Почему подростковый возраст считается переходным: Страница не найдена — ФГБУЗ МСЧ №59 ФМБА России

Почему подростковый возраст считают переходным

Под словосочетанием переходный возраст чаще всего подразумевают возраст от 11-12 до 13-14 лет, считая, что он связан с некоторыми психологическими особенностями ребенка, а точнее — подростка. Но почему же именно этот период называют переходным?

Переходный период в жизни человека

В возрасте 12-13 лет происходят заметные изменения у каждого подростка. Связано это сразу с несколькими психологическими особенностями, которые могут наступать чуть раньше или позже, а также по-разному проявляться. Тем не менее, любой человек за свою жизнь переживает эти психологические явления.

Переход связан, в первую очередь, с тем, что у подрастающего человека меняется ориентир в отношениях. В детстве до школьного возраста основную роль в жизни ребенка играли мама и папа. Родители были для ребенка так называемыми релевантными личностями, то есть людьми, на которых ребенок направлял свои действия.

Фактически, отношения ребенок выстраивал именно ориентируясь на маму или папу. Именно это может провоцировать ревность старшего ребенка к младшему: появляется страх остаться одному и без защиты.

Затем, с поступлением в школу релевантная личность меняется или появляется еще одна — учитель. Поэтому ребенку очень важно наладить контакт не только в группе, но и с преподавателем. Однако это продолжается недолго, поскольку с наступлением подросткового периода релевантная личность еще раз меняется.

Основной переход, который происходит в сознании подростка — это становление взрослого сознания из детского. Меняется ориентир и релевантная личность — теперь подрастающий человек ориентируется на свое окружение, на сверстников. Их мнение оказывается важно, поскольку человек чаще всего в течение жизни будет взаимодействовать именно со сверстниками.

С чем связаны особенности подросткового возраста

Подростковый возраст подразумевает не только умственный и моральный переход от детского состояния к взрослому. Это — стадия физического перехода. Половое развитие активно влияет на психологию человека, поскольку происходит самоидентификация как представителя женского или мужского пола, осознается сексуальное влечение, и, что важно, приходится привыкать к изменениям в своем теле, учиться им иначе управлять. Все это называется словом пубертат. Однако подростковый и пубертатный возраст — совершенно разные понятия, которые необходимо различать.

Известно, что в теле начинают активно вырабатываются соответствующие гормоны. Они могут влиять не только на физическое состояние, но и психическое — смены настроения, неожиданные реакции на обычные вещи и подобные подростковые особенности. Все, что происходит в возрасте 12-13 лет, важно, поскольку уже подросшие дети адаптируются в своей будущей среде.

Ища тех, с кем можно разделить свои интересы и хобби, они формируют не просто круг общения, но и друзей, с которыми впоследствии окажутся коллегами или сотрудниками.

Нередко родители ждут и наталкиваются на сложности, связанные с переходным возрастом. Ребенок как бы выходит из-под контроля, все время пытается делать что-то поперек. Вполне вероятно, дело в том, что родители не могут осознать того, что подросток — уже почти взрослая личность, и в нем необходимо воспитывать ответственность за собственные поступки, а не запрещать. В переходном возрасте стоит в разумных пределах позволить рисковать и сталкиваться с опасностями: ведь собственный опыт закаляет характер.

Не забывайте, что отношения лучше строить на компромиссе, а не на категоричных суждениях. Именно способность строить отношения, согласуя свои желания с потребностями другого человека, можно назвать одним из секретов благополучных отношений. Желаем вам теплых семейных уз ,

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

29.10.2016 18:24

Задание 1. Обоснуйте, почему подростковый возраст называют переходным и кризисным — Студопедия

Поделись  

Подростковый возраст принято считать переходным, так как это этап в жизни каждого человека, когда, происходит переоценка ценностей, выбор своего пути в жизни, оценка себя как личности, своих даров и талантов, поиск своего места в обществе.

В это время происходит на всех уровнях полный переход к взрослой жизни.

На физиологическом уровне, меняется гормональный баланс человека. В организме запускаются новые физиологические процессы, которые изменяют внешний вид, тембр голоса человека.

Душевный уровень — на фоне гормональной перестройки организма, человек становится очень чувствительным, к уважению, обидам, замечаниям, насмешкам. То, что раньше он не замечал, вдруг становится важным для него. Человек ищет себя и приходит к осознанию своего места в обществе.

И хотя, эти первые выводы часто являются неверными, так как формируются под влиянием гормональных изменений, подросток принимают их за аксиому и перестает видеть надежду и будущее, что порой приводит к суициду. Но если бы, подростки понимали, что это всего лишь гормоны, они бы никогда не ушли из жизни.

Третий и важный уровень — духовный. Подросток ищет смысл жизни, свое предназначение, раскрывает свои увлечения и таланты. А порой наоборот, не может вообще сориентироваться и понять себя. Поэтому часто делает все «за компанию», вместе с друзьями.

Поэтому и называется этот возраст переходным — переход от детских «розовых очков», к взрослым реалиям жизни. Переход бывает трудным, бывает легким, но каждый переживает этот возраст. И как видим, на планете живет столько людей, значит этот переход осуществить возможно, нужно и можно.

Задание 2. Опишите основные проблемы подросткового воз­раста.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.


Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.


В этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Задание 3. Опишите основные новообразования подросткового возраста. Укажите, существует ли различие точек зре­ния по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу.

Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе.Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения,связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей.В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.



Подростковый возраст как переходный период

06.13.2015

0 комментариев

 

Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослой жизнью, решающий этап развития нашего психического здоровья. Это период физических, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений, и важно, чтобы взрослые, поддерживающие молодых людей, хорошо понимали проблемы, с которыми они сталкиваются.

Физические изменения в подростковом возрасте

В 2013 году в отчете «Хорошее детство» (Детское общество) была отмечена удовлетворенность жизнью группы детей в возрасте от 8 до 17 лет. Они обнаружили, что в этот период снижается удовлетворенность жизнью.

Когда он разбит, кажется, что самое большое падение происходит из-за беспокойства, связанного с внешним видом. Возможно, это и неудивительно, учитывая, что в период полового созревания тела меняются как в размерах, так и в форме. Исследователи много спорят о том, может ли и в какой степени это повлиять на образ тела и самооценку молодых людей. В то время как физические изменения могут быть неловкими для всех, исследования показывают, что подросткам, которые считают свое физическое развитие особенно ранним или поздним по сравнению со своими сверстниками, особенно трудно приспособиться.

Развитие мозга в подростковом возрасте

Хотя физическое развитие может быть вполне очевидным, многие родители и специалисты в меньшей степени осознают, что подростковый возраст является периодом глубокого когнитивного развития; период массивного роста мозга, невиданный с младенчества. В недавних исследованиях рассматривался вопрос о том, может ли это объяснить некоторые распространенные модели поведения, которые мы наблюдаем у подростков: импульсивность, рискованное поведение и сильные эмоции. Исследования показали, что это может иметь какое-то отношение к префронтальной коре. У взрослых это часть мозга, которая помогает нам поддерживать целенаправленное поведение, умерять интенсивные эмоциональные переживания и сдерживать наше рискованное импульсивное поведение. Действительно, существует множество свидетельств, указывающих на то, что выбор целевого действия в решающей степени зависит от этой конкретной области мозга; однако он также разрабатывается одним из последних. Поэтому возможно, что рискованное и капризное поведение, типичное для этой возрастной группы, может иметь какое-то отношение к позднему развитию префронтальной коры.

Межличностные отношения в подростковом возрасте

Межличностное развитие является ключевым этапом подросткового возраста. Это период формирования личности, когда молодые люди становятся более ориентированными на своих сверстников, они индивидуализируются и отделяются, становятся более автономными от своей семьи. Развитие идентичности в значительной степени коррелирует с качеством отношений со сверстниками, с их основными опекунами и с любыми более молодыми людьми, которые их окружают. Межличностное развитие имеет решающее значение в подростковом возрасте, и именно здесь проявляется значительная психологическая устойчивость и уязвимость. Точки перехода между начальной и средней школой, переезды или любые другие обстоятельства, которые вынуждают подростка восстановить себя в новой группе сверстников, являются абсолютно ключевыми. Развитие их личной идентичности во многом зависит от того, кем они являются для других, и часто самые важные люди для молодых людей — это их сверстники и то, кем они являются для других молодых людей вокруг них. Мы также можем видеть высокий уровень разделения подростков в социальных кругах. Иными словами, подростки часто могут быть кем-то совершенно другим для своей семьи, для друзей, для внеклассных занятий. Это одна из причин, почему качество отношений между молодыми людьми и их социальной средой так важно и почему такие переживания, как издевательства или социальная изоляция, могут иметь такое глубокое влияние на психическое здоровье и благополучие молодого человека.

Одна из вещей, которая приходит с появлением независимости и с индивидуализацией в молодости, это формирование различных связей и различных типов отношений. Действительно, возникновение романтических отношений, активных и романтических чувств имеет решающее значение. Вот почему так важно, чтобы у молодых людей был положительный и здоровый опыт. Они очень уязвимы для эксплуатации и негативного опыта, который, опять же, может оказать глубокое влияние на их психическое здоровье и благополучие. Молодые люди склонны много экспериментировать с интимными отношениями, с романтическими отношениями и различными типами отношений со сверстниками. Иногда молодым людям может быть трудно, когда их идентичность не полностью сформирована и они менее ясны в отношении того, кем они являются для других, знать, как их определить – парень/девушка, друг, товарищ по спортивной команде? Эти трудности и неопределенность могут сделать их еще более уязвимыми в отношениях, где существует неравенство сил.

Традиционно подростковый возраст рассматривался и определялся как период бури и стресса. Мы ожидаем высокого уровня экспериментирования с конфликтами; во многих случаях развитие подростковой идентичности идет вразрез с тем, что от них ожидается. Подростки могут быть сложными и трудными в межличностных отношениях как в своих семьях, в учреждениях, так и в любых других контекстах, в которых они могут оказаться. Обычно они борются с идеями идентичности, конформизма и безразличия. Молодым людям очень трудно понять, как их воспринимают другие, но в то же время это очень важно для них. Подростковое развитие прибывает и ослабевает, они могут перейти от моратория и неуверенности к преждевременному формированию идентичности. Поэтому родителям, опекунам и специалистам важно учитывать эти динамические этапы, поскольку преждевременное формирование ожиданий может быть весьма пагубным.

0 комментариев

Подростковый возраст: период, требующий особого внимания

Телефон

  • Введение 1
  • Подростковый возраст: период, требующий особого внимания 2
  • Смертность, заболеваемость и инвалидность в подростковом возрасте 3
  • Поведение подростков, связанное со здоровьем 4
  • Что определяет различия в состоянии здоровья и болезни? 5
  • На пути к системам здравоохранения, ориентированным на подростков 6
  • Стратегическая информация для руководства ответными действиями сектора здравоохранения 7
  • Политика поддержки здоровья подростков 8
  • Работа с другими секторами 9
  • Ускорение действий в интересах здоровья подростков во всем мире 10

Предупреждение : Использование неопределенной константы section1 — предполагается, что section1 (это вызовет ошибку в будущей версии PHP) в /services/who-shared-hosting/sites/mcaadochance/htdocs/content. php в строке 138

Предупреждение : Использование неопределенной константы section2 — предполагается, что «section2» (это вызовет ошибку в будущем версия PHP) в /services/who-shared-hosting/sites/mcaadochance/htdocs/content.php онлайн 139

  • Признание подросткового возраста
  • Возраст — не вся история
  • Подростковый возраст: физические изменения
  • Подростковый возраст: изменения развития нервной системы
  • Подростковый возраст: психологические и социальные изменения
  • Последствия для здоровья и поведения
  • Последствия для политик и программ

Предупреждение : использование неопределенного константного раздела 1 — предполагаемый «раздел 1» (это вызовет ошибку в будущей версии PHP) в /services/who-shared-hosting/sites/mcaadochance/htdocs/content.php на линии 156

Предупреждение : Использование неопределенной константы section2 — предполагается, что «section2» (это вызовет ошибку в будущей версии PHP) в /services/who-shared-hosting/sites/mcaadochance/htdocs/content. php в строке 157

Подростки о значении здоровья: Способность делать что-то хорошо, без какого-либо дискомфорта или боли. Обеспечить безбедное будущее, без каких-либо осложнений вроде диабета или каких-либо сердечных заболеваний и т. д., вызванных тем, что было сделано в прошлом.

Пол не указан, 18–19 лет, Мексика

Здоровье — основа всего. Если вы хотите учиться или работать, вы должны иметь хорошее физическое и психическое здоровье.

женщина, 15-17 лет, Южная Африка

Это важно, потому что я хочу прожить долгую жизнь и не хочу быть ограниченным какой-либо болезнью, которая может быть результатом нездоровья. Я хочу быть образцом для подражания для детей, которые у меня могут быть, потому что я знаю, как важно иметь кого-то, на кого вы можете равняться и мотивировать вас быть здоровыми и заниматься спортом.

женщина, 15-17 лет, Великобритания

Здоровье – это жизнь. Хорошее здоровье позволяет вам по-настоящему погрузиться в жизнь.

женщина, 15-17 лет, Франция

Правильное функционирование одного человека имеет решающее значение для общества, потому что наши проблемы влияют на наше поведение, которое рано или поздно повлияет на все общество.

транс, 12-14 лет, Аргентина

Если вы чувствуете себя хорошо, вы производите, вносите свой вклад, вы счастливы и создаете позитивную социальную среду.

женщина, 18-19 лет, Мексика

Здоровье зависит от того, как вы за ним наблюдаете. Можно иметь здоровое тело, но больную душу. Я думаю, что это сводится к балансу сил, который заставляет ваше тело и разум работать вместе, чтобы иметь возможность испытать свободу и вместе с этим ставить цели.

мужчина, 15-17 лет, Мексика

Здоровье важно для меня, потому что быть в состоянии полного здоровья означает быть в состоянии функционировать в полную силу и, следовательно, иметь возможность работать в полную силу и вносить свой вклад в максимально возможной степени. деятельности, в которой я участвую.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts