеру, опыт смерти эго, или растворения эго, как его называют в научной литературе, тип трансперсонального опыта, который может быть вызван приемом психоделиков. В опыте смерти эго обычное ощущение себя растворяется в переживании единства с абсолютной реальностью или «космическим сознанием».

      Такие переживания одновременно и пугают, и просвещают, но считается, что это одна из причин, по которой психоделический опыт так преображает многих людей. С трансперсональной точки зрения смерть эго, как правило, понимается как благотворный процесс исцеления, в ходе которого человек способен отпустить старые структуры эго, которые больше не служат ему, освобождая место для новых, более целостных способов существования.

      Надличностный опыт не ограничивается миром, который, как мы знаем, существует в повседневной реальности. В трансперсональном опыте человек может оказаться проецированным из своего тела, увидеть отдаленные события в ярких деталях или встретиться с сущностями из других измерений. Описывая природу таких состояний в своей книге Spiritual Emergency , Станислав Гроф и покойная Кристина Гроф предполагают, что они включают в себя элементы, которые западная культура не считает объективно реальными, такие как божества, демоны, мифологические фигуры, сущности и духовные проводники. Таким образом, они пишут: «В трансперсональном состоянии мы не различаем мир «консенсусной реальности» или обычный повседневный мир и мифологическую сферу архетипических форм».

      Такой опыт способствует ощущению гармонии и смысла, связи и единства, а также самопревосхождению, которые связаны с положительными эффектами, такими как усиление чувства любви и сострадания. Однако это не означает, что трансперсональные состояния всегда имеют положительные последствия, поскольку они также могут быть невероятно дестабилизирующими и иметь способность вызывать психологический дистресс, который в трансперсональной литературе часто называют «духовным эмерджентным состоянием».

      Присоединяйтесь к нам на нашем бесплатном курсе, изучающем надличностную концепцию Грофа о духовном кризисе, духовном появлении или психозе?

      Зачем нужна трансперсональная психология?

      Наука в ее нынешнем виде ограничена в своих возможностях. В господствующей науке и психологии в значительной степени преобладают материалистические подходы к сознанию и психическому здоровью. В рамках материалистической парадигмы материя считается первичной по отношению к сознанию, которое считается случайным побочным продуктом сложного устройства материи. По словам Фадимана, «проблемой основной психологии было неизмеримое ядро ​​трансперсонального интереса, а именно человеческое сознание».

      Фадиман предполагает, что господствующая психология становится все более и более «научной». То есть он стал догматиком в своей вере в то, что наука и лежащие в ее основе материалистические редукционистские ценности являются единственным способом объективного понимания реальности. «Психология больше озабочена статистической значимостью, чем личной пользой, и ее предмет теперь включает значительное количество исследований с животными, где их сознание легче всего игнорировать», — делится он.

      Фадиман размышляет о том, что интерес трансперсональной психологии к природе сознания и состояниям сознания, выходящим за рамки личной идентичности, делает ее «в лучшем случае уродливой сводной сестрой, которую оставляют дома, отправляясь на вечеринки, посвященные материальным наукам». В качестве примера Фадиман указал на отказ Американской психологической ассоциации предоставить аккредитацию трансперсональной аспирантуре.

      «Это произошло не из-за качества его диссертаций, которые были оценены довольно высоко, или из-за охвата и разнообразия его курсов, ни из-за финансового положения учреждения», — продолжает Фадиман. Скорее, «это было отклонено исключительно на основании его основного предмета». В сущности, это сводится к вопросу о материализме, поскольку многие трансперсональные психологи в той или иной форме верят, что сознание не может быть объяснено только процессами мозга.


      Почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичными описания.

      — Джеймс Фадиман

      Далее Гроф описывает господствующую научную точку зрения как «этноцентрическую» в том смысле, что «она была сформулирована и продвигается западными учеными-материалистами, которые считают свою собственную точку зрения выше точки зрения любой другой человеческой группы». в любой момент истории». Однако он предполагает, что трансперсональная психология, с другой стороны, добилась значительных успехов в устранении этноцентрических предубеждений господствующей науки благодаря своей культурной чувствительности к духовным традициям древних и туземных культур, признанию онтологической реальности трансперсональных переживаний и их ценность.

      Актуальность трансперсональной психологии в эпоху психоделического возрождения

      Возрождение интереса к медицинским, психологическим и трансформационным преимуществам психоделиков естественным образом привело к повышению осведомленности о трансперсональных состояниях и их значении для здоровья человеческой психики. Когда дело доходит до изучения духовности и необычных состояний сознания, трансперсональная психология уже давно проложила путь, подтверждая достоверность и психологические преимущества таких состояний. Таким образом, он предлагает себя в качестве важного резервуара знаний при попытке понять целительный потенциал психоделиков в терапевтическом контексте, а также при попытке понять их более широкое социально-культурное значение.

      Несмотря на то, что трансперсональная психология не получила широкого признания, она долгое время возглавляла научные усилия по пониманию целостности человеческой психики посредством охвата необычных состояний сознания, которые до сих пор считались «психотическими» или просто «галлюцинациями». по господствующей науке. Фадиман объясняет, что трансперсональная психология продолжает серьезно и без осуждения относиться к результатам, о которых сообщают люди, работающие с психоделиками. «Например, почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичным описания», — говорит Фадиман.

      Концептуальные рамки доминирующей модели неадекватны, когда дело доходит до понимания необычных переживаний, в том числе вызываемых психоделиками. Таким образом, Фадиман предполагает, что «по мере того, как мы продолжаем разрабатывать более точные карты внутреннего пространства, вполне вероятно, что трансперсональная психология с ее упором на субъективное, а также на объективное наблюдение будет продолжать играть заметную роль».

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts