Восприятие психология: Восприятие — Психологос

влияние пользовательских установок на восприятие интерфейса / Хабр

Споры рационалистов и эмпириков об источнике человеческого знания являются одной из интереснейших страниц в истории философии и психологии. В наше время открытия в области частных наук (нейрофизиологии, когнитивной психологии, лингвистики, исследований искусственного интеллекта и т. п.) заставляют вновь обратиться к данным дискуссиями и посмотреть на традиционные проблемы с неожиданной стороны.
Под эмпиризмом понимается позиция, согласно которой ключевым источником человеческого знания является чувственный опыт. По выражению английского философа 18 века Джона Локка, одного из самых известных приверженцев эмпиризма в философии и психологии, человеческое сознание представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), на которую наносятся метки чувственных впечатлений. Интеллект не оказывает никакого влияния на чувственное восприятие; его функции сводятся лишь к обобщению полученных в чувственном опыте данных.

В противоположность эмпиризму рационализм основным источником познания полагает разум. Философы и психологи, стоящие на позициях рационализма, считают, что человеческий разум вовсе не является «чистой доской»: на наше восприятие вещей могут оказывать влияние как врожденные компоненты, так и предшествующий опыт. Экспериментальная психология ХХ века показала, что наше чувственное познание всегда определенным образом ориентировано. Воспринимая новые вещи, мы всегда интерпретируем их на основе целой системы предрассудков и предмнений. Для иллюстрации высказанных тезисов можно, например, сравнить, как одно и то же событие освещается в выпусках новостей на разных телеканалах: на один и тот же визуальный ряд накладываются различные тексты, создающие у зрителей установку, на основе которой осуществляется интерпретация видимого.

Предрассудки и предмнения играют огромную роль в процессе человеко-машинного взаимодействия. Для создания максимально дружественного пользователю интерфейса необходимо принимать во внимания все установки и ожидания пользователей — в противном случае приложение или сайт может получиться неэргономичным или, говоря современным языком, неюзабельным.

Нередко разработчики, дизайнеры и юзабилисты сами забывают о том, что и у них формируется система предрассудков и предмнений, оказывающих влияние на их работу. В результате нередко случается так, что готовый продукт получает высокую оценку программистов и дизайнеров, но не конечных пользователей. Конечно, по материалам многочисленных исследований можно получить более или менее ясное представление о пользовательских потребностях. Но так уж устроен человек, что в своей повседневной деятельности он будет учитывать мнение представителей той группы, в которой он находится постоянно, чем мнение каких-то абстрактных пользователей. На основе материалов блога SixRevisions рассмотрим некоторые типичные пользовательские установки.

«Я знаю, где это должно находиться»

У пользователей Интернета сложилась система представлений о том, где должны быть расположены те или иные элементы сайта. Например, очень многие пользователи «на автомате» начинают искать поле для ввода логина и пароля в правом верхнем углу экрана.

Поле для ввода логина и пароля в правом верхнем углу на сайте Mint.Com.

Рекомендация: К размещению элементов, с помощью которых осуществляется управление ключевыми функциями приложения или сайта, следует подходить с большой осторожностью.

«Я знаю, как это должно выглядеть»

У пользователей есть система предрассудков и предубеждений, связанных с внешним видом сайтов. Например, графический элемент со скошенными краями почти всегда воспринимается ими как кнопка.

Рекомендация: Внешний вид ключевых элементов интерфейса имеет огромное значение. Чтобы интерфейс был понятным, необходимо принимать во внимание специфику пользовательского восприятия.

«Я знаю, как это должно работать»

В ходе повседневного взаимодействия с вещами (как в онлайне, так и в оффлайне) у пользователя формируются предрассудки, впоследствии оказывающие влияние на его восприятие интерфейсов. Например, при переходе по той или иной ссылке, большинство людей ожидает, что новое содержимое появится на экране в том же самом месте и будет представлено в том же самом формате. Если пользователь щелкнет по ссылке и увидит не ожидаемый текст в html-формате, а сообщение о начале загрузки pdf-файла, это может ввести его в замешательство. Поэтому крайне желательно, чтобы на сайте присутствовали предупреждения о возможном отклонении от пользовательских ожиданий.

Рекомендация: при разработке приложений и сайтов следует тщательно просчитывать все возможные действия пользователей. К сожалению, нередко бывает так, что вопросам дизайна уделяется значительно больше внимания, чем выстраиванию адекватной логики представления информации. Возможные стратегии поведения пользователей могут быть изучены путем проведения юзабилити-тестирования на основе интерактивных прототипов.

«Я знаю, как это должно называться»

Известно, что пользователи не читают размещенные на веб-страницах тексты внимательно, а лишь сканируют их взглядом в поисках нужной информации. Поэтому тексты, публикуемые на сайтах, должны содержать ключевые слова, по которым посетители могут легко найти то, что им необходимо. Например, переходя по ссылке «контакты» или «связаться с нами», пользователь ожидает увидеть страницу с адресами, телефонами и прочими контактными данными.


На сайте Techi.Com, публикующем новости мира высоких технологий, ссылка Contact us (Свяжитесь с нами) присутствует внизу каждой страницы.

Рекомендация: Обращайтесь к пользователям на понятном им языке. Интерфейс должен быть понятным и прозрачным для аудитории сайта. Избегайте оригинальности ради оригинальности и не давайте вычурных имен типовым элементам интерфейса.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: создавая приложение или сайт, нужно уметь видеть «вещь в работе» глазами пользователя. Создавая благоприятные условия для работы пользователей, нужно принимать их такими, какие они есть на самом деле. И стремиться к тому, чтобы создаваемый продукт был максимально понятен для всех — как для специалистов, так и для тех, кто еще только начинает использовать компьютер в своей повседневной деятельности.

Статьи по тегу Восприятие | Журнал по психологии «ПсихоПоиск»

Многие научные открытия дали толчок к дальнейшему всестороннему развитию. Так, психология перестала относиться к философии и стала научной дисциплиной после того, как на смену интроспекции пришли объективные экспериментальные методы. Как сказал Роберт Хок: «Фундаментом психологической науки являются прежде всего исследования, и прежде всего благодаря оригинальным и изящным исследованиям наши знания и наше понимание человеческого поведения прошли нелёгкий путь накопления и уточнения, что позволил…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Пациенты в вегетативном состоянии (ВС) биологически живы – однако люди считают их «более мертвыми» по сравнению с умершими людьми. Такие пациенты не реагируют на визуальные, аудиальные или тактильные стимулы, у них не отмечается каких-либо проявлений свободы воли, целенаправленности. В то же время умершие люди продолжают жить в воспоминаниях близких или даже, по некоторым представлениям, обретают жизнь после смерти.

Исследования показывают – люди расценивают вегетативное состояние как менее акти…

Раздел: Психофизиология

подробнее

Психологические эффекты – это сложные явления, которые возникают в жизни человека, в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Как правило, в них прослеживаются стабильные закономерности, а также подобные эффекты довольно легко обнаружить, поскольку они повторяются с определенной периодичностью. Название психологического эффекта Описание Пример   Апофения   Эффект состоит в том, что люди часто видят особые взаимосвязи и закономерности между случайными событиями или распознают нес…

Раздел: Психофизиология

подробнее

Современная жизнь характеризуется неограниченными возможностями выбора только лишь на основе собственных предпочтений и вкусов. Однако, принимая решение, вы уверены, что сделали выбор сами?.. Известно, что открытия в области психологии сегодня выходят далеко за пределы терапии и широко используются для массового привлечения внимания и формирования желаемого впечатления в самых разных областях.

В данной статье описан яркий пример подобного использования – закон Хика, также известный как закон Хик…

Раздел: Когнитивная психология

подробнее

Всем известно, что наша психика и мозг неразрывно связаны, но как именно? И где же находится наше осознание? Генерируется ли оно мозгом, или нет? Над этой загадкой долгое время бились лучшие умы человечества. Ученые выяснили, что наше сознание находится в стволе мозга. Известно, что если повредить мозг, человек с большой вероятностью умрет или сойдет с ума, либо утратит часть своих функций — какую именно, зависит от того, какой отдел мозга будет поврежден. Некоторые пациенты с повреждениями мозг…

Раздел: Сознание

подробнее

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не заметить очень многое, что на самом деле находится рядом. Ученые провели несколько опытов, подтверждающих избирательность нашего внимания. «Гориллу-то я и не заметил»: эксперимент с вниманием Если вы тоже хотите поучаствовать в эксперименте, то п…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Желтый фрукт. Белое дерево. Черный прямоугольник. С первого взгляда этот набор слов кажется несуразным и не имеющим никакого смыслового значения. Однако прочитав их, вы машинально представили себе какой-то объект. Лимон или айву? Березу или дерево в снегу? Квадрат Малевича или телефон? Для вашего рационального познания эти словосочетания бессмысленны, но в тоже время в работу включилось ассоциативное мышление. Каковы его принципы? Что входит в его структуру? Какое место оно занимает в жизни кажд…

Раздел: Когнитивная психология

подробнее

Вся наша жизнь — это постоянный выбор. Выбрать легкий путь, чтобы было хорошо прямо сейчас, или подумать о будущем? Одни люди выбирают путь ограничений, дисциплины, стремясь к достижению своей цели, а другие предпочитают жить сегодняшним днем. Стэнфордский зефирный эксперимент, известный также как «тест маршмеллоу», был направлен на исследование механизма отсроченного удовольствия. Он проводился в 1960-70-е годы XX века под руководством психолога Уолтера Мишела. Ход эксперимента и выводы Изначал…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Всегда ли наши субъективные ощущения точны? Можем ли мы полагаться на свое внутреннее чувство? Принято считать, что да, но исследования ученых доказывают обратное. Мы склонны не только субъективно оценивать свое самочувствие выше или ниже реального, но и строить неверные причинно-следственные связи. И наиболее ярко это проявляется у больных в виде реакции на прием лекарства. Исследование на больных бронхиальной астмой В 2011 году ученые Гарвардского университета провели исследование влияния плац…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе. Что такое гештальт? Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности. Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

Можно ли жить настоящим и не тащить за собой проблемы из прошлого? Одно из психологических направлений – гештальтпсихология, считает все проблемы, которые тянет человек за собой, незакрытыми гештальтами. Постоянно вспоминая свои неудачи и поражения, человек страдает. Это отражается на здоровье и на эффективности его жизни. Не страдать, а удачно жить – возможно? Работа с гештальтами дает свои положительные результаты. «К счастью, Гештальт нет необходимости представлять,так сказать, последовательн…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

 Часто людям кажется забавным и даже увлекательным распознавать знакомые очертания на луне, в облаках, в лужах или даже в пятнах грязи. Нам нравится искать привычные образы и уверять себя в том, что случайности неслучайны. Что из себя представляет апофения? Почему мозг функционирует таким образом? Какие существуют виды данного явления? Как апофения проявляется в жизни? И насколько она опасна для человека? Ниже будут рассмотрены эти вопросы и приведены наглядные примеры. На самом деле распоз…

Раздел: Детерминированность

подробнее

В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных воздействий. Психологические защиты – феномен, который продолжает изучаться. Впервые о них заговорили З. и А. Фрейд, впоследствии характер и специфика защитных механизмов постоянно пополнялись и уточнялись. Сегодня можно говорить о большом р…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю. — Нельзя поверить в невозможное! — Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака! Льюис Кэр…

Раздел: Практическая психология

подробнее

В 1885 году во время эпидемии холеры многие жители деревни неподалеку от Неаполя видели Мадонну в черном одеянии, которая молилась за людей у часовни на холме. Видение было настолько явным, что слухи об этом начали распространяться по всей округе. Правительство приняло решение переместить часовню; на холме же расположились итальянские карабинеры – лишь это помогло избавить людей от видения. Деревенские жители, как мы понимаем сейчас, вовсе не были свидетелями чуда и не сошли с ума в один и тот ж. ..

Раздел: Сознание

подробнее

Начнем с понятия «гештальт» Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологи…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье. Классический эксперимент Б. В. Зейгарник Кур…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

О пользе диет, содержащих различные фрукты и овощи, знают все. Многие научные центры постоянно занимаются разработкой различных схем здорового питания и определением тех положительных эффектов для здоровья человека, которых они позволяют достичь. В последнем номере известного научно-популярного журнала «PLoS ONE» появилось сообщение об интересном исследовании специалистов из Университета Отаго. Ученые разделили около двухсот добровольцев возрастом от 18 до 25 лет на три равные группы. Все участн…

Раздел: Вещества

подробнее

Считаете ли вы себя оптимистом? Что для вас означает быть оптимистом: надеяться на благоприятный исход решения проблемы или самому искать в любых обстоятельствах что-нибудь положительное? Почему некоторые люди сохраняют положительный настрой практически в любой ситуации, а другие – всегда пророчат наихудший вариант событий, можно узнать в этой статье. «Нет такой беды, которая хуже всех. Всегда можно найти что-нибудь посквернее». Э. Портер, «Поллианна» Общее значение принципа «Поллианна» – популя…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Порой человек строит свое отношение к событиям и коммуникации с другими людьми через призму Эго. Присутствие данного аспекта в оптимальной концентрации помогает добиваться успехов в любой деятельности, но когда данная особенность характера заполняет всё вокруг, то человек перестает видеть окружающий его мир, и, как следствие, возникают проблемы с построением отношений с членами семьи и друзьями. Эго: что это значит? Даже для философов данная тема стала достаточно непростой. Часто встречается мне…

Раздел: Проблемы

подробнее

доктор философии. в познании и восприятии

Программа познания и восприятия охватывает несколько подобластей психологии, таких как восприятие, внимание, память, категоризация, язык, эмоции, принятие решений, развитие, двигательный контроль и когнитивная неврология. Как узнать букву «а»? Как мы воспринимаем глубину и форму? Какие репрезентативные ресурсы являются врожденными? Как человеческие культуры и отдельные дети выходят за рамки врожденных репрезентативных способностей? Как малыши принимают решения об их мире? Как в мозгу кодируются явные и неявные воспоминания? Как мы подавляем неуместные реакции? Как понимаются предложения? Как усваиваются новые понятия? Как внимание влияет на восприятие?

Программа «Познание и восприятие» охватывает два кампуса: Нью-Йоркский университет в Нью-Йорке и Абу-Даби. На нашей странице факультета познания и восприятия перечислены факультеты, связанные с каждым кампусом. доктор философии студент Нью-Йоркского университета в Нью-Йорке обычно проводит пять лет в Нью-Йорке, посещая курсы и проводя исследования. доктор философии студент Нью-Йоркского университета в Абу-Даби обычно проводит два года в основном в Нью-Йорке, неоднократно посещая Абу-Даби. В течение этих двух лет студенты выполняют все или большую часть своей курсовой работы, а также проводят исследования в сотрудничестве с консультантом Нью-Йоркского университета в Абу-Даби и со-наставником в Нью-Йорке. Следующие три года проводятся в Абу-Даби для завершения исследования диссертации и выполнения всех оставшихся требований курса. Для получения дополнительной информации о Global Ph.D. нажмите здесь.

В рамках программы «Познание и восприятие» студенты и преподаватели исследуют, как люди воспринимают, думают и действуют. Исследования занимают центральное место в нашей подготовке выпускников. Студенты получают широкий спектр знаний в области познания и восприятия, их обучают мыслить творчески и развивать независимую исследовательскую карьеру. Студенты и преподаватели тесно сотрудничают с исследователями из других отделов и исследовательских центров:  (нейронология, информатика, наука о данных, лингвистика и философия). Каждую неделю в клубе журналов проходят обсуждения и выступления ведущих исследователей, которые проходят на факультете психологии, в других факультетах Нью-Йоркского университета и в других близлежащих школах Нью-Йорка (см. ссылку «Мероприятия»). Свободный доступ к исследователям из нескольких крупных университетов и невероятным культурным ресурсам делает Нью-Йорк прекрасным местом для изучения восприятия и познания.

Наши аспиранты немедленно начинают исследования. Исследования включают в себя поведенческие методы, а также измерения двигательных реакций (движения рук и глаз, локомоция), реакций мозга (с помощью фМРТ, МЭГ и ЭЭГ), возмущений реакций мозга (с помощью ТМС) и других физиологических измерений (например, уровня гормонов). Студенты обычно работают с одним наставником факультета, хотя ротация лабораторий и сотрудничество между лабораториями также часты и поощряются. У нас очень совместная программа со многими исследовательскими проектами, в которых сочетается опыт более чем одного преподавателя. Студенты извлекают пользу из взаимодействия со своими консультантами факультета и живого обмена исследовательскими идеями между студентами, постдоками и преподавателями на семинаре по области познания и восприятия, многих других исследовательских семинарах и клубах журналов в нескольких областях исследований (разработка, принятие решений, концепции и категоризация). и т. д.)  и нашу ежегодную мини-конвенцию. В результате такого внимания к исследованиям наши студенты регулярно публикуются в авторитетных журналах и становятся исследователями в лучших исследовательских университетах и ​​промышленных лабораториях.

Студенты, изучающие познание и восприятие, следуют строгому учебному плану курсов, основанному на количественных вычислениях. Наша учебная программа разработана, чтобы помочь студентам овладеть навыками, необходимыми для проведения высококачественных исследований. В течение первых двух лет большинство студентов выполнили основную часть требований нашего основного курса. Мы требуем от студентов трех курсов в основных областях содержания, таких как память, восприятие, внимание, когнитивное развитие, психолингвистика и когнитивная нейронаука. Кроме того, мы требуем, чтобы все студенты прошли как минимум два курса по количественным методам, выбранным из широкого спектра вариантов, таких как теория вероятностей, моделирование, расширенные статистические методы и т. д. области профессорско-преподавательского состава и студентов. Полные требования к программе для доктора философии перечислены здесь.

Ключевым аспектом нашей программы является ее сила в области когнитивной нейробиологии. Ключевым аспектом этого является наш полный набор специализированных объектов для исследований в области когнитивной нейробиологии, включая фМРТ, ЭЭГ, МЭГ, ТМС и т. д. обучение и возможность стать экспертами в области когнитивной нейробиологии. Благодаря сочетанию курсовой работы и практического опыта студенты проходят обучение методам когнитивной нейронауки и применяют эти методы к выбранным ими исследовательским вопросам.

В отделе хорошо развита система наставничества выпускников. Вместе с преподавателями Центра нейронаук и факультета неврологии Медицинской школы преподаватели факультета психологии участвуют в ежемесячной серии мероприятий «Взросление в науке» (представлено в разделе «Наука»), в которых гости рассказывают о своей жизни. истории с упором на борьбу, обходные пути, сомнения и неудачи. Присутствуют многие наши аспиранты. Организатор серии, профессор Вей Цзи Ма, является преподавателем нашего факультета. Студенты учатся вне курсов и лабораторий, в том числе в нескольких клубах журналов (большинство из которых организовано студентами). Мы также разработали политику, поощряющую летние стажировки (например, в промышленности). Многие студенты также участвуют в пропаганде науки через Scientist Action and Advocacy Network. Как программа и как кафедра мы поощряем участие студентов на всех уровнях, в том числе представителей студентов на собраниях факультетов психологии и программ и в комитетах по подбору преподавателей.

Студенты присоединяются к лаборатории и начинают разрабатывать и выполнять исследовательский проект в первом семестре. Студенты должны написать и представить свои исследования на нашей ежегодной миниконвенции в конце первого и второго года обучения, а также представить свои исследования на нашем региональном семинаре в течение четвертого года. Мы призываем студентов сотрудничать с более чем одним преподавателем, в том числе выполнять полную лабораторную ротацию или две. Студенты могут работать с основным факультетом познания и восприятия или с филиалами других программ (например, социальной психологии) или отделов (например, Центра нейронаук).

Мы считаем, что лучший опыт, который студенты могут получить, чтобы стать продуктивными исследователями, — это выполнять, писать и представлять свои исследовательские проекты. Требования к исследованиям на 1-м и 2-м курсах подчеркивают эту цель. Курсы по содержанию и методам предназначены для предоставления студентам контекста и инструментов, необходимых им для самостоятельного проведения исследований мирового уровня. В целом наши студенты добиваются больших успехов после получения степени доктора философии. Некоторые студенты остаются в академических кругах, занимая постдокторские исследовательские должности и преподаватели. Из-за особенно жесткой количественной и вычислительной подготовки, которую они получают, наши выпускники пользуются большим спросом на работу в области науки о данных (в основном в Нью-Йорке и районе залива Сан-Франциско), а также на другие отраслевые должности (например, с виртуальной/дополненной реальностью). компании). После выпуска большинство наших студентов занялись исследовательской деятельностью (см. «Выпускники»)

Все студенты, зачисленные в нашу программу для выпускников, полностью финансируются в рамках программы Генри М. Маккракена или Глобальной стипендии NYUAD для докторантов.

Финансирование MacCracken предоставляется за счет сочетания ассистента преподавателя, ассистента-исследователя и стипендии в пропорциях, которые будут определены. Премиальный пакет обычно включает в себя полную стипендию на обучение, комплексную медицинскую страховку и стипендию. Финансирование обычно гарантируется на пять лет, хотя студентам со значительными дипломами или степенью магистра может быть гарантирована поддержка только на четыре года.

Стипендии NYUAD Global PhD включают полную стипендию на обучение, медицинскую страховку, льготы на поездки и стипендию. Финансирование предоставляется на пять лет, которые обычно включают два года или менее курсовой работы в Нью-Йорке и оставшиеся не менее трех лет или более исследования диссертации в Абу-Даби. Жилье в кампусе в Абу-Даби предоставляется бесплатно и доступно всем международным стипендиатам.

В Нью-Йорке для аспирантов доступно очень ограниченное количество субсидируемого жилья, которое обычно используется для части каждого поступающего класса, чтобы дать им возможность поселиться в Нью-Йорке в течение первого года проживания.

5.6 Гештальт-принципы восприятия – психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объясните соотношение фигуры и фона
  • Определить гештальт-принципы группировки
  • Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние

В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — понимание, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология. Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

Один из гештальт-принципов — отношения фигура-фон. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показано на рис. 5.25, наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура, а что — как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).

Рисунок 5,25 Концепция отношения фигуры к фону объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.

Еще один гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — близость. Этот принцип утверждает, что объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе, как показано на рис. 5.26.

Рисунок 5.26 Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.

То, как мы что-то читаем, является еще одной иллюстрацией концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

Мы также можем использовать принцип сходства для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом сходные вещи обычно объединяются в группы (рис. 5.27). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

Рисунок 5.27 Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.

Два дополнительных принципа гештальта — это закон непрерывности (или хорошего продолжения) и замыкания. Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии (рис. 5.28). Принцип замыкания утверждает, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей (рис. 5.29).).

Рисунок 5,28 Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.

Рисунок 5.29 Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.

Согласно теоретикам гештальта, восприятие паттернов, или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах: обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

Копай глубже

Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы

Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts