Подростковый кризис у девочек и мальчиков
Содержание статьи
- Физиологические причины
- Психология подросткового кризиса
- Фазы подросткового кризиса
- Проявления в подростковом возрасте
- Особенности протекания у девочек и мальчиков
- Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
- скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
- головокружения, головные боли;
- слабая концентрация, рассеянное внимание;
- учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
- одышка;
- обморочные состояния;
- быстрая утомляемость;
-
повышенная возбудимость, расстройства сна.
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
-
развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
-
Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы.
Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
-
Снижение успеваемости в школе, работоспособности.
Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
-
Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками.
Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
- Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
-
Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
-
Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
-
Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки.
Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
- Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
-
Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
- Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
- Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
- Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
- Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
- Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
- Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
-
Отказаться от нотаций.
Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
- Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
- Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
- Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
- Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
-
Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах.
Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.
Указать время
Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30
Указать специалиста
Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург
Подробнее о гарантии качества медицинских услуг
Наши преимущества
Комплексный подход
В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.
Собственная лаборатория
На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.
Современное оборудование
Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики
Акции и скидочная система
Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.
основные черты, фазы, советы родителям детей подросткового возраста
Подростковый кризис – период, в который человек переживает гормональный сбой вследствие перехода из детского в юношеский возраст. Обычно он наступает с 13-14 лет и сопровождается непослушанием, депрессиями и повышенной эмоциональностью.
Возрастная психология насчитывает в жизни человека более восьми кризисных периодов. Подростковый же является самым длительным и тяжелым из них. В это время физически тело человека меняется, оно переходит в стадию полового созревания, которая и тянет за собой гормональный сбой.
Для девочек этот период обычно наступает с началом менструации (11-13 лет). Для мальчиков разброс больше – от 11 до 15 лет. Растущий человек начинает понимать, что детство закончилось, но полноценной взрослой личностью ощущать он себя еще не может. Из-за неопределенной самоидентификации и излишней эмоциональности подросток впервые вдается в самокопание, из которого следует неподчинение, бунт и агрессия в сторону себя и окружающих.
Причины подросткового кризиса
Основная причина такого кризиса – проблема с определением себя в мире. Даже если ребенок живет в счастливой и любящей семье, чувствует поддержку, кризис неизбежен из-за общества, в котором он существует. К нему может привести:
- отсутствие внимания противоположного пола;
- чрезмерный контроль со стороны родителей;
- сложности в школе;
- отсутствие самостоятельности;
- нереализованные желания.
Как только у ребенка приближается возраст полового созревания, родители должны быть начеку, и оказать должную поддержку запутавшемуся индивиду. Как же понять, что у подростка проблемы? Основные черты – это:
- Депрессивное состояние. Подросток целыми днями ходит хмурый, у него появляется апатия, общение со сверстниками меньше его интересует. Девочки начинают быть более истеричными и слезливыми, мальчики – замкнутыми в себе.
- Попытки увечий. Депрессивное состояние влечет желание причинить себе физический вред. Большинство подростков в кризисный период калечат себе руки или ставят синяки. Это – крик о помощи. Такие действия не значат, что у вашего ребенка психические отклонения, они значат, что справиться самостоятельно со сложностями у него не хватает сил.
- Непослушание. То, что раньше ребенок считал своей обязанностью (хорошие оценки, уборка дома, поездки на каникулы к бабушке), теперь вызывает у него негативную реакцию. Он отказывается делать какие-то поручения, упрекает родителей за беспокойство о нем, вступает в конфликты со сверстниками.
- Закрытость.
Требование не входить в его комнату, не трогать вещи, не переставлять и не убирать ничего на его территории без личного присутствия. Это способ обозначить свое личное пространство и то, что он больше не намерен допускать к нему даже родителей.
Советы родителям: как помочь своему ребёнку мягко пройти подростковый кризисный возраст?
В кризисный период у подростка наиболее выражена потребность к самостоятельным действиям и решениям. Есть жесткие ограничения в свободе со стороны родителей – есть бунт. Это не значит, что нужно позволять подростку гулять всю ночь, бездельничать или приносить плохие оценки. Это значит – нужно искать подход.
Прежде чем дать больше прав ребенку, нужно стать его другом и поддержкой. Это нужно прививать с самого детства, иначе уровень взаимопонимания в подростковом возрасте упадет ниже некуда. Проявите заинтересованность в его проблемах. Поговорите с ним о половом созревании без стеснений и красных щек. Советуйтесь с ним, перед тем как принять какое-то важное решение для вашей семьи.
К подростковому возрасту у вас уже должны быть сформированы крепкие дружеские отношения. Это важно, потому что в атмосфере доверия и взаимоуважения человеку куда проще поделиться своими внутренними переживаниями, рассказать о своих «косяках» без боязни быть непонятым или наказанным. Слушайте его, делитесь с ним воспоминаниями о своих юношеских проблемах, давайте ненавязчивые советы и просто будьте рядом в тяжелый момент.
Что случилось с концепцией подросткового кризиса?
1. Waltereit R, Uhlmann A, Roessner V. Подростковая психиатрия – с точки зрения детского и подросткового психиатра. Европейская детская подростковая психиатрия. 2018;27:1383–1385. doi: 10.1007/s00787-018-1231-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Streeck-Fischer A, Fegert JM, Freyberger HJ. Gibt es Adoleszentenkrisen? В: Fegert JM, Streeck-Fischer A, Freyberger HJ, редакторы. Adoleszenzpsychiatrie. Штутгарт: Шаттауэр; 2009 г.. стр. 183–189. [Google Scholar]
3. Ремшмидт Х. Психиатрия Адолесенца. Штутгарт: Тиме; 1992. [Google Scholar]
4. Kaplan HI, Sadock BJ, Grebb JA. Краткий обзор психиатрии Каплана и Садока: поведенческие науки, клиническая психиатрия. Балтимор: Уильямс и Уилкенс; 1991. [Google Scholar]
5. Castro-Fornieles J, Bargalló N, Calvo A, et al. Изменения серого вещества и когнитивные предикторы аномалий 2-летнего наблюдения при первом психозе с ранним началом. Европейская детская подростковая психиатрия. 2018;27:113–126. doi: 10.1007/s00787-017-1013-z. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
6. Pelizza L, Azzali S, Garlassi S, et al. Подростки со сверхвысоким риском психоза в итальянских нейропсихиатрических службах: распространенность, психопатология и скорость перехода. Европейская детская подростковая психиатрия. 2018;27:725–737. doi: 10.1007/s00787-017-1070-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Анагностопулу Н., Кириакопулос М., Альба А. Психологические вмешательства при психозах у детей и подростков: систематический обзор. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019;28:735–746. doi: 10.1007/s00787-018-1159-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Poletti M, Pelizza L, Azzali S, et al. Клинически высокий риск развития психоза в детском и подростковом возрасте: результаты двухлетнего наблюдения за проектом ReARMS. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019;28:957–971. doi: 10.1007/s00787-018-1262-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Томпсон К.Н., Кавелти М., Чанен А.М. Психотические симптомы у подростков с признаками пограничного расстройства личности. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019;28:985–992. doi: 10.1007/s00787-018-1257-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Bartels M, Hendriks A, Mauri M, et al. Детская агрессия и сочетание поведенческих и эмоциональных проблем: результаты в возрасте от 3 до 16 лет от нескольких оценщиков в шести когортах проекта EU-ACTION. Европейская детская подростковая психиатрия. 2018;27:1105–1121. doi: 10.1007/s00787-018-1169-1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Junker A, Nordahl HM, Bjørngaard JH, Bjerkeset O. Черты личности подростков, низкая самооценка и госпитализация с причинением себе вреда: 15-летнее наблюдение -вверх норвежской когорты Young-HUNT1. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019;28:329–339. doi: 10.1007/s00787-018-1197-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. King TL, Milner A, Aitken Z, et al. Психическое здоровье подростков: варианты пограничного интеллектуального функционирования и инвалидности. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019;28:1231–1240. doi: 10.1007/s00787-019-01278-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Soler J, Lera-Miguel S, Lázaro L, et al. Семейный агрегированный анализ когнитивных функций при биполярном расстройстве с ранним началом. Европейская детская подростковая психиатрия. 2020 г.: 10.1007/s00787-020-01486-8. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
14. Smelror RE, Rund BR, Lonning V, et al. Негативные и дезорганизованные симптомы опосредуют взаимосвязь между вербальным обучением и глобальным функционированием у подростков с ранним психозом. Европейская детская подростковая психиатрия. 2020 г.: 10.1007/s00787-020-01479-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Stentebjerg-Olesen M, Pagsberg AK, Fink-Jensen A, et al. Клинические характеристики и предикторы исхода психоза шизофренического спектра у детей и подростков: систематический обзор. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2016; 26:410–427. дои: 10.1089/кап.2015.0097. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Dinnissen M, Dietrich A, van der Molen JH, et al. Назначение нейролептиков в детской и подростковой психиатрии: соблюдение рекомендаций. Европейская детская подростковая психиатрия. 2020 г.: 10.1007/s00787-020-01488-6. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Moritz S, Gawęda Ł, Heinz A, Gallinat J. Четыре причины, по которым следует переименовать центры раннего выявления психозов и пересмотреть цели их лечения: мы должны не катастрофизировать будущее, которое мы не можем ни надежно предсказать, ни изменить. Психомед. 2019;49:2134–2140. doi: 10.1017/S003329171
18. Fonagy P, Speranza M, Luyten P, et al. Экспертная статья ЭСКАТО: пограничное расстройство личности в подростковом возрасте: обзор экспертных исследований с последствиями для клинической практики. Европейская детская подростковая психиатрия. 2015; 24:1307–1320. doi: 10.1007/s00787-015-0751-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Mirkovic B, Cohen D, Garny de la Rivière S, et al. Повторение суицидальной попытки в подростковом возрасте: факторы риска и защиты через 12 мес после госпитализации. Европейская детская подростковая психиатрия. 2020 г.: 10.1007/s00787-020-01491-х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Ohlis A, Bjureberg J, Lichtenstein P, et al. Сравнение суицидального риска и других исходов среди мальчиков и девочек, которые наносят себе вред. Европейская детская подростковая психиатрия. 2020 г.: 10.1007/s00787-020-01490-y. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Roessner V. Нейробиологические исследования в детской и подростковой психиатрии: маятник возвращается к большему вниманию к психопатологии развития? Европейская детская подростковая психиатрия. 2015;24:729–730. doi: 10.1007/s00787-015-0737-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Подростковый кризис | Encyclopedia.com
Понятие подросткового кризиса обычно не встречается в словаре психоанализа. Он не использовался Фрейдом и не был создан ни одним психоаналитиком. Во Франции эта концепция получила распространение после успеха книги Мориса Дебесса « La crise d’originalité juvenile » («Кризис юношеской оригинальности»; 1941), которая помогла распространить и популяризировать эту концепцию. Впоследствии авторы, интересующиеся подростковым возрастом, в том числе психоаналитики, подобрали этот термин для собственного использования, поддерживая его или критикуя. Первоначальная двусмысленность и отсутствие точности, связанные с этим термином, вероятно, способствовали его успеху, но также превратили его в мешок идей и источник значительных недоразумений. Он использовался для обозначения кульминации процесса развития в конце детства и начале взрослой жизни, а также для поведенческих проявлений и нарушений, которые так часто возникают в этом возрасте.
Под рубрикой «подростковый кризис» и под видом предполагаемой оригинальности подростков наиболее нетипичное поведение считалось «нормальным» для этого возраста. Утверждается, что это нетипичное поведение является платой за кризис, который сравнивают с временной дезорганизацией, когда молодой подросток покидает стабильную среду детства для пока еще неопределенной взрослой жизни. Наряду с этим изменением в окружающей среде следует учитывать созревание влечений, количественные эффекты, которые, как говорят, подталкивают подростка к временному анархическому поведению, прежде чем оно будет направлено на более стабильные занятия. Кризис, понимаемый по его наиболее очевидному выражению в ряде бурных поведенческих проявлений, считается признаком нормальности. Наоборот, отсутствие такой драмы в подростковом возрасте было бы признаком чрезмерного подавления и предзнаменованием беспокойного будущего. Подросток не столкнется с психической работой при переходе во взрослую жизнь.
Альтернативный подход, основанный главным образом на североамериканской школе развития, известной благодаря работам Питера Блоса и Маргарет Малер, рассматривает подростковый возраст как кульминацию процесса взросления. Этот подход к развитию также предполагает, что мы используем понятие кризиса экономно. Это больше относится к романтическому видению подросткового возраста, чем к какой-либо научной реальности. Согласно этой точке зрения, некоторые подростки были бы патологическими, но большинство, молчаливое большинство, — нет. Последующие исследования трудного подросткового возраста, хотя и фрагментарные, предполагают, что эволюция в подростковом возрасте далеко не так благоприятна, как утверждается. И все же подавляющее большинство подросткового возраста проходит незамеченным, без каких-либо обычных клинических или субъективных проявлений подросткового кризиса.
Психоаналитический подход к интрапсихическим изменениям, связанным с половым созреванием, развивался в несколько этапов. Были предложены три основные объяснительные модели, каждую из которых можно рассматривать как подтверждение других. Первоначальная модель изменений была основана на первых открытиях в психоанализе, связанных с «Исследования истерии» (1895d) и «Толкование сновидений» (1900a). Эта модель изменения сделала возможным переход от симптомов к представлениям в результате изменения топографического регистра от бессознательного к сознательному посредством снятия вытеснения. Эта модель характеризует фрейдовский подход к подростковому возрасту. Действие, отложенное до полового созревания, актуализирует и выводит в поле сознания более или менее замаскированные параметры младенчества и, в частности, Эдипов комплекс, вытесненные в латентный период. Подростковый возраст становится повторением младенчества. Вторая модель изменений основана на вытеснении либидинозных инвестиций. Его подхватила Анна Фрейд, когда сделала скорбь центральным параметром процесса взросления. Третья модель – структурное изменение личности.
Взгляд Фрейда на подростковый возраст не лишен двусмысленности и, кажется, чередуется между изменением и непрерывностью, хотя он склоняется к последней интерпретации. Подростковый возраст в основном определяется его отношением к младенчеству. Он представляет собой доступ к генитальной стадии и в этом смысле является кульминацией либидинозной эволюции (Freud, 1905d). Следовательно, он проясняет более ранние стадии и придает отложенное значение определенным инфантильным переживаниям, которые оставались приостановленными и потенциально травмирующими до тех пор, пока половое половое развитие не даст им наиболее полного выражения.
Мало что было сказано об интрапсихических трансформациях полового созревания. В этих моделях,
понимание подросткового возраста фильтруется через понимание детства. Преимущество подросткового возраста заключается в его способности ретроспективно прояснить детство за счет ретроактивного воздействия двухэтапной эволюции человеческой сексуальности и служить дверью во взрослую жизнь. Как переходный период он не имеет собственной плотности. Изменения подросткового возраста рассматриваются лишь как продолжение процесса, начатого в начале развития личности. Подростковый возраст является не столько кризисом, сколько кульминацией того, что существовало в зародыше у младенца.
Настоящие изменения следует искать в препятствиях на пути развития, то есть в патологии и в том, что Мозес и Эгле Лауфер называют «перерывами в развитии». Для этих авторов половозрелое тело подростка становится заменой опасного инцестуозного родителя. Актуализация посредством переноса этой охваченной конфликтом эдиповой связи позволяет обновить бессознательную или предсознательную фантазию, которая структурирует эту связь, в том, что авторы называют «центральной мастурбационной фантазией». Они отводят этой фантазии ключевую роль в связи подростка со своими объектами и собственным телом — представителем родительских объектов. В соответствии с идеями Фрейда фантазия организуется в младенчестве, но именно изменения в теле в подростковом возрасте делают ее травмирующей и способной провоцировать реакции отторжения и различные формы задержки развития, которые могут возникнуть в результате такого отторжения.
В течение десятилетия, прошедшего с 1995 г., эта концепция подросткового возраста как завершения и повторения младенчества была модифицирована авторами, акцентирующими внимание на специфике этого этапа жизни. Процесс траура становится особенно важным. Анна Фрейд первой обратила внимание на сходство подросткового возраста, эмоциональных разочарований и периодов скорби. Подростковое либидо должно отделиться от родителей, чтобы сфокусироваться на новых объектах, и это приводит к оплакиванию кормящей матери и младенческого тела. В течение этого интервала между старыми и новыми вложениями непривязанное либидо ищет новые объекты для вложения и возвращается к юношескому эго, где оно приводит к нарциссической инфляции и грандиозным фантазиям, характерным для этого возраста. Угрюмость, желчность, моменты неуверенности, даже деперсонализация и периоды депрессии являются признаками более или менее продолжительной пустоты инвестиций либидо.
Можно ли лучше понять подростковый возраст в отношении прошлого, которое повторяется или исполняется, или будущего, которому оно будет подчинено и которое придаст ему последующий смысл? Или мы должны скорее рассматривать его как существенную стадию развития, которая не может быть сведена ни к тому, что было раньше, ни к тому, что последует? Обладает ли подростковый возраст собственной идентичностью, так что природа затрагивающих его изменений накладывает особый отпечаток на эволюцию и судьбу субъекта? Если да, то каков характер этих изменений и как они могут повлиять на ход развития субъекта?
Наиболее специфическим изменением в подростковом возрасте является навигация между двойными задачами интеграции генитально зрелого тела в общество и обретением автономии, которая появляется в этот период жизни. Влияние полового созревания на тело модифицирует отношение подростка к своим влечениям, давая ему, наряду с половозрелым телом, средство для их разрядки. Подростку нужна автономия — дистанция от прежних объектов привязанности, родителей. Автономия, в свою очередь, бросает вызов нарциссическим допущениям субъекта и служит для выявления качества его внутреннего мира, (надежного или ненадежного) характера его привязанностей и способности его эго взять под контроль функции, которые до этого момента принадлежали ему. родители. Связи между внутренней и внешней реальностью ставятся под сомнение и, таким образом, претерпевают важные изменения.
Подростковый возраст, таким образом, соответствует потребности в психической работе в развитии каждого человеческого существа — потребности, с которой сталкивается каждый человек и для которой каждое общество должно найти решение. Здесь мы с особой остротой видим то, что Фрейд определял как влечение, а именно потребность психики в работе вследствие ее связи с соматикой. В самом деле, происхождение этого избытка психической работы, характерного для подросткового возраста, — экстрасоматическое развитие, связанное с половым созреванием, но с особыми чертами, которые придает ему отложенное действие. Для подростка образ, который он сконструировал о себе в детстве, колеблется, пока он ждет нового культурного и символического статуса. Таким образом, помимо конфликтов идентификации и эдипова комплекса, в подростковом возрасте вызываются и испытываются наиболее глубокие пласты личности и самости в ее начальный период конституции.
Кризис подросткового возраста действительно имеет место в том смысле, что психически субъект будет другим после полового созревания. Но этот кризис всегда имеет форму и исход, обычно обусловленные культурой и семейными системами, к которым принадлежит каждый из нас. Следовательно, внутренний кризис психики консутентен соматическому воздействию половой зрелости на психику и
психосоциальное влияние подростковой автономии, но внешнее выражение этого кризиса во многом зависит от событий, происходивших в младенчестве, а также от характера и качества текущего социального окружения.
Семья способна способствовать этому процессу или вмешиваться в него. Часто возникает своего рода резонанс между кризисом среднего возраста, который переживают родители, когда их дети достигают подросткового возраста, и проблемами, с которыми сталкивается подросток. Такой резонанс усугубляет путаницу между поколениями и стирает границы поведения подростка. Подобный резонанс возникает, когда подросток актуализирует неразрешенные конфликты родителей с их собственными родителями, которые они затем воспроизводят со своими детьми. Такой резонанс усиливает конфликты и способствует возникновению у подростка чувства непонятости и подчиненности посторонним силам.
Внешняя реальность выступает как возможный посредник, способный усиливать или ослаблять структуры психического аппарата. Его основная роль состоит в том, чтобы сделать рост инвестиций в объекты, связанный с двояким феноменом отделения от инфантильных объектов и возобновлением процессов идентификации, нарциссически приемлемым. Внешние объекты, особенно родители, могут служить посредниками для внутренних объектов, их конкретное отношение помогает исправить все, что пугает или ограничивает во внутренних объектах, и, таким образом, помогает внести нюансы и очеловечить Супер-Эго и Эго-идеал. Они также могут создавать условия для удовольствия, которое можно использовать и обменивать и которое позволяет подростку либидинально реинвестировать связи с объектами, не осознавая важность этих объектов. Это напоминает условия, типичные для переходных объектов раннего детства или того, что некоторые авторы предпочитают называть «трансформационными объектами». Из-за своего разнообразия эти внешние объекты в сочетании с визуальными напоминаниями о различиях между полами могут усилить третью функцию, которая колеблется и представляет собой регрессию и отсутствие дифференциации.
То, что верно в отношении родителей, верно и в отношении фигур-посредников, предоставляемых обществом: учителей, социальных работников, друзей, идеологий и религий. Это может быть временная поддержка, предлагающая подросткам точку опоры, которая сохраняет их потребность в инвестициях в нарциссически приемлемый образ себя, прежде чем они найдут свой собственный путь. Как и в случае с религией и некоторыми идеологиями, эта поддержка также может предоставить подростку выход, который скрывает открытия инфантильных потребностей в слиянии, которые подчиняют индивидуума недифференцированным тоталитарным отношениям.
Если потребности в психической трансформации кажутся присущими подростковому возрасту, то формы, принимаемые этими изменениями, особенно зависят от того, как действует общество. Таким образом, в этой связи подчеркивается роль кризиса поколений и современных форм бунта против отца. Мы также можем задать вопросы о влиянии перехода от общества, построенного вокруг четких правил и явных запретов, к более либеральному обществу. Этот переход благоприятствует переходу от подросткового периода, в котором доминирует проблематика конфликтов, связанных с запретами и их возможным нарушением, к взрослому периоду, в котором доминирует проблематика страха перед разрушением этих связей и выражения потребности в зависимости. Запреты, хотя и могут привести к бунту, ведут к непониманию необходимости зависимости. Свобода вместе с требованиями производительности и успеха выявляет нарциссическую неуверенность и потребность в полноте.
Филипп Жемме
См. также: Подростковый возраст.
Библиография
Дебесс, Морис. (1941). Первоначальный кризис несовершеннолетних . Париж: Presses Universitaires de France.
Фрейд, Зигмунд. (1900). Толкование снов (Части 1-2). SE , 4:1-338; 5: 339-625.
—— (1905). Три эссе по теории сексуальности. SE , 7: 123-243.
Фрейд, Зигмунд и Брейер, Йозеф. (1895г [1893-95]). Исследования истерии. СЭ , 2: 1-310.
Жемме, Филипп. (1994). Подростковый возраст и процесс изменений. В Daniel Widlöcher (Ed.), Traité dePsychopathologie (стр. 687-726). Париж: Presses Universitaires de France.
Лауфер, Мозес и Лауфер, М. Эгле. (1984). Подростковый возраст и нарушение развития: психоаналитический взгляд .