Гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Науки о человеке > Психология > История психологии > Эволюция психологических школ и направлений > Гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла
Направлением, решительно отвергнувшим
бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и
своеобразия психической организации человека, стала гуманистическая психология. Гуманизм (от лат. «гуманис» — человеческий),
и виде общей ориентации на отношение к человеку, его правам и свободе
как высшей ценности, присущ многим философско-психологическим течениям
и теориям. Смысл же гуманистической концепции к психологии и ее
название могут быть поняты только в конкретном историко-исихологическом
контексте.
Гуманистическая концепция возникла и
середине столетия, когда общий облик американской психологии (и русле
которой и приобрело авторитет указанное движение) определялся
всевластием двух направлений, или «двух сил»,-различных вариантов бихевиоризма и психоанализа.
В центре исследовательских интересов психологов-гyманистов стояли проблемы переживания человеком (его конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истннной природе. При этом предполагалось (под влиянием философии экзистенциализма), что эта истинная природа открывается в так называемой пограничной ситуации, когда человек оказывается на границе бытия и небытия. Именно в этих условиях он освобождается от сковывающих его условностей и постигает свою экзистенцию.
Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени и будущее. Свобода выбора и открытость будущему-таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности. Только в этом случае человек сможет избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.
Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его собственной «личностности», навязывающей представление о регулируемом -либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины» - поведении. Применительно к практике психотерапии было сформулировано новое кредо — в пациенте следует видеть личность, способную самостоятельно вырабатывать ценностные ориентации и реализовывать самостоятельно сконструированный жизненный план.
Главная установка психотерапии, согласно точке зрения одного из лидеров гуманистической психологии, американского психолога К. Роджерса (1902-1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем самом как уникальной персоне. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) - так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом,
Для этого нужна «теплая эмоциональная атмосфера», в которой индивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т. с. на групповую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое, и тогда избавляется от тревоги, психологических стрессов и пр. Главная задача-эго не решение отдельной проблемы, которой озабочен пациент (клиент), а преобразование его личности, блогодаря чему он перестраивает свои феноменальный мир и систему потребностей, и прежде всего — потребность в самоактуализации.
Интересные концепции, разработанные в русле гуманистической психологии, связаны с именами А. Маслоу и В. Франкла. Первый из них разработал целостно-динамичсскую теорию мотивации. В своей книге «Мотивация и личность» (1954) Маслоу утверждает, что в каждом человеке заложена в виде ocoбого инстинкта потребность и самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.
В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но и особом, отличном от американского, варианте, близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. «логос»-смысл). В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек обладает свободен по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу-таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения. При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать «равновесия» со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода-это способность изменить смысл ситуации «даже тогда, когда дальше идти некуда».
В отличие от других адептов гуманистической психологии, Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими установку на самовыражение личностью аутентичных ее внутренней природе мотиваций (независимо от других людей, либо в интенсивном общении с ними) Франкл считал недостаточной для ответа на вопрос «зачем жить?». Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу). Это означает не самоактуализацию, а
Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее называют третьей-после Фрейда и Адлера — венской школой психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. и.), возникающих при столкновении с психологически трудной (или даже ощущаемой как непреодолимая) преградой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума», проявляющееся в виде чувства тоски, апатии, опустошенности.
Различные ветви гуманистической психологии развивались в попытках преодолеть ограниченное и, теорий, оставивших без внимания своеобразие психического строя человека как целостной личности, способной к самосозиданию, к реализации своего уникального потенциала.
Другие записи
10.06.2016. Когнитивная психология
В середине XX иска появились особые машины — компьютеры. По всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры…
10.06.2016. Необихевиоризм
Анализ путей развития основных психологических школ говорит об общей тенденции — обогащении категориальной основы каждой из них теоретическими ориентациями других школ. Формула бихевиоризма была четкой…
10.06.2016. Неофрейдизм
Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль…
11.2.2. Гуманистическая психология а. Маслоу, к. Роджерса и в. Франкла
Основатели гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) исходят из предпосылки о том, что в человеке заложены потребности в самоактуализации, раскрытии своей творческой природы, духовном росте.
Основателем гуманистической психологии считается американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970). В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что в человеке заложен пози- |
тивный потенциал, направленный в сторону постоянного развития. И поэтому цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нем уже заложено».
Самая знаменитая концепция Маслоу – это «пирамида потребностей». Маслоу делит потребности людей на высшие (в самоуважении, в самореализации) и низшие (физиологические, безопасности, любви и принадлежности). Маслоу утверждает, что потребности более высоких уровней актуализируются только после удов- |
ворения потребностей более низких уровней. Особенно важно удовлетворение последних в раннем детстве при формировании психической структуры личности. Удовлетворение физиологических потребностей ведет к актуализации потребности в безопасности (физической, экономической и др.). Удовлетворение потребностей в безопасности ведет к актуализации потребности в любви и принадлежности. Лишь только после удовлетворения последних могут быть актуализированы высшие потребности (самоуважение и самоактуализация).
Таким образом, согласно Маслоу, для того, чтобы человек вырос свободным самоактуализатором, необходимо в детстве удовлетворять базовые потребности ребенка – физиологические, безопасности, любви и принадлежности.
Два типа личности
Вслед за Э. Фроммом, различавшим две личностные установки «Иметь» и «Быть», и на основе собственной пирамиды потребностей Маслоу выделяет два типа личности: нездоровую (дефицитарную) и здоровую (самоактуализирующуюся).
1) Дефицитарная личность – это личность, которой недостает чего-либо, например безопасности, уважения и признания окружающих. Дефицитарные личности целиком зависят от внешних условий, ситуаций, материальных средств, других людей. Они не хозяева своей судьбы и не могут считаться здоровыми.
2) Самоактуализирующаяся личность – это личность, ориентированная на развитие и рост, не испытывающая тоски по дефициту. Самоактуализаторы не избавляются от напряжения, а напротив, используют его как средство достижения определенной цели. Для них важны реализация своих талантов и способностей, совершение своей миссии, своего призвания, обретение более полного единства своей личности.
Причину уклонения от естественного роста и развития, «уклонения от своего предназначения», «бегства от своих талантов» Маслоу назвал «комплексом Ионы».
«Практически каждый из нас мог бы добиться в своей жизни большего, чем достиг. В каждом из нас есть нереализованные или нераскрытые возможности. Ясно, что многие из нас уклоняются от пути, предначертанного нам природой. Мы пытаемся избежать ответственности, которую возлагает на нас (или, вернее, предлагает нам) наше устройство, наша судьба, а иногда и случай, точно так же, как Иона тщетно пытался избежать своей миссии» [3, 48-49].
Американский психолог Карл Роджерс (1902–1987) исходил из того, что всей природе, всей Вселенной, «от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной лич- |
ности», присуща тенденция к зрелости. Это тенденция «распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть – тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я»». Но «это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя» [6, 78].
Роджерс пишет, что к нему, как к психотерапевту, обращались многие люди с казалось бы разными проблемами, но все они сводились к одной. «Мне кажется, в глубине души каждый человек спрашивает: «Кто я в действительности? Как я могу войти в контакт с моим настоящим Я, лежащим в основе моего поверхностного поведения? Как я могу стать самим собой?»» [5, 154]. Таким образом, по мнению Роджерса, все психологические кризисы являются симптомом фрустрирования тенденции становления самим собой, тенденции к зрелости. Многие люди не становятся самим собой из-за того, что носят маски из необходимости защиты от негативного влияния других или из желания соответствовать нормам. Люди не учитывают, что «каждый индивид имеет тенденцию стать самостоятельным, отличным от других, уникальным человеком» [5, 161]. Роджерс предлагает достаточно простой метод решения проблемы снятия ограничивающего личностный рост защитного механизма – установление безопасных отношений с клиентом.
Качества, раскрывающиеся в процессе становления самим собой
«Индивид становится более открытым своему опыту» [5, 161]. Доверие опыту, согласно Роджерсу, означает доверие своим ощущениям, чувствам. Оно ведет к «открытости сознания тому, что в данный момент существует внутри него и в окружающей его ситуации» [5, 162]. Но часто бывает обратное: «Молодая женщина способна видеть только хорошие качества своего будущего супруга, в то время как открытость опыту показала бы, что у него есть и недостатки» [5, 165]. В результате успешного развития открытости опыту может и должно развиться чувство любви, например, к детям, и тогда не только дети сильно меняются, но и родители. Открытость опыту включает и доверие собственному организму. «Организм является подходящим инструментом для выбора поведения, наиболее соответствующего данной ситуации» [5, 165]. «Если ваше тело говорит вам, что оно устало, вы слышите его и верите ему, вместо того чтобы его критиковать» [5, 163].
2. «Индивид все чаще начинает чувствовать, что локус оценки лежит внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет смысл, – это «Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?»» [5, 166].
3. Становящегося самим собой «более удовлетворяет существование в виде процесса, нежели как застывшая сущность». Роджерс отмечает, что обращающиеся к психологу вначале хотят «приблизиться к тому рубежу, за которым скрываются решения его проблем или где спрятан ключ от семейного благополучия». Но в итоге успешного курса психотерапии они принимают: «Человек – это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» [5, 170].
Психология образования. Роджерс считал, что высвободить естественную тенденцию к зрелости можно с помощью предлагаемого им человекоцентрированного подхода в психотерапии и в педагогике. В работе «Свобода учиться» Роджерс говорит о том, что одной из важнейших задач обучения является высвобождение любознательности, пробуждение исследовательского азарта учащихся. Доверие способности учащегося самостоятельно думать и учиться, эмпатический способ общения плюс «благоприятная для личностного роста обстановка» должны вызвать желание у воспитуемого актуализировать свои потенциалы.
Австрийский психолог, психиатр, философ Виктор Эмиль Франкл (1905–1997), основатель логотерапии – терапии смыслом. Франкл закончил университет в г. Вена. В 1928 г. он основал центр психологического консуль- |
тирования для молодежи, в 1930 г. получил степень доктора медицины. Будучи евреем, Франкл попал в концлагерь во времена немецкого рейха. Находясь в тяжелейших условиях концлагеря, Франкл потерял почти всю семью, но не веру в человека. Он продолжал вселять веру в других людей, он придавал им смысл жизни. Высший смысл жизни, по Франклу, всегда связан с другими. Любимой цитатой Франкла является высказывание Ницше: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое Как?».
Франкл видел корень большинства психологических проблем современного человека в отрицании духовного уровня сознания. Франкл считал, что каждый человек – высокодуховное существо, способное не просто контролировать свои потребности, но и создавать их.
«Сегодня, по-видимому, дело скорее опять в том, чтобы придать человеку мужество духовно жить, чтобы напомнить ему, что у него есть дух, что он – духовное существо» [7, 105].
«Человеческое существо – не вещь среди других вещей, вещи детерминируют друг друга, а человек в конечном счете существо самодетерминирующееся. Кем он становится в границах наследственности и среды, зависит от него самого» [8, 216].
«Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность – это в человеке, что всегда может возразить!».
Утрата мистического восприятия действительности – причина отчужденного отношения к своей духовной сущности. В. Франкл предупреждал: «Когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола».
О самоактуализации. Иногда люди ссылаются на собственные ограниченные возможности для достижения тех или иных личностных высот. В. Франкл учил, что люди и с ограниченными возможностями могут жить полноценной жизнью:
«Нам известен человек, у которого в результате предродового поражения мозга были частично парализованы руки и ноги. Его ноги были настолько атрофированы, что всю жизнь он был прикован к каталке. Вплоть до позднего отрочества его вообще считали умственно отсталым, и он оставался безграмотным. В конце концов, какой-то ученый заинтересовался им и организовал для него минимальное начальное обучение. В поразительно короткий срок наш пациент научился не только читать, писать и тому подобное, но и приобрел знания на уровне университетского образования в тех вопросах, которые вызывали его особый интерес. Теперь уже многие известные ученые и профессора стали соперничать друг с другом за право стать его частным преподавателем. Он создал в своем доме литературный салон, в котором сам стал наиболее интересной и привлекательной фигурой. Лучшие красавицы боролись за его любовь, за место в его постели, настолько теряя головы, что случались целые скандалы и даже попытки самоубийства. А этот мужчина не мог даже говорить нормально! Его артикуляция была резко затруднена тяжелой болезнью; каждое слово он произносил с неимоверными усилиями и перекошенным лицом. Какой великой силой нужно было обладать этому человеку, чтобы «вылепить» свою жизнь! И каким примером мог бы он быть для наших пациентов, которые в большинстве своем начинают с гораздо менее тяжелого состояния, чем начинал он! Ибо если бы его жизнь сложилась в соответствии с его «судьбой», он должен был бы просто прозябать в каком-нибудь заведении для умственно отсталых, чтобы в один прекрасный день умереть там в безвестности» [7, 212-213].
Пример, приведенный Франклом, показывает, что ни в какой ситуации не следует отчаиваться, что все зависит от самого человека. Как говорится, хороший игрок даже с плохими картами может выиграть, или: не тот тонет, кто попал в глубокую воду, а тот, кто продолжает в ней находиться.
Франкла беспокоят и социальные проблемы. Он считает, что духовно ориентированные самоактуализирующиеся люди могут организовать истинное сообщество и противостоять толпе.
О толпе и истинном сообществе
Франкл отмечает, что социоцентристская, коллективистская идеология ведет к формированию безответственной толпы:
«Как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица «высшего» целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось «сбросить» с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма. Истинное сообщество, в сущности, – это сообщество ответственных личностей; толпа – это просто множество обезличенных существ» [8, 200-201].
***
Итак, два направления в психологии – позитивистское и антипозитивистское – опираются на два противоположных представления о природе человека.
Позитивистская психология отрицает реальность души и духа, формирует отношение к себе и другим как к вещам, инструментам. Она ориентирует человека не на развитие внутреннего мира, а на «безусловное приспособление» (Адорно) к внешнему миру.
Антипозитивистская психология верит в то, что каждому человеку присуще духовное, разумное, ясно познающее, доброе, самоактуализирующееся начало; его нужно только пробудить. Трансперсональная психология активно опирается на медитационные техники развития сознания, а гуманистическая психология призывает человека поверить в свой духовный потенциал и развить его.
Человечество на данном этапе его развития и, по-видимому, в принципе не может однозначно утверждать, какое из этих направлений единственно верное. Поэтому мы вновь находимся в состоянии свободы выбора мировоззрения, и сравнение двух типов психологий должно помочь нам сделать правильный выбор.
BusinessBalls: Алан Чепмен: Виктор Франкл, Значение, Человечество
Любой человек в мире
Виктор Франкл, Смысл, Человечество
Речь идет о любви, личном значении, бесстрашии и прощении, которые способствуют сотрудничеству и трансформации.
Язык может показаться сложным, но пусть он придет к вам. Концепции на самом деле очень просты.
Видео внука Франкла Алекса Веселы очень легко понять и понять по-своему: https://www.youtube.com/channel/UCiGvxV9g1t9bm4VMP0AlAFw.
Это пример. Качество звука является частью его красоты. Мудрость глубока.
Виктор Франкл — один из величайших мыслителей и новаторов 20 века. Его работы очень значимы для современности*.
Виктор Франкл (1905–1997) был австрийским неврологом, психиатром и пережившим Холокост в четырех нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим.
Он яркий пример роста через травму и защитник любви и сострадания.
Виктор Франкл написал около 40 книг, самая известная из которых «Человек в поисках смысла»: https://en.wikipedia.org/wiki/Man%27s_Search_for_Meaning
Франкл основал логотерапию подход или концепция личного выздоровления и роста/развития, основанный на личном значении, т. е. на том, что жизнь значит для вас, и который фокусируется на вас как на отдельном человеке с правом на свои собственные независимые мысли и чувства.
Логотерапия и экзистенциальный/гуманистический рост
Логотерапия дополняет работы, в частности, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, хотя влияния Франкла были многочисленны и глубоки помимо Фрейда и Адлера, равно как и более широкие интерпретации концепций экзистенциального и гуманистического роста.
Логотерапия — это концепция психотерапии, ориентированная на смысл/центр, а также способ подхода к жизни, также известная как «Третья венская школа психотерапии», идеи которой преподаются на международном уровне, охватывая/связываясь с работами Сорена. Кьеркегор, Мелани Кляйн, Альфрид Ленгле, Ролло Мэй, Отто Ранк, Фридрих Ницше и многие другие, включая Фрейда и Адлера.
Логотерапия входит в число многих теорий экзистенциальной и гуманистической психологии. https://en.wikipedia.org/wiki/Existential_therapy
Например, подходы, преподаваемые Венской школой экзистенциального анализа, и работа доктора Альфрида Ленгле/Лангле, важного «ученика» и продолжателя работы Франкла.
Великие мыслители, как правило, наставляют выдающихся учеников или «учеников», которые часто продолжают и развивают работу своих учителей; «стоя на плечах великанов».
Новый сборник произведений Франкла и последние фильмы
В 2020 году опубликован новый сборник произведений Виктора Франкла под названием «Жизни да, несмотря ни на что»: https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/may/ 24/чему-уроки-из-освенцима-учат-нас-выбору-мы-делаем
В последние годы внук Франкла Алекс Весели, кинорежиссер, опубликовал больше работ Виктора Франкла, особенно замечательных интервью, которые я призываю вас изучить: https://www. youtube.com/channel/UCiGvxV9g1t9bm4VMP0AlAFw
разъяснения о языке и о том, что это значит для вас
Обратите внимание, что язык может сбивать с толку, особенно в названиях и терминологии.
Франкл был из другого времени, поэтому, например, название его самой известной книги «Человек в поисках смысла» использует «Человек» для обозначения «человечества».
Одно из заголовков видео для интервью с Франклом, обсуждающим его работу, относится к самоактуализации (Маслоу) в негативном ключе, но Франкл не был негативным.
Поэтому примите во внимание все, что Франкл говорит и пишет, помимо названий и терминологии; и сделать из всего этого свой собственный смысл, потому что все это глубоко хорошо и актуально на данный момент.
* Примечание. «Текущее время» означает разные вещи для разных людей. Как книги и все, что учит нас, наши ответы зависят от того, как мы видим себя и жизнь. «Текущие времена» для меня в основном означают, может ли человечество изменить свой образ жизни, чтобы выжить и процветать вместе со всей другой сложной жизнью на Земле. Повторяю, речь идет о любви, личном значении, бесстрашии и прощении, которые делают возможным сотрудничество и трансформацию. И, в конечном счете, для тех, кто может/желает заняться этим более глубоко, речь идет о смерти, отрицании смерти и смертности на личном и интимном уровне и принятии смертности, чтобы мы могли полностью и красиво участвовать в жизни. без страха, радостно, с благодарностью и состраданием к другим, особенно к уязвимым.
Постоянная ссылка
[ Обновлено: среда, 23 декабря 2020 г., 12:53 ]
Что такое логотерапия? — Американский институт Виктора Э. Франкла Американский институт Виктора Франкла
Логотерапия, или «исцеление смыслом» на греческом языке, представляет собой психологическую теорию, разработанную Виктором Франклом. Основываясь на своем опыте врача, психиатра, невролога и студента-философа, он сформулировал свой подход, ориентированный на смысл, который способствует свободе выбора и личной ответственности. Он признан во всем мире и основан на опыте.
Франкл разработал логотерапию до того, как попал в концентрационные лагеря в возрасте 37 лет. Его встречи с худшими человеческими условиями привели к тому, что он получил нежелательную лабораторию, которая подтвердила его теорию. Он видел, что те, кто был ориентирован на достижение смысла, имели больше шансов выжить.
Согласно Франклу, наша главная мотивация в жизни — найти смысл.
Те, кто изучает психологию, найдут логотерапию включенной в гуманистическую и экзистенциальную теории. Ее часто называют Третьей школой венской психологии после школы Зигмунда Фрейда.0082 Психоанализ и Индивидуальная психология Альфреда Адлера . Многие резюмируют центральную движущую силу теории Фрейда как «волю к удовольствию», теории Адлера как «волю к власти», а теории Франкла как «волю к смыслу». Для тех, кто не использует ее клиническое применение, логотерапия предлагает здравую жизненную философию.
Основные принципы логотерапии таковы:
- Каждый человек — уникальное и незаменимое человеческое существо, чье существование характеризуется свободой выбора, личной ответственностью и человеческим духом.
- Есть три основных понятия:
- Свобода воли . Мы свободны выбирать, как нам реагировать на жизнь, и несем личную ответственность за свой выбор.
- Воля к смыслу – Мы стремимся найти смысл, и когда этот поиск прерывается, мы испытываем экзистенциальное разочарование и чувство бессмысленности.
- Смысл жизни – Мы призваны ежеминутно отвечать на требования, которые предъявляет к нам жизнь. Акцент делается не на том, что мы заслуживаем от жизни, а на том, что мы обязаны дать жизни. У нас есть способность и крайняя необходимость самопревзойти, чтобы улучшить человечество.
- Человеческий дух обладает огромными ресурсами, что отличает нас от других млекопитающих. Мы больше, чем просто разум и тело, у всех нас есть (нерелигиозное) духовное или «умное» измерение. Доступные нам ресурсы включают:
- способность учиться на своих ошибках, что позволяет нам адаптироваться к новым обстоятельствам;
- наше чувство юмора – умение смотреть на свои недостатки в перспективе;
- наша совесть – дает нам возможность отстаивать то, во что мы верим, или против того, что мы считаем неправильным;
- способность любить других – помогает нам выйти за пределы самих себя; и
- наша страсть к делу, позволяющая нам создавать изменения в мире.
- Значение можно найти через:
- Творения (создание работы или совершение поступка) – в основном то, что мы отдаем в мир.
- Опыт (добро, истина, красота, природа, культура, быть любимым) – в основном то, что мы берем от мира.
- отношений 90 098 — по сути, как мы видим мир.
- Быть человеком означает подвергаться тому, что Франкл называл трагической триадой жизни, состоящей из неизбежной вины, страдания и смерти. В этих обстоятельствах значение все еще может быть получено из отношения, которое мы занимаем по отношению к ситуации.
Термин «логотерапия» был впервые введен в публикации 1938 года. Это было не первое имя, которое Франкл выбрал. Он твердо верил в силу человеческого духа и хотел, чтобы имя выражало это «мысленное» измерение (от греческого слова «нус»). Он предпочитал «ноотерапию», но остановился на «логотерапии» после того, как ему сообщили, что «ноотерапия» будет произноситься как «без терапии» на английском языке.
В отличие от фрейдистских традиций глубинной психологии , Франкл называл логотерапию психологией высоты. Глубинная психология ориентирована на прошлое и темные, бессознательные тайны личности. Бывают моменты, когда это может быть уместно, но сводит жизненные проблемы к чему-то похожему на болезнь, которую необходимо вылечить. Этот подход ставит терапевта в положение авторитета и обращается с пациентом как с инвалидом. Франкл однажды написал: «Логотерапия объявляет войну патологизму» из-за своей ориентации на будущее и веры в то, что люди способны преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Значение уникально для каждого человека. Его нельзя создать или дать — его нужно открыть.
Это глубоко личное путешествие, которое должен пройти каждый из нас. Жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах, включая самые нежелательные. Логотерапия уважает индивидуальность и использует ценности, которые человек выбирает для себя. Он воспитывает личную ответственность как фундаментальную и здоровую часть нашего существования.
Логотерапия — это, как правило, кратковременная терапия. Франкл лечил тысячи тревожных, депрессивных и суицидальных пациентов на протяжении всей своей жизни и разработал несколько инструментов. Он часто включал юмор, чтобы дистанцироваться от проблемы или ситуации.
Врачи и терапевты могут использовать следующее:
- Дерефлексия: Это включает в себя то, что клиент делает шаг назад и размышляет над своими обстоятельствами. Это помогает им смотреть на вещи в перспективе.
- Парадоксальное намерение: Это побуждает клиента уделить чрезмерное внимание или гипернамеренность попыткам добиться того, чего он больше всего боится. При самодистанцировании и юмористическом преувеличении клиент не может одновременно быть тревожным и преднамеренным.
- Диалог Сократа: Это метод разговорного опроса, который используется для повышения осведомленности клиента о нереалистичных и контрпродуктивных установках клиента.