Восприятие виды и свойства психология: Восприятие, его виды и свойства

Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты шпоры психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Билет №1

1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты.

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.

В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга.

Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).

В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.

Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.

Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.

Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша.

Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.

Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.

Скачать 476.06 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

«Виды и свойства восприятия», Психология

  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

ВВЕДЕНИЕ

Восприятие и ощущения — это сложные познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина мира, окружающего человека. С помощью этих процессов происходит отражение реальной действительности, которую мы познаем при помощи восприятия и ощущений. Другими словами, все наши знания основаны на ощущениях и восприятии. Из этого можно сделать вывод, что разработка темы об этих познавательных процессах является достаточно актуальной.

Восприятие происходит на основе чувственных данных ощущений. При восприятии все ощущения синтезируются, создавая целостные образы предметов и явлений. Но восприятие время не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда более или менее сложным целым, качественно отличным от элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и осмысления воспринятого, и — в определенном смысле — также чувства и эмоции по этому поводу. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретного человека, воспринимает.

Восприятие — это психический процесс отражения в мозге предметов и явлений в целом, в совокупности всех их свойств и качеств при непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Цель данной работы — дать характеристику видам и свойствам восприятия.

1. Сущность восприятия как психического процесса В восприятии осознается окружающий мир, в том числе мир людей, предметов, явлений, имеющих определенное значение и находящихся в различных отношениях. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных видов чувств в целостные образы вещей и событий. В формировании восприятия участвуют, как правило, несколько анализаторных систем.

Восприятие — это форма познания действительности. Возникая в процессе восприятия, чувственные данные и зримые образы, которые формируются при этом, приобретают предметное значение, т. е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове, в значении слова зафиксированы признаки и свойства, которые скрывались в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, состав, свойства, признаки которого обнаружены общественным опытом, зафиксированным в значении обозначенного слова, составляют существенное звено восприятия как познавательной деятельности Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 136.

В отличие от ощущения, в котором отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью чувственного познания с присущими ему особенностями. Важнейшие особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и стабильность. Восприятие тесно связано с двигательной системой субъекта, а потому необходимо достаточно высокое развитие и активность не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Так, восприятие пространства формируется реальным двигательным овладением пространством: в раннем детском возрасте — это хватательные движения, а затем — передвижение. Такая связь между чувствами и действием определяет весь путь исторического развития восприятия у человека Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — С. 248.

Восприятие, в том числе высшие специфические человеческие формы восприятия, неразрывно связаны со всем историческим развитием культуры, в частности с различными видами искусства. Восприятие объективно отражают окружающую действительность. Однако такое отражение не происходит пассивно. В восприятии отражается вся психическая жизнь конкретного человека.

2. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

2.1 Предметность восприятия Предметность восприятия состоит в том, что сведения, полученные из внешнего мира, относятся только к этому миру. Такое восприятие выполняет свою ориентировочную и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не является врожденным качеством. Существует определенная система действий, обеспечивает лицу открытия предметного мира. Следует отметить, что решающую роль в этом случае играют ощущения и движения Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — С. 250.

И. М. Сеченов в своих трудах подчеркивал, что предметность формируется на основании процессов, в конце концов всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим этим предметом. Благодаря функции движений наши восприятия имеют качество предметности. Определенную роль играют также и наши зрительные, слуховые и другие ощущения Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 139.

Предметность как свойство восприятия играет важнейшую роль в поведении человека. Например, кирпич и блок взрывчатки воспринимаются на ощупь как очень похожие. Между тем, они абсолютно разные. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как используем их на практике и по их основным свойствам. Форма важна только как признак для опознания предмета в его значении, то есть по отношению к другим вещам, и в возможном его использовании.

Предметность играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное восприятие.

Восприятие не является простой механической суммой независимых друг от друга ощущений, котороые только суммируются в процессе восприятия, поскольку при этом различные раздражения находятся в различных взаимозависимостях, постоянно взаимодействуют друг с другом. В восприятии обычно каждая часть зависит от того окружения, в котором оно дано. Значение структуры целого для восприятия частей, не входящих в его состав, оказывается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Так, при оптических иллюзиях воспринятый размер фигур оказывается в зависимости от окружения, в котором они даны.

мышление восприятие осознанность чувственный

2.2 Целостность восприятия При ощущении человек воспринимает только отдельные части и свойства предмета (холодный, горячий, мягкий и т. п.). При восприятии воспринимается целостный образ предмета, который формируется на основании анализа и обобщения знания об отдельных свойствах и качествах предмета, которые мы получаем с помощью органов чувств в виде различных ощущений. Целое влияет на восприятие его отдельных частей и наоборот. Это влияние целого на восприятие частей заключается:

— во внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении частей;

— в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение для восприятия других Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2010. — С. 115.

Любая попытка оторвать целое от единства частей является пустой мистификацией, любая попытка поглотить части в целом неизбежно ведет к самоустранению целого.

2.3 Структурность восприятия Восприятие не соответствует нашим мгновенным ощущениям и не является их суммой. Фактически человек воспринимает абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение определенного времени. Так, если мы слушаем любой музыкальное произведение, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у нас в уме, а в орган слуха в это время уже поступает новая нота. Слушатель понимает музыкальное произведение, то есть воспринимает его структуру как единое целое. Вполне понятно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с ее разнообразными и взаимосвязанными элементами.

Примером может служить восприятие ритма: в отдельный отрезок времени можно услышать лишь один удар. Между тем ритм — это не единичные удары, а длительное звучание всей системы ударов, находящихся в определенной взаимосвязи между собой, и этим взаимосвязью обусловлено восприятия ритма. Следует отметить, что источники целостности и структурности восприятия заложены в особенностях самих отображаемых объектов, а также в предметной деятельности человека. Целостность и структурность восприятия, по И. М. Сеченова, является результатом рефлекторной деятельности анализаторов Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 161.

2.4 Константность восприятия Все наши восприятия является отражением объективно существующего окружающего мира. Восприятие неразрывно связано с определенным предметом или моментом объективно существующей действительности. Константность восприятия выражается в относительной устойчивости размеров, формы и цвета предметов в условиях, изменяющих окружающий мир и его восприятие Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — С. 251.

Если бы не было константности, то не было бы вообще восприятия предметов. Мы бы воспринимали одно непрерывное мерцание чего-то, что все время двигается, увеличивается и уменьшается, сплющивается и растягивается, пятна и блики различной пестроты. Мы бы перестали воспринимать мир устойчивых предметов, и окружающая действительность превратилась бы в хаос. Мир стал бы непознаваемым и человек не смог бы ориентироваться в окружающей среде.

Различные окружающие объекты непрерывно меняют свой облик, поворачиваясь к человеку различными сторонами. При этом изменяется и функция перцепетивних систем, совокупность анализаторов, обеспечивающих восприятие в таких условиях. Благодаря свойству константности, что проявляется в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, человек воспринимает окружающие предметы, относительно постоянные по размеру, форме, цвету и т. д. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — С. 73.

Приведем такой пример. Известно, что изображение предмета, в том числе и на сетчатке глаза, увеличивается, когда расстояние до объекта сокращается, и наоборот. При этом отражение предмета на сетчатке глаза то увеличивается, то уменьшается, хотя сам предмет не меняется. Объяснение сводится к тому, что действительным источником константности восприятия является восприятие и активные действия перцептивной системы. Из множества ощущений человек выделяет относительно постоянную инвариантную структуру объекта воспринимается. Многократное восприятие тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность воспринятого образа. При этом вариации, обусловленные изменением условий восприятия и активных движений органов чувств, наблюдатели сами по себе никак не ощущают, воспринимается лишь нечто относительное, инвариантное, например, форма любого предмета, его размеры и т. д. Например, при надевании очков возникает искажение окружающего мира. Они искажают окружающий мир, однако человек корректирует такие искажения. Вследствие этого искажения перестают замечаться, хотя они и отражены на сетчатке глаза.

Константность восприятия объясняется тем, что оно является своеобразным саморегулируемым действием, имеет механизм обратной связи и подстраивается к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формируется в процессе предметной деятельности человека. Константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — С. 74.

2.5 Осознанность восприятия Каждое наше восприятие является предметным и осмысленным. Человек воспринимает не отдельные ощущения, а предметы и явления окружающего мира, имеющие определенное значение. Значение предмета связано с его использованием. Восприятие включает в себя понимание и осмысление предмета или явления. В целом восприятие — единство чувственного и логического, чувственного и осознанного, чувственного и мышления. Осознанное содержание предметов и явлений опирается прежде всего на чувственный смысл, исходит из него и является ни чем иным, как осмыслением предметного значения этого чувственного содержания. Одновременно осознание значения воспринимаемого предмета уточняет его чувственно-предметное содержание Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2011. — С. 211.

Так, если попытаться воспроизвести фразу, произнесенную людьми, говорящих на незнакомом языке, то это не удается. И вместе с тем мы легко можем воспроизвести сказанное знакомом нам языке. Особенно ярко расстройства восприятия проявляются при патологических очагах в головном мозге в виде нарушения взаимосвязи чувственного и осмысленного, ощущения и мышления. Поражение теменной доли головного мозга приводит к развитию астереогнозии, т. е. к неузнавания большинства предметов, хотя больные и называют некоторые свойства таких предметов (холодный, острый и т. д.) и могут даже указать в отдельных случаях, что можно делать с помощью того или иного предмета — «это то, чем режут», «это то, чем делают огонь» и др.

Восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы. Перцептивные образы всегда имеют определенное осмысленное значение. Восприятие у человека теснейшим связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Так, увидев незнакомый предмет, мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к той или иной категории. Восприятие не определяется обычным набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. В этом плане показательны так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 143.

Осознать восприятие — значит проявить предметное значение тех ощущений, которые предопределяют этот предмет или явление. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отмежеванию разных сторон, обобщению. Происходит постепенный переход от восприятия к представлению, а от него — к мышлению. Единство чувственного, осмысленного и логического составляет суть человеческого восприятия. Происходит переход от единичного через особенности общего, а это уже и есть мышление при осмысливания восприятия Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 143.

Итак, восприятие — активный процесс, в ходе которого человек совершает множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки во время прикосновения, движения глаз в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима активность на макроуровне, то есть возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

2.6 Историчность восприятия Восприятие является результатом исторического развития сознания. Человеческое восприятие, основываясь на ощущениях, является актом познания мира. Восприятие действительности на этой стадии развития человека вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практики, в процессе которой совершенствовалась и его чувствительность. Научно-технический прогресс общества порождает и новые формы предметного сознания. Чувства человека, живущего в обществе, существенно отличаются от чувств необщественного человека (https://bakalavr-info.ru, 16).

Наша чувственность постоянно совершенствуется. Так, особенно совершенствуются чувства, отражающик способность к наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Все это происходит благодаря наличию соответствующего предмета.

Образование и совершенствование пяти внешних чувств (обоняние, зрение, вкус, слух и осязание) — это результат действия всей предшествующей истории человека. Так, человеческий слух развивался благодаря языку и музыке, зрение — геометрии и изобразительному искусству. Все наши восприятия относятся к исторически организованной системы представлений и понятий. Такая система понятий, закрепленная в речи, является продуктом общественно-исторического развития человечества Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — С. 75.

Человеческое восприятие обусловлено всем предшествующим историческим развитием общественной формы познания. Наше восприятие формируется на основе общественной и научно-практической деятельности, опыта и достижений человечества.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЙ

3.1 Восприятие пространства Восприятие пространства — необходимое условие ориентировки в нем человека. Восприятие пространства — это отражение объективно существующего пространства, что предполагает восприятие формы, размера и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Отношения человека со средой охватывают и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам человек — это материальное тело, находящееся в пространстве Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2010. — С. 120.

Следует отметить, что определение формы, размера, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов является высшим проявлением аналитико-синтетической деятельности и осуществляется деятельностью комплекса анализаторов Там же. — С. 121.

В восприятии пространства особую роль играет двигательный анализатор, который устанавливает взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки относятся нервные связи между обоими полушариями мозга: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное ощущение, дириническое обоняние и др. Важную роль в анализе окружающего пространства играет функциональная симметрия, характерная для всех парных анализаторов. При этом одна из сторон анализатора является доминирующей. Например, один глаз является доминирующим по остроте зрения, тогда как второй может быть доминирующим по размеру поля зрения.

Восприятие трехмерной формы реальных предметов объективной действительности осуществляется, как правило, зрительным, тактильным и кинестетическим анализаторами.

Во время восприятия формы наиболее информативным признаком является контур предмета, который является границей раздела между фигурой и фоном. Затем благодаря микродвижениям глаз выделяются границы предмета (контур и мелкие детали). В дальнейшем с помощью микродвижения глаз зрительный анализатор не только выделяет границу между объектом и фоном, но и проходит по ней Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008. — С. 254.

На зрительное восприятие влияет много субъективных и объективных факторов и условий: размер предмета, расстояние между объектом и глазами наблюдателя, освещенность, контрастность между яркостью предмета и фоном и др.

При касательном восприятии рука движется, берет предмет, возвращает его, прикасается к нему с разных сторон и возвращается обратно. Восприятие формы в этом случае составляется на основании объединения в единый комплекс тактильных и кинестетических ощущений.

Восприятие размеров предметов определяется их угловым размером (размер их изображения на сетчатке глаза) и расстоянием, с которой они наблюдаются. Восприятие размера предметов (объектов) осуществляется с помощью аккомодации и конвергенции. Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика изменением его кривизны. Аккомодация неразрывно связана с конвергенцией, т. е. сведением зрительных осей на фиксированном предмете. Угол конвергенции используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Комбинация двух раздражителей — размера изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета. Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях: аккомодация — 5−6 м, а конвергенция — до 450 м. Однако человек воспринимает глубину предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 м. Такое восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. Некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Такие точки называются корреспондирующими точками. Одновременное их возбуждения дает ощущение одного объекта в поле зрения (например, звезда, самолет в небе и т. д.) Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — С. 80.

Важным моментом пространственного распознавания является восприятие направления, в котором находятся объекты относительно других объектов или наблюдателей. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением человека относительно окружающих предметов. Для человека характерно вертикальное положение тела относительно горизонтальной плоскости земли.

Восприятие направления осуществляется не только зрительным, но и слуховым анализатором с помощью бинаурального слуха. Основу дифференцировки направления звука составляет разница во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей Там же. — С. 81.

3.2 Восприятие времени Время и пространство — основные формы существования материи. Время дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и рационально строить свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности процессов и явлений окружающей действительности. Человек точно воспринимает только короткие отрезки времени в пределах 0,5 — 2 с. Если время меньше 0,5 с, то влияние как единичного уже не воспринимается. Так, 18 изображений в секунду сливаются в одно непрерывное движение, 16 колебаний воздуха (вибраций воздуха) воспринимается нашим ухом как один низкий звук, 18 легких нажатий на кожу в течение одной секунды ощущаются как одно нажатие. Такая способность органов чувств дает человеку возможность ориентироваться во времени, и эта способность может варьироваться у разных людей Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2010. — С. 124.

Выше верхней границы (2 с.) человек может оценивать время только примерно с учетом его деятельности. На оценку времени, которое течет, действуют биологические и психические факторы. Так, повышение температуры может вызвать переоценку продолжительности времени, а понижение температуры — наоборот недооценку. Седативные препараты, транквилизаторы и другие лекарства замедляют физиологические процессы в мозге и приводят к недооценке отрезков времени. Во время приема возбуждающих лекарств, ускоряющих психические процессы в мозге, человек ускоренно воспринимает отрезки времени Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — С. 145.

Отсчет времени — чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности человека, которая дает ему возможность ориентироваться в окружающей среде. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, хотя специального центра времени до сих пор не обнаружено. Восприятие времени осуществляется совокупностью анализаторов, объединяемых в единое целое. Восприятие времени связано с ритмическим изменением возбудимости и торможения, с затуханием возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе — с циркадным ритмом. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но точную дифференцированность промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения.

Особую значимость имеет кинестетический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом психологи понимают восприятие серии объектов как серии группы стимулов. Восприятие ритма сопровождается движениями. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Восприятие различных периодов времени связано с эмоциями, т. е. переживаниями. Обычно время, проведенное интересно, деятельно, кажется короче, чем потеряно в бездействии. Положительные эмоции создают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — растягивают временные промежутки Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2011. — С. 214.

3.3 Восприятие движения Целенаправленная деятельность живого организма связана с движением, которое является главным средством взаимодействия его с окружающей средой. Учитывая этот вопрос психофизиологии движений, в частности восприятие движений, является чрезвычайно актуальным.

Восприятие движения — это отражение изменения положения объектов в определенные периоды времени. Восприятие движения имеет особенно важное значение. В одних случаях движение — это сигнал опасности, в других — сигнал положительных эмоций. Ведущую роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Основными параметрами движения является скорость, ускорение и направление Там же. — С. 215.

Движущийся предмет (объект) мы видим потому, что он выходит из участка лучшего видения и мы вынуждены повернуть глаза или голову для того, чтобы вновь фиксировать на нем свое зрение. Движущийся, смещается относительно нашего тела и это указывает на его передвижения. Человек получает информацию о движении с помощью зрительного анализатора двумя способами: при фиксированном взгляде и с помощью движений глаз, следящих за объектом.

Различают движения действительные и мнимые. Мнимые движения окружающих предметов ощущает человек утомленный или в состоянии опьянения. Впечатление движения возникает также при отсутствии движения, но при чередовании на экране через небольшие промежутки времени ряда изображений, воспроизводящих последовательные фазы движения предмета (объекта). Такое явление называют стробоскопическим эффектом. Для его возникновения необходимо, чтобы отдельные раздражения были отделены друг от друга определенными промежутками времени. Такая пауза между раздражениями должен составлять около 0,06 с. Если пауза меньше, то изображения сливаются, а если больше, то изображения воспринимаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте основан кинематограф Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — С. 86.

Известно, что глаз имеет свойство инерции, которое заключается в том, что зрительное ощущение возникает не сразу с началом действия раздражителя и исчезает также не сразу после окончания действия раздражителя. Благодаря этому глаз сохраняет на время проведенное на него световое раздражение, в результате чего возникает впечатление движения в кино при изменении 24 кадров за 1 с. Восприятие движения возможно также и с помощью слухового анализатора. Слышимость звука усиливается при приближении источника звука и ослабевает с его удалением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря ощущениям в сознании отражаются отдельные свойства предметов и явлений. Однако в действительности, окружающей человека, каждый предмет или явление имеет целый комплекс различных качеств. Для правильного их отображения отдельные ощущения объединяются и у человека создается целостный образ предмета или явления.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном их воздействии на органы чувств.

К общим свойствам восприятия в психологии относят: избирательность, целостность, константность, предметность, структурность и осознанность.

Избирательность восприятия заключается в том, что человек замечает в объекте то, что его больше интересует. Целостность проявляется в том, что восприятие части объекта зависит от того, в какое целое данная часть включена. Константность выражается в том, что предмет воспринимается человеком более или менее одинаковым, несмотря на то, что физиологические условия восприятия меняются. Предметность восприятия означает, что сведения, получаемые из внешней среды, относятся к этой среде. Структурность восприятия получает свое выражение в том, что восприятие не является простой совокупностью ощущений. Человек воспринимает абстрагированную от этих ощущений систему предмета, явления, события. Осознанность восприятия означает, что человек понимает суть предмета, явления, события, им воспринимаются.

Основные виды восприятия: восприятие пространства, времени и движения.

1. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2010. — 352 с. 115

2. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. — М.: Академический проект, 2011. — 368 с. 211

3. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2011. — 320 с. 136

4. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2011. — 232 с. 73

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2008 713 с. 248

.ur

Показать весь текст

Заполнить форму текущей работой

Проверка визуальных мысленных образов: могут ли люди так же легко «видеть» неявные свойства в образах и восприятии?

Проверка визуальных мысленных образов: Могут ли люди так же легко «видеть» неявные свойства в образах и восприятии?

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • William L. Thompson 1 ,
  • Stephen M. Kosslyn 1,2 ,
  • Michael S. Hoffman 3 &
  • Katinka van der Kooij 4  

Память и познание том 36 , страницы 1024–1032 (2008 г.)Процитировать эту статью

  • 787 доступов

  • 21 цитирование

  • Сведения о показателях

Abstract

Могут ли люди «видеть» ранее незамеченные свойства в объектах, которые они визуализируют, или они заперты в организации паттерна, который был закодирован во время восприятия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала попросили группу описать буквы алфавита и обнаружили, что некоторые свойства (например, наличие диагональной линии) часто упоминаются, тогда как другие (например, симметрия) упоминаются редко, если вообще упоминаются.

Затем мы показали не только то, что другие участники могли правильно определить оба вида свойств в визуализированных буквах, но также и то, что относительные различия в легкости обнаружения этих двух типов свойств очень схожи в восприятии (когда буквы действительно видны) и образности. (когда буквы просто визуализируются). Эти результаты поддерживают мнение о том, что образы могут быть переинтерпретированы способами, очень похожими на то, что происходит во время восприятия, и касаются более широкой проблемы давних споров о формате мысленных образов.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. (1973). Ассоциативная память человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон.

    Google Scholar

  • Чемберс, Д., и Рейсберг, Д. (1992). То, что изображено на изображении, зависит от того, что означает изображение.

    Когнитивная психология , 24 , 145–174.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Финке, Р. А. (1990). Творческие образы: Открытия и изобретения в визуализации . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Кимчи, Р. (1992). Приоритет целостной обработки и глобальной/локальной парадигмы: критический обзор. Психологический бюллетень , 112 , 24–38.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Косслин, С. М. (1975). Представление информации в зрительных образах. Когнитивная психология , 7 , 341–370.

    Артикул Google Scholar

  • Кослин, С. М. (1980). Образ и разум . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Косслин, С. М. (1994). Образ и мозг: разрешение спора об образах . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Косслин С.М., Ганис Г. и Томпсон В.Л. (2003). Ментальные образы: против нигилистической гипотезы. Тенденции в когнитивных науках , 7 , 109–111.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Косслин, С. М., и Померанц, Дж. Р. (1977). Образы, предложения и форма внутренних представлений. Когнитивная психология , 9 , 52–76.

    Артикул Google Scholar

  • Кослин С.М. и Томпсон В.Л. (2003). Когда ранняя зрительная кора активируется во время визуальных мысленных образов? Психологический бюллетень , 129 , 723–746.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Косслин С.М., Томпсон В.Л. и Ганис Г. (2002). Ментальные образы так не работают. Науки о поведении и мозге , 25 , 198–200.

    Артикул Google Scholar

  • Косслин С.М., Томпсон В.Л. и Ганис Г. (2006). Чемодан для мысленных образов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Книга Google Scholar

  • Марр, Д. (1982). Видение . Сан-Франциско: Фриман.

    Google Scholar

  • Мачта, Ф. В., и Косслин, С. М. (2002). Визуальные мысленные образы могут быть неоднозначными: понимание индивидуальных различий в способностях к пространственному преобразованию. Познание , 86 , 57–70.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Петерсон, М. А., Килстром, Дж. Ф., Роуз, П. М., и Глиски, М. Л. (1992). Ментальные образы могут быть двусмысленными: реконструкция и инверсия системы отсчета. Память и познание , 20 , 107–123.

    Google Scholar

  • Пилишин З.В. (1973). Что мысленный взор сообщает мысленному мозгу: критика мысленных образов. Психологический бюллетень , 80 , 1–24.

    Артикул Google Scholar

  • Пилишин З.В. (1981). Дебаты об образах: аналоговые медиа против неявного знания. Психологический обзор , 88 , 16–45.

    Артикул Google Scholar

  • Пилишин З.В. (2002). Мысленные образы: В поисках теории. Науки о поведении и мозге , 25 , 157–238.

    Google Scholar

  • Пилишин З.В. (2003). Видение и визуализация: это не то, что вы думаете . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Райсберг, Д. (1997). Ограничения для обнаружения на основе изображений: комментарий к Rouw et al. (1997). Познание , 66 , 95–102.

    Google Scholar

  • Рейсберг Д. и Чемберс Д. (1991). Ни картинок, ни пропозиций: чему мы можем научиться из мысленного образа? Canadian Journal of Psychology , 45 , 336–352.

    ПабМед Google Scholar

  • Роу, Р., Кослин, С.М., и Хэмел, Р. (1997). Выявление высокоуровневых и низкоуровневых свойств в зрительных образах и зрительных восприятиях. Познание , 63 , 209–226.

    Артикул пабмед Google Scholar

Скачать ссылки

Author information

Authors and Affiliations

  1. Department of Psychology, Harvard University, 830 William James Hall, 33 Kirkland Street, 02138, Cambridge, MA

    William L. Thompson & Stephen M. Kosslyn

  2. Massachusetts Больница общего профиля, Бостон, Массачусетс

    Стивен М. Косслин

  3. Университет Питтсбурга, Питтсбург, Пенсильвания

    Майкл С. Хоффман

  4. Утрехтский университет, Утрехт, Нидерланды

    Katinka van der Kooij

Авторы

  1. William L. Thompson

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. Stephen M. Kosslyn

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  3. Майкл С. Хоффман

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  4. Katinka van der Kooij

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Стивен М. Кослин.

Дополнительная информация

Это исследование было поддержано грантом 2 R01 MH060734-05A1 Национального института психического здоровья. Любые мнения, выводы, выводы или рекомендации, изложенные в этом материале, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Национального института психического здоровья.

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Удивительная связь между двумя типами восприятия — ScienceDaily

Новости науки

от исследовательских организаций


Дата:
22 июня 2011 г.
Источник:
Ассоциация психологических наук
Резюме:
Мозг постоянно меняется по мере того, как он воспринимает внешний мир, обрабатывая и узнавая обо всем, с чем сталкивается. В новом исследовании ученые обнаруживают удивительную связь между двумя типами восприятия: если вы смотрите на группу объектов и получаете общее представление о них, вашему мозгу трудно изучать отношения между объектами.
Поделиться:

Фейсбук Твиттер Пинтерест LinkedIN Электронная почта

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


Мозг постоянно меняется по мере того, как он воспринимает внешний мир, обрабатывает и изучает все, с чем сталкивается. В новом исследовании, которое будет опубликовано в ближайшем выпуске Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук, ученые обнаружили удивительную связь между двумя типами восприятия: если вы смотрите на группу объектов и получив общее представление о них, вашему мозгу трудно изучить отношения между объектами.

ads


Неизвестно, как связаны эти два способа восприятия, говорит Николас Терк-Браун, доцент Принстонского университета. Он написал новую статью в соавторстве с аспирантом Принстона Цзяинг Чжао, а также научными сотрудниками Нхи Нго и Райаном Маккендриком. Но оба имеют отношение к статистике. В «статистическом сводном восприятии» ваш мозг вычисляет общие свойства на основе беглого взгляда. «Если я смотрю на комнату, полную лиц, насколько счастливы люди в среднем?» Или, выглянув в окно, можно было определить, какое сейчас время года, по общему цвету и наличию листьев на деревьях.

Другой называется «статистическим обучением» — поиск закономерностей в мире с течением времени. «Увидев фасад здания психологии в Принстоне, вы скорее увидите мое лицо, чем лицо вашего любимого актера», — говорит Терк-Браун. Образцы повсюду, и изучение их помогает овладеть языком, предсказать траекторию теннисного мяча или обнаружить планировку здания. «Несмотря на то, что эти два когнитивных процесса различны, они оба по своей сути статистические», — говорит Терк-Браун.

Терк-Браун и его коллеги разработали исследование, чтобы выяснить, как переплелись эти два способа видения. Они показывали людям сетки, содержащие линии, наклоненные в разной степени. Некоторых людей попросили провести суммарное восприятие — определить, наклонены ли линии в целом влево или вправо. Других просили ответить на другой вопрос или просто посмотреть на строки. В конце эксперимента люди с суммарным восприятием не продемонстрировали статистического обучения — они не смогли распознать пары линий, которые неоднократно скрывались в сетке.

Это показывает, что когда вы извлекаете общие свойства набора объектов, вы не можете узнать об их отношениях, говорит Терк-Браун. Другие эксперименты показали, что верно и обратное: когда есть отношения, которые нужно изучить, вы хуже воспринимаете общие свойства.

Общая цель Терка-Брауна и его коллег — выяснить, как меняется ваш мозг, когда вы взаимодействуете с миром. «Каждый момент, когда вы открываете глаза, ваш мозг меняется изощренным образом», — говорит он. «Что замечательно в этом исследовании, так это то, что оно демонстрирует, что ваш разум — великий статистик, а вы даже не осознаете этого». Подобные эксперименты помогают ученым-психологам понять, как мозг воспринимает мир, и дают намеки на бессознательные расчеты, которые мозг постоянно производит.

реклама


История Источник:

Материалы предоставлены Ассоциацией психологических наук .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts