Выготский психолог: Выготский Лев Семенович — Психологическая газета

Выготский Лев Семенович — Психологическая газета

В 1913 г. поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический. В 1917 г. бросил занятия в Московском университете и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. С 1931 г. заочно учился на медицинском факультете Украинской психоневрологической академии в Харькове.

Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»).

В 1916-1917 гг. публиковал статьи на литературные темы в еженедельнике «Новый путь», в «Летописи» и «Новом мире», в 1919-1921 гг. — более 80 театральных рецензий в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник». В 1919 г. издал сборник стихов И. Г. Эренбурга. В 1922 г. — один номер литературного журнала «Вереск».

Работал техническим секретарем в еженедельнике «Новый путь».

В 1919-1921 гг. заведовал сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе

В 1919-1923 гг. работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, в профтехшколах печатников и металлистов, на вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, курсах Соцвоса, в народной консерватории и на рабфаке.

В 1923-1924 гг. был литературным редактором издательского отдела Гомельского губернского управления партийной и советской печати.

С 1922 г. преподавал в Гомельском педагогическом техникуме, в 1923 г. организовал психологическую лабораторию. Летом 1923 г. руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме.

Результаты этой работы были оформлены в виде докладов осенью 1923 г. и были представлены Выготским в трёх выступлениях на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в начале января 1924 г. (первое выступление Л.С. Выготского на научных конференциях).

В 1924 г. по представлению А.Р. Лурии был приглашен в качестве аспиранта и сотрудника в Институт экспериментальной психологии при Московском университете. В связи с болезнью диссертация Л.С. Выготского на тему «Психология искусства» была принята к защите и зачтена как защищённая в конце 1925 года в отсутствие автора (присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук). С 1928 г. — преподаватель Института. В 1931 г. в реорганизованном и переименованном в Государственный институт психологии, педологии и психотехники под руководством Залкинда и при активном участии Выготского, Лурии и др. прошла критическая научная дискуссия по обсуждению теоретических положений и практического применения так называемой «реактологической» концепции Корнилова.

В 1934 г. Л.С. Выготский (в результате реорганизации) был переведен с должности «сотрудника 1 разряда» в «действительные члены» института.

Преподавал в МГУ и 2-м МГУ, читал лекции в различных вузах в Ленинграде и Харькове.

В 1924-1926 гг. заведовал подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса при Наркомпросе РСФСР.

В 1925 г. в качестве ответственного работника Наркомпроса посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей.

В 1927 г. научно-педагогическая секция Государственного Учёного Совета утвердила Выготского профессором.

С 1927 г. работал в Исследовательском институте научной педагогики при 2-м Московском государственном университете, после реорганизации в 1930-1934 гг. — заведующий кафедрой педологии трудного детства Московского педагогического государственного института им. А.С. Бубнова.

В 1927-1928 гг. руководил Медико-педагогической станцией Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР.

В 1927-1934 гг. работал в Государственном институте научной педагогики при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А.И. Герцена (Ленинград).

В 1929-1931 гг.. совместно с А.Р. Лурией вел исследования в лаборатории психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской.

В 1929-1931 гг. — ассистент детской психоневрологии и экспериментальной психологии, затем заведующий психологической лабораторией Клиники нервных болезней 1 МГУ.

В 1929 г. читал лекции в Ташкенте.

В 1929 г. был приглашён на внештатную должность консультанта и научного руководителя психологических лабораторий Экспериментального дефектологического института им. М.С. Эпштейна (преобразован из Медико-педагогической станции).

В 1930-1934 гг. — заведующий кафедрой общей и возрастной педологии 2-го Московского государственного медицинского института.

В 1930-х гг. работал в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте.

С 1930 г. работал в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии.

С 1931 г. — замдиректора по научной части Государственного научного института охраны здоровья детей и подростков имени 10-летия Октябрьской революциии.

В начале 1934 г. был приглашён во Всесоюзный институт экспериментальной медицины, который создавался в Москве, для организации сектора психологии.

Научный вклад

Активный период творчества Л.С. Выготского в области психологии, неврологии, дефектологии и педологии пришёлся на вторую половину 1920-х — начало 1930-х.

