Дети начинают говорить с какого возраста: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Почему современные дети начинают ходить и говорить позже? — 14 мая 2022

У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка

Поделиться

Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни, рассказывает «Доктор Питер».

Но в то же время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.

Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?

Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена

— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать. То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении.

Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова.

Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.

Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:

— прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни;

— рассматривать лица и различные объекты;

— взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи;

— ощущать ласковые прикосновения;

— много двигаться.

Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).

— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.

У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.

— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:

— непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела;

— детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу;

— манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.

— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда всё происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.

Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4–5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.

То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно, он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать всё вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.

— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.

Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.

— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.

Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:

— снижается двигательная активность;

— ребенок меньше взаимодействует с другими людьми.

И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.

— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт. — Сначала эти движения рефлекторные, но, начиная с 3–4 месяцев, ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.

Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?

— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учиться писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.

Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.

— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30–40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.

Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.

— Ребенку до 3 лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15–30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.

Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.

— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.

КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройства ми созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии. Ответить на эти вопросы редакция попросила Марианну Константиновну Шохор-Троцкую (Бурлакову) — педагога-де фектолога с пятидесятилетним стажем, одного из ведущих отечественных специалистов по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, автора более ста научных работ.

Игры в ботаническое домино или лото с картинками развивают у ребенка зрительное внимание.

Кроха, едва научившаяся ходить, с удовольствием рисует цветными мелками на асфальте. Такое занятие способствует мелкой моторике пальцев.

В три года многие малыши уже знают, как пишутся некоторые буквы, и имеют представление о числе.

Полуторагодовалый ребенок узнает на сюжетных картинках знакомые ему предметы.

Этапы развития речи и мышления у ребенка.

Открыть в полном размере

РЕЧЬ — ФУНКЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимуществен но левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа ау, эу), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа ма, па, ба, на, ди (иди), да (дай) и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой.

Слов еще нет, но интонации -восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-ба- ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы).

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название.

Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (
мама,
дай).

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой первых.

К полутора годам возникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги через, вдоль и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать.

У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: «Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь». Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки о, и, е. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — у, э. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами о, и, у, е (э) с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или пазлами, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунком на ту или иную тему. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа.

Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: «Кто летает?», «Кто бегает?», «Кто плавает?» и т.д. Например: «Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?». Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела.

К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «Угадай загадку», «Чьи это ноги?» (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), «Узнай, кто я» (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку.

С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его «почему?».

Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции. Героями ведь были не только три мушкетера.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков л, р, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука ш произносят звук с, вместо рл). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата (в свое время журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию статей «Школа домашнего логопеда» — см. №№ 10-12 за 1962 год; если у вас сохранились старые подшивки журнала, советуем прочитать эти статьи. — Прим. ред.).

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом «клетка» обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что «в клетку» бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, «путь» и «дорога») и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, «светлый» и «темный»). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному «быстрый» мальчик извлек из памяти слова «скорый», «стремительный», «проворный», «бойкий», «резвый», а после непродолжительной паузы добавил: «шустрый». Мама дополнила список словами: «шибкий», «рьяный», «прыткий». Антонимов оказалось меньше: «медленный», «тихий», «черепаший», «неторопливый», «неспешный». Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

ЛИТЕРАТУРА

Бурлакова М. (Шохор-Троцкая). Речь и афазия. — М.: Медицина, 1997.

Бурлакова М. Советы логопеда . — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

Вейн А. Мозг и творчество // Наука и жизнь, 1983, №№ 3, 4.

Драпкин Б., Синицына Н., Успенская Л. Школа домашнего логопеда // Наука и жизнь, 1962, №№ 10-12.

Маркина Н. Мозг правшей и левшей — в чем разница? // Наука и жизнь, 2001, № 6.

Мозг человека // Наука и жизнь, 1962, № 4.

Николаенко Н. Возвращение из небытия // Наука и жизнь, 2001, № 8.

Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь, 1984, № 6.

Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, № 8.

В каком возрасте ребенок должен начать ясно говорить?

Что вы почувствовали, когда впервые услышали, как ваш ребенок говорит? Это, безусловно, было прекрасное чувство, когда ваш ребенок впервые ясно сказал «папа» или «мама». С другой стороны, что, если ваш трехлетний ребенок едва может произнести два слова вместе или еще не говорит? Не беспокойтесь, в этой статье будет ясно объяснено, в каком возрасте ребенок должен начать ясно говорить. Ключевые моменты здесь дадут вам понять, нормально ли развивается речь вашего ребенка.

В каком возрасте ребенок должен ясно говорить? Речевое развитие детей варьируется от ребенка к ребенку, потому что они достигают каждой вехи речи в разном темпе. Окружающая среда, врожденное состояние здоровья и задержки в развитии могут значительно повлиять на то, насколько рано они смогут ясно выражать свои мысли. Однако у большинства детей речь развивается примерно к трем-четырем годам.

Вы должны дочитать эту статью до конца, чтобы знать, чего ожидать от ребенка на каждом этапе развития речи или языка. Эта статья также поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития. Отсюда вы сможете создать лучшую среду для своего ребенка, чтобы он приобрел хорошие навыки устной речи.

Стадии развития речи

Каждая веха в развитии речи – это волнительное событие для каждого родителя и достижение для ребенка. Есть этапы, которые рассказывают, как дети развивают свои речевые и языковые навыки. Однако, когда дело доходит до того, в каком возрасте дети будут развивать эти навыки, сроки могут сильно различаться.

Вот этапы развития речи, на которых дети развивают ясность в самовыражении:

До 12 месяцев

Младенцы лепечут, когда им около 6 месяцев. Это происходит, когда дети начинают играть со звуками, похожими на 9. 0021 «ма-ма» и «да-да» . Младенцы не произносят свои официальные первые слова в течение года или около того, хотя у них есть свои собственные способы общения с вами с рождения, такие как плач, бульканье и вздохи.

Большинство детей лепечет до своего первого дня рождения. Речевое развитие на этом этапе начинается с воркования. В это время ваш ребенок только начинает учиться общаться помимо плача. Вы услышите, как ваши детские струны звучат вместе, и будете использовать разные вокальные тона в качестве формы общения.

В возрасте до 12 месяцев они должны проявлять интерес и внимание к окружающим их звукам. Они также должны начать узнавать названия обычных предметов вокруг них. Если ваш ребенок не смотрит внимательно или не реагирует на звуки, это может указывать на задержки или проблемы с речью.

В течение первых нескольких дней после рождения младенцев проверяют на слух. Этот тест помогает выявить тех, у кого есть проблемы со слухом, а также выявляет, есть ли у ребенка задержка речи. Раннее обнаружение может помочь вам узнать, что следует делать дальше. Хотя иногда повторяющаяся инфекция уха на этом этапе также может повлиять на слух вашего ребенка, что может привести к задержке речи.

От 12 до 18 месяцев

В этом возрасте дети должны иметь широкий диапазон звуков речи. Они начинают имитировать слова и звуки, которые слышат из окружающей среды. Кроме того, они должны быть в состоянии следовать и понимать простые одношаговые инструкции от окружающих. В течение этих месяцев большинство малышей могут лепетать около 20 слов до восемнадцати месяцев.

К этому времени ваш ребенок уже должен уметь указывать на различные части тела, такие как нос, глаза, уши, рот и другие. Помимо указания, вы можете ожидать, что они также назовут каждую из частей своего тела. Однако реальность состоит в том, что многие дети сначала укажут на что-то задолго до того, как смогут их вербализовать. Обычно существительные, окружающие их, являются первыми словами детей на этом этапе.

От 18 до 24  месяцев

В течение этих месяцев дети могут начинать составлять простые предложения из двух-трех слов. Большинство детей уже могут произнести от 20 до 50 слов еще до достижения ими двухлетнего возраста. Они могут выполнять простые двухэтапные команды и могут идентифицировать обычные объекты вокруг себя и указывать на объекты, когда их об этом просят.

На этом этапе не ожидайте, что ваш ребенок будет правильно грамматически выражать свои мысли, поскольку он просто собирает слова, которые выучил ранее. Кроме того, дети на этом этапе уже могут показывать картинки в книге, могут слушать сборники рассказов с картинками.

От 2 до 3 лет

На этом этапе происходит огромный скачок в развитии речи. Большинство родителей удивляются, когда дети начинают составлять простые предложения. Теперь они могут указывать на объекты, которые им нужны, и произносить свои мысли вслух. В этом возрасте должно формироваться понимание того, что происходит вокруг.

Более того, они уже должны понимать наборы направлений и простые описательные концепции. Однако, если ваш ребенок не произносит первое слово к 2 годам, и кажется, что ребенок не понимает около 50 слов, вам, возможно, придется поговорить со своим врачом. Как говорят эксперты, потенциальные проблемы можно решить, если вовремя их распознать.

Как родитель, вы должны доверять своей интуиции, если считаете, что что-то не так на данном этапе. Лучше как можно скорее запросить мнение эксперта.

От 3 до 4 лет

В возрасте трех лет вы уже должны понимать примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок. К четырем годам ваш ребенок должен быть понят теми, кто его знает. К тому же в это время большинство детей, должно быть, уже начали учебу в школе, и необходимо, чтобы их речь уже была относительно ясной. Это также этап, на котором они начинают самокорректироваться, когда слышат правильное произношение слов.

Словарный запас вашего ребенка в это время значительно улучшился. Что касается их речевого и языкового развития, вы не можете ожидать 100% превосходных языковых навыков в возрасте 36 месяцев. Общее руководство для младенцев гласит, что ребенок должен использовать не менее 3-4 слов в предложении, и это развитие происходит в возрасте от 36 до 47 месяцев. Таким образом, вы можете ожидать, что дети в возрасте от 3 до 4 лет начнут ясно выражать свои мысли.

План действий

Как вы собираетесь научить своего ребенка четко говорить? Узнав, что на каждом возрастном уровне есть вехи речи. Для родителей и опекунов каждое взаимодействие с ребенком — это возможность научиться четко говорить. Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку говорить четко.

1. Много разговаривайте с ребенком
.  

Общение с ребенком может просто оставить чудеса, а то, как вы говорите, может напрямую повлиять на его или ее речевое развитие. Произнесение слов вслух, указывая на объект и называя его имя, может помочь вашему ребенку установить связь с различными объектами вокруг него. Помните, визуальные подсказки помогают в развитии речи.

2. Пойте песни, читайте стихи и смотрите видео, соответствующие их уровню.

Эти занятия могут помочь в развитии речи у детей. Когда вы поете и читаете, дети будут имитировать звуки, которые вы издаете. Эти занятия также позволяют им научиться правильному произношению.

3. Повторите слова.

Как родитель или опекун вы узнаете, когда ребенок будет готов к обучению. Когда ребенок сосредоточится, попробуйте предложить конкретные слова, которые ему интересны. Повторение поможет детям говорить то или иное слово понемногу. Например, если ребенок говорит «баба», указывая на банан, коснитесь банана и произнесите это слово несколько раз, чтобы слово «банан» стало новым словарным запасом.

4. Поощряйте подражание.

Младенцы склонны подражать тому, что они слышат и видят. Всякий раз, когда вы что-то делаете, постарайтесь рассказать об этом. Используйте конкретные и простые слова, чтобы помочь вашему ребенку учиться. Подражание распространено среди детей, поэтому используйте эту возможность, чтобы научить и помочь им научиться многим вещам, особенно в улучшении их коммуникативных навыков.

Похожие вопросы

Что делать, если мой ребенок не говорит? Дети, которые не говорят на соответствующем уровне, должны пройти проверку речи. Логопеды — это специалисты, которые помогают с проблемами общения всех видов, от заикания до понимания речи. Ребенку могут быть назначены различные виды тест-терапии. Прохождение оценки поможет выявить потребности ребенка для нормального речевого развития.

Что такое скрининг развития? Скрининг развития — это набор скрининговых тестов, которые обычно проводятся во время визитов вашего ребенка к врачу. Скрининг — это способ, с помощью которого ваш врач может определить, достигает ли ваш ребенок типичных вех или проявляет ли он признаки задержки речевого развития. Примером этого может служить ситуация, когда ваш годовалый ребенок не поддерживает зрительный контакт или не заинтересован в общении. Если это заметно, это может быть признаком задержки.

сообщить об этом объявлении

Теги

ребенок, Первые слова, речь

Джо

Джо — биолог и писатель-любитель.

Engage & Learn

Вам также может понравиться

Когда дети начинают говорить

Как дети учатся говорить | Этапы развития речи | Что вызывает языковые задержки | Как родители могут помочь детям начать говорить

Когда дети начинают говорить

Как правило, дети начинают произносить свои первые слова где-то между 9 и 14 месяцами. Однако каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Таким образом, неудивительно, что время для первого слова ребенка будет варьироваться от ребенка к ребенку.

Несмотря на то, что новым родителям, возможно, придется подождать до своего первого дня рождения (или больше), чтобы увидеть, скажет ли их ребенок первым слово «мама» или «папа», путь к первым словам ребенка начинается задолго до этого. Младенцы постоянно учатся говорить на протяжении нескольких стадий своего языкового развития. У родителей будет много возможностей помочь своему маленькому комочку радости достичь вех развития.

Как младенцы учатся говорить?

Слушание звука вашего голоса, наблюдение за вами и последующее подражание кажутся чрезмерным упрощением очень сложного процесса, но именно так младенцы учатся говорить.

Младенцы учатся говорить на своем родном языке.

Знакомство с языком имеет решающее значение для обучения разговорной речи, потому что речь — это навык «ожидания опыта». Человеческий мозг ожидает, что такой опыт поможет ему развить свои способности. Дети, которые были заброшены и лишены языкового общения, как правило, имеют плохие языковые способности ​1​ .

Речевые паттерны начинают формироваться в сензитивном периоде, когда нейронные связи еще относительно пластичны. Этот период обычно заканчивается в течение нескольких лет после рождения. Поэтому, чтобы ребенок мог научиться говорить, он должен находиться в среде, где язык не лишен в раннем возрасте.

Дети, которые растут в дикой природе с животными или в изоляции в течение первых 4–6 лет своей жизни, не подвергаясь человеческому общению, как правило, позже испытывают трудности с произнесением полных предложений ​2​ .

В языковой среде нейронные сети ребенка кодируют родной язык на этапе раннего развития. Нейронная приверженность родному языку (NLNC) связывает нейронные сети мозга с паттернами, которые отражают родной язык 3 .

В результате раннее изучение родного языка облегчает изучение в будущем языков, которые следуют схожим моделям речи, но ограничивает способность изучать языки, которые не следуют этим моделям.

Стадии развития речи

Доязыковая коммуникация

Вероятно, ваш ребенок продемонстрирует некоторые доязыковые навыки еще до того, как начнет говорить. Такие навыки являются хорошим показателем скорого развития речи.

Эти доязыковые коммуникативные навыки включают ​4,5​ :

  • Жесты
  • Вокализации
  • Совместное внимание с лицом, осуществляющим уход
  • Зрительный контакт и зрительный контроль
  • 7 Взгляд0158

Лепетание

Сразу же после доязыковой стадии младенцы переходят в стадию лепета примерно в 6-7 месяцев в рамках подготовки к своим первым словам ​6​ .

Детский лепет часто является одним из первых шагов на пути к речи у младенцев. Этот процесс часто кажется другим тарабарщиной, но это одна из самых важных вех раннего развития языка.

По сути, детский лепет — это первая попытка ребенка заговорить. Это подготовительная работа и практика, которые подготовят их к их первым словам.

Болтовня часто включает в себя вздохи, воркование или произнесение гласных звуков. Это считается одним из основных этапов развития речи, потому что звуковые слоги, которые ваш ребенок произносит на этом этапе, начинают напоминать новые звуки и слоги, которые ему понадобятся, когда он начнет использовать настоящие слова ​7​ .

9-месячный ребенок, вероятно, знает несколько основных слов, таких как «нет» и «пока-пока». Они также могут использовать широкий диапазон тонов и согласных звуков.

Голофрастическая сцена

Также известная как стадия одного слова, голофрастическая стадия 10 следует за стадией воркования и бормотания и обычно происходит в возрасте около 12 месяцев ​8​ .

На этом этапе развития речи дети начинают произносить отдельные слова, относящиеся к определенному языку. Это знаменует собой начало их пути развития речевых навыков.

В это время ребенок не только понимает, как составить слово, но и знает, как использовать его для общения. Они могут обобщать слова и их значения или использовать одно слово для выражения всей мысли. Например, слово «мама» может служить универсальным призывом о помощи, а не обращением к матери 9.0129 ​9​ .

Стадия двух слов

Этап развития речи двух слов, вероятно, начинается примерно в 18 месяцев и продолжается, пока вашему ребенку не исполнится около 2 лет ​8​ .

Теперь дети могут комбинировать простые слова в простые предложения из двух слов для общения.

У 18-месячного ребенка в словарном запасе, вероятно, будет около 20 новых слов, но это только начало экспоненциального роста словарного запаса. Их словарный запас может расти как на дрожжах в одночасье во время этого «языкового взрыва» 9.0129 ​10​ .

Телеграфная стадия

Примерно в возрасте от 2 до 2,5 лет ваш ребенок вступит в телеграфную стадию.

На этом этапе речь ребенка состоит из коротких простых фраз с преимущественно содержательными словами, такими как «папа беги», «хочу лапшу», «мяч вперед» и т. д. 

Телеграфная речь часто фокусируется на содержании и опускает прилагательные, артикли и другие грамматические морфемы, похожие на краткие сообщения, содержащиеся в телеграммах несколько десятилетий назад. Как правило, нет грамматических морфем, таких как время, число или род.

На этом этапе родители могут услышать приятные фразы, такие как «собачка облаи меня».

Что вызывает задержку речи у некоторых детей

Причины задержки речи у разных детей разные. Ни одна основная причина не применима ко всем детям. Вот несколько условий, которые могут способствовать задержке развития речи или языковым расстройствам.

  • Замедленные темпы созревания
  • Потеря слуха или нарушение слуха
  • Умственная отсталость или задержка развития
  • Неврологические отклонения и отклонения в развитии, такие как расстройство аутистического спектра, СДВГ и церебральный паралич.
  • Рецептивная афазия – ребенку не хватает рецептивных языковых навыков для понимания устной речи
  • Экспрессивная афазия – ребенку трудно преобразовывать мысли в речь для самовыражения
  • Отсутствие языкового воздействия

Как родители могут помочь своим детям начать говорить

Родители могут многое сделать для поощрения речи и языка. Если вам не терпится услышать первые слова вашего ребенка, вот несколько советов, которые помогут ему это сделать.

Разговаривайте со своим ребенком

Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения. Раннее знакомство с языком приносит пользу не только развитию речи и языка ребенка, но также его когнитивным способностям и академическим достижениям в будущем ​11​ .

Обратите внимание на внимание вашего ребенка

Установлено, что совместное внимание коррелирует с языковыми навыками ребенка. Совместное внимание — это способность координировать внимание с другими в отношении объектов и событий ​12​ .

При разговоре с ними обращайте внимание на реплики младенцев. Попробуйте говорить о названиях предметов, на которых в данный момент сосредоточен ваш ребенок, вместо того, чтобы перенаправлять его внимание на что-то другое. Со временем ваш ребенок разовьет навыки следить за вашим взглядом или смотреть на то, на что вы указываете, поэтому он будет знать тему, о которой вы говорите ​13​ .

Используйте детский лепет

Некоторые ресурсы для родителей предупреждают родителей не использовать детский лепет, потому что это слишком упрощенно. Однако исследования последних лет показывают обратное.

Исследования показывают, что речь, обращенная к ребенку, широко известная как «детский лепет», может помочь развитию речи ребенка больше, чем речь, направленная взрослым («настоящая речь»).

В детском лепете произношение более точное, речь обычно медленнее, а тон заботливее. Это привлекает внимание детей и помогает им легче различать слова в последовательности слогов ​14​ .

Кроме того, не разговаривайте с ребенком. Поговорите с малышом. Пусть ваш ребенок по очереди «говорит» с вами. Исследования показывают, что процесс взаимодействия с родителями в беседе имеет решающее значение для овладения языком, а также для когнитивного и эмоционального развития ​15​ .

Избегайте телеграфной речи

В телеграфной речи используются только содержательные слова с небольшой грамматикой или без нее. Например, «Яблоко хочешь?» (вместо «Хочешь это яблоко?») или «Папина миска» (вместо «это Дада миска»).

Хотя маленькие дети, которые учатся говорить, используют телеграфную речь, ее использование родителями не помогло им в обучении. На самом деле, телеграфная речь может затруднить для детей изучение грамматики и значений слов, поскольку в ней отсутствуют сигналы и информация, которые приходят с грамматической речью 9.0129 ​16​ .

Вместо этого родители могут использовать более короткую грамматическую речь, которая облегчает нагрузку на детей при соблюдении грамматических правил. Например, «Хочешь это яблоко?» или «чаша Дада».

Использование жестов при разговоре

Перед тем, как заговорить, младенцы общаются с помощью жестов. Исследования показали, что дети, чьи родители используют больше жестов для общения, с большей вероятностью будут использовать жесты сами, что предсказывает развитие их словарного запаса в более позднем возрасте 9.0129 ​17​ .

Поэтому, когда вы говорите о бытовых предметах, используйте жесты для демонстрации того, что вы говорите. Например, вы можете нарисовать большой круг руками, чтобы представить концепцию большого размера. Укажите на предмет или части тела, о которых вы собираетесь говорить. Говоря о направлении, поверните свое тело в этом направлении, чтобы показать его.

Читайте своему ребенку

Чтение вслух — это отличный способ поделиться словами и языком с вашим ребенком. Исследования даже показали, что совместное чтение книг оказывает значительное влияние на развитие у детей выразительной речи 9.0129 ​18​ . Вы можете использовать соответствующие возрасту книжки с картинками, чтобы увлечь вашего ребенка.

Повторение слов

Повторение является важным средством обучения и может быть бесценным инструментом для развития речи вашего ребенка. Одно исследование показало, что повторение слов (как способ помочь ребенку научиться говорить) приводит к более сильным языковым результатам ​19​ .

Заключительные мысли о том, когда дети начинают говорить

Каждый ребенок учится говорить с разной скоростью. Есть много причин, по которым ваш ребенок поздно начинает говорить. Поговорите со своим педиатром, если вас беспокоит задержка речи вашего ребенка. Большинство посещений здорового ребенка также включают начальную проверку слуха. Если в семье есть случаи потери слуха, попросите обратиться к специалисту по слуху или запланируйте проверку слуха.

Хорошей новостью является то, что ресурсы и помощь доступны для раннего вмешательства. Лечащий врач вашего ребенка также может направить вашего ребенка к логопеду или логопеду для оценки.

Была ли эта статья полезной?

Насколько это было полезно?

Как мы можем его улучшить?


Ссылки

  1. 1.

    Маклафлин К.А., Шеридан М.А., Нельсон К.А. Пренебрежение как нарушение ожидаемого вида опыта: последствия для развития нервной системы. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в октябре 2017 г . : 462–471. doi:10.1016/j.biopsych.2017.02.1096

  2. 2.

    Уйлингс ХБМ. Развитие коры головного мозга человека и понятие «критических» или «сенситивных» периодов. Изучение языка . Опубликовано в Интернете, июль 2006 г .: 59–90. doi:10.1111/j.1467-9922.2006.00355.x

  3. 3.

    Куль ПК. Раннее овладение языком: взлом речевого кода. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в ноябре 2004 г .: 831–843. doi:10.1038/nrn1533

  4. 4.

    Wu Z, Gros-Louis J. Доязыковые коммуникативные акты младенцев и материнские реакции: отношения к языковому развитию. Первый язык . Опубликовано в Интернете в феврале 2014 г .: 72–90. дои: 10.1177/0142723714521925

  5. 5.

    Crais ER, Watson LR, Baranek GT. Использование развития жестов в профилировании доязыковых навыков общения детей. Am J Speech Lang Pathol . Опубликовано в Интернете, февраль 2009 г .: 95-108. дои: 10.1044/1058-0360 (2008/07-0041)

  6. 6.

    Айверсон Дж.М., Холл А.Дж., Никель Л., Возняк Р.Х. Взаимосвязь между повторяющимся началом лепета и отклонениями в латеральности в ритмичных движениях рук у младенцев. Мозг и язык . Опубликовано в Интернете в июне 2007 г .: 198–207. doi:10.1016/j.bandl.2006.11.004

  7. 7.

    Вихман М.М., Макен М.А., Миллер Р., Симмонс Х., Миллер Дж. От лепета к речи: переоценка проблемы непрерывности. Язык . Опубликовано в Интернете в июне 1985 г .: 397. дои: 10.2307/414151

  8. 8.

    Мохамад Нор Н, Рашид Р.А. Обзор теоретических взглядов на изучение и овладение языком. Kasetsart Journal of Social Sciences . Опубликовано в Интернете в январе 2018 г .: 161–167. doi:10.1016/j.kjss.2017.12.012

  9. 9.

    Гопник А. Три типа раннего слова: появление социальных слов, имен и познавательно-реляционных слов на стадии одного слова и их отношение к когнитивному развитию. Первый язык . Опубликовано в Интернете, февраль 1988 г . : 49–69. дои: 10.1177/014272378800802204

  10. 10.

    МакМюррей Б. Ослабление взрыва детской лексики. Наука . Опубликовано в Интернете 3 августа 2007 г .: 631–631. doi:10.1126/наука.1144073

  11. 11.

    Ромео Р.Р., Леонард Дж.А., Робинсон С.Т. и др. Преодоление разрыва в 30 миллионов слов: взаимодействие детей в разговоре связано с функцией мозга, связанной с речью. Психология . Опубликовано в Интернете 14 февраля 2018 г .: 700–710. дои: 10.1177/0956797617742725

  12. 12.

    Томаселло М., Фаррар М.Дж. Совместное внимание и ранний язык. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1986 г .: 1454. дои: 10.2307/1130423

  13. 13.

    Манди П., Гомес А. Индивидуальные различия в развитии навыков совместного внимания на втором курсе. Поведение и развитие младенцев . Опубликовано в сети 1998:469-482. дои: 10.1016/s0163-6383(98)

    -0

  14. 14.

    Thiessen ED, Hill EA, Saffran JR. Направленная речь младенцев облегчает сегментацию слов. Детство . Опубликовано в Интернете 1 января 2005 г.: 53-71. doi:10.1207/s15327078in0701_5

  15. 15.

    Снег CE. Исследование речи матерей: от ввода к взаимодействию. Разговор с детьми: ввод и овладение языком . 1977;3149.

  16. 16.

    Венкер К.Э., Болт Д.М., Мейер А., Синдберг Х., Эллис Вейсмер С., Тагер-Флусберг Х. Использование родительской телеграфной речи и разговорный язык у дошкольников с РАС. J Speech Lang Hear Res . Опубликовано в Интернете в декабре 2015 г.: 1733-1746. doi: 10.1044/2015_jslhr-l-14-0291

  17. 17.

    Роу М.Л., Голдин-Медоу С. Различия в ранних жестах объясняют различия СЭС в объеме детского словарного запаса при поступлении в школу. Наука . Опубликовано в Интернете 13 февраля 2009 г .: 951-9.53. doi:10.1126/наука.1167025

  18. 18.

    Каррасс Дж., Браунгарт-Рикер Дж.М. Влияние совместного чтения книг родителями и детьми на раннее овладение языком.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts