Заражение. Психология рекламы
Заражение
Метод заражения многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния (Андреева Г. М., 1988; Парыгин Б. Д., 1971; Войтасик Л., 1981, Шерковин Ю. А., 1973 и др.). Здесь индивид не испытывает преднамеренного давления, а бессознательно усваивает образцы поведения других людей, подчиняясь им.
Механизм психического заражения (пример Г. Лебона)
Г. Лебон описывает случай, который он интерпретирует как пример механизма психического заражения. Один корабль искал другой, с которым он был разъединен бурей. Матросы внимательно всматривались вдаль. Дело было днем, и ярко светило солнце. Вдруг часовой заметил покинутое судно и громко оповестил команду. Все матросы и офицеры посмотрели в одну и ту же сторону и ясно увидели плот, нагруженный людьми и прикрепленный буксиром к лодкам, на которых были установлены сигналы бедствия.
Он пишет: «На этом примере мы можем ясно проследить механизм образования коллективной галлюцинации. С одной стороны, мы имеем толпу в состоянии выжидательного внимания, с другой — внушение, сделанное часовым, увидевшим покинутое судно в море; это внушение уже путем заразы распространилось на всех присутствовавших как офицеров, так и матросов» (Лебон Г., 1998. С. 23).
Механизм заражения наиболее часто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей. Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения в рекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют с подражанием.
Г. Лебон, анализируя такой психический механизм социального влияния как заражение, писал о том, что психическое заражение или, как он называл его «психическая зараза», наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальных свойств[11]. «Зараза представляет собой такое явление, — пишет Г. Лебон, — которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно — пишет автор, — и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы» (
На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках «для отдыха», где в качестве особого стимулирующего эмоционального фона используется специфическая музыка и световые эффекты (стробоскопы и пр. ). Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемой жидкости, тонизирующих напитков, пива, слабоалкогольных напитков и пр. Молодой человек в этом случае часто делает покупку потому, что чувствует жажду, которую также испытывают окружающие. На дискотеках продаются сувениры, одежда, пластинки и прочие атрибуты «участника тусовки», принадлежащей к определенной категории поклонников того или иного музыкального направления. Да и само «общение» в кругу своих единомышленников представляет собой некое совместно переживаемое эмоциональное состояние, которое рекламируется как «дискотечное шоу» и за которое организаторы получают немалые деньги. Иногда для усиления эффекта «психического заражения» на дискотеках криминальным путем распространяются наркотические вещества, например популярный наркотик «экстази», который не только активизирует физические возможности танцующего человека и повышает потребность в жидкости, но и усиливает эффект психического заражения, вызывает желание молодых людей делать то, что делают все, и тем самым нравиться друг другу.
Эффект психологического заражения | BMTRIZ
Опубликовано автором admin
Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».
Эффект психологического заражения [1]. Люди должны общаться друг с другом, и наш мозг хитро к этому приспособился. Мозг снабжен специальным механизмом – так называемыми зеркальными нейронами. Их единственная задача – «считывать», что думают, чувствуют и делают другие люди. Зеркальные нейроны рассеяны по всему мозгу, чтобы мы как можно лучше понимали других людей – их действия и переживания. Благодаря зеркальным нейронам, мы понимаем другого человека на разных уровнях.
Люди, выступающие публично, заметили: чем плотнее сидит публика, тем более она восприимчива. Это относится к выбору помещения с позиции эффекта психологического заражения: лучше всего, если между сидящими участниками нет свободных мест [2].
Первый уровень – непроизвольная имитация. Зрительные нейроны, которые распознают движения другого человека, обучают им наше тело. Собеседники часто копируют друг друга – жесты, посадку на стуле, манеру держаться. Это бессознательное физическое отражение помогает людям лучше понять друг друга, а также порождает чувство единения и гармонии. Именно поэтому продавцов учат «зеркалить» другого человека. Человек, которому подражают, более внушаем.
Второй уровень – эмоциональное заражение. Плохое настроение коллеги легко передается вам, ну а если ваши близкие находятся в хорошем расположении духа – вам также захочется повеселится.
Примеров эмоционального заражения великое множество, они всюду – на телеэкранах, в рекламных проспектах и буклетах – умиляющие изображения возни щенков, играющих детей; счастливые семьи, радостные клиенты. Все это использование эффекта эмоционального заражения.
Третий уровень психологического заражения – копирование социального поведения, или динамический эффект социального доказательства [5]. Как было показано на примере, эмоциональное заражение мы можем «цеплять» не только от живых людей, но и от их «копий» — при просмотре кинофильмов, рекламных роликов или картин в галерее. Любая реклама эксплуатирует наши зеркальные нейроны или попросту, эффект психологического заражения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.
- Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 272 с.
- Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
- Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз , 2009. – 408 с.
- Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!
Личностный рост и мотивация, Маркетинг и продажи
Contagious Behavior – Association for Psychological Science – APS
Осенним утром 1998 года учительница средней школы штата Теннесси заметила запах газа в своем классе и вскоре почувствовала головокружение и тошноту. Некоторые из ее учеников также сообщили о плохом самочувствии, и их увезли на машине скорой помощи в ближайшую больницу. Пока обеспокоенные сотрудники и студенты смотрели, как они уходят, некоторые из них тоже почувствовали себя плохо.
В тот день 100 человек обратились в отделение неотложной помощи с симптомами, которые, по их мнению, были связаны с воздействием газа в школе. Но болезни не могли быть объяснены медицинскими тестами. Согласно результатам, опубликованным в журнале 9, обширные экологические испытания, проведенные в школе, пришли к выводу, что причиной не может быть токсичный источник.0005 Медицинский журнал Новой Англии .
То, что произошло, было настоящей болезнью, хотя и не вызванной микробами или парами, по словам Тимоти Ф. Джонса, ведущего автора статьи и заместителя государственного эпидемиолога в Министерстве здравоохранения Теннесси.
«Это была не инфекция, но она определенно передавалась», — сказал Джонс.
Это было явление, известное как массовое психогенное заболевание , при котором симптомы передаются от человека к человеку среди людей, которые видны друг другу.
«Вы заболеваете, потому что видите, как кто-то болеет», — сказал Джонс.
Массовое психогенное заболевание является крайним примером более общего явления заразного поведения: бессознательной передачи действий или эмоций от одного человека к другому.
Наша повседневная жизнь полна примеров того, как мы «улавливаем» даже тонкие эмоции и сложные формы поведения, такие как радость и гнев, симптомы булимии и депрессии, от других людей. Психологи, антропологи и неврологи изучили, как и почему происходит такое заражение.
Заражение, по-видимому, связано как с биологическими, так и с социальными процессами. Оно широко распространено, и все же мы часто не осознаем влияния чужих эмоций и поведения на наше собственное, что особенно поразительно, поскольку последствия заразного поведения могут быть значительными.
Ты чувствуешь то же, что и я?
Заразное свойство настроения и эмоций было, пожалуй, наиболее широко изученным из всех различных форм заражения. Люди очень хорошо улавливают эмоции других людей — как негативные, так и позитивные — даже не пытаясь сознательно.
Товарищ и учредитель APS Элейн Хэтфилд, профессор Гавайского университета и пионер в изучении эмоционального заражения, заинтересовалась этой темой, когда задалась вопросом, как на клиницистов влияет настроение их пациентов, особенно когда пациенты не артикулируют их чувства.
В лаборатории она и ее коллеги изучали, улавливают ли люди эмоции других и в какой степени они обращают внимание на явные вербальные описания чувств по сравнению с невербальными сигналами лица и позы в качестве источника эмоциональной информации.
В одном исследовании участники смотрели видеозапись, на которой целевое лицо описывало положительные или отрицательные воспоминания. Лента продолжала показывать цель, пока он просматривал записанное на пленку описание. Цель выразила удивление эмоциями, отражавшимися на его лице, и чувствовала себя совсем иначе, чем на пленке.
Затем участники оценивали эмоции жертвы, а также свои собственные. Хэтфилд и ее команда обнаружили, что участники оценивали эмоции жертвы в основном на основе его слов. То есть, если жертва говорила, что чувствует себя гораздо печальнее, чем выглядит, участники оценивали его как весьма грустного.
Однако, когда участники оценивали свои собственные эмоции, они были гораздо более похожи на эмоции, выраженные невербальными сигналами цели. Оказалось, что цель влияла на настроение участников, но они реагировали на его отображаемую эмоцию, а не на заявленную.
Это говорит о том, что если мы думаем, что начинаем испытывать эмоции при взаимодействии с другим человеком, вполне возможно, что этот человек тоже испытывает те же эмоции.
«Мы отражаем их чувства, — сказал Хэтфилд. «Если мы раздражаемся на клиента, клиент раздражается на нас или что-то еще».
Томас Джойнер, профессор Университета штата Флорида, обнаружил, что не только плохое настроение заразно, но и депрессивные симптомы, такие как проблемы со сном и мысли о смерти, также распространяются со временем.
К сожалению, сказал Джойнер, это не улица с двусторонним движением. Хотя было бы замечательно, если бы недепрессивное настроение человека могло облегчить настроение депрессивного человека, заражение обычно происходит не в этом направлении.
Кольца настроения
Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что эмоциональное заражение можно конструктивно использовать для изменения поведения.
Сигал Барсейд, адъюнкт-профессор Пенсильванского университета, привел группы участников в лабораторию, чтобы они выполнили имитационное управленческое задание. В группу входил сообщник-исследователь, который был либо положительным, либо отрицательным, и который проявлял высокую или низкую энергию.
Изучив самоотчетное настроение участников и оценки независимых видеокодеров, Барсаде обнаружил, что люди, сгруппированные с единомышленниками с положительным настроением, со временем стали более позитивными, в то время как те, кто находился в другом состоянии, как и ожидалось, стали более негативными.
— Мы не эмоциональные острова, — сказал Барсад. «Люди — своего рода ходячие проводники настроения, и мы должны знать об этом».
В группах положительного эмоционального заражения наблюдалось более активное сотрудничество, меньше конфликтов и улучшение воспринимаемой производительности по сравнению с теми, кто находился в отрицательном состоянии.
Фактически, групповой эмоциональный опыт был настолько сильным, что в некоторых группах участники закончили тем, что обменялись телефонными номерами после исследования, по словам Барсаде.
«Очень важно, чтобы люди понимали, что эмоциональное заражение — это не просто замкнутое явление, которое заканчивается «захватом» эмоции», — сказала она. «Это заражение затем влияет на наше познание и поведение — и мы часто даже не осознаем, что процесс происходит».
Механизмы заражения
Существует несколько путей заражения, и несколько процессов взаимодействуют между собой, вызывая это явление.
На биологическом уровне мы созданы, чтобы подражать другим. Недавние исследования показывают, что у людей, как и у обезьян, есть определенные типы нейронов, которые активируются, когда мы просто смотрим, как кто-то другой выполняет действие, даже если мы сами не делаем того же. Такие нейроны помогают нам понимать других людей и идентифицировать себя с ними.
Допустим, вы сидите дома и внимательно смотрите футбольный матч по телевизору, и вам очень нравится защитник команды. По словам Джона Качиоппо, научного сотрудника и члена ассоциации APS, директора Центра когнитивной и социальной неврологии Чикагского университета, когда он делает длинный пас, вы, вероятно, покажете некоторый электрический сигнал и в нашей собственной руке. Вы идентифицировали себя с этим игроком, и, как часть этого, у вас есть реальная физиологическая реакция на его действия.
«Синхронность необходима социальным животным», — сказал Качиоппо, бывший член совета директоров APS. «Эта синхронность имеет основополагающее значение не только для эмоциональной переписки, но и для базовой корреспонденции. Один действительно резонирует физиологически».
Физиологическое подражание происходит с выражением лица, и часто настолько незаметно, что мы сами даже не осознаем, что делаем это, но это важно для наших социальных взаимодействий.
Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой
«По сути, суть в том, что люди почти по принципу «обезьяны-видят-обезьяны» запрограммированы подражать чужим лицам и голосам, — сказал Хэтфилд.
Так обстоит дело со смехом, считающимся особенно заразным поведением. Смех очень стереотипен — он обычно одинаков у разных людей — и его трудно прервать на середине. По словам Роберта Провайна, профессора Университета Мэриленда в округе Балтимор, как только оно начинается, оно имеет тенденцию доводиться до конца.
Кажется, что у нас почти автоматическая реакция смеха в ответ на смех других — вспомните смехотворные треки в телевизионных шоу — и трудно смеяться в одиночестве. Его исследование показывает, что мы в 30 раз чаще смеемся в присутствии других людей, чем в одиночестве.
На самом деле, по словам Провайна, смех в одиночку может служить предупреждением для других о том, что человек может оторваться от реальности. Представьте злодея на телевидении, который маниакально смеется про себя. Как правило, мы гораздо лучше сдерживаем смех, чем вызываем его по команде.
«Смех — это социальные отношения между людьми, — сказал Провайн. «Важный ингредиент — другой человек».
Подражание чужому поведению — это только часть того, что делает эмоции заразными. Согласно одной теории, мы делаем вывод о своих эмоциях из выражений и поведения. Мы улыбаемся, значит, мы должны быть счастливы.
В качестве альтернативы мы можем использовать эмоции и поведение других как средство социального сравнения, чтобы определить, как мы должны себя чувствовать и действовать в конкретной ситуации.
По словам Хэтфилда, соответствие другим может быть одним из способов проявить сочувствие или просто сказать: «Ты мне нравишься».
Исследователи привели пары в лабораторию и наблюдали за их поведением. Те, кто нравится друг другу, ведут себя более похоже. И наоборот, «если пара не синхронизирована, они не так сильно любят друг друга», — сказал Качиоппо.
Заражение или селекция
Один из вопросов, который возникает при проведении работы по заражению среди людей, которые уже знают друг друга, таких как соседи по комнате или пары в романтических отношениях, заключается в том, склонны ли люди, которые уже больше похожи друг на друга по эмоциям, искать друг друга другой выход — эффект отбора — вместо того, чтобы по-настоящему «заразиться» настроением другого человека.
Происходят оба процесса: люди склонны искать тех, кто больше похож на них, но на них также влияют эмоции и действия других.
«Люди, которые похожи, будут думать и интерпретировать информацию одинаково», — сказал Томас Сай, доцент Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич, изучающий, как статус лидера влияет на групповые эмоции и продуктивность. Одно и то же действие, например, скрещивание рук, люди, работающие в корпоративной среде, могут интерпретировать совершенно по-разному, а не в клинической.
В исследованиях группового поведения Сай обнаружил, что не только настроение людей меняется в сторону их лидера, но и то, что различия в эмоциях между членами группы со временем уменьшаются. Люди в конечном итоге чувствуют себя не просто лучше или хуже, но становятся более похожими друг на друга.
«Вполне логично, что если я захочу быть частью этой группы, я буду думать, действовать и вести себя — и в данном случае чувствовать — как остальные члены моей группы», — сказал Си.
Наш многолетний опыт также помогает создавать сценарии или процедуры, которые мы склонны выполнять в той или иной ситуации. По словам Рэймонда Новако, профессора психологии и социального поведения в Калифорнийском университете в Ирвине, профессор психологии и социального поведения Калифорнийского университета в Ирвине Раймонд Новако, чьи исследования сосредоточены на гневе и агрессии, когда запускается сценарий, запускает набор поведенческих реакций с высокой степенью автоматизма.
В случае агрессивного поведения на дорогах повторное воздействие поведения других людей на дорогах может сформировать сценарий, согласно которому агрессия уместна во время вождения.
— Понятие заражения — это распространение, — сказал Новако. «Часть распространения заключается в том, что он выделяет различные сценарии агрессивного поведения на дорогах».
Но слово «ярость» может быть неправильным. Гнев — эмоция — может быть спусковым крючком для агрессии, определяемой как действие, направленное на причинение вреда, но не обязательно, чтобы поведение имело место.
Вероятно, в целом это так: изменения эмоций могут влиять на поведение, но поведенческое заражение может происходить без эмоционального заражения.
Тем не менее, основной процесс, лежащий в основе эмоционального и поведенческого заражения, может быть одним и тем же. Наши лицевые мышцы дергаются, и мы делаем вывод, что счастливы. Мы видим, что кто-то выглядит больным, мы чувствуем наши внутренние телесные ощущения — возможно, наше сердце бьется быстро или мы дышим поверхностно, потому что мы обеспокоены ситуацией — и мы интерпретируем эти признаки, что мы вот-вот потеряем сознание, потому что мы также приняли в газовых газах.
Инфекционное заболевание
Существует ряд личностных и ситуационных факторов, которые как усиливают, так и ослабляют вероятность заражения.
Несмотря на то, что мы запрограммированы реагировать на других людей, существует огромное количество различий в способности людей передавать свои эмоции другим. По словам Хэтфилда, более общительные и экспрессивные люди, как правило, лучше передают информацию или более успешно заставляют вас чувствовать то же, что и они.
Подумайте о человеке в офисе, которому трудно чувствовать себя счастливым, когда он или она расстроен. Этот человек может не критиковать и не очернять вас, но тем не менее вы можете начать чувствовать себя несчастным. Скорее всего, этот человек очень сильно выражает чувства, возможно, хмурясь или глубоко вздыхая. Заметив настроение этого человека, сознательно или нет, можно с большей вероятностью принять его.
Этой выразительности можно научить, сказал Качиоппо. И мы все еще можем быть затронуты, даже если мы знаем, что люди намеренно пытаются повлиять на нас, как в случае с чирлидерами на митинге поддержки.
С другой стороны, более легко заражающиеся люди, как правило, более наблюдательны за другими и могут иметь более низкий статус в данной ситуации.
«Вы должны обратить внимание на человека, чтобы понять, что происходит», — сказал Барсад.
Существуют также условия, при которых заражение более вероятно.
Растормаживающие ситуационные факторы, такие как анонимность и легкость побега, могут увеличить вероятность возникновения поведения, особенно того, которое обычно считается неуместным, например агрессии, которую люди обычно пытаются свести к минимуму, согласно Новако.
Несмотря на повсеместный характер заражения, мы часто не приписываем изменения настроения или поведения окружающим нас людям. После экспериментов Барсад прямо спрашивает своих участников, какие факторы, по их мнению, могли повлиять на их результаты. Мало кто упоминает о настроениях других людей.
Однако осведомленность может быть важна.
«Человек, который осознает, может начать контролировать его, модулировать его», — сказал Сай. «Некоторые люди могут».
Если у родителей выдался плохой день на работе, они могут сознательно сказать себе, что общение с начальником не должно влиять на их отношение к детям.
«Если они не знают об этом и идут домой, не зная, что виноват босс, они могут переложить вину на своих детей», — сказал Сай. «Когда он находится в сознании, у вас больше шансов контролировать, как он повлияет на вас».
Однако, по словам Хэтфилда, мы на удивление плохо контролируем эмоции; и даже когда мы можем модулировать свое настроение, мы, как правило, можем делать это только рывками.
Хэтфилд приводит пример отдыха с семьей во время праздников. Вы можете оставаться любезным со своей семьей и сопротивляться раздражительности в течение нескольких часов, но после этого вы, вероятно, будете тосковать по гостинице, где можно вздремнуть.
Однако, если человек продолжает оставаться в этой стрессовой ситуации, «люди начинают уставать, а затем начинают подражать поведению других людей. Это удивительно короткое время».
Основанное на биологии, но поддерживаемое социальными и ситуационными факторами, заражение — будь то тошнота или счастье — является мощным процессом и почти неизбежным фактом существования человека.
С другой стороны, если люди хотят избежать заражения, как легко попытаться предотвратить эту попытку?
— Не обращай внимания, — сказал Хэтфилд. «Пятнадцатилетние мальчики отлично справляются с этим».
Социальное заражение: как другие тайно контролируют ваше поведение
В соавторстве с Кларой Риджио
ног и приступы тошноты. Первоначально предполагалось, что фабрика была заражена каким-то ядовитым насекомым, которое укусило рабочих. Это стало известно как «июньская эпидемия клопов».
Что случилось? Было установлено, что это была форма массовой истерии или социального заражения. У некоторых рабочих появились эти психологически вызванные симптомы, а у других появились те же жалобы, что и «болезнь», передающаяся от рабочего к рабочему.
Социальное заражение — это тонкое, а иногда и невольное распространение эмоций или поведения от одного человека к другому.
Эмоциональное заражение — это распространение эмоций среди толпы, и именно поэтому фильм кажется смешнее, если мы находимся в переполненном кинотеатре, а не смотрим его в одиночестве — на наше настроение влияют те, кто смеется вокруг нас. Тот же процесс вызвал бы волну страха, если бы кто-то внезапно закричал «Пожар!» в переполненном театре.
Исследование, проведенное Фридманом и Риджио (1981), показало, что эмоционально экспрессивные люди — люди, демонстрирующие большое количество невербальных сигналов эмоций (прежде всего выражение лица) — способны «заражать» эмоции/настроения других в комнате без какого-либо вмешательства. вербальное взаимодействие. Последующие исследования показали, что некоторые люди более склонны к процессам эмоционального заражения (Doherty, 1997).
Поведенческое заражение — это процесс, посредством которого воспроизводится поведение других людей. Это объясняет такие причуды, как повальное увлечение кубиком Рубика 19-го века.70-х годов и ALS Ice Bucket Challenge, когда люди снимали, как выливают себе на голову ведро ледяной воды в рамках кампании по повышению осведомленности о болезни бокового амиотрофического склероза (БАС).
Когда процессы социального заражения становятся проблематичными, это когда среди людей распространяется вредное поведение. Подумайте о том, как толпа протестующих может внезапно вспыхнуть насилием, как во время нападения на Капитолий США 6 января 2021 года. Социальное заражение также можно обвинить в волнах самоповреждающего поведения, таких как экстремальные диеты, нанесение себе порезов, стрельба по подражателям и даже самоубийства.
Одна из категорий заражения предполагает следующие категории:
Истерическое заражение. Такие, как инцидент с июньским жуком или эпидемии танцевальной мании в средние века, когда люди спонтанно танцевали до изнеможения. Считалось, что один из таких эпизодов, тарантизм, был вызван укусами тарантулов.