Как воспитать мальчика лидером: Как вырастить лидера: 8 стратегий для родителей и детей — Идеономика – Умные о главном

Содержание

Как вырастить лидера: 8 стратегий для родителей и детей — Идеономика – Умные о главном

Фото: Atos/Flickr

Мы все хотим, чтобы наши дети стали лидерами. О том, как этого добиться, рассказывает колумнист Forbes и специалист по эмоциональному интеллекту Трэвис Брэдберри.

Где бы наши дети ни работали в будущем, мы хотим, чтобы они были смелыми, увлеченными, искренними. Мы хотим, чтобы они вдохновляли других людей на лучшее, чтобы они извлекли из своей жизни больше пользы и смысла, чем кажется возможным.

И их путь к лидерству в наших руках.

Мы можем задать им образец и научить их навыкам, которые позволят им руководить собой и другими в этом гиперконкурентном мире, но может оказаться и так, что они станут жертвами пассивного мышления, вынуждающего принимать статус-кво. Это огромная ответственность — как и все, что связано с родительскими обязанностями. И прелесть в том, что характер наших детей формируется теми мелочами, что мы делаем каждый день. Сосредоточьтесь на перечисленных ниже восьми пунктах, и вы сможете воспитать лидерские качества и в своих детях, и в себе.

1. Задавайте образцы эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это нечто неощутимое; он влияет на то, как мы управляем своим поведением, реагируем на социальные сложности вокруг нас и принимаем важные личные решения. Дети учатся эмоциональному интеллекту у своих родителей. Ваши дети наблюдают за вами каждый день и впитывают ваше поведение как губки. Они особенно чувствуют ваш ответ на сильные эмоции и вашу реакцию на их эмоции.

Эмоциональный интеллект — один из самых главных драйверов успеха на лидерских позициях. Компания TalentSmart протестировала больше миллиона людей и обнаружили, что результаты работы лидера на 58% зависят от эмоционального интеллекта. И 90% высокоэффективных лидеров имеют высокий эмоциональный интеллект.

Большинство людей очень мало что предпринимают для развития своего эмоционального интеллекта. Лишь 36% протестированных смогли точно обозначать переживаемые эмоции. Дети, у которых развивается высокий уровень эмоционального интеллекта, переносят этот навык во взрослую жизнь, и он становится для них опорой и в жизни, и в лидерстве.

2. Не будьте одержимы достижениями

Многие родители одержимы темой достижений, потому что они верят, что их дети должны стать высокоэффективными. Но такая фиксация создает для детей самые разные проблемы. Особенно по части лидерства: фокус на индивидуальных достижениях внушает детям неверное представление о том, как на самом деле добиваться результата.

Если говорить попросту, то самые сильные лидеры окружают себя хорошими людьми и отличными специалистами, потому что знают, что не смогут справиться в одиночку. Дети, помешанные на достижениях, так сосредоточены на наградах и результатах, что не могут в полной мере этого осознать. Все, что они видят — это игроки, которым вручают призы, и знаменитые CEO, которые попадают в новости. Им кажется, что все это следствие индивидуальных действий. И когда они узнают, как на самом деле устроена жизнь, это становится суровым шоком.

3. Не хвалите слишком много

Детям нужна похвала, чтобы выработать в них здоровую уверенность в себе. К сожалению, больше похвалы — не значит больше уверенности в себе. Детям нужна вера в себя, чтобы стать успешными лидерами, но если вы рассыпаетесь в аплодисментах всякий раз, когда они берутся за карандаш или пинают мяч, это создает замешательство и ложную уверенность. Всегда показывайте детям, как вы гордитесь их увлеченностью и их усилиями, но не выставляйте их суперзвездами, когда это явно не так.

4. Позволяйте им испытывать и риск, и поражения

Успех в бизнесе и в жизни опирается на риск. Когда родители идут на все, чтобы защитить своих детей, они не дают им рискнуть и пожать последствия этого риска. Когда вам не позволяют терпеть поражение, вы не понимаете риск. Лидер не в состоянии идти на адекватный риск, пока не поймет горький вкус поражения, который приходит, когда ты ставишь на карту все и проигрываешь.

Дорога к успеху усеяна поражениями. Когда вы пытаетесь оградить детей от поражения, чтобы подстегнуть их чувство собственного достоинства, им трудно смириться с поражениями, которые необходимы, чтобы преуспеть в качестве лидера. И не надо излишне напрягаться, когда у них что-то не получилось. В такой момент детям нужна ваша поддержка. Им нужно знать, что вы заботитесь о них. Им нужно знать, что и вы понимаете, как больно терпеть поражение. Ваша поддержка позволяет им принять это переживание и осознать, что они справятся с ним. А вот это и есть серьезный процесс работы над своим характером, который необходим будущим лидерам.

5. Говорите «нет»

Когда мы слишком потакаем детям, это гарантированно ограничивает развитие их лидерских качеств. Чтобы стать успешным лидером, человек должен уметь откладывать удовлетворение и упорно работать ради чего-то действительно важного. Детям необходимо развивать такое терпение. Они должны ставить цели и испытывать радость, приходящую благодаря старательному продвижению к ним. Ответ «нет» расстроит ваших детей сейчас, но они переживут это. А вот избалованность они не смогут преодолеть.

6. Давайте детям решать их собственные проблемы

Лидерство предполагает определенную самодостаточность. Когда вы командуете, вы должны быть в состоянии остаться последним и разгрести все возникшие завалы. Когда родители постоянно решают за детей их проблемы, у детей никогда не выработается критически важная способность прочно стоять на ногах. Дети, на помощь которым все время кто-то бросается, чтобы убрать за ними, ждут этого всю оставшуюся жизнь. Лидеры действуют. Они принимают руководство. Они ответственны и подотчетны. Ваши дети должны быть такими же.

7. Соответствуйте своим словам

Настоящие лидеры прозрачны и открыты. Они не идеальны, но они завоевывают уважение людей, соответствуя тому, что говорят. Ваши дети могут развить это качество естественным путем, но только если они видят, что вы демонстрируете то же самое. Вы должны быть честными во всем, не только в том, что вы говорите и делаете, но и в том, кто вы есть. Ваши слова и действия должны быть подобающими для того, кем вы себя называете. Ваши дети увидят это и захотят действовать так же.

8. Демонстрируйте, что вы тоже человек

Какими бы непослушными и вызывающими ни были ваши дети в тот или иной момент, вы по-прежнему их герой, их образец на будущее. Осознание этого может побудить вас скрывать свои прошлые ошибки из страха, что у детей возникнет желание повторить их. Но все наоборот: когда вы никак не демонстрируете свою уязвимость, у ваших детей развивается сильная вина по поводу каждого провала, потому что они уверены, что только они совершают такие ужасные ошибки.

Чтобы развивать лидерские качества, детям нужно знать, что люди, на которых они смотрят снизу вверх, тоже небезупречны. Лидеры должны быть в состоянии осмыслять свои ошибки, учиться на них и становиться лучше. Дети не способны на это, когда их оглушает вина. Им нужен кто-то — реальный, уязвимый человек, — который научит их обдумывать свои ошибки и учиться на них. Когда вы покажете им, как у вас это проходило в прошлом, вы поможете им в этом.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Как воспитать ребенка лидером — развиваем лидерские качества у ребенка

Родителям хочется, чтобы их ребенок вырос лидером, ярким и харизматичным человеком. Способность вести людей за собой — редкая черта характера, которая поможет в жизни.

Как развивать лидерские качества ребенка правильно? Можно ли сделать робкого малыша лидером?

Что значит быть лидером

В массовом сознании существует притягательный образ лидера, который ведет членов группы к общей цели, умеет найти выход из сложной ситуации и обладает большой властью. Руководителям часто приписывают иные положительные качества: высокий интеллект, артистичность, талант оратора.

Роль лидера привлекает своей исключительностью: людям кажется, что пребывание на первых ролях — доказательство жизненного успеха. Однако не все так просто.

Игнорируя особенности и потребности окружающих, мы не становимся настоящими лидерами. Стремление достичь желаемого любыми способами — качество, имеющее мало общего с лидерством.

Чем лидер отличается от остальных?

  1. Лидер любой группы — генератор идей. Он постоянно стремится внести коррективы в жизнь коллектива, улучшить условия существования. Здесь требуются высокие навыки анализа и смекалка.
  2. Настоящий лидер несет ответственность за каждый поступок — участники социальной группы в первую очередь будут обращаться за помощью именно к нему. Нужно предусматривать все варианты развития событий.
  3. Пригодится здоровая самооценка, уверенность в себе. Выступая от имени коллектива, лидер чаще остальных бывает на виду, соприкасаясь с внешним миром. Критика неизбежна, поэтому слабого человека эта ответственность может травмировать.
  4. Лидер всесторонне развит и эрудирован: необходимо удерживать в голове знания, чтобы хорошо ориентироваться в законах окружающего мира и принимать правильные решения.
  5. Такой человек не впадает в зависимость, отстаивает собственную точку зрения до последнего. Главная задача — думать о потребностях, выдвигать их на первый план.
  6. Однако настойчивость не должна перетекать в упрямство и несговорчивость. Лидеры обладают нестандартным мышлением, умеют признавать ошибки, когда это необходимо. Любой просчет превращается в урок, жизненный опыт.

Лидер верит в общее дело настолько сильно, что способен личным примером мотивировать остальных людей, когда они пребывают в отчаянии или теряют энтузиазм. Поддерживая друзей, членов команды, человек с лидерскими качествами обеспечивает успешное завершение любых начинаний.

Существует ошибочное суждение, будто лидер готов идти по головам, чтобы стать лучшим и получить власть, но для того, чтобы занимать лидирующие позиции, требуется большая доля эмпатии, сопереживания. Нужно постоянно ставить себя на место другого человека, чтобы вовремя договориться, подружиться с нужными людьми. Без хорошо развитого эмоционального интеллекта здесь не обойтись.

Лидерские качества развиваются с опорой на эгоцентризм ребенка (который присутствует у любого человека).

Задача родителей — направить энергию малыша в мирное русло, чтобы лидерство помогало общему развитию личности, а не тормозило его: можно стать лидером плохой компании и вредить окружающим, а можно возглавить группу помощи пострадавшим. Все зависит от моральных качеств ребенка.

Давайте разберемся, как распознать будущего лидера по конкретным чертам характера и поступкам.

Как выявить у ребенка лидерские качества?

Есть личности, которым нужно работать над собой в течение всей жизни, чтобы получить статус лидера. Определенные типы психики обладают лидерскими качествами с рождения — возможно, ваш ребенок тоже является прирожденным лидером.

Яркая и заметная личность

Дети, желая получить что-то немедленно, часто используют манипулятивные техники общения: кричат, устраивают истерики, шантажируют родителей. Ребенку с выраженными лидерскими качествами нет нужды каждый раз повышать голос — он получает необходимое с помощью обаяния и умения договариваться.

Таланты

Лидерство требует наличия талантов: умения выступать на публике, подбирать нужные слова, находить контакт с аудиторией. Ребенок с врожденным стремлением вести людей за собой наверняка будет неплохим оратором. Такие дети любят внимание, стремятся выступать на сцене, демонстрируя артистичность.

Если малыш тянется к занятиям по развитию речи, выступает в детском театре, любит развлекать гостей, у него есть задатки, чтобы стать лидером.

Высокая степень ответственности

Как было написано ранее, лидер не боится брать ответственность в свои руки. Как это проявляется у детей? Посмотрите на любую детскую компанию: в ней всегда найдется малыш, который наиболее смело проявляет инициативу. Например, когда учитель просит детей разделиться на группы во время командной игры, всегда выделяется ребенок, желающий стать капитаном.

Такие малыши уверенно раздают распоряжения, понимают сильные и слабые стороны своих друзей. Отсюда вытекает следующий пункт.

Дар эффективного руководителя

Ребенок с врожденными лидерскими качествами с раннего детства может быть неплохим организатором. Что это значит?

Раньше других начинает видеть перспективные направления развития, любит командовать ровесниками. Ребенок замечает, как члены команды взаимодействуют друг с другом, и понимает совершаемые ошибки.

Психологическая гибкость

Сообразительность, находчивость — важные элементы лидерских качеств. Однако люди никогда не идут за человеком, который не способен вступать в контакт. Эмпатия — постоянный спутник лидера.

Однородность поведения

Ребенок стремится быть лидером не только в тесном семейном кругу, где поддержка гарантирована: находясь среди незнакомых людей, малыш тоже выделяется на фоне остальных.

Лидер интуитивно понимает психологический тип собеседника, быстро находит подход к представителям разных темпераментов. В компании такого человека царит комфортная атмосфера: малыш-лидер объединяет сверстников, которые никогда бы не стали друзьями без влияния извне.

Остались сомнения? Проведите социальный эксперимент. Когда ребенок будет сидеть в окружении других людей (особенно ровесников), попросите, чтобы встало 2-3 человека. Если у малыша есть задатки лидера, он встанет первым.

Перечисленные черты характера свойственны не всем, но над ними можно работать, добиваясь результатов в разных сферах жизни.

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Зачем ребенку развивать лидерские качества?

Робкий, нелюдимый ребенок способен стать более социально активным с помощью родителей и педагогов.

Почему это важно?

  1. Лидерские качества — хорошие помощники во время процесса коммуникации. Они помогают достичь цели, обозначить личные границы — лидер всегда четко видит, к чему следует стремиться.
  2. Черты лидера нужны при построении карьеры. Взрослые люди обнаруживают, что их нужно развивать, когда этого требует работа и взаимодействие с коллегами. Лучше начать в детстве: малыш привыкнет к доминирующей позиции, и в более зрелом возрасте она не будет приносить дискомфорт.
  3. Лидеру не обязательно контактировать с людьми или управлять большими коллективами. Лидерские качества нужны для многих видов развития: например, для собственного бизнеса. Проекты, связанные с социумом, требуют выраженных черт характера.

Раньше этому вопросу уделялось намного меньше внимания: достаточно было стать хорошим работником, добросовестно выполнять обязанности. Что изменилось?

  1. Общество стало ориентироваться на индивидуальные, а не коллективные потребности. Важно заботиться о личном имидже. Конечно, забота о нуждах других людей — благое дело, но без работы над собой человек не достигнет высот.
  2. Вырос уровень конкуренции — на рынке труда, в бизнесе, в сфере отношений. Харизматичные и стойкие люди больше зарабатывают, им легче повышать качество жизни.
  3. Мир нуждается в ярких личностях, которые могут предлагать свежие идеи в сфере услуг, науки, искусства. Лидерские качества помогают донести замысел до массовой аудитории.

Кажется, что быть лидером — ключ к успеху. Однако ведущих всегда меньше, чем ведомых, и возникает вопрос: каждый ли способен быть лидером? Не принесет ли это стремление вреда?

Лидерские качества во многом зависят от наследственности, врожденных особенностей, но условия жизни и воспитания тоже играют важную роль в формировании личности ребенка. Если малыш растет интровертом, с детства склонен к социальной тревожности, то ему будет сложно пробиваться к пьедесталу.

Лидеры несут тяжелую ношу ответственности, которая станет чрезмерной эмоциональной нагрузкой для впечатлительного ребенка. Лидерская позиция превратится в источник стресса.

Некоторые особенности, свойственные лидерам (быстрая реакция, создание идей, активность, настойчивость) просто не сочетаются с определенными типами человеческой психики. К примеру, дети-меланхолики функционируют совершенно иначе: им нужна погруженность в процесс, эмоциональная безопасность, уединение и спокойствие.

Если вы замечаете, что ребенку не по силам брать на себя роль лидера, предложите развивать другие навыки. Общество остро нуждается в аналитиках, способных оценивать события со стороны; в творческих людях; в работниках, выполняющих рутинную работу без сбоев.

Каждый человек воплощает в жизнь личный потенциал. Если вы по-прежнему уверены, что развитие лидерских качеств пойдет малышу на пользу, воспользуйтесь этими советами.

Как правильно развивать лидерские качества у ребенка?

  1. Важно прислушиваться к мнению и ощущениям малыша даже в мелочах. Родители нередко давят опытом, авторитетом, не стараясь вникнуть в идеи ребенка. Исправьте эту ошибку — расспрашивайте детей о планах на будущее, советуйтесь перед принятием судьбоносного решения.
  2. Не блокируйте инициативу, исходящую от ребенка, даже если вы считаете затею глупой. Малышу следует учиться на собственных ошибках.
  3. Заботьтесь об интеллектуальном и физическом развитии. Пусть ребенок найдет подходящее хобби, проводит время в кругу единомышленников.
  4. Формируйте здоровое отношение к поражениям. Проигрыш — это нормальное явление, самооценка ребенка не должна страдать от неудачи.
  5. Вовлекайте детей в занятия с элементом соревнования: даже повседневные дела могут стать интересными, если выполнять их наперегонки.
  6. Обсуждайте с ребенком вопросы и проблемы, дискутируйте. Учите выражать точку зрения.
  7. Общаться малышу нужно не только с ровесниками: пусть в круг общения входят и взрослые. Это расширит кругозор, научит понимать людей.

Игры и упражнения для развития лидерских качеств у детей

Следующие несложные упражнения помогут с детства привить ребенку качества, свойственные лидерам.

1. «Социальные роли»

Придумывайте игры, в которых ребенку придется проявлять изобретательность, организованность, брать на себя ответственность.

Например, предложите ребенку организовать маленький «бизнес» по продаже канцелярских товаров: собрать книги, тетради, ручки и рассказать о своем магазине «покупателям» (родителям) так, чтобы они заинтересовались. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты выбираешь работников? Как сделать твой магазин лучше остальных в городе?»

Другой вариант — назначьте ребенка владельцем картинной галереи и попросите рассказать о своих ценностях. Роль экскурсовода учит находчивости, самопрезентации.

2. «Самый главный»

Иногда малышу полезно побыть лидером в семье. Выберите совместное занятие для членов семьи (закупка продуктов и вещей для дома, генеральная уборка и др.) Затем взрослые должны сложить с себя привычные обязанности и передать их ребенку: малыш самостоятельно определяет последовательность действий, раздает указания.

Если видно, что ребенок предлагает нерациональные решения, предложите нескольких собственных вариантов.

3. Спортивные игры

Традиционные соревнования между командами действительно влияют на боевой дух и стремление стать победителем.

Участвуйте в состязаниях, предполагающих физическое или интеллектуальное усилие (футбол, шахматы и т. д.)

4. «Семейная фотография»

Это знаменитое упражнение, популярное у педагогов. Оно позволяет понаблюдать за поведением детей в коллективе: кто является неформальным лидером, кто соревнуется, кто предпочитает оставаться в стороне.

Суть игры: выбирается фотограф, который должен сделать фото для «семейного альбома». Затем дети определяют роль дедушки — он имеет право расставить остальных ребят так, как считает нужным.

Дети по-разному справляются с задачей, но при регулярных тренировках даже зажатые малыши начинают чувствовать себя увереннее.

Ненавязчивое развитие лидерских качеств повлияет на успеваемость в учебе, межличностные отношения и самооценку. Поддерживайте ребенка, помогайте верить в себя — и все получится.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Как воспитать ребенка-лидера? Секреты частных британских школ

Итонский колледж уже на протяжении шести веков выпускает выдающихся политиков, ученых и предпринимателей. В этом учебном заведении выделяют три основных навыка, которые нужно развить у ребенка, чтобы он вырос успешным человеком

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок стал вторым Эйнштейном, Стивом Джобсом или Илоном Маском? У некоторых эта мечта превращается в идею фикс, и они начинают принуждать своего ребенка посещать всевозможные секции и кружки, а позже выбирают для него «правильные» факультеты в «правильных» университетах, как будто бы учебное заведение может гарантировать успешное будущее. А как же талантливые недоучки, которые смогли построить бизнес-империю без высшего образования? С другой стороны, подавляющее большинство успешных людей учились в престижных вузах. История каждого успешного человека уникальна, и одна не похожа на другую. Но родителям все равно хочется найти универсальный рецепт, следование которому позволит развить в ребенке навыки и качества, способные с наибольшей вероятностью привести его к успеху. Многие из них готовы не только выложить круглую сумму, но и посвятить себя тому, чтобы их чадо попало в правильное место, отучившись в котором, оно сразу же станет нобелевским лауреатом, премьер-министром или гениальным актером.

Одно из таких мест — Итонский колледж в Великобритании. Говоря о нем, любят подчеркнуть, что в нем прошли обучение 19 британских премьер-министров и множество представителей королевских семей, включая обоих британских принцев — Уильяма и Гарри. Зато немногие знают, что в этой школе-пансионате для мальчиков также учились знаменитые писатели и актеры, такие как Ян Флеминг (создатель бондианы) или современная знаменитость Эдди Редмейна (британский актер, сыгравший главную роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга»).

 Даже если имена некоторых выпускников знаменитого колледжа не знакомы широкой аудитории, вы можете быть уверены в том, что каждый из них достиг признания в той области, которую выбрал для себя. Будь то издательский бизнес, игра в крикет или астрология. В чем же секрет этого учебного заведения: в выборе детей только из влиятельных семей, которым уже уготовлено место под солнцем, или в умении разглядывать потенциал ребенка в раннем возрасте и направить его в правильное русло?

Вплоть до 2002 года в Итонском колледже работала система наследственного отбора студентов, когда мальчиков помещали в список будущих студентов еще при рождении, если их родственники по мужской линии обучались там, были голубых кровей или по меньшей мере являлись сыновьями влиятельных людей, близких ко двору. По сути, это был конвейер наследников, которые еще студентами выстраивали необходимые для успешной карьеры связи в высших кругах. Именно этим и объясняется такое количество успешных политиков, окончивших Итонский колледж.

 А как же тогда появление талантливых актеров, математиков и олимпийских чемпионов? Ведь талант невозможно передать по наследству, его можно только обнаружить, а после приложить максимум усилий, чтобы развить. Да и унаследовать место в парламенте, допустим, можно, но быть выдающимся политиком — это уже вопрос того же таланта и навыков. Кажется, именно этой логикой руководствовался директор колледжа Тони Литтл, когда в 2002 году сменил правила поступления с наследственного на академический. Уверена, что для сыновей королевских семей принцип поступления остался неизменным, а вот простым смертным, чтобы попасть на эту фабрику успеха, придется попотеть.

Теперь каждый мальчик, желающий поступить в Итон, должен пройти собеседование в возрасте от 9 до 10,5 лет, за три года до начала обучения, с последующим тестом, состоящим из 600 совершенно произвольных вопросов, подготовиться к которым заранее невозможно. После этого родители получают письмо либо с отказом, либо с хорошими новостями о том, что для их мальчика зарезервировано место и через три года, сразу после окончания начальной школы, он может приступить к учебе.  Место в Итонском колледже невозможно купить. Я знаю немало историй, когда арабские шейхи и российские олигархи пытались строить новые кампусы и библиотеки в обмен на место для своего отпрыска, но эти попытки ни разу не увенчались успехом. А потому шансы у всех детей одинаковые, только не все желающие смогут соответствовать требованиям этого учебного заведения в силу отсутствия у них определенных навыков и качеств. Чтобы выяснить, какие же способности ищут в будущих студентах преподаватели Итонского колледжа, мне пришлось пообщаться с десятками бывших студентов, которые проходили обучение там после 2002 года, и их родителями.

Потенциал

Каждая мама начинала беседу с рассказа об особенностях своего мальчика, которые были видны чуть ли ни с самого рождения. Но в течение разговора становилось ясно, что далеко не у всех рождался ребенок с зияющим третьим глазом и способным решить великую теорему Ферма. В некоторых случаях детей развивали всесторонне, и талант в какой-то момент вырисовывался сам, а в других случаях матери были запрограммированы на выявление и развитие особых талантов у своего чада, и поступление в знаменитый колледж не подлежало обсуждению. А был, например, случай, когда после поступления потенциал раскрывался с неожиданной стороны. Один ученик, виртуозно владеющий гитарой, после поступления бросил музыку и стал выдающимся математиком.

Конкурентоспособность

Конкурентоспособность — это вторая вещь, на наличие которой проверяют абитуриентов. Этот навык должен быть естественной потребностью у мальчиков. Он необходим в Итонском колледже, как рыбе вода, потому что в условиях высочайшей концентрации потенциала уверенность и желание быть лучше остальных должны просто литься через край. А конкурентоспособен обычно тот ученик, в котором этот навык взрастили или попросту не подавили.

Мнение

Собственное мнение и умение самовыражаться — это как раз то, что проверяется на собеседовании. В 10 лет абитуриент должен объяснить причины своего решения поступить в знаменитый колледж и уверенно рассказать о своих интересах и планах на жизнь, а также поддержать беседу о религии, политике и на любую другую тему, которая пришла в голову представителям комиссии. От ребенка не требуется анализировать предложенные лейбористами и консерваторами поправки к законам, но он должен обладать развитым логическим мышлением и уметь доносить свою точку зрения, какой бы она ни была. По рассказам одной из мам, после интервью комиссия заявила, что ее сын будет прекрасным оратором. «Но ведь он такой тихий и так мало говорит», — твердила им она. На что представители комиссии ответили ей: «Неважно, как много он говорит, важно что». По итогу этот мальчик возглавил все 68 дебатных сообществ колледжа и после окончания поступил на самый престижный факультет Oxford — PPE (Philosophy, Politics and Economics), на котором учились 42-й президент США Билл Клинтон, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон и медиамагнат Руперт Мердок.

Место под солнцем

Что касается процесса обучения, то его основные принципы остались неизменными, и именно они являются той базой, за счет которой из мальчишек вырастают будущие лидеры.  В Итонском колледже отсутствуют отношения учитель — ученик. Да, у каждого своя роль, один находится там, чтобы давать знания, а другой, чтобы получать. Но на этом все различия заканчиваются. К студентам там относятся как к равным, и каждый из участников этого социального круга должен уважение заслужить. Если учитель позволит себе опоздать на лекцию, то студенты вправе бойкотировать его лекции. Никто никого не заставляет учиться, и можно не ходить на занятия вовсе. Официально занятия заканчиваются в два часа дня, но каждый ученик в свое свободное время посещает дополнительные курсы по своему выбору. В этом колледже есть все, от китайского языка и до лепки из глины. А если чего-то нет, то нужно только попросить, и этот предмет появится, а вести его будут первоклассные преподаватели. Дополнительные занятия заканчиваются около 9 часов вечера. Сами ученики уверяют, что «не круто» быть не задействованным в свободное от учебы время, поэтому все стараются посещать дополнительные курсы.

Для них «круто» быть первым, быть достойным обучения в Итонском колледже, о чем в ненавязчивой форме им напоминают каждый день. Делается это с помощью сохранения традиций, от ношения сюртуков на лекции, как это делали премьер-министры, которые ныне приглядывают за учениками с портретов XVII–XIX веков, развешанных в обеденных комнатах и коридорах домов и кампусов, до совместных ужинов при свечах, обучения в классных комнатах, сохранившихся с XV века, и даже в играх вроде культовой The Wall, изобретенной там. Благодаря сохранившимся традициям ученики чувствуют непосредственную принадлежность к этому наследию и стремятся соответствовать ему.

Единственная помощь, которую оказывают педагоги студентам, — это невмешательство. Если родители приходят с просьбой выделить своему чаду ментора, их сразу спросят, чье это было решение, их или сына. И если окажется, что это было желание родителей, их любезно попросят не вмешиваться. Основная задача мам и пап — доверять своему ребенку, уважать его выбор и помогать реализовывать его, а не свои собственные, амбиции, только в таком случае он сможет стать успешным человеком.

Минусы обучения

Уникальность подобных школ-интернатов является не только их преимуществом, но и слабой стороной. Искусственно созданные условия для развития потенциала по большому счету не имеют ничего общего с реальной жизнью. Есть риск развития ложного восприятия действительности у ребенка или неприспособленности к настоящей жизни. За время обучения в Итонском колледже ученики быстро привыкают к тому, что любые их начинания поддерживаются, учителя предоставляют им любые ресурсы для их реализации. В быту таких привилегий нет, нужно быть самостоятельными расчитывать только на себя.

Если в вопросе воспитания полностью полагаться на школы с искусственно выстроенной реальностью, можно создать электроника, неприспособленного к обыденным человеческим факторам. Даже лучшая школа не сможет обучить бытовой мудрости, которую можно получить, столкнувшись лишь с негативным жизненным опытом. А его, как правило, в Итонском колледже сводят к минимуму.

Королевская партия

В 2026 году принц Джордж, правнук королевы Елизаветы II, которому сейчас пять лет, пойдет учиться в Итон, как и положено наследнику престола, и если ваше чадо является ровесником принца и для полного счастья вам не хватает только дружбы с королевской семьей Великобритании, то стоит всерьез задуматься о поступлении. Только помните: если вы хотите, чтобы ваш малыш сидел за одной партой с будущим королем, то и относитесь к нему по-королевски — дайте ему возможность раскрыть свой потенциал, вселяйте в него уверенность, разрешите самостоятельно управлять собственной жизнью, даже если его выбор не соответствует вашим планам. Стиву Джобсу не хватило денег на высшее образование, а Билл Клинтон так и не доучился на PPE и бросил Oxford на втором курсе. Но именно способность нести ответственность за собственные решения и делает из ребенка по-настоящему успешного человека, а разве не этого каждый родитель желает для своего чада?

  • Дело тренировки. Как ставить бизнес-цели, чтобы они работали
  • Железная фрау. Как дочь пастора возглавила страну
  • Будущее династии. Как феминистка Меган Маркл будет воспитывать первенца

Как воспитать будущего лидера

Пожарный. Кинозвезда. Профессиональный футболист. Президент Соединенных Штатов. У наших детей большие планы на то, чем они хотят заниматься, когда вырастут. Поэтому мы поощряем их, направляем и лелеем их мечты. Но даем ли мы им навыки, необходимые им для достижения своих целей?

На нас, родителей, возложена огромная ответственность за воспитание следующего поколения лидеров. Не всегда легко быть матерью подающего надежды молодого босса. Но невероятно приятно наблюдать, как ваш ребенок превращается в респектабельного, вдохновляющего молодого человека. Вот десять способов поощрения и воспитания будущего лидера:

1. Пусть сами решают свои проблемы.

Моя мать была мастером в этом. Она редко вмешивалась в споры между моими братьями и сестрами и мной. Она сказала, чтобы мы разобрались сами. И это научило нас решать проблемы, а не ждать спасения.

2. Научите их принимать решения.

Великие лидеры принимают мудрые решения. И это навык, который требует практики. Начните с того, что пусть малыши каждый день выбирают один из двух нарядов, или позвольте им выбирать, какие овощи они хотят на ужин. Когда они станут старше, покажите им, как взвесить все за и против каждого варианта. Когда встреча девочек-скаутов противоречит тренировкам команды по плаванию, не делайте выбор за них, а покажите им, как оценивать варианты. И поощряйте их обращаться за советом к взрослым, которым они доверяют, прежде чем принимать важные решения.

3. Помогите им попрактиковаться в навыках слушания.

Когда мои дети были маленькими и спорили, я учил их эффективно спорить. В три и пять лет они умели говорить: «Я чувствую [пусто], когда ты [пусто]». Им не особенно понравилось это упражнение, но оно помогло им научиться по-настоящему слушать другого человека — даже во время ссоры.

4. При необходимости извиниться.

Хороший лидер должен брать на себя ответственность, когда что-то идет не так. Один из лучших способов продемонстрировать это качество — признать перед ребенком, что вы не правы. Мне трудно извиняться перед детьми, когда я выхожу из себя или выношу несправедливое суждение. Но при этом я учу их смиряться и брать на себя ответственность.

5. Поощряйте их начинать что-то.

В школе и спорте у детей очень мало возможностей для развития оригинальной идеи. Но лидеры изобретательны и креативны. Поэтому постарайтесь найти возможности для вашего ребенка создать что-то с нуля, начиная с одной из его собственных идей, например, основать книжный клуб в школе, построить дом на дереве на заднем дворе или устроить спектакль по соседству.

6. Разрешить делегировать.

Если у ваших детей есть работа по дому, попробуйте дать им возможность управлять всей работой и делегировать определенные части работы братьям и сестрам. Например, вместо того, чтобы поручить одному ребенку накрывать на стол, а другому — мыть посудомойку, дайте каждому ребенку возможность в течение дня быть «кухонным менеджером», справедливо распределяя задачи между остальными.

7. Отточить свои коммуникативные навыки.

Несколько лет назад мои дети захотели домашнего питомца. Эндрю хотел бородатую агаму (разновидность ящерицы). Кристина хотела хомяка. А Зак хотел морскую свинку. Поэтому мы дали каждому из них список вопросов и попросили найти ответы и представить свои выводы. Они должны были сказать нам, сколько стоит питомец, какая среда обитания ему нужна, какая еда ему потребуется, как долго она проживет и т. д. Мы сказали им, что самое убедительное представление выиграет домашнее животное по их выбору. Они взялись за задание с энтузиазмом — и в итоге у нас получились одна бородатая агама, хомячок и морская свинка.

8. Покажите им, как быть лидером-слугой.

На футбольном поле или в студенческом самоуправлении у детей есть возможность служить своим сверстникам. Когда вашего ребенка назначают на руководящую должность, обязательно покажите ему, что великие лидеры ставят других людей на первое место. Служа своим сверстникам, они узнают, что лидерство заключается не в накоплении власти и положения, а скорее в том, чтобы сделать свой мир лучше и изменить жизнь других к лучшему.

9. Наградите их за выполнение обязательства.

Нет ничего, что беспокоило бы меня больше, чем таскать плаксивого ребенка на футбольный матч или на какое-то другое мероприятие по их выбору. Когда они жалуются на уход, я сразу хочу дать им разрешение покинуть команду. Мне так было бы легче! Но нет. Я заставляю их закончить сезон. Мои родители сделали то же самое. И обычно я менял свое мнение об этой деятельности. Но так или иначе, я научился доводить дело до конца.

10. Поощряйте их мечтать о большем.

У великих лидеров большие планы. Они видят вещи так, как другие не рассматривали. И они предпринимают шаги, необходимые для того, чтобы эти видения стали реальностью. Так что, если у вашего ребенка есть видение, которое кажется невозможным или непрактичным, у вас, вероятно, есть будущий лидер. Обнять его. Поощряйте его. И экипировать его.

Ваша очередь, читатели. Как вы даете своему ребенку возможность развивать лидерские качества?

Тереза ​​Чениккола — христианка-момпредприниматель, наставница мам, занимающихся бизнесом, который поддерживает их ценности веры и семьи. Подпитываемая авантюрным духом, Тереза ​​любит ходить пешком, бегать, ездить на велосипеде и исследовать Божью страну. Но больше всего она счастлива дома, смеясь и обнимаясь со своим возлюбленным из колледжа и их тремя детьми.

Как воспитать ребенка с лидерскими качествами

Rich Vintage / iStock

Rich Vintage / iStock

8-летняя девочка сидит в моем кабинете и делится своим последним планом, как заставить всех девочек ее класса ладить и играть вместе на переменах. Она говорит в быстром темпе, ее глаза широко раскрыты в ожидании моего ответа на ее план. По ее словам, самая большая проблема на переменах в том, что девочки разбегаются в разные стороны небольшими группами. Из-за этого некоторые девочки не учитываются, а некоторые девушки не знают, куда пойти и где им место. Она уверена, что «план записи на перемены» даст каждой девушке шанс найти группу, которая будет работать для нее в этот день. Дело не в том, что девушки спорят или устраивают клики, объясняет она, а в том, что перемены настолько коротки, что у девушек не хватает терпения тратить время на то, чтобы решить, что делать. Это проницательный план, исходящий от такой молодой девушки.

Проблема в том, что ей не хватает лидерских качеств, чтобы попытаться претворить свой план в жизнь. «Они не будут меня слушать, — говорит она мне. «Они будут говорить обо мне. Я не из тех детей, которых слушают другие дети». Ее глаза прикованы к полу, когда она произносит последнее заявление. Какое-то время мы сидим молча, пока она обдумывает варианты. Я нарушаю молчание планом, как помочь ей научиться руководить. Первый шаг: Практика искусства уверенного общения.

Реклама

Некоторые дети кажутся прирожденными лидерами, но большинству детей нужно руководство, практика и время, чтобы отточить эти очень важные навыки. Хорошая новость заключается в том, что есть простые шаги, которые можно предпринять дома, чтобы помочь посеять семена лидерства.

1. Обучение навыкам общения. Большая часть того, чтобы быть лидером, использует четкие и напористые коммуникативные навыки. Лидеры строят отношения и решают проблемы. Лидеры сохраняют спокойствие в стрессовых ситуациях и знают, когда обратиться за помощью. Отличный первый шаг к воспитанию лидера — научить вашего ребенка уверенно общаться. Во-первых, помогите ей понять разницу между пассивным (боится говорить, избегает зрительного контакта, прячется на виду), агрессивным (громко! Импозантно! Вам в лицо!) и напористым (хороший зрительный контакт, твердый, но ясный голос, слушает с интересом) коммуникаторы. Я часто предлагаю использовать как ролевую игру, так и книги, чтобы понять эти стили общения. Как только ваши дети поймут, как использовать напористое общение, попрактикуйтесь в этом дома. Проведите выборы и предложите ей баллотироваться на какую-нибудь домашнюю должность — в комплекте с речами!

2. Поощряйте их мечтать о большем. Ваш ребенок тратит большую часть своего времени на выполнение заданий, которые назначают взрослые в его жизни, как дома, так и в школе, поэтому важно поощрять его находить (и следовать) свою страсть в свободное время. Поддержите своего ребенка в его стремлении к своей мечте, будь то киоск с лимонадом, чтобы спасти вымирающее животное, или запись в театральную программу, чтобы научиться играть, и вы направите его на путь к лидерству.

3. Найдите положительные образцы для подражания. Ни для кого не секрет, что многие дети в какой-то степени смотрят на спортсменов и других знаменитостей как на образцы для подражания, но я считаю, что местные образцы для подражания могут предложить гораздо больше. У вас есть ребенок, который любит печь, но время, проведенное на кухне, вам не нравится? Поищите друга или соседа, которому время от времени может понадобиться небольшая помощь на кухне. Ваш ребенок хочет спасти всех животных на планете? Узнайте, может ли местный приют для животных использовать помощника. Образцы для подражания есть везде. Найдите кого-нибудь из местных, кто разделяет интересы вашего ребенка и может помочь ему освоить основы и использовать свои сильные стороны.

4. Станьте волонтером вместе. Служение человечеству помогает детям воочию увидеть, что они способны изменить этот мир к лучшему. Когда семьи добровольно работают вместе, они работают вместе, чтобы улучшить жизнь других. Это важный урок, который поможет нам проложить путь к лучшему, более эмпатическому миру.

5. Обучать разрешению конфликтов. Вы не можете действовать как лидер, если не знаете, как управлять конфликтом. Мы все сталкиваемся с конфликтами, и умение справляться с этими конфликтами мирным путем помогает воспитывать лидеров. Лучше всего начать с ссор между братьями и сестрами. Я часто слышу, что родители должны отступить и позволить детям «сражаться», но я не согласен. Да, время от времени вы должны позволять своим детям пытаться разобраться в своих разногласиях, но игра в посредника также может быть полезной. Попросите детей сформулировать проблему своими словами, используя «я-утверждения» (которые помогают детям брать на себя ответственность за свои действия). Затем попросите их определить свои потребности. В-третьих, работайте вместе как команда, чтобы найти компромисс, который устроит всех. Иногда компромисс невозможен и необходим перерыв. Это нормально. Перерыв учит детей тому, что можно находить время для преодоления конфликта. Им не нужно решать все проблемы в момент их возникновения. Все великие лидеры знают, что это правда.

6. Образцовая настойчивость. Лидеры не сдаются. Иногда они могут захотеть бросить курить. Они могут уйти от проблемы и отдохнуть от времени, но они знают, как настойчиво преодолевать трудности. Я призываю своих детей следовать этим шагам, когда они сталкиваются с проблемой, из-за которой им хочется сдаться:

  • Перегруппируйтесь: сделайте перерыв и немного расслабьтесь.
  • Переформулируйте это препятствие как лежачий полицейский, а не как стену.
  • Повторная попытка: у нас не всегда все получается с первой попытки, но мы всегда можем попробовать еще раз.

7. Поощряйте командную работу. Недавно я попытался описать команду людей, которые ежедневно помогают Президенту. Мои дети были в восторге от количества людей, работающих за кулисами. Частью лидерства является командный игрок и командный лидер. Слишком часто детей учат выделяться и быть лучшими, но это посылает сигнал о том, что человек лучше, чем команда. Расскажите своим детям о силе командной работы. Когда дети учатся поддерживать других, сотрудничать и решать проблемы в группе, они становятся лучшими лидерами.

8. Отточить навыки принятия решений. Мама недавно спросила меня, почему ее сыну так трудно принимать решения. Она описала его как доброго, вдумчивого и умного, но ужасного в выборе. Когда я спросил ее, как часто ему приходится принимать решения, я был встречен непонимающим взглядом. Лучший способ отточить навыки принятия решений — это практиковаться в принятии решений! Предоставьте своим детям право выбора, позволив им решать, что им надеть, как ему нравится прическа и какие тетради купить для школы. Так много жизни написано для детей. Если мы не сможем предоставить им варианты, они никогда не научатся выбирать.

Все маленькие дети могут стать великими лидерами по мере взросления. Если мы поддержим их интересы и научим их вести переговоры о групповой динамике и других социальных условиях, они научатся принимать трудные решения и с легкостью разрешать конфликты. Все, что нам нужно сделать, это поверить в их способности внести позитивные изменения в этот мир.

Фото: Getty

Теги: Discover Confidence, советы для родителей

Поделитесь этой статьей на facebookПОДЕЛИТЬСЯ Поделитесь этой статьей на TwitterTWEET

Родился или привел к величию? Как воспитать лидеров с юных лет

Время чтения: 5 минут

Поскольку ни одно научное исследование еще не определило «ген лидерства», можно с уверенностью предположить, что большинство людей могут усвоить лидерские качества с помощью обучения и опыта. Это хорошая новость для родителей, которые хотят, чтобы их дети пользовались профессиональными преимуществами лидерских навыков в деловом мире.

К счастью, многие личные качества, которые отличают хорошего лидера, также делают его хорошим человеком — честность, порядочность, критическое мышление и искренность. Хотя большинство родителей уже планируют развивать эти навыки и личностные качества, это всего лишь часть истории. Лидерство — уникальная способность. И не все готовы принять вызов. Не все методы воспитания помогают увеличить шансы на воспитание сильного лидера. Вот некоторые из них.

Создайте прочную когнитивную основу

Мозг вашего младенца — это губка, которая начинает впитывать информацию с момента его рождения. И чем разнообразнее и целенаправленнее внешние раздражители, тем лучше развивается мозг вашего младенца. На самом деле, мы все рождаемся с примерно 100 миллиардами клеток мозга. И по мере того, как мы воспринимаем окружающую среду, эти клетки начинают устанавливать связи друг с другом. Чем больше связей, тем лучше у нас, взрослых, когнитивные функции, память и навыки решения проблем. Когда родители создают правильную среду и опыт для своего ребенка, это помогает стимулировать развитие его мозга новорожденного. Результатом является больше нейронных связей и лучшая когнитивная основа. В частности, для этого предназначены игрушки Монтесорри, но чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем лучше.

Развивайте эмоциональный интеллект

Чтобы воспитать сильного лидера, уделяйте столько же внимания эмоциональному интеллекту (EQ) вашего ребенка, как и его коэффициенту интеллекта (IQ). Да, опыт и технические знания помогают руководить, но это не то, что делает лидера великим. Вашему ребенку нужна способность контролировать свои эмоции и, что более важно, распознавать эмоции других. Это их эмоциональный интеллект. Менеджеры с высокими показателями EQ более чутки и лучше «считывают» реакцию сотрудников. Эти качества помогают улучшить их навыки убеждения и разрешать межличностные разногласия. Вот несколько советов по воспитанию ребенка с высоким EQ:

  • Помогите ребенку обозначить свои эмоции, а не игнорировать их
  • Научите ребенка приемам успокоения, чтобы уменьшить его гнев или страх
  • Выслушайте и подтвердите свои чувства
  • Объясните, как их действия влияют на вас и других
  • Сформулируйте свои чувства
  • Модель здорового разрешения конфликтов

EQ помогает в общении, переговорах, сотрудничестве и разрешении конфликтов. Таким образом, эмоциональный интеллект является основополагающим навыком, необходимым для хорошего лидерства.

Научите их вести переговоры

Каждый родитель малыша или ребенка старшего возраста знает, что дети обладают врожденным даром вести переговоры. Подобно маленьким юристам, они умеют растягивать команды по соглашению или использовать лазейки. Но на этом их навыки ведения переговоров обычно заканчиваются. Дети хуже в посредничестве, компромиссе или лоббировании потребностей других. Эффективные лидеры умеют находить компромисс между партиями с разными программами. Они используют навыки решения проблем и эмоциональный интеллект для выявления общих побед и преодоления разногласий.

Чтобы научить ребенка искусству ведения переговоров, избегайте ответов «да» или «нет» на все его просьбы. Часто у вас нет выбора. Но когда у вас появится некоторая гибкость, воспользуйтесь возможностью, чтобы научить их идти на компромисс — что-то получать и что-то отдавать одновременно. Например, если вы договариваетесь о времени отхода ко сну, дайте им возможность обменять «еще десять минут» на что-то другое, например, на уборку в комнате. Пусть взвесят все за и против своих решений. Это также заставляет их нести ответственность за свой выбор.

Практика рассказывания историй

Одним из навыков, которым владеют великие лидеры, является умение рассказывать истории. Это потому, что истории вдохновляют и побуждают людей к действию. Они выводят нас за пределы самих себя, заставляют нас увидеть наш индивидуальный и коллективный потенциал. Лидеры используют правдивые истории об исторических личностях. Они рассказывают свои личные анекдоты и знают, как рассказать хорошую шутку. На самом деле, вы больше нравитесь людям, когда вы можете их рассмешить. А привлекательность лидера помогает убедить других доверять вам и выполнять приказы. Будь то письменное или устное, рассказывание историй учит причинно-следственной связи и помогает рассказчикам общаться с другими. Попробуйте эти занятия, чтобы развить у вашего ребенка навыки рассказывания историй:

  • Предложите им пересказать одну из своих любимых историй, пока они не выучат ее наизусть
  • Сыграйте в шарады или в игру на улучшение, которая заставит их установить сюжетные связи
  • Поощряйте их рассказывать свои любимые анекдоты другим членам семьи
  • Запишите их на видео и/или аудио, чтобы они могли услышать свои собственные истории
  • Напомните им, чтобы они включали конкретные детали (например, вкус, запахи, звуки) при рассказе
  • Научите их оценивать детали по важности, опускать ненужные детали

Самое сложное в обучении вашего ребенка рассказыванию историй – это утомительно быть его аудиторией. Но помните, когда они будут спотыкаться в сбивающем с толку скудном или слишком сложном повествовании, ваше терпение сделает их лучшими рассказчиками.

Подготовьте своего ребенка к неудаче

Признание достоинств неудачи сегодня является одним из основных принципов духа современного делового мира. «Неудача — первый шаг к успеху» и «Неудача — мать успеха». Подобные фразы направлены на то, чтобы искоренить клеймо несовершенства — нереалистичное ожидание, которое (по иронии судьбы) обрекает детей на неудачи во взрослом возрасте. Подготовьте ребенка к разочарованию. Не бросайтесь на помощь, когда что-то идет не так. Ваша роль родителя заключается в том, чтобы направлять, а не спасать от последствий их действий. Последнее, чему вы хотите научить своего ребенка, — это ожидание того, что кто-то всегда будет рядом, чтобы все исправить. Также избегайте чрезмерной похвалы. Ваш ребенок может стать слишком зависимым от положительной обратной связи. Вы не хотите, чтобы похвала была их основным мотиватором, а не внутренней наградой.

Принятие неудачи — важная часть того, как мы развиваем уверенность в себе. Наша уверенность в себе приходит не от ощущения безопасности благодаря другим; мы чувствуем себя в безопасности, потому что можем решать проблемы — что у нас есть некоторый контроль над окружающей средой и тем, как мы реагируем. Здоровое отношение к неудаче рассматривает ее как необходимый шаг к улучшению, а не как точку капитуляции.

Научите их быть хорошими последователями

Это может показаться нелогичным, но умение следовать делает хорошего лидера. Лидеры нуждаются в сочувствии и понимании. Им нужно знать, с какими разочарованиями сталкиваются последователи, и как интерпретируются слова и действия. Точно так же ваш ребенок должен понимать обязанности лидера и последствия его действий. И нет лучшего способа обрести мудрость последователя, чем принимать решения лидера. Чтобы научить ребенка быть хорошим последователем, научите его ценить тяжелую работу. Используйте домашние дела, проекты, командные виды спорта и общественные работы, чтобы поставить своего ребенка в роль последователя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts