Особенности развития внимания старших дошкольников
Вданной статье рассматривается актуальная проблема развития внимания старших дошкольников. Проанализированы психологические особенности развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: произвольное внимание, старший дошкольный возраст.
Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат — все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.
Внимание включено в работу всех познавательных процессов, и отделить его от них, изучать внимание в «чистом» виде практически невозможно.
В отечественной психологии проблемой внимания занимались такие ученые как Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев.
В концепции Н. Ф. Добрынина внимание формулировалось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. С позиции ученого, направленность — это выбор деятельности и его поддержание, а сосредоточенность представляет собой углубление в эту деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности [3].
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Не случайно данный вид внимания называют иногда непреднамеренным и пассивным.
Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание — это направленность сознания на предмет или явление вследствие некоторых особенностей. Способность к такому вниманию оказывается у человека врожденной, по этой причине Л. С. Выготский именовал его натуральным [2].
Отличие непроизвольного внимания состоит в стихийности возникновения, отсутствии усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.
Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью. Его еще называют волевым, активным, преднамеренным.
Некоторые специалисты выделяют еще один вид внимания — послепроизвольное. Данное понятие введено в научный оборот Н. Ф. Добрыниным. О послепроизвольном внимании говорят тогда, когда для личности не только интересен и значим результат целенаправленной деятельности, но также и ее содержание, и сам процесс деятельности.
Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют ввиду совершенствование его свойств, к которым относятся: объем (количество предметов, которые могут быть восприняты одновременно), концентрация (степень сосредоточенности на предмете), распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно, удерживать во внимании несколько предметов), устойчивость (длительность сосредоточения на предмете), переключаемость (сознательный перенос внимания с одного предмета на другой).
Историю развития внимания Л. С. Выготский анализировал в русле своей культурно-исторической концепции. Так же как произвольное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание принадлежит к высшим психическим функциям человека.
Л. С. Выготский писал, что история внимания ребенка знаменует собой историю развития организованности его доведения, что основа генетического понимания внимания кроется вне личности ребенка, а не внутри.
Освоить эти средства ребенок может только в социуме, в общении со взрослым и совместной с ним деятельности. Культурное развитие внимания содержится в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), путем которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание [9].
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии внимания ребенка. На протяжении всего периода дошкольного детства развивается непроизвольное внимание ребенка — повышается его устойчивость, увеличивается объем.
В этом возрасте основное достижение в развитии внимания заключается в формировании нового его вида, произвольного внимания. Благодаря развитию данного вида внимания дети приобретают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, фиксировать его в течение некоторого времени [10].
Развитию внимания в старшем дошкольном возрасте способствует возникновение новых интересов, расширение кругозора, овладение новыми видами деятельности. Так, переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к выполнению простейших трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива, содействует развитию произвольного внимания [7].
Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к образованию произвольных его видов. Формирование последнего связано с включением ребенка взрослыми в новые виды деятельности, где с помощью определенных средств они направляют и организуют его внимание.
Взрослые, руководя вниманием ребенка, дают ему те средства, при помощи которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием [1, 469].Большую роль в привлечении внимания ребенка дошкольного возраста играют эмоционально значимые стимулы. Но, несмотря на преобладание роли этих стимулов, в старшем дошкольном возрасте существенно возрастает способность детей связывать любую деятельность с речевой инструкцией.
Развитие произвольного внимания предусматривает возможность детей принять постепенно усложняющиеся инструкции, удержать их во внимании, а также развитие навыков самоконтроля.
Формирование произвольного внимания у ребенка обнаруживается сначала в том случае, когда он подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослого. А затем, по мере овладения речью, оно проявляется в подчинении поведения ребенка собственной речевой инструкции. Прежде всего, произвольное внимание опирается на внутреннюю речь. Поэтому, хорошо развитая речь благоприятствует более раннему формированию произвольного внимания.
В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Следовательно, для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, надо просить его больше рассуждать вслух. Выполняя задание согласно инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают ее в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники [4,8].
Понимание значения предстоящей деятельности, осознание ее цели также способствует развитию произвольного внимания. Цель любой деятельности стимулирует внимание, включает необходимые механизмы для ее достижения.
По мере роста ребенка развиваются и свойства внимания.
Интеллектуализация, происходящая в процессе умственного развития ребенка, является существенной в развитии его внимания: оно начинает переключаться с чувственного содержания на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка.
Старшие дошкольники могут с достаточной полнотой и детализацией одновременно воспринимать три-четыре предмета. Но, одновременное восприятие ребенком нескольких незнакомых предметов, приводит к сужению объема внимания. Это может происходить и в том случае, когда воспринимаемые ребенком предметы близко расположены друг к другу либо, наоборот, размещены на большой площади.
Если же взрослый поясняет изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между ними и привлекает к этому процессу ребенка, то результат улучшается.
К шести годам не только возрастает количество объектов, которые ребенок способен воспринять одновременно, но и меняется круг предметов, привлекающих его внимание. Внимание ребенка начинают привлекать ничем не примечательные внешне объекты. Он все больше интересуется самим человеком, в облике и поведении которого замечает детали, а также деятельностью людей [5].
В этом возрасте заметно возрастает устойчивость внимания, что проявляется, к примеру, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Наибольшая длительность игр младших дошкольников равна 30 минутам, у шестилетних же детей она возрастает до двух часов. Объясняется это тем, что в своих играх старшие дошкольники отражают более сложные действия и взаимоотношения людей, вводят новые ситуации, что, способствует, в свою очередь, поддержанию интереса к играм.
Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными к удержанию внимания на действиях, обретающих для них интеллектуально значимый интерес [8].
Старшие дошкольники, в отличие от младших, не только в течение более длительного времени могут заниматься малоинтересной работой, но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты.
В дошкольном возрасте концентрация внимания у детей еще невелика, также как переключение и распределение внимания, которые необходимо развивать. И главная роль в этом, несомненно, принадлежит взрослому, рядом с которым растут и развиваются дети.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие произвольного внимания у детей происходит в процессе освоения ими разных видов деятельности. Основная линия развития внимания в старшем дошкольном возрасте связана с тем, что дети начинают овладевать своим вниманием, у них формируется способность управлять им.
Внимательный ребенок более точно и эффективно воспринимает необходимые знания, которые дают ему возможность успешно развиваться в умственном плане. Развитие произвольного внимания и отдельных его свойств у дошкольников поможет детям в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями.
Литература:
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Психология внимания. — М.: Изд-во ЧеРо, 2001.- С.467–507.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. Т.3: Проблемы развития психики. — 368с.: ил.
- Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. — М.: Изд-во ЧеРо, 2001. — С.518–534.
- Головей Л. А. Развитие личности ребенка от пяти до семи. — Екатеринбург: Изд-во Рама Паблишинг, 2010. — 576с.
- Курдюкова С. В., Сунцова А. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста. — М. : Изд-во Эксмо, 2010. — 80с.: ил.
- Легчакова О. А., Курчина В. В. Пути формирования произвольного поведения // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 47–49. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1331/
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Изд-во Смысл, 2000. — 508с.
- МухинаВ. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — М.: Издательский центр Академия, 2015. — 656 с.
- Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 639 с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. — М.: Изд-во Просвещение, 1964. — 350с.
Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, старший дошкольный возраст, ребенок, внимание, дошкольный возраст, вид внимания, развитие, вид деятельности, внимание ребенка, непроизвольное внимание.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста | Современные образовательные процессы в ДОУ
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Янышевская Ирина Владимировна
Организация: ГБОУ «Школа № 1353»
Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Развитие внимания играет важную роль при подготовке ребёнка к обучению в школе, необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
В науке существует несколько определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. В некоторых исследованиях внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Добрынин Н.Ф. так характеризует внимания: «Внимание… представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального».
Внимание в жизни дошкольника выполняет много различных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Основные виды внимания это природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
В начальной характеристике произвольного внимания всегда подчеркивается необходимость сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечается ее пульсирующий характер и другие доступные самонаблюдению черты (У. Джемс).
Переход к характеристике психологической природы произвольного внимания начинается с попытки понять его мотивацию. Т. Рибо, выдвинувший эту идею, полагал, что источником тех «добавочных сил», которые поддерживают соответствующие усилия, являются «естественные двигатели, которые отклоняются от прямой цели и употребляются для достижения другой цели» «Внимание произвольное, или искусственное, есть продукт искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Оно привито ко вниманию непроизвольному, или естественному, и из него черпает условия для своего существования, подобно тому, как привитая ветвь питается за счет ствола растения.».
«Процесс, с помощью которого составляется произвольное внимание, сводится к следующей единственной формуле: искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно, придать искусственный интерес вещам, которые сами по себе неинтересны».
На I этапе в этой функции выступают первичные чувства типа страха; на II — вторичные: самолюбие, соревнование; на III — внимание переходит в область привычки.
Ланге Н.Н. отмечает такое важное внутреннее отличие произвольного внимания как-то, что цель процесса заранее известна субъекту. Иными словами, у него имеется, хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания.
Добрынин Н.Ф., Рубинштейн С.Л. и другие учёные произвольное внимание характеризуют как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Сознание имеет социальную природу, стало быть, произвольное внимание как его важнейшая функциональная характеристика имеет тоже социальные корни.
Природу произвольного внимания описывает в своих исследованиях Выготский Л.С. В контексте идей французской социологической школы о культурно-опосредствованном характере произвольного поведения было экспериментально показано, что генезис произвольного внимания включает сознательное использование различных стимулов-средств, имеющих знаковый характер.
Еще одна концептуальная позиция: произвольное внимание выполняет функцию контроля в психической деятельности. Иными словами, по своей сути оно представляет умственные действия контроля (Гальперин П.Я.). Внимание это идеальная, автоматизированная и сокращенная форма контроля, Это «организация четкого порядка проверки»; «разделение на единицы проверки» «выделение критерия, образца, эталона, меры». Его можно формировать, как и любое другое умственное действие, сначала в практическом плане, а затем в процессе его интериоризации перевести в умственный план. Внешний контроль, перешедший в контроль внутренний, т.е. самоконтроль, и есть произвольное внимание. В этом случае оно становится общедеятельностным навыком. Гальперин П.Я. отмечает, что внимание представляет собой контроль в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия, конечный продукт поэтапного формирования контроля как «умственного действия»: «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».
Проведя целый ряд экспериментов по формированию произвольного внимания у детей, Гальперин утвердился в своем убеждении, что внимание следует рассматривать как отдельную форму психической деятельности, что ему, как и всякому другому действию, надо специально учить.
Вслед за Гальпериным целый ряд ученых посвятили свои работы воспитанию внимания, и в частности развитию произвольного внимания. Однако в основном эти исследования проводились среди детей школьного возраста. Большинство авторов определяет внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте, как сторону других содержательных психических процессов, а не самостоятельную форму психической деятельности. Поэтому и пути развития внимания ищут в воспитании какой-либо другой деятельности. Косвенно такой подход оказывает некое положительное влияние и на развитие внимания, поскольку все формы деятельности связаны со вниманием. Однако этот результат непостоянен, бывает разного качества и вообще не всегда достигается. Об этом свидетельствуют и многочисленные наблюдения за работой педагога, и результаты специального исследования трудностей в его работе, проведенного Кузьминой Н.В.
Урунтаева Г.А. внимание дошкольника определяет как направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Этот психический процесс, продолжает Урунтаева Г.А., является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым — изменения в организме, например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому.
Развитие внимания дошкольника непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с ребёнком, а также от того, как взрослый организует деятельность малыша.
В.А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника [Текст] /Б.Г. Ананьев. — М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1964. – 86 с.
2. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры[Текст]. Автореферат дис. д. ф. н. /Т.А. Апинян.— СПб., 1994.- 39 с.
3. Артемова А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] /А. Артемова. — М.: Просвещение. – 1992. – 127 с.
4. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.
5. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.
6. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, – С.254-268.
7. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] /З.М. Богуславская// Известия АПН РСФСР. — 1955. – Вып.64. – С.28-35.
8. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы [Текст] /Л. П. Бочкарева// Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, Л.И. Матусик. -М ., 1983. -С. 38-48.
9. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. — С. 24-30.
10. Волкова Н. Внимание детей во время занятий [Текст] /Н. Волкова// Дошкольное воспитание. — 1971.- №12.- С. 6-9.
11. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М., 1976. — С. 184-219.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — № 6. – 1966. — С. 62-76.
14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Текст] /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.- № 3. -С. 33—38.
15. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 1974.-102 с.
16. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е. Гаспарова// Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. — С. 45-50.
17. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] /Ф.Н. Гоноблин. — М.: Педагогика, 1972. -158 с.
18. Джемс У. Психология [Текст] /У. Джеймс. — Л.: Педагогика, 1965. – 237 с.
19. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. — М.,1994. – С.127.
20. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М., 1976. — С. 243-259.
21. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]: Стенограмма публичной лекции /Н.Ф.Добрынин. — М.: Правда, 1951. -256 с.
22. Добрынин Н.Ф. Воспитание у учащихся внимания на уроке[Текст] /Н. Ф. Добрынин //Начальная школа.- 1955.- № 9. – С.34-37.
23. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. — М.:Флинта, 2002. – 316 с.
24. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] /В.А. Дрязгунова. — М.:Просвещение, 1991.-114 с.
25. Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
26. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н.В. Дубровинская// Психологический журнал. — 1982. — Т.З. — №5. — С. 54-65.
27. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] /Р.И. Жуковская. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1963. – 320 с.
28. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. — М.: Просвещение, 1978. – 317 с.
29. Зверева Г. И. О воспитании внимания [Текст] /Г.И. Зверева //Дошкольное воспитание.- 1960.- №12.-С. 46.
30. Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).
31. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] /С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.:МГУ, 1986. – 144 с.
32. Кононова И.М., Сергеева К.Д. Дидактические игры [Текст]/И.М. Кононова, К.Д. Сергеева //Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989. –С.127-132.
33. Костюк Г.С. Психология [Текст] /Г.С. Костюк. – Киев: Радянська школа, 1968. – С.395.
34. Котырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников [Текст] /В.К. Котырло. – Киев: Радянска школа, 1971. – 200 с.
35. Кравцов Г.Г.Психологические проблемы начального образования[Текст] /Г.Г. Кравцов. – Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1994. – 142 с.
36. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] /Н.Н. Ланге. — Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983. – 197 с.
37. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека [Текст] /А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. — 1961. — № 1.- С. 30–42.
38. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А.Н. Леонтьев// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. — М., 1983. — Т.1. — С. 303-323.
39. Люблинская А.А. Детская психология [Текст] /А.А. Люблинская. – М.:Просвещение, 1971. – С.106.
40. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] /М. Маханева //Дошкольное воспитание. –1999. — №11. –С.6-14.
41. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада /Под. ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
42. Михайленко Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. — 1993. — №3. — С. 15; №4.-С. 18-23.
43. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] /Н. Я. Михайленко,Н.А. Короткова. — М., 1994. – 109 с.
44. Михайленко Н.Я., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами /Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 1. – С.37-42.
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина. — 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.
46. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания [Текст] / Л. Набатникова//Дошкольное воспитание. — 1970. -№7.-С. 36-38.
47. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности [Текст] // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. -226 с.
48. Педагогическая энциклопедия. – М.,1965. –С.158-159.
49. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. — М., 1961. -32 с.
50. Практикум по общей психологии [Текст] /Под ред. Щербакова А.И. — М.: Просвещение, 1990. — 316 с.
51. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб:Питер, 2000. -268 с.
52. Проблемы дошкольной игры [Текст]: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко.-М, 1987. — С. 192.
53. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М.:Педагогика, 1966. – 274 с.
54. Путляева Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 8. — С. 58-60.
55. Пылаева Н. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей» [Текст] / Наталья Пылаева, Татьяна Ахутина// Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2005. — № 3. — С. 14-16. — Ил.: фот., рис.
56. Разин В.М. Природа и генезис игры [Текст] /В.М.Разин // Вопросы философии.- 1999. -№ 6. –С. 26-36.
57. Репина Т. Самостоятельные игровые объединения [Текст] /Т.Репина, О.Гостюхина //Дошкольное воспитание. — 1984. — №2. — С. 43-46.
58. Рибо Т. Психология внимания [Текст] /Т.Рибо. — СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. – 369 с.
59. Розов А.И. К вопросу о теории внимания [Текст] /А.И.Розов//Вопросы психологии.- 1956.- № 6. – С.25-29.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М.:Педагогика,1989. –357 с.
61. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под. ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
62. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] /Э.М. Рутман//Вопросы психологии. — 1990. — №4. -С. 161-167.
63. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2002. — №4. –С. 70-73.
64. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. — М.: «Академия», 1996. — 336с.
65. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей [Текст] /А.П.Усова //Дошкольное воспитание. -1965.- № 10. -С. 79-83.
66. Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре [Текст] /В.Ф. Устименко // Философские науки. — 1980. — № 2. — С. 69-77.
67. Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекции/З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 455 с.
68. Хёйзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры [Текст] / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
69. Шашина В.П. Методика игрового общения [Текст] / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
70. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 5. -С. 41-46.
71. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999. – 360 с.
72. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. — 1966. — № 3. — С. 56-60.
73. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников [Текст] /С. Г. Якобсон // Вопросы психологии. — 1999.-№ 5(сент.-окт.).-С.3-10.
74. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. — 2000. — № 6 (нояб.-дек.).-С.19-25.
Опубликовано: 17.04.2018
Развитие внимания у детей грудного и дошкольного возраста, рожденных недоношенными: обзор
Обзор
. 2008 Сентябрь; 31 (3): 333-51.
doi: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003. Epub 2008, 21 февраля.
Ева ван де Вейер-Бергсма 1 , Лекс Вейнрокс, Мариан Дж. Джонгманс
принадлежность
- 1 Лангевельдский институт изучения образования и развития детей и подростков, Утрехтский университет, Гейдельберглаан 1, 3584 CS Утрехт, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 18294695
- DOI: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003
Обзор
Eva van de Weijer-Bergsma et al. Младенец Поведение Дев. 2008 Сентябрь
. 2008 Сентябрь; 31 (3): 333-51.
doi: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003. Epub 2008, 21 февраля.
Авторы
Ева ван де Вейер-Бергсма 1 , Лекс Вейнрокс, Мариан Дж. Джонгманс
принадлежность
- 1 Langeveld Институт изучения образования и развития детей и подростков, Утрехтский университет, Heidelberglaan 1, 3584 CS Утрехт, Нидерланды. [email protected]
- PMID: 18294695
- DOI: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003
Абстрактный
Потенциальным механизмом, который может объяснить повышенный риск развития поздних когнитивных и поведенческих проблем у недоношенных детей, является внимание. Внимание — это способность младенца или ребенка ориентироваться, переключаться между событиями, объектами, задачами и проблемами внешнего мира, а также удерживать их внимание, процессы, которые зависят от функционирования сетей внимания в мозгу. Целью данной статьи является обзор литературы по развитию внимания у детей, рожденных недоношенными в течение первых 4 лет жизни. Во-первых, исследования, изучающие различия между недоношенными и доношенными детьми, показывают, что раннее развитие внимания у недоношенных детей менее оптимально и что эти различия увеличиваются, когда дети становятся малышами. Во-вторых, исследования, изучающие индивидуальные различия в популяциях недоношенных, выявили влияние как биологических факторов, так и факторов окружающей среды. В-третьих, было показано, что индивидуальные различия в ранней ориентации и устойчивом внимании являются предикторами более позднего внимания, когнитивных и поведенческих функций у детей, рожденных недоношенными. Подчеркивается важность долгосрочных последующих исследований с упором на индивидуальные траектории развития ориентирующего, устойчивого и исполнительного внимания.
Похожие статьи
Устойчивое внимание во время исследовательской манипуляции как предиктор когнитивной компетентности у недоношенных детей.
Копп CB, Вон BE. Копп С.Б. и др. Детский Дев. 1982 г., февраль; 53 (1): 174–82. Детский Дев. 1982. PMID: 7060420
Поведенческие проблемы и когнитивные способности в возрасте 5 лет после очень преждевременных родов: исследование EPIPAGE.
Делобель-Аюб М., Арно С., Уайт-Конинг М., Каспер С., Пьерра В., Гарель М., Бурге А., Розе Дж. К., Матис Дж., Пико Дж. К., Камински М., Ларрок Б.; Исследовательская группа EPIPAGE. Делобель-Аюб М. и соавт. Педиатрия. 2009 г., июнь; 123 (6): 1485-92. doi: 10.1542/пед.2008-1216. Педиатрия. 2009. PMID: 19482758
Поведенческие и вызванные потенциальные меры отвлечения внимания у 5-летних детей, рожденных недоношенными.
Миккола К., Ветцель Н., Лейпяля Дж., Серениус-Сирве С., Шрегер Э., Хуотилайнен М., Феллман В. Миккола К. и др. Int J Психофизиол. 2010 июль;77(1):8-12. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2010.03.009. Epub 2010 30 марта. Int J Психофизиол. 2010. PMID: 20362015
Когнитивные и образовательные дефициты у детей, рожденных крайне недоношенными.
Андерсон П.Дж., Дойл Л.В. Андерсон П.Дж. и др. Семин Перинатол. 2008 фев; 32 (1): 51-8. doi: 10.1053/j.semperi.2007.12.009. Семин Перинатол. 2008. PMID: 18249240 Обзор.
Социальное взаимодействие и компетентность в развитии недоношенных и доношенных детей первого года жизни.
Црник К.А., Рагозин А.С., Гринберг М.Т., Робинсон Н.М., Башам Р.Б. Крник К.А. и соавт. Детский Дев. 1983 г., октябрь; 54 (5): 1199–210. Детский Дев. 1983. PMID: 6354627 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Видеть и смотреть: доказательства развития и стимул-зависимых изменений в эффективности сканирования младенцев.
Росс-Шихи С. , Эшман Б., Рейнольдс Э.Е. Росс-Шихи С. и др. ПЛОС Один. 2022 16 сентября; 17 (9): e0274113. doi: 10.1371/journal.pone.0274113. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36112722 Бесплатная статья ЧВК.
Когнитивная гибкость у 12-месячных недоношенных и доношенных детей связана с нейроповеденческим развитием у 18-месячных детей.
Шинья Ю., Каваи М., Нива Ф., Канакоги Ю., Имафуку М., Мёва М. Шинья Ю. и др. Научный представитель 2022 10 января; 12 (1): 3. doi: 10.1038/s41598-021-04194-8. Научный представитель 2022. PMID: 35013426 Бесплатная статья ЧВК.
Формирование многоуровневых архитектур управления с помощью закрытия ограничений: взгляд на эволюцию и развитие мозга.
Уилсон С.П. , Прескотт Т.Дж. Уилсон С.П. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2022 14 февраля; 377 (1844): 20200519. doi: 10.1098/rstb.2020.0519. Epub 2021 27 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2022. PMID: 34957842 Бесплатная статья ЧВК.
Рандомизированное исследование по протоколу EPIREMED долговременных зрительно-пространственных эффектов у глубоко недоношенных детей с дефицитом рабочей памяти.
Гире С., Белтран Анзола А., Камински М., Баумстарк К., Ансель П.Ю., Бербис Дж.; для исследовательской группы ЭПИРЕМЕД. Гире С и др. БМС Педиатр. 2021 13 сентября; 21 (1): 402. doi: 10.1186/s12887-021-02867-x. БМС Педиатр. 2021. PMID: 34517869 Бесплатная статья ЧВК.
Когнитивная дисфункция после анальгезии и седации: вне операционной и в педиатрическом отделении интенсивной терапии.
Тернер А.Д., Салливан Т., Друри К., Холл Т.А., Уильямс К.Н., Гиллиамс К.П., Мерфи С., Икбал О’Мира А.М. Тернер А.Д. и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2021 Авг 16;15:713668. дои: 10.3389/fnbeh.2021.713668. Электронная коллекция 2021. Фронт Behav Neurosci. 2021. PMID: 34483858 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Мозг: Внимание | Энциклопедия раннего развития детей
1Келли С. Рот, кандидат наук, 2Стефания Конте, доктор наук, 9 лет0009 1 Грег Д. Рейнольдс, доктор философии, 2Джон Э. Ричардс, доктор философии
1 Факультет психологии, Университет Теннесси, США
2 Факультет психологии, Университет Южной Каролины, США
, испр. изд.
Введение
Внимание выполняет несколько функций, связанных с обработкой информации. Он выбирает определенные события или объекты в окружающей среде, чтобы сосредоточиться на них, и удерживает фокус на интересующем объекте, пока обрабатывается информация, предоставленная этим объектом. Кроме того, пока внимание сосредоточено на одном объекте, переключение внимания на отвлекающие факторы подавляется. Эти аспекты внимания демонстрируют серьезные изменения в развитии на протяжении всего младенчества.
Субъект
Считается, что у младенцев внимание меняется с возрастом одновременно с изменениями в работе мозга. Модели внимания в раннем развитии основаны на поведенческих данных у младенцев человека, объединенных с данными об изменениях в функции мозга взрослых людей, не являющихся людьми и людьми, или клинических популяций. 1-7 На многие из этих моделей повлияло исследование Шиллера 8 , посвященное системам движения глаз у нечеловеческих приматов. Предполагается, что у младенцев от рождения до двухмесячного возраста движения глаз в основном управляются «рефлекторной системой», в значительной степени находящейся под влиянием примитивных областей мозга, расположенных под корой головного мозга (т. е. подкорковых). Таким образом, движения глаз и зрительное внимание обычно рефлекторны в раннем младенчестве. В возрасте от трех до шести месяцев добровольная ориентировочная сеть становится функционально зрелой. Эта сеть включает области теменной и височной коры, а также лобные поля глаза и участвует в способности произвольно переключать зрительное внимание с одного стимула на другой. 9-11 С шестимесячного возраста передняя сеть внимания (или исполнительная система внимания) становится функциональной, поскольку области в префронтальной коре и передней поясной коре начинают играть значительную роль в поддержании зрительного внимания, подавляя переключение внимания на дистракторы.
Проблемы
Традиционно зрительное внимание и развитие мозга младенцев измеряли с помощью показателей времени взгляда и отслеживания взгляда во время «задач с маркерами». Это поведенческие задачи, для которых четко определены задействованные области мозга, поэтому их можно использовать для косвенного изучения развития мозга у младенцев и детей. 12 Вместо этого Ричардс и его коллеги 13,14 предполагают, что интеграция прямых физиологических показателей мозговой активности дает более полную картину развития внимания. Большинство основных подходов к прямому измерению активности коры головного мозга (например, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография) не могут быть использованы с участием младенцев из-за этических и/или практических соображений. Как спектроскопия ближнего инфракрасного диапазона (NIRS), так и электроэнцефалография (ЭЭГ) могут измерять нейронные реакции во время когнитивных задач у детей. Более того, методы локализации источника позволяют реконструировать нейронные генераторы активности, зарегистрированной на коже головы. Мы описываем, как эти методы могут быть применены для отслеживания развития активности мозга младенцев.
Research Context
Внимание младенцев измеряется в лаборатории с использованием времени взгляда, частоты сердечных сокращений и электроэнцефалограммы (ЭЭГ). 15-18 Частота сердечных сокращений у младенцев устойчиво снижается в периоды концентрации внимания, что вызвано активностью в стволе головного мозга. 19 ЭЭГ измеряет электрическую активность, которая генерируется в головном мозге с помощью электродов на коже головы. Потенциалы, связанные с событием (ERP), — это зафиксированные во времени изменения в ЭЭГ, возникающие в ответ на определенное событие или задачу. Алгоритмы локализации источника можно использовать для определения того, какие области мозга являются вероятными источниками электрической активности ЭЭГ/ВП или ответа, зависящего от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ) NIRS, измеренного на коже головы. 16-18,20 Этот подход может обеспечить более прямое измерение активности мозга младенцев, связанной с вниманием.
Ключевые вопросы исследования
Ключевые вопросы исследования, решаемые в рамках этого направления работы, заключаются в том, какие области мозга участвуют во внимании младенцев, изменяются ли области, участвующие в внимании, в ходе развития младенца и, являются ли электрофизиологические измерения внимания согласуются с поведенческими показателями внимания. В конечном счете, все эти вопросы связаны с необходимостью узнать больше об отношениях между мозгом и поведением в младенчестве, сосредоточив внимание на растущем поле прямых нейрофизиологических измерений.
Недавние результаты исследований
В исследованиях ERP младенцев компонент, помеченный как Negative Central (Nc), более активен после характерных стимулов и, вероятно, связан с вниманием. 15,21,22 Reynolds and Richards 16 Обнаруженные области мозга, участвующие в компоненте Nc, расположены в префронтальной коре и передней поясной извилине. Помните, что это области, связанные с исполнительной системой внимания. Амплитуда компонента Nc увеличивается с возрастом, что указывает на повышенную активность префронтальной коры, связанную с вниманием, в младенчестве. 15,23,24 Это соответствует усилению произвольного контроля внимания, демонстрируя, что компонент Nc можно использовать для индексации вовлечения внимания в мозг. 25 Младенцы, как правило, предпочитают новые стимулы, 26 показывают увеличенную продолжительность взгляда и повороты головы на новые лица по сравнению со знакомыми лицами. 27 При повторении стимула компонент Nc показывает уменьшение амплитуды. 28 Например, младенцы, привыкшие к одной категории лиц, проявляют большую амплитуду Nc к новым лицам по сравнению со знакомыми лицами. 29 Эта чувствительность к лицам связана с состояниями внимания, определяемыми частотой сердечных сокращений. Младенцы демонстрируют большую амплитуду Nc во время периодов внимания, определяемых частотой сердечных сокращений, при просмотре лиц по сравнению с объектами, и они демонстрируют большую амплитуду Nc в целом во время состояний внимания по сравнению с состояниями невнимательности. 24,30 В совокупности эти результаты демонстрируют согласованность между поведенческими, сердечными и нейронными коррелятами (т. е. ERP и источниками) внимания младенцев. В последнее время анализ источников ЭЭГ стал применяться для исследования различных механизмов внимания 9.0009 31-33 и обработка лица 24,30 и языка 34,35 , что свидетельствует о важности этого метода как метода визуализации для исследования развития нервной системы.
Пробелы в исследованиях
Хотя применение анализа источников к данным ERP младенцев представляет собой важный шаг в измерении связанной с вниманием активности мозга младенцев, еще многое предстоит сделать. Модели анализа источников для педиатрических популяций становятся более точными благодаря реалистичному описанию анатомии головы, обеспечиваемому структурной МРТ. Шаблоны МРТ, соответствующие возрасту, необходимые для точного исследования источника 36 доступны в базе данных МРТ нейроразвития. 37 Эти шаблоны были успешно использованы для реконструкции нейронных генераторов сигналов ЭЭГ и БИКС во время задач на внимание. 16,18,31–33,38 Дальнейшее применение этого подхода необходимо для лучшего понимания изменений внимания, связанных с развитием. Кроме того, необходимо добиться дальнейшего прогресса в разработке новых процедур для одновременного измерения поведенческих и нейронных коррелятов внимания младенцев. До тех пор, пока эти пробелы в исследованиях не будут устранены, наши знания об активности мозга младенцев и отношениях между мозгом и поведением будут ограничены методологическими ограничениями.
Выводы
Существует богатая история поведенческих исследований развития внимания в младенчестве. Кроме того, несколько ученых, работающих в этой области, предложили модели развития мозга младенцев, объединив поведенческие результаты исследований младенцев с исследованиями развития мозга у животных и взрослых. 1-7 Несмотря на то, что многие модели могут точно описывать ход развития мозга младенцев по отношению к вниманию, в настоящее время модели остаются непроверенными из-за методологических ограничений. Однако был достигнут значительный прогресс, и теперь мы знаем, что существует согласованность между обычно используемыми поведенческими, сердечными и электрофизиологическими коррелятами внимания младенцев. 15,17 Мы сделали первый шаг в выявлении областей мозга, связанных с когнитивным развитием, продемонстрировав, что области префронтальной коры и передней части поясной извилины участвуют во внимании младенцев. 16-18,30,31,33 Шаблоны для младенцев также были разработаны, что позволило нам перейти от использования шаблонов для взрослых к интерпретации данных для младенцев. 37 Теперь, когда у нас есть прочная основа, новые исследования могут быть сосредоточены на таких особенностях, как индивидуальная изменчивость и нейродивергентные популяции. 39 Мы уверены, что исследования развития мозга и внимания младенцев будут продолжаться.
Выводы
Одно из основных следствий исследований детского внимания связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В настоящее время считается, что СДВГ затрагивает примерно 10% детей школьного возраста. 40 Симптомы СДВГ включают плохой контроль внимания, невнимательность, гиперактивность, плохой контроль импульсов и проблемы с управлением поведением. Имеющиеся данные указывают на то, что невнимательный аспект СДВГ может быть связан с дефицитом произвольной сети ориентации, тогда как гиперактивный аспект СДВГ может быть связан с плохо функционирующей исполнительной системой внимания. 41,42 У детей с СДВГ наблюдается задержка развития толщины коры 42 в префронтальной коре, а также измененное функционирование исполнительного внимания и сетей пассивного режима. 43 Эти системы включают префронтальную кору и переднюю часть поясной извилины, области, определенные в нашем исследовании детского внимания как источники корковой активности, связанной с вниманием. 16,17 СДВГ обычно не проявляется у больных детей до школьного возраста. Этих детей могут направить к специалистам в области здравоохранения в связи с проблемами, связанными с контролем своего поведения в классе. Было бы идеально иметь более ранний метод выявления детей с риском развития СДВГ. Перспективой фундаментальных исследований детского внимания и развития мозга является потенциальная идентификация атипичных паттернов развития младенцев, которые могут предсказать более позднее начало СДВГ.
Ссылки
- Бронсон Г.В. Рост зрительных способностей: данные по моделям сканирования младенцев. Достижения в исследованиях младенчества . 1997; 11:109-142.
- Коломбо Дж. О нервных механизмах, лежащих в основе развития и индивидуальных различий в зрительной фиксации в младенчестве: две гипотезы. Обзор развития . 1995;15(2):97-135. doi:10.1006/древ.1995.1005
- Капюшон БМ. Сдвиги зрительного внимания у младенцев: нейробиологический подход. В: Rovee-Collier C, Lipsitt LP. Успехи в исследованиях младенчества . Том 9. Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX Pub. Корп.; 1995:163-216.
- Джонсон М.Х. Созревание коры и развитие зрительного внимания в раннем детстве. Журнал когнитивной неврологии . 1990;2(2):81-95. doi:10.1162/jocn.1990.2.2.81
- Маурер Д., Льюис Т.Л. Открытая ориентация на периферические раздражители: нормальное развитие и основные механизмы. В: Ричардс Дж. Э., изд. Когнитивная неврология внимания: перспектива развития . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Пресс; 1998: 51-102.
- Познер М.И. Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 1980;32(1):3-25. дои: 10.1080/00335558008248231
- Ричардс Дж. Э. Развитие систем внимания. В: Де Хаан М., Джонсон М., ред. Когнитивная неврология развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2002.
- Шиллер PH. Модель для генерации визуально управляемых саккадических движений глаз. В: Роуз Д., Добсон В.Г., ред. Модели зрительной коры. Чичестер, Нью-Йорк: Джон Уайли; 1985: 62-70.
- Познер М.И. Внимание в когнитивной нейробиологии: обзор. В: Газзанига М.С., изд. Когнитивные нейронауки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1995:615-624.
- Познер М.И., Петерсен С.Е. Система внимания человеческого мозга. Ежегодный обзор неврологии . 1990;13(1):25-42. doi:10.1146/annurev.ne.13.030190.000325
- Петерсен С.Е., Познер М.И. Система внимания человеческого мозга: 20 лет спустя. Ежегодный обзор неврологии. 2012;35(1):73-89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525
- Ричардс Дж. Э. Развитие зрительного внимания и головного мозга. В: де Хаан М., Джонсон М.Х., ред. Когнитивная нейронаука развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2003:73-98.
- Ричардс Дж. Э. Внимание в мозгу и раннем младенчестве. В: Джонсон С.П., изд. Неоконструктивист: новая наука о когнитивном развитии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010:3-31.
- Ричардс Дж. Э., Хантер СК. Тестирование нейронных моделей развития зрительного внимания у младенцев. Психобиология развития. 2002;40(3):226-236. дои: 10.1002/dev.10029
- Ричардс Дж. Э. Внимание влияет на распознавание кратко представленных визуальных стимулов у младенцев: исследование ERP. Развитие науки . 2003;6(3):312-328. дои: 10.1111/1467-7687.00287
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Ознакомление, внимание и память узнавания в младенчестве: связанный с событием потенциал и исследование локализации коркового источника. Психология развития. 2005;41(4):598-615. дои: 10.1037/0012-1649.41.4.598
- Рейнольдс Г.Д., Кураж М.Л., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев и зрительные предпочтения: сходящиеся свидетельства поведения, потенциалы, связанные с событиями, и локализация коркового источника. Психология развития . 2010;46(4):886-904. дои: 10.1037/a0019670
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Локализация коркового источника младенческого познания. Нейропсихология развития . 2009;34(3):312-329. дои: 10.1080/875656401890
- Ричардс Дж. Э., Кейси Б. Дж. Развитие устойчивого зрительного внимания у младенцев. В: Кэмпбелл Б.А., Хейн Х., Ричардсон Р., ред. Внимание и обработка информации у младенцев и взрослых: перспективы исследований на людях и животных. Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум; 1992:30-60.
- Ллойд-Фокс С., Ричардс Дж. Э., Блази А., Мерфи Д. Г. М., Элвелл К. Э., Джонсон М. Х. Совместная регистрация функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области с нижележащими областями коры у младенцев. Нейрофотоника . 2014;1(2):025006. doi:10.1117/1.nph.1.2.025006
- Courchesne E, Ganz L, Norcia A. Потенциалы мозга, связанные с событиями, для человеческих лиц у младенцев. Развитие ребенка . 1981;52(3):804-811. дои: 10.2307/1129080
- Де Хаан М., Нельсон, Калифорния. Распознавание лица матери шестимесячными младенцами: нейроповеденческое исследование. Развитие ребенка . 1997;68(2):187-210. doi:10.1111/j.1467-8624.1997.tb01935.x
- Уэбб С. Дж., Лонг Д.Д., Нельсон, Калифорния. Продольное исследование потенциалов, связанных со зрительными событиями, на первом году жизни. Развитие науки . 2005;8(6):605-616. doi:10.1111/j.1467-7687.2005.00452.x
- Конте С., Ричардс Дж. Э., Гай М. В., Се В., Робертс Дж. Э. Реакции головного мозга, чувствительные к лицу, в первый год жизни. Нейроизображение . 2020;211:116602. doi:10.1016/j.neuroimage.2020.116602
- Courage ML, Reynolds GD, Richards JE. Внимание младенцев к шаблонным стимулам: изменение развития от 3 до 12 месяцев. Развитие ребенка . 2006;77(3):680-695. doi:10.1111/j.1467-8624.2006.00897.х
- Фантц РЛ. Визуальный опыт у младенцев: снижение внимания к знакомым образцам по сравнению с новыми. Наука . 1964; 146(3644):668-670. doi:10.1126/наука.146.3644.668
- Рейнольдс Г.Д., Рот К.С. Развитие искажений внимания к лицам в младенчестве: перспектива систем развития. Границы психологии. 2018;9:222. doi:10.3389/fpsyg.2018.00222
- Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Визуальное внимание младенцев и повторение стимулов влияют на распознавание объектов. Развитие ребенка . 2019;90(4):1027-1042. дои: 10.1111/cdev.12982
- Диксон К.С., Рейнольдс Г.Д., Романо А.С., Рот К.С., Штумпе А.Л., Гай М.В., Мостеллер С.М. Нейронные корреляты индивидуации и категоризации лиц других видов в младенчестве. Нейропсихология . 2019;126:27-35. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2017.09.037
- Гай М.В., Зибер Н., Ричардс Дж.Э. Корковое развитие специализированной обработки лица в младенчестве. Развитие ребенка . 2016;87(5):1581-1600. doi:10.1111/cdev.12543
- Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Э. Развитие функциональной связности мозга и ее связь с устойчивым вниманием младенцев в первый год жизни. Развитие науки . 2019;22(1):e12703. дои: 10.1111/описание 12703
- Се В., Ричардс Дж. Э. Взаимосвязь между скрытой ориентацией младенцев, устойчивым вниманием и мозговой активностью. Топография мозга. 2017;30(2):198-219. doi: 10.1007/s10548-016-0505-3
- Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие устойчивого внимания младенцев и его связь с колебаниями ЭЭГ: исследование анализа ЭЭГ и коркового источника. Развитие науки . 2018;21(3):e12562. дои: 10.1111/указ.12562
- Хямяляйнен Й.А., Ортиз-Мантилла С., Бенасич А.А. Локализация источника потенциалов, связанных с событием, для изменения высоты тона, нанесенная на карту МРТ, соответствующей возрасту, в возрасте 6 месяцев. Нейроизображение . 2011;54(3):1910-1918. doi:10.1016/j.neuroimage.2010.10.016
- Ортис-Мантилла С., Хямяляйнен Ю.А., Бенасич А.А. Преобразование генераторов ERP во времени в слоги у младенцев: исследование локализации источника с использованием соответствующих возрасту шаблонов мозга. Нейроизображение . 2012;59(4):3275-3287. doi:10.1016/j.neuroimage.2011.11.048
- Ричардс Дж. Э. Реалистичные модели кортикальных источников ERP . Неопубликованная рукопись. 2006.
- Ричардс Дж. Э., Се В. Мозг для всех возрастов: структурное развитие нервной системы у младенцев и детей с точки зрения продолжительности жизни. Успехи в развитии и поведении детей . 2015;48::1-52. doi:10.1016/bs.acdb.2014.11.001
- Bulgarelli C, de Klerk CCJM, Richards JE, Southgate V, Hamilton A, Blasi A. Траектория развития лобно-височно-теменной связи как показатель сети режима по умолчанию: продольное исследование fNIRS. Картирование человеческого мозга. 2020;41(10):2717-2740. дои: 10.1002/hbm.24974
- Норейка В., Георгиева С., Васс С., Леонг В. 14 проблем и их решения для проведения социальной нейробиологии и продольных исследований ЭЭГ у младенцев. Поведение и развитие младенцев. 2020;58:101393. doi:10.1016/j.infbeh.2019.101393
- Дэниелсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии . 2018;47(2):199-212. дои: 10.1080/15374416.2017.1417860
- Аман С.Дж., Робертс Р.Дж., Пеннингтон Б.Ф. Нейропсихологическое исследование основного дефицита при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: теории лобной доли против правой теменной доли. Психология развития . 1998;34(5):956-969. дои: 10.1037/0012-1649.34.5.956
- Шоу П., Экстранд К., Шарп В., Блюменталь Дж., Лерх Дж. П., Гринштейн Д., Класен Л., Эванс А., Гидд Дж., Рапопорт Дж. Л. Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2007;104(49):19649-19654. doi:10.1073/pnas.0707741104
- Познер Дж., Парк С., Ван З. Соединение точек: обзор МРТ-исследований связи в состоянии покоя при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Нейропсихологический обзор. 2014;24(1):3-15. doi: 10.1007/s11065-014-9251-z
Как цитировать эту статью:
Roth KC, Conte S, Reynolds GD, Richards JE .