В 1924 г. на II съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних в Москве в ходе работы секции умственной отсталости был официально заявлен поворот на социальное воспитание как новое направление в развитии советской дефектологии и специальной педагогики; опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л.С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей».

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм человеческой деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», незаконченная рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя «высшие» формы поведения к «низшим» элементам.

Л.С. Выготский Принимал участие в Первом Всероссийском педологическом съезде (28.12.1927 — 4.01.1928 г., Москва) в качестве соредактора сборника тезисов и докладов секции трудного детства, представил два доклада: «Развитие трудного ребёнка и его изучение» (на секции трудного детства) и «Инструментальный метод в педологии» (на исследовательско-методологической секции).

В 1930 г. принимал участие в Первом Всесоюзном съезде по изучению поведения человека в Ленинграде в качестве члена президиума и соредактора материалов съезда по секции педологии; представил три доклада: «Экспериментальное исследование высших процессов поведения», «Развитие высших форм поведения в детском возрасте» и «Культурное развитие аномального и трудно-воспитуемого ребёнка».

В 1930 г. начался полномасштабный пересмотр исследовательской программы и сближение «инструментальной» и «культурно-исторической» психологии Выготского с немецко-американским гештальтистским движением в психологии; в докладе о психологических системах, сделанном в Клинике нервных болезней 1 МГУ, заявлено начало новой исследовательской программы, нацеленной на изучение психологических систем, провозглашен фактический отказ от изучения от изолированных «психологических функций».

В 1932 г. делал доклад в Институте научной педагогики, который стал первой публичной презентацией исследовательского проекта в Средней Азии.

Выготский понимал смысл своей научной работы как разработку учения о «высших психологических» процессах, явлениях, функциях, системах функций, форм поведения и т.п. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психологических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психологических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это «динамическая смысловая система» находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» лишь однажды встречается в текстах самого Выготского, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского.

Выготский определяет педагогическую деятельность как особую человекоориентированную деятельность (1926), но это направление исследований осталось неразработанным.

Выготский подчёркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии: диалектическая психология не смешивает психические и физиологические процессы, она признаёт несводимое качественное своеобразие психики и утверждает только, что психологические процессы (как своеобразные психофизиологические единые процессы, представляющие высшие формы поведения человека) едины. В работах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория.

В незаконченной и неозаглавленной рукописи работы, опубликованной в искажённом виде в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (работа над рукописью завершена не позднее 1930) и представленной как основная теоретическая работа Л.С. Выготского, дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики, согласно которой необходимо различать низшие и высшие психологические функции, и соответственно два плана поведения: натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психологических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психологические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психологическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психологических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психологических операций.

Л.С. Выготский сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психологических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Л.С. Выготский отмечал, что культура создаёт особые формы поведения и видоизменяет деятельность психологической функции. В этой связи понятие культурного развития ребёнка объясняется им как процесс, соответствующий индивидуальному развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В развитии ребёнка повторяются оба типа человеческого развития: биологический и культурно-исторический. Иными словами, эти два типа развития находятся в диалектическом единстве.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие «зона ближайшего развития» как «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвящённая исследованию этой проблемы, является основополагающей для советской психолингвистики. В данной работе Выготский указывает на различный генезис развития мышления и речи в филогенезе, и что отношения между ними не являются постоянной величиной. В филогенезе обнаруживается доречевая фаза интеллекта, а также доинтеллектуальная фаза развития самой речи. Но в процессе онтогенетического развития в какой-то момент мышление и речь пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Внутренняя речь, по Выготскому, развивается путём накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребёнка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи и наконец, речевые функции усваиваемые ребёнком становятся основными функциями его мышления.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, Л.В. Занков и др.

В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем Л.С. Выготского в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.

Основные публикации:

  • Педагогическая психология (1926)
  • Педология школьного возраста (1928)
  • Педология подростка: в 3-х частях (1929, 1930, 1931)
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок (1930, совм. с А.Р. Лурией)
  • Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования (ж. Психотехника и психофизиология труда, 1930)
  • Мышление и речь (1934)

Профессиональные итоги XX столетия: в 2000 году решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российской психологии»

Выготский Л.

С. — 120 лет

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ

выдающийся ученый, психолог, профессор, заведующий кафедрой трудного детства МГПИ (МПГУ)

17 ноября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского – выдающегося российского психолога, в последние десять лет своей жизни, с 1924 до 1934 года, работавшего в нашем университете. В тот период МПГУ назывался Вторым МГУ и затем МГПИ имени А.С. Бубнова.

Свою первую научную работу — трактат «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916) Выготский написал под руководством литературного критика и психолога Ю. И. Айхенвальда (работавшего и в нашем Университете). Спустя более 50 лет известный шекспировед Александр Абрамович Аникст писал: «Последние 60 лет своей жизни я занимаюсь Шекспиром…. Когда впервые взял в руки работу Выготского о Гамлете, то понял, что написавший ее 19-летний юноша — гений». Театр оставался одним из основных интересов Л. С. Выготского до начала 1920-ых гг., когда темой его исследований стала психология. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде он сделал три доклада.

В начале 1920-ых гг. роль одного из столпов советской психологии играл профессор Константин Николаевич Корнилов, начавший свой трудовой путь учителем на Алтае, в 1923 г., сменивший Георгия Ивановича Челпанова на посту директора Московского государственного института экспериментальной психологии, и строивший «марксистскую психологию». В 1924 г. по предложению А. Р. Лурии Корнилов пригласил Выготского на работу в Институт.

Педагогический факультет (первый в стране) был создан во Втором МГУ в 1921 году, его первым деканом стал К. Н. Корнилов. В 1924 году Лев Выготский был принят на должность доцента Второго МГУ. В 1927 году он стал старшим научным сотрудником 1-го разряда Исследовательского института педологии при Втором МГУ. Его научные взгляды этого периода расходились со взглядами Корнилова, тем не менее он писал: “Работы Корнилова кладут начало этой методологии, и всякий, кто хочет развивать идеи психологии и марксизма, вынужден будет повторять его и продолжать его путь. Как путь эта идея не имеет себе равной по силе в европейской методологии”. В 1928 году Выготский стал консультантом Бюро заочного обучения Второго МГУ. С 1931 по 1934 год в должности профессора он заведовал кафедрой трудного детства Московского государственного педагогического института имени А.С. Бубнова.

Лев Выготский прожил всего 37 лет (и последнее десятилетие своей жизни болел туберкулезом), но благодаря колоссальной работоспособности успел сделать многое. В 30-летнем возрасте, вместе со своими коллегами А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией во многом заложил основу развития отечественной психологии на последующие десятилетия, несмотря на то, что в 1936 году труды Выготского оказались под запретом в Советском Союзе.

Л. С. Выготский вошел в историю именно как психолог. Средоточием его научных исканий стала триада «сознание – культура – поведение». В его трудах была сформулирована фундаментальная культурно-историческая теория в психологии и поставлен вопрос об отношении мышления и речи человека. «Мировая наука до сих пор не поспевает за гением», – писал Вячеслав Всеволодович Иванов, чьи работы по семиотике опирались на психолингвистику Выготского.

В последнее время интерес мирового психолого-педагогического сообщества к гению Льва Выготского постоянно растет, его имя объединяет ученых многих стран. Во всем спектре когнитивных наук – от образовательных исследований до медицины – всплеск интереса к его трудам сегодня является беспрецедентным. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете. «Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основанными на традиции Выготского», – заявил профессор Лондонского университета Бэзил Бернстайн (Basil Bernstein).

Почти вековой период современной мировой педагогики и психологии основывается на идеях Льва Выготского и его научной школы, представители которой работают и в Московском педагогическом государственном университете.

В нашей работе по модернизации педагогического образования, которую мы сегодня ведем совместно с другими университетами России, нам удается  на деле руководствоваться построениями Л. С. Выготского, о его идеях мы говорим на первых же занятиях с первокурсниками и они помогают им на протяжении всего обучения в Университете, на практике в последующей работе в школе. Развертываемые сейчас в Университете когнитивные исследования также в значительной степени продолжают и развивают традицию мировой школы Выготского.

В 2016 году к юбилею нашего профессора Музей МПГУ и Архив МПГУ представляют уникальный документ – Трудовой список Льва Семёновича Выготского в авторском рукописном варианте, благодаря которому впервые можно досконально проанализировать его научно-педагогическую деятельность с 1919 по 1932 год. Все данные подкреплены ссылками на документы. Некоторые содержащиеся здесь сведения не указаны в общеизвестных биографиях ученого и публикуются впервые.

Трудовой список (трудовая книжка) профессора Второго МГУ – МГПИ им. А.С. Бубнова (МПГУ) Льва Семёновича Выготского. 1931 г.

Подпись лица, давшего сведения “Л. Выготский”

Расшифровка трудового списка (трудовой книжки) Л.С. Выготского

Подробно жизнь и научную работу Л.С. Выготского описал в своей статье «Гений психологии. Лев Семёнович Выготский» Исаак Юдовин.

Научное наследие и научную школу Л.С. Выготского рассмотрела в статье «Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии» чл.-корр. РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Н. Ждан.

Факультет педагогики и психологии МПГУ организовал открытую лекцию, посвященную Л.С. Выготскому, его идеям, которые внесли фундаментальный вклад в понимание природы развития личности.

В 2012 году Музей МПГУ издал в цифровом виде биографическую энциклопедию выдающихся ученых МПГУ за 140 лет: 1872-2012 гг., в которой представлена подробная биография Л.С. Выготского.

Лев Выготский — Биография, книги и теории

[Цитировать]

Лев Семенович Выготский был русским психологом, внесшим большой вклад в области детского развития и когнитивной психологии. Он родился в Западной России (современная Беларусь) в 1896 году, в том же году, что и другой известный психолог Жан Пиаже. Его часто называют «Моцартом психологии», потому что, как и знаменитый композитор, Выготский за короткий промежуток времени выдвинул несколько различных теорий, продемонстрировав свою изобретательность. Однако его жизнь оборвалась из-за туберкулеза, и он умер в возрасте 38 лет, оставив многие из своих теорий незавершенными. Выготский получил диплом юриста в 1917 МГУ. Там он изучал ряд предметов, включая психологию, социологию и философию. Формально Выготский начал свою карьеру в психологии, когда стал научным сотрудником Психологического института в Москве.

Чтобы понять теории Льва Выготского, нам нужно понять политическую ситуацию в России того времени. Когда он начал работать над своими теориями, марксизм только что заменил диктатуру. Ожидалось, что люди пожертвуют своими личными выгодами ради большего блага нации; Успех отдельного человека считался успехом культуры. Именно в этой среде Выготский выступил с социокультурной теорией. Эта теория подчеркивала фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания. Он считал, что, поскольку на развитие большое влияние оказывает культура, оно варьируется от общества к обществу, что противоречит убеждениям Жана Пиаже, который утверждал, что элементарные шаги в развитии познания универсальны. Двумя основными принципами теорий Выготского были «более знающий другой» (МКО) и «зона ближайшего развития» (ЗБР). MKO относится к тому, кто имеет большее понимание или более высокий уровень навыков, чем учащийся. Это может быть взрослый или учитель, или это может быть сверстник ребенка. В последнее время MKO можно рассматривать как машину или даже программное обеспечение. Концепция Более Знающего Другого интегрирована с Зоной Ближайшего Развития. Есть разница между тем, чего ребенок может достичь самостоятельно, называемым актуальным развитием, и тем, чего он может достичь под руководством взрослого, называемым уровнем потенциального развития. Расстояние между двумя уровнями развития называется ZPD. Он понял, что то, чему человека можно научить, важнее того, что он на самом деле знает. Кроме того, Лев Выготский был первым психологом, задокументировавшим важность разговора с самим собой для когнитивного развития. Хотя психологи в то время соглашались с его существованием, они не придавали познавательной ценности частной беседе или внутренней речи, как ее называли. Выготский, однако, считал, что посредством внутренней речи ребенок регулирует свою деятельность и эти дети социально более дееспособны, чем те, кто ею не занимается.

Лев Выготский считается влиятельным мыслителем в области психологии, и многие его работы открываются и переводятся даже сегодня. Хотя он был современником Пиаже и Фрейда, ему не удалось добиться известности отчасти из-за его ранней смерти и из-за того, что коммунистическая партия пыталась подавить его работы, которые стали доступны на Западе только в 1960-х годах. Тем не менее, его работа считается важным вкладом в области психологии образования и развития.

Купить книги Льва Выготского

Лев Выготский (Биография психолога) | Практическая психология

Лев Семенович Выготский был еврейско-русским психологом, разработавшим культурно-историческую теорию (также известную как социокультурная теория или теория социального развития). Он считал, что сообщество, культура и социальное взаимодействие играют ключевую роль в том, как дети думают и учатся. Выготский также придерживался мнения, что обучение может отличаться от одной культуры к другой. Однако многие из его теорий неполны, поскольку он умер, когда ему было всего 37 лет.

Детство Льва Выготского

Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Беларусь. Он был вторым ребенком в семье из восьми детей. Его отец, Симха Выгодский, работал банкиром и был известен суровым характером. Его мать, Сесилия Моисеевна, была дипломированным учителем, посвятила себя семье и обучала детей дома.

Во времена рождения Выготского Беларусь считалась частью Российской империи. Когда ему был годик, его семья переехала из Орши в соседний город Гомель. Выготский вырос в нерелигиозной еврейской семье среднего достатка. Его первоначальная фамилия часто переводится как «Выгодский» или «Выгодская».

Родители Выготского свободно говорили на нескольких языках и очень хотели дать ему хорошее образование. Его отец был очень успешным в банковском деле и послужил образцом для подражания Выготскому. Симха Выгодский часто читал философию и со временем познакомил Льва с произведениями Канта и Гегеля. Мать Выготского, Сесилия, познакомила его с немецким языком, поэзией, литературой и драмой.

Симха принимала активное участие в культурной жизни Гомеля. Он и его жена также основали местную публичную библиотеку. Собранная ими коллекция книг положительно сказалась на их большой семье. Это помогло удовлетворить невероятную любовь их детей к чтению.

Сесилия научила Льва заботиться о его младших братьях и сестрах. Она также позаботилась о том, чтобы все молодые люди участвовали в домашних делах. По вечерам Симха и Сесилия проводили культурные мероприятия в своей столовой и создавали интеллектуально стимулирующую среду для своих детей. В семье часто обсуждались темы, связанные с литературой, историей, искусством и театром.

Образование Выготского

До четырнадцати лет Выготский обучался на дому. Помимо обучения у своих родителей, у него также был частный репетитор по имени Соломон Ашпиз, который обучал его математике. В 1911 лет он поступил в частную еврейскую гимназию, где после завершения курсовой работы получил золотую медаль. Эта награда предоставила ему возможность поступить в университет в России.

В 1913 г. Выготский был выбран для участия в трехпроцентной еврейской квоте, разрешенной для университетов Санкт-Петербурга и Москвы. Он хотел выучиться на учителя. Однако до революции учителей-евреев в государственные школы России не принимали. Чтобы успокоить родителей, он в конце концов подал документы в медицинский институт Московского университета.

Высшее образование

Хотя Выготский начал свое высшее образование с изучения медицины, его страсть к гуманитарным и социальным наукам вскоре взяла верх. Он перешел на юридический факультет Московского университета до окончания первого семестра. Изучая юриспруденцию, он начал посещать занятия в Народном университете Шанявского. Хотя это еврейское учреждение не присуждало официальных степеней, оно дало ему возможность изучать лингвистику, еврейскую культуру, философию, психологию и литературу.

Выготский получил степень магистра права в 1917 году. Однако его формальное обучение в Московском университете было прервано восстанием большевиков в Москве, которое началось в октябре 1917 года. К моменту окончания школы Выготский свободно владел немецким и французским языками и мог читать на иврите, латыни, греческом и английском языках. В 1917 году он вернулся в Гомель, чтобы преподавать, а также продолжить чтение по психологии и педагогике. Однако вскоре гражданская война и голод затронули его родной город.

Выготский семь лет проработал школьным учителем в Гомеле. Работая заведующим лабораторией психологии в Институте подготовки учителей, он также собирал информацию, необходимую для своей докторской диссертации. В 1924 году он участвовал во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Петрограде (позже переименованном в Ленинград). На съезде он представил доклад «Методология рефлексологических и психологических исследований».

Юношеский возраст Выготского и смелый выбор темы произвели впечатление на нескольких влиятельных лиц съезда. Позже его пригласили стать научным сотрудником Института экспериментальной психологии в Москве. В 19В 25 лет он получил докторскую степень, защитив диссертацию на тему «Психология искусства». Выготский провел десять лет, проводя исследования в институте.

Культурно-историческая теория развития

Выготский верил в динамичные отношения между человеком и обществом. Он думал, что общество может влиять на людей, а люди могут влиять на общество. Выготский утверждал, что это взаимодействие позволяет детям медленно и непрерывно учиться у более опытных людей, таких как их родители или учителя. Однако, поскольку разные люди живут в разных культурах, он считал, что процесс обучения может варьироваться от одной культуры к другой.

Согласно Выготскому, дети рождаются с основными психическими функциями, необходимыми им для интеллектуального роста. Эти основные функции включают внимание, ощущение, восприятие и память. Он думал, что младенцы от природы любопытны и активно участвуют в собственном обучении. Он также считал, что культура и язык сильно влияют на то, как думают маленькие дети и о чем они думают.

Выготский и память

Чтобы лучше понять, как культура может влиять на когнитивное развитие ребенка, вам может помочь рассмотрение концепции человеческой памяти. Память — это основная психическая функция, с которой рождается типичный младенец. На самом базовом уровне память в первую очередь зависит от биологических факторов, таких как употребление здоровой пищи и здоровый мозг. Однако добавление культуры может расширить эту естественную способность.

На протяжении всей истории человечества многие дети использовали вспомогательные средства для улучшения памяти и обучения. Они могут носить камешки, завязывать узлы на веревке, делать заметки на листе бумаги, устно повторять факты или использовать другую стратегию. Каждая из этих стратегий предлагает когнитивные преимущества для детей. Однако конкретная стратегия памяти, которую использует ребенок, во многом определяется культурой, в которой он вырос.

Развитие речи у детей

Выготский также считал, что дети учатся языку в процессе социального взаимодействия. Он рассматривал язык как жизненно важный инструмент для общения с внешним миром. Выготский предположил, что язык играет две важные функции в когнитивном росте:

  • Помогает взрослым передавать информацию детям
  • Помогает детям развиваться интеллектуально
  • В ходе своего исследования Выготский выделил три различные формы языка:
  • Социальная речь. Эта форма языка начинается примерно в 2-летнем возрасте и используется для общения с другими людьми.
  • Частная речь. Эта форма языка начинается примерно в возрасте 3 лет и включает в себя слышимую речь, обращенную к себе. Он используется для улучшения саморегуляции и стимулирования интеллектуального роста. Ребенок учится работать с собой так же, как он работал бы со взрослым репетитором.
  • Внутренняя речь. Эта форма языка начинается примерно в 7 лет и возникает, когда личная речь становится полностью интернализованной.

По Выготскому, при рождении ребенка речь и мыслительные способности представляют собой отдельные процессы. Он считал, что эти два процесса начинают сливаться, когда ребенку около трех лет. Он также утверждал, что слияние языка и мышления в конечном итоге приводит к развитию внутренней речи. Для Выготского интериоризация языка необходима для дальнейшего когнитивного развития в более позднем возрасте.

Хотя Выготский считал, что дети любопытны по своей природе, он ясно осознавал, что взрослые играют решающую роль в максимальном обучении. Дети могут подражать действиям окружающих их взрослых, получать указания от родителей или работать вместе со старшими учителями, чтобы улучшить свою успеваемость. Два ключевых принципа, которые лежат в основе теории Выготского о когнитивном росте, — это «Более знающий другой (МКО)» и «Зона ближайшего развития (ЗБР)». Оба принципа объясняются ниже.

