Переходный возраст: инструкция для родителей
Переходный возраст — самый непростой период в жизни родителей и детей примерно с 12 до 16 лет. Возраст, когда ребенок начинает взрослеть не только физически, но и психологически.
Фото: pixabay.com
Этот период по-настоящему эмоционально один из самых непростых в нашей жизни. Подростки чувствует себя чужими и одинокими в этом мире. Они отрицают, отстраняются от окружающих, считают свои чувства особенными и требуют независимости. Своим поведением они словно отделяют себя от родителей.
Но все, что нам кажется плохим и провокационным в поведении подростка, его чувства протеста и одиночества — нормальный этап, который ему нужно помочь прожить, а не отрицать или сетовать на него.
Немецкий психолог и философ Вильям Штерн назвал этот период «серьезной игрой». В этот период подростки изучают себя, ищут свое предназначение и пробуют себя в разных занятиях. При этом к каждому увлечению они относятся со всей серьезностью, поэтому переходному периоду свойственна такая категоричность. Именно так происходит формирование личности, и задача взрослого — быть рядом и облегчать, а не усугублять этот процесс. Как помочь подростку пережить переходный период — рассказал читателям Pravda.Ru кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут.
Сепарация — важнейшая особенность подросткового периода
Сепарация необходима, чтобы ребенок стал самостоятельной и полноценной личностью, обрел своё «Я». Полностью слитым с мамой ребенок должен быть только в возрасте до одного года, потом — происходят первые шаги в осознании себя самого. Период от года до подросткового возраста — это медленный, постепенный процесс отделения от родителей. Важно, чтобы этот процесс завершился правильно и вовремя. Отсутствие сепарации — это патология, а не проявление заботы из желания стать самым лучшим родителем.
Незавершенная сепарация грозит не только тем, что ребенок останется с вами жить в одной квартире, — у него возникнут проблемы в самореализации и личной жизни. «Несепарированные» дети не умеют выстраивать личные границы, отстаивать собственное мнение, очень часто имеют проблемы с самооценкой и в целом с осознанием себя во внешнем мире.
Поэтому так важно родителям отпустить, а детям — спокойно отделиться. Задача подросткового периода — перейти с уровня «взрослый-ребенок» на уровень «взрослый-взрослый».
Затруднить сепарацию может нереализованность родителей или нежелание самого ребенка взрослеть.
В первом случае все интересы и образ жизни родителей сосредоточены на ребенке. Ему не дают проявить самостоятельность: за него все решают и делают. Или же, наоборот, родители возлагают на ребенка большие надежды, а он обязан их постоянно оправдывать.
Во втором случае ребенку просто удобно, что все решения и ответственность за него принимают взрослые. Как самостоятельная личность он еще не созрел, часто обижается и ведет себя по-детски.
В этот период родителям важно искать в себе мудрость. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают, это только еще больше сердит подростка. Вспоминайте, что мы сами в этом возрасте так же хотели свободы и независимости.
Как помочь ребенку преодолеть переходный возраст
- Прежде всего, верить в его безграничные возможности, в самое лучшее, что в нем есть. Давать возможность стать первым там, где он хочет. Не навязывать свое мнение, а напротив, лучше нам самим учиться у наших детей, прислушиваться к их размышлениям и думать, как необычно и интересно они смотрят на мир.
- Любить и выражать поддержку, независимо от его слов и поступков. В этот период он больше всего нуждается в этом, хоть и демонстрирует обратное. Ему нужно спокойное общение без криков и упреков, без причитаний и наказаний — это поможет ему поверить в себя и свои возможности.
- Общаться с ребёнком на равных. Дети должны быть лучше взрослых, иначе жизнь перестанет двигаться вперед. Поэтому и воспитывать их надо так, чтобы они становились лучше и сильнее нас. Здесь нужно запастись терпением. Подросток встает на путь поиска себя, своего смысла жизни, своего проявления.
- Станьте союзником своему ребенку, принимайте общее решение или позвольте сделать ему выбор самостоятельно. Именно через сотрудничество ребёнок сможет активнее раскрывает свои способности, учится самостоятельно размышлять, смелее принимать решения. И при этом будет чувствовать ощущение свободы и поддержки.
Главная задача родителей подростков — прислушиваться к своему ребенку, уметь договариваться с ним и находить компромиссы. Доверяйте и разговаривайте. Позвольте подростку выстроить свои личные границы, организовать свое пространство, в котором он сам установит правила, которые вы будете соблюдать. Дайте возможность самостоятельно принимать серьёзные решения и нести ответственность за них.
Автор Ирина ГусаковаИрина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
как родителям наладить контакт с подростком — Блог Тетрики
Переходный возраст — нелёгкий период, который сопровождается изменениями в теле и психике. Они могут спровоцировать внутренний разлад как у самого ребёнка, так и в отношениях с родителями.
Дети начинают ставить авторитет взрослых под сомнение, стремятся к личному пространству. Кроме того, у подростков появляется недовольство своим внешним видом. Как родителям сохранить доверительные отношения с ребёнком в этот непростой период — читайте в статье.
Когда наступает переходный возрастК признакам подросткового возраста относятся желание ребёнка иметь больше личного пространства, требование учитывать его мнение, самостоятельность, а также ухудшение глубины контакта с родителями.
Дети перестают быть удобными для родителей, становятся замкнутыми в общении с ними, ориентированными на сверстников.
В классической периодизации подростками считаются люди с 11 до 17 лет. Младший подростковый возраст — условные 11–13 лет, старший подростковый возраст — 14–17 лет.
Как переходный возраст может повлиять на ребёнкаУ всех детей переходный возраст проявляется по-разному. Одни становятся сложными и упрямыми, а другие переживают этот период спокойно. Мы выделили самые распространённые черты переходного возраста, а именно:
1. Снижение успеваемости.В средней школе программа сложнее, чем в начальной. Подросток же становится более рассеян, что мешает ему сконцентрироваться на предметах. К тому же, он открывает для себя «новый мир», более привлекательный, чем учёба. Например, хобби, музыка, видеоклипы, тусовки и тому подобное.
2. Изменения в характере и нестабильное душевное состояние.Подросток не знает, как ему реагировать на то, что он чувствует, и на то, что происходит вокруг. Применительно к переходному возрасту можно сказать: «с подростком происходит то, что он не знает, что с ним происходит».
Наблюдаются как физические, так и психические изменения, из-за которых подростки не могут найти общий язык даже с самими собой. Многие прибегают к алкоголю или другому виду пагубных зависимостей, чтобы справиться с эмоциями, которые в нормальном состоянии вызвали бы у них стыд.
3. Духовный кризис — родители больше не пример для подражания.Подросток всё чаще ставит их мнение и советы под сомнение, а возражения и запреты воспринимаются в штыки.
4. Агрессия.Во время пубертата подростки становятся неуправляемы. Они ведут себя вызывающе, в комнате царит беспорядок, общаются агрессивно, на повышенных тонах. Эпатируют окружающих своим внешним видом.
Однако под маской нападения и агрессии у подростков скрывается неуверенность в себе. Срабатывают защитные механизмы оборонительной позиции своего ранимого «я», которое могло быть как-то задето. Подростки пытаются компенсировать свою неуверенность по принципу: лучшая защита — это нападение.
5. Обострённое чувство справедливости.Подросток легко проникается чувством солидарности к тем, кто больше всего в этом нуждается. Например, к бедным, слабым и отвергнутым. Помощь ближнему всегда хорошо отражается на тех, кто её оказывает.
6. Новое понимание дружбы.В этот период подросток открывает для себя дружбу по-новому. Начинает больше её ценить и может создать прочные дружеские отношения на всю жизнь. Это самый подходящий возраст, чтобы понять великое чувство самоотдачи.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе ТетрикаОставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Как родителям наладить доверительные отношения с ребёнком — советы психолога Алины ЕгоровойПервый камень, на котором строятся доверительные отношения — это непрерывное и активное присутствие в жизни ребёнка. Да, жизнь суетна, а обязанности и заботы часто нас захлёстывают. Но помните, что вы — главные герои в жизни вашего малыша.
Важно не просто физически быть рядом, но и жить каждой его радостью, переживанием, успехом и неудачей. Этим вы покажете ребёнку, что он важен для вас, что его чувства заслуживают уважения и внимания.
Второй этап — это открытый и честный диалог. Не бойтесь обсуждать сложные темы, подробно объясняйте свои решения и действия. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение учитывается.
Два ключа к открытому диалогу — это активное слушание и наличие обратной связи. Пусть ребёнок знает, что вы слушаете его, уважаете его мнение и готовы дать обратную связь.
Третий шаг на пути к близости и доверию — это установление границ. В их пределах устанавливаются рамки, в которых доверие может расцветать. Это даёт ребёнку чувство безопасности и стабильности, а также показывает, что вы бережёте его близость и душевное пространство.
В переходном возрасте есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Среди подростков довольно много идеалистов. Конечно, в их суждениях присутствует некая наивность, поскольку им не хватает жизненного опыта. Но именно поэтому и не стоит разрушать их идеализм — со временем они научатся находить меру.
Понимание молодежи переходного возраста | Фильмы CCTASSI
Серия фильмов
Понимание молодежи переходного возраста
История взросления молодежи в мире защиты детей и системы правосудия
Смотреть трейлер
Смотри
Больше информации
Смотреть трейлер
Смотри
Больше информации
Краткий обзор
Понимание молодежи переходного возраста предназначен для повышения осведомленности об уникальных потребностях и сильных сторонах, связанных с травмой, среди молодежи переходного возраста (TAY). В нем освещаются истории и опыт разнообразной группы вовлеченных в систему взрослых молодых людей, которые перешли из системы защиты детей и системы ювенальной юстиции. Серия фильмов состоит из объединенной версии, а также четырех отдельных эпизодов, в которых более подробно освещаются сообщения для каждой службы или тематической области: Часть 1: TAY в ювенальной юстиции; Часть 2: TAY в области защиты детей; Часть 3: Совладание и устойчивость; Часть 4: Движение вперед.
Часть 1
Ювенальная юстиция
Часть 2
Служба защиты детей
Часть 3
Совладание и устойчивость
Часть 4
Движение вперед
Изучение травм в детских учреждениях
История взросления молодежи в мире защиты детей и системы правосудия. У этих молодых людей переходного возраста есть мощные идеи, которые они могут предложить тем, кто идет по их стопам, и взрослым, которые их поддерживают.
Предыдущий
Следующий
Расширение ваших знаний о молодежи переходного возраста (TAY)
Установление поддерживающих отношений и развитие сильных сторон, а также ресурсов с молодежью переходного возраста, которые способствуют исцелению и устойчивости, являются одними из наиболее важных шагов, которые поставщики услуг и системы обслуживания детей могут принять.
Молодежь переходного возраста, показанная в этом фильме, обладает важными идеями и предложениями, которые они могут предложить другим молодым людям и поставщикам услуг, которые их поддерживают. Мы создали эту серию документальных фильмов, чтобы повысить осведомленность об уникальных потребностях и сильных сторонах молодежи переходного возраста (TAY), пострадавших от травмы. В этом фильме рассказывается об историях и опыте различных групп молодежи и молодых людей, вовлеченных в систему, которые вышли из системы защиты детей и правосудия в отношении несовершеннолетних. В нем предлагаются идеи и стратегии, которые поставщики могут использовать для повышения устойчивости молодежи при выходе из этих систем, а также для облегчения партнерства с молодежью, а также изменения систем.
Серия фильмов, разработанных Центром оценки детских травм, услуг и системной интеграции (CCTASSI).
Натаниэль и Кристина Матаник
Защищая интересы детей с помощью мощного средства повествования через кино, Натанаэль и Кристина Матаник возглавили множество проектов, усиливающих голоса детей, пострадавших от неблагополучных домашних ситуаций, бедности, системы защиты детей и системы правосудия по делам несовершеннолетних.
В этом документальном фильме редкие проблески этих миров даются глазами и голосами тех, кто только что пережил их, призывая всех нас развивать более глубокое сострадание и переводить его в более эффективную практику служения, защиты и заботы о молодежи, переходящей во взрослую жизнь.Кассандра Кисиел, доктор философии.
Д-р Кассандра Кисиел — профессор, клинический психолог и заместитель директора Программы охраны психического здоровья и политики, а также кафедры психиатрии и поведенческих наук Медицинской школы им. Файнберга Северо-Западного университета. Она является главным исследователем и директором Центра оценки детских травм, услуг и системной интеграции, давно финансируемого из федерального бюджета Центра Национальной сети детского травматического стресса (NCTSN), который специализируется на поддержке систем обслуживания детей в развитии инфраструктуры для понимания, оценки и реагирования на сложные последствия детской травмы, связанные с развитием.
«Эти видео нужно посмотреть!!»
Меган Харрингтон
Спасибо, что поделились своими историями!
Мосс В.
Предыдущий
Следующий
Узнайте больше о ИНФОРМИРОВАННЫХ О ТРАВМАХ ПОДХОДАХ К МОЛОДЕЖИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Потребности молодежи переходного возраста (TAY) Оценка: обратная связь от TAY и Поставщики в отношении Услуг TAY, Ресурсы и обучение
Посмотреть ссылку
Понимание травматических переживаний и потребностей с помощью всесторонняя оценка молодежи переходного возраста в сфере защиты детей
Посмотреть ссылку
ИНФОРМИРОВАННЫЕ О ТРАВМАХ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОСТАВЩИКА
Посмотреть ссылку
Transition Age Youth Housing Study
Это исследование, финансируемое New York Community Trust и в партнерстве с CSH, дает представление о жилищных траекториях молодых людей, покидающих приемные семьи и программы проживания для бездомных молодых людей, включая временные приюты и программы временного проживания. Используя административные данные, это исследование документирует, какие жилищные ресурсы используются молодежью, и оценивает, какая молодежь может быть подходящей для вспомогательного жилья или других конкретных жилищных ресурсов.
В исследовании участвовала когорта из 19 963 молодых людей в возрасте от 18 до 21 года, вышедших из приемных семей или из служб помощи бездомным (включая службы для сбежавших и бездомных молодежи (RHY)) в период с 2008 по 2013 год. Последующее использование услуг измерялось для периодов результатов в один, два и три года. Факторы риска и защиты также были проанализированы на основе предшествующего использования услуг, демографических характеристик и истории воспитания в приемных семьях.
Выводы
В течение двух лет после выхода:
- 63% выборки не возвращались ни в службы помощи бездомным, ни в тюрьму
- Примечательно, что эти молодые люди могут иметь доступ и по-прежнему нуждаться в других услугах, не связанных с жильем, не охваченных в этом исследовании, таких как услуги поддержки в области здравоохранения, трудоустройства или образования.
- 14% выборки проживали в приюте для одиноких взрослых
- 12% проживали в приютах для семей с детьми
- 2% проживали в приюте для взрослых семей
- 13% сидели в тюрьме
- 20% подходящих по возрасту молодых людей проживали в кризисном приюте для сбежавших и бездомных молодых людей
- 7% остались в программе переходного независимого проживания
- примерно 2% образца переместились в блок поддерживающего корпуса.
Несколько факторов постоянно повышали риск бездомности и участия в уголовном правосудии в будущем: Многократное пребывание в прошлом и более длительное пребывание в системе правосудия и/или службах для бездомных; использование услуг нескольких агентств; и несколько переездов в приемной семье. С другой стороны, субсидируемый выход из системы значительно снижает риск последующего использования услуги.
Было обнаружено, что эти факторы, которые предсказывают более позднее использование приютов для бездомных и тюремных систем, снижают вероятность успеха в вспомогательном жилье для лиц, которые были помещены.