Синквейн на тему семья примеры: Синквейн на тему «Семья»

Содержание

Применение метода синквейн в развитии детей дошкольного возраста. Способы разработки проектов.

 

Мастер – класс

Тема: Применение метода синквейн в развитии                                                     детей  дошкольного возраста.   Способы разработки проектов.

 

Подготовили и провела: Васильева С.В.

Цель:  способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении методом синквейна и технологий проектирования.

                                                                                                                                                                    

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития детей. Я применяю в своей работе с детьми, один из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, это дидактический  синквейн.

                                  Что такое синквейн

«Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».
Античная поговорка

Психологи и педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны я часто использую в образовательной деятельности. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. При этом развивается  интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.  Способствует развитию критического мышления.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, восхищают
Дети — цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?                               Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

 Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.                                                                                                                                 

Я сравнительно недавно стала применять синквейн для активизации познавательной деятельности и, как технологию  развития речи.

Как мы составляем синквейн. Есть определённые правила составления синквейна

1.     Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2.     Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3.     Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4.     Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5.     Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Я с детьми строго  не соблюдаю правила составления синквейна, для них это не обязательно.

В  четвёртой строке, предложение мы можем составить из 3  — 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, можем использовать два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна  «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, шумная
Поём, играем, танцуем.                                                                                                                          Наш второй  дом
Мы — дружные!

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, дети должны иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу я начинаю с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче  словарный запас, тем легче  детям построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Расширить  словарь и развить связной речи  у наших детей помогает технология Г.Домана, которую активно применяет моя коллега С.А. Халитова.

Когда я начала применять технологию  синквейна,  никак не могла определиться, можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Сейчас точно скажу, а почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, мы предлагаем устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов  учим детей, выделять  главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

В чём же его эффективность и значимость Синквейна?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом, даже можно сказать игрой, именно так его воспринимают дети.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных детьми:

1. Щенок
Рыженький, коротконогий
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, многоэтажный
Защищает, греет,
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, полосатый
Утоляет жажду, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1.     Семья

2.     Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3.

     Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

4.     Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5.     Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

Советы педагогам:

1. Начиная учить детей составлять синквейны, я предлагала составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Поощряю синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

В любой  образовательной  учебной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

 

Синквейн – я применяю не только, как  способ проверки знаний детей, это способ помогающий мне на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у детей на уровне ассоциаций.

К примеру:

Предварительная работа. Приступая к изучению новой темы, спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, я корректирую представления детей о данном понятии.

В разгар  образовательной учебной деятельности — тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаю им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Рефлексия — при  анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось мне и детям достичь планируемого результата.

Данный метод я легко использую во всех пяти образовательных областях, а простота построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.

Дети составляют  синквейны  самостоятельно (в паре, группой).

Синквейн я использую:

Для закрепления изученной лексической темы.
1. Дуб.
2. Могучий, высокий.
3. Растет, Зеленеет, очищает.
4. У дуба есть жёлуди.
5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на ОУД  по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумываем  рассказ.

1. Белка.                                                                                                                                       2. Пушистая. Рыжая.                                                                                                           3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.                                                                                          4. Белка живет в дупле.                                                                                                                  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, сравниваем их:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.

Грусть!

Составляем синквейн – загадку.

 —  Мудрые, добрые

– живут, помнят, стареют

 – шли в бой не жалея себя

– страну заслонили собой! (ветераны)

 

— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

                                  Выводы о синквейне

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной

Мы делаем с детьми и родителями копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Ещё один из видов деятельности, который я использую в воспитательно-образовательном процессе,  это метод проектов.                                  Я не только проектирую свою деятельность, но и разрабатываю  интересные проекты на самые разные темы с детьми и их родителями.

Что же собой представляет ПРОЕКТ? Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это  шесть «П»:

·        Проблема (выбор темы).

·        Проектирование или планирование.

·        Поиск информации.

·        Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

·        Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

·        Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Любой проект я ориентирую  на разрешение конкретной проблемы. Я использую  два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Благодаря этим моделям я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентироваться детям в способах получения, уточнения знаний, дети обязательно  участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

1. Суть способа «Модель трех вопросов» —  заключается в том, что я задаю детям три вопроса:

• Что мы знаем?

 • Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Инициирую  общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, я записываю их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Записываю ответы всех детей и указываю рядом их имена. Затем  задаю вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления нашей дальнейшей познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, я спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? ». Мы с детьми придумали символы — сбора информации в картинках. Приложение 1.

Давайте  рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».                       

Мы  запланировали, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

•  сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ — метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, нам помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительную карту составляем в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, рисуем корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Затем дети рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью я пишу слово ассоциацию. Дети добавляют каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Потом работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с красным цветом, следующая ветвь – ассоциации с яблоком. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также изображаем в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то мы их  записываем.

 

Рефлексия. Упражнение «Синквейн».                                                                                                         

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить «синквейн» насколько вы поняли материал и желаете его использовать.

«Синквейн»            «Проектный метод»

1 строчка – 1 существительное. Это и  есть тема   синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы  дадите оценку нашей деятельности.  Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему — то научились, может быть кому — то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Благодарю всех за участие в мастер — классе. Желаю вам успеха.

характеристика, описание членов семьи, отношения, взаимоотношения

Именины Наташи Ростовой.
Художник Д. Шмаринов

Семья Ростовых является одной из центральных дворянских семей в романе «Война и мир» Толстого.

Семейство Ростовых включает в себя множество главных и второстепенных героев, описанных в произведении.


В этой статье представлены характеристика и образ семьи Ростовых в романе «Война и мир», описание членов семьи, характеристика отношений в семье, взаимоотношения, атмосферы в доме Ростовых и т.д.

Смотрите: 

— Все материалы по роману «Война и мир»

Семья Ростовых в романе «Война и мир»: характеристика, образ, описание членов семьи, отношения героев


Членами семейства Ростовых являются следующие персонажи:

     Смотрите: Характеристика графа Ростова


2. Графиня Ростова

Графиня Наталья Ростова — женщина около 45 лет, добрая и любящая жена, гостеприимная женщина. Она выросла в роскоши и не умеет экономить. Графиня выглядит изнуренной и уставшей женщиной из-за многочисленных родов.

     Смотрите: Характеристика графини Ростовой

3. Николай Ростов

Николай Ростов — старший ребенок в семье Ростовых. В начале романа ему 20 лет, он является студентом Московского университета. Однако в 1805 г. Николай бросает учебу, чтобы стать офицером и в тот же год участвует в войне с Наполеоном. Николай Ростов — открытый, добрый молодой человек, всеобщий любимец. Его любят и в семье, и на службе. Николай служит в гусарском полку, любит свою службу и делает неплохую карьеру.

     Смотрите: Характеристика Николая Ростова

4. Вера Ростова

Вера Ростова — старшая дочь графов Ростовых. В начале романа ей 19 лет. Это красивая, рассудительная, но холодная и злая девушка. В семье Веру не очень любят. В возрасте около 24 лет она выходит замуж за офицера Альфонса Берга.

     Смотрите: Характеристика Веры Ростовой

5. Наташа Ростова

Наташа Ростова — добрая, открытая, живая девочка. В начале романа ей 13 лет. Наташа становится невестой Андрея Болконского, но их свадьба отменяется, когда девушка влюбляется в Анатоля Курагина. В конце концов, мужем Наташи Ростовой становится ее давний друг Пьер Безухов.

     Смотрите: Характеристика Наташи Ростовой

6. Петя Ростов

Петя Ростов — самый младший ребенок в семье Ростовых. В начале романа ему 9 лет. В 1812 г. в разгар войны с Наполеоном 16-летний Петя решает отправиться на войну. В одной из атак он получает ранение и погибает на месте.

     Смотрите: Характеристика Пети Ростова

7. Соня

Соня — приемная дочь в семье Ростовых, в то же время является их родственницей. Соня называет графа и графиню своими мамой и папой. В начале романа ей 15 лет. Соня с детства влюблена в Николая Ростова, своего троюродного брата.

     Смотрите: Характеристика Сони



Отношения, взаимоотношения в семье Ростовых

В целом все члены семьи Ростовых поддерживают между собой теплые, дружеские отношения.

Граф и графиня Ростовы живут дружно, любят и уважают друг друга. Отношения супругов несколько портятся, когда их семья начинает разоряться (в 1810 г.):

«Новое в них было какое-то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде и которое… <…> происходило от дурного положения дел…» (1810 г., том 2 часть 4 глава I)

Граф Илья Ростов является любящим и нежным мужем. Спустя 20 лет брака он все так же считает свою жену красавицей и говорит ей об этом. Граф скучает по супруге, когда находится далеко от нее:

«Уу! моя красавица! – закричал граф. – Лучше вас всех!.. – Он хотел обнять ее, но она, краснея, отстранилась, чтобы не измяться…» (супруги собираются на бал, том 2 часть 3 глава XIV)
«…в разлуке с графиней, по которой он соскучился…» (том 2 часть 5 глава XVIII)

Графиня-мать Наталья Ростова также является любящей женой и матерью. Она с пониманием относится к недостаткам своему мужа и ценит его достоинства:

«Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, какой он есть, что он сам страдает…» (том 2 часть 4 глава VIII)

Дети Ростовых, в частности Николай, Соня и Наташа, дружны между собой. Вера Ростова представляет собой исключение в семье: ее в семье не очень любят. По мнению Наташи, Вера является злой и бездушной девушкой. Судя по всему, графиня-мать недолюбливает Веру и не скрывает этого:

«После чаю Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры. ..» (том 2 часть 4 глава IX)
«…Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой…» (том 1 часть 1 глава XI)
««И в кого она такая вышла!» – подумала графиня…» (том 1 часть 3 глава VI)


Общая характеристика семьи Ростовых в цитатах

Семья Ростовых — это богатая московская дворянская семья:

«Вскоре после вечера Анны Павловны, Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым…» (том 1 часть 1 глава VII)

Ростовы живут в Москве в своем большом богатом доме на Поварской улице:

«…к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской…» (том 1 часть 1 глава VII)
«…о продаже богатого, родового ростовского дома и подмосковной. ..» (том 2 часть 4 глава VIII)
«…в доме на сто тысяч добра…» (том 3 часть 3 глава XV)

У семейства Ростовых также есть подмосковное имение Отрадное, где они время от времени живут. Также Ростовы, судя по всему, владеют деревней в Рязанской губернии:

«Граф то хотел отделить Вере рязанское имение, то хотел продать лес, то занять денег под вексель.» (том 2 часть 3 глава XI) 
«…ожидаемые из Рязанской и Московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30-го.» (том 3 часть 3 глава XII) 

Семья Ростовых знакома со всем высшим светом Москвы:

«…в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу…» (том 2 часть 3 глава XI)
«Знакомство у Ростовых была вся Москва. ..» (том 2 часть 1 глава II)

Граф и графиня Ростовы имеют полезные связи в обществе:

«У меня служба — у нее связи и маленькие средства.» (Берг о Вере Ростовой и связях ее семьи в обществе, том 2 часть 3 глава XI) 

Семейство Ростовых — это простые и добрые люди:

«Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство… <…> теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа…» (том 2 часть 3 глава XIX)
«Да, это добрые, славные люди, – думал Болконский…» (том 2 часть 3 глава XIX)

Ростовы живут «на широкую ногу» и не умеют экономить. Уже в начале романа, в 1805 г., графиня-мать Ростова боится, что с таким образом жизни их состояния хватит ненадолго:

«— Аh! chère {дорогая}, — говорила графиня, — и в моей жизни tout n’est pas rose {не всё розы}. Разве я не вижу, что du train, que nous allons {при нашем образе жизни}, нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что́.» (графиня-мать о своей жизни в 1805 г., том 1 часть 1 глава XI)

Ростовы позволяют себе роскошь содержать 50 лошадей и 15 кучеров в своем имении Отрадное:

«Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне…» (том 2 часть 4 глава VIII) 

Привыкшие к роскоши Ростовы любят дарить друг другу дорогие подарки:

«…те же дорогие подарки в имянины…» (том 2 часть 4 глава VIII)  

Граф Ростов увлекается игрой в карты, но играет плохо, чем и пользуются его соперники. Из-за этого старик проигрывает приличные суммы, что наверняка ударяет по бюджету семьи:

«. ..те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.» (том 2 часть 4 глава VIII) 

Ростовы являются гостеприимными и хлебосольными людьми. Они ведут себя одинаково гостеприимно везде, где живут (в своем доме в Москве, в Петербурге, в Отрадном):

«Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге.» (том 2 часть 3 глава XI)

В семье Ростовых много лет живет и воспитывается Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны Друбецкой, которая является подругой графини-матери Ростовой. 

Также в доме Ростовых вырос Митенька, который теперь служит управляющим делами семейства:

«. ..Ростовым, <…> у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька…» (том 1 часть 1 глава VII)   
«…Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведовал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату…» (том 1 часть 1 глава XIV)

Когда Ростовы периодически живут в своем имении Отрадное, вместе с ними там проживает множество людей, которые с радостью пользуются их гостеприимством:

«…огромный дом и флигеля всё-таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше 20 человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер-музыкант с женой, Фогель — танцовальный учитель с семейством, старушка-барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни.» (о Ростовых в Отрадном, том 2 часть 4 глава VIII)

«…и торжественные на весь уезд обеды…» (об обедах в Отрадном, том 2 часть 4 глава VIII)   

Лучшие друзья Ростовых тоже злоупотребляют их добротой. Так, Анна Михайловна Друбецкая, подруга графини-матери, продолжает жить у Ростовых, даже когда у той появляется возможность самой себя содержать:

«…Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых…» (том 1 часть 3 глава VI)

В 1810 г. графиня-мать Ростова начинает всерьез беспокоиться по поводу разорения. Женщина понимает, что, если не принять меры, все имение будет продано за долги, а семья останется в нищите:

«Но весной того же года он получил письмо матери, писавшей тайно от графа, и письмо это убедило его ехать. Она писала, что ежели Николай не приедет и не возьмется за дела, то всё именье пойдет с молотка и все пойдут по миру. Граф так слаб, так вверился Митиньке, и так добр, и так все его обманывают, что всё идет хуже и хуже. «Ради Бога, умоляю тебя, приезжай сейчас же, ежели ты не хочешь сделать меня и всё твое семейство несчастными», писала графиня.» (том 2 часть 4 глава I)

Со временем финансовые дела Ростовых все больше запутываются. У графа Ростова не оказывается нужных качеств, чтобы решить эти проблемы. Графиня-мать понимает, что семья скоро разорится, но женщина не винит мужа в том, что тот не умеет вести дела:

«Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. » (том 2 часть 4 глава VIII)  

В разгар войны 1812 г. семья Ростовых, как и большинство жителей, эвакуируется из Москвы. Добрые Ростовы вывозят из Москвы на своих повозках множество раненых, в том время как другие богатые семьи спасают лишь свое имущество. В результате Ростовым удается помочь многим раненым, среди которых оказывается и Андрей Болконский:

«Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов…» (том 3 часть 3 глава XVI)

В 1812 г. в семье Ростовых случается трагедия: на войне погибает их младший сын Петя. Вскоре, в 1813 г., умирает отец семейства граф Илья Андреевич Ростов. Умирая, он просит у семьи прощения за то, что оставляет их в разорении: 

«В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал. » (эпилог часть 1 глава V)  
«Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это всё кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.» (эпилог часть 1 глава V)

После смерти старого графа в 1813 г. выясняется, что у Ростовых накопилось долгов вдвое больше, чем стóит их имение. Николай Ростов, теперь глава семьи, берет на себя обязательства расплатиться с долгами. В итоге все имение Ростовых (дом в Москве, Отрадное и т.д.) продается за полцены на аукционе:

«Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.» (эпилог часть 1 глава V) 
«Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась всё-таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым 30 000 для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за остававшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.» (эпилог часть 1 глава V) 

Оставшись без своего дома, Николай с матерью и Соней теперь снимают маленькую квартирку в Москве. Наташа уже живет отдельно с мужем. Николаю приходится тяжело в этот период, так как привыкшая к роскоши мать-графиня живет не по средствам и не хочет экономить. Из-за капризов матери бедный Николай копит все новые долги:

«…он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцовом Вражке.» (эпилог часть 1 глава V) 
«…он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши, и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок-сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю. » (эпилог часть 1 глава V) 
«Положение Николая становилось хуже и хуже. Мысль о том, чтоб откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не откладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого.» (эпилог часть 1 глава V) 

В конце концов осенью 1814 г. обедневший граф Николай Ростов женится на богатой княжне Марье Болконской и тем самым поправляет финансовое положение семьи. Со временем он выплачивает оставшиеся долги семейства и даже собирается купить обратно любимое имение Отрадное: 

 «В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту. » (эпилог часть 1 глава VII) 
«И Николай с оживленным лицом стал рассказывать о возможности в весьма скором времени выкупить Отрадное.» (эпилог часть 1 глава XV) 

Это была характеристика и образ семьи Ростовых в романе «Война и мир» Толстого, описание членов семьи, характеристика отношений в семье Ростовых, атмосфера в доме и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Христианская семья

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент, эмоциональный настрой

Приветствие (Слайд 1) (Приложение 1)

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

— Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Известно, что хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение. Итак, начинаем работать.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

II. Постановка темы и цели

— Посмотрите на слайд и расшифруйте анаграммы. (Слайд 2)
болювь — любовь, телидиро — родители,
едит — дети. (Слайд 2, клик)
— Подумайте, что объединяет эти слова и назовите тему нашего урока. (Слайд 3)
-А теперь откройте оглавление учебника и посмотрите, как звучит тема в учебнике.

Расшифровывают анаграммы.
Предполагают, что тема — Семья.

Тема — Христианская семья. (Слайд 3, клик)
Сможете ли вы сказать, что такое христианская семья?
Сформулируйте цель нашего урока.
Цель — узнать, что такое христианская семья. (Слайд 3, клик)
Откройте учебник на странице 86. Посмотрите, с чем мы ещё познакомимся. (Рубрика «Вы узнаете»: что такое венчание, что означает обручальное кольцо).
Высказывают предположения.
Формулируют цель.

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:
— Что мы называем семьёй?
— Как думаете, откуда появилось это слово?
(на самом деле слово семья произошло от латинского «земля» и восходит к значению территориальной общности)
— С чем можно сравнить семью?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

IV. Работа по теме урока — Давайте узнаем, с чем сравнивают христианскую семью. (1-2 абзац, стр.86: Семья — это маленький ковчег (прибежище), призванный охранять детей от беды).
— Как вы понимаете это предложение? Что такое ковчег?
— Где мы можем получить информацию по этому вопросу? (Учебник, словарь, интернет, спросить у взрослого.)
Работают с учебником.
Словарная работа Беседа детьми по тексту 2 абзаца.
— Как вы понимаете, что любовь не только радость, но порой включает в себя и боль? (Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо.)
Работа с определениями.
«Ковчег — (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего-либо». (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). (Слайд 4)
«Ковчег — ларец или сосуд для хранения ценных предметов». (С.И.Ожегов. Толковый словарь.) (Слайд 4, клик)
Высказывают предположения.
Работают со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова (2 человека).
Высказывают предположения.
Читают определения из словарей

Работа в парах

Микроитог: семья — очень надёжное место для защиты детей.
Венчание
— С чего же начинается христианская семья?
Поможет нам в этом учебник. (3-5 абзац, стр. 86).
Прочитайте и запишите определения в 1 столбец

вступление в брак в православии

знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи

знак вечности и неразрывности брачного союза

Венчание, венцы для венчания, кольца)
Проверка по слайду. (Слайд 5)
Видео венчания (Слайд 6)
Микроитог: Христианская семья начинается с венчания. Во время венчания люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

Физкультминутка
— Скажите, а надо ли учиться любить? И если надо, то когда? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (стр.87).

Формулируют вывод вместе с учителем

Высказывают предположения.

Читают, заполняют таблицу, работая в парах

Просмотр фрагмента видео

Чтение и анализ текста учебника Анализ текста — приём «Ромашка» (на лепестках записаны вопросы по тексту)
1. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга? (Нет. Муж и жена должны быть верны друг другу и всегда оставаться вместе)
2. Как вы считаете, какие качества человека помогают ему проявлять тактичность? (Чуткость, внимательность, сдержанность, милосердие и т.д.)
3. Приведите примеры умения вести себя тактично с близкими.
4. Как вы понимаете слова Нового Завета: «Носите бремена друг друга»?
5. Что такое хамское поведение? (бесчувственное, развязное, низкое отношение к людям)
Микроитог: когда в семье все и всё вместе, идут на уступки друг другу, то люди становятся ближе и дороже друг другу.
6. Что важно для сохранения дружной семьи? (общие события и праздники, семейные традиции).
Последний вопрос записан на сердцевине ромашки, т.к. он должен быть задан последним.

Высказывают предположения.
Читают текст учебника.

Отрывают любой лепесток «Ромашки» и отвечают на вопросы.

Пётр и Феврония
— Есть праздники, которые принято отмечать всей семьёй. Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
Посмотрите на слайд. (Слайд 7)
Знаете ли вы, кто это? (Слайд 7, клик)
Высказывают предположения.
Чтение с пометами — Прочитайте текст «Праздник семьи» и сделайте пометки
V — уже знал; + — узнал новое; ? — хочу узнать
«Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днём святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов — образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. 8 июля тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
Специально ко Дню семью, любви и верности была учреждена медаль «За любовь и верность».
Во многих городах России, в том числе и Архангельске, стоят памятники Петру и Февронии».
После прочтения опрос нескольких учащихся по тем отметкам, которые они поставили в тексте.
Микроитог: «День семьи, любви и верности» — праздник, посвящённый семье. Брак Петра и Февронии — образец христианской семьи.

Читают текст и выставляют пометки на полях.
V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать

Участвуют в анализе текста.

V. Подведение итогов и рефлексия — Вы славно сегодня потрудились, и пришла пора подводить итог нашей работы.
Вернёмся к началу урока и назовём цель, которую мы сегодня поставили (Узнать, что такое христианская семья).
— Вспомните слова, которые объединило слово «семья» (любовь, родители, дети). (Слайд 8)
— Чтобы понять, достигли ли мы цели, нужно добавить в этот список слова, чтобы их объединило понятие «христианская семья». (венчание, кольцо, церковь, послушание, тактичность, почитание старших и т.д.) (Слайд 8, клик)
— Поздравляю, вы справились, а значит, достигли цели урока!
— Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, делают выводы.

Предлагаю побыть сегодня поэтами и составить синквейн со словом семья. Например:
Семья.
Дружная, крепкая.
Поддерживает, охраняет, воспитывает.
Любите друг друга на все времена!
Счастье!

— Спасибо, ребята, за работу! Пусть в ваших семьях царит любовь и понимание!

Домашнее задание (по выбору): подобрать несколько пословиц по теме урока или и нарисовать герб своей семьи, отразив на нём семейные ценности.

Составляют коллективно синквейн

Стихи Синквейн о семье — Стихи Синквейн о семье

Эти стихотворения Синквейн о семье являются примерами стихов Синквейн о семье. Это лучшие образцы стихов семьи Синквейн, написанные поэтами со всего мира.


Близнецы

 Мой близнец
является близким другом.
Вместе с рождения
Через игру, школу, работу мы разделяем радость
И больно.
... 

Подробнее

© Christine O’Hayre&nbsp&nbsp

Категории: 12 класс, детство, семья,


Мир на Земле

 Рождество
Одеяло радостное
Семейный праздник
Всего раз в год волнение
Рождество

Иисус
Малышка в яслях
Поклонение мудрецов
Мир на Земле Доброжелательность ко всем людям
Иисус

Санта
Щедрый мужчина
Доставляет подарки всю ночь
Любимая встретила печеньку... 

Подробнее

© Caren Krutsinger&nbsp&nbsp

Категории: рождество,


Иссушает ТМ


Отличный магазин, . .. 

Подробнее

© Paula Goldsmith&nbsp&nbsp

Категории: детство, рождество, одежда, еда,


БЕЙСБОЛ


           

             ... 

Подробнее

© Panagiota Romeos&nbsp&nbsp

Категории: Америка, бейсбол, семья, веселье,


Daniel

 Daniel ... 

Подробнее

© Paula Goldsmith&nbsp&nbsp

Категории: религия, сон, сила, мудрость,


Папа

 Папа
Занятый, властный
давай полегче
На твоей прекрасной девушке
Денди... 

Подробнее

© Эстер Яу&nbsp&nbsp

Категории: детство, дочь, семья, отец,


Песня волка

 Песня волка
Семейная мама
Воющий вечер
Она кормит своих детенышей на свой страх и риск
Волчье сердце

. .. 

Подробнее

© Caren Krutsinger&nbsp&nbsp

Категории: 6 класс, 8 класс,


Водопад Рис

 синквейн

Далеко от
один одинокий скульптор
его рюкзак, полный инструментов,
с зум-объективом, я снимаю, как он поднимается
водопады.

23 мая 2017 г.
... 

Подробнее

© Reason A. Poteet&nbsp&nbsp

Категории: семья, вода,


Дорогая Лиза

 ... 

Подробнее

© Brian Stoaks&nbsp&nbsp

Категории: смерть, смерть


смертное ложе

 На смертном ложе не нужны одеяла
ни тепла, ни мягкости, ни родства
потому что он никогда не вернется снова, как только он заправлен

На смертном одре нет доброты,
нет. .. 

Подробнее

© Анна Номалы &nbsp&nbsp

Категории: крик, смерть, похороны, пропажа без вести


Дети мира



                        ... 

Подробнее

© Brian Stoaks&nbsp&nbsp

Категории: танец, любовь,


Мой уголок


                        ... 

Подробнее

© Brian Stoaks&nbsp&nbsp

Категории: предательство, депрессия,


ТОТ, КТО ВЫЖИЛ



ребенок закреплен
под развалинами…
руки чувствуют поцелуй смерти
немой ... пока не откроется залитый песком свет
дыхание дергается


2/10/2016
Конкурс: Тот, кто выживает
Спонсор: Сара Кендрик

* Основано на сильном землетрясении с. .. 

Подробнее

© nette onclaud&nbsp&nbsp

Категории: ребенок, жизнь, стихийные бедствия,


Тот, кто выживает

 Конкурс «Кто выживет»
Спонсор: Сара Кендрик
 
До свидания...
   не смог спасти ее
    жить, чтобы рассказать свою историю
   ... 

Подробнее

© Lu Loo&nbsp&nbsp

Категории: сестра, самоубийство,


Это просто папа

 12 декабря 2015 г.
23:43
Канзас-Сити, Миссури
Стивен Беккер, псевдоним Брайан Стоукс


              ... 

Подробнее

© Брайан Стоукс

Категории: Скучаю по тебе,


Примеры куплетов, терцетов и четверостиший, основные поэтические приемы