More Knowledgeable Other (MKO)

Выготский утверждал, что дети лучше всего учатся, когда они общаются с более знающим другим (MKO). Он определил более знающего другого как человека, который понимает тему или задачу лучше, чем ученик. MKO может предоставить ребенку демонстрации или устные инструкции. Затем ребенок пытается понять информацию, внутренне обработать ее и использовать для управления своей будущей деятельностью.

Во многих случаях более знающий другой старше и опытнее обучаемого. Однако бывают ситуации, когда MKO может быть моложе обучаемого. Например, подросток может лучше пожилого человека разбираться в той или иной видеоигре или управлять новым электронным устройством. MKO и ученик также могут быть одного возраста, что обычно происходит, когда дети учатся у своих сверстников.

Более осведомленный другой тоже может не быть человеком. Просто подумайте о книге, компьютере или другом устройстве, запрограммированном на большее количество информации по конкретному предмету, чем есть у учащегося в данный момент. Учащийся может взаимодействовать с устройством и получать ценные инструкции или пояснения. Пока обучение проводится в зоне ближайшего развития (ЗБР), учащийся может получить дополнительные знания или навыки.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Выготский определяет зону ближайшего развития (ЗБР) как «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстники». Проще говоря, ZPD — это разрыв между тем, что учащийся знает прямо сейчас, и тем, что он или она мог бы знать, если бы ему помогал более знающий другой (MKO). Работая с MKO, учащийся может приобрести навыки, необходимые для доступа к знаниям, которые в настоящее время недоступны.

Во времена Выготского существовало три популярных взгляда на взаимосвязь между когнитивным развитием ребенка и обучением:

  • Когнитивное развитие должно произойти, прежде чем ребенок сможет учиться
  • Обучение и когнитивное развитие неразделимы и всегда происходят одновременно
  • Когнитивное развитие и обучение разделены, но интерактивны

Выготский не согласился со всеми тремя предположениями. По его мнению, обучение всегда должно происходить до когнитивного развития. Выготский считал, что с помощью опытного наставника ребенок может освоить навыки, которые выходят далеко за рамки его фактического уровня развития.

Подмостки

Эта концепция использования репетитора для улучшения обучения называется подмостками. Подобно тому, как буквально строительные леса поддерживают строителей и помогают им достичь новых высот, леса Выготского помогают учащимся постепенно достигать новых интеллектуальных высот в рамках их ZPD, до которых трудно добраться самостоятельно.

Выготский рассматривал зону ближайшего развития как область, в которой должны быть даны наиболее важные ориентиры для развития у детей высших психических функций. Если задание слишком легкое (то есть ниже нижней границы ЗБР), значит, ребенку не помогают расти интеллектуально. Если задание слишком сложное (то есть выше верхней границы ЗБР), ребенок не сможет выполнить задание и может впасть в уныние. Исследования показывают, что дети лучше учатся, когда их поощряют решать сложные задачи, которые все еще находятся в зоне их ближайшего развития.

Применение культурно-исторической теории Выготского

Теории Выготского принесли ряд преимуществ в классе. Например, учителям предлагается определить зону ближайшего развития для каждого ученика, чтобы они могли ставить задачи, способствующие умственному развитию. Когда вводится новая тема, некоторые учителя предпочитают провести короткое обсуждение или короткую викторину, прежде чем погрузиться в материал. Эта стратегия помогает учителям найти базовые знания каждого учащегося, чтобы они могли адаптировать курсовую работу для достижения наилучших результатов.

Концепция строительных лесов также может быть очень эффективно использована учителями. Вместо того, чтобы пассивно сидеть за своими партами, учителя могут способствовать интеллектуальному развитию, ходить по классу и направлять своих учеников во время работы. Этот принцип можно также применять при распределении групповой работы. Обеспечив, чтобы каждая группа состояла из учащихся с разным уровнем интеллектуальных способностей, более сильные учащиеся могут помочь более слабым учащимся достичь более высокого уровня в пределах их собственной ZPD.

Критика и ограничения культурно-исторической теории Выготского

Ранняя смерть Выготского означала, что у него не было возможности завершить многие из своих теорий. Кроме того, он не представил никаких конкретных гипотез для проверки. Это затрудняет опровержение какой-либо из его теорий. Кроме того, многие работы Выготского доступны только на русском языке, поэтому они не получили такого же уровня академической проверки, как работы других выдающихся психологов.

Самая большая критика работы Выготского, возможно, связана с его предположением, что его теории применимы ко всем культурам. Некоторые критики отмечают, что концепция строительных лесов очень зависит от вербального общения, поэтому она может быть неэффективна для всех типов обучения во всех культурах.

Книги, награды и достижения

На протяжении всей своей профессиональной карьеры Выготский был очень активным исследователем и писателем. Его основные интересы включали развитие детей, образование, языковое развитие и познание. Он написал много статей и эссе и сделал обширные заметки о результатах своих исследований. Однако он умер от туберкулеза, не успев опубликовать свою первую книгу.

Примерно через шесть месяцев после его смерти близкие друзья и соратники Выготского взялись за составление, редактирование и публикацию его заметок. Его первая книга «Мышление и речь» (в переводе на английский язык «Мышление и речь») вышла в свет 19 декабря.34. Английский перевод был выпущен в 1962 году. В книге подчеркивается точка зрения Выготского о том, что устный язык, внутренняя речь и способность мыслить тесно связаны.

С 1934 года был опубликован ряд книг, в которых упоминаются работы Выготского и упоминаются его посмертные имена. Вот некоторые из этих книг:

  • Психология искусства (1971)
  • Разум в обществе: развитие высших психологических процессов (1980)
  • Читатель Выготского (1994)
  • Собрание сочинений Л.С. Выготский (2011)
  • Главное Выготский (2013)

Личная жизнь Выготского

В начале 1920-х годов Выготский неофициально изменил свое еврейское имя при рождении «Лев Симхович Выгодский» на «Лев Семенович Выготский». В 1924 г. он женился на Розе Смеховой и имел двух дочерей (одна родилась в 1925 г., другая – в 1930 г.). Родственники Выготского и его дочери сохранили свою первоначальную фамилию «Выгодские». В английских текстах фамилия Льва часто пишется как «Выготский».

Профессиональная карьера Выготского длилась всего десять лет. За это время ему пришлось переболеть несколькими приступами туберкулеза. Первый приступ произошел в 1920 году, когда ему было 23 года. В его семье была история туберкулеза, поэтому он очень беспокоился о смерти. Выготский передал свои исследования и литературные труды своему наставнику Юлию Айхенвальду на случай, если тот умрет от болезни.

Выготский часто сотрудничал с коллегами-психологами Александром Лурией и Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Со временем они разработали подход к психологии, основанный на марксизме, который подчеркнул, насколько важно социальное взаимодействие для человеческого развития.

11 июня 1934 года Лев Выготский скончался от туберкулеза. Ему было 37 лет. В последние дни своей жизни он был занят диктовкой заключительной главы своей книги «Мышление и речь». Последняя запись в его личной записной книжке создает впечатление, что Выготский хотел бы внести больший вклад в область психологии. Он заявил: «Это последнее, что я сделал в психологии, и я хотел бы, чтобы Моисей умер на вершине, увидев землю обетованную, но не ступив на нее ногой. Прощайте, дорогие создания. Остальное — тишина».

Наследие

Хотя Выготский жил и работал в ту же эпоху, что и Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Б. Ф. Скиннер и Иван Павлов, он не получил такого же признания, как при жизни. Это связано с тем, что большая часть работ Выготского была запрещена, когда он был еще жив. Коммунистическая партия считала идеи Выготского угрозой сталинизму. Политическая оппозиция, с которой он столкнулся, а также его ранняя смерть способствовали его непризнанию в 1930-х годах.

Хотя творчество Выготского было запрещено в России, его популярность возросла вскоре после его смерти. Сразу после смерти он был публично признан одним из видных психологов страны. Когда Иосиф Сталин умер в 1953 года запрет на творчество Выготского был снят. Это позволило сделать труды Выготского более доступными для других российских психологов. К 1970-м годам работа Выготского оказала большое влияние на исследователей во всем мире.

Сегодня Выготский считается одним из самых уважаемых психологов, которые когда-либо жили.